Змр у детей что это

Задержка психомоторного развития у детей: основные причины и их лечение

змр у детей что это

:

  • 1. Причины возникновения задержки у ребенка
  • 2. Симптомы и диагностика ЗПР
  • 3. Лечение психомоторного развития
  • 4. Профилактика

За последние десятилетия увеличилось количество детей, у которых выявляется задержка психомоторного развития. У ребенка с таким диагнозом имеется насущная потребность в медицинском и педагогическом вмешательстве в развитие.

В большинстве случаев выраженная задержка речевого развития у ребенка сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и двигательной неловкостью, а впоследствии и отставанием умственного развития от своих сверстников. Поэтому используется также термин «психоречевое развитие».

Аномалия встречается у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Суммарная распространенность патологии в общей структуре психических заболеваний составляет 8-10%.

Причины возникновения задержки у ребенка

При задержке развития ребенка чаще всего отмечается наследственная отягощенность – наличие у родителей подобных или родственных расстройств, что свидетельствует о большой роли генетических факторов в возникновении большинства, но не всех случаев. Также определенное влияние имеют средовые факторы, но их роль менее значительна. Глубинные причины возникновения задержки психомоторного развития (ЗПР) различаются, поэтому отклонение принято классифицировать на:

  • первичное – формируется на фоне органических повреждений головного мозга или нарушении его функций;
  • вторичное – возникает при изначально неповрежденных структурах головного мозга и наличии тяжелых соматических патологий, например, при пороке сердца, которые сопровождаются церебральной недостаточностью.

Первичную патологию у ребенка могут вызвать следующие факторы:

  • заболевания женщины в период беременности – внедрение инфекционного агента, интоксикации, травмы;
  • кислородное голодание плода;
  • осложненная родовая деятельность;
  • травмы в процессе родовой деятельности – повреждения мозга головного и/или спинного, нарушения функции ЦНС (перинатальная энцефалопатия).

Вторичная задержка психомоторного развития у детей до года может быть спровоцирована следующими системными патологическими особенностями:

  • врожденные аномалии ЦНС;
  • психические заболевания;
  • гидроцефалия;
  • повышенное ВЧД;
  • ДЦП;
  • новообразования головного мозга;
  • аномалии кровоснабжения головного мозга;
  • прогрессирующий склероз мозга (лейкодистрофия);
  • нарушение транспорта спинномозговой жидкости.

Причиной возникновения ЗПР в послеродовом периоде являются инфекционные патологии и различные (в том числе психические) травмы, перенесенные в раннем возрасте.

В зависимости от причины возникновения нарушения ЗПР классифицируют на:

  • конституциональные;
  • соматогенные;
  • психогенные;
  • церебрально-органические.

Состояние ребенка во многом зависит от отношений в семье. Выраженная задержка психомоторного развития, по статистике, чаще всего встречается у детей из асоциальных семей. Провоцирующими факторами отклонения являются жестокое обращение, дефицит заботы, насилие. Но характерно, что при гиперопеке у детей могут отмечаться те же аномалии, что и при дефиците внимания.

Симптомы и диагностика ЗПР

Задержка психомоторного развития по коду МКБ-10 относится к классу F80-89 – «Нарушения психологического развития». У ребенка с врожденными причинами ЗПР, признаки отставания могут проявиться в раннем возрасте. Симптомы отклонений у детей разного возраста могут различаться:

  • в 4 месяца – отсутствует реакция на жесты и слова родителей, отмечается дефицит эмоциональных проявлений;
  • в 8-9 месяцев – отсутствуют попытки произнесения несвязных слогов или так называемый «детский лепет»;
  • в 12 месяцев – отмечается сниженная двигательная активность, окружающие считают малыша тихим, стеснительным, молчаливым;
  • в 1,5 года – отсутствует адекватная реакция на собственное имя, простые просьбы; кроха не произносит простые слова, несвязная речь, непонимание того, что ему говорят, кроме того, у него может отмечаться отсутствие навыка жевания;
  • в 2 года – речь бедная, с ограниченным запасом слов, отсутствует желание повторять новые слова;
  • в 2,5 года – словарный запас минимальный (не более 20), представлен набором разрозненных слов, ребенок не умеет строить из них связные предложения;
  • в 3 года – общение ограничено из-за несвязной, непонятной речи; ребенок может просто повторять фразы, без осознания их значения.

Кроме признаков отклонений в формировании речевой функции, при ЗПР отмечается отставание психического созревания – быстрая утомляемость, незрелая эмоционально-волевая функция, отклонение в мышлении (неразвитое воображение, ограниченный объем памяти, неумение переключать внимание, затрудненное восприятие новой информации). Сниженный умственный уровень, ограниченный набор эмоциональных проявлений затрудняют общение со сверстниками. У таких детей часто имеются характерные признаки синдромов, связанных с генетическими аномалиями.

Визуальные признаки задержки развития.

Для детей с ЗПР характерно стремление к получению удовольствия, поэтому они быстро бросают занятия, требующие сосредоточенности и напряжения, игровая деятельность носит, как правило, примитивный характер.

Нарушение психического и речевого развития могут сочетаться с отставанием в физическом созревании, иногда ЗПР соседствует с ДЦП.

Признаки патологии во многом схожи с симптомами других психических нарушений, например, с аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для постановки правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика.

С детьми проводят беседу, специальные тесты, позволяющие оценить уровень развития эмоционально волевой сферы, способность к общению с окружающими, а также внимание, объем памяти, особенности логического мышления. Кроме психологического и педагогического обследования назначают медицинское, которое проводят с помощью:

  • МРТ, КТ;
  • электроэнцефалографии (ЭЭГ);
  • исследования ВП.

Эти методики позволяют обнаружить структурные нарушения ЦНС и аномалии речевого центра у ребенка. Комплекс методик позволяет поставить ранний диагноз и своевременно начать лечение. Без правильного лечения проблемы углубляются, влияя не только на характер, межличностные отношения, но и на социальный статус.

Лечение задержки психомоторного развития

Детям с ЗПР необходима помощь врачей разного профиля: невропатологов, психологов, логопедов-дефектологов. Лечение должно происходить по индивидуально разработанной системе и включать:

  • медикаментозное воздействие – лекарства подбирает детский невропатолог в зависимости от причины и тяжести патологии;
  • физиотерапию – массаж, водолечение, специальные лечебные упражнения;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию – воздействие импульсами тока на определенные нервные центры мозга через черепную коробку.

Психологи и логопеды помогают ребенку овладеть речевыми навыками, применяя в игровой и предметно-практической деятельности специальные приемы стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения. Воздействие оказывают на все анализаторы – зрительные, слуховые, тактильные, т.к. они имеют связь с речевым, двигательным и другими центрами нервной системы и их раздражение стимулирует функции и активность мозговой деятельности.

Для активации эмоционально-волевой сферы в клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» с детьми занимаются психологи, используя:

  • арт-терапию;
  • сказко-терапию;
  • игровую терапию.

Специалисты применяют методики тренировки внимания, увеличения объема памяти, стимуляции логического мышления, восприятия. Результат будет зависеть от поддержки родителей, т.к процесс должен быть непрерывным.

Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР

Установлено, что мелкая моторика помогает активизировать мышление и речь. Поэтому если у ребенка выявлена задержка психомоторного развития, лечение включает лепку, конструирование, собирание пазлов.

В клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» мы лечим подобные нарушения, применяя инновационные методики лечения, которые обязательно включают методы физического развития – физкультуру, специальные упражнения, активные игры. Двигательный механизм также связан с психикой.

Механизм воздействия на ЦНС ребенка многогранный и требует терпения, регулярной работы, сотрудничества врачей, педагогов и родителей.

Поэтому рекомендуется помещать детей с синдромом психомоторной задержки в специальные группы дошкольных и младших школьных учреждений.

Эти группы имеются в профильных учреждениях VII вида, в которых детям помогают адаптироваться в социальной среде, научиться общению с одногодками и взрослыми окружающими, не зависеть от помощи взрослых в элементарных бытовых действиях.

Задержка психомоторного развития у детей, лечение которой происходит по адекватно разработанной схеме, имеет хороший прогноз. При раннем обнаружении признаков аномалии у ребенка и комплексном подходе особенности психомоторного состояния удается успешно скорректировать.

Профилактика

Задержка психомоторного развития, прогноз излечения которой в большинстве случаев благоприятный, требует особого подхода, длительного комплексного воздействия, динамического наблюдения специалистов. По прогнозам ученых, количество детей с ЗПР будет продолжать расти, если игнорировать меры профилактики:

  • планировать беременность с целью исключения наследственных аномалий, нарушений формирования и созревания ЦН системы;
  • регулярно наблюдаться у специалиста в период гестации, своевременно выявлять системные заболевания;
  • уделять внимание психоэмоциональному состоянию детей, заниматься их развитием.

Родители должны знать возрастные особенности ребенка, нормы, признаки аномалий формирования психических, эмоциональных, речевых навыков и своевременно отмечать их, обращаясь за профессиональной помощью.

Источник: https://beautyvertebro.com/zaderzhka-psixomotornogo-razvitiya-u-detej-osnovnye-prichiny-i-ix-lechenie/

Отклонения в моторном развитии ребенка

змр у детей что это

Каждый ребенок – это индивидуальность с присущим только ей набором самых разнообразных качеств. Поэтому развитие детей так отличается, как и сами дети друг от друга. При этом само развитие имеет некоторые принятые нормы, отклонение от которых пугает родителей.

Иногда опасения напрасны и безосновательны, в чем взволнованную маму может убедить любой опытный врач. Но бывают случаи, когда у ребенка действительно наблюдается задержка моторного развития. Как его распознать? Из чего состоит данный комплекс нарушений? Каким образом проявляется? На эти и многие другие вопросы мы найдем ответы прямо сейчас. И если вы действительно убедитесь в своих подозрениях, незамедлительно отправляйтесь с крохой на консультацию к специалисту!

Задержка моторного развития ребенка

В первые месяцы жизни ребенка заметить что-то неладное трудно, хотя тоже возможно. Это могут быть только видимые физические отклонения. Сама задержка моторного развития проявляется у детей позже – в течение первых лет жизни.

 Чем раньше родители заметят отклонения, тем больше вероятность того, что терпеливые и регулярные занятия с ребенком позволят добиться положительных результатов и частично или даже полностью избавиться от недуга.

Также на конечный результат влияет степень и тяжесть отклонений.

Когда можно говорить о существовании у ребенка задержки моторного развития? Когда к определенному времени он не приобретает навыков, которыми уже должен обладать в совершенстве. Именно это и есть время для беспокойства. Задача родителей – не только выявить отклонения, но и своевременно обратиться к врачу. Чем раньше, тем лучше.

Так, если к первому месяцу жизни ребенок еще не научился держать голову, это следует расценивать как сигнал к действию. И первое, что должны сделать родители, – сообщить о наблюдении ведущему педиатру или семейному врачу.

Также в качестве сигнала можно расценивать неумение малыша сидеть, ползать и ходить. Если к шести месяцам малыш не сел, к девяти не пополз, а к году даже не пытается встать на ножки, это не есть нормально. Кроме того, следует обратить внимание и на то, как кроха берет ложку: если неуверенно, а сверстники тем временем уже вовсю орудуют пищей в тарелках, – срочно обращайтесь к врачу. Как и в любых других ситуациях, когда малыш не может совершать элементарных и доступных остальным действий.

Причины нарушения развития детей

Для задержки физического и умственного развития детей сегодня существует масса причин. Это и инфекции, которыми могла переболеть мама в период беременности, и употребление алкоголя, а также других вредных веществ во время вынашивания крохи. Причиной задержки моторного развития, и не только моторного, могут стать родовые травмы, вредное производство или неблагоприятная домашняя обстановка во время беременности.

Чем могут помочь врачи при наличии нарушений? Какие советы и рекомендации дать? Все зависит от каждого отдельного случая. Задача родителей – во всем следовать рекомендациям, не отклоняясь ни на шаг! Ведь это может помочь ребенку достичь положительного результата в борьбе с недугом.

Кроме того, не следует бояться, если врач назначает применение сосудистых препаратов, потому что нарушение двигательных функций у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией, когда одни мышцы напряжены, а другие наоборот чрезмерно расслаблены. Мышечная дистония может привести к появлению задержки моторного развития или к двигательным нарушениям. Сосудистые препараты и витаминные комплексы, выписанные доктором, могут предупредить эту проблему или избавить от нее.

Нарушение мышечного тонуса может появиться в результате большого количества проблем, большинство из которых возникает преимущественно в центральной нервной системе – головном и спинном мозге. Они способствуют появлению гипоксии, во время которой организм малыша испытывает недостаток кислорода и ишемию.

Кстати последняя является нарушением кровоснабжения тканей всего тела, которое также ведет к гипоксии. И если вспомнить, как каждый из нас чувствует себя в душном помещении, при нехватке кислорода, нам станет предельно ясно, что именно испытывает организм и органы ребенка. Именно этими понятиями оперирует врач, подбирая курс лечения для ребенка, у которого выявлена задержка моторного развития.

Кроме сосудистых препаратов, витаминов и витаминных комплексов, доктор, скорее всего, назначит массаж, а также физиотерапевтические, водные процедуры, воздушные ванны, лечебную гимнастику.

Невропатолог и педиатр должны регулярно осматривать ребенка, что позволит им следить за динамикой лечения. В сложных случаях может даже быть назначено УЗИ головного мозга.

Особенности моторного развития

Неправильно оценивать способности одного ребенка относительно способностей другого, особенно на ранних стадиях развития. Да, один ребенок может сидеть уже в пять месяцев, а другой сядет только к семи. А ведь в данной ситуации мама огорчается, вот только напрасно.

Дело в том, что моторные навыки у детей преимущественно зависят от особенностей организма и развития отделов головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за равновесие и осанку. То есть пока структура мышц у ребенка не изменится должным образом, он будет не в состоянии выполнять желаемые мамой действия.

И здесь для нетерпеливых родителей таится большая опасность, так как нельзя вынуждать ребенка выполнять ряд действий при неокрепшем скелете и мышцах. Таким образом ребенку можно только навредить.

Ведь никто не раскрывает бутон розы раньше времени? Вот так и малышу надо дать время, чтобы он, как цветок, самостоятельно раскрылся.

Все, что в этом случае могут сделать родители, – это направить свои усилия на создания оптимальных условий. Так цветку нужны солнце и полив, а ребенку внимание, забота, массаж, физические упражнения соответственно возрасту и т.д.

А вот когда мозг маленького человека и его тело достигнут необходимого уровня развития, малыш сядет, возьмет в руки игрушки, поползет и пойдет.

И зависит это не только от физического развития крохи, но и от генетики, здоровья родителей, наличия наследственных заболеваний, предрасположенности к хроническим недугам, от перенесенных мамой заболеваний и стрессовых ситуаций во время беременности, кормления ребенка грудью и образа жизни родителей. То есть причин много, а результат один – задержка моторного развития.

Заложенная в ребенке программа моторного развития, унаследованная от близких, сама продиктует, во сколько кроха должен начать держать голову, сидеть, ходить, говорить  Нет никаких доказательств того, что рано научившиеся ходить дети потом становятся спортсменами или танцорами или более успешно учатся в школе, чем те дети, у которых эти навыки включились позже. Поэтому повода переживать нет!

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Со скольки месяцев можно подкармливать

Первый месяц жизни:

  • движения ребенка ограничены, повышен тонус сгибательных мышц;
  • хорошо действуют лишь мышцы, которые обслуживают сердце и другие важные внутренние органы;
  • мышцы быстро развиваются, но крепнут первыми мышцы шеи.

Второй месяц жизни:

  • малыш начинает поднимать голову, лежа на животе;
  • к концу второго месяца крошка держит голову несколько минут и вертит ею из стороны в сторону.

Третий месяц жизни:

  • у ребенка начинается комплекс оживления, он пытается схватить игрушку;
  • когда кроху выкладывают на живот, он стремится поднять не только голову, но и верх туловища, опираясь на предплечья.

Четвертый месяц жизни:

  • младенец поднимает голову из положения лежа на спине;
  • пытается сменить положение тела, ползать на животе.

Пятый месяц жизни:

  • ребенок поднимает туловище и опирается на ладони;
  • переворачивается со спины на животик;
  • пробует подняться из положения лежа на спине;
  • берет игрушки;
  • с поддержкой за туловище опирается на ножки.

Шестой месяц жизни:

  • малыш целенаправленно ползает;
  • совершает разные действия с предметами: стучит, бросает, берет в рот;
  • поднимается из положения лежа на спине, но сидит неустойчиво.

Седьмой месяц жизни:

  • дети уже сидят, хотя и не очень долго, так как быстро устают;
  • стоят при поддержке взрослых, хорошо ползают.

Восьмой месяц жизни:

  • ребенок хорошо сидит, легко меняет положение тела;
  • пытается самостоятельно встать, держась за кроватку или другую опору.

Девятый месяц жизни:

  • малыш хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за ручки;
  • пытается залезать на предметы, перелезать через бильца кровати;
  • становится ловким, легко поворачивает тело во время игры.

Десятый месяц жизни:

  • нагибается, становится на колени;
  • переходит от предмета к предмету, держась за опору;
  • пытается стоять самостоятельно;
  • открывает и закрывает коробочки, ящики;
  • вкладывает предмет в предмет.

Одиннадцатый месяц жизни:

  • уже долго ходит при поддержке за руку;
  • пробует преодолеть ступеньки, сползает с дивана;
  • играет с пирамидкой, коробочками, исследует свойства бумаги.

Двенадцатый месяц жизни:

  • прочно стоит на ногах, ходит без поддержки за ручки;
  • за руку взрослого поднимается по ступенькам;
  • может держать предметы двумя руками;
  • производит различные действия не только с игрушками, но и с предметами домашней утвари.

Это только график развития моторных навыков, который выработался на протяжении многих поколений. Отклонения от него не означают, что это непременно задержка в моторном развитии ребенка.

Однако если указанные признаки сильно отличаются во временном промежутке, то это повод обратиться к врачу и вместе с ним найти причину отставания ребенка в овладении необходимыми навыками.

Почему важно проконсультироваться с врачом?

Дело в том, что доктор лучше неопытных родителей определит причину отсутствия у ребенка в определенном возрасте необходимых навыков. Во-первых, он незаинтересованное и не подверженное панике лицо. Во-вторых, он может оценить ситуацию со стороны и быстро выявить первопричину.

Задержка моторного развития детей может развиваться по причине болезни, которую трудно обнаружить не только родителям, но и врачам. Существуют заболевания со скрытым характером течения, без явных признаков проявления.

То есть родители могут даже и не подозревать, что ребенок серьезно болен.

А все дело в том, что многие заболевания имеют схожую симптоматику, и только врач может поставить точный диагноз и выявить причину отклонения в развитии, назначив ряд анализов и исследований соответственно своим подозрениям и предположениям.

В некоторых случаях детям назначается даже УЗИ мозга или МРТ. При этом некоторые исследования могут быть проведены только для того, чтобы успокоить чрезмерно взволнованную маму, начитавшуюся форумов и наслушавшуюся подруг «по песочнице».

Что делать при подозрении на задержку моторного развития у ребенка? Успокоиться и обратиться за консультацией к специалисту. Ни в коем случае не надо заниматься самолечением и тем более прибегать к народной медицине. Если нарушения есть, то справиться с ними смогут только специалисты, а от вас требуется выполнение всех рекомендаций и вера в собственные силы и силы ребенка. Будьте здоровы и не болейте!

Источник: https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/otkloneniya-v-motornom-razvitii-rebenka.html

Задержка моторного развития у ребенка что это

змр у детей что это

Моторное развитие ребенка – один из важнейших факторов, свидетельствующих о правильном формировании двигательных навыков и нормальном функционировании опорно-двигательной и нервной системы.

Это понятие включает в себя возможность воспринимать, усваивать и использовать различные движения и развивать тем самым двигательную активность.

Задержка моторики или моторного развития (ЗМР) может проявиться в любом возрасте, поэтому родителям и педиатрам следует внимательно наблюдать за формированием активной двигательной деятельности малыша.

Что обозначает диагноз ЗМР

Темповая задержка моторного развития характеризуется более поздним появлением двигательных навыков, то есть нарушаются темпы их формирования. Существуют определенные возрастные этапы, когда малыш начинает самостоятельно держать головку, лежа на животе, сидеть, ходить. Оценивая характер двигательной активности малыша, специалисты обращают внимание не только на наличие определенных навыков, но и на степень готовности к ним костно-мышечных структур.

При слаборазвитом мышечном каркасе спины и неподготовленном позвоночнике ранние попытки малыша сидеть самостоятельно могут навредить неокрепшему организму. Поэтому педиатры и невропатологи в первую очередь проверяют мышечный тонус, рефлекторную деятельность, общее физическое развитие и затем уже дифференцируют задержку моторного развития от незрелости организма.

Моторное развитие в первый год жизни:

Возраст Двигательные навыки
2 месяца В положении лежа на животе удерживает голову на весу в течение нескольких минут, может поворачивать ее, смотреть по сторонам.
4 месяца Пытается взять в руку игрушки. Лежа на животе, поднимает плечевой пояс, опирается на руки. В положении на спине поднимает голову.
6 месяцев Переворачивается на живот, берет игрушки, ползает, принимает положение сидя.
8 месяцев Хорошо сидит, ползает. При поддержке взрослых стоит.
10 месяцев Хорошо владеет телом, пытается ползком преодолевать препятствия. При поддержке взрослых переходит от предмета к предмету, стоит самостоятельно. Способен вкладывать предметы друг в друга.
12 месяцев Ходит самостоятельно, может подниматься по ступенькам, держась за руку. Активно играет предметами, игрушками, удерживая предметы и правой и левой рукой.

Важно! Задержка моторного развития у детей до года может свидетельствовать о наличии отклонений в здоровье малыша. Это распространенный симптом повреждений ЦНС, анемии, пороков сердца. Поэтому при подозрении на ЗМР необходимо проконсультироваться со специалистом.

Особенности, последствия и риски ЗМР

Задержка статико-моторного и моторно-речевого развития – такой диагноз ставят в случае значительного отставания формирования двигательных и речевых навыков от сроков, указанных ВОЗ (Всероссийской Организацией Здравоохранения). Незначительное отставание при формировании некоторых навыков еще не говорит о ЗМР, однако если ребенок находится в группе риска, формирование моторных функций следует держать под контролем.

К факторам риска относят:

  • крупный плод;
  • сложные роды с наложением щипцов или вакуумного экстрактора;
  • недоношенность до 35 недель;
  • гипоксия 2 или 3 степени;
  • оценка по шкале Апгар до 5 баллов;
  • судороги в анамнезе.

Особенности патологии

При определении диагноза ЗМР необходимо установить причину отставания развития тех или иных навыков. Детям до года и старше не свойственно проявлять лень, поэтому если малыш не лежит на животе, не желает сидеть и ползать, но при этом встал и пошел до года – это может свидетельствовать о слабых мышцах спины, нарушении координации.

Задержка темпов моторного развития у детей часто компенсируется вовлечением других групп мышц. Эта патология характеризуется легким течением и обычно связана с нарушениями правил ухода за ребенком, недостаточной физической нагрузкой.

В отличие от темповой, психомоторная задержка связана с перинатальной патологией плода и проявляется нарушением замены безусловных врожденных рефлексов тоническими. В этом случае специалист оценивает психическое и физическое состояние малыша и определяет задержку формирования моторных функций на основании изучения различных факторов.

Последствия и риски ЗМР

Если диагноз ЗМР не был выявлен и устранен в раннем возрасте, возникает задержка формирования более сложных моторных навыков.

Задержка моторного развития у детей после года сопровождается развитием статико-моторной недостаточности и мозговой дисфункции. Это проявляется нарушением координации, памяти, страдает мелкая моторика, ребенок отстает от сверстников в беге, прыжках, при ходьбе часто падает.

Такие дети часто испытывают неуверенность, плохо владеют своим телом, возникает двигательное беспокойство. Им сложно изменить направление движения тела, возникают затруднения при занятиях физкультурой. Отставание в формировании моторной активности оказывает влияние на социальную адаптацию, ребенок чувствует себя неуютно среди сверстников.

Причины, которые привели к ЗМР, в дальнейшем способны вызвать ряд серьезных отклонений и заболеваний. Выраженная задержка психомоторного развития может быть следствием ДЦП, в этом случае раннее обращение к невропатологу благоприятно скажется на прогнозе и течении основного заболевания.

Темповая задержка речевого и моторного развития, последствия которой проявляются в психофизическом развитии ребенка, эффективно корректируется на ранних сроках. Поэтому при отставании, вызванном перенесенными инфекционными заболеваниями, травмами, нарушением режима питания и активности, необходимо проконсультироваться у педиатра и соблюдать рекомендации по устранению патологического состояния.

Источник: https://luxeth.ru/zaderzhka-motornogo-razvitija-u-rebenka-chto-jeto/

Задержка моторного развития

Рождение ребенка – праздник, который ждут с нетерпением родители. Однако, кроме радости от присутствия малыша, нужно и ухаживать, заботиться о нем. Самым напряженным можно назвать период до года. В это время все внимание родителей должно быть устремлено на наблюдение за тем, что умеет, чему ребенок научился за месяц, неделю, день

Моторное развитие и его особенности

Моторные навыки ребенка, в первую очередь, зависят от подготовки организма, отделов головного мозга, которые отвечают за осанку и равновесие. Даже если они работают хорошо, малыш не будет двигаться и сидеть тогда, когда мышечная структура не будет готова к удержанию веса и выполнению необходимой работы для передвижения.

Ребенок начнет хватать игрушки, сидеть, ползать, ходить только тогда, когда его тело и мозг достигнут определенного развития.

Все это зависит от:

  • здоровья родителей до зачатия;
  • генетических факторов;
  • предрасположенности семьи ребенка к разным заболеваниям;
  • наличия или отсутствия хронических недугов матери до беременности;
  • инфекционных острых болезней в процессе вынашивания;
  • употребления алкоголя и курения родителями.

Начнет ребенок ходить в 7 месяцев и 3 дня либо в 11 месяцев и 6 дней зависит от программы моторного развития, которая им унаследована. Когда малыш начинает рано ходить, то соответственно, он рано приобретет и другие навыки. Однако, не доказано, что те дети, которые пошли рано, станут в будущем лучшими танцорами или спортсменами, чем те, кто научился ходить позднее.

График моторного развития ребенка

Малыш на 1 месяце жизни имеет повышенный тонус сгибательных мышц, вследствие чего его движения несколько ограничены. Работают только мышцы, отвечающие за жизненно важнейшие функции. Именно с 1 месяца начинается их развитие, и происходит это постепенно. Самыми первыми начинают созревать шейные мышцы.

На 2 месяце жизни ребенок приподнимает головку, но на короткое время и в положении на животике.

Для укрепления мышц в этот период следует выкладывать на живот ребенка по несколько раз в день на ровную поверхность. Постепенно время выкладывания необходимо увеличивать. После шейных, начинают развиваться мышцы туловища и конечностей. Малыша в этот период не нужно одевать плотно, ему необходимо больше движений. Если сделать наоборот, то ребенку в последующем будет сложно вырабатывать двигательную координацию.

В 2 месяца малыш держит головку уже несколько минут, смотря по сторонам.

В 3 месяца у ребенка начинается оживление – он активно и хаотично двигает ручками и ножками на обращения мамы. Малыш захватывает игрушки, для чего ему подвешивают их так, чтобы он мог дотягиваться к ним руками. При положении на животике ребеночек, опираясь на предплечья, приподнимает верх туловище и головку.

На 4 месяце малыш, лежа на спине, поднимает головку, делает попытки сменить положение тела, приподнимается и переворачивается на бок со спины.

На 5 месяце он может приподнимать тело, находясь на животе и опираясь на ладошки, переворачивается на животик со спины, берет игрушку и при поддержке за туловище может переступать ножками.

6 месяц для малыша ознаменовывается свободой движений. Он начинает ползать для того чтобы добраться до игрушки – это хорошо развивает спинные мышцы, улучшает кровообращение и осанку.

Начиная с 7 месяца, ребенок берет игрушки и перекладывает их с одной руки в другую, стучит ими по разным предметам, прекрасно ползает и может хорошо стоять при поддержке взрослых.

Хорошо сидеть ребенок начинает к 8 месяцу, поэтому стимулировать его делать это на более ранних месяцах не стоит, так как это может ему навредить. Неокрепшие мышцы не могут держать хорошо позвоночник, что способно привести к его искривлению. Только когда малыш сам делает попытки сесть или встать, показывает, что его мышцы достигли необходимой крепости.

В 8 месяцев малыш может сам ложиться, ухватившись за что-нибудь вставать, давать ручку.

9 месяц характеризуется способностью ребенка твердо стоять с опорой, залезать на предметы, переступать, придерживаясь ручками, он набирается ловкости, а при игре поворачивает корпус тела.

На 10 месяце малыш при игре с поддержкой становится на колени, нагибается, может переходить от одного предмета к другому, закрывать и открывать коробочки, вкладывать предмет в предмет. В 11 месяцев он забирается вверх по ступенькам, долго стоит и ходит при поддержке, играет активно с предметами и бумагой.

В годик ребенок на ногах стоит прочно, хорошо ходит, может носить предмет двумя ручками. В такой период необходимо следить внимательно за малышом, поскольку его двигательные движения могут привести к несчастным случаям, так как он активно контактирует с окружающим пространством.

Признаки задержки моторного развития

Для того чтобы определить нарушения в моторном развитии малыша, необходимо знать по каким признакам оно определяется. Они проявляются уже тогда, когда ребенок еще не ползает, ходит, сидит и играет с игрушками.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько спит ребенок в утробе матери

Следует сообщить педиатру в случае, если ребенок:

  • в конце 1 месяца не может удержать головку вертикально на мгновение;
  • в конце 2 месяца не отрывает голову от поверхности на 5 сантиметров и не может ее удержать; делает нессиметричные движения конечностями;
  • в конце 3 месяца не держит голову вертикально на протяжении полминуты, на животе – минуту; не тянется к игрушкам; не разглядывает свои руки;
  • в конце 4 месяца головка отклоняется назад, если его поднимают из лежачего положения, а лежа на животе, не приподнимает туловище; в вертикальном положении не опирается на пальцы ног при поддержке под мышками;
  • в конце 5 месяца не держит уверенно голову, в особенности тогда, когда его поднимают из лежачего положения; не может хорошо повернуться на спину с живота; неуверенно тянет к игрушке ручку;
  • в конце 6 месяца не может дотянуться к игрушке, не захватывает ее лежа на животе; а при поддержке под мышками ножками не перебирает;
  • в конце 7 месяца не делает попыток сесть при поддержке за руку матери;
  • в конце 8 месяца не ползет назад; не может удержать между пальцами пуговицу; при поддержке не стоит;
  • в конце 9 месяца при сидении держит равновесие плохо; не ползет вперед и вокруг оси не поворачивается; не пьет сам из чашечки; не может сдернуть шапку;
  • в конце 10 месяца не пытается принять стоячее положение; не сидит, вытянув ножки; не ползает; не стоит и не двигается при поддержке за опору;
  • в конце 12 месяца не делает шажки, держась за руки родителей; не способен удержать одной рукой 2 маленькие игрушки и не может отдать их взрослому.

Стоит заметить, что формирование хватательных движений, умение ходить, играть с игрушками окончательно происходит на 2 – 3 году. Однако, для того чтобы выявить нарушения моторного развития у грудничков, определиться с причиной и провести своевременную терапию, следует делать профилактические осмотры как педиатру, так и неврологу на 1, 3, 6 и 12 месяцах.

Источник: http://xn----9sbajxbnz2l.xn--p1ai/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F/

Задержка моторного развития у детей до года

Задержка темпов моторного развития или задержка освоения двигательных навыков ребенком до одного года встречается достаточно часто. Опасно ли это для ребенка? К каким последствиям может привести отставание в освоении навыков?

В подобных ситуациях не стоит бить тревогу и начинать панику. Важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.

Существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений (перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба и т.д.), которые помогают родителям ориентироваться в данной сфере. При этом если отставание действительно наблюдается, необходимо всегда обращаться к врачу-педиатру в связи с возможными неприятными и даже инвалидизирующими последствиями.

Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором — как генетическими особенностями, так и факторами внешней среды, заболеваниями малыша и т.д. Особо стоит выделить следующие наиболее частые причины задержки моторного развития детей в 8 месяцев и в любом другом возрасте:

  • Различные виды врожденных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода.
  • Инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни.
  • Врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата и т.д.

Если отставание в развитии действительно имеет место быть, необходимо всегда обращаться за квалифицированной медицинской помощью, в первую очередь направленной на выявление причинных факторов подобной задержки моторного развития у малыша, а так же составление индивидуальной программы коррекции  освоения двигательных навыков.

Проявления задержки моторного развития

Освоение моторных навыков проходит через хорошо известные возрастные периоды. На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.

  • В возрасте одного-двух месяцев ребенок практически ничего не умеет. Способен только фиксировать свой взгляд на несколько секунд и хаотично двигать ручками и ножками. Выявить отставание в двигательной сфере на данном этапе практически невозможно. Однако опытный врач может определить чрезмерное повышение или снижение мышечного тонуса и другие характерные симптомы, возможно свидетельствующие о тяжелом поражении головного мозга.
  • Если малыш не пытается подняться при положении лежа на животе и не отклоняет голову, то, скорее всего, имеется задержка моторного развития, с которой необходимо сразу же обратиться в лечебное учреждение.
  • На шестой месяц жизни малыш никак не переворачивается со спины на бочок и живот, а так же обратно. Подобная ситуация может быть связана с целым рядом факторов, многие из которых являются физиологическими и не представляют угрозы.
  • Если ребенку уже восемь месяцев, а он до сих пор не пытается и не умеет ползать, то стоить обратиться к врачу-педиатру за консультацией и проведения дополнительных обследований.
  • К концу первого года жизни, любой малыш уже должен совершать хотя бы несколько шагов, в том числе и при поддержки родителей. Если этого не происходит, возможно имеется задержка моторного развития, требующая медицинского обследования.

Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.

Последствия задержки моторного развития

При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:

  1. Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
  2. Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
  3. Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
  4. В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.

В связи с возможными последствиями задержки моторного развития у детей до года необходимо тщательно следить за освоением ими различных двигательных навыков, начиная с самых простых, связанных с движением в сторону интересующих предметов, заканчивая такими сложными двигательными актами как ходьба. Знание закономерностей развития моторных навыков необходимо не только врачам-педиатрам и неврологам, а так же и самим родителям. 

Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

Источник: https://mirmam.pro/zaderzhka-motornogo-razvitiya

Причины задержки моторного развития

Когда ребеночек начнет сидеть, ползать и ходить — зависит от унаследованной им генетической программы. Главными причинами, вызывающими отклонения в развитии детей, считаются:

  • нарушения развития младенца еще в утробе матери из-за неправильного формирования коры головного мозга;
  • инфекционные болезни, перенесенные будущей мамой при беременности;
  • травмы, полученные в процессе родов;
  • злоупотребление будущей мамой алкоголем, сигаретами и наркотическими веществами;
  • воздействие электромагнитных излучений;
  • вредные условия трудовой деятельности мамы.

Симптомы задержки моторного развития

Чтобы точно определить наличие отклонений в моторике малыша, необходимо знать определенные симптомы и признаки. Каждая мама должна принимать неотложные меры, если:

  • по окончании I месяца ребеночек все еще не держит сам головку в течение 30-ти секунд, а по окончании II месяца — не поднимает головку на 5 см от горизонтальной опоры;
  • к концу III месяца младенец не тянется к игрушкам, не наблюдает за своими ручками и не держит вертикально голову на протяжении минуты;
  • к концу IV месяца младенец откидывает голову назад и, лежа на животе, не поднимает туловище;
  • к концу V месяца ребеночек все еще неуверенно держит свою голову и не переворачивается с живота на спину;
  • к концу VI и VII месяцев не дотягивается до игрушек, с помощью мамы не может сесть;
  • к концу VIII месяца не отползает в обратном направлении;
  • к концу IX и X месяцев ребеночек неуверенно сидит, не ползает, не стоит у опоры.

Мамам необходимо бить тревогу, если к концу XII месяца малыш не может совершить несколько шагов, в два годика не говорит и 10-ти слов, в три года ребенок часто падает, плохо говорит и не проявляет интереса к играм.

Диагностика задержки моторного развития

Врачи стараются обнаружить болезнь на ранних сроках. Поэтому при появлении на свет младенца у него берут кровь для определения генетических заболеваний: гипотиреоза, галактоземии, муковисцидоза, адреногенитального синдрома и фенилкетонурии.

У младенца оценивается степень гипоксии по шкале Апгар. Потом наблюдение за малышом производит педиатр. Кроме того, регулярный осмотр малыша (в 1, 3, 6 и 12 месяцев) осуществляет детский невролог.

Детям проводят УЗИ мозга с целью выявления возможных поражений.

Лечение задержки моторного развития

Большинство симптомов болезни исчезает самостоятельно после достижения детьми определенного возраста. При серьезных отклонениях ребеночку назначаются массажи, витаминные и сосудистые препараты. В особо тяжелых ситуациях применяются ноотропы, рефлекторные стимуляции.

Профилактика задержки моторного развития

Для предупреждения регрессии заболевания врачи назначают детям курсы лечебной зарядки, массажи и водные процедуры. Назначается физиотерапия и электрофорез. Доктор индивидуально подбирает лучшие методы профилактики, чтобы исключить появление нарушений психомоторного характера в развитии детей.

Источник: https://www.nebolit.ru/disease/zaderzhka_motornogo_razvitiya/

Задержка темпов моторного развития у ребенка

Моторное развитие ребенка – один из важнейших факторов, свидетельствующих о правильном формировании двигательных навыков и нормальном функционировании опорно-двигательной и нервной системы.

Это понятие включает в себя возможность воспринимать, усваивать и использовать различные движения и развивать тем самым двигательную активность.

Задержка моторики или моторного развития (ЗМР) может проявиться в любом возрасте, поэтому родителям и педиатрам следует внимательно наблюдать за формированием активной двигательной деятельности малыша.

Диагностика заболевания

Выявить задержку моторного развития возможно на ранних этапах развития, специалисты оценивают совокупность различных факторов и выделяют характерные для этого заболевания признаки. В процессе дифференциальной диагностики важным является сбор анамнеза. В ходе опроса врач выясняет возможные причины развития ЗМР:

  • вредные привычки и инфекционные заболевания мамы во время беременности;
  • наследственный фактор;
  • профессиональные вредности у мамы;
  • травмы, полученные во время беременности или в процессе родов;
  • нарушение формирования коры головного мозга у плода.

При наличии располагающих факторов врач обращает внимание на темпы развития двигательных навыков. О возможной ЗМР свидетельствует:

  • Если ребенок к концу второго месяца не в состоянии поднимать и удерживать головку.
  • Не проявляет интереса к игрушкам, не тянется к ним ручками в конце третьего месяца.
  • Не может перевернуться с живота на спину в конце пятого месяца.
  • В полгода не может сесть при поддержке мамы.
  • К концу восьмого месяца не ползает в обратном направлении.
  • В десять месяцев не сидит, не может стоять у опоры.
  • В год не может ходить, даже при поддержке взрослых, не может сделать самостоятельно несколько шагов.

Если в два года ребенок не начал говорить отдельные слова, а к трем годам не интересуется играми, апатичен, плохо говорит, часто падает – все это так же свидетельствует о возможной ЗМР.

Важно! Для ранней диагностики патологии специалисты используют лабораторные и инструментальные методы обследования. При рождении у ребенка производят забор крови на выявление генетических отклонений. Возможные нарушения развития коры головного мозга и других его отделов проводят ультразвуковое обследование.

Регулярные профилактические осмотры педиатра и невропатолога, которые проводят в возрасте 1, 3, 6 месяцев и в год, способствуют выявлению задержки развития моторики в раннем возрасте. Такая диагностика повышает результативность последующего лечения и влияет на прогноз заболевания.

Коррекция и лечение задержки моторного развития

Темповая ЗМР при раннем ее выявлении проходит бесследно, при условии своевременных коррекционных мероприятий. Лечение патологии проводят с использованием лекарственных препаратов и с помощью немедикаментозных средств.

Медикаментозное лечение

Основное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время ноотропы (Актовегин, Церебролизин), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы.

В обязательном порядке назначают витаминные препараты, витамино-минеральные комплексы, общетонизирующие средства (Элькар).

Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом.

Немедикаментозное лечение

Большое значение в лечении ЗМР играет лечебная физкультура, массаж, развивающие игры. Для профилактики и лечения задержки развития мелкой моторики рекомендованы игры с мелкими предметами, использование специальных устройств и тренажеров.

Общеукрепляющий медицинский массаж направлен на снятие гипертонуса и укрепление скелетных мышц, повышение трофики тканей, снижение напряжения, улучшение кровообращения в различных отделах опорно-двигательной системы.

Комплекс физкультурных мероприятий способствует правильному развитию и формированию моторных навыков, тренирует координацию, исправляет осанку, укрепляет мышцы и приучает их к физиологической нагрузке.

Задержка моторного развития по МКБ 10 относится к классу F82 и имеет благоприятный прогноз. Своевременная диагностика, выявление причин отставания и грамотное лечение приводят к полному выздоровлению ребенка.

029

Источник: https://onlymama.ru/motornye-narusheniya/zmr/zaderzhka-motornogo-razvitiya/

Задержка моторного развития или незрелость? Беседа с неврологом

Евгения Тихомирова, детский невролог, ответила на распространенные вопросы родителей о различных отставаниях ребенка в развитии двигательной активности. Начнем с того, что не каждое отставание является поводом ставить диагноз ЗМР. Нередко речь идет о незрелости мозга.

Готовность ребенка к навыку

— Когда имеет смысл паниковать? Есть ли яркие признаки того, что речь идет именно о задержке моторного развития? И когда мы говорим о простой незрелости?

— Важно понимать, что ЗМР – это симптом каких-то проблем у ребенка.

Если отстает, то вопрос – почему? Одна из причин — повреждение нервной системы при рождении, которое бывает при недоношенности, тяжелой гипоксии в родах, искусственной вентиляции легких и пр.

  При оценке развития ребенка врачи обязательно учитывают эти факторы риска. За детьми из группы риска бдим и «лениться» не разрешаем: в их случае, ЗМР будет рассматриваться как признак формирования патологии (ДЦП), поэтому необходимо раннее вмешательство.

Кроме повреждения нервной системы в родах, причин для задержки развития множество: на развитие влияют гипотрофия, анемия, пищевые непереносимости, пороки сердца, различные нарушения обмена, генетические синдромы и прочее. Поэтому при осмотре ребенка обращаем внимание на дополнительные симптомы, а не только на сам факт наличия навыка.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как выбрать обувь ребенку

Вообще неврологов больше интересует не факт наличия или отсутствия навыка, а готовность ребенка к нему. Например, три ребенка в 4.5-5 месяцев не переворачиваются на живот. Это для родителей они все одинаковые «лентяи», а на деле ситуации разные и подходы к лечению и диагностике разные:

  • Один вялый, как тряпочка, голову плохо держит, на животе приподнимается на локоточках непродолжительно, не потягивается за ручки, опоры нет;
  • Другой с нормальным мышечным тонусом, подолгу лежит на животе и поднимает корпус, выпрямляя руки, но переворачивается только с помощью взрослого;
  • Третий на животе вообще не лежит, ревет, сразу же пытается перевернуться обратно.

Так вот, если педиатр и невролог не имеют претензий к ребенку, то паниковать не нужно. Здоров, но не дозрел. А если есть предпосылки к ЗМР, по анамнезу или осмотру, то ждать задержки.

Дети не умеют лениться

— Могли бы вы еще раз уточнить, какие дети относятся к группе риска? Чьим мамам стоит быть особенно внимательными?

— Факторы риска следующие:

недоношенность менее 35 недель;оценка по Апгар — 5 и менее;ИВЛ после рождения;желтуха более 300 мкмоль/л;внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;если регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);если были судороги;если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;

если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).

— Распространенные аргументы мам на форумах – «Все индивидуально» или «Он просто ленивый». Как долго подобными словами можно оправдывать собственное бездействие?

— Дети лениться не умеют. Если отстают — значит, есть причина. Отставание имеется в виду за границы всяких норм. Сразу определимся, что значит норма и отставание. Есть «норма большинства», то есть когда большинство детей осваивают навык. А есть граничные значения: сроки, в которые здоровые дети осваивают навык, они широкие. Смотрите таблицу ВОЗ.

Перевод таблицы с сайта Mamazanuda.ru

За границей детей не трогают? Это миф!

— Насколько важна и важна ли последовательность освоения навыков?

— Тут двояко. С одной стороны, важен конечный результат: ходьба. Но с другой, есть законы развития мозга, согласно которым, все должно быть поэтапно. Нарушение этапности свидетельствует о каком-то неблагополучии, и о том, что ребенок это неблагополучие как-то преодолевает.

Ведь на самом деле у детей большой запас прочности. Например, если ребенок из-за нарушений в шейном отделе позвоночника не лежит на животе, он на живот долго не будет переворачиваться, будет переворачиваться с живота на спину (хотя это сложнее). Не ползает, сразу садится и встает.

Вроде все нормально, проблема скомпенсировалась.

Пример из жизни: сын пополз по-пластунски в 6 месяцев, встал у опоры в 8 месяцев, сел из положения стоя в 8,5 месяцев, в 9 месяцев пополз на четвереньках, в 11,5 пошел, и вроде бы все хорошо.

Но потом вскрылись проблемы: слабые мышцы спины, что сказалось на осанке (поэтому поздно сел); сложности с координацией: долго не мог освоить велосипед, коньки, трудности при выполнении новых упражнений, неуклюжесть.

И добавлю про неползающих детей (их по статистике 10%): они в группе риска по нарушениям координации, письма и чтения. Хоть это и необязательно.

— Есть мнение, что за границей ребенка до двух лет вообще не трогают — когда освоит свои навыки, тогда и освоит. Что вы скажете по этому поводу?

— Нет такого за границей, это миф! В таблице приведены нормы Всемирной организации здравоохранения. Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).

Продолжение о массаже, уколах, ноотропах и физиотерапии следует

Источник: https://uparents.ru/zaderzhka-motornogo-razvitiya-ili-nezrelost-beseda-s-nevrologom-chast-1/

Причины ЗМР

Развитие моторных навыков напрямую зависит от работы отделов мозга, отвечающих за правильную осанку и координацию движений. Малыш начинает самостоятельно двигаться тогда, когда его опорно-двигательный аппарат сформировался, за что отвечает наследственная генетическая программа. Однако всегда есть риск – что-то может пойти не так во время беременности, родов, в первые дни/недели/месяцы жизни крохи.

Основными причинами синдрома ЗМР специалисты называют:

  • Патологии формирования коры мозга еще в материнской утробе
  • Инфекционные заболевания, которые перенесла будущая мама при беременности
  • Сложный акушерский анамнез – травмы при родах, гипоксия, асфиксия
  • Злоупотребление родителями наркотическими средствами и алкоголем
  • Воздействие радиации и электромагнитных излучений на плод

О причинах отставания в моторном развитии можно говорить очень много и долго. Нужно понимать, что в этом вопросе многое зависит от унаследованного алгоритма моторного развития. Малыш может пойти в 7 месяцев, но это не значит, что он станет лучшим атлетом, чем тот, кто пошел в 11,5 месяцев.

задача родителей – здраво смотреть на развитие своего ребенка и при наличии малейших симптомов ЗМР не тешить себя иллюзиями и не откладывать поход к специалисту. Очень часто задержка психомоторного развития переходит в гораздо более страшный диагноз – ДЦП. Поэтому здесь надежды на «авось пронесет» быть не должно.

Когда бить тревогу?

  • К концу первого месяца жизни ребенок не может самостоятельно удерживать головку в течение 20-30 секунд.
  • В двухмесячном возрасте он не в состоянии поднять голову на пару минут из положения лежа на животике.
  • К трем месяцам малыш не держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку, не смотрит на свои ручки, не сцепляет их вместе.
  • В четыре месяца младенец не может сменить положение тела, перевернуться на бок со спины.
  • 5 месяцев – держит головку неуверенно, не может перевернуться с животика на спинку.
  • 6 месяцев – ребенок сам не берет игрушки, не перекладывает предметы с одной руки в другую, не перебирает ножками, если поддерживать его под мышками.
  • 7 месяцев – не совершает попыток сесть, удерживаясь за мамины руки.
  • К концу 8 месяца он не способен подползать к интересующему предмету, не может сидеть самостоятельно и стоять с поддержкой.
  • К концу 9 месяца жизни ребенок все еще сидит неуверенно, не может стоять опираясь на мебель/стену, не ползает, не способен сам пить из кружки.
  • В год малыш не делает хотя бы несколько шагов вдоль кроватки или дивана, не садится на корточки, держась за мебель.
  • В два года – не говорит слов, в три года – плохо говорит, часто падает при ходьбе и не интересуется играми.

Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика.

Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе.

Диагностика ЗМР

Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями.

Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде.

Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.

https://www.youtube.com/watch?v=RRM—YXqoXs

Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.

Лечение ЗМР

Программа лечения должна быть комплексной и основываться на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Системный, строго индивидуальный подход – центральная ось любого комплекса реабилитационных мер.

Поэтому в терапевтическом процессе активное участие принимает сплоченная команда узкоспециализированных врачей – невролог, педиатр, реабилитолог, ортопед, психолог.

Часто к процессу лечения подключаются логопеды и дефектологи, поскольку ЗМР накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей.

В нашем Центре работают специалисты с опытом работы не только в России, но и в странах Европы, США. В профессиональном арсенале врачей – современные методики, доказавшие свою эффективность, богатейший практический опыт и желание поделиться своими знаниями с родителями больных деток.

Мы воспринимаем родителей как самых главных наших помощников, стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Комплексный системный подход к лечению – это гарантия стабильного результата и положительной динамики в реабилитации деток с ЗМР любой степени сложности.

Мы стремимся не просто помочь малышу научится переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава. Все эти патологии тормозят нормальное развитие моторики.

Программа лечения ЗМР включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на виброплатформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия

Для закрепления результата и предотвращения регрессии мы также рекомендуем занятия ЛФК, которые проходят в нашем Центре в игровой интересной форме. Позитивный настрой маленьких пациентов способствует более быстрому и глубокому усвоению новых движений, а упражнения выполняются без физических и эмоциональных пыток.

Для нас очень важно, чтобы малыши чувствовали себя комфортно на занятиях и верили в успех реабилитации вместе с нами.

Источник: https://galileomed.ru/nashi-napravleniya/zaderzhka-motornogo-razvitiya

Задержка моторного развития или невролог торопит события?

Мамы сомневающиеся в назначениях неврологов при медленных темпах развития — вот Ваша успокоительная таблетка от Всемирной организации здравоохранения!

Если Вы уже перерыли все форумы и статьи на тему колоть ли ребенку актовегин, кортексин и еже с ними и так и не нашли разумного ответа на Ваш вопрос, то обратите внимание на окна достижений моторного развития опубликованных ВОЗ:

Сроки моторного развития по ВОЗ

Схему утащила с официального сайта ВОЗ.

О нашей «задержке моторного развития»

Когда Яне исполнился годик угораздило нас попасть на прием к неврологу. Признаться большую часть приемов первого года мы проигнорировали, потому что, по-моему мнению, ответственная и внимательная мама лучше врача может справиться с диагностикой своего здорового малыша. Те несколько раз которые мы попадали на прием производили на меня удручающее впечатление — это были формальные процедуры по заполнению врачебных отчетов, шаблонные фразы и некомпетентные рекомендации. Например:

  • о вводе прикорма в 4 месяца с соков, это учитывая наше прекрасное ГВ и отличные прибавки;
  • о том, что цельноклеточная вакцина АКДС нисколько не хуже бесклеточной.

Апогеем наплевательского отношения со стороны медицины стала задержка моторного развития, установленная неврологом по причине «в год самостоятельно не ходите» и назначение курсов актовегина внутримышечно и профессионального массажа. На мое робкое «это обязательно?», последовал однозначный ответ «Обязательно!».

Я, как мама тщательно контролирующая, развитие своего ребенка уже выходя из кабинета невролога, однозначно знала, что мой ребенок здоров, а назначение сделано для для подстраховки врача.
Как мама, я не могу промолчать и не обратиться к врачам.

Уважаемые врачи, если у вас нет времени на качественный прием  в течении которого вы в состоянии собрать информацию о ребенке настолько, чтобы взять на себя ответственность в его здоровье или отсутствии, не надо назначать средства с недоказанной эффективностью и кучей побочных эффектов!

Насчет актовегина, приведу классический пример с моего излюбленного форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера:

Мама: Сыну 5мес 1нед, сегодня были у невролога и нам назначили уколы Актовегин. Попробую объяснить претензии врача к нам: гипертонус в ножках (встает на носочки), гипотонус в ножках (где ТБС), разный тонус в ручках (одна рука сильнее другой, это на самом деле заметно), не до конца раскрывает ладошки.

На вопрос есть ли у нас патология развития, доктор не дала вразумительного ответа, а на вопрос для чего же уколы ответ: «Чтобы вы к 6 месяцас были красивенькие». На данный момент пьем Пантокальцин и Элькар, делали электофарез и 2 курса массажа (первый курс в связи с кривошеей, сейчас исправили).

Ребенок переворачивается с живота на спину и со спины на животик, лежа на животе опирается на предплечья, пытается ползать, но пока не получается, не крутится на животе вокруг своей оси. Не хочется мучить ребенка уколами, не понятно действительно ли это необходимо. Подскажите, пожалуйста что же делать!!!???

Врач: Какой помощи Вы ждете от наших консультантов, если ничего не рассказали о патологии ребенка. Что беспокоит Вас? Что беспокоит ребенка? Актовегин, даже если его назначит 10 неврологов — не лекарство, а небезопасное снадобье.

Уколы — чтобы ребенок был красивым — бред.

Элькар и пантокальцин — бред. Электрофорез — экспонат музея истории медицины.

Массаж — хоть не навредит, хотя есть великое подозрение, что и к нему показаний не было.

Почему Вы взяли невролога третьим родителем? Что мешает ребенку просто расти?

Вернемся к схеме достижений ВОЗ, ведь из неё мы можем узнать, что оказывается нормально если ребенок не умеет:

  • самостоятельно сидеть до 9 месяцев;
  • стоять с поддержкой до 11 месяцев;
  • ползать до 1 года 1 месяца;
  • ходить с поддержкой до до 1 года 1 месяца;
  • самостоятельно стоять до 1 года 4 месяцев;
  • самостоятельно ходить до полутора лет.

И разумеется вопрос о целесообразности инъекций актовегина, кортексина и массажа снимается с повестки. Я уже неоднократно обращала внимание, на тот факт, что некомпетентные врачи здОрово дискредитируют медицину в глазах общества — взять, тот же вопрос недоверия к прививкам или иммуностимуляторам при ОРВИ.
Предлагаю пару вопросов для сбора статистики общественного мнения

Источник: https://mamazanuda.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой