Во сколько ребенок должен сам одеваться

Во сколько ребенок должен сам одеваться комаровский

во сколько ребенок должен сам одеваться

На то, когда маленькие дети начинают ходить самостоятельно, оказывает влияние целый ряд факторов. В том числе и индивидуальные особенности организма.

Что норма, а что патология

С точки зрения педиатрической науки, существуют определенные нормы физического развития ребенка по месяцам и годам жизни. В соответствии с ними, большинство малышей начинает стоять с поддержкой родителей или придерживаясь за бортик кроватки, в 7-9 месяцев. 

Совершенно без поддержки делать шаги они могут к 10-12 месяцам. Но это не значит, что если ребенок не научился ходить в 1 год и 2 месяца, необходимо бить тревогу и говорить о патологии.

Прежде чем принять решение о дополнительных мерах, необходимо присмотреться к ребенку внимательнее. И делать это должен, в первую очередь, педиатр. Если он посчитает малыша здоровым, то придется немного подождать, чтобы позволить ему самостоятельно выбрать подходящее для первых шагов время.

Интересно! ТОП 10 детских игр для детей от 4 до 5 лет

Согласно данным медицинской статистики, сроки прямохождения находятся в пределах от 10 до 15 месяцев. Но практические результаты иногда сильно отличаются от этих показателей, так как все дети индивидуальны.

Доктор Комаровский, в частности, призывает родителей не ориентироваться на средние статистические нормы, когда дети начинают ходить самостоятельно, так как это, по его мнению, способствует неврозу у них и у ребенка.

Норма у девочек

Если верить статистике, то девочки нередко делают попытки ходить раньше мальчиков, но в реальности очень сложно предугадать, как будет проходить развитие отдельно взятого малыша. Если малышка довольно упитанная, то, скорее всего, она пойдет позже. То же можно сказать и о сверстниках-мальчиках.

Худенькие малыши достаточно часто пытаются ходить раньше, нежели остальные. А вообще, этот момент зависит от множества факторов. Специалисты говорят о том, что если родители крохи начали ходить рано, то вероятность того, что дочь повторит их опыт, возрастает.

Случается и такое, что девочка начинает ходить в неполные 9 месяцев, это не представляет повода для беспокойства, но в то же время считается большой редкостью. В целом, в вопросе, когда дети начинают ходить самостоятельно, можно ориентироваться на нормы, которые находятся в пределах от 9 месяцев до полутора лет.

Норма у мальчиков

Что касается мальчиков, то здесь также сложно выявить какие-либо установленные нормы. Раньше существовало устойчивое мнение, согласно которому принадлежность к полу имела значение. Сейчас же, если спросить современных педиатров, во сколько начинают ходить мальчики, они ответят: «Так же, как и девочки, по-разному».

Интересно! Веселые игры на Новый год в детском саду

Бывает так, что у одних родителей сын оказывается настолько развитым, что уже в 10 месяцев совершает первые уверенные шаги, причем даже без поддержки. А соседский мальчик отстает от него, что вовсе не говорит о том, что он имеет какие-то отклонения от нормы. Вот почему так сложно определить в точности, когда мальчики начинают ходить самостоятельно.

С другой стороны, существует комплекс мер, направленных на то, чтобы ребенок пошел раньше. К ним можно отнести упражнения, массаж, гимнастику. Также большую пользу оказывают водные процедуры, укрепляющие вестибулярный аппарат. Все эти меры должны соответствовать возрасту ребенка и подбираться специалистом индивидуально.

Мнение доктора Комаровского

Что думает относительно того, когда дети начинают ходить самостоятельно, Евгений Комаровский? Знаменитый педиатр считает, что на этот показатель оказывают влияние и психологические факторы, которые могут значительно отодвинуть сроки.

Имеются в виду:

  1. Различные патологии, в частности, инфекционные, которые влияют на активность ребенка, иногда ослабляя его иммунитет и приостанавливая попытки к совершению первых шагов.
  2. Неудачные попытки ходить, которые закончились ударами, падениями. Все это отпугивает кроху, и он боится некоторое время повторять печальный опыт.

Другим интересным моментом при рассмотрении вопроса, когда дети начинают ходить самостоятельно, согласно нормам, выступает ползание. Что касается этого умения, то оно не имеет никакой связи с навыками прямохождения. Есть малыши, которые долго передвигаются на четвереньках, тогда как другие вовсе не ползают, а сразу же пробуют ходить.

Как бы там ни было, известный педиатр считает, что нет необходимости специально обучать ребенка этому навыку. Но проводимые ежедневно гимнастика и массаж способствуют улучшению общего развития малыша, помогают укрепить его мышцы. Когда ребенок будет готов к первым шагам, благодаря такому комплексу мер они будут более уверенными.

Есть ли разграничение по полу в отношении того, когда дети начинают ходить самостоятельно? По мнению Комаровского, этот фактор никак не влияет на рассматриваемый вопрос. Педиатр отрицает возможность суждения о сроках формирования способности ходить по тому, мальчик это или девочка.

Подводя итоги

  1. Общепринятая возрастная норма, когда ребенок начинает ходить, – период с 9 месяцев до полутора лет. Это правило справедливо как для мальчиков, так и для девочек.
  2. Ускорению навыков ходьбы способствуют индивидуально подобранные специалистами массаж и гимнастика. Дополнительные приспособления наподобие ходунков разрешены, но не стоит сажать в них ребенка надолго.
  3. Доктор Комаровский считает, что не стоит переживать, если ребенок не вписывается в общепринятые стандарты. Лучше обследовать его у специалиста, и если патологии не обнаружилось, то продолжать делать рекомендуемые для укрепления мышечной и костной ткани упражнения.

Источник: https://nikitazhilyakov.com/vo-skolko-rebenok-dolzhen-sam-odevatsja-komarovskij/

Как научить ребенка самостоятельно одеваться

во сколько ребенок должен сам одеваться

  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет

Самостоятельность и ответственность являются важными показателями развития ребенка. Однако эти качества не возникают у человека сами собой, а формируются в детском возрасте одновременно с навыками самообслуживания. Один из ключевых навыков, который помогает ребенку становиться самостоятельным — умение одеваться. Как его развить в малыше, расскажет «Я Родитель».

Нам в редакцию написала Анна — мать-одиночка, воспитывающая пятилетнего сына. Она успешная женщина, преуспевающий руководитель. Её жизнь рассчитана по минутам. Но есть одно время суток, которое ежедневно вызывает у неё стресс — утро.

Анна постоянно опаздывает на работу, приходит взволнованная и «накрученная». Причина этого в том, что ее сын Артем очень долго собирается в детский сад.

Потеря драгоценного времени сопровождается у Анны нервным напряжением, а ведь этой проблемы могло бы не быть, если бы ребенок в этом возрасте умел самостоятельно одеваться.

Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?

Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.

Результатом отсутствия навыков самообслуживания может стать неряшливость и неопрятность. Внешний вид нужно не только создать, но поддерживать в течение дня.

Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.

Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.

В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.

В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности — неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни.

Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку — пожнешь характер», — говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким.

Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.

Умение самостоятельно одеваться приводят к возможности контроля над своим внешним видов, приучает к опрятности, воспитывает эстетический вкус и уважение к труду и старшим.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка. К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен развиваться всесторонне и гармонично.

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

 Возраст  ребенка  Навыки самостоятельного одевания (в данном возрасте ребенок должен уметь)  Наличие помощи взрослых
 2 года  Снимать и одевать в определенном порядке:  шапку;  обувь, расстегнутую взрослым;  колготки; шорты (юбку, брюки) на резинке.  С помощью взрослых
 3 года  Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая  расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.  Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду. Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня:  поправлять одежду.  С небольшой помощью взрослых
 4 года  Одеваться и раздеваться в определенной последовательности  самостоятельно.  Аккуратно складывать и вешать одежду. Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.  Помощь только в завязывании  шнурков.
 5 лет  Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со  шнурками.  Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых. Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.  Без помощи взрослых, по  небольшой словесной инструкции.
 6 лет  Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.  Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.  Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?

Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:

  • спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
  • стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
  • сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.

Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – лень.

Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:

  • ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
  • занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
  • совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.

Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.

Рекомендации по обучению ребенка самостоятельному одеванию

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью — начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
  7. Показывайте пример в одевании.

    Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.

  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований.

    Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).

  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться — это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Светлана Садова

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelno-odevatsya/

Когда ребенок одевается сам?

во сколько ребенок должен сам одеваться

Придет тот день, когда Ваш малыш захочет одеваться самостоятельно. Когда же, когда же он придет? Многих родителей волнует этот вопрос и мы поможем Вам разобраться в этом.

Итак, что стоит за самостоятельно одетым, гордым и непокоренным, ребенком в ковбойских сапогах и юбке, которую она надевала на новогодний утренник? Забыли, что там присутствовала и мамина шляпа-федора

Набор навыков

С наступлением годовалого возраста, у ребенка наблюдается резкий скачок в развитии самостоятельности – самостоятельное хождение, говорение, кормление, отказ от подгузников, однако, навык одевания особенно важен ввиду того, что он включает в себя целый набор разных навыков.

Во-первых, это требует наличия хорошо развитых мелкой и крупной моторики (и сам процесс продолжает развивать их, на радость будущим рисованию, письму и прочим). Во-вторых, это проявление самостоятельности. Да-да, ну и пусть ребенок облачился в купальник посреди январских морозов – так она чувствует себя более независимой и успешной.

Отнимите у ребенка этот выбор и возможность что-то решать, и Вы рискуете получить менее уверенного в себе ребенка.

Итак, для того чтобы что-то на себя надеть, ребенок должен обладать следующими навыками:

  • Крупная моторика: поднимать руки и ноги и удерживать их в определенной позиции, проделывая определенные движения (просунуть руку в рукав и ногу в штанину), а также сохранять баланс (надеваем ботинки).
  • Мелкая моторика: способность использовать пальцы с целью совершения манипуляций с мелкими предметами (молнии, пуговицы, пряжка пояса и шнурки).
  • Когнитивные навыки: понимание последовательности надевания предметов одежды, понятие сезонов и температурного эффекта.

Безусловно, прежде чем Ваш ребенок отточит мастерство надевания одежды, сперва он должен научиться ее снимать. Да-да, именно поэтому он с таким усердием снимает носки, снова и снова или протестует против очередной попытки надеть на него штаны.

Малыши начинают самостоятельно раздеваться примерно в возрасте 18 месяцев, или даже раньше. Раздевание практически не требует особых навыков, поэтому это несложный процесс. А вот интерес в надевании одежды у ребенка появляется гораздо позже, примерно в 2,5 – 3 года.

Обычно в этом возрасте дети уже умеют надевать простую футболку. Не забывайте хвалить своего юного модника и после каждой удачи – хлопайте в ладоши или целуйте его в щечку. Не забывайте говорить, как Вы гордитесь своим малышом.

Любой ребенок это оценит и будет стараться получать больше похвал от родителей.

Нехорошие знаки

Если к 30ти месяцам Ваш ребенок еще не одевается самостоятельно, задайте себе вопрос: «А не в том ли вина, что я постоянно делаю это за него?». Если Вы ответите на него положительно, вывод прост – дайте ему возможность сделать это самостоятельно, дайте ему больше свободы и стимулируйте его интерес к одежде.

Если же Ваш ребенок не может снять носки или ботинки самостоятельно, возможно, у него нарушено развитие моторики, проблемы с осязанием или слишком слабая хватка. В этом случае, необходимо проконсультироваться с педиатром.

Источник: http://krohi.net/kogda-rebenok-odevaetsya-sam.html

С какого возраста ребенок может

Подробности : 06.10.2013 20:59

В этой статье мы собрали краткий список ответов на вопросы, начинающиеся словами «с какого возраста ребенок может». Речь пойдет, как о естественных способностях ребенка, так и о приобретенных навыках. Надеемся, вы сочтете эту информацию полезной.

С какого возраста приучать ребенка к горшку

Идеальное время приучения ребенка к горшку – это от 2,5 до 3-х лет. В это время ребенок может сознательно контролировать свои позывы и задерживать их на некоторое время, чтобы успеть дойти до горшка. Если до этого возраста мочеиспускание у ребенка происходит практически сразу в момент осознания, что он хочет писать, то в возрасте постарше ребенок осознает, а уж потом идет на горшок и писает. То есть у него появляется способность задерживать свои природные позывы.

Конечно же, ребенка можно научить ходить на горшок и раньше, только это займет немного больше времени и, возможно, не для каждого ребенка процесс будет легким и безболезненным.

С какого возраста ребенок начинает ходить

Обычно ребенок начинает ходить в возрасте от 9 до 12 месяцев, но не переживайте, если рубеж зайдет за 16 или 17 месяцев. Если в целом ребенок развивается нормально – переворачивается, ползает, сидит, то не стоит беспокоиться. Если же ребенок не ходит, не сидит, не ползает, а ему уже 16 месяцев, то здесь явно нужно обратиться к специалисту.

Так сложилось, что мальчики начнают ходить немного позже, чем девочки. Если девочки в 7-8 месяцев уже стоят, держась за спинки своих кроваток, то большинстов мальчиков и через пару месяцев еще не смогут этого сделать Это нормально.

С какого возраста можно сажать ребенка

Когда скелет малыша будет готов, ребенок сам начнет потихоньку садиться. Сначала облокачиваясь о подушку или о мягкую опору, затем сам – без опоры. Самой малыша можно с уверенность сажать в 6 месяцев: к этому времени все косточки окрепли достаточно для того, чтобы ребенок сел.

Не пытайтесь усадить малыша раньше 6 месяцев, даже если он поддается – в таком раннем возрасте это может навредить.

С какого возраста ребенок должен одеваться сам

В среднем, к 4-м годам ребенок должен уметь сам одеть майку, трусики, кроссовки на липучках или кнопках (без шнурков), кофту, куртку, брюки, юбку, платье. Одежда с пуговицами и обувь со шнурками должны быть одолены к 5-ти годам.

Начинать приучать ребенка одеваться самому лучше с 2-х лет. При этом вы не должны сразу же ожидать результатов. Сначала пусть сам одевает трусики, потом очередь дойдет до маек, штанишек и так далее. К 3-м годам ребенок научится одеваться сам, к 4-м это умение закрепится, а движения станут быстрыми и уверенными.

С какого возраста отпускать ребенка гулять одного

Это вопрос сугубо личный и ответ на него очень зависит как от семьи ребенка, так и от места проживания ребенка. В любом случае, при самых благоприятных условиях, не стоит отпускать ребенка гулять одного ранее, чем в 5-6 лет. Это должно быть в светлое время суток, когда на улице много детей и, желательно, поначалу родители других малышей. Отпускайте ребенка одного сначала на 10 минут, затем на 15, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания на улице.

Перед тем, как отпускать ребенка гулять одного, Вы должны ответить себе на вопросы:

  • сможет ли мой ребенок при необходимости позвать на помощь,
  • сможет ли он сам найти дорогу домой (даже если это ваш двор),
  • сможет ли он играть сам, без Вашей помощи (некоторые дети черезчур привязаны к родителям и не могут играть сами – это нужно понемногу исправлять),
  • нет ли явной опасности во дворе (машины, собаки и прочее).

С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома

Независимо от возраста – не оставляйте детей одних дома, если вы не уверены, что к Вашему приходу с ними все будет в порядке. Не оставляйте ребенка дома одного, если ему еще не исполнилось 7 лет. В 7 лет не оставляйте ребенка дома одного на целый день, максимум – час.

В любом случае – вы ответственны за здоровье и жизнь ребенка, поэтому должны сто раз подумать, так ли важно уйти и оставить ребенка дома одного? Или же есть возможность остаться или пойти по делам с ребенком? Если во время вашего отсутствия с ребенком что-то случится, вина будет лежать полностью лишь на вас – подумайте об этом.

С какого возраста у ребенка должен быть мобильный телефон

Ответ, скорее, заключается не в возрасте, а в необходимости иметь телефон, как средство связи. Если ваш ребенок целый день в детском саду, ему ни к чему телефон. Если он гуляет на площадке один – без вас, никуда с площадки не уходит, ему также ни к чему мобильный теелфон.

Начиная со школьных лет ребенку может понадобиться мобильный телефон, как средство связи с вами в том случае, если после школы он идет домой и ему нужна ваша помощь или подсказка, а вас дома нет. Если школа находится далеко от дома, то ребенку также можно купить простой мобильный телефон, чтобы всегда быть на связи с вами.

Заметьте, если вы покупаете мобильный телефон ребенку, то до 5-6 класса это должна быть самая простая модель, поддерживать только звонки и никаких отвлекающих приложений, игр и прочего веселья. В 5-6-м классе модель телефона может быть обновлена, но при условии, что и другие дети в классе владеют современными телефонами. Не стоит выделяться посредством телефона в классе – ребенку это ни к чему.

Телефон должен оставаться телефоном и не отвлекать от учебного процесса и социального развития.

С какого возраста ребенок должен читать книги сам

С первого класса ребенок начинает читать сам. Если до этого дома не проводилось никаких мер по обучению чтению, то в школе в этом возрасте ребенку будет необходимо ежедневно читать. Захочет он этого или нет, но начнет читать самостоятельно.

Если же вы учите ребенка читать дома сами, учите интенсивно, то к 5-ти годам можете дать ему самому прочесть маленькую книжку, насышенную картинками и написанную большим шрифтом. Сначала это должны быть очень короткие рассказы, вроде Курочки Рябы или Теремка; постепенно увеличивайте рассказы и количество прочитанных страниц в день. Обязательно присутствуйте с ребенком при его первых попытках самостоятельного чтения книг.

С какого возраста ребенку можно смотреть телевизор

До 3-х лет нежелательно разрешать детям смотреть телевизор. Этого делать не стоит только потому, что вы вполне можете занять ребенка другими, более полезными делами. Но если же вы, все-таки, являетесь сторонницей онлайн-развивалок для детей и без телевизора/компьютера вам не обойтись – то ограничьте время присутствия ребенка перед телевизором до 10 минут, максимум 15.

Более подробно о времени ребенка перед телевизором вы найдете в статье «Ребенок и телевизор. Кино и ТВ в жизни ребенка».

С какого возраста отдавать ребенка в детский сад

Детей отдают в детский сад в год, два, три, четыре года или вообще не отдают до школы. Что оптимально – решать вам, но идеальным возрастом является 3 года. К этому времени ребенок уже достаточно самостоятелен, чувствует поддержку родителей, знает, как себя вести в некоторых базовых ситуациях, в идеале – знает, как за себя постоять.

Есть родители, которые по некоторым причинам отдают годовалых детей в сад. Это тоже неплохо, так ребенок быстрее социализируется, но такие родители не смогут повлиять на некоторые стороны развития ребенка так, как если бы ребенок был до 3-х лет с мамой. Это ни хорошо ни плохо, просто работу родителей большей частью сделают воспитатели.

А отдавая ребенка в сад в 4 года, родители могут быть спокойны и не переживать за сложную адаптацию к саду, ведь к 4-м годам ребенок будет вести себя спокойнее и увереннее, чем в 3 года, он будет решительнее и опытнее. Опытнее, значит с большим багажом социальных контактов – с детских площадок, курсов, кружков – об этом нужно заботиться в любом случае – идет ли ваш ребенок в сад в год или в четыре.

С какого возраста начинать чистить зубы ребенку

Чистить ребенку зубы нужно с начала их прорезывания. Как только у ребенка появились первые зубки, чистите их каждый вечер марлечкой, смоченной в растворе воды с содой и намотанной на палец — это убъет бактерии и предотвратит ранний кариес.

По мере роста зубов, обзаведитесь щеточкой для первых зубов: обычно это очень мягкая щеточка, которая надевается на палец взрослого для удобства и надежности чистки.

Не забывайте чистить зубы каждый день, а затем и два раза в день – так вы избежите множества проблем, связанных с лечением кариеса у малышей.

С какого возраста вводить прикорм

Идеальным возрастом для прикорма считается 6 месяцев. Именно в 6 месяцев организм малыша нуждается в дополнительных источниках питательных веществ, и желудок ребенка готов принять пищу, отличную от грудного молока. Более подробно о прикорме читайте в статье «Прикорм. Каши для прикорма».

Вводите прикорм постепенно и не спешите давать ребенку «вкусняшки» вроде соленых огурцов или сладких булок — это только навредит желудку и может привести к тому, что ребенку будет трудно покакать.

 

Поделитесь статьей, если она Вам понравилась:

Источник: https://kid-bum.com/vospitanie/168-s-kakogo-vozrasta-rebenok-mozhet

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Многие родители, приводя ребенка утром в сад, наблюдают одну и ту же картину: некоторые малыши, шустро переодевшись и переобувшись, весело убегают в группу, а другие меланхолично сидят на лавочке, ни одним движением не помогая маме или папе менять себе кофточку, штанишки или тапочки. Если в яслях это еще не является глобальной проблемой, так как одеваться малышам помогает весь персонал — и воспитатели, и няни – то в старших группах кроха-неумеха будет испытывать определенный дискомфорт на фоне своих более самостоятельных сверстников.

4-5-летний малыш, который не одевается сам, становиться проблемой для воспитателя в многочисленной группе и самого себя, так как постоянно выходит на прогулку последним и изрядно вспотевшим. Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Воспользуйтесь несколькими практическими советами.

Возраст и самостоятельность

Обычно первые шаги к самостоятельности малыша принято связывать с кризисом 3-х лет, когда ребенок расширяет границы собственного «я» и пробует оторваться от мамы. В это время главной его фразой становится «Я сам!».

Опытные родители рекомендуют воспользоваться этой стадией развития и приучить кроху самостоятельно раздеваться и одеваться. Лучше всего это делать в игровой форме, соревнуясь с ребенком, кто быстрее снимет шапку, куртку или брюки.

Психологи советуют на начальных этапах уступать малышу, чтобы он почувствовал вкус победы и позитивный настрой от игры в самостоятельность.

Учить одеваться и раздеваться нужно в несколько этапов. Первый этап – самый легкий, это раздевание. Крохе легче всего снять с себя шапку без завязок, стянуть свободные штаны, колготы, трусики. Все его действия желательно озвучивать, но не в форме команд, а в виде предложений, предполагающий последующие действия: «Давай ты быстро снимешь свои брючки, и мы пойдет играть в кубики».

Намного тяжелее для малыша следующий этап — снять свитер, футболку и любую другую вещь, которая надевается через голову. Поэтому, выбирая одежду для сада, желательно брать гольфы, джемпера с широким горлом, чтобы у крохи не было страха застрять в кофте.

В первый период приучения к самостоятельному одеванию и раздеванию можно выбирать вещи свободные, даже на размер больше, чтобы малыш легко мог их снимать и одевать сам. Со временем ему самому понравится быстро переодеваться, не завися от взрослых и их помощи.

На заключительном этапе ребенка нужно учить самостоятельно обуваться и одевать верхнюю одежду. Для маленьких деток обычно тяжело справиться с молниями на куртках и сапогах, завязками на шапках.

Как помочь нехочухе

Но что делать, если малыш в 3 года и старше не может и не хочет одеваться самостоятельно, устраивает скандалы и истерики по утрам во время сборов для выхода и в детском саду? В первую очередь, мамам и папам нужно успокоиться и понять причины такого поведения, переговорить с воспитателями и психологом в саду, которые проведут полезные консультации для родителей. Нужно помнить, что переодевание для ребенка – это сложная работа и если у него она не получается, то он стремится от нее избавиться.

Нужно обратить внимание на то, что дается крохе тяжелее всего: застежки на кофточке, пуговицы.

Можно купить или самостоятельно сделать дома несколько простых тренажеров: к кусочку ткани прикрепить пуговицы разных размеров, сделать под них петли и играть с ребенком на скорость, кто быстрее всех их застегнет.

Также можно тренироваться, кто быстрее застегнет молнию, полезными будут и классические шнуровки. Играя в такие игры, можно одновременно «убить двух зайцев»: с одной стороны, мы учим малыша полезным навыкам, а с другой тренируем мелкую моторику.

Иногда бывает так, что ребенок, который уже самостоятельно одевался и раздевался, с появлением в семье младшего как будто утрачивает приобретенные навыки, отказывается одеваться самостоятельно и требует, чтобы его, как младшего брата или сестренку, раздевали и одевали родители. Психологи говорят, что таким образом проявляется детская ревность.

Справиться с ней можно разговорами со старшим ребенком, во время которых нужно акцентировать его внимание на всех преимуществах его возраста и положения. Например, малышу в 3-4 года уже можно есть конфеты и мороженое, а младшему братику нет, старший может пойти с папой в кино, а младший еще нет.

По наблюдениям педагогом, такое поведение чаще всего проявляется в семьях с детьми с небольшой разницей в возрасте и именно в семейном круге, а в саду такие детки обычно ведут себя, как и раньше, и вполне самостоятельно одеваются.

Учимся одеваться весело и быстро

Каждая мама, особенно работающая, хочет, чтобы ее малыш собирался утром в сад быстро и без капризов, а вечером аккуратно складывал свои одежки. По мере взросления ребенка так и будет, но нужно немного постараться и помочь крохе усвоить науку самостоятельного одевания и раздевания.

Чтобы упростить ребенку задачу и максимально быстро научить его одеваться самостоятельно нужно пройти вместе с ним несколько этапов.

1. Этап первый: «объяснялки». Мама или папа, одевая ребенка, должны подробно проговаривать все процессы и обозначения вещей: «Сейчас мы будем надевать штанишки, большие карманы должны быть на попе, а маленькие на ножках по бокам» и так далее по всем вещам. Это позволить крохе быстрее запомнить основные правила надевания одежды.

2. Этап второй: самостоятельный выбор. Нужно предоставить малышу право самому выбирать одежку, которую он наденет в сад. Родители могут подобрать пару нарядов по погоде и спросить у ребенка, какая кофта ему больше всего подойдет на завтра. Таким образом, можно будет избежать капризов и дать малышу почувствовать свою самостоятельность.

3. Этап третий: «половина пути». Начинать процесс приучения ребенка одеваться самому рекомендуют с раздевания. Даже 1,5-2-летний кроха сможет сам снять трусики, колготки, брючки, носки, шапку. Затем нужно научить его расстегивать пуговицы или молнию на кофтах.

Немного сложнее с обратным процессом: одеванием. Опытные мамы советуют также начинать этот процесс с низа: можно надеть на детку трусики, колготки или брючки, но только до колен, и предложить ему самостоятельно натянуть их дальше на попку.

Также можно поступить и с футболками, джемперами: помочь продеть голову, а ручки пусть продевает сам.

4. Этап четвертый: «раскладка». Готовить одежку в сад лучше всего с вечера. Чтобы малыш одевался самостоятельно, ее нужно разложить на стуле в порядке надевания: сверху трусики и футболка, затем колготки, свитер, штанишки. Детские вещи лучше покупать яркие, джемпера и футболки – с рисунком спереди, так малышу будет легче понять, где перед, а где спинка, и не надеть штанишки или свитер задом-наперед или шиворот-навыворот.

5. Этап пятый: складываем аккуратно. Важно приучить ребенка аккуратно снимать и складывать свои вещи, тогда не надо будет утром тратить драгоценные минуты на поиск колгот или носков. Покажите малышу, как складываются брючки, как их можно повестить на спинку стула или на плечики в шкафу, как можно красиво сложить рукава рубашки или гольфа. Эти навыки точно пригодятся ему в детском саду при раздевании для сна во время «тихого часа».

Несколько полезных советов от опытных мам

  • Не нужно стремиться, чтобы ребенок мгновенно начал одеваться самостоятельно, прививать эти навыки лучше постепенно, в игровой форме, поощряя его за любое достижение.
  • В свою очередь, родители должны постараться максимально облегчить крохе процесс взросления, подбирая обувь и одежду по возрасту и умениям. Для 3-5 летних деток лучше подбирать ботинки, кроссовки на липучках, а не на шнурках. Брюки, джинсы желательно выбирать без молний и пуговиц, пояс  — на резинке и кулиске.
  • Столь любимые многими мамами гольфы с узкой и высокой горловиной могут стать настоящим испытанием для ребенка, который учится одеваться самостоятельно. Поэтому на первых порах рекомендуется давать крохе самому надевать свободные свитера, свитшоты с широкой горловиной.
  • Также проблемой для многих деток является быстрое застегивание молнии на кофтах или куртках. Взрослые должны помочь вставить замочек и показать, как без усилий провести собачку до самого верха. Можно сделать самому дома такой тренажер и поиграть с деткой в игру «Кто первый застегнет молнию».
  • Главное в процессе обучения малыша – это терпение и упорство. Стоит несколько раз в утренней спешке одеть его маме, и ребенок сразу же поймет, что не нужно прикладывать усилий для того, чтобы одеться, и если он будет это делать очень медленно и неумело, то мама сама его быстро оденет. Лучше поднять малыша на несколько минут раньше и создать ему условия для самостоятельного одевания.
  • Проблемой для многих малышей является завязывание шапочки. Осенью или теплой весной можно обойтись головным убором без кулисок, но зимой шапка без завязок, которые помогают плотно закрыть уши, может стать настоящим испытанием для нервной системы родителей. В этом случае можно подобрать шапки на липучках, кнопках, пуговицах. Но надежней всего будет научить ребенка завязывать кулиски. Потренироваться делать это также можно на домашних тренажерах или просто надевая шапочку на куклу.

Рано или поздно каждый ребенок начнет одеваться самостоятельно и только от родителей зависит как сделать этот процесс максимально приятным для малыша.

Похожие посты

Оставить

Источник: https://mamsy.ru/blog/kak-nauchit-rebenka-odevatsya-samostoyatelno/

Как научить ребенка одеваться самостоятельно: способы обучения, распространенные ошибки родителей

Каждый родитель мечтает развить и сформировать в ребенке самостоятельность и ответственность. Главными в этом случае станут навыки самообслуживания.

Они помогут ребенку стать уверенным. Да и когда малыш может сам одеться и обуться, почистить зубы, сложить вещи в шкафчик, родителям становится гораздо легче.

В статье мы рассмотрим, как научить ребенка одеваться самостоятельно.

Почему важно научить детей одеваться самим

Научившись самостоятельно одеваться, ребенок станет увереннее и дисциплинированнее, начнет развивать эстетический вкус. Он станет независимым от взрослого, научиться следить за внешним видом и опрятностью в одежде. Это особенно важно, когда он пойдет в гости и детский садик. Вряд ли окружающим понравится видеть неопрятного и неаккуратного ребенка.

Когда вы отдадите ребенка в детский сад, в первое время воспитатели еще будут помогать одеваться. Однако в дальнейшем он должен это делать сам. Самостоятельно одевать и снимать одежду, обувь, складывать вещи в шкафчик или вешать на стульчик.

Если вы станете постоянно одевать и обувать кроху, он быстро привыкнет к такому положению вещей. В скором времени ему станет лень делать это самому. Кроме того, появиться потребительское отношение к взрослым. Малыш станет ждать, что ему помогут и все сделают за него, даже если он сам умеет и справляется с задачами.

Если вы решите продолжать одевать ребенка сами, не избежать конфликтов. Вас ждет раздражительность, истерики и плач, капризы и крики, упрямство и так далее. И такие конфликты станут сопровождать семью каждый день. Такие детки вырастают крайне капризными и упрямыми, при этом неуверенными в себе. Они не могут позаботиться о себе, вырастают неопрятными и неаккуратными.

Когда приучать

Навыки самообслуживания, организованность и самостоятельность, ответственность и другие подобные качества не формируются сами по себе. Здесь важную роль играет воспитание родителей и развитие в детском саду. Нередко обучение подобным навыкам сопровождаются истериками и плачем со стороны детей, криками и раздражительностью со стороны взрослых.

В итоге родители никак не могут заставить малыша одеться и делают это за него. Таким образом, ребенок так и не освоит навыки самообслуживания. Он станет ждать, что все за него сделают мама или папа, бабушки или дедушки, старшие братья и сестры, воспитатели и так далее. Между тем, психологи считают, что приучать ребенка одеваться самому нужно с раннего возраста.

Подходящим возрастом для начала обучения считается уже один-два года, хотя родителям малыш еще кажется слишком маленьким, беспомощным и неумелым. Но это не так. Уже сейчас он начинает учиться и осваивает легкие понятные действия. Делает он это медленно, поэтому здесь нужно запастись терпением. Обязательно давайте ребенку столько времени, сколько нужно. Не подгоняйте и не торопите!

В три года дети уже все хотят делать сами, поэтому здесь даже не придется кроху заставлять одевать обувь и одежду.

Нужно только поддержать малыша и при необходимости подсказать, но не в коем случае не делать действия за него. Вы удивитесь, но трехлетний кроха уже многое может делать сам, даже одевать колготки.

Пусть это получается медленно и не очень аккуратно, как хотелось бы взрослым. Но зато он делает сам.

Что должен уметь ребенок

В 1,5-2 года малыш должен уметь снимать и надевать вещи в конкретной последовательности с помощью взрослых. Сначала он снимает шапку, затем верхнюю одежду, ботинки уже в расстегнутом виде, штаны или юбку на резинке, колготки или носочки. Кроме того, он должен уметь одеваться и в обратном порядке, тоже при помощи взрослых.

В два-три года участие взрослых уменьшается. В этом возрасте кроха учится снимать и надевать вещи, в том числе обувь, на липучках и пуговицах спереди. Он должен уметь аккуратно складывать и вешать одежду на стул.

В три года приучаем ребенка следить за собой и быть опрятным. Важно, чтобы он следил за аккуратностью одежды на протяжении дня, при необходимости мог что-то поправить, застегнуть пуговицу или липучку, подтянуть колготки или носочки, одернуть воротник или манжеты и так далее.

В четыре года малыш уже умеет одеваться и раздеваться в нужной последовательности, аккуратно складывать и вешать вещи без помощи взрослых. Он замечает неопрятность во внешнем виде и приводит себя в порядок. Взрослые помогают только завязывать шнурки.

А вот к пяти годам кроха уже должен освоить шнуровку и справляться со шнурками только при словесной помощи взрослых. Кроме того, детки в этом возрасте должны ухаживать за одеждой при поддержке последних, следить за порядком на полках с собственными вещами в шкафу или тумбочке. Когда и как научить ребенка завязывать шнурки, подробнее читайте здесь.

В шесть лет дошкольники уже должны быстро и без помощи посторонних сами раздеваться и одеваться, следить за одеждой и внешним видом, поддерживать порядок в шкафу.

  1. Учим ребенка главным действиям с одеждой: застегнуть молнию и пуговицы, надеть перчатки или варежки, носки, как по ярлыку определить у футболки или кофты лицевую и заднюю сторону, определить изнаночную и лицевую сторону колготок или носочков;
  2. У детей могут возникнуть сложности с натягиванием штанин, длинных рукавов, колготок, в которых они просто путаются. В этом случае нужно несколько раз постепенно и правильно показать движения вместе с ребенком. Каждый шаг объясняйте подробно и медленно. Для малыша в два года достаточно несколько таких повторений, чтобы он понял и запомнил, как это действует;
  3. При обучении уделите внимание отдельным деталям одежды. Это не только застежки, но и пояс, кармашки, манжеты, воротничок. Они должны быть аккуратно уложены или заправлены;
  4. Приобретайте для малыша вещи с простыми застежками, с которыми он справиться сам. Для деток до трех лет подходящим вариантом станут липучки и крупные пуговицы, нижние элементы одежды на резинке. А варежки станут комфортнее перчаток;
  5. Хорошо, если одежда будет с подсказками. Например, с рисунком или аппликацией спереди, разноцветными пуговками и петельками, большим кольцом на собачке от молнии и так далее;
  6. Наберитесь терпения и спокойствия. Не ругайтесь, не смейтесь и не злитесь, если кроха делает что-то не так. Иначе отобьете желание учиться чему-либо. Ребенок испугается или начнет сильно капризничать;
  7. Не мешайте ребёнку. Как считает популярный педиатр Комаровский, вмешиваться в попытки детей что-либо сделать нужно только, если это угрожает здоровью и безопасности крохи или кого-то другого;
  8. Пусть ребенок познает, как делать правильно, путем собственных проб и ошибок. Если он сделал что-то не так, не спешите исправлять ошибку. А когда он уже наденет вещь, спросите, видит ли он, что здесь неправильно. Поинтересуйтесь, что нужно исправить, как это сделать;
  9. Выдерживайте темп одевания, не торопите и не подгоняйте малыша. Если потребуется, внесите коррективы в режим дня, чтобы малыш успел спокойно собраться. Оставляйте больше времени перед сборами и перед выходом на улицу;
  10. Если что-то не получается, подбодрите кроху. Поощряйте желания к самостоятельным действиям и проявления вкуса в одежде. Хвалите и отмечайте успехи ребенка. Говорите, что в этот раз получилось лучше предыдущего. Хвалите кроху, когда он именно сам надел вещь, выполнил задание или что-то сделал. Такая похвала – главный фактор при воспитании детской самостоятельности;
  11. Помните, что малыши копируют поведение. Пусть кроха повторяет за вами. Одевайтесь параллельно. Например, вместе надевайте носки, кофту, штаны и так далее;
  12. Чтобы ребенок запомнил, что и когда надевать, каждый раз собирайтесь в одинаковой последовательности. Повесьте в комнате или коридоре картинки-памятки с наклеенными предметами одежды в нужном порядке;
  13. Если малыш не хочет одеваться сам, подтолкните кроху за счет совместного участия. Начните делать действие и предложите закончить самостоятельно;
  14. Если ребенок продолжает терпеливо ждать, пока взрослый его оденет, и не хочет одеваться самостоятельно, применяйте методы адаптации ребенка к реальному миру. Скажите, что если он хочет гулять, значит, нужно одеться. Если он хочет кушать, нужно взять ложку в руки и так далее. А если он не оденется, то не пойдет гулять. Если не возьмет ложку, не поест;
  15. Используйте различные игры и учите, играя. Малышу должно быть интересно, а не скучно. Можно использовать куклы, в том числе и бумажные, мягкие игрушки с разными видами одежды, чтобы усвоить порядок одевания. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями;
  16. Найдите и проговаривайте различные стишки, потешки или считалки. Они займут и отвлекут маленького ребенка, пока вы одеваете кроху. Малышей постарше научат, где лево, а где право, как правильно одеть ту или иную вещь. Сегодня в интернете легко найти подобные стишки под каждый элемент, будь то варежки, сапожки, шапочка или пр.. Важно, чтобы потешка подходила по возрасту;
  17. Соблюдайте принципы единства. Малыш должен одеваться самостоятельно везде и всегда, в независимости от места и времени. Не делайте за него действия которые он может выполнить сам!;
  18. Аккуратно указывайте на неопрятность во внешнем виде и помогайте исправить это, поощряйте попытки контроля малыша за собственной одеждой и обувью, за порядком на полке и в шкафчике. Но не ругайте и не наказывайте кроху при отсутствии навыков, а при необходимости подсказывайте и помогайте.

Ошибки при обучении

Если ребенок не умеет одеваться, виноваты в этом родители. Нужно обязательно найти время на размеренное обучение. Не делайте все в спешке, грамотно организуйте график и распорядок дня. Научитесь дисциплине, прежде всего, сами. Вставайте рано и сразу, чтобы не создавать спешку по утрам.

Занимайтесь с детьми. Чтобы малыш научился быстро одеваться, важно развить моторные навыки. Кроха должен различать цвета. Для этого используйте рисование и лепку, игры в кубики, конструкторы и так далее.

Не стоит стремиться к совершенству и считать, что вы оденете ребенка быстро, эстетично и качественно. Да, это так. Но в итоге дети так и не научатся одеваться или делать что-то самостоятельно, если вы всегда будете делать все за них.

Источник: https://dp3.ru/beremennost/kak-nauchit-rebenka-odevatsya-samostoyatelno-effektivnye-metody-vozmozhnye-oshibki-pri-obuchenii.html

Когда нужно учить ребёнка ходить: мнение эксперта по раннему детскому развитию

• мнение эксперта по раннему детскому развитию •

«Моей дочери исполнился годик, а она до сих пор ползает, а не ходит! Это нормально? И что мне делать, если нет?» — в этих словах молодой мамы чувствуется тревога. Подобные обращения я каждый день получаю десятками. Их количество достигло точки кипения, и я решил написать о том, нужно ли учить ребёнка ходить и когда именно.

Эта тема действительно заботит родителей. К тому же бабушки с дедушками при каждом удобном случае подливают масла в огонь: «Ему уже год, а он до сих пор не ходит! И даже на ножках не стоит!». А дальше — череда советов о том, «как исправить эту страшную ситуацию». Тяжелее всех женщинам-первородкам: у них пока ещё нет собственного опыта. Приходится либо довериться чужому, либо обращаться к специалистам. Я всегда рекомендую последнее, ведь здоровье малыша — главная забота ответственной матери.

Время чтения статьи: ~ 6-8 минут

Во сколько месяцев учить ребёнка ходить: мифы и реальность

Не привязывайтесь к году!

Учить ли ребёнка ходить в первые 12 месяцев жизни

В чём ошибка молодых мам?

Можно ли учить ребёнка ходить, держа его за ручки?

Как учить малыша ходить: правила

Во сколько месяцев учить ребенка ходить: мифы и реальность

Итак, вашему ребёнку скоро годик. Все ждут, когда малыш пойдёт: родные, близкие, соседи, друзья И все у вас спрашивают: «Уже пошёл?». А иные добавляют: «Мой Ванечка в годик уже бегал». И все как заклинание повторяют устоявшийся стереотип: в полгода малыш должен сидеть, а в год — ходить. Этот социальный миф лишает сна молодых мам.

А я их всегда успокаиваю и провожу данные из своего опыта работы со здоровыми доношенными малышами, которых я постоянно наблюдаю в последние 20 лет:

  • 30% детей начинают ходить в 8–11 месяцев. Как правило, это худенькие вертлявые поджарые детки, такие «шила».
  • 50% делают первые шаги в год. Плюс-минус 1 месяц.
  • 20% уверенно ходят, начиная с 14–18 месяцев.

Как видите, возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, сильно варьируется у разных детей. И в 10 месяцев — норма, и в 16–18 месяцев тоже допустимо. Более того, до полутора лет ребёнок имеет полное право не ходить. Это не только мой вывод. Со мной согласны многочисленные педиатры, например, известный детский врач Евгений Олегович Комаровский. Итак, вашему ребёнку скоро годик.

Все ждут, когда малыш пойдёт: родные, близкие, соседи, друзья И все у вас спрашивают: «Уже пошёл?». А иные добавляют: «Мой Ванечка в годик уже бегал». И все как заклинание повторяют устоявшийся стереотип: в полгода малыш должен сидеть, а в год — ходить. Этот социальный миф лишает сна молодых мам.

А я их всегда успокаиваю и провожу данные из своего опыта работы со здоровыми доношенными малышами, которых я постоянно наблюдаю в последние 20 лет:

  • 30% детей начинают ходить в 8–11 месяцев. Как правило, это худенькие вертлявые поджарые детки, такие «шила».
  • 50% делают первые шаги в год. Плюс-минус 1 месяц.
  • 20% уверенно ходят, начиная с 14–18 месяцев.

Как видите, возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, сильно варьируется у разных детей. И в 10 месяцев — норма, и в 16–18 месяцев тоже допустимо. Более того, до полутора лет ребёнок имеет полное право не ходить. Это не только мой вывод. Со мной согласны многочисленные педиатры, например, известный детский врач Евгений Олегович Комаровский.
Как выбрать, чтобы пользовалась
вся семья

И все как заклинание повторяют устоявшийся стереотип: в полгода малыш должен сидеть, а в год — ходить.

Не привязывайтесь к году!

Размышляя о том, когда можно учить ребенка ходить, не ставьте себя и малыша в какие-то рамки, ориентируясь на опыт родных, друзей и знакомых. Год или полтора — не имеет значения. Как показывает моя практика, важнее как минимум два месяца отпóлзать до начала ходьбы, чем пойти к году.

И однозначно лучше начать ходить в 14–16 месяцев, чем в 8–9 месяцев. Когда моя дочь Ника пошла в 13,5 месяцев, её общий стаж ползания на четвереньках составлял около полугода. И сейчас она бегает не хуже сверстников, которые пошли раньше или позже неё.

Так что о ходьбе не волнуйтесь, сосредоточьтесь на ползании.

Учить ли ребёнка ходить в первые 12 месяцев жизни?

Важнее как минимум два месяца отпóлзать до начала ходьбы, чем пойти к году.

В общественном сознании ходьба — это некий рубеж. Пошёл ваш карапуз — всё, считай, что программа минимум по взращиванию ребёнка выполнена: теперь только школа и вуз. А с какой гордостью встречают некоторые родители первые шаги своего чада чуть ли не в 6–7 месяцев! Да, такие ранние случаи ходьбы бывают, но не массово, и равняться на них не стоит. Неизвестно, насколько готова опорно-двигательная система вашего ребёнка к ранней вертикализации, не будет ли в дальнейшем у него проблем с суставами. Пусть лучше ваш малыш подольше ползает на четвереньках. Если у него нет явных проблем с двигательной активностью, он всё равно рано или поздно пойдёт, потому что все вокруг ходят.

Не будьте обеспокоенными родителями, которые с 6–7 месяцев задают мне один и тот же вопрос: «Надо ли уже учить ребенка ходить?». Будто боятся куда-то опоздать. А спешить некуда: всему своё время.

Я бы не советовал целенаправленно обучать ребёнка хождению. Лучше в рекомендуемые сроки (3, 6, 9, 12 месяцев) помочь малышу общеукрепляющим массажем и упражнениями. Также важно играть с ребёнком в подвижные игры, чтобы стимулировать его передвижение на четвереньках. Природа мудра: потому и задумала ползание, как один из этапов раннего развития личности. Позвольте малышу отпóлзать своё до фазы сидения и, тем более, ходьбы.

В чём ошибка молодых мам?

на специализированных сайтах и форумах, в различных блогах приводятся упражнения для выработки навыка сидеть и ходить без помощи родителей. ещё больше видео о том, как отец или мать учит ребёнка делать первые шаги.

некоторые невозможно смотреть без содрогания!

мамы выхватывают эти материалы из общего контекста, бессистемно выполняют те или иные упражнения, но успеха не достигают. а всё зависит от общей физической подготовки ребёнка, и если её нет на должном уровне, то нужен именно комплекс упражнений.

причём разный для каждого отрезка первого года жизни. именно поэтому мои курсы разделены на 4 условных периода:

  • 0–3 месяцев
  • 3–6 месяцев
  • 6–9 месяцев
  • 9–12 месяцев

если вы спросите, с какого возраста можно учить ребёнка ходить, я скажу одно: до 16 месяцев не трогайте малыша: он всё сделает без вашей помощи. научился вставать, держась за опору — отлично. дайте ему возможность походить вдоль неё без вашего участия. и не надо водить его за руки: механика хождения вперёд отличается от ходьбы вбок, которую малыш должен хорошо освоить на этом этапе развития.

успех малыша зависит от его общей физической подготовки, и если её нет на должном уровне, то нужен именно комплекс упражнений.

можно ли учить ребёнка ходить, держа его за ручки?

А зачем? Хождение — это сложный процесс, который требует координации всех частей тела. Этому ребёнок должен научиться сам. Но если малыш просит вашу руку и не хочет идти самостоятельно, значит у него есть какая-то причина. Узнайте её и постарайтесь устранить. Возможно, он боится упасть или ему просто нужен тактильный контакт с мамой. Так проявляется природный страх детёныша остаться одному в незнакомом враждебном мире.

Как научить ребёнка ходить: правила

Но если вы уже начали водить малыша, хотя бы делайте это по правилам.

  1. Держите его за корпус. Придерживайте его за корпус сзади, а не за кисти. Иначе, если малыш вдруг споткнётся или начнёт падать, его неокрепшие суставы могут вывихнуться.
  2. Не задирайте малышу ручки вверх. Это очень неустойчивое положение. Так ребёнок виснет на ваших руках и не может самостоятельно держать равновесие.
  3. Не держите за одну руку. Пока малыш не пойдёт сам, не водите его, держа за одну руку. Так ребёнок задирает ручку и нарушается вся «геометрия» ходьбы, навык которой только начинает формироваться.
  4. Ручки вперёд. Позвольте малышу вытянуть ручки вперёд, чтобы ловил равновесие, и аккуратно придерживайте его сзади, подстраховывая на случай падения. Это самый правильный способ ведения ребёнка.

И ещё один совет. Ни в коем случае не водите малыша дольше 15–30 минут в день (в общей сложности). Даже если он будет требовать вашу руку.

Надеюсь, что мне удалось хоть чуть-чуть успокоить переживающих мамочек.

А если вы действительно хотите помочь своему ребёнку — укрепить ножки и спину, научить ловить и удерживать равновесие, положить конец его психологической зависимости от опоры, — этим мы занимаемся на моём онлайн-курсе.

В заключение скажу несколько слов молодым мамам, которые думают, что если ребёнок рано захотел сесть, встать или пойти, нужно во что бы то ни стало ему в этом помочь.

Если малыш хочет, дайте ему стимул сделать это самостоятельно. И в срок, отведённый природой. Он должен сполна пройти все стадии раннего развития: ползание, усаживание, вставание, ходьба с опорой, самостоятельное хождение.

«Хотите, чтобы ваш малыш вырос крепким, здоровым и гармонично развитым, не нужно его сажать, ставить или водить за ручки. И тогда он пойдёт сам. Но только тогда, когда ему это действительно будет нужно.

Игорь Новокриницкий

Детский массажист

Проверьте, не допускаете ли вы этих ошибок?

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Было полезно? Расскажите другим мамам:

Подписывайтесь!

Чтобы получать полезные материалы Игоря Новокриницкого

1-2 раза в неделю. Без спама!

Источник: https://www.novokrinitskii.com/kogda-nuzhno-uchit-rebyonka-hodit

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть (мальчики и девочки) и что следует знать

Одним из ключевых моментов в жизни маленького ребенка является период, когда грудничок начинает сидеть. Этого момента с нетерпением ждут родители, ведь таким образом расширяются возможности игр и познания мира, а также возможности прикорма.

Во сколько месяцев дети начинают сидеть и каким образом можно помочь им быстрее овладеть навыком? Вопрос об этом всегда волнует.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть?

С вопросом, когда ребенок должен сидеть, родители зачастую обращаются к врачу, и они очень переживают, если к полугоду ребенок еще не начинает сидеть сам. Но стоит знать, что развитие ребенка – это индивидуальный процесс, и малыш никому ничего не должен.

Возраст сидения в полгода – это усредненные сроки формирования навыка, когда ребенок начинает делать свои первые попытки садиться самостоятельно.

Он будет готов к этому по мере укрепления мышц спины и конечностей, овладения навыками переворотов с живота на спину и назад, и попыток ползания.

Родители зачастую принимают некоторые из действий детей за желание садиться, когда дети пытаются поднимать головку в возрасте 4-5 месяцев, чтобы видеть окружающее.

Если таких детей потянуть за ручки, они могут садиться.

Когда дети начинают сидеть? Примерно к возрасту полугода многие малыши уже активно контролируют свои мышцы, что позволяет им некоторое время сидеть без поддержки. Но чаще всего они могут более или менее уверенно сидеть только с поддержкой или в подушках, кресле или шезлонге.

Постепенно мышцы укрепляются, и дети могут удерживать сидячее положение все дольше.

То есть возраст, когда ребенок сидит самостоятельно, составляет примерно 7-8 месяцев.

Когда мальчики начинают сидеть?

Существует неверное мнение о том, что мальчиков можно сажать раньше, чем девочек, и они могут сидеть уже чуть ли не с 5 месяцев. Это неверно, и темпы развития мальчиков также индивидуальны.

Во сколько ребенок начинает сидеть, во многом зависит от силы и степени развития предыдущих навыков, мышечного тонуса и с активности созревания нервной системы, а также от комплекции и веса ребенка.

В среднем, ребенок садится к возрасту 7-8 месяцев, уверенно держа спинку и длительно не меняя положения.

Когда девочки начинают сидеть?

В народе считается, что девочек нельзя рано сажать, иначе у них будет развиваться загиб матки – это неверное представление, на внутренние органы раннее присаживание девочки никак не влияет, чего нельзя сказать о неокрепшем позвоночнике.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, зависит не от половых особенностей, а от темпов развития, тонуса мышц и развития навыков.

Как ребенок начинает сидеть?

Когда дети начинают сидеть, делают они это в определенной последовательности.

Если тонус мышц ребенка развит соответственно его возрасту, тогда в периоде 4.5-5 месяцев они могут сесть при поддержке за ручки с положения полулежа. При этом они будут падать вперед или заваливаться на бок, так как мышечный каркас еще слишком слаб для полноценного удерживания тела в вертикальном положении.

Не стоит часто так сажать детей, чтобы отрицательно не влиять на позвоночный столб.

Такие подсаживания пару раз в день можно считать тренировкой для будущего уже самостоятельного сидения, и когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему не нужны уже будут такие поддержки.

Первое время, когда малыш начинает сидеть, ему нужна будет опора для спины или он будет опираться на ручки, постепенно все активнее манипулируя ими и сохраняя равновесие при сидении.

Особые ситуации

Когда груднички не начинают сидеть к возрасту полугода, как пишут во многих книгах по развитию детей, родители начинают переживать и пытаться упорно посадить свое чадо. Но делать этого не стоит, так как зачастую детям может быть интереснее передвигаться, чем сидеть в статичной позе.

Зачастую дети самостоятельно садятся уже после того, как они научились вставать на четвереньки и пытаются ползать. Они просто опускают попу на бок и садятся на нее, отпуская ручки.

Отсюда вывод, во сколько месяцев малыш начинает сидеть – это примерно период от 6 до 9 месяцев, по мере освоения навыков еще и ползания.

Во сколько месяцев ребенок может сидеть с поддержкой или на коленках у взрослых? Если спинка малыша слабая, торопить его с сидением не стоит, ранее 5-5.5 месяцев даже ненадолго присаживать детей не стоит, это вредно для их позвоночника.

Тем более нельзя в этом сроке сажать их в подушки или стульчики – обычно дети начинают искривляться в сторону из-за слабости мышц.

Если же к возрасту 8-9 месяцев ребенок не делает попыток садиться и ползать, стоит обратиться к врачу за консультацией, так как возможно, потребуется назначение лечебного массажа и гимнастики для укрепления тонуса мышц и помощи в формировании навыка.

Источник: https://tuvasemya.ru/zdorove/vo-skolko-mesyacev-rebenok-nachinaet-sidet-malchiki-i-devochki-i-chto-sleduet-znat

Что нужно знать родителям о первых шагах малыша или когда ребенок начинает ходить

Многие мамочки с нетерпением ждут первого шага своего малыша и очень расстраиваются, если сверстник пошел раньше.

Однако развитие детей, особенно до года, очень индивидуально, и говорить о каких-то нормах очень сложно.

Есть лишь приблизительные цифры, о которых мы расскажем в нашей статье.

Во сколько лет дети сами делают первые шаги: норма для мальчиков и девочек

Средний возраст, в каком малыш должен начать делать первые шаги, — это 12 месяцев.

Однако это вовсе не значит, что все дети именно к году начинают ходить. Физиологической нормой врачи считают период с девяти до 18 месяцев.

Все начинается с попыток самостоятельно встать, затем малыш будет стараться пойти, держась за опору или за взрослого, и только после этого он сможет сделать первые шаги.

Возраст, в котором дети начинают ходить, зависит от многих факторов.

Самый первый — это пол малыша. Девочки делают первые самостоятельные шаги быстрее мальчишек.

Также стоит обратить внимание на телосложение малыша. Пухленькие детки зачастую менее активные. Ещё один фактор — характер ребенка. Наблюдательные и спокойные малыши не спешат с самостоятельными шагами, в то время как слишком активные дети топают раньше срока.

Вспомните себя в детстве. Если кто-то из родителей пошел позже нормы, скорее всего, и малыш пойдет позже.

Малыш пошел раньше или позже оптимального срока — хорошо это или плохо?

Если ребенок решил начать топать раньше оптимального срока, не стоит слишком активно радоваться.

Поскольку мышцы позвоночника и ног ещё не окрепли. А в процессе ходьбы на них будут возложена колоссальная нагрузка, которую они не всегда смогут выдержать.

Если ребенок крупный, у него могут возникнуть проблемы с формированием костно-мышечной системы ног.

Особенно это опасно в тех случаях, если ребенок не сам встал на ножки, а его к этому подтолкнули родители. Голень под весом малыша деформируется, что становится причиной неправильной постановки стопы.

Непродолжительная задержка первых шагов не является поводом для беспокойства. Скорее всего, мышцы и позвоночник малыша ещё не до конца сформированы. Второй причиной поздних шагов могут стать ослабленные защитные функции организма из-за перенесенных болезней или в результате родовой травмы.

Если малыш ходит на носочках или цыпочках — что с этим делать?

Причины такого процесса делятся на четыре группы:

  • проблемы неврологического характера;
  • ортопедические недуги;
  • симптом аутизма;
  • идиопатическое хождение.

Практически все врачи сходятся во мнении, что хождение на носочках является физиологической нормой. Но в любом случае обращение к специалисту не нанесет никакого вреда.

Доктор пропишет малышу процедуры, которые можно делать в домашних условиях,а можно обратиться к массажисту или мануальному терапевту. Среди таких процедур чаще всего назначают:

  • упражнения на растяжку — они направлены на увеличение диапазона лодыжки, что позволит повысить её устойчивость (комплекс упражнений подскажет педиатр);
  • массаж — можно проконсультироваться с массажистом, который покажет подходящий для вас комплекс;
  • обувь — выбирайте только на плоской подошве; хорошим вариантом является обувь с пищалками или мигалками — малыш сам
  • захочет стать на пяточку, чтобы увидеть эти эффекты.

Справка! Если по достижению двухлетнего возраста и после всех названых манипуляций, ребенок не перестал ходить на носочках, это может говорить о более серьезных заболеваниях. Лечение этих недугов может носить хирургический характер. Чаще всего проводятся операции на удлинение пяточного сухожилия.

Как правильно научить карапуза передвигаться самостоятельно и уверенно без поддержки

Всё зависит от того, насколько активный ребенок на протяжении всех предыдущих месяцев.

Поэтому ещё с первых месяцев нужно развивать двигательную активность малыша. Сделать это можно несколькими способами:

  • выкладывать на животик — как только карапуз научился переворачиваться, его нужно как можно чаще класть на животик, чтобы мышцы спины и шеи становились крепче;
  • перевороты — уже в двухмесячном возрасте малыш старается перевернуться, мамам не стоит ограничивать эти начинания, поскольку они способствуют развитию мускулатуры;
  • положение сидя — где-то в 4-6 месяцев малыш пытается сесть, а уже в 8 месяцев он должен уметь делать это полноценно; как только ребенок сядет, давайте ему игрушки на расстоянии, чтобы он старался до них дотянуться;
  • поощряйте ползание — не держите карапуза все время в манеже, лучше расстелите на полу побольше одеял и разложите игрушки, к которым малыш будет ползти.

В 9 месяцев

  • занятия с фитболом. в этом возрасте высаживайте карапуза спиной к себе и покачивайте его легонько. такое упражнение поможет развить вестибулярный аппарат и сделать движения более скоординированными.
  • можно ставить малыша на твердую поверхность, придерживая его в области грудной клетки.

    сделайте имитацию прыжков, при этом следите, чтобы малыш все время «приземлялся» ножками на что-то твердое.

  • стимуляция самостоятельного подъема. когда карапуз сидит или ползет, покажите ему его любимую игрушку. нужно добиться того, чтобы ребенок встал с коленок.
  • учите ребенка стоять без опоры.

    для этого в то время, как он держится за что-то, предложите ему взять любимую игрушку.

в 10 месяцев

  • используйте игрушки-толокары или детские коляски. малыш держится за эти игрушки и начинают идти вперед. обязательно придерживайте ребенка со спины.
  • можно применить пластмассовую палочку. карапуз должен ухватиться за неё (при этом родители страхуют, чтобы он не отпустил руки), а взрослые будет вести малыша за эту палку. со временем можно усложнять задачу, чтобы за опору держалась одна рука.

в 11 месяцев

  • в этом возрасте дети уже могут начать ходить самостоятельно, но их может пугать огромное пространство вокруг. поэтому наденьте на карапуза обруч побольше и двигайте его, тем самым подталкивая ребенка к шагам.

в 12 месяцев

  • на данном этапе можно учить малыша переступать препятствия. для этого взрослые должны вести ребенка за обе руки, а впереди натянуть веревочку и поставить небольшое возвышение. необходимо простимулировать годовалого карапуза к тому, чтобы он прошел эти препятствия.

Упражнения, чтобы быстро научить

Комплекс упражнений, который мы сейчас опишем, предназначен для того, чтобы помочь малышу уверено стоять на ногах.

  1. Поставить карапуза спиной к себе, при этом нужно придерживать кроху за живот. Согнуть голень и подержать в таком положении на протяжении 5-7 секунд. Сделать по 2-3 повторения на каждую ногу.
  2. Поставить малыша в предыдущее положение. Согнуть ножку и проимитировать перешагивание препятствия. Повторить 5-6 раз на каждую ногу.
  3. Снова исходное положение. Поставить перед крохой небольшую, но твердую книгу. Согнуть одну ножку и поставить её на книгу.
  4. Подтянуть малыша таким образом, чтобы он выровнял согнутую ногу и подтянул к ней вторую. Затем верните малыша в исходное положение (но это сам ребенок должен поставить две ноги снова вниз). Повторений должно быть 3-4.
  5. Поставить кроху спиной к себе, взяв его под мышки. Ноги малыша поставить на свои и немного пошагать по комнате. Это поможет ребенку понять принцип ходьбы.
  6. Положить перед ребенком мяч. Согнуть его ногу и ударить ею о мяч. Повторить это упражнение 4-5 раз на каждую ногу.

Массаж

Важно! Ни в коем случае не давите на ребенка, делайте все упражнения плавными и мягкими.

Мы предлагаем вам простую методику, которая будет под силу каждой мамочке:

  • положите малыш на спинку, согните ему ножки в коленках, постарайтесь подогнуть голову ближе к коленям, выполнить таких повторений 4-5 раз;
  • слегка раскачивайте ребенка, обычно малыша это очень нравится, но следите за тем, чтобы малыш не закружился — качайте не дольше 10 секунд за один раз;
  • поднимите кроху, держа под мышками, раскачивайте его словно маятник;
  • снова положите малыша, удерживайте его бедра и слегка покачивайте;
  • потрясите запястья карапуза, плавно переходя к плечам;
  • проделайте упражнение «велосипедик» в течение 30 секунд;
  • во время массирования стопы уделяйте внимание подушечкам, при этом подбирайте оптимальную силу нажима;
  • держа малыша на руках, предложите ему потопать по мягкой поверхности.

Справка! Общее время массажа должно составлять примерно 30 минут. При этом всегда улыбайтесь малышу и разговаривайте с ним. Он не должен испугаться этой процедуры.

Почему поздно?

Причин такого процесса может быть несколько:

  • генетическая предрасположенность — если кто-то из родителей пошел позже оптимального срока, скорее всего, малыш тоже пойдет позже;
  • крупные детки чаще всего начинают топать позже, чем их более худые сверстники;
  • темперамент малыша также определяет дату первых шагов — если карапуз очень активный, то он обычно начинает ходить раньше, в то время как более спокойные детки не спешат топать самостоятельно;
  • физиологические отклонения — стоит задуматься и показать ребенка врачу, если он не начал ходить до 19-20 месяцев, поскольку такое положение дел говорит о неправильном развитии крохи.

Первая обувь

Чтобы подобрать правильную обувь малышу, нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • стопа должна быть четко зафиксирована в обуви;
  • ношение обуви должно способствовать правильному развитию ножки;
  • следите за тем, чтобы пятка была четко зафиксирована;
  • пальчики должны быть закрыты, защищены от ударов;
  • обувь не должна быть низкой, приобретайте ту, которая будет выше голеностопа;
  • обувь направлена на формирование точек опоры.

Меры предосторожности

Перед тем, как ребенок сделает первые шаги, позаботьтесь о его безопасности.

  1. Опасная территория. Говорите малышу о том, что такое горячо, остро или тяжело. Лучше всего ограничьте территорию, в которой будет гулять ребенок.
  2. Полы, устеленные плиткой, застелите ковровым покрытием. Побеспокойтесь о том, чтобы острые углы были закрыты, поставьте защиту на двери.
  3. Бытовую химию и лекарственные препараты хранить как можно выше.
  4. Не подпускайте малыша близко к плите.
  5. В том случае, когда в доме есть домашнее животное, уберите подальше их миски.
  6. Перекройте вход на кухню перегородкой не менее 70 см, то же самое проделайте с лестницей.
  7. Розетки, которыми не используются, обязательно должны быть прикрыты заглушками.
  8. Сыпучие продукты питания храните в плотно закрытых небьющихся емкостях.
  9. Следите за тем, чтобы комнатные цветы были в недоступности для малыша.

Во сколько месяцев делают первые шаги недоношенные дети?

Обычно в период от 10 до 13 месяцев недоношенный малыш должен сделать попытки к самостоятельному хождению. Эти шаги будут очень неуверенными, крохе понадобится помощь и поддержка взрослых.

При этом уже к 15-17 месяцам такие детки вполне могут самостоятельно ходить. Иногда этот процесс может задержаться на 1 месяц.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/hodit.html

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Прикорм яйцо когда вводить
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой