Указательный жест у ребенка когда появляется

Объяснение на пальцах

указательный жест у ребенка когда появляется

Этот жест в России и Америке используется для невербальной передачи значения слова «ОК». Но совсем другой смысл приобретает в Бразилии, где похожее сложение пальцев обозначает приглашение к половому акту в качестве пассивного партнера.

Этот жест также подойдет для выражения ярости и раздражения во Франции, Бельгии и странах Латинской Америки, где это оскорбление — «ноль» или «ничтожество». В Японии — это обозначение денег, округлая форма пальцев напоминает монету.

На Кипре жест обозначает гомосексуалистов.

«ШАКА»

На Гавайях этот жест применим во многих ситуациях: при приветствии и прощании, выражении благодарности и в качестве приглашения к серфингу. Этим жестом здороваются не только серферы, но и парашютисты и борцы джиу-джитсу. Также он означает выражение Hang Loose — «расслабься», воспринимается как символ дружбы и понимания между участниками различных субкультур.

В России «Шака» не имеет отношения к приветствию. Жест может означать разговор по телефону — в таком случае мизинец следует направить вниз. Либо предложение выпить, если сопровождается характерным опрокидыванием кисти руки. Наконец, это может означать предложение покурить наркотики, если поднести мизинец ко рту.

«ФАК»

Средний палец символизирует пенис, сжатые пальцы — семенные железы. Один из самых древних жестов, который служит прямым оскорблением или грубым требованием оставить жестикулирующего в покое. В древнем Риме этот жест называли digitus impudicus — «бесстыдный», «непристойный», «оскорбительный палец». Древние Греки использовали этот жест как прямое указание на мужские гениталии, он воспринимался, как угроза анального изнасилования.

«КУКИШ»

Считается оскорбительным жестом. Его основные значения — обнаженная головка мужского полового члена, соитие, а в России также аналог фразы «ты ничего не получишь». Древними римлянами жест использовался как фаллический символ и использовался для создания амулетов.

На Руси «кукиш» применяли для отпугивания нечистой силы, при этом он оставался непристойным символом. Вера в защитные свойства «кукиша» основывалась на бесполости духов и демонов, избегающих любых сексуальных намеков, в том числе — этого жеста, как образа полового акта.

При встрече с людьми, пользовавшимися дурной славой, «кукиш» показывали через левое плечо или между ногами. Также его использовали при встрече с колдунами — считалось, что жест нейтрализует их силу.

В Португалии, на Сицилии и Сардинии этот жест известен как старинное средство защиты от сглаза. В Бразилии его используют, чтобы пожелать удачи. В Италии обозначает женский половой орган. В арабских странах и Турции показать «кукиш» значит нанести жесточайшее сексуальное оскорбление. В Германии — значит предложить заняться сексом. В Японии этой фигурой проститутки привлекали клиентов, показывая, что сейчас свободны.

«БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ВВЕРХ»

В России этот жест обозначает «все очень хорошо». На дорогах Европы и Америки подразумевает автостоп. У дайверов большой палец вверх означает приказ к немедленному всплытию. В Иране это аналог «фака». В Турции и Греции считается демонстрацией фаллического символа и оскорблением. В Саудовской Аравии также носит оскорбительное значение, а если поднятым пальцем вращать — обозначает выражение «катись отсюда».

«ВИКТОРИЯ»

Жест «Виктория» обозначает победу, если рука повернута тыльной стороной к тому, кто показывает. Если же рука обращена к нему ладонью, жест становится грубым — это требование замолчать. В таком же положении в Великобритании и Ирландии это один из аналогов «фака». В Азии это популярный жест для селфи — из-за вирусной рекламной кампании производителя фотоаппаратов.

Во второй половине 60-х жест стал популярным у хиппи — он обозначал букву V — Vietnam, и обозначал требование прекратить войну, став символом пацифизма.

«Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ»

Популярный в Америке жест, обозначающий фразу I Love You, «я люблю тебя». Буква I — это поднятый вверх мизинец, буква L складывается из большого и указательного пальцев, буква Y — из мизинца и большого пальца. Этот жест часто используют американские звезды и политики, например Ричард Доусон, Барак Обама и Хилари Клинтон. В России этот жест не распространен.

«КОЗА»

В поп-культуре «коза» — это символ единства. В русском языке глухонемых этот жест обозначает букву «Ы».

Жест «коза» — также сакральный символ. Считалось, что указательный палец связан с Юпитером, а мизинец — с Меркурием. В греческой мифологии Юпитер — бог неба, молнии и грома, Меркурий — бог торговли и воровства, также провожающий души умерших в подземное царство.

С помощью «козы» люди просили у богов защиту и помощь в том, чтобы душа их близкого благополучно добралась до царства мертвых. В Европе и Азии на протяжении многих веков жест защищал от зла — сглаза и ведьм — как аналог плевка через плечо. Фигуры, охраняющие египетские мумии, держат «козу», что значит — расхитителей ждет грозное проклятие.

В Италии символ носит суеверный характер — например, «козу» надо показать, если по пути встретился катафалк, иначе не миновать беды.

В России может носить угрожающий характер — если мизинец и указательный палец направить на собеседника. Пришел из тюремной культуры, где этот жест означал угрозу выколоть глаза.

Источник: https://esquire.ru/articles/23972-what-that-mean/

10 безобидных жестов, считающихся неприличными в других странах

указательный жест у ребенка когда появляется
Культура

Когда вы путешествуете за границу и не знаете языка той страны, которую посещаете, нередко на помощь приходит язык жестов.

С помощью него можно поймать такси, купить продукты в магазине или спросить нужное направление.

Однако иногда возникают трудности перевода даже с привычными нам жестами, которые имеют совершенно другое значение в других уголках мира.

Вот 10 типичных жестов, которые могут показаться грубыми за рубежом.

1. Жест два пальца «Победа»

Жест «Виктория», который показывается указательным и средним пальцем руки в виде буквы V, во многих странах означает победу или мир. Однако если при этом ладонь обращена к человеку, то в Великобритании, Ирландии и Австралии V-образный жест приобретает оскорбительный жест, который является невербальным эквивалентом фразы «отвали!» .

2. Жесты ладонями («мунца»)

Протянутая вперед ладонь, которая часто используется для того, чтобы сказать «остановись», в Греции приобретает другой смысл. Ладони, направленные в строну собеседника, называемые «мунца» являются оскорбительным жестом, который применяют в случае, когда хотят выразить крайнее возмущение или грубо говоря «послать» собеседника.

Этот жест остался с византийских времен, когда по лицу преступника размазывали гарь, чтобы сделать его объектом насмешек.

3. Жест «большой палец вверх»

Этот жест согласия и одобрения часто стирает языковые барьеры, а любители путешествовать автостопом часто голосуют им на дороге. Однако в Таиланде он является знаком осуждения. Хотя сам жест скорее детский, подобно высовыванию языка, его стоит избегать. В Иране, это является оскорбительным жестом, эквивалентом которого является выставленный средний палец.

4. Манящий жест указательным пальцем

Подзывающий знак указательным пальцем, говорящий «подойди ко мне» является табу в азиатских странах. На Филиппинах, этот жест уместен только в отношении собак и говорит о том, что вы считаете собеседника ниже себя. К тому же использование этого жеста может привести к аресту в этой стране.

5. Поглаживание по голове

Поглаживание ребенка по голове обычно является жестом дружелюбия и нежности. Однако в буддистской религии макушка является высшей точкой тела, то есть местом, где обитает душа. Прикосновение к макушке является агрессивным вторжением в пространство ребенка или взрослого. Стоит избегать этот жест в странах, где большинство людей исповедуют буддистскую религию.

6. Жест «Окей»

Кольцо из большого и указательного пальцев «ОК», означающее «все в порядке!» или «правильно», во Франции означает «ноль» или «никчемный». В Греции и Турции этот жест является очень вульгарным, имеющий значение похожего отверстия в теле человека или служит намеком на гомосексуальность. В некоторых странах Среднего Востока, например, Кувейте, «ОК» означает дурной глаз.

7. Жест «Фига»

Жест «фига», «шиш» или «кукиш» имеет не совсем безобидный характер, и часто используется в случае отказа или несогласия. В Бразилии это более благожелательный жест, который используют для пожелания удачи и защиты от сглаза. В Турции он имеет агрессивный и грубый характер, эквивалентом которого является средний палец.

8. Жест левой рукой

Во многих странах люди не обращают внимание на то, какой рукой они предлагают что-то другим людям. Однако в Индии, Шри-Ланке, Африке и на Среднем Востоке, левая рука считается «грязной», предназначенной для подтирания в туалете. Даже левше стоит есть правой рукой, так как только она считается подходящей для принятия пищи. Тоже касается пожатия рук и передачи предметов.

В Японии, вежливым считается дарение обеими руками, в то время как жест одной рукой может предполагать пренебрежение.

9. Скрещивание пальцев

Во многих западных странах люди скрещивают указательный и средний пальцы на удачу или от сглаза. Во Вьетнаме же этот жест является оскорбительным, особенно, если вы при этом смотрите или адресуете это другому человеку. Считается, что скрещенные пальцы представляют собой женские половые органы.

10. Жест «Коза»

Жест «Коза» или как его еще называют «рога», «распальцовка» или «корна» часто используется музыкантами и их поклонниками. Однако не стоит показывать этот жест в Италии, особенно мужчине, так как он намекает на неверность его жены («рогоносец»).

Бонус: неприличный жест «средний палец»

Это самый известный и узнаваемый неприличный жест во всем мире, который на английском языке соответствует ругательству » Fuck You» («пошел на!»). Кроме того он один из самых древних жестов, который использовался еще у древних греков и римлян, а также у обезьян.

Грубо говоря, поднятый средний палец символизирует собой фаллос, а прижатые пальца – мошонку. Показывая его, вы как бы предлагаете другому человеку «мужской половой орган» или грубо отказываете в просьбе. Также аналогом этого жеста является жест по локоть, когда левая рука кладется на сгиб правой руки.

В азиатских странах, однако, иногда используют средний палец, чтобы указать на что-то.

Источник: https://www.infoniac.ru/news/10-bezobidnyh-zhestov-schitayushihsya-neprilichnymi-v-drugih-stranah.html

Жесты в речевом общении, формирование невербальных способов коммуникации у детей с ОВЗ — Мама Света

указательный жест у ребенка когда появляется

Жестикуляция (движение рук и тела) является ярким дополнением к обычному речевому общению, но также может стать основным невербальным способом коммуницировать у детей с разными нарушениями развития. Это кинетическая система знаков моторного происхождения. Сопровождающие нашу речь или заменяющие ее телодвижения должны быть понятны для широкого круга масс.

В формате данной статьи мы рассмотрим жесты в речевом общении, как его часть, а не как отдельный способ общаться.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) обычно имеют ограничения по вербальным способам выражать свои мысли и потребности, потому им просто необходимо пользоваться указывающими, условными, эмоциональными, подчеркивающими и другими типами жестов, дающих максимально полную информацию об их эмоциях и состоянии, а также об отношении к поступающим стимулам извне.

В идеале мы всегда стремимся данным способом не заменить активную речь ребенка, а лишь восполнить ее недостатки. Его употребление лучше дозировать, чтобы вспомогательное средство общения между людьми не стало основным.

Как правило, самыми простыми и понятными даже для детей с ограниченными возможностями считаются действия, которые мы совершаем повседневно: киваем головой в знак согласия или отрицания, машем рукой, чтобы привлечь внимание, показываем пальцем для обозначения предмета и т.д. При помощи них можно донести до ребенка смысл соотносимого с действием слова.

И в первую очередь внедряются конкретные понятия, которые важны и необходимы при развитии малыша на данном этапе, помогающие сформировать смысловую сторону речи.

Использование жестов в речевом общении с детьми с ОВЗ и их польза

Я не буду много писать про виды и классификации жестов, а лишь дам основные, которые играют важную роль в общении с ребенком, особенно на начальном этапе. Как правило, малышей обучают стандартным выразительным жестам – общеупотребительным моторным действиям, обозначающим наиболее часто встречаемые слова в жизни ребенка до 1,5 – 2 лет. Это классические начальные знаки и некоторые дополнительные из жестовой речи.

Жесты в речевом общении для начального этапа коммуникации

Любой специалист скажет, что вводить сразу много жестов нельзя. Используйте только те, которые чаще всего встречаются в жизнедеятельности ребенка и затрагивают его интересы. Вполне хватит 3-5. Он должен многократно их использовать, а вы озвучивать, чтобы запомнить и соотнести с обозначаемым словом. Такие жесты могут быть модифицированы под конкретную ситуацию. Больший объем составляют выразительные жесты.

Они являются при подобном подходе неким переходным этапом к развитию экспрессивной речи и закладывают предпосылки для овладения структурой изучаемого языка, а также учат акту имитации, что страдает у многих детей с аутизмом, тяжелыми нарушениями речи, серьезными задержками психического развития и т.д.

Со временем они понимают, что могут оказать влияние на окружающих таким способом, потому охотно обучаются. К тому же основная масса жестовых действий заключает в себе основную информацию о признаках предмета или особенностях действий, что позволяет лучше запомнить и воспроизвести затем показанное и сказанное.

Мы задействуем несколько анализаторов и заставляем их слаженно работать, а это в свою очередь улучшается фонематический слух, восприятие, мышление и другие психические функции.

Жест «на» или «возьми» – протягивается раскрытая ладонь, будто что-то предлагаете, при этом делается акцент на том, что нижняя челюсть опускается вниз, звук произносится протяжно.

Жест «дай» – просьба что-то дать изображается сжиманием пальцев несколько раз и приманивающим движением ладони. Произносите слово протяжно, растягивая больше всего гласный звук.

Указательный жест «там» – указываем направление указательным пальцем, вытянув руку в нужную сторону.

Указательный жест «вот» – показываем пальцем на близкий предмет, растягивая гласный звук и округлив губы.

Согласие «да – киваем головой вверх – вниз. При этом можно использовать картинки, к которым ставится вопрос. Например, Это кошка? – Да (киваем).

Жест отрицания (нет) – поворачиваем несколько раз голову влево – вправо и одновременно машем ладонью в том же направлении. Используем картинки, как в предыдущем пункте.

Жест одобрения – показываем знак «класс», сжав четыре пальца в кулак и подняв вверх большой.

Жест порицания «ай – ай – ай» – указательный палец вверх, остальные сжаты в кулак, махаем поднятым пальцем влево – вправо. Рука от кисти до локтя при этом тоже поднята вверх.

Жест «иди сюда» – махаем ладонью по направлению к себе, как бы подзывая ребенка.

Жест «тихо» – указательный палец подносим вертикально к губам и издаем звук «тшшшш» или плотно смыкаем их.

Жест «пора спать» – ладони внутренней стороной складываем вместе и подносим под щеку, наклонив голову немного набок.

Жест приветствия – машем ладонью влево – вправо.

Жест прощания – ладонью машем вверх – вниз, слегка приподняв руку от локтя до кисти.

Обозначение «мало» – две ладони складываем горсткой друг напротив друга.

Обозначение «много» – такими же сложенными ладонями делаем широкий круговой жест.

Жест «один» – указательный палец показывает вверх.

Обозначение «маленький» – большой и указательный пальцы приближаем друг к другу, оставив маленькое расстояние между ними. Можно изобразить данную величину ладонями, сблизив их почти вплотную.

Обозначение «большой» – разводим руки в стороны, будто вот-вот что-то обхватим.

Если некоторые жесты появляются сами по себе – это хорошо – значит, ребенок стремится к общению, что следует только подкреплять.

Некоторые простые жесты, которые вводятся после приведенных выше или наряду с ними, могут обозначать существительные (предметы) и даже притяжательные местоимения. Детки с ОВЗ, в частности с нарушениями интеллекта, быстрее и лучше усваивают жесты, нежели значения произносимых слов. Вы можете складывать из двух-трех жестов предложения по мере усвоения отдельных жестовых символов, но не забывайте, что это не заменяет оречевления всего процесса.

К примеру, предложение «Дай вон тот мяч!» вы можете уложить в три жеста: «дай» + указательный «вот» + «мяч».

Имейте в виду, что не все дети с особенностями развития могут сразу повторить за вами жест. В большинстве случаев вам придется действовать его руками, чтобы заложить программу движений. Когда жест усвоен, побуждайте ребенка к произнесению хотя бы звука из слова, которое он обозначает.

Сложные явления и действия, содержащие абстрактные и временные понятия, не всегда можно изобразить простым жестом, потому вы либо пользуетесь абстрактными знаками, которые придумали сами, либо подбираете их вместе со специалистом.

Эмоциональные жесты (удивление, печаль, слезы, радость) появляются самостоятельно после 1-1,5 лет при нормальном развитии, но детей с ОВЗ часто приходится обучать им. Подчеркивающие жесты (болит голова, насморк) появляются или прививаются чуть позже, в основном они обозначают состояние ребенка. Если у него сформировался какой-то свой жест в ответ на ситуацию (он мотал головой, так как не хотел есть суп, а потом стал использовать мотание головой, как жест отрицания), не исправляйте.

Основные типы жестов в невербальной коммуникации

Условно можно поделить жесты в невербальной коммуникации, которые разрешается использовать как дополнение в речевом общении, на такие группы.

  • Жесты-символы – в каждой культуре, социуме, коллективе могут быть свои, обусловленные интересами и рамками данного общества, группы людей.
  • Жесты-иллюстраторы – простые приемы невербального общения, помогающие наполнить высказывание информацией и лучше пояснить его (указание пальцем в сторону предмета, изображение какого-то объекта и его действия). Они часто используются в обучении детей с ОВЗ, так как легко запоминаются.
  • Жесты-регуляторы – выражают отношения говорящего к чему-либо или к кому-либо. Улыбка, рукопожатие, кивок головой в знак согласия – все эти движения относятся к данной группе. Многие из них относятся к нормам делового или дружелюбного поведения.
  • Жесты-адапторы – выражают привычки людей.
  • Жесты-аффекторы или эмоциональные жесты – дают возможность отразить в них свои эмоции (накручивание волос на палец, постукивание ногой, чесание кончика носа).
  • Есть еще жесты-эмблемы – заменяют в разговоре слова и фразы (реверанс, приподнимание шляпы, ок).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во сколько ползать начинают дети

Разные авторы по-разному смотрят на классификацию речевых жестов, выделяя по несколько новых пунктов к каждому из перечисленных.

Правила работы с жестами в речевом общении

Существуют несколько правил при обучении детей с ОВЗ жестовому общению. Я о них уже вскользь сказала.

  • Атмосфера должна быть положительной.
  • Вводятся жесты, обозначающие слова, с которыми ребенок знаком из повседневной жизни. На начальном этапе используем самые простые «привет», «пока-пока», «дай», «возьми» и т.д.
  • Всегда делаем связку «жест – слово», т.е. оречевляем любой моторный заместитель.
  • Не перегружайте вокабуляр ребенка. Берем 3-5 жестов и закрепляем их вместе со словарем.
  • Помогайте ему, если повторение (имитация) дается с трудом.
  • Не модифицируйте знакомые жесты. Употребляйте всегда их в том виде, который ребенку знаком.
  • Вводите новые знаковые символы, но не забывайте повторять уже усвоенные ранее.
  • При занятиях ребенок должен видеть взрослого, а также отслеживать его артикуляцию, чтобы соотнести действие со словом.
  • Все вводимые символы репетируются до занятий. Заминок или неправильной подачи материала быть не должно.
  • Всегда хвалите малыша за старания!

Многие логопеды-дефектологи работают по принципу привязывания жеста к звуку. Вы тоже можете сделать такую градацию. Например, способ кинетического ударения дает возможность акцентировать внимание на ударном слоге или на каждом слоге для выделения их количества. Это могут быть как однократные, так и многократные жестовые ударения (указательный палец опущен вниз и стучит по столу, хлопки ладошами и т.д.).

Метод жестов облегчает усвоение речи не только у детей с особенностями развития. Его можно дозированно применять с обычными ребятами. Учтите также, что жесты не заменяют речь! Полная замена происходит только в единичных случаях, когда вербальные функции не подлежат восстановлению. Если вы решили обратиться к этому методу, то помните, что живая речь в приоритете!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник: https://mamasveta.com/zhesty-v-rechevom-obshhenii-formirovanie-neverbalnyx-sposobov-kommunikacii-u-detej-s-ovz.html

Язык тела младенцев

Как понять ребеночка, когда он еще не умеет говорить, как распознать сигналы языка его тела?

Что такое язык тела или невербальная коммуникация

Выражение эмоций без слов называют невербальной коммуникацией или языком тела. Новорожденные малыши не могут еще говорить и передать словами, что они хотят невозможно. В таком случае очень пригодится язык тела. Нужно изучить поведение ребенка, чтобы точно знать, чего он хочет. Сложности заключаются в том, что мало кто знает язык тела и сможет понять некоторые нюансы.

Покачивание головой

Во время покачивания, ребенок может травмироваться, так как в большинстве случаев ударяется об стену, дверь и т. д. Как это не странно звучит, но подобное поведение говорит о том, что возможно возникли головные боли или проблемы с нервной системой.

Выгибание спины

Многие думают, что малыш выгибает спину по каким то внутренним потребностям. Однако ученые исследовали и доказали, что таким образом ребенок хочет сказать, что у него изжога или болит желудок. Иногда возможно, что ребеночек говорит о головной боли или неврологических расстройствах. Если появились подобные сигналы, следует как можно быстрее обратиться за медицинской помощью.

Скручивания

Все тело малыша может быть одним сигналом. При скручивании, скорее всего, ребеночек хочет сказать о какой то сильной боли внутренних органов. Скручиваться малышу не так уже и просто. Только при сильном мышечном напряжении ребеночек может то, что называется скручиванием. Значит медицинская помощь тоже не помешает.

Поджатие ножек к животику

Поджимая ножки, ребенок хочет сказать, что болит сильно животик. В этот момент могут мучить газики, колики или запор. Необходимо малыша взять на руки, погладить по спине. Потом положить его на плоскую поверхность любую и сделать массаж животика по часовой стрелке круговыми движениями.

Подергивание ножками

Когда ребеночек лежит на спине, берет свои ножки ручками, или просто подергивает ими, так он выражает свою радость. Особенно заметно, если мама подходит и разговаривает с малышом, пытается установить контакт.

Захватывание ушек

Так же радость означает и то, когда малыш берет руками свои уши. При этом у него хорошее настроение. Капризность и хватание себя за ушки означает прорезывание зубов или желание уснуть. Перед сном ребеночек тоже трогает себя за ушки. Однако, такие сигналы могут означать заболевание. Поэтому к врачу стоит обратиться.

Сжатый кулачок

Малыш достаточно сжимает кулачки. Просто так он этого не делает, в большинстве случаев такое поведение означает сильное нервное напряжение или состояние голода. Если не уверены, немного подождите и посмотрите, как ребенок себя ведет и сможете понять, что ему необходимо.

Вскидывание рук

Или рефлекс Моро появляется при сильном испуге. Такая реакция после 12-й недели жизни проходит, но если чаще стали подобные вещи происходить, то нужна помочь специалиста.
При отсутствии вербального контакта, язык тела очень даже важный. Если подолгу наблюдать за ребеночком, то намного лучше потом его можно понимать или принимать.  

Источник: https://40-nedel.ru/1706-O-chem-govorit-yazyk-tela-u-novorozhdennyh.html

Как развиваются и, что обозначают жесты ребенка в раннем возрасте

Итак, давай научимся распознавать жесты ребенка и узнаем когда он начинает использовать эти жесты? Забавно, но способность твоего ребенка указывать на то, что он хочет, является одним из явных признаков высокоразвитого человека.

Дети учатся указывать и жестикулировать в возрасте от 12 до 18 месяцев. Указательные жесты ребенка  являются ключевым этапом развития языка тела наряду с помахиванием до свидания и другими жестами. Почему эта способность так важна для малыша? Как скоро тебе нужно обеспокоится, если твой ребенок не начинает указывать? Чтобы узнать давай погрузимся в тему немного глубже.

ДА. Жесты ребенка – это способ его взаимодействия с миром. Мимика и жестикуляция  также являются одними из самых ранних форм общения малыша. Жесты – это самый простой и естественный следующий шаг к способности ребенка к общению. Дети, указывающие на то, что они видят или даже хотят, проходят очень важный этап своего развития.

Твой малыш жестикулирует по разным причинам! Он делает это, чтобы выразить себя или свои желания. Иногда ребенок использует жесты, чтобы поделиться опытом с другими или привлечь внимание к  чему-то. Чаще всего твой ребенок указывает, чтобы общаться о чем-то конкретном.

Указание жестами это только один из физических (невербальных) способов общения ребенка. Другие способы общения у детей включают в себя жесты – махание рукой или махание ручкой “пока-пока”. Также малыш может поднять ручки вверх, чтобы попроситься на руки.

СО временем эти жесты начинают меняться в зависимости от того, что ребенок просит. Тем не менее, в среднем, твой ребенок освоит один или несколько жестов в возрасте между 12 и 18 месяцами.

Указание на нужный объект называется декларативным указанием. Это когда твой ребенок указывает, чтобы показать что-либо кому-то другому.

Ребенок, указывающий на то, что он хочет с расчетом, что ты подашь ему это – это то, что называют императивным указанием.

Способность твоего малыша указать на что-то, обратив твоё внимание на этот предмет, является основным этапом в развитии. Этот жест называется совместное или общее внимание. Эта способность также один из самых ранних признаков социального взаимодействия ребенка.

Способность малыша указывать является лишь одним из многих этапов в развитии его мозга. Она включает в себя сочетание грубой моторики и языковых навыков, включая зрительно моторную координация. Если ты хочешь научиться лучше читать язык тела,  то поможет ознакомление с этапами его развития.

Использование твоим ребенком жестов и указания является отличным залогом дальнейшего развития его словарного запаса. Указательный жест в основном прокладывает путь к успешному развитию речи ребенка. Обычно первое слово ребенка бывает чем-то, на что он указывал ранее.

Указательный жест у ребенка очень важен для его развития. Вот несколько советов и простых практических идей, чтобы помочь ребенку изучить его.

Ниже представлен обзор 11 различных этапов развития жестов ребенка от рождения до двух лет.

Этап развития наступает в возрасте от 1 до 6 месяцев.

В течение первых шести месяцев жизни твоего ребенка он жестами будет проявлять признаки активного интереса к людям или предметам.  Продолжительность таких жестов ребенка, как взгляд и язык тела обычно хотя бы одна минута. Твой ребенок также будет делать это, чтобы избежать не желаемого взаимодействия. Например, малыш будет усмехаться и отворачиваться. Это достаточно часто происходит при взаимодействии родителя с ребенком.

Жесты ребенка для продолжения или остановки действий

Этап развития наступает с 4 до 5 месяцев.

Вероятно, в этом возрасте твой ребенок будет жестикулировать тебе, чтобы продолжить понравившееся занятие или остановить, когда он не хочет этого больше делать. Примеры такого поведения будут включать в себя размахивание руками или отворачивание на несколько секунд.

Ребенок тянет руки к родителям

Этап развития наступает с 5 до 9 месяцев.

Когда твой ребенок достигнет возраста от 5 до 7 месяцев, он может тянуть руки для того, чтобы быть ближе к своим родителям. Когда он становится старше (от 5 до 9 месяцев), малыш делает это, в основном, чтобы его спасали от странных или незнакомых ситуаций.

Малыш машет рукой (машущий жест)

Этап развития наступает с 6 до 9 месяцев.

Это такая радость, впервые увидеть, как твой ребенок машет ручками жест “пока-пока”. В этом возрасте твой ребенок, вероятно, не понимает полного смысла этого. Поэтому малыш может ждать в то время, пока рядом никого нет. Машущий жест твоего ребенка может меняться. Малыш может использовать свою руку полностью или просто немножко приподнимать ручки.

Малыш протягивает тебе игрушку

Этап развития наступает с 9 до 12 месяцев.

Когда твой ребенок хочет, чтобы ты посмотрела на что-то, он будет держать или протягивать этот предмет. Это такой способ общения малыша. Он будет делать это для одобрения, подтверждения, объяснения или чтобы поделиться. Кроме того, он будет чередовать свой взгляд между тобой и объектом.

Указывает и смотрит на желаемый предмет

Этап развития наступает с 12 до 14 месяцев.

В этом возрасте ты можешь лучше понимать жесты ребенка и чего он хочет. Это потому, что он теперь понимает, что если он хочет что-то, он может просто указать на это. Кроме того, чтобы еще лучше сообщить, что он хочет, он будет чередовать свой взгляд между твоими глазами и объектом, .

Машет ручкой не повторяя за тобой

Этап развития наступает с 12 до 15 месяцев.

Ребенку больше не нужно видеть, как ты или другой человек машут “до свидания“, чтобы помахать в ответ. Пример  малышу больше не требуется. Словесных сигналов достаточно для твоего ребенка, чтобы полноценно ответить. Также в этом возрасте “машущий” жест твоего ребенка намного более развит.

Ребенок отдает тебе свою игрушку

Этап развития наступает с 12 до 15 месяцев.

Когда твой малыш хочет, чтобы ты посмотрела, поделилась, объяснила или помогла с объектом или игрушкой, он спонтанно отдаст ее тебе. После этого, возможно, придется недолго передавать игрушку друг другу, прежде чем ребенок начнет играть с нею.

Детские жесты для указания необходимости

Этап развития наступает с 12 до 19 месяцев.

Как ты можешь понять, что нужно твоему ребенку? В этом возрасте малыш использует сочетание обычных жестов. Например:

протягивает руки;

указывает;

качает головой;

показывает;

показывает ладони;

берет за руку взрослого.

Эти жесты ребенка означают – “я хочу”, “помоги”, “подними меня”, “я не хочу”, “хватит” или ” скажи мне, что это такое.”

Указывает на удаленные объекты на расстоянии

Этап развития наступает с 17 до 19 месяцев.

Теперь можно заметить, как твой ребенок смотрит в окно, замечая отдаленные звуки, или указывает на то, что слишком далеко, чтобы достать. Чтобы привлечь внимание к этим далеким объектам, твой малыш спонтанно указывает на них. Примерами удаленных объектов являются самолеты, пожарные машины, автомобили, птицы, солнце или луна.

Ребенок хватает, толкает или тянет

Этап развития наступает с 18 до 24 месяцев.

В этом возрасте вербальная коммуникация ребенка все еще ограничена. Для того, чтобы выразить своё “хочу” или “мне надо” с другим детям, твой ребенок может использовать агрессивные физические жесты. Например, это могут быть захват или толчки. Это способ ребенка сказать другому ребенку: “я хочу этого”, “это моя игрушка” или “поиграй со мной”.

Большинство малышей начинают указывать на объекты самостоятельно между 12 и 15 месяцами. Однако важно иметь в виду, что каждый ребенок учится в своем собственном темпе. Так что не волнуйся! Всегда общайся с педиатром при серьезных проблемах. В противном случае, попробуй заняться развитием своего ребенка, чтобы помочь ему на многих других этапах развития. И не забывай при этом радоваться и получать удовольствие!

Читай подробнее про РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

Мы надеемся, что эта статья была тебе полезна. Пожалуйста, поделитесь нашей статьей с другими родителями, кому она может быть полезна. Спасибо!

Источник: http://saitzhenskiy.ru/zhesty-rebenka-yazyk-mladencev/

Что означает, если указательный палец поднят вверх?

Максим Поташев

Краткое содержание статьи:

Любой жест или действие стоит оценивать лишь в контексте определенного события, значения одного и того же поступка могут сильно отличаться в зависимости от действующих лиц, ситуации и культурной среды. Но можно хоть попытаться понять, что означает поднятый вверх указательный палец, и какой в этом действии смысл.

Подтекст жестов

Основные различия в восприятии невербальных знаков связаны именно со средой, в которой они используется. Подтекст может носить практически любой характер:

  • Религиозный.
  • Политический.
  • Национальный.
  • Региональный.
  • Субкультурный.

Поэтому прежде чем разбираться с самим жестом, лучше внимательней приглядеться, от кого исходит сам знак. Вешать ярлыки – не самое благородное занятие, но в данный момент для полного понимания ситуации это необходимое зло.

Стоит заметить, что большинство жестов выражают сильные эмоции, которые собеседник порой затрудняется передать словами. Так что, попав в иную языковую или культурную среду, следует как можно быстрее ознакомиться хоть с минимальным набором знаков и жестов, которые в ней используются. Непонятное вовремя предупреждение или даже угроза могут привести к печальным последствиям.

Значение указательного пальца в исламе

В нашей стране жест употребляется большинством населения для того, чтобы обратить внимание собеседника или прервать чью-то речь. В последнее время этот знак используется не так часто, но если посреди разговора человек поднял указательный палец вверх:

  1. У оппонента есть что возразить.
  2. Собеседник не хочет вас перебивать и готов подождать, пока вы выскажетесь.
  3. Как только вы закончите свою речь – будьте готовы выслушать возражения.

Если при этом человек двигает указательным пальцем из стороны в сторону, это может означать только одно – с вашими идеями категорически не согласны и даже не готовы всерьез их обсуждать. В таких случаях лучше прекратить разговор. Что интересно – почти во всех культурах этот знак трактуется одинаково.

Но чаще можно увидеть фотографии уроженцев Кавказа, на которых представители разных народностей тянут кверху указательный палец. Можно было бы подумать о каком-то национальном вопросе, но так поступают представители практически всех национальностей и народностей из этого региона. Что их всех объединяет? Это Ислам.

Поднятый вверх указательный палец символизирует единобожие и веру в их единого бога – Аллаха. При каждой молитве мусульманин должен поднимать указательный палец к небу, так что таким образом мусульмане демонстрируют свою набожность. Или просто следуют старой привычке, подражая старшему поколению.

Европейцы и поднятый вверх палец

Столкнуться с демонстрацией этого жеста можно и вдалеке от родной земли. К примеру, в той же самой Германии. Можно было бы подумать, что волна миграции с Ближнего Востока окончательно захлестнула этот регион и теперь его население теперь хвалится своей набожностью. Но дело совсем не в этом:

  • Поднятый вверх указательный палец – старый немецкий жест.
  • Сведения о нем уходят минимум на 3-4 столетия вглубь веков.
  • Знак можно дословно перевести как: «у меня все замечательно».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во что играют дети в 4 года

Пока весь мир подобно римлянам поднимал кверху большой палец, германцы решили идти своим путем. Инициатива может и похвальная, но воспринимается достаточно необычно.

Несколько похожий жест имеется и у голландцев, только собеседник к поднятому вверх указательному пальцу добавляет еще и постукивание себя по лбу. В этом контексте жест трактуется однозначно – собеседник по достоинству оценил ваши интеллектуальные способности.

Вот правда используется этот жест в Нидерландах не так уж часто. Не от того, что местные жители мало кого считают действительно умным, просто устарел он, как и многие другие невербальные знаки. Все языки мира в последние лет 20 показывают тенденцию к упрощению, так что сейчас даже сложную мысль можно выразить при помощи пары слов или простым набором сокращений.

Указательный палец в изобразительном искусстве

А еще поднятый вверх указательный палец можно встретить на многих произведениях искусства. В том числе и на работах, посвященных христианству. Вот уже две тысячи лет у этого жеста в искусстве нет единой трактовки:

  • Сатана почти всегда изображается с поднятым вверх указательным или указательным и средним пальцами.
  • Многие христианские святые на полотнах тянут к небу указательный палец, что символизирует их связь с чем-то магическим и непосильным для осознания.
  • Вздымающийся к небу палец так же показывает стремление изображенного человека к познанию тайн окружающего мира.

Выходит, основные темы – тайны, мистика, магия и познание окружающего мира. Таким образом, на картинах с помощью этого жеста символизируется стремление человека к чему-то большему, не всегда полезному для бессмертной души.

Возможно, скульпторы и художники вкладывали в свои произведения еще какой-то скрытый текст. Вот только до нас дошли даже не все полотна, скульптуры и барельефы. Что уж говорить о каких-то записях и разъяснениях. Особенно, если учесть, что в большинстве случаев их попросту не существовало изначально. Люди искусства предпочитают оставлять хоть какое-то подобие загадки.

Что значит поднятый вверх указательный палец?

Если собеседник внезапно поднял к небу указательный палец:

  1. Он хочет вас прервать, чтобы возразить и вставить свой аргумент.
  2. Ваша идея его не заинтересовала и он не хочет ее обсуждать.
  3. Мусульманин внезапно вспомнил о единстве Аллаха и решил напомнить об этом.
  4. Немец говорит, что у него все замечательно.
  5. Голландец восторгается вашим умом.
  6. Дагестанец говорит «Жи есть».

Чтобы понять, какой из пяти вариантов подходит к данной ситуации остается только внимательней рассмотреть собеседника. Впрочем, иногда случаются весьма забавные совпадения. Если вы видите поднятый вверх палец на фотографии, причем фото сделано где-то в лесу, а все позирующие в военной форме и с бородами – жест носит религиозный характер.

Проблема терроризма в некоторых регионах еще не до конца решена, но продолжительность жизни членов незаконных вооруженных формирований в последние годы резко сократилась. Так что скорее всего и подобных фотографий с каждым годом будет все меньше и меньше.

Стоит узнать все значения нового слова или жеста, перед использованием. Выяснив, что означает поднятый вверх указательный палец, можно избавить себя от попадания в щекотливые ситуации.

о жестах

В этом ролике Муслим расскажет, что может означать жест: поднятый указательный палец, и какое отношение это имеет к Исламу:

Источник: https://1-kak.ru/262-chto-oznachaet-podnyatyj-vverh-ukazatelnyj-palec.html

Жестикуляция у детей

Как научить ребенка языку жестов

Нет ничего удивительного в том, что дети достаточно легко овладевают языком жестов. Понимание языка и двигательные навыки у детей развиваются гораздо быстрее, чем способность говорить. К тому же они очень любят жестикулировать: большинство детей, например, могут помахать ручкой или указать пальцем на какой-либо предмет, и это умение приходит гораздо раньше, чем способность произнести слова «до свидания» или «посмотри сюда».

Идея обучать детей языку жестов принадлежит доктору Джозефу Гарсия (Joseph Garcia), американскому специалисту по детскому развитию. Увидев, с какой легкостью осваивают язык жестов дети глухих родителей, обладающие нормальным слухом, д-р Гарсия к тому же заметил, что такие дети более спокойно себя ведут, поскольку им легче выразить свои мысли и желания с помощью жестов. А раз так, почему бы слышащим родителям и слышащим детям не использовать преимущества языка жестов?

«В конце концов, – рассуждал доктор Гарсия, – если ребенок будет в состоянии выразить свои желания жестами, а не плачем, все от этого только выиграют – и мама, и папа, и сам ребенок».

Хотя жестикуляция не обязательно означает, что ребенок перестанет плакать или проявлять раздражение, малыша можно с успехом научить пользоваться языком жестов уже в шестимесячном возрасте. Обучение детей языку жестов в настоящее время очень популярно в некоторых странах. Существуют организации, реализующие такие обучающие программы в разных уголках страны.

Жестикулируя, ребенок получает то, что ему нужно

Научить ребенка языку жестов не так уж сложно, хотя вам все же придется запастись терпением. По мнению специалистов, всего несколько даже таких элементарных жестов, как, например, «хочу пить» (большой палец подносится к губам, указывая вверх) уже способны многое изменить. Вот рассказ одной из мам, обучавшей своего ребенка языку жестов: «Первым жестом, который мы испробовали, когда нашей Изабелле было 11 месяцев, был знак «пить».

Сначала мне показалось, что она не обратила на это никакого внимания. Но мы продолжали свои попытки, и примерно через неделю Изабелла, которая сидела и играла в свои игрушки, подняла голову и сделала мне знак. Я сначала подумала, что она просто машет мне ручкой, но мой муж понял, что это она подает нам сигнал «хочу пить».

Это было такое же событие, как первые шаги – мы все были в полном восторге! А когда девочка выучила еще несколько слов, уровень ее фрустрации резко снизился».

Укрепляется связь между ребенком и его родителями

Одна из пользовательниц BabyCenter считает, что использование языка жестов позволило достичь нового уровня взаимопонимания между ней и ее сыном, которому сейчас 16 месяцев:

«Теперь его словарь состоит примерно из 30 слов, и он начинает строить целые цепочки из знаков. Он, например, приходит ко мне и сообщает, что наша собака спит (при этом большой и указательный пальцы обеих рук направлены вниз), или что он слышит звук пролетающего самолета (резко опуская руку вниз).

Это удивительное ощущение, когда вы понимаете, что происходит у малыша в голове. Это так здорово, что мы можем с ним разговаривать, даже находясь в разных углах комнаты.

Как-то раз на занятиях в детской группе я заметила, что вид у него несколько испуганный, и поскольку мне в тот момент было трудно до него добраться, я сделала ему знак – обняла себя руками, глядя на него, что означало: «Я тебя люблю».

Развитие речевых навыков

Некоторые родители опасаются, что, научив ребенка языку жестов, они тем самым замедлят процесс освоения им нормальных речевых навыков. На самом деле, как показали результаты недавних исследований, дело обстоит ровно наоборот: овладение языком жестов способствует ускорению развития речи и расширению словаря ребенка.

По мнению доктора Гарсия, язык жестов не заменяет, а дополняет нормальную человеческую речь. Его следует использовать наряду с обычным языком, чтобы ребенок мог осознать связь между жестом и словом. В процессе обучения языку жестов ребенок должен смотреть на вас, тогда он с одинаковым вниманием будет следить за тем, что вы говорите, и за тем, что вы в это время делаете.

Когда ребенок ответит вам жестом, это будет означать, что связь стала двусторонней. Если, например, ребенок сообщает вам, что он слышит звук самолета, вы можете ответить так: «Ты слышишь звук самолета? Да, действительно, вот я его вижу. Смотри, вон он летит. И правда, звук от него очень громкий».

При этом вы, скорее всего, будете проводить больше времени в разговорах со своим ребенком, а это, как известно, наилучшим образом способствует развитию его речи.

Как научить ребенка языку жестов

  • Важно, чтобы скорость обучения языку жестов, как и любого обучения вообще, соответствовала возможностям вашего ребенка, и чтобы ему это было интересно. Начинать лучше всего тогда, когда у ребенка появляется настоящая тяга к общению. Это обычно происходит где-то в возрасте девяти или десяти месяцев – вы заметите, что ваш ребенок стал более общительным, он что-то лепечет и пытается привлечь ваше внимание с помощью разных звуков и гримас.
  • Начните с жеста, который бы указывал на что-то, интересующее вашего ребенка. Большинство детей быстро осваивают знак «еще» применительно к еде.
  • Каждый раз, произнося какое-то слово, одновременно показывайте ребенку соответствующий жест. Используйте всегда один и тот же жест, повторяйте его чаще, и одновременно акцентировано произносите ключевое слово, чтобы ребенок ясно увидел связь между жестом и словом: «Хочешь еще? Тебе еще добавить? Хорошо, сейчас дам тебе еще!». Не забывайте, что произносить слово и показывать соответствующий жест нужно одновременно.
  • Ваш ребенок может начать отвечать вам жестами уже через несколько дней, но иногда этот процесс может занять и несколько недель – имейте терпение! Старайтесь сделать обучение как можно более интересным для ребенка – дети учатся гораздо успешнее, когда процесс обучения доставляет им удовольствие.

Некоторые жесты, с которых можно начать

Доктор Гарсия в своем учебнике предлагает использовать жесты, основанные на американском и английском языке жестов, но ничто не мешает вам придумать свои собственные жесты. Годится любой жест, который с достаточной очевидностью иллюстрирует значение соответствующего слова, например:

  • «еда» – приложите кончики пальцев к губам;
  • «все ушли» – вы двигаете взад-вперед рукой с ладонью, обращенной вверх;
  • «испуг» – вы несколько раз похлопываете себя ладонью по груди;
  • «жарко» – вы вытягиваете вперед руку и быстро ее убираете;
  • «где?» – вы пожимаете плечами, при этом ваши ладони вытянуты вперед;
  • «кролик» – вы потягиваете носом или поднимаете два пальца вверх;
  • «автомобиль» – вы крутите воображаемый руль;
  • «книга» – вы раскрываете ладони вверх, как бы держа в руках книгу

Источник: https://babyvcentre.ru/malysh/razvitie-vashego-malysha/etapy-razvitiya/zhestikulyatsiya-u-detej.html

Раннее аффективное развитие детей с аутизмом / Альманах №19 / Архив

Значимость для ребенка качества эмоционального реагирования близкого взрослого (положительных или отрицательных эмоций) свидетельствует о закономерном развитии эмоционального контакта и является основой для формирования произвольного поведения. Малыш приобретает способность не только «заражаться» эмоциональным состоянием матери, но и направленно отслеживать ее реакцию на свои действия; в этом заключается так называемый феномен «социальной ссылки».

При аутистической направленности развития ребенка маме трудно своей позитивной реакцией успокоить или развеселить его, или, демонстрируя огорчение, вызвать сочувствие, ввести какой-либо необходимый запрет. Такой ребенок может игнорировать эмоциональные оценки близких или парадоксально реагировать на них.

Отсутствие либо непостоянство отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя

В ряде случаев эта особенность поведения настолько сильно выражена, что возникают подозрения о снижении слуха у ребенка. При этом многие родители бывают озадачены тем, что часто ребенок реагирует на слабый, но интересный для него звук (например, шуршание целлофанового пакета или фантика от конфеты), или по его поведению понятно, что он слышал разговор, не обращенный прямо к нему. Обычно такие дети и позже не начинают выполнять простейшие просьбы: «дай мне», «покажи», «принеси».

Задержка или отсутствие развития форм собственного обращения ребенка к взрослому

При благополучном развитии во втором полугодии малыш уже умеет по-разному выражать свои требования и желания: его крик меняется интонационно, начинает приобретать характер просьбы. Появляется и указательный жест, причем, когда ребенок просит, он переводит взгляд с желаемого объекта на лицо матери.

У младенца с признаками аутистического развития обращения могут не приобретать дифференцированного характера, часто родителям бывает сложно догадаться, чего он просит, что его не удовлетворяет. Так, малыш может однообразно кричать, хныкать, не усложняя и не меняя интонацию вокализаций, не направляя взгляда к желаемому объекту, не глядя на маму.

Иногда формируется направленный взгляд и жест (протягивание руки в нужном направлении), но без попыток называния предмета желания, без обращения взгляда и вокализации к взрослому. И в старшем возрасте при выражении определенного желания такой ребенок не показывает пальцем, не произносит указательного слова — он обычно берет взрослого за руку и кладет ее на желаемый объект.

Надолго задерживается и появление первых слов-обращений: ребенок может произносить слово «мама» (или имена близких взрослых) как или «в пустоту», но не использует его для персонального обращения.

В случаях формирования наиболее глубокого варианта аутизма обращение может вообще отсутствовать.

Проблемы формирования объединенного внимания

Возможность взрослого привлечь внимание ребенка к какому-то объекту (своему лицу, игрушке или предмету быта) лежит в основе развития диалогического взаимодействия.

Отсутствие такой возможности при аутизме обусловлено тем, что ребенок не прослеживает взором направление взгляда взрослого, игнорирует его указательный жест и призыв: «Посмотри на!» В некоторых случаях слежение за указанием матери иногда возникает, но оно не носит стойкого характера, постепенно угасает, и ребенок перестает обращать внимание на то, что она показывает, если только это не является объектом его особого интереса (например, лампа, часы, машина, окно).

Трудности формирования подражания

При аутистических особенностях развития часто отмечается невыраженность подражания, даже его отсутствие, иногда — очень длительная задержка в его формировании. В таких случаях родителям бывает трудно чему-нибудь научить своего малыша. Часто не получается вовлечь ребенка даже в самые простые игры, требующие элементов показа и повторения (типа «ладушек»), затруднено бывает обучение жесту ручкой «пока», кивания головой в знак согласия.

Сложности подражания проявляются не только в том, что ребенок не повторяет действия взрослого, но и в том, что он не пытается повторять слоги и слова (О.Б. Додзина, 2006). Вместе с тем, может наблюдаться ранняя имитация механических звуков, точное воспроизведение мелодий. Причиной такого несоответствия является отсутствие у младенца с взрослым общих игровых ритуалов и ритуалов эмоционального взаимодействия, на основе которых и развивается в норме подражание.

Особенности взаимодействия с сенсорной средой, с предметным миром

Для ребенка с аутизмом на ранних этапах дизонтогенеза характерны проявления повышенной чувствительности к некоторым сенсорным стимулам. Это может выражаться как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.

), как нелюбовь к тактильному контакту, как выраженная брезгливость при кормлении и даже попадании на кожу капель воды, как непереносимость одежды, как неприятие ярких игрушек.

Неприятные впечатления не только легко возникают у такого ребенка, но и надолго фиксируются в его памяти.

Гиперсензитивность сочетается с нарушением активности (С.С.Мнухин, 1967; В.М.Башина, 1977; О.С. Никольская, 1985, L.Wing, 1987; К.С.Лебединская, 1987; В.В.Лебединский, 1990, 1996). По данным исследования О.С. Никольской (1985) у большинства аутичных детей до года наблюдались вялость и апатия, а к моменту оформления синдрома наиболее характерными становились резкие перепады активности (более, чем в половине случаев).

Особенность реакций на сенсорные впечатления проявляется одновременно и в другой, очень характерной тенденции развития, проявляющейся у детей уже в первые месяцы жизни.

При недостаточной активности, направленной на обследование окружающего мира, и раннем ограничении сенсорного контакта с ним, наблюдается выраженная захваченность, «очарованность» отдельными впечатлениями – тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок стремится получить вновь и вновь. Часто отмечается очень длительный период увлечения каким-то одним впечатлением, которое сменяется другим, таким же устойчивым.

Например, основным занятием ребенка на протяжении долгого времени может быть шуршание целлофановым пакетом, листание книги, игра с пальчиками, наблюдение за движением тени, бликов на стене или отражением в стеклянной дверце, созерцание орнамента обоев. Создается впечатление, что ребенок не может отвлечься от очаровывающих его впечатлений.

Известно, что захваченность сенсорными, а особенно ритмически организованными впечатлениями, и в норме характерна для раннего возраста. В поведении ребенка до года доминируют так называемые «циркулирующие реакции», когда малыш повторяет многократно одни и те же действия ради воспроизведения определенного сенсорного эффекта – стучит игрушкой, ложкой, прыгает, лепечет и т.д.

Однако ребенок с благополучным аффективным развитием с удовольствием включает взрослого в свою активность, и получает больше радости и длительнее занимается подобными манипуляциями, если взрослый помогает ему, подыгрывает, эмоционально реагирует на его действия.

Так, он скорее предпочтет прыгать на коленях у мамы, а не в одиночестве в манеже, с большим удовольствием будет вокализировать, повторять звуки в присутствии взрослого, манипулировать какой-либо игрушкой или предметом, привлекая его внимание. Кроме того, к концу первого года циркулярная активность постепенно угасает.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как понять что у ребенка короткая уздечка

Ребенок с нарушенным аффективным развитием бывает настолько захвачен определенными сенсорными ощущениями, что его циркулярные реакции надолго фиксируются. При этом близкому практически не удается включиться в действия, поглощающие ребенка.

Чем больше ребенок выглядит захваченным ими, тем сильнее он противостоит попыткам взрослого вмешаться в его особые занятия, предложить свою помощь, а тем более переключить его на что-либо другое.

Он может выдержать лишь пассивное присутствие кого-то из близких (в ряде случаев ребенок настоятельно этого требует), но активное вмешательство последнего очевидно портит ему удовольствие от совершаемых манипуляций, от получаемых ощущений.

Часто именно в эти моменты родители начинают думать, что предлагаемые ими занятия не так интересны малышу как собственные, не всегда понятные, однообразные манипуляции; в итоге, не получая от него положительного эмоционального отклика на свое вмешательство, они тоже становятся менее активными и чаще оставляют ребенка в покое.

Таким образом, если при нормальном аффективном развитии удовольствие от сенсорной стимуляции становится важной составляющей контакта ребенка с близким взрослым, то в случае раннего искажения этого развития, особые стереотипные увлечения малыша начинают отгораживать его от взаимодействия с родителями, а значит препятствовать развитию и усложнению отношений с окружающим миром.

Оформление синдрома детского аутизма на втором-третьем году жизни

В норме после года ребенок настолько активно начинает осваивать пространство, что у взрослых возникают реальные трудности организации его поведения. Побежать за тем, что движется, залезть в коробку или выдвигать ящики стола, играть с дверью и т.п. становится для него важнее, чем находится на руках у мамы, и занимает большую часть времени.

В случае раннего детского аутизма выраженная захваченность ребенка сенсорными впечатлениями наблюдается гораздо раньше.

Часто взрослый, не имея полноценного эмоционального контакта с малышом, выступает лишь в качестве инструмента, с помощью которого ребенок получает необходимую сенсорную стимуляцию (взрослый может покачать, покружить, пощекотать, поднести к желаемому объекту и т.д.).

Если родители проявляют большую настойчивость и активность, пытаясь организовать малыша, обучить его каким-то новым формам активности, он либо протестует, либо уходит от контакта, и в итоге ужесточает свои стереотипные действия.

В условиях несформированности эмоционального взаимодействия с близкими особенно тяжело проходит момент физического отрыва малыша от матери в годовалом возрасте. Часто в это время у родителей возникает ощущение резкой смены характера ребенка.

Особенно заметны происходящие с малышом изменения, если раньше он был крайне спокоен, «удобен», покорно подчинялся всем режимным требованиям, ничего не тащил в рот, никуда не лез. Теперь, получив возможность передвигаться самостоятельно, он становится неудержимым, непослушным, неуправляемым, неосторожным.

Именно в это время родителей начинает беспокоить, что ребенок «не слышит» обращения, не реагирует на собственное имя, игнорирует запреты, не чувствует опасности.

И, напротив, там, где на первый план выходит сверхчувствительность, особенно заметными становятся чрезмерная осторожность и брезгливость: ребенок не хочет вылезать из коляски, не решается наступить на снег, не пытается копаться в песке и залезать в лужи, как большинство его сверстников. В подобных случаях нарушение активности проявляется все интенсивнее в стремлении ограничить и стереотипизировать формы взаимодействия с окружением.

Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями

Источник: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/rannee-affektivnoe-razvitie-detej-s-page2

Мама особого ребенка: Я обижалась, когда сына называли ненормальным

Kaktus продолжает рассказывать про мам особенных детей. Нашу сегодняшнюю героиню зовут Анара. Ее сыну Данияру 8 лет. У него аутизм. Сейчас — средней степени.

Ребенка мы планировали

«Данияр у меня первый ребенок. Мы с мужем планировали беременность. Рождения сына ждала как чуда. Очень хотела стать мамой. Родился Данияр в срок, без физиологических проблем. О том, что он развивается как-то не так, мы начали догадываться, когда ему было года полтора. Однако когда другие люди говорили, что с моим ребенком что-то не так, злилась и нервничала, переживала по этому поводу.

Например, наши родители аккуратно намекали, что в этом возрасте дети должны говорить хоть какие-то слова.

Меня такие замечания очень сильно расстраивали. Я реагировала негативно и закрывалась в себе.

Или однажды наша няня, которая приходила ненадолго, чтобы я могла убрать дома или сходить на рынок за продуктами, вдруг заявила: «У тебя ребенок ненормальный». Я сильно обиделась, с няней мы, конечно, расстались. Ни одной маме не хочется слышать в адрес детей, что они какие-то не такие или у них какие-то проблемы. Но эти слова заставили меня задуматься.

Неожиданная регрессия

Именно в полтора – два года у ребенка начинают проявляться признаки аутизма. Малыш не просто останавливается в развитии, а даже начинает терять какие-то навыки, перестает говорить слова, пропадает указательный жест.

Ребенок все больше замыкается в себе. Ему начинают нравиться однотипные игры, одинаковые движения, определенные ритуалы. Он перестает откликаться на имя.

Так было и у нас. Данияр в 9 месяцев показывал на разных животных в книжках и ждал от меня комментариев. Я должна была рассказать, что там нарисовано. Надо было сказать: «Птичка, чик-чирик или пчелка, жу-жу-жу». Это его очень забавляло. Но потом этот интерес пропал.

В 10,5-11 месяцев сын пошел. Данияр стал очень активно двигаться. И у него появились ритуалы: он постоянно делал одни и те же движения, которые можно было уже предугадать. У сына были любимые узоры на коврах, которым он следовал.

Отвлечь от повторяющихся движений Данияра было практически невозможно. Он мог часами кататься на качелях и не переключаться. Если играл в песке, то просто раскидывал его вокруг себя. В совместную деятельность с другими детьми вовлечь сына было невозможно.

Подражание не развивалось, и обучение шло тяжело.

В год и 10 месяцев нам в гости пришла мама моей подруги, которая живет за рубежом. Она понаблюдала за Данияром и сказала: «Ты только не обижайся, но с вашим мальчиком что-то не так. И меня это беспокоит». На этот раз мы не просто задумались, но и пошли к врачам. Конечно, мы и раньше показывали сына педиатрам. И они говорили, что ребенок физически развит хорошо и все нормально.

Это аутизм?

Данияра осмотрела невропатолог. Он у нее в кабинете пытался все пощупать, посмотреть. И врач решила, что ребенок развивается нормально, просто он очень гиперактивный, и прописала ему успокоительные сиропы. Мы с мужем успокоились еще на два месяца.

За это время у сына начались стереотипы в еде и маршрутах. Он ел одно и то же, устраивал истерики, если мы сворачивали на другую дорогу или меняли одежду.

Когда сыну было два года, муж пошел в гости к друзьям. Посмотрел на других детей такого же возраста и по возвращении сказал, что с нашим малышом точно что-то не так. Мы осознали, что наш ребенок перестал развиваться.

В тот вечер муж вышел в Интернет и в поисковиках на английском языке начал вбивать признаки поведения сына: ходит по кругу, не смотрит в глаза и так далее. На одном из форумов какой-то мужчина написал: «А вы не смотрели «аутизм»?».

Мы начали читать про аутизм. Из 10 признаков диагноза у нас совпали восемь. Мы с мужем прорыдали всю ночь. Мы осознали, что всю жизнь нам будет очень сложно. Скажем так, перспективы были не радужные.

Врачи в растерянности

Мы начали ходить по врачам. Попали однажды к специалисту по слуху. Сын не откликался на свое имя, но зато прекрасно слышал шуршание фантиков любимых конфет. И мы решили проверить слух. Оборудования для диагностики слуха тогда не было. Врач стучала, шумела, а Данияр не реагировал. Дети с аутизмом такие: если они чем-то заняты, то могут игнорировать все остальное. Врач сделала заключение, что у ребенка тугоухость.

Однако потом Данияр, который любит копаться в земле, схватил землю из цветочного горшка и стал сыпать вокруг себя. Врач так сдавлено сказала: «Ой, нельзя», — и сын остановился. Тогда она поняла, что ребенок слышит, и рекомендовала поехать в Алматы на диагностику слуха. Там результаты обследования показали, что слух у Данияра идеальный. И еще врач сказала, что это похоже на аутизм. Нас отправили в центр диагностики проблем развития детей.

Все-таки аутизм

Именно в Алматы нам и поставили диагноз «Аутизм. Ближе к тяжелой степени». Но никаких рекомендаций не дали. Мы по-прежнему не знали, что должны делать.

Мы с мужем, конечно, очень переживали. Но решили, что надо с этим диагнозом жить и работать. Нас максимально поддержали родственники и друзья. В Кыргызстане об аутизме не знали ничего. А мы из тех родителей, которые не будут сидеть сложа руки, а сделают для своего ребенка все.

Мы работали с Данияром, отрабатывали мелкую моторику, крупную моторику, пытались работать над развитием речи. Сняли комнату для занятий в доме напротив, чтобы сын хоть куда-то ходил, так как до этого из нескольких центров нас исключили и в садики не брали.

Купили всякие элементы для массажа, материалы для занятий, пособия. Все пробовали

Но несмотря на все наши усилия прогресс в развитии Данияра был очень маленьким.

Потерянное время

И когда сыну было четыре с половиной года, мы решились и поехали в США. Там мы поняли, что все это время занимались со своим ребенком неправильно. Мы наработали только мелкую моторику, визуальные навыки.

Над тем, что нужно действительно ребенку, мы работали мало, потому что не знали, как это делать. По наитию тут мало что сделаешь. Для этого нужны специфические знания и специальные методы. Из Штатов мы привезли кучу литературы, стали осваивать новые методики.

Благодаря современным методам Данияр стал прогрессировать гораздо заметнее несмотря на тяжесть состояния.

Сейчас я работаю специалистом при общественном объединении родителей детей с аутизмом «Рука в руке», психологом в школе №34 в Ресурсном Центре для детей с аутизмом по нашему проекту, а также работаю ассистентом клинического директора и тренером по АВА-терапии в Бишкекском центре аутизма и прикладного поведенческого анализа.

Получила высшее образование по курсу «психология» в АУЦА, АВА-терапию изучала под руководством наших и зарубежных экспертов, на курсах и самостоятельно. Стараюсь делиться своим опытом, обучаю других родителей. Для родителей детей с аутизмом самый главный мой совет — не ждать сложа руки. Лекарств от аутизма нет.

Надо с ребенком заниматься, и чем раньше вы начнете целенаправленно работать, тем лучше. Сейчас я жалею только об упущенном времени.

Первые успехи

Мы потеряли много времени, но, наконец, начали заниматься с сыном правильно. И в семь лет он сказал первое слово — «мандарин». У Данияра до сих пор проблемы с произношением, многие слова он так и не говорит. Словарный запас у него небольшой — всего 300-400 слов. Но хотя активный словарный запас у него небольшой, понимает он очень много. Методики позволяют не тормозить прогресс Данияра, а помогают правильно выстроить для него индивидуальную программу и расставить приоритеты.

Своему ребенку я пишу полностью программу обучения, и сейчас он очень быстро ее осваивает. Может за пять-шесть занятий освоить какой-то навык. Я считаю, что это очень хорошо, потому что раньше на обучение чему-то новому уходило два-три месяца.

Например, раньше Данияр не мог распознать предметы среди других. Сейчас он уже знает цвета, формы, многие глаголы, прилагательные, немного читает и пишет. У него есть предложения, которые он хорошо говорит.

Например, «Я хочу шоколад» или «Мама, дай сосиски».

У сына еще есть много проблем с речью, с коммуникацией и с социальными навыками. Зато Данияр очень любит математику и может складывать двузначные цифры в уме, отнимать их. Из навыков самообслуживания многие еще не очень развиты, надо их контролировать и дорабатывать. Данияр может себе порезать сосиски, может частично приготовить поесть, например, достать курицу, посолить, пожарить.

Единственное, что пока не знает, сколько нужно ждать, когда курица приготовится. Наш сын еще сильно нуждается в поддержке.

У нас все получится

У Данияра много замечательных педагогов, психологов, которых мы обучали и которые изо дня в день с ним работали и работают. Все они – прекрасные люди. Спасибо им огромное, что они есть в нашей жизни и в жизни Данияра. У нас дружная семья. Наши родители очень сильно нам помогают, особенно бабушка.

Благодаря ее лидерским качествам и ее заботе, доброте, мы организовали общественное объединение родителей детей с аутизмом. Вся эта работа дает ощутимые плоды, дарит нам надежду, что Данияр будет расти и наращивать свой потенциал. Кто знает, каким он станет и чему научится, главное — есть прогресс.

Он, конечно, еще сильно отличается от обычных детей, и ему многое предстоит впереди еще осваивать.

Данияр очень счастлив в своем мире. Пока то, что он другой, сын не понимает. А мы его любим таким, какой он есть. Очень сильно любим.

Источник: https://kaktus.media/doc/326819_mama_osobogo_rebenka:_ia_obijalas_kogda_syna_nazyvali_nenormalnym.html

Ставим указательный жест и жесты

Указательный жест и жесты «нет», «да» крайне важны и являются мостом между невербальной и вербальной речью ребенка. Указательный жест используется для направления внимания других людей или собственного внимания на какой-либо объект. В норме дети осваивают указательный жест к 1,5 годам.

Указательный жест и жесты «нет», «да» являются средствами коммуникации и их отсутствие относится к триаде признаков аутизма.

У детей с РАС спонтанное применение указательного жеста и жестов «нет», «да» может возникнуть только ближе к 7-ми годам или не возникнуть вовсе. Данный факт крайне затрудняет общение с такими детьми.

Однако, если ежедневно использовать специальные упражнения, то можно не только поставить эти жесты, но и ввести их в постоянное общение ребенка с окружающими людьми.

Ставим жесты «нет», «да»

Сперва имеет смысл проработать жесты «нет», «да». Для этого мы будем регулярно задавать ребенку разнообразные вопросы, на которые можно ответить выше обозначенными жестами.

Например, усаживаем ребенка напротив себя, чтобы его лицо было направлено на ваше лицо. Показываем ребенку кружку с водой и спрашиваем: «Ты хочешь пить?», провоцируя его утвердительно кивнуть на наш вопрос головой. Если ребенок затрудняется сделать это самостоятельно, мы ему помогаем и слегка надавливаем на затылочную область головы ребенка своей рукой.

Как только ребенок освоит жест «да», вводим следующий жест «нет». Опять же задаем вопросы, но в тот момент, когда процесс еще не завершен. Например, ребенок только наполовину съел свой обед и мы в этот момент спрашиваем: «Ты доел?» Если ребенок, опять же, затрудняется самостоятельно выполнить жест «нет», помогаем ему сделать жест, слегка поворачивая своими ладонями лицо ребенка.

Ставим указательный жест

Одновременно ставим ребенку с аутизмом указательный жест. К словесным инструкциям «Положи», «Возьми» добавляем еще одну инструкцию — «Покажи».

Берем руку ребенка в свою руку и фиксируем указательный жест, отгибая пальчик ребенка в нужном направлении. После чего учим ребенка четко указывать пальчиком на нужную картинку или предмет. Как только ребенок повторяет за нами жест, сразу же подкрепляем правильное действие ребенка поощрением.

Мгновенно поощряем любую инициативу ребенка самостоятельно использовать указательный жест или жест «нет», «да». Использование этих минимальных наборов невербальной коммуникации позволит нам (родителям) определять пожелания наших детей, тем самым мы сможем погасить многие конфликтные ситуации.

Ставим жест «Двигай»

Проделываем аналогичную работу для постановки жеста «Двигай». При использовании деревянной рамки или мягких пазлов применяем речевую инструкцию «Двигай».

Помогаем ребенку совместить кусочки пазла при этом слово «Двигай» повторяем столько раз, сколько понадобиться для того, чтобы кусочек пазла встал на свое место. Как только кусочек пазла достиг своей цели, берем рукой ручку ребенка и проводим ею по поверхности собранного поля, показывая ребенку отсутствие выпуклостей и зазоров.

Одновременно говорим такую фразу: «Получилось гладко». Гладкость и ровность собранного рисунка пазла послужит нам критерием правильно выполненной работы по сборке головоломки. После чего поощряем ребенка любимой вкусняшкой.

Применяя ежедневно выше описанные нехитрые упражнения, Вы сможете без труда очень быстро поставить своему ребенку указательный жест и жесты «да», «нет».

Источник: https://vneklas-chas.ru/stavim-ukazatelnyy-zhest-i-zhesty-net-da/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой