Ребенку 6 лет плохо разговаривает что делать

Ребёнок плохо говорит в 6 лет: причины и что делать

ребенку 6 лет плохо разговаривает что делать

Если дошкольник за год до школы разговаривает недостаточно хорошо, вряд ли он самостоятельно справится с программой начальной школы. Если же он почти не говорит, то это крайне серьёзная проблема.

Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры.

По данным учёных-физиологов, центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в период её формирования. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии.

Все это в полной мере относится и к речи, то есть коррекцию её недоразвития лучше всего начать как можно раньше. Если же малыш в 6 лет не говорит, то это очень большая проблема.

Если ребёнок в 6 лет плохо разговаривает, вряд ли он справится с программой начальной школы до тех пор, пока с ним не будет проведена коррекционная работа. Вполне возможно, что дефект речевого развития настолько сложен, что вообще невозможно дать прогноз дальнейшего обучения в учебном заведении.

Если говорить кратко – тот материал, который в 6 лет придётся осваивать в течение долгого времени, ещё 2–3 года назад можно было одолеть гораздо меньшими усилиями, и стоит только пожалеть об упущенном времени.

Тем не менее в случаях не осложнённых невропатологической симптоматикой, даже в 6 лет можно значительно продвинуться на пути совершенствования детской речи.

Норма речевого развития в шесть лет

Чтобы оценить степень отклонения от возрастной нормы, нужно знать, насколько продвинулся к 6 годам ребёнок в развитии речи. За 1–2 года до начала школьного обучения она достигает определённого совершенства, если взрослые уделяли этому особое внимание.

Параметры речи детей в 6 лет:

  • Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются очень редко.
  • Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
  • Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
  • Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
  • Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
  • Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.

Несмотря на то что речь старшего дошкольника близка к речи взрослого человека, взрослым приходится решать следующие задачи:

  • Развитие умения употреблять эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.
  • Совершенствование фонематического слуха, анализа, синтеза и представлений.
  • Формирование умение пересказывать произведения художественной литературы последовательно и близко к источнику.
  • Совершенствование грамматически правильной речи.

В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и исправляют допущенные ошибки.

Возможные причины нарушений речи

Диапазон нарушений речи плохо говорящего ребёнка очень велик, а структура дефекта крайне разнообразна. Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, диагностируют такие причины (нарушения речи):

  • дислалия;
  • моторная и сенсорная алалия;
  • афазия;
  • ринолалия;
  • дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист – детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта. Если по каким-то причинам не удаётся немедленно посетить специалиста, стоит познакомиться с признаками основных речевых патологий.

Дислалия

Этот термин обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

Возможные дефекты органов артикуляции:

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса под руководством врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия. Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина – нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.

Проявления моторной алалии в 6 лет:

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта – дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания.

У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.

Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто – малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Как помочь плохо говорящему 6-летнему

Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если будут выполнять все рекомендации данные специалистами.

Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:

  • предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
  • учим классифицировать предметы – что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
  • загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
  • упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
  • предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
  • делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
  • рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
  • чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
  • предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
  • время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.

Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут вовремя исправить дефекты речи в дошкольника и подготовить его к обучению в общеобразовательной школе. Обращайтесь к нам — мы поможем!

Что делать если ребёнок плохо говорит в 6 лет

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/4-7/6-let/

Ребенок 5,5 лет плохо разговаривает: причины нарушения, способы коррекции, рекомендации логопедов

ребенку 6 лет плохо разговаривает что делать

Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит

Нормы речевого развития

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.

Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:

  1. Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
  2. Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
  3. Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
  4. Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
  5. Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
  6. Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
  7. С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.

Причины

Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:

  1. Нарушение звукопроизношения.
  2. Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
  3. Темп и ритм речи нарушены.
  4. Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.

Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.

  1. Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
  2. Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.

Что должно беспокоить

Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.

Что должно беспокоить родителей:

  1. У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
  2. Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
  3. Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
  4. В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.

Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.

Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.

Способы коррекции

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.

Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.

Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:

  1. Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
  2. Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
  3. Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
  4. Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
  5. Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
  6. Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
  7. Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
  8. Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
  9. Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
  10. Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.

Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.

Рекомендации логопедов

Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:

  1. Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
  2. Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
  3. Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
  4. Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
  5. Учите стихи с ребенком.
  6. Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х — 3-х лет.
  7. Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.

Когда обращаться к логопеду

  • Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
  • Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
  • Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
  • В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
  • Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».
  • Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
  • Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.

Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов.

Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.

Источник: https://FB.ru/article/466930/rebenok-let-ploho-razgovarivaet-prichinyi-narusheniya-sposobyi-korrektsii-rekomendatsii-logopedov

Ребёнок к 6 годам коверкает слова

ребенку 6 лет плохо разговаривает что делать

Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этомвозрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры.Центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в этот период. Вслучае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  С какого возраста чистить зубы

Все это в полной мере относится и к речи, коррекцию недоразвития лучше всего начатьне позже этого времени. За 1–2 года до начала школьного обучения речь ребенкадостигает определённого совершенства, при котором он сможет осилить школьнуюпрограмму если взрослые уделяли этому должное внимание.

Нормы речи детей в 6 лет:

  • Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частейречи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явленияхокружающей действительности.
  • Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имёнсуществительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов породам и числам и др.) встречаются очень редко.
  • Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённыхпредложений.
  • Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
  • Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
  • Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ,сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
  • Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.

В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, онизамечают и исправляют допущенные ошибки. Игра по-прежнему является главнойдеятельностью для шестилетнего дошкольника. В игре он усваивает и понимает новыйматериал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки.

Помощь плохо говорящему ребенку 6 лет

Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какойдиагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличитьэффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, еслибудут выполнять все рекомендации данные специалистами.

Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:

  • предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы)к предметам окружающим его или к картинкам;
  • учим классифицировать предметы — что бывает круглым, сладким, тяжёлым,голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
  • загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте ихсамостоятельно или вместе с ребёнком;
  • упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
  • предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить этопредложение до 3 слов и т. д.;
  • делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее,рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах годаи их признаках;
  • рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения,потом рассказ;
  • чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы,беседуйте по содержанию произведений;
  • предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать своислова на данный звук;
  • время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки,чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.

Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогутвовремя исправить дефекты речи дошкольника и подготовить его к обучению вобщеобразовательной школе.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Источник: https://www.medaid.ru/logopedy/dety/6-koverkaet/

Ребенок плохо говорит: 6 способов помочь развить речь

Нормативы — с одной стороны, спорная вещь, а, с другой, они объективно существуют, созданы на основе исследований, наблюдений за детьми. Здесь мы предложим данные Кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

Когда ребенок заговорит? Спросите у себя!

3-6 месяцев — ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.

1 год — произносит первые слова «мама», «дай». В активном словарном запасе 1-10 слов, в пассивном — 30-60 слов.

2 года — конструирует простые фразы из 3-4 слов; словарный запас от 100 слов.

Эти ужасные двухлетки: как уживаться с непоседой

3 года — строит распространенные фразы, много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.

4 года — использует для построения фраз грамматически верные конструкции, все части речи.

4-5 лет — речь приобретает форму короткого рассказа.

6 лет — речь сформирована.

В общем, когда ребенку год, и он плохо говорит, повода для сильного волнения быть не должно. Даже наличие одного слова в этом возрасте уже считается нормой. Впрочем, каждый родитель имеет право проверить свои опасения, посетив врача.

К какому врачу обращаться?

Если родители видят отставание от норм их «молчуна», стоит начать с педиатра. Возможно, он порекомендует обратиться к неврологу, отоларингологу, сурдологу, психиатру.

Назначить лечение (ноотропные препараты, физиопроцедуры, оперативное вмешательство) может только врач. Логопед — это педагог, а не доктор, и он не в силах установить причину проблем с развитием речи. К тому же весьма распространена практика, что логопеды занимаются с детками постарше.

Случается, необходима совместная работа логопеда и медиков.

7 видов нарушений речи

1Для исправления дислалии (неправильное произношение отдельных звуков), как правило, достаточно усилий логопеда. На занятиях педагог «научит» мышцы губ и языка правильному положению для создания звука.

2 При ринолалии (неправильное произношение всех звуков) речь невнятна, монотонна; скорее всего, нарушено строение артикуляционного аппарата, и нужна консультация ЛОРа.

3 Моторная алалия — это состояние, когда малыш все хорошо понимает, однако плохо произносит некоторые звуки, у него маленький для своего возраста словарный запас, ошибки в согласовании рода, числа, падежа. Причина — поражение некоторых центров головного мозга.

4 Из поражений речевых центров возможна и сенсорная алалия. В этом случае ребенок не понимает смысла обращенной к нему речи. Он повторяет слова, предложения и даже целые стихотворения, не понимая, однако, их смысла. Для диагностики обращаются к неврологу.

5 Афазия — редкое явление, когда до определенного возраста речь развивалась нормально, а потом в результате болезни или травмы начался регресс. Требуются экстренные меры диагностики у невролога.

6 Дизартрия — тяжелое нарушение, которое обычно сопутствует неврологическим заболеваниям и органическим поражениям головного мозга. Как правило, для ее исправления логопед и невролог объединяют свои усилия.

7 Реактивный мутизм — полная немота, возникшая у ребенка, владеющего речью. Отличить это невротическое проявление от психиатрического заболевания может только доктор.

Причины возникновения проблемы

Итак, среди наиболее распространенных причин можно назвать такие:

  1. Родовые травмы.
  2. Дефицит личного общения (начиная с внутриутробного развития).
  3. Медленное созревание нервной системы.
  4. Поражение слуха.
  5. Общее расстройство развития нервной системы.
  6. Отсутствие мотивации говорить.
  7. Педагогическая запущенность.
  8. Психологическая травма.

Как помочь ребенку заговорить?

1 Общаться. Это банально, но с малышом нужно говорить буквально с момента, когда ты узнала, что беременна. С новорожденным — тоже, но внятно, не спеша, с четкой артикуляцией, интонациями, повернувшись лицом к лицу с ребенком, чтобы он видел мимику, «считывал» положение головы и тела. Можно комментировать собственные действия, рассказывать о том, что вы оба видите в данный момент, рассматривать картинки и описывать их.

2 Слушать и понимать. Интонации грудничка часто окрашены смыслом (страх, просьба, нетерпение), и мама, которая разгадала их и озвучила, проговорила эмоцию, делает очень много для речевого развития малыша. Когда маленького человека слышат, это дает стимул «говорить» больше — сначала криком, потом лепетом, словами.

3 Читать вместе. В зависимости от возраста чтение может быть более или менее сложным. Важно, чтобы мама читала наизусть, глядя на ребенка, а не в книгу. Не исключено, что малыш ее захлопнет, если заметит, что внимание мамы направлено не на него.

! Притворное, демонстративное «непонимание» детских жестов, лепета или слов иногда работает, стимулирует речь, однако чаще приводит к слезам и истерикам. Будь осторожна с такими лукавыми трюками.

4 Стать интереснее гаджетов. Неверно думать, что слушая аудиосказки или просматривая мультфильмы, малыш заговорит в большем объеме, чище и лучше. Обучение происходит только тогда, когда он видит лицо говорящего человека, положение его тела, слышит интонацию — все это он подсознательно запоминает. Отбирать ли гаджеты, решай индивидуально, однако лучше стать для своего малыша интереснее гаджетов.

5 Добавить общения со сверстниками. Игра на детской площадке, в парке, игровом центре — все это замечательные стимулы начать говорить. Игра расслабляет, добавляет эмоций, и возникает желание поделиться радостью.

6 Создать доброжелательную атмосферу. Дети чувствительны, поэтому они наверняка поймут беспокойство мамы и папы по поводу плохой речи или ее отсутствия. Постарайся умерить тревогу, не обсуждать в присутствии ребенка его «недостаток», пресечь попытки родственников отнести сына или дочку в разряд «плохо говорящие дети».

Развивающие занятия для детей

Занятия, направленные на развитие речи ребенка, проходят в игровой форме. Желательно сделать так, чтобы игра нравилась и взрослому. Так оба играют с удовольствием, и не создается ощущения, что вы «занимаетесь» специально. Играть можно с крупой и макаронами, веревочками (нанизывать бусины, завязать бантик), рисовать пальчиковыми красками. Можно учить скороговорки, стихи, предлагать маленькому продолжить фразу, начатую взрослым.

8 необычных детских игр и экспериментов

Пальчиковые игры. В современном мире ладошки малышей получают мало полезной работы. А именно на пальцах находятся окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Поэтому развитие мелкой моторики улучшит речь. С самыми маленькими играем в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Кулачок» (загибаем пальцы по одному, называя их).  С детьми постарше изображать пальцами и ладонями цветы, домик, птиц, собачку, имитировать движения волн и так далее.

Лепка. Для малышей подойдет масса для моделирования — мягка и безопасная. В домашних условиях его заменит соленое тесто (по 1 стакану муки и соли, столовая ложка растительного масла и ½ стакана воды): не страшно, если кроха попробует его на зуб, а храниться оно в холодильнике и долго не портится.

Артикуляционная гимнастика. Пример упражнений ты найдешь в этом видео:

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/deti/244202-rebenok-ploxo-govorit-6-sposobov-pomoch-razvit-rech/

Что делать, если ребенок плохо говорит в 6 лет?

Когда ребенок в 6 лет плохо разговаривает, что делать, интересно будет каждому заботливому родителю. Если малыш почти не разговаривает, то это проблема, и ее надо решать, надо его разговорить.

Разбор причин: почему ребёнок в 6 лет плохо говорит

Нарушения речи у ребёнка шести лет встречаются нередко, дефекты могут быть самые разные. Если дошкольник плохо разговаривает, причиной этому может быть:

  • дислалия;
  • афазия;
  • дизартрия;
  • мото-сенсорная алалия;
  • ринолалия.

В 6 лет малыш должен говорить

На заметку! Диагностировать патологию по результатам исследований может только высококвалифицированный врач.

Норма

Речь в данном возрасте находится на уровне родителей, словарный запас составляет больше 3000 слов. Ребенок понимает, что такое обобщать, может порассуждать на отвлеченные темы. Речь грамотная, предложения полные и развернутые. Если ребенок в 6 лет плохо разговаривает, надо срочно принять меры.

Признаки и симптомы ЗРР

Ребенок с ЗПР имеет серьезное недоразвитие речи, проявляющееся в:

  • бедности словарного запаса;
  • примитивности произношения;
  • нарушении грамматики;
  • нарушении звуков, а главное смысла.

При этом не сформирована не только непосредственно речь, но и предпосылки её развития.

Как проявляется ЗРР у детей с сохранным интеллектом

Проблемы развития лексики детской речи с сохранным интеллектом проявляются определенными симптомами. Малыш общается неразборчиво, родитель не может определить на слух, правильно ли произносятся слова, предлоги, согласованы ли части речи. Запас слов у дошкольника крайне мал. Говорит кроха короткими неполными предложениями, не выговаривает многие звуки, коверкает слова.

На заметку! Так как некоторые проблемы речи, это симптом патологий ЦНС, при серьезных отклонениях, важно посетить невропатолога, пройти лечение (таблетки, терапия) в сочетании с упражнениями логопеда.

Необходимо обследоваться

Как формируется речь у ребенка

Обследование грамматического строя речи у дошкольника поможет понять, имеются ли отклонения и проблемы. Этапы формирования можно разделить на:

  • Подготовительный.
  • Преддошкольный.
  • Дошкольный (от 3 до 7 лет), когда запас слов значительно расширяется, развивается грамматика выстраивания предложений, кроха уже умеет дать описание событиям или рассказать что-то связными предложениями.
  • Школьный.

На заметку! Огромное значение в речевом развитии принадлежит детсаду и тем знаниям, которые там дают детям.

Как помочь плохо говорящему 6-летнему ребенку

Первым делом необходимо проконсультироваться у логопеда. Если вдруг малыш начал заметно хуже разговаривать, это сигнал – возможно, у ребенка проблемы. Что делать, если ребенок плохо говорит в 6 лет, подскажет и педиатр, дав рекомендации, направление.

Обследование речи детей

Созданы разные методы обследования речи дошколят. Для этого применяют иллюстрированный материал, картинки с определенной темой и сюжетом.

На заметку! Чтобы ребенок расслабился, необходимо обследовать малыша в игровой форме, не важно, что ему не годик и не три.

Методы развития речи дошкольников

Обследование речи в 6–7 лет начинается с выявления знаний лексических тематик: духовые инструменты, птицы севера и юга и другие темы. Проверку можно сделать, используя следующие приемы:

  • Специалист называет слова, а дошкольник определяет слог с ударением и вычисляет слоги.
  • Ребенок определяет расположение звука.
  • Дошкольник слушает слова и определяет, в какой позиции звук (твёрдый или мягкий). Новый звук отмечает в специальной таблице цветом.

Также ребенок должен по изображению определять, сколько звуков и букв в слове.

Консультация логопеда обязательна

Изучение книги Тихеева «Развитие речи детей»

Автор речь считала главным делом жизни. В книге Е.И. Тихеевой «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста» изложены базовые положения:

  • Формирование речи деток важно объединять с прочей активностью (помогать будет игра, труд, знакомство с окружающим).
  • Формирование взаимосвязано с умом и психикой.
  • Говор дошкольника развивается во время духовного и словесного диалога с родителями и ровесниками.
  • Фундаментальное значение принадлежит окружающему миру, разговорам.

На заметку! Педагог считала, что огромное значение имеет обучение языку в детсаду.

Познавательные экскурсии для расширения словарного запаса

Е.И. Тихеева объединила воедино требования к организации и выполнению экскурсионных занятий:

  • на природе;
  • в группе и территории детсада;
  • вне садика.

Среди методик на экскурсиях Тихеева подчеркивала роль вопросов воспитанников, комментирования педагога.

Игровая и трудовая деятельность

Делая упор на принципы наглядности в языковом учении, эксперт предлагает серию игр с дидактической куклой. «Собрать на улицу», «Взять в кровать», «Умыть». Она считала важной связь игры с трудом (готовка пищи, стирка вещей, пошив одежды).

Дидактический подход

Педагогом созданы методики проведения игровых занятий. Игры включают:

  • номенклатуру;
  • описание предмета;
  • сравнение предметов;
  • придумывание и отгадывание загадок;
  • поиски игрушки по стихам;
  • придумывание фраз об игрушках;
  • придумывание рассказов по игрушкам, игровым наборам.

Рассмотрение и обсуждение картины

От занятий с игрушками эксперт порекомендовала переходить к изучению картин. Изображения важны для интеллекта (мыслить, воображать, рассуждать), речи и языка.

На заметку! По пособию Тихеевой занимаются лучшие специалисты.

Развитие лексического словаря детей

Упражнения по «живому слову» расширяют лексический словарь. Сюда входит:

  • разговор с дошколятами;
  • беседа;
  • задачи и задания (например, шипеть, гудеть, свистеть);
  • рассказывание;
  • чтение;
  • написание письма;
  • обучение стихам.

Тихеева отмечает — чтобы развить речь, важно работать комплексно.

Упражнения по развитию речи

Тихеева считала, что задача упражнений и занятий – доставить ребенку радость. Она делала упор на выразительности рассказывания, подборе упражнений. Интересна методика «письма», которая ведет к развитию у ребенка навыков составления сложных текстов письма.

Литература по теме для родителей

Важнейшее значение в речевом развитии имеет знакомство с книгами. Педагог предложила отбирать для дошколят русские сказки:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На какой неделе толкается ребенок

Чтение обязательно

Также родитель должен читать дошкольнику стихотворения Пушкина, Бажова. Тихеева дает советы по обучению деток пересказу, учению ими стихов.

Шахнарович А. М

Шахнарович «Детская речь в зеркале психолингвистики» — сборник, который поможет знать о разных проблемах анализа речи. В материалах рассматриваются такие аспекты психолингвистики, как связь мышления и речи, мышления и коммуникации, коммуникативного и когнитивного в речевом развитии.

Своевременное диагностирование и грамотная коррекция помогут эффективно исправить дефекты речи у малыша. Это поможет подготовить его к школьному обучению. Главное, понять, почему проблема существует, и решать ее.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/rebenok-v-6-let-ploho-razgovarivaet-cto-delat

Плохо говорит ребенок в 5 лет: причины и коррекция

Бывают ситуации, когда ребенок в 5,5 плохо говорит. В этом возрасте малыш должен выговаривать все звуки, а речь должна быть грамотной и понятной окружающим. Если в 5 и старше лет наблюдается отставание в речевом развитии, то родителям следует обращаться к врачу.

Специалист проведет необходимое обследование и выявит причину развития проблем. Лечение при этом включает в себя регулярные логопедические занятия, а также при необходимости лекарственные препараты.

Возможные причины

Речь у 5-летнего ребенка должна соответствовать уровню развития взрослого человека. Единственное отличие возможно в словарном запасе, но звукопроизношение находится на понятном для окружающих уровне.

Все причины нарушения выговаривания слов принято делить на две группы:

  1. органические, связанные со структурными изменениями в головном мозге или артикуляционном аппарате;
  2. функциональные, отражающие особенности психического развития ребенка.

Органические нарушения могут включать в себя внутриутробные аномалии развития ЦНС, повреждение нервной системы в результате гипоксии, в том числе, связанной с родами. Кроме того, частой причиной является нарушение прикуса, укороченная уздечка языка и другие особенности строения органов артикуляции. При выявлении подобных факторов, лечение направлено на их устранение с помощью оперативных вмешательств или медикаментозных средств.

К функциональным расстройствам относят нарушения слуха, недостаток внимания малыша, а также ряд психиатрических расстройств: аутизм, синдром гиперактивности и др. Подобные состояния нуждаются в лечении психотерапевтом. В некоторых случаях возможно использование лекарственных препаратов при отсутствии противопоказаний.

Различные варианты речевого недоразвития требуют специфического подбора методов коррекции. В связи с этим никогда не следует пытаться лечиться самостоятельно. При любых проблемах с речью родителям необходимо обратиться к логопеду или педиатру.

Основные проявления

Речевые нарушения у детей могут носить различный характер. Часто встречается заикание, ротацизм (невозможность выговорить «р») и другие проблемы с произношением отдельных звуков. Помимо этого, патология может носить комплексный характер и характеризоваться расстройствами лексикона, фонетики и грамматики.

Когда ребенок не может правильно говорить, важно поставить точный диагноз и на его основании подобрать индивидуальное лечение.

В зависимости от выраженности нарушений, принято выделять 4-е группы детей:

  • Ребенок с расстройством первого уровня имеет практически полное отсутствие фразовой речи. По факту, подобный уровень речевых навыков соответствует возрасту в 1 год. Звукопроизношение и грамматика нарушены, а словарный запас минимален. При этом наблюдаются нарушения восприятия речи.
  • При речевом нарушении второго уровня у ребенка имеются предложения, состоящие из 2-4 слов. Высказывания простые и не отличаются по содержанию. Как правило, слова не согласованы по падежам, лицу и времени, что связано с выраженным аграмматизмом. Важное отличие от расстройства 1 уровня − малыш может понимать речь окружающих людей.
  • Расстройство речи 3 уровня характеризуется появлением фразовой речи с преобладанием простых предложений. Ребенок хорошо понимает окружающих, однако не может усвоить сложные грамматические конструкции. Объем лексикона соответствует возрасту. Дети активно пытаются разговаривать, но не могут правильно произносить сложные звуки и их сочетания.
  • В пять лет чаще встречается задержка развития речи 4 уровня. В этом случае наблюдаются отдельные затруднения в произношении звуков и сложных комбинаций букв при чтении. Грамматика и словарный запас соответствуют возрасту. Как правило, навыки письма и чтения формируются своевременно.

Если у ребенка наблюдаются нарушения выговаривания звуков, то коррекция наиболее эффективна в раннем возрасте. В связи с этим, родителям следует сразу же обращаться к педиатру или логопеду, а не откладывать визит к специалисту на будущее.

Осложнения

Нарушения речи в детском возрасте могут грозить ребенку серьезными последствиями в дальнейшем:

  • Трудности в освоении письма и чтения, так как оба этих навыка тесно связаны с речью. Если ребенок не может проговаривать звуки и их комбинации, то он может испытывать трудности с их зрительным восприятием, что может стать причиной дисграфии и дислексии.
  • Общее отставание в психическом развитии, так как общение со сверстниками и взрослыми людьми является важным фактором формирования личности и когнитивных навыков: памяти, внимания и др.
  • При взрослении ребенка возможно формирование психологического дискомфорта при общении в социуме с развитием замкнутости в себе. Очень часто, это может стать причиной развития расстройств аутистического спектра.

Профилактика негативных последствий заикания, ротацизма (невыговаривание звука «р») и других нарушений речи основана на раннем выявлении отклонений и их коррекции.

Необходимая диагностика

Если родители видят, что ребенок не может сказать какие-либо буквы или слова, то им следует обращаться к педиатру или логопеду. Логопедическая диагностика основывается на комплексном исследовании речи.

Специалист изучает звукопроизношение, состояние связной речи, а также уровень развития грамматических навыков. Помимо этого, проводится исследование артикуляционного аппарата − состояния зубов, прикуса, языка и тонуса мышц.

Важно провести изучение слуха, так как расстройства речи могут быть связаны с его снижением.

Во всех случаях у родителей узнают особенности течения беременности и родов, а также психомоторного развития ребенка в раннем возрасте. Врач-педиатр дополнительно обследует состояние нервной системы. С этой целью проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), компьютерная или магнитно-резонансная томография. Методы позволяют выявить функциональные и органические расстройства в работе головного мозга.

Делать самостоятельные выводы по результатам обследования нельзя. Интерпретировать все полученные данные должен только медицинский специалист.

Подходы к лечению

Терапия нарушений речи всегда осуществляется комплексно, она включает в себя как логопедические методики, так и лекарственные препараты.

Среди медикаментов используют средства, улучшающие работу головного мозга:

  • Ноотропы (Фенотропил, Пирацетам) − стимулируют обменные процессы в нейронах, обеспечивая улучшение их функции.
  • Нейропротекторы (Кортексин) и антиоксиданты (Токоферол и др.) защищают нервные клетки от повреждения и положительно сказываются на их активности.
  • Препараты, улучшающие метаболизм и оксигенацию нервной ткани (Актовегин, Церебролизин).

Назначает медикаменты врач, так как они имеют определенные показания и противопоказания к своему использованию. В противном случае, возможна их неэффективность или развитие побочных эффектов.

Важной частью лечения является логопедическая коррекция, которая включает в себя две группы методов:

  • Логопедические упражнения, позволяющие ребёнку усвоить правильное звукопроизношение. Подобные задания изначально выполняются с логопедом, в последующем, родители могут самостоятельно заниматься с малышом. В зависимости от конкретного типа речевого дефекта специалист подбирает комплекс упражнений.
  • Логопедический массаж, направленный на восстановление артикуляционной мускулатуры. Для его проведения используют специальные зонды. Рекомендуется проводить курсы массажа по 7-12 сеансов.

Если ребенок начинает отставать в речевом развитии с раннего возраста, его следует как можно раньше направить к логопеду. Своевременные комплексные мероприятия позволяют нормализовать звукопроизношение и избежать негативных последствий дефекта.

Родители часто начинают беспокоиться о речевом развитии ребенка в 5-5,5 лет. Связано это с тем, что именно в этом возрасте у детей наблюдается формирование полноценной и грамотной речи, сопоставимой со взрослыми людьми. Для лечения используют комплекс мероприятий: лекарственные средства и регулярные логопедические занятия, включающие в себя упражнения для закрепления правильного произношения звуков и массаж.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/rebenok-v-5-ploho-govorit/

Ребенок плохо говорит в 4 года: как помочь, мнение доктора Комаровского

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать.

Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер.

Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.



Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сказать ребенку о смерти дедушки

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/rebenok-ne-govorit-v-4-goda

Ребёнок плохо говорит. Что делать?

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разными. Биологические – наследственность, родовая травма, проблемы зрительного или слухового восприятия и другие. Зачастую проблема носит чисто социальный характер, когда предпосылкой к отставанию в речи у ребёнка становится поведение родителей: это, как правило, нехватка общения и развивающих занятий.

Когда стоит начать беспокоиться и что-то предпринимать?

Существует ли какая-то норма слов, которую малыш должен знать и произносить в определённом возрасте? Можно отметить примерные этапы развития речи у ребёнка:

  • 3-6 месяцев – ребёнок «гулит», испытывая артикуляционный аппарат в действии.
  • 1 год – малыш произносит до 10 слов, первые из которых обычно «мама», «папа», «баба», «дай», «на».
  • 2 года – ребёнок строит простые фразы из 3-4 слов.
  • 3 года – ребёнок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
  • 4 года – фраза строится с учётом грамматики, с использованием всех частей речи.
  • 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа, начинает развиваться фонематический слух – ребёнок различает все звуки речи.
  • 5 лет – речь сформирована, ребёнок произносит все звуки.
  • 6 лет – хорошо развитая связная речь.

— К первому классу школы нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи ошибок,  а также владеет всеми формами устной речи:  диалогической и монологической,  контекстной и ситуативной, — говорит логопед Академии развития «Знайка School».

– К началу обучения в школе речь малыша в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма. Если на момент поступления ребёнка в школу речь по каким-то параметрам не соответствует средним нормативам, то, скорее всего, он будет испытывать трудности в овладении чтением и письмом.

В данном случае необходима помощь специалиста — логопеда. Но лучше всего логопедическую помощь получить ещё до школы.

Ошибки родителей в общении с детьми

Прежде чем бить тревогу, обратите внимание на своё привычное общение с вашим ребёнком. Возможно, корень проблемы кроется именно в ваших ошибках, и бежать к специалисту нет смысла.

  1. Гиперопека. Разве плохо понимать своё чадо без слов и предупреждать все его желания? Для развития речевой функции, разумеется, ничего хорошего. Ведь малышу не нужно выражать свои потребности вербально. Избегайте и чрезмерной жестикуляции в общении с ребёнком, иначе он привыкнет реагировать на ваши жесты, а не на слова.
  2. «Шумовая завеса». Ошибочно мнение, что чем чаще ребёнок находится в информационной среде, тем быстрее он научится говорить. В доме, где постоянно включен телевизор, радио, или болтают взрослые, создаётся своего рода «шумовая завеса», и малыш перестаёт придавать значения словам и вникать в их суть. Дети в таких семьях часто имитируют полноценную речь бессмысленными фразами и звуками. Поэтому лучше разговаривать с детьми, а не при детях.
  3. Нет времени! Речевое развитие ребёнка задерживается и тогда, когда у родителей для общения с ним постоянно нет времени и желания. «Отстань», «Иди, поиграй» — дежурные фразы, тормозящие развитие малыша.

Как помочь ребёнку заговорить?

  • Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, делайте самомассаж рук и лица.
  • Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.
  • Используйте различные дидактические игры: разрезные картинки, паззлы, игрушки-собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши. «Умные» игрушки можно приобрести в «Учснаб».
  • Читайте, рассказывайте наизусть, пойте: потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и прозу. Сядьте так, чтобы ваши глаза были на одномуровне с глазами ребёнка, чтобы он хорошо видел вашу артикуляцию.
  • Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях всё, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках и другое.
  • Произносите с ребёнком голоса животных, проговаривайте места их обитания и пищу, которую они едят.

Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Однако если речевое развитие ребёнка значительно задерживается, не стоит затягивать с обращением к специалистам.

Нужно вовремя определить причины задержи развития речи, ведь самый активный период в развитии речи ребёнка выпадает на первые три года его жизни. В более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере бывает сложно.

Источник: https://www.infpol.ru/91909-rebyenok-plokho-govorit-chto-delat/

Отклонения в речевом развитии: почему ребенок в 3-4 года плохо разговаривает и что с этим делать?

Первые несколько лет жизни малыша являются очень важными в становлении речи. Если ребенок плохо разговаривает в 3 года, то нужно скорее предпринимать меры по устранению этой проблемы.

Родителям необходимо знать признаки задержки речевого развития (ЗРР), к какому врачу обращаться и как заниматься в домашних условиях с молчаливым малышом.

Причины и признаки задержки развития речи

Чтобы избавиться от ЗРР, надо знать причину появления такой проблемы.

Задержка речевого развития может быть спровоцирована разными факторами, все они делятся на четыре группы:

  1. биологические;
  2. социальные;
  3. патологические;
  4. психологические.

К первой группе причин ЗРР относятся:

  • плохая наследственность;
  • недоношенность;
  • появление на свет позже 37-ой недели беременности;
  • родовые травмы;
  • низкая активность головного мозга;
  • плохое развитие ротовых мышц.

Задержку речевого развития могут спровоцировать такие патологические состояния:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • тяжелая гипоксия;
  • детский церебральный паралич;
  • врожденная нейросенсорная тугоухость;
  • синдром Дауна;
  • внутричерепная гипертензия.

Социальные причины плохого становления речи у ребенка:

  • дефицит общения;
  • родители не проводят обучающие занятия;
  • гиперопека;
  • малыш растет в билингвальной семье.

Психологическими факторами ЗРР являются:

  • пережитый стресс;
  • замкнутость ребенка.

Понять, что у малыша имеются проблемы в развитии речи, можно по таким симптомам:

  • недостаточность гуления и лепета у грудничков, однотипность звуков;
  • отсутствие произношения звуков и речи в годовалом возрасте;
  • неудачное подражание речи взрослых в 1,5 года;
  • неспособность малыша произносить цельные слова в двухлетнем возрасте;
  • ребенок не может формировать простые фразы, предложения в три года;
  • полное отсутствие речи у трехлетнего малыша;
  • для коммуникации ребенок в большей степени пользуется жестами и мимикой.

Если родители заметили отклонения в становлении речи у малыша, то им необходимо срочно проконсультироваться с доктором.

Куда обращаться?

Многие родители думают, что, если ребенок плохо говорит в 3 года, то нужно обращаться к логопеду. Но стоит понимать, что врачи такой специализации обучают детей повторять различные звуки, правильно говорить. Чтобы избавиться от проблемы, надо выяснить ее генез.

Определить причину ЗРР помогают такие виды обследований:

  • денверский тест;
  • МРТ;
  • тест Бейли;
  • ЭХО-ЭГ.

Проанализировав результаты обследования, педиатр поставит предварительный диагноз и направит к узкому специалисту.

Лечением ЗРР занимаются такие доктора:

  • логопед;
  • дефектолог (занимается речевым развитием детей с физическими и психическими отклонениями);
  • невролог (специализируется на устранении патологий головного мозга);
  • ЛОР (занимается лечением заболеваний органов слуха);
  • психолог (помогает развить мелкую моторику, улучшить память, справиться с психологической травмой).

Логопеды постановкой диагноза не занимаются. Родителям необходимо обратиться к педиатру местной поликлиники. Врач изучит анамнез ребенка, направит его на прохождение диагностических процедур.

Методы устранения ЗРР

Существуют разные способы устранения задержки речевого развития у ребенка. Это могут быть медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные упражнения, массаж.

Метод лечения подбирается исходя из выявленной в процессе диагностики причины появления проблемы.

Если ЗРР спровоцирована социально-педагогическими факторами, требуется создание благоприятной среды.

Дефектологи и логопеды проводят различные упражнения, применяют практические и технические средства реабилитации.

Если причина ЗРР заключается в дисфункции головного мозга, тогда помимо развивающих занятий назначается медикаментозная терапия. Врач может порекомендовать давать малышу препараты, которые улучшают мозговое кровообращение, стимулируют развитие памяти и сознания. К таким лекарствам относятся Актовегин, Когитум, Ноотропил.

Также полезны электрорефлексотерапия и магнитотерапия. Данные процедуры воздействуют на зоны головного мозга, которые отвечают за речевую активность, дикцию, умственные способности. Если ЗРР связана со слабостью лицевых мышц, тогда полезен будет логопедический массаж.

Он укрепит мускулатуру рта, ушей. По индивидуальным показаниям проводится зондовый массаж Новиковой. В некоторых случаях доктора советуют занятия на ипподроме, в дельфинарии.

Что делать в домашних условиях?

Для успешного и оперативного решения проблемы задержки становления речи, недостаточно только давать прописанные доктором препараты, водить малыша на физиопроцедуры, занятия с логопедом или дефектологом.

Родителям необходимо дома закреплять умения, полученные малышом в процессе лечения. Существуют специальные обучающие занятия, которые проводятся в игровой форме.

Требуется учитывать возраст малыша. С детьми 2-3 и 4-5 лет надо заниматься по-разному. Что делать в домашних условиях для стимуляции развития речи, может подсказать педиатр.

В 2-3 года

Родители, у детей которых имеется ЗРР, интересуются, что делать, если ребенок плохо говорит в 3 года. В условиях дома нужно помогать малышу развивать речь. Важно исключить те факторы, которые оказывают негативное влияние.

Специалисты дают такие советы:

  • не включать телевизор во время бодрствования ребенка. Многие родители ошибочно думают, что шум на заднем фоне улучшает развитие речи. Но педиатры утверждают, что дети, которые постоянно смотрят и слушают телевизор, чаще сталкиваются с ЗРР;
  • научить малыша общаться жестами. Это поможет ребенку избавиться от неприятного чувства беспокойства и растерянности. Существуют исследования, которые подтверждают связь между речью и языком жестов;
  • класть игрушки и интересующие малыша предметы в недоступные для него места. Это будет мотивировать ребенка обращаться к родителям за помощью;
  • играть с малышом не меньше 40 минут в день. В это время нужно употреблять простые выражения («красный мячик», «быстрая машинка»);
  • проводить обучающие занятия с карточками Домана;
  • давать ребенку пить воду, молоко, сок или другую жидкость через трубочку. Это позволит укрепить мышцы рта и облегчить процесс воспроизведения слов и фраз. Желательно использовать волнистые, закрученные трубочки-соломинки.

В 4-5 лет и старше

После четырех лет повышается вероятность перехода ЗРР в задержку психоречевого развития. Это связно с тем, что отсутствие или плохая речь тормозят становление мышления. Как показывают статистические данные, после 5 лет шансы на полное устранение отклонений резко падает.

У детей старше 6 лет вероятность излечения составляет всего 0,2%. Поэтому у многих родителей, дети которых \ имеют ЗРР, возникает вопрос, что делать, если ребенок в 4 года плохо говорит.

Специалисты дают такие рекомендации:

  • проводить развивающие занятия. Полезны пальчиковые игры. Доказано, что развитие моторики рук улучшает работу артикуляционного аппарата. Ребенку полезно собирать конструктор, пазлы, играть с мозаикой, лепить из пластилина, нанизывать бусины на леску, рисовать пальчиковыми красками. Также рекомендованы подвижные игры. Желательно, чтобы все действия сопровождались словами. Полезны музыкальные игры: угадывание голоса животного, названий мелодий. Это учит сосредотачиваться, улавливать изменение тембра голоса. Необходимо развивать зрительное внимание. С этой целью рекомендуется играть с разноцветными предметами, геометрическими фигурами;
  • выполнять массаж. Помогает, если ЗРР спровоцирована отклонениями в психофизическом состоянии.

Важно помнить, что занятия с ребенком дома не являются альтернативой лечению, назначенному доктором.

Педиатр Комаровский отмечает, что матерям стоит беспокоиться, если ребенок не разговаривает в три года. По мнению врача, ЗРР чаще всего возникает из-за того, что родители мало общаются с ребенком, не проводят обучающие занятия. Комаровский рекомендует отдавать детей в садик. В коллективе девочки и мальчики быстрее учатся говорить, чем дома в компании взрослых.Также известный педиатр дает такие советы:

  • обследовать малыша, чтобы выяснить причину его молчаливости;
  • воспринимать ребенка как отдельную, значимую личность. Необходимо обсуждать с ним бытовые вопросы (куда пойти на прогулку, что приготовить на обед). Даже если малыш ничего не отвечает, у него начнет формироваться привычка общаться, пополнится пассивный словарный запас;
  • поощрять попытки ребенка произносить новые слова, звуки, подражать взрослым;
  • чаще посещать детские площадки, приглашать в гости сверстников;
  • оградить малыша от стресса.

Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-3-4-goda/ploxo-razgovarivaet.html

Если ребенок не разговаривает в 5 лет или плохо говорит: что делать

Ребенок не говорит в 5 лет или говорит, но плохо. Что делать, когда развитие речи значительно отстает от нормы?

Если вы столкнулись с такой проблемой, то надеемся, что наша статья в удобном формате вопросов и ответов будет вам полезна.

Как должна звучать речь ребенка в 5 лет

Ребенок в этом возрасте умеет:

К пяти годам словарный запас увеличивается до 3000 слов. Все звуки в составе слов родного языка произносятся четко, однако могут остаться самые сложные “р”, “л”, а также шипящие, произношение которых нормализуется ближе к шести годам.

Уже контролируется громкость голоса, воспроизводится нужная интонация, регулируется темп речи. Становится меньше пропусков и перестановок в словах, но не всегда правильно ставится ударение, допускаются ошибки при склонении существительных по падежам.

Пятилетки хорошо запоминают наизусть стихи, могут сами составить развернутый рассказ по картинке. Они используют все части речи, подбирают синонимы. Их речь уже похожа на речь взрослого.

Каковы признаки психического и речевого отставания в развитии

Если есть нарушения в развитии, то об этом говорят следующие признаки:

  • повышенное слюноотделение;
  • гиперактивность, быстрая утомляемость, агрессивное поведение, рассеянность;
  • слабое воображение, недостаточность эмоциональных проявлений;
  • затруднения в общении с другими людьми и, как результат, неконтактность и некоммуникабельность;
  • сложности в составлении предложений, непонимание простых обращений;
  • неразборчивая и несвязная речь: слишком быстрая, либо чересчур медленная; качественное и количественное недоразвитие словарного запаса.

Отставание в психическом развитии сказывается на развитии речи. И наоборот, неразвитость речи влияет на состояние психики ребенка. Речевые проблемы, затянувшиеся во времени, влекут за собой запаздывание психического и умственного развития.

Испытывая трудности в обмене информацией с окружающим миром, ребенок отстает в своем развитии. Помощь ему — это как можно раньше начатое лечение.

Источник: https://KakGovorit.ru/rebenok-ne-govorit-v-5-let

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой