Вальдорфский детский сад что это такое

Вальдорфский детский сад: 8 главных особенностей альтернативного подхода к развитию ребенка

вальдорфский детский сад что это такое

Для своей двухлетней дочки Анастасия Галанина, одна из основательниц Organic Woman, выбрала детский садик с вальдорфской педагогикой. Почему именно вальфдорфский садик и что особенно ей нравится в этой педагогической системе, она рассказывает в своей статье.

На этой неделе неожиданно для себя я отправила ребенка первый раз в сад. Планировали ждать до трёх лет, но ребенок оказался готов раньше, да и повезло найти место на неполный день в Вальдорфском детском садике.

Меня очень привлекло, что главная задача воспитателя в этом садике – помочь ребенку развить природные таланты и дать веру в собственные силы.

Мне захотелось узнать, за счет каких средств пытаются этого достигнуть и, если откликнется, попробовать перенять и перенести что-то в свою семью.

С вальдорфской педагогикой и вообще антропософией как объемлющей её духовной наукой я познакомилась ровно год назад. Пройдя обучение в специализированном центре и погрузившись в труды их основателя Рудольфа Штайнера.

Я перестала бояться не успеть чему-то научить, опоздать с подготовкой к школе Зато еще раз уверилась, что самое главное – это гармоничное раскрытие потенциала ребенка в трех областях: мышления, чувств и воли.

Кстати, в 2019 году Вальдорфской системе исполнится ровно 100 лет. Я бы хотела познакомить с ней тех, кто о ней пока не знает. Я не буду приводить все особенности вальдорфских школ и садиков, а также отличия в учебных программах по сравнению с государственными школами. Отличий огромное множество. Но опишу основополагающие принципы воспитания детей младшего возраста, которые вы можете использовать и у себя дома.

Основа – стремимся познать и понять индивидуальность ребенка

Ребенок не является «чистым листом», на котором можно написать что вздумается. Ребенок – индивидуальность. Он обладает с рождения определенными свойствами, склонностями и предрасположенностями. Любой ребенок неповторимый! Мы должны иметь это в виду и не стараться подтянуть каждого под общепринятые стандарты, а больше слушать, обращаться как с равным себе взрослым. Быть открытым и принимающим.

Обучаем через свой пример

Подражание как внутренний импульс заложен во всех изначально. Самым основным человеческим умениям – ходьбе, речи и мышлению – ребенок научается благодаря подражанию.

Всё, что происходит с ребенком, производит на него глубокое впечатление, но одновременно побуждает его воспроизвести это самостоятельно. Люди, окружающие ребенка, всё время служат ему примером – и в движении, и в речи, и в понимании, и в действии.

И если люди хотят добра ребенку, всё – движение, речь, осознание и действия –должно быть осмысленными, красивыми, добрыми – то есть заслуживающим повторения. 

Вырабатываем ритм дня и даём пространство (временное и физическое) для свободной игры

Действие в подражании станет навыком только при многократном его повторении. Это возможно при четком режим дня. И привычная последовательность действий сформирует у ребенка чувство безопасности, здоровый сон и пищевые привычки.

«Свободная игра» – это время, когда ребенок свободно играет доступными материалами и игрушками. В такой деятельности ребенок реализует свою фантазию, тренирует образное мышление, высвобождает зажатые эмоции и проигрывает ситуации и действия окружающих, которым ему хочется подражать.

В это время мы, родители, должны заниматься своей деятельностью. И желательно выбирать занятия, где ребенок может увидеть труд ваших рук: рукоделие, творчество, хозяйственная работа и дела по дому – а также, повторять одно дело в течение нескольких дней подряд. Главное – чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой трудовой жизни.

Даём возможность реализовать свою волю, пробовать самому и совершать ошибки, если необходимо

Ребенок, как, наверное, и вы сами, гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. При сформированной воле у нас появляется глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания и мечты в конкретные намерения и поступки. Действуя, узнавать. Ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть, испытать.

Наша задача – предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов, не бояться за него там, где нет угрозы безопасности, а вселять уверенность в собственных силах.

А для подкрепления силы воли ребенка обычно используется легкий, но регулярный и увлекательный трудовой процесс или уборка и помощь родителям. 

Наблюдаем ритмичность смен времен года

С ребенком мы наблюдаем, как естественно следуют один за другим природные эпохи. И переносим эти наблюдения, утверждаем их в игровой жизни.

Характерный набор песен, сказок, блюд на столе, творческой или ремесленной деятельности, а также элементы декоративного оформления пространства определяются текущим временем года.

А праздники как определенные вехи служат кульминацией сезона, помогают преодолеть холодные месяцы или служат точкой изменений в трудовой деятельности, помимо того, что они выполняют другие важные социальные функции. Под них сочиняем истории, песни, мастерим игрушки, накрываем стол со своими специальными сезонными блюдами.

Добавляем общение с разновозрастными детьми

Всё решается естественным путем в семьях, где много детей. Если это не ваш случай, приведите ребенка в группы детей, где старшие дети вынуждены общаться с младшими.

Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление. Ребенок постарше, глядя на малышей, может оценить, каким он был раньше. На примере более старших понимает, каким будет через год – сильнее ловчее, сообразительнее. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, но им разрешается то, что не разрешено младшим.

Мягко убираем из обихода игрушки, которые «диктуют» игру, и оставляем игровые предметы из натуральных материалов

Мне кажется, Вальдорфская система – пример для подражания всем, кто стремится к осознанному потреблению. В нашем садике не встретишь игрушек из пластика – только природные натуральные материалы: дерево, кора, спилы веток, шишки, каштаны, косточки, шерсть, воск и т. д. Игрушки и вообще всё декоративное оформление дети и взрослые делают своими руками: панно и игрушки, валяные из шерсти, одежда на них из имеющихся обрезков тканей и др.

Воображение стимулируют все игрушки с пространством для творческой мысли: неоформленные кусочки деревьев, куклы с непрорисованными чертами лица, спилы веток, которые могут быть одновременно и колесом, и столешницей, и пирогом.

Все игрушки приятные на ощупь и довольно спокойных оттенков, кроме каких-нибудь мячиков для активных игр, кстати, тоже из натуральных материалов или связанных вручную.

Участие семьи в жизни ребенка очень важно, с точки зрения Вальдорфской педагогики.

Этот тезис мне хочется оставить без комментариев.

Это то, что больше всего поразило меня в этой педагогике. То, что хочу дать своему ребенку. Буду рада, если откликнется и вам.

Если ваши детки ходили или ходят в Вальдорфский садик или школу, напишите мне, как поменялась ваша жизнь в семье с тех пор, как ребенок стал учиться в подобной среде? Мне это очень интересно.

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Источник: https://organicwoman.ru/valdorfskij-sad/

Самарский воспитатель о том, что такое вальдорфский детский сад, и как в него попасть

вальдорфский детский сад что это такое

В Железнодорожном районе Самары есть необычный детский сад.

Его сотрудники — приверженцы вальдорфской педагогики, возникшей почти сто лет назад в Германии. О том, чем этот детский сад отличается от других, рассказала воспитатель учреждения, куратор вальдорфских групп Поволжья Ольга Матвеева.

— Ольга Алексеевна, как произошло ваше знакомство с вальдорфской педагогикой?

— В школе у меня были хорошие учителя, но мне всегда хотелось чего-то другого: более доверительных отношений, общения «от сердца к сердцу». Куда пойти учиться дальше, я тоже не знала. Искала себя, хотела быть то актрисой, то психологом. Помог Чуковский. Я прочитала его книгу «От двух до пяти» и убедилась: все, что есть в человеке, закладывается в детстве. Это фундамент для взрослой жизни.

Захотелось помогать маленьким людям, делать их счастливыми. В начале 90-х годов, уже после получения базового педагогического образования, я узнала, что в Москве при одном из университетов можно пройти обучение по курсу вальдорфской педагогики. Мне показалось, я нашла то, что искала, наконец поняла, кем хочу быть. Училась три года. В самарском вальдорфском детском саду я работаю с момента открытия, уже 25 лет.

— В чем особенность, уникальность вальдорфской педагогики?

— ее цель — становление и развитие здоровой личности. Вопрос в инструментах. Наши методики дают возможность детям самостоятельно формировать свои собственные понятия и суждения. Ребенок — исследователь. Он играет и во время игры познает мир.

Как проходят, например, наши занятия рисованием? Мы даем малышу три основные краски: желтую, красную и синюю. И он сам, практическим путем, понимает, что из этих трех цветов можно сделать все остальные. Когда желтая краска встречается с красной, получается оранжевый цвет, когда с синей — зеленый. Мы не рассказываем им об этом, передавая собственные знания, они приходят к ответу сами.

Дети — первооткрыватели, маленькие ньютоны, открывающие законы существования мира. Они сначала делают, потом переживают, а потом осмысляют.

— Сколько у вас воспитанников и как попасть в ваш детский сад?

— Наше учреждение — муниципальное, но при этом, спасибо департаменту образования, мы работаем по собственным методикам. Когда создавали детский сад, к нам было немало вопросов. Но нас услышали и поддержали.

Попасть к нам можно, как и в любой другой сад, подав заявление в МФЦ. Единственная проблема — большая наполняемость групп. Нам бы хотелось, чтобы в каждой было не более 20 ребят, а получается по 28. Понятно, что так ты не можешь уделить необходимое внимание каждому. Чем больше малышей, тем сложнее это сделать.

— В одной группе у вас могут находиться дети разного возраста, почему?

— Я читала работы великих педагогов, психологов — Ушинского, Венгера, многих других. Все они говорили о том, что общество старших детей полезно для малышей: они идут за ними, признают их авторитет. Старшие же дети в присутствии маленьких чувствуют себя взрослыми, стараются показать свои навыки и способности.

Это особенно видно в ходе наших занятий, которые мы называем мастерскими. Две мастерские разворачиваются параллельно, к примеру, по валянию из шерсти и рисованию. Каждый ребенок, независимо от возраста, может выбрать одну из них или переходить из одной в другую. Главное — он видит начало и конец процесса, понимает, как устроен этот мир.

Например, с наступлением холодов мы все вместе валяем шерсть, которую дала овечка. Потом по ножке ребенка вырезаем стельку. Он положит ее в ботинок и не будет мерзнуть зимой. И малыш будет понимать, почему ему тепло. В период сбора урожая мы мелем муку.

Родители привозят нам колоски, ребята чурбачками извлекают из них зернышки. Затем мы перемалываем их на мельнице и печем булочки. Параллельно поем песенки, читаем стихи.

Вообще, вальдорфская педагогика с самого раннего возраста ненавязчиво приучает детей к труду.

— К вам приводят своих детей в основном родители, уже имеющие представление о вальдорфской педагогике?

— Как правило, да. О нас знают, к нам хотят попасть. Но есть и те, кто никогда не слышал о вальдорфской педагогике. Мы проводим с ними встречи, рассказываем о методике. Желающих много, гораздо больше, чем мы можем принять. Сейчас у нас три группы, мы мечтаем сделать хотя бы четыре, но пока помещение не позволяет.

Вообще, роль родителей в вальдорфской педагогике очень велика. Садик является продолжением домашнего воспитания и наоборот, таким образом обеспечивается единое мировоззренческое пространство. Мы с родителями — единомышленники, соратники. Поэтому перед тем как ребенок придет к нам в детский сад, мамы и папы проходят родительскую школу. Это семь лекций по два часа. Мы рассказываем о принципах вальдорфской педагогики, о важности игрушек для дошколят.

Свободная игра — один из краеугольных камней нашего воспитания. Говорим о музыке, лепке, движении, взаимодействии с окружающим миром. Ребенку очень важно возиться с землей, с песком. Не надо ругать малыша, если он приходит из детского сада чумазый — он получает удовольствие от того, что его окружает. Камушки, листики, цветочки. Он не отделяет себя от этого мира, ему важно тактильно соприкасаться с ним.

Поэтому и игрушки у нас особенные. Это прообразы знаменитого конструктора «Лего» — деревянные чурочки, из которых при желании можно сделать машину, дом или куколку, всевозможные ткани и тряпочки, мешочки с песком, прищепки. Один предмет может превратиться в разные вещи, к примеру, ракушка в разных играх становится тарелочкой, цветочком, украшением на платье. Это развивает фантазию. Живое мышление можно накачивать, как мышцы. Оно не имеет границ и рамок.

— После детского сада ваши воспитанники идут в вальдорфскую школу?

— По-разному бывает. Все зависит от того, насколько прониклись нашими идеями родители. Конечно, нам бы хотелось, чтобы они продолжали развиваться в этом направлении, открывать себя на протяжении всей жизни. Так, как научили их мы.

Французский преподаватель и сомелье о Самаре: «Ваш город дал мне уникальный шанс»

Источник: https://sgpress.ru/news/105652

Вальдорфская система: что это такое

вальдорфский детский сад что это такое

В 1919 году в Германии дети рабочих, трудившихся на табачной фабрике «Вальдорф Астория» (г. Штутгарт, Германия), впервые опробовали на себе обучение по вальдорфской системе – методике, которая базировалась на философии австрийского философа и ученого Рудольфа Штайнера.

Название, как становится понятно, произошло от названия предприятия, где она впервые была опробована. Пожалуй, самое главное отличие этой школы от всех остальных в то время заключалось в ее толерантности: в вальдорфской школе не допускалось деления учеников по социальным слоям, вероисповеданию и даже показателю IQ.

В ней все были равны. Чуть позже при той же фабрике стараниями Штайнера был организован и вальдорфский детский сад.

Спустя десятилетия новый подход стал причиной непрерывных споров и разногласий, предметом восторженных отзывов тысяч родителей, педагогов и детей, а также основой для огромного количества детских садов и школ во всем мире (сегодня суммарное их количество превышает три тысячи учреждений).

Воспитание по вальдорфской системе предполагает, прежде всего, чуткость и внимательность к основным потребностям ребенка. Штайнер считал, что в первые месяцы жизни малышу необходим покой и защищенность, а не обилие впечатлений. Вальдорфская школа считает, что кроха приходит во внешний мир с тем, что он принес с собой из «доземной» жизни.

После рождения он должен приспособиться к новым условиям жизни вне материнской утробы, к новому способу дыхания и питания. Значит, нужно обеспечить малышу надежный «домик» и защиту от внешнего мира, суеты и шума. В качестве такой «оболочки» вальдорфская педагогика рекомендует люльку, накрытую с одной стороны прозрачной розовой тканью или тюлем.

Подвешенная в воздухе качающаяся люлька символизирует плавный переход из материнской утробы в физический мир. Каждый новый шаг вперед – познание своего тела, знакомство с близкими, сидение и ползанье – для малыша серьезное достижение. По мнению Штайнера, искусственно ускорять развитие не нужно: на освоение новых навыков малышу требуется время.

Однако это совсем не означает, что нужно бездействовать! Задача родителей – дать ребенку то, что ему необходимо именно сейчас, в настоящий момент, а не в будущем. Это основной принцип, которым руководствуется вальдорфская педагогика.

Пример для подражания

Что же такое воспитание по вальдорфской системе? «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам – это и есть нормальное состояние ребенка», – говорил Рудольф Штайнер. Обучение и воспитание детей раннего возраста строится на подражании: младенец старается повторить выражение лица своей мамы, а двухлетняя малышка кокетничает перед зеркалом, накрасив губы помадой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Автокресло с какого возраста

В качестве основы обучения и построения модели «взрослый-ребенок» вальдорфцы взяли именно эту «впитывающую» особенность детской личности. Вот почему в системе Штайнера в детском мире особое место занимает взрослый (это может быть не только родитель, но и воспитатель, учитель). Он является для ребенка безоговорочным авторитетом и абсолютным примером.

Воспитание по вальдорфской системе предполагает, что от поведения взрослого зависит вся атмосфера дома или же в садике. Эмоциональная детская личность отличается высокой восприимчивостью не только к поступкам окружающих людей, но и их переживаниям, мыслям. Дети подражают старшим, в том числе, когда наблюдают, как те одеваются, убирают, готовят и т.п.

Представьте себе вальдорфский детский сад: воспитатель в нем ведет себя так же, как мама, занимаясь хозяйством. Он вытирает пыль, варит компот или печет пироги, время от времени подходя к детям, чтобы поиграть с ними или рассказать сказку. Ребята постарше помогают ему накрывать на стол, работать в саду, убираться в группе.

Много времени уделяется творческим занятиям: рисованию, лепке, аппликации (а в старших группах – даже валянию и вязанию), игре в кукольный театр, разучиванию песенок и стишков. И все-таки в некоторых аспектах вальдорфский детский сад солидарен с обычным садиком – полноценное четырехразовое питание и дневной сон в нем обязательны!

Детское время

Обучение по вальдорфской системе не просто не обещает научить дошкольников читать, писать и считать. Напротив, оно полностью отрицает обучение чтение и письму до 7 лет (того возраста, когда пора будет отправляться в школу). Вальдорфцы не торопят интеллектуальное развитие ребенка! Они считают, что главное свойство интеллекта – это способность к творчеству.

Развитие воображения, словарного запаса и прикладных навыков – вот что станет благоприятной почвой для взращивания интеллектуального и абстрактного мышления в будущем. Таким образом, обучение по вальдорфской системе предполагает не механическое заучивание, а запоминание в ходе эмоционального «проживания» информации. Это способствует эффективному обучению без вреда для психологического здоровья.

Ведь полноценно развиваться интеллект может только тогда, когда есть качественный фундамент для этого – сформирован эмоциональный мир. Происходит это, когда «все молочные зубы сменяются на постоянные» (т.е. примерно в 12 лет).

Вот почему вальдорфские педагоги призывают не делать из ребенка взрослого, а наоборот, помогать ему как можно дольше оставаться маленьким, чтобы он успел вкусить все прелестные плоды детства и, разумеется, раскрыть все свои таланты. Воспитание по вальдорфской системе накладывает строгое табу на раннее обучение письму и чтению.

«Есть лошади, принужденные с малолетства возить тяжелые грузы, и есть те, которые ждут, пока вырастут их кости и разовьются их мускулы. Какие из лошадей будут сильнее впоследствии?» – эта притча как нельзя лучше отражает принцип, которым руководствуется вальдорфская школа.

Вальдорфская педагогика делает основной акцент в обучении на развитии интуиции и воображения, на умении фантазировать и творить. Детство ребенка-дошкольника полностью посвящается игре. Свободная игра ребенка – одна из основ развития, в ней «приводится в движение» воля, расцветает я творческая фантазия.

Эмоциональная сторога на самом деле гораздо важнее, чем владение логикой и анализом. Вальдорфский детский сад – место, где много времени посвящается играм на свежем воздухе (с песком, водой), садовым работам, сближающим детей с природой. Вальдорфская педагогика провозглашает одной из своих главных целей – «связь» с жизнью, т.е.

установление соотношений между научными знаниями и опытом. Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности: как растят цветы, как пекут хлеб, как строят дом, как плетут корзины.

Воспитание по вальдорфской системе предполагает, что и мальчики, и девочки с самого раннего детства вышивают, вырезают по дереву, сами делают игрушки, работают на гончарном круге, рисуют красками и мелками, лепят из глины и воска без образцов и предложенных шаблонов, без заданной темы и определенных правил.

Вальдорфский детский сад предлагает детям три основных цвета: красный, желтый и синий. Остальные цвета малыши создают сами, смешивая и разбавляя краски. Вальдорфская педагогика также включает в себя элементы традиционной народной культуры: песни, игры, потешки, сказки, хороводы.

Конечно, как и любая другая развивающая воспитательная система вальдорфская педагогика не может обойтись без игрушек. Игрушки для «вальдорфских» детей просты и самобытны. Вальдорфский детский сад не предложит воспитанникам готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами. Основа – природные материалы (необработанное дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Красители тоже только натуральные: водные краски, соки растений, специи, кофе и т.п.

Категоричное «нет» говорит вальдорфская школа пластмассе, механике и электронике – в общем, всему тому, чем сегодня заполнены полки детских магазинов. Но не только экологичность и ручная работа являются отличительными чертами вальдорфских игрушек. Всех их выделяет из массы остальных «мягкая» форма: даже деревянные кубики не имеют четких острых углов и, кажется, немного несовершенны по форме.

В этом и заключается главный принцип вальдорфской игрушки – намек на форму и способ игры с ней. Делается это для того, чтобы получило импульс для развития детское воображение. Когда фантазия берет старт, любой брусок может стать корабликом, а листочек, опавший с дерева, – парусом, три лоскутка заменяют куколку, а палка – лошадку.

Самые маленькие ребята играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами, у которых даже не прорисовано лицо – в игре малютка сам решает, смеется кукла или плачет. Нельзя, однако, сказать, что таким принципом вальдорфская школа обедняет игрушечный детский мир.

Вариантов полно: музыкальные игрушки (флейты, ксилофоны, трещотки), фигурки животных и растений, деревянные кубики и конструкторы (в том числе из природных материалов – веточек, палочек, каштанов, желудей, шишек и орехов), игрушки для обучения ремеслам (гончарный круг, ящик с деревянными инструментами, клубки ниток и пр.), мозаики-пазлы, вальдорфские куклы.

К доске

Несмотря на то, что популярной вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной.

В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней – вплоть до 8 класса – школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами).

Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста. Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й).

Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения.

Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители – пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично – через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.).

Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения – накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий.

Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет – чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать.

И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.

Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете найти на сайте www.ruswaldorf.ru

Источник: http://www.parents.ru/article/obuchenie-po-valdorfski/

Как открыть детский сад

О сложностях продвижения детских проектов, государственной поддержке, конкуренции, перспективах и целевой аудитории Наталья Зазимко, основатель Центра семьи и детства «Фидонтек», рассказала в интервью Контур. Журналу.

Быстрое решение

Я сама дипломированный психолог и до создания бизнеса успела поработать в разных местах. Мысли о том, чтобы начать собственное дело пришли не сразу. Это был внутренне сложный путь: месяцы размышлений, осмыслений, выстраивание желаемого образа.

Однажды вместе с коллегой-психологом я возвращалась со дня рождения моей институтской подруги, и он рассказывал мне, как организовал в Дубне детский коррекционный центр. Я точно помню, как в том момент у меня в голове сложилась картинка, и в этот же вечер я начала выкристаллизовывать идею своего проекта.

Сейчас можно сказать, что это решение было непродуманным, не выверенным с точки зрения бизнеса, но душа звала. Я просто понимала, что многое могу дать людям. Накопленные знания и опыт позволяли мне это сделать.

Так, не разработав толковых бизнес-планов, в 2009 году вместе со своим партнером по бизнесу мы открыли психологический центр. Поскольку изначально мы не отталкивались от продуманной стратегии, то уже к весне стало понятно, что аренду нам не потянуть, следовательно, пора закрываться. Один клиент, узнав о сложностях, посоветовал собрать всех клиентов и честно объяснить им ситуацию.

Я так и сделала. Люди настолько прониклись нашими проблемами, что начали нести деньги, и мы еще какое-то время протянули. Постепенно мы вышли на другой уровень и начали зарабатывать.

Сейчас наш проект — лауреат национальной премии «Бизнес-успех» в номинации «Лучший женский проект» и победитель I Международного конкурса негосударственных детских организаций в номинации «Лучший детский сад».

Необычная педагогика

В основе деятельности нашего садика лежит вальдорфская педагогика. Это подход с вековой традицией, столетняя система, которую действительно можно назвать инновационной. Многие специалисты из Кремниевой долины водят своих детей именно в вальдорфские школы.

Но для меня важно не столько то, что происходит за границей, сколько то, что вальдорфская педагогика мне, как специалисту и маме двоих детей, очень близка. Близка тем, что она не противоречит законам возрастной психологии, и тем, что это четко продуманная педагогическая система. Я бы больше сказала: это не просто педагогическая система, а взгляд на человеческую природу в целом, система мировоззрения.

Благодаря вальдорфской системе мы выгодно отличаемся от остальных. Мы противопоставляем эту педагогику масс-маркету, который основан на эффекте горячих пирожков, когда родители в панике пытаются как можно больше знаний запихнуть в своего ребенка, чтобы он уже в три года и читал, и писал.

Сейчас очень много думающих родителей, которые выбирают альтернативную систему образования и которым в то же время претит подход «все встали разом и построились». Эти родители не готовы жертвовать игровым детством детей. Именно они и являются нашими потенциальными клиентами. В нашем районе центр «Фидонтек» — это единственное подобное заведение, входящее с состав Содружества вальдорфских детских садов России.

Наш сад посещают люди, которые живут не только в шаговой доступности от центра. Некоторые ездят даже из Москвы. Если родители ничего не знают о вальдорфской системе, я сразу спрашиваю, какую цель они преследуют, отдавая ребенка в садик.

Если они хотят, чтобы ребенок каждый день что-то учил, рисовал, читал, то им нужно в другое место, нам просто не по пути. Самый распространенный вопрос, который мне задают: как после нашего сада ребенок пойдет в обычную школу? Там ведь военная диктатура, а у нас все мягко и плавно.

Я всегда говорю, что на хорошем фундаменте дом будет крепко держаться. Все, что до 7 лет, — это фундамент.

Постепенное масштабирование

В 2009 году, когда мы открыли психологический центр, я еще ничего не знала о вальдорфской педагогике. Мы выстраивали нашу работу так, как я считала нужным с точки зрения психологии. В этом центре были организованы студии, проводились коррекционные программы.

Так мы проработали год, и потом нас позвали в другое место — Moscow country club при МИД России в Нахабино. В Moscow country club мы вели ту же самую деятельность, вводили новые программы. Идею открыть детский сад нам подсказали сами родители.

Тогда я в работе детского сада вообще не разбиралась, передо мной стояли другие задачи, да и своих детей еще не было. Я обратилась к директору Moscow country club, и он выделил нам помещение. Так возник наш первый детский сад.

Параллельно летом мы сделали еще один проект — летний лагерь. Он строился на очень интересной бизнес-модели, которая сейчас используется в городском лагере уже на бюджетные средства. Это был тематический лагерь, он работал по графику «неделя через неделю». На второй год мы его повторили, и уже от желающих не было отбоя.

После запуска детского сада мы два года проработали в режиме «центр — сад». Но опять начались разные пертурбации на территории, в результате чего нам пришлось съехать. Мы переехали на то место, где находимся сейчас. В этом году мы рискнули и обзавелись еще одной площадкой в нашем районе и там активно продвигаем разные детские студии в рамках экологического подхода.

Сейчас я нахожусь на этапе осмысления дальнейшего вектора развитии проекта. Нас опять звали в Moscow country club, который пережил реконструкцию, но на высшем уровне поменялась власть, и все остановилось.

Тяжелый год

Весь бизнес, связанный с детскими образовательными программами, непростой. Чтобы в нем преуспеть, нужно найти очень хорошую бизнес-модель, которая будет работать. Многое зависит и от уровня конкуренции. Например, у нас в Красногорске конкуренция просто сумасшедшая.

Сейчас мы, как никогда ранее, сильно ощущаем влияние кризиса. После нового года у нас произошел колоссальный провал по клиентам: в планах ставили одни цифры, а в итоге вышли совершенно на другие, которые нас привели в ужас. Клиентов, может быть, осталось столько же, но денег, которые они готовы заплатить за услугу, стало гораздо меньше. Например, если раньше люди ходили в садик пять дней в неделю и платили 31 000 руб. в месяц, то сейчас они вынуждены переходить на трехразовое посещение.

Параллельно я отслеживаю состояние дел на второй площадке, на которой мы можем позволить себе держать достаточно низкую цену за счет невысокой арендной платы. И я вижу, что люди выбирают варианты подешевле и обращают внимание на возможности своего кошелька.

Если бы не государственная поддержка, было бы совсем тяжело и вопрос встал бы о том, надо ли продолжать заниматься таким бизнесом дальше. Этот год был очень тяжелым. Кроме того, есть и ряд проблем, которые в принципе присущи всем проектам, связанным с детьми.

Во-первых, вся эта история с эпидемиями: наступает холодный сезон — дети начинают болеть. Особенно тяжелый месяц — январь. А потом приближается лето, которого боится каждый предприниматель, чей бизнес завязан на детях. Возникает простой.

Во-вторых, большая часть заработанных денег уходит на аренду и зарплаты педагогам. Мы ко всему чувствительны.

Господдержка

По своему опыту могу сказать, что детские проекты в Московской области сейчас хорошо субсидируются. Можно получить субсидии на уровне Министерства инвестиций и инноваций Московской области.

В Красногорске можно получить субсидии на уровне района, но эти субсидии выдаются на произведенные затраты — в основном по аренде и по коммуналке. Я могу подать эти затраты к возмещению, но нет стопроцентной гарантии, что возместят всю заявленную сумму.

Могут до полутора миллионов возместить, а если есть лицензия на детский сад, то до 10 млн.

Есть еще Фонд микрофинансирования Московской области, который продвигает Министерство инвестиций и инноваций. Мы прибегали несколько раз к его услугам. Про него многие мелкие предприниматели даже не знают, а он дает микрозаймы под хорошие проценты.

Есть один важный момент: при открытии бизнеса никакие субсидии не дают, но я слышала, что, когда становишься самозанятым, открываешь ИП, то можешь от Пенсионного фонда получить 50 000 руб. А все остальное — это субсидия, но она дается раз в три года на федеральном уровне. Поэтому не все так однозначно. В любом случае надеяться только на одну господдержку смысла нет, нужно выстраивать бизнес-модель, которая будет приносить доход.

В связи с тем, что у нас в государстве поменялись ОКВЭДы, есть тонкий момент, связанный с лицензированием деятельности. Раньше мы могли работать по определенным ОКВЭДам и не лицензировать свою деятельность, в частности, деятельность детского клуба, то теперь, похоже, обязаны это делать все. И здесь очень сильно вырастают затраты.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как долго лечится бронхит у ребенка

Еще летом я бы сказала, что 600 000 — 700 000 руб. стартового капитала было бы достаточно, чтобы запустить детский проект, снять помещение и оборудовать его всем необходимым. Если у вас своя кухня, то это тоже определенные затраты.

А сейчас все упирается в новые требования, и мы еще не знаем, как эти требования коснутся всех нас. Например, у нас в Красногорске очень мало помещений, которые соответствуют таким требованиям.

И эту проблему мы обсуждаем и в Красногорской ассоциации руководителей детских дошкольных учреждений, и в местном бизнес-инкубаторе.

Кадровый дефицит

Сейчас у нас в штате семь специалистов, есть также сотрудники, работающие по договору. Найти их в Красногорске — сложная задача. Двое специалистов ездят к нам из Москвы.

Вообще педагогов, работающих по вальдорфской системе, не так много. Их, как правило, сообщество знает, но при этом все они уже при деле. В поиске помогает сарафанное радио в Содружестве вольдорфских детских садов России, в которое мы тоже входим.

Взгляд на будущее

Сейчас я как раз размышляю о планах на будущее, как «дальше жить» со всем накопленным багажом. И у меня пока нет четкого ответа на этот вопрос. Я точно могу сказать, что наступил переходный период в острой своей фазе и что-то новое должно вот-вот выкристаллизоваться.

Еще в прошлом году у меня была устойчивая идея, и я даже написала бизнес-план для запуска центра лечебной педагогики в Красногорске. Но пока не сложилось.

Еще у меня в голове есть несколько онлайновых проектов, которые я очень хочу реализовать и держу этот вектор. В общем, есть мысли, эскизы того, что делать дальше, но пока нет целостной картинки, нет завершенности. Многие советуют открыть школу, потому что альтернатив в Красногорске практически нет, а в Москву ездить трудно. Но это совсем другая история

Источник: https://kontur.ru/articles/4762

Вальдорфский детский сад: плюсы и минусы. Стоит ли отдавать туда малыша?

Вальдорфская методика по сей день остается одной из самых обсуждаемых и неоднозначных. По определению, вальдорфская, штайнеровская или вальдорфско-штайнеровская педагогика — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософских представлениях. Но такая краткая формулировка мало кому окажется полезной. Мамы и папы, конечно, хотят подробностей и деталей, чтобы понять, стоит ли отдавать кроху в вальдорфский детский сад. Попробуем разобраться.

Бытует мнение, что в вальдорфские сады отдают в основном деток болезненных. А все потому, что основатель методики — Рудольф Штайнер давал уроки мальчику, перенесшему гидроцефалию. Произошло чудо: слабенький здоровьем воспитанник с легкостью догнал остальных сверстников, благодаря собственной программе Штайнера. В чем ее особенности и преимущества?

Основным постулатом методики является идея о том, что детство — это не короткий период, который нужно максимально использовать для развития интеллекта и обучения письму и счету, а уникальное время для игр и раскрытия творческих способностей. Не стоит отвлекать малышей зазубриванием букв и чисел, говорят последователи Рудольфа Штайнера. Вместо этого — предоставить крохе возможность познавать природу, исследовать окружающий мир в комфортном ему ритме. И никакого давления извне.

В оборудовании детских учреждений используются только натуральные материалы: дерево, глина, ткани. Нет ни популярных развлечений, ни утвержденных пособий, по которым обучают всех детей в группе. Не случайно в таких садах встречаются самые необычные «игрушки» — тряпичные пупсы, желуди, раковины, воск для лепки, деревянные карандаши для рисования. Адепты методики считают, что машинки и куклы, купленные в магазине, душат детскую фантазию. Все ведь уже готово, к чему стараться?

Вальдорфские сады также практикуют полный отказ от телевизора и компьютеров, разных гаджетов. Зато всеми силами приветствуют вышивание и выжигание, мозаики, аппликации, оригами и, конечно, танцы.

Дети и педагоги в таких садах очень любят эвритмию, когда слово, музыка и движение сплетаются в едином калейдоскопе. Посредством этого удивительного искусства малыши учатся выражать свои эмоции, рассказывать жестами истории, сказки. Много времени уделяется музыке и постановке спектаклей.

Причем многие дисциплины, такие как рукоделие и хореография сохраняются в младшей и даже средней школе.

Еще до начала XX века Штайнер заметил, что дети, живущие в крупных городах, не имеют представления об элементарных вещах и природных явлениях.

Так, у малышей вызывало большое удивление то, как пекут хлеб или поливают цветы, лепят горшки, строят дома или запрягают лошадь. В наши дни ситуация усугубилась — быт ребенка автоматизирован полностью. В результате теряются простейшие навыки.

Их и пытаются восстановить в вальдорфских садах и школах. В таких учреждениях имеет место даже садоводческая практика.

Главные принципы вальдорфского детского сада

Главный принцип вальдорфской педагогики заключается в том, что к изучению абстрактных дисциплин следует приступать только тогда, когда у крохи полностью сформировался эмоциональный мир. Не стоит торопить ребенка обучаться чтению и счету, пусть играет, рукодельничает, слушает сказки

Малыши в вальдорфских садах прежде всего наслаждаются общением с воспитателями и сверстниками. Непременное условие — ритмичная организация жизни группы. Занятия чередуются, что делает процесс еще интереснее. Например, в понедельник группа рисует, во вторник лепит, а в среду занимается вокалом. На праздники малыши вместе со взрослыми пекут печенье и пироги. Жизнь идет размеренно и предсказуемо.

Еще одна важная особенность вальдорфских садов и школ — безоценочная система обучения и отсутствие соревнований между детьми. Малышей ни в коем случае нельзя сравнивать друг с другом, а тем более критиковать. Недопустимо говорить Коле, что успехи Вити более впечатляющие. Вальдорфская педагогика этого не терпит. Однако можно сравнивать достижения самого ребенка, например, вчерашний и сегодняшний рисунки. Похвалить малыша за хорошо усвоенный урок — не помешает, считали основатели методики.

Такой подход позволяет избегать стрессов и способствует сплоченности детского коллектива — воспитанники учатся слушать и уважать друг друга, а не соперничать. Этому немало способствуют частые выступления и групповые сценки, хоровое пение. Задача учителя — не столько передать знания и навыки, сколько пробудить интерес к учебе, окружающему миру и людям, которые находятся рядом.

Взвесим ЗА и ПРОТИВ?

Вальдорфская методика активно обсуждается: критикуется и восхваляется. Сторонники уверяют, что только вальдорфские сады и школы способны воспитать творческих и свободных людей.

Противники же убеждены, что такой подход формирует детей слабых, не готовых к реальности жизни, конкуренции и борьбе. Другой довод антагонистов заключается в том, что методика устарела. Многие находят смешным заменять желудями конструкторы и машинки.

Логика присутствует в обоих случаях — родителям крох есть над чем подумать, поразмышлять.

Безусловным преимуществом является то, что в такие сады дети спешат как на праздник. Атмосфера в этих учреждениях очень теплая и душевная, почти домашняя. И самое главное — здесь царит уважение к личности малыша, с самого раннего возраста.

Но есть и минус. Родители, которым не терпится похвастаться умениями ребенка, вальдорфскую методику, вероятнее всего, не оценят. До школы «вальдорфских» малышей не учат ни письму, ни чтению, ни счету. Кино и телевидение также находятся под запретом, а сказки крохам читают взрослые.

Советы родителям

Если вам близки убеждения Рудольфа Штайнера, вы можете отдать ребенка в вальдорфский сад в вашем городе или частично практиковать методику дома.

  1. Замените синтетические и пластмассовые игрушки шишками, ракушками (не острыми, о которые нельзя пораниться), тряпочками, толстыми шерстяными нитками. Попробуйте сшить игрушку своими руками, а малышу предложите поучаствовать в процессе. Купите ребенку деревянные карандаши, альбомы, воск или пластилин, картон и другие материалы для творчества. Пусть фантазирует и создает в удовольствие.
  2. Читайте добрые сказки, дети их обожают. Есть интересное упражнение для развития памяти. Рассказывайте малышу одну и ту же сказку в течение двух дней. А на третий опустите одну из подробностей. Например, «забудьте» про зайца, рассказывая сказку «Колобок». Если кроха тут же поправит вас, будет здорово. Память тренируется!
  3. И самое главное — больше говорите с ребенком. Поясняйте все, что происходит вокруг или за окном. Кошка полезла на дерево, загорелся красный сигнал светофора, запела птица

Источник: https://PitanieMalysha.ru/rekomendacii/valdorfskij-detskij-sad-pljusy-i-minusy-stoit-li-otdavat-tuda-malysha/

Методики воспитания: вальдорфская система образования

Вальдорфская система образования (другое название «Антропософская школа») используется с 1919 года. Название школа получила от компании, которая занималась финансированием первого подобного направления – «Вальдорф-Астория».

Что положено в основу вальдорфской системы

В основе вальдорфского учения лежит целая философия, выстроенная на принципе глубокого уважения педагога к личности каждого ребенка, к его мировоззрению, свободе, творчеству и здоровью.

Вальдорфская система не предусматривает строгих методик в процессе обучения детей. Основополагающим направлением системы является естественное развитие внутреннего мира детей, их личностных качеств, талантов, фантазии, интуиции.

Общие принципы, характеризующие вальдорфскую систему образования:

  • повторение и положительные примеры;
  • разнообразие игровых форм;
  • общий художественный, экологический и эстетический фон;
  • ритмичное повторение изученного материала.

Пример отражения принципов вальдорфской педагогики на детских садах

Последнее время вальдорфская педагогика стала очень популярной, в частности, в детских садах. Она основывается на пяти принципах:

1. Организация благоприятной и комфортной среды для развития ребенка

Необходимым фактором для полноценного развития каждого ребенка является любовь родителей и окружающих. Но только настоящая любовь способствует гармоничному развитию, так как дети на интуитивном уровне понимают и чувствуют чистоту и искренность эмоций, направленных к ним со стороны окружающих. Дошкольные организации, работающие по принципу вальдорфского учения, стремятся воссоздать атмосферу, которая максимально приближена к уютной домашней обстановке.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется организации пространства

Педагог вальдорфского учения должен быть разносторонней личностью – яркой и творческой. Уметь выстраивать доверительные отношения с детьми и их родителями.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется оформлению помещения и организации пространства.

2. Воспитание через личный пример и подражание

В возрасте до четырех лет дети активно познают окружающий мир и способны «впитывать» огромное количество информации. Принципиальное отличие вальдорфской системы обучения заключается в том, что познание мира происходит не посредством учебных пособий, а непринужденно, через окружающий мир.

Дети в вальфдорском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание

Регулярное взаимодействие со сверстниками, окружающими предметами, педагогами, родителями – это и есть воспитание, основанное на личном примере. Процесс воспитания по вальдорфской системе – это развитие во взаимосвязи с другими людьми.

Дети в вальдорфском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание ему.

В учреждениях, использующих вальдорфскую систему обучения, детям предлагают принять участие в самых разнообразных видах деятельности. Это могут быть: уборка, рукоделие, рисование, кулинария, в процессе чего ребенок через подражание развивает необходимые для него качества и навыки.

При этом ребенку не навязывают ту или иную программу, он сам решает, принимать в ней участие или нет. Педагог начинает заниматься какой-либо деятельностью, а дети, по примеру воспитателя, подхватывают эстафету и с огромным интересом включаются в процесс. Каждый ребенок занят настолько, насколько ему это интересно, исходя из своих предпочтений.

3. Гармоничный ритм деятельности

Вальдорфские дошкольные учреждения отличаются ритмичной и однообразной деятельностью. Каждый день недели имеет свое расписание, которое остается неизменным на протяжении всего периода обучения. Ребенок всегда знает, к чему ему готовиться завтра.

4. Применение многофункциональных игр

Развитие ребенка происходит через игру. Педагоги вальдорфского учреждения приглашают детей к активным играм. При этом все игры проводятся спонтанно. Ребенок сам вправе выбирать, в какой игровой деятельности ему принять участие на данный момент.

Игровой материал педагоги мастерят из натуральных материалов совместно с детьми

Особое внимание вальдорфская методика уделяет игрушкам. Здесь не используются законченные образы с правильными геометрическими формами. Куклы в дошкольных учреждениях без глаз, рта и носа. Это сделано для того, чтобы не навязывать ребенку определенный образ, а дать возможность пофантазировать и представить ее такой, какой ему хочется.

Чаще всего игровой материал педагоги мастерят своими руками из натуральных материалов совместно с детьми. В создании игрушек могут быть задействованы шишки, кора, солома, дерево. Главное, чтобы это был натуральный и экологически безопасный материал.

Кроме того, один игровой предмет может быть наделен несколькими функциями. Обычный лоскуток ткани синего цвета – это и море, и звездное небо, и нарядное платье для куклы.

Также ребят вовлекают в процесс рисования, лепки, постановки спектаклей. Стоит отметить, что пластилин в учреждениях вальдорфского типа не используется. Вместо него применяется специально подготовленный воск.

5. Творчество каждый день

Каждого нового пришедшего в вальдорфское дошкольное учреждение ребенка педагог встречает отдельно. С первой минуты создается впечатление теплой и очень дружелюбной атмосферы.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет»

Каждое утро начинается с зарядки, но не с обычной зарядки, а по определенной методике. Под различные ритмичные мелодии дети активно двигаются, при этом читают стихи и поют песни.

Затем ребята могут выбрать тот вид деятельности, который им на данный момент по душе – заняться творчеством, поиграть, приготовить тесто для булочек, заняться «домашними делами». При этом педагоги не остаются просто сторонними наблюдателями.

Они также начинают заниматься какой-либо деятельностью, а заинтересовавшиеся малыши могут в любой момент присоединиться к этому процессу.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет». Педагоги поощряют любую инициативу ребенка при условиях, что она не повлечет за собой угрозы жизни или здоровью ребенка, не принесет вреда другим воспитанникам учреждения и не оставит следов на стенах и мебели группы.

По окончании активного игрового периода дети и педагоги принимаются за совместный сбор игрушек, после чего малыши отправляются на завтрак. Завтрак происходит за одним общим столом.

После завтрака детям предлагаются интенсивные и ритмичные игры, после которых все дружно отправляются на прогулку. На улице малыши познают окружающий мир. Они кормят птиц, изучают камушки, создают замки из песка, заботятся о цветах и деревьях.

После прогулки педагог рассказывает или проигрывает детям сказку. Одно произведение рассчитано на одну неделю. Такой подход позволяет детям максимально влиться и пережить сюжет сказки. После обеда дети отправляются в свои кровати, которые выполнены исключительно из натурального дерева.

После тихого часа малышей приглашают на полдник, по завершению которого начинаются занятия, направленные на развитие определенных способностей: пальчиковые игры, игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и многое другое. Затем все приступают к интенсивным подвижным играм.

В учреждениях вальдорфского типа детям не бывает скучно. Каждый день способствует развитию талантов, фантазии и самостоятельности.

Праздники в учреждениях вальдорфского типа проходят в особой атмосфере. Здесь нет разделения на гостей и пригласивших. Родители и дети совместно с педагогами сами устраивают праздник – пекут пироги, поют песни и читают стихи. Педагоги не готовят определенного сценария. Праздник идет в свободном русле в домашней, непринужденной атмосфере.

Отличия вальдорфских учреждений

В учреждении вальдорфского типа действуют три запрета, которые кардинально отличают его от дошкольных образовательных организаций классического типа:

1. Запрет на раннее обучение до семи лет. Ребенка не заставляют проходить различные тренинги, направленные на развитие. Он развивается естественным путем.

2. Запрет на средства массовой информации. В учреждениях вальдорфского типа нет телевизоров или компьютеров.

3. Запрет давать оценку действиям малыша. Ребенок совершает все действия по личной инициативе, непринужденно, а не ради оценки со стороны взрослого.

Главные преимущества вальдорфской системы:

  • глубокое уважение к личности каждого ребенка и его свободному выбору;
  • процесс развития малыша не ограничен никакими сценариями и планами;
  • отсутствие принуждения и оценочных действий;
  • процесс воспитания организован на основе подражания и личного положительного примера;
  • процесс обучения происходит в непринужденной атмосфере;
  • возможность общаться не только со сверстниками, но и с детьми других возрастов;
  • волевые качества детей формируются в процессе трудовой деятельности.

Недостатки вальдорфской системы

Однако, принимая решение отдать малыша в «вальдорфский» детский садик, родителям стоит обратить внимание и на определенные недостатки этой системы:

  • в учреждениях вальдорфского типа дети не обучаются азам письма и чтения, поэтому могут возникнуть сложности при поступлении в классическую школу;
  • тематика произведений, представленных к прочтению малышам, ограничена;
  • в основе вальдорфской системы лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • у ребенка могут возникнуть трудности в общении со сверстниками, обучающимися в классическом дошкольном учреждении.

Комментирует детский психолог Ирина Григорьева:

«Система сама по себе полезная, способствующая развитию свободной личности, уверенной в своих силах. Однако не стоит ее брать целиком, а лучше только частично применять в совокупности с другими методами. Потому что получение знаний как таковых в этих учреждениях все же второстепенно, тогда как первостепенным является адаптация и развитие личности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как лечить опрелости у новорожденных

В то же время вальдорфская педагогика идет «за ребенком», не опережая его развитие, то есть даже если ребенок может большее, сама система не будет его на это толкать, если он не проявит активность. Для детей дошкольного возраста это скорее полезный подход, а вот для школьников уже есть свои нюансы.

Например, и у подростков, и у младших классов в вальдорфской школе первый урок длится два часа без перерыва, что не является природосообразным. А будут ли выпускники приспособлены к жизни в «неидеальном» мире, который их ждет за пределами школы, остается открытым вопросом и гарантии успеха не дает.

Выпускник может быть морально не готов к обучению в вузе, и первая же сессия станет для него шоком, гораздо большим, чем для выпускников обычных школ, поскольку в его школе не ставили не было понятия «на второй год», не было вообще никакого давления.

Он просто плыл по течению, а теперь вдруг ему приходится прикладывать усилия, работать.

Междисциплинарные связи, наполненность культурными мероприятиями и практикой, индивидуальный подход к каждому ученику – очень сильные стороны этих образовательных учреждений. И именно ими можно было бы дополнить современные стандартные общеобразовательные школы, что пошло бы на пользу всем – и ученикам, и учителям, и родителям. Также неоспоримым плюсом этой системы является и разнообразное творчество, которое составляет чуть ли ни основу вальдорфской педагогики».

Источник: https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/metodiki-vospitaniya-valdorfskaya-sistema-obrazovaniya/

Чем отличается детский сад вальдорфский от обычного?

Все ответственные родители желают для своих детей только самого лучшего. Мамы и папы изучают различные методики развития и воспитания, но когда возникает необходимость выхода взрослых на работу, большинство малышей попадают в муниципальные детские сады.

Кто-то государственные учреждения дошкольного образования ругает за устаревшие принципы воспитания, а кто-то радуется долгожданному месту для ребенка. Как говорится, выбирать особо не из чего, а куда-то устроить малыша на время работы родителей нужно обязательно.

На самом деле выбор есть, просто не все знают про такое явление, как детский сад вальдорфский.

Новый взгляд на привычные вещи

Рудольф Штайнер считается основателем антропософии — науки и философии, предполагающей внедрение в воспитание детей и жизнь людей в целом некоторых новых принципов. В 1919 году была открыта первая школа, использовавшая для обучения и воспитания учащихся новые принципы. Это учебное заведение располагалось в городе Вальдорф (Германия). Спустя 6 лет последовательница Р.

Штайнера открыла первый детский сад вальдорфский, названный, несмотря на свое расположение в Штутгарте, в честь местонахождения первой школы. Сегодня по всему миру успешно работает более 2500 образовательных и лечебных учреждений, использующих педагогические принципы данной методики. В России о вальдорфской педагогике заговорили только в 80-х годах прошлого века.

Сегодня в нашей стране существует 25 школ и около 70 групп в детских садах и прочих образовательных объединений.

Чем же отличается детский сад вальдорфский от любого другого? Концепция педагогики имеет ряд особых принципов. Первый и важнейший из них – каждый ребенок является личностью и имеет право на обучение и воспитание. В работе педагоги должны использовать индивидуальный подход, опираясь на особенности каждого ребенка, его возраст, интересы и потребности.

Детский сад вальдорфский – это место, где обучение основывается на примере воспитателя и подражании ему. В школе также важен авторитет учителя, но уже с середины общеобразовательной программы на первый план выходят личная ответственность и самостоятельность учащегося.

Во время обучения и воспитания ребенка значительный упор делается на всестороннее развитие личности, укрепление телесной оболочки и поддержание здоровья.

Необычный детский сад

В вальдорфском образовательном учреждении нет привычной для многих из нас спешки. Утром родители приводят ребенка в детский сад — и тут же навстречу малышу выходит воспитательница, готовая его обнять и проводить в группу. Основное времяпровождение детей в таком учреждении – это свободные игры. При этом запретов практически нет, каждый ребенок может проявить свою фантазию и навыки, используя все доступные игрушки и подручные предметы.

Разумеется, если кто-то решит сделать нечто небезопасное и недопустимое, воспитатель тут же поможет малышу переключиться на иной вид деятельности. Но все это будет происходить без жестких запретов. Слова «нет» для детей не существует в принципе в вальдорфской педагогике. Воспитанникам разрешается вести себя «как взрослым» и участвовать в жизни группы.

В таких детских садах дети сами готовят салаты (используя настоящие острые ножи), участвуют в уборке, делают сложные поделки – даже самые младшие шьют и мастерят своими руками электрогирлянды.

Чем проще игрушки, тем активней работает фантазия. С этим утверждением трудно не согласиться. Игры с куклами и конструкторами включает в себя любая детсадовская программа. Вальдорфский детский сад – это место, где детям предложат разноцветные лоскутки, тряпичных кукол с едва намеченными лицами, деревянные брусочки. Все игрушки выполняются из натуральных материалов. Проводятся в таких дошкольных учреждениях и традиционные развивающие занятия – лепка, рисование, моделирование из бумаги.

Есть ли в Москве сегодня последователи Р. Штайнера?

На сегодняшний день в столице России зарегистрировано около 15 дошкольных образовательных учреждений и отдельных групп, позиционирующихся как вальдорфские. Примечателен тот факт, что речь идет преимущественно о частных и домашних детских садах.

Но при желании можно найти и муниципальное учреждение дошкольного образования, в котором используются данные принципы образования. Как же попасть в вальдорфский детский сад? Москва – это крупный город, но теоретически житель любого района может найти учреждение дошкольного образования интересующего типа в транспортной доступности от дома.

Такие детские сады имеются во многих районах города. В муниципальное учреждение можно попасть в порядке общей очереди, в коммерческое – на платной основе.

Вальдорфский детский сад: отзывы родителей

Несмотря на новизну данных принципов воспитания для нашей страны, среди россиян уже немало поклонников учений Р. Штайнера. Вальдорфские сады выгодно отличаются от традиционных российских. В них, по отзывам родителей, царит неформальная, семейная обстановка. Детей принято забирать не позже 17.

00, при этом воспитатели подчеркивают важность семьи в воспитании и позиционируют себя как взрослых друзей воспитанников, а не наставников. Что касается образования и развития, наибольшее внимание уделяется не зубрежке цифр и букв, а эстетическому воспитанию.

Многие родители, выбравшие для своих малышей такой вариант развития, радуются тому, что в Москве сегодня работает достаточно дошкольных учреждений данного типа. И неважно, какой вы выберете вальдорфский детский сад — «Путь зерна», «Солнышко в лукошке» или ДС № 740.

Уже через несколько недель посещения можно будет оценить преимущество и качество воспитания и обучения в конкретной группе и решить, подходит ли данная методика именно вашей семье.

Источник: https://FB.ru/article/225190/chem-otlichaetsya-detskiy-sad-valdorfskiy-ot-obyichnogo

Вальдорфский детский сад: что это такое

В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. Она финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория», которая и дала название новой педагогической системе. Через несколько лет при школе открылся детский сад.

Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления. С самого начала Штайнер придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века.

Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии.

Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран. В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов.

В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы. В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов Воспитатели садов объединились в «Содружество». Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.

Основные идеи и принципы работы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста.

Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • создание атмосферы, благоприятной развитию;
  • воспитание через подражание и пример;
  • культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • организация здорового ритма жизни группы;
  • занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения» В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

Создание благоприятной атмосферы

Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: «Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка». Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен «к выражению лиц окружающих взрослых».

Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, «атмосфера любви» является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного.

Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека. Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо.

Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами. Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое.

Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям. Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Как учится маленький ребенок?

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3—4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений.

Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику — учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. — ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р.

Штайнер пишет об этом так: «Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример». Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни.

Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

От мысли к действию

Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: «Все, чего мы хотим достичь в воспитании — мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада» — писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус.

Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие — прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей. Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д.

Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки — для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д.

Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев.

Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром.

На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти — сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение — важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики. При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе.

Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом , полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты.

Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени,создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, — каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/213/valdorfskiy-detskiy-sad

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой