Повышенная тревожность у ребенка что делать

Повышенная тревожность у ребенка: причины, симптомы, рекомендации

повышенная тревожность у ребенка что делать

Повышенная тревожность у ребенка — вторая по распространенности группа среди проблем детской психики (пальма первенства принадлежит поведенческим расстройствам). Её клинические признаки отмечаются примерно у 8% детей. К сожалению, этот показатель растёт. Поэтому мы подготовили краткое руководство для тех родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности у своего ребёнка.

Что такое повышенная тревожность

Страх — досадный, но непременный спутник жизни человека. Он «вшит» в наши инстинкты и запускается как часть механизма выживания. А. И. Захаров, один из ведущих специалистов в области детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:

Возраст ребёнка Страхи в этом возрасте
от 1 до 3 лет страх неожиданных звуков, темноты и боли
от 3-15 лет страх одиночества и замкнутого пространства
от 5 до 7 лет страх смерти
от 7 до 11 лет страх чужих когда дети начинают бояться «быть не тем, кого уважают, ценят и понимают»

Как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?

Нормальная тревога — это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив — клинически устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».

Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его на табурет и попросить спеть перед незнакомой публикой, но в большинстве жизненных ситуаций он будет спокоен и радостен. Ребёнок с повышенной тревожностью, редко может расслабиться и испытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь в одиночестве, отправляясь на шумный праздник, при ответе незнакомому человеку.

Страхи имеют гендерную зависимость. До 12 лет они сильнее тревожат мальчиков, а после 12 лет — девочек.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Источник: https://www.vitajournal.ru/psychology/developmental/povy-shennaya-trevozhnost-rebyonka/

Детская тревожность — Психологос

повышенная тревожность у ребенка что делать

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.

Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности.

Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности.

Откуда берется повышенная тревожность?

— Если дома, в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

— Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Нам иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

— Однако тревожные дети могут вырасти не только у тревожных родителей. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться от жизни.

А главное — чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел — не сумел угодить родителям.

Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.

Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки.

При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Что нужно делать, чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой вашего ребенка?

— По возможности, конечно, контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.

— Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.

Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.

Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе. Или постоянно просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей особой.

Другие проявляют чрезмерное дружелюбие ко взрослым, слишком озабочены тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются.

Иногда взрослых устраивает последний вариант поведения — старание ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и когда ребенок вырастет.

Как помочь тревожному ребенку?

Такому ребенку очень полезно посещать групповые психокоррекционные занятия — после консультации с психологом. Тема детской тревожности достаточно разработана в психологии, и обычно эффект от таких занятий ощутимый.

Один из основных способов помощи — метод десенсибилизации. Ребенка последовательно помещают в ситуации, вызывающие у него тревогу. Начиная с таких, которые лишь немного волнуют его, и, заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу и даже страх.

Если этот метод применяется на взрослых, то его обязательно дополняют релаксацией, расслаблением. Для маленьких детей это не так-то просто, поэтому релаксацию заменяют сосанием конфеты.

Используют в работе с детьми игры-драматизации (в «страшную школу», например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Попробуйте дома выполнить с ребенком одно из упражнений. Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. «У меня это не получится», «Я этого не сумею», — говорят они себе.

Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием.

Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.

Теперь попросите его сказать: «Я не могу» — и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. «Я могу» — отметить то, что уже сейчас ему по силам. «Я сумею» — насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.

Подробнее см. Как помочь тревожному ребенку

Как выявить тревожного ребенка

Необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми. См. →

Советы родителям тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/detskaya-trevozhnost

Школьная тревожность у детей: как избавиться — Домашний доктор

повышенная тревожность у ребенка что делать

Любой ребенок периодически испытывает чувство тревоги. Это абсолютно нормально. Но есть дети, которые испытывают беспокойство слишком часто.  Повышенная тревожность у ребенка даже по незначительным поводам Что делать?

Тревога или тревожность

Для начала разберемся с понятиями. Тревога – это состояние беспокойства, которое возникает изредка. Когда малыш боится каких-то конкретных событий – это страх.

А тревожность – это постоянное ощущение эмоционального дискомфорта. Когда причин для волнения нет, а фоновое беспокойство и напряжение есть. Излишняя тревожность ощущается настолько остро, что мешает ребенку познавать мир, активно действовать, общаться со сверстниками, участвовать в играх, проявлять себя.

Как определить, касается ли это вашего ребенка?

Признаки тревожности у детей

Обратите внимание, боится ли ребенок неизвестного и непривычного ему (предметов, людей, обстановки),  наблюдаются ли у него нарушения сна. Тревожные дети часто пассивны, робки и почти не проявляют инициативу.

В их поведении и состоянии заметна повышенная напряженность или возбудимость. Тревожности обычно сопутствуют неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Ребенок боится ошибиться, потерпеть неудачу и болезненно воспринимает критику.

Причины тревожности

Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал боязливым и тревожным. Однако

Вера Васильевна Голутвина (практикующий детский психолог) пишет в книге «Как победить детские страхи»:

«Как ни прискорбно это признавать, но в подавляющем большинстве случаев этими причинами становится поведение нас, взрослых».

Какое поведение? Как мы, любящие и заботливые родители, можем быть причиной тревожности у детей? К сожалению, можем. И делаем мы это неосознанно, посредством следующих установок и действий:

– УСТАНОВКА «МИР ОПАСЕН»

«Осторожно! Упадешь!», «Не ходи туда!», «Ударишься!», «Не торопись! Смотри под ноги!», «Там высоко!» Часто употребление этих фраз может привести к неуверенности и страхам, так как в них заключен посыл, что вокруг много опасностей и ребенок с ними не справится.

Отсюда и нежелание исследовать окружающий мир. Установка «мир опасен» парализует активность и желание действовать, препятствует нормальному принятию рисков (активные игры на площадке, катание на карусели или велосипеде и пр.).

Получается, что родительское желание уберечь ребенка от опасностей, уберегает его и от приобретения собственного опыта.

– ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Также, в процессе воспитания дети часто слышат от нас, взрослых, противоречивые взаимоисключающие утверждения. Например: нельзя разговаривать с незнакомцами – иди, поздоровайся с дядей.

Или: не ходи один по лестнице, там темно – не бойся, закрывай глаза и спи (и выключают свет). Эти утверждения затрудняют ребенку понимание «как правильно поступить» и «как себя вести». Отсюда и страхи: незнакомцев, страх ошибиться, страх темноты и пр.

И в любой такой «противоречивой» ситуации ребенка накрывает волна тревоги и замешательства.

– ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Повышают градус тревожности и завышенные требования к ребенку. Например, родители постоянно повторяют, что он должен быть лучшим в классе, чемпионом, лидером. Он начинает волноваться, что не оправдает ожиданий, не справится. Со временем требования усиливаются, а беспокойство ребенка растет, потому что он либо не справляется, либо переживает заранее, что не справится.

– КРИТИКА И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ

Критика и прогнозирование неудачи: «Опять не получилось? А я тебе говорила!», «Зачем тебе это? Засмеют». Сравнение не в пользу ребенка: «А Света одни пятерки получает», «Смотри, какой ровный круг у Маши получился! А у тебя?».

Обесценивание чувств: «Ты беспокоишься по таким пустякам!» Для взрослого повод может казаться не стоящим внимания, а для ребенка – сложной проблемой. Слыша подобные фразы, ребенок начинает чувствовать себя слабым, недостойным, неполноценным.

– «ВЗРОСЛАЯ» ТРЕВОГА

Ещё, у ребенка могут быть не «детские» тревоги и страхи, а «взрослые». Ваши. Дети очень чутко реагируют на эмоциональные состояния родителей и копируют их. Если вы сами тревожны или чего-то боитесь (собак, вздрагиваете от звука телефона, предстоящего события и пр.), то и ребенок будет относиться к этим явлениям с беспокойством.

Стоит отметить, что единой точки зрения на причины появления тревожности в настоящее время нет. Но одной из причин ученые считают нарушение детско-родительских отношений. Так что нам, взрослым, есть о чем подумать.

Чтобы помочь ребенку справится с излишним беспокойством, нужно знать, чего делать нельзя, а что можно и нужно.

Чего делать нельзя:

– высмеивать его страхи и сомнения (даже в шутку). Ваш ребенок должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его поводы для волнения: вы рядом, готовы выслушать и поддержать;

– сравнивать тревожного ребенка с другими детьми не в его пользу.

Важный момент: нельзя справиться с повышенной тревогой ребенка силовыми методами. Такой подход приведет к обратному результату: усилит дискомфорт, увеличит степень тревожности, и может негативно повлиять на доверие в ваших отношениях.

Как можно помочь?

Как снизить тревожность у ребенка? Во-первых, чаще разговаривайте с ребенком. Спрашивайте что его беспокоит, почему он волнуется; помогайте озвучивать его эмоции.

Если что-то не получилось – акцентируйте внимание не на неудаче, а на том, что «в следующий раз получится» или «чему он научился».

Можно поделиться опытом: «я раньше тоже боялся того-то и того-то», «переживал из-за», а потом «справился», «понял, что».

Физический контакт со значимым взрослым (объятия, поцелуи, поглаживания) дает ощущение защиты и спокойствия. Ребенок должен чувствовать поддержку и защиту взрослого, приятие и любовь.

Во-вторых, тревожному ребенку стоит заранее сообщать о грядущих масштабных событиях, чтобы он был готов к восприятию.

В-третьих, справиться с повышенной тревожностью у ребенка помогут игры и совместное творчество. Можно сочинять истории или рисовать их, проигрывать волнующие ребенка ситуации. Это поможет психике ребенка «переработать» информацию.

В-четвертых, неуверенного в себе, тревожного малыша нужно постепенно учить ставить цели и добиваться их, принимать самостоятельные решения.  Обязательно хвалить (о том как правильно хвалить можно почитать здесь), даже за маленькие успехи, поощрять. Настраивать на позитивную волну, внушать веру в себя и свои возможности.

Важный момент: нужно обеспечить ребенку ощущение его успешности. Перед уверенным в себе человеком отступают все страхи и тревоги.

И, наконец, взрослому нужно попытаться поддерживать собственное спокойствие и равновесие, чтобы ребенку было с кого брать пример.

педагог, методист, логопед

Около 10-ти лет работала в социально-педагогическом центре по работе с детьми, молодежью и семьей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  До какого возраста стерилизовать бутылочки

Источник: https://xn--b1aceldqlhdbdrh1dzj.xn--p1ai/psihologiya-otnoshenij/shkolnaya-trevozhnost-u-detej-kak-izbavitsya.html

Терапия детской тревожности

Беспокойный мир ежедневно даёт повод для возникновения страха и тревоги, но не каждый человек поддаётся им. Наиболее подвержены этому младшие члены семьи по многим причинам. Тревожность у детей — опасное явление.

Халатное отношение к нему может нанести значительный урон психическому и физическому здоровью ребёнка, не дать ему возможности сформироваться в качестве полноценной личности.

Истоки этого состояния найти одновременно легко и сложно: они часто лежат на поверхности, но не хватает решимости бороться с ними.

Понятие тревожности

Все люди время от времени испытывают тревогу. Периодичность зависит от темперамента и условий жизни. Если она становится постоянной, то появляются основания говорить о тревожности. Это состояние имеет негативную окраску и возникает у людей любого возраста.

Самая опасная ситуация — тревожность у ребенка. Под ней понимается психическое состояние, при котором любая ситуация может вызвать у малыша страх и беспокойство. Часто причины такого состояния нельзя распознать сразу. Требуется длительная работа с психологом. Это явление, не поддающееся каким-либо правилам, относительно него трудно вывести закономерности.

Тревожное расстройство бывает у детей разного возраста — от младенцев до подростков.

Причины развития хронической тревоги

Как говорила Агния Барто, советский поэт и знаток детских душ: «Если ребёнок нервный, надо прежде всего лечить его родителей».

С ней можно полностью согласиться, потому что говорить о тревожности у детей невозможно без рассмотрения детско-родительских отношений.

Новорожденный получает свои первые положительные и отрицательные эмоции в семье, в дальнейшем от этого зависит его настроение и состояние. Но некоторые родители часто не замечают повышенный уровень тревоги у своих детей, принимая его за капризы и избалованность.

Причины тревожности у детей многообразны. Их можно объединить в несколько групп: наследственные, вызванные нарушением эмоциональных связей между взрослыми и ребёнком, ошибками в воспитании, внешними обстоятельствами, сложностями при построении отношений с другими людьми.

К наследственным причинам можно отнести:

  • родовые травмы, связанные с поражением головного мозга, когда нарушается адекватная реакция на события;
  • тревожные состояния у родителей, принявшие постоянный характер;
  • психологическое расстройство у близких родственников, носящее хронический характер;
  • поражения нервной системы, в т. ч. врождённые.

Нарушение эмоциональных связей часто выражается в отсутствии принимающей любви со стороны родителей по отношению к ребёнку: его любят только, если его поведение полностью соответствует представлениям мамы и папы.

Часто формированию повышенной тревожности у ребенка способствуют противоречивые требования родителей и других членов семьи, школьных учителей.

Завышенные требования, предъявляемые к малышу начиная с раннего возраста, влияют на его стремление постоянно доказывать, что он не хуже других детей. Это ведёт к формированию тревожности.

Ошибки в воспитании тоже могут стать отправной точкой страхов, преобразующихся в тревожное расстройство. Речь идёт о гиперопеке, которой подвергаются дети, т. к. родители испытывают постоянное беспокойство за них. Тем самым они маскируют свои страхи, идущие ещё из детства. Другая крайность — полное равнодушие к своему чаду, когда он предоставлен самому себе. Вследствие этого он постоянно будет ощущать себя незащищённым.

Причинами тревожности могут стать многочисленные внешние обстоятельства, связанные с семьёй:

  • постоянные переезды;
  • разлады между родителей;
  • злоупотребление алкоголем кого-либо из членов семьи;
  • болезни родных;
  • отсутствие материальной обеспеченности семьи.

Сложности при построении отношений с другими людьми могут выступать как причиной, так и следствием тревожности. Начиная с 7 лет, малыш идёт в школу, где не всегда у него выстраиваются гармоничные отношения с учителями и одноклассниками. Это ведёт к снижению доверия ко всем людям.

Виды и последствия тревожности

Тревожность ребенка классифицируется по разным основаниям. По возрастному критерию выделяют:

  • тревожность новорожденных;
  • дошкольников;
  • детей младшего школьного возраста;
  • подростков.

По особенностям возникновения тревожность бывает:

  • личностной, зависящей от личности конкретного ребёнка, она может быть врождённой, обусловленной его генами, образовавшейся благодаря его типу темперамента;
  • ситуативной, когда повышенную тревогу вызывают определённые события, люди, вещи, явления — агрессивные собаки, гроза, высота.

Помимо нарушений во взаимодействии с социумом, подобное расстройство пагубно отражается на общем состоянии здоровья, оно ведёт к:

  • постоянным головным болям;
  • психозам и неврозам, которые могут вылиться в генерализованное (общее) тревожное расстройство;
  • вегетососудистой дистонии;
  • нарушениям сердечного ритма;
  • проблемам с пищеварительной системой;
  • ослаблению иммунитета.

Особенно опасна тревожность у детей дошкольного возраста, т. к. их психика и здоровье ещё слишком слабы, чтобы отражать негатив извне.

Классификация состояния по возрасту

Эта классификация является одной из самых эффективных, потому что позволяет проследить причины, выяснить последствия и чётко обозначить пути решения проблемы.

Тревожность новорождённых

Беременная женщина передаёт своему малышу не только своё физическое здоровье. Психическое состояние будущей матери тоже самым непосредственным образом отражается на ребёнке. Если новорожденный нервничает, то стоит вспомнить, как вела себя его мама.

Для грудничка в возрасте до 1 года нет человека ближе мамы, без неё мир кажется опасным.

В задачу матери в этот период входит одновременно и частое нахождение с новорожденным (надо брать его на руки и прижимать к груди) и постепенное знакомство его с внешним миром.

Примерно в 8 месяцев можно увидеть, свойственна малышу тревожность или нет. Её явные признаки:

  • постоянный плач;
  • отсутствие аппетита;
  • бессонница;
  • невозможность пребывать долго в одном положении.

Если не начать разбираться в причинах, то высокий уровень тревоги сохранится на всю жизнь.

Тревожность дошкольников

Тревожность у дошкольников (в возрасте от 2 до 7 лет) часто появляется, когда они отправляются в детский сад. Если там они плохо спят, отказываются от еды, капризничают без причины, не участвуют в общих мероприятиях, не могут выстроить отношений с другими детьми и воспитателем, то признаки тревожности налицо. А идут они из семьи, где малышу уделяется мало внимания.

Мама и папа не могут выстроить доверительных отношений с ним. Ребёнок остро нуждается в маме, которая неправильно выполнила свою сепарационную задачу, поэтому в детском саду он замкнутый и тихий, а иногда плачет и ждёт маму.

Помочь ребёнку справиться с тревожностью в дошкольном возрасте можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Мама и папа должны уделять ребёнку достаточно внимания, когда они вместе находятся дома: играть, читать, полезно привлекать дошкольников к посильному домашнему труду.

Также рекомендуется по возможности завести домашнее животное и ухаживать за ним совместно, это сблизит взрослых и детей. Воспитатели дошкольных учреждений должны следить, чтобы такой малыш активно участвовал во всех мероприятиях, не чувствовал себя заброшенным.

Тревожность в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте возникает масса дополнительных факторов, ведущих к повышенной тревожности. Обычно в 7 лет ребёнок идёт в школу, тогда для него полностью меняется жизнь, не все ребята могут успешно приспособиться к этому. Симптомы тревожности у мальчиков проявляются раньше, чем у девочек. Первые симптомы можно заметить спустя 1,5-2 месяца после начала учёбы, среди них:

  • быстрая утомляемость;
  • сниженная концентрация внимания;
  • плохая успеваемость;
  • конфликты с учителями и одноклассниками;
  • беспокойство;
  • застенчивость.

На всё это накладываются физические симптомы. Причины носят естественный характер — незнакомый коллектив, новый режим дня, резкое увеличение нагрузки, повышенная ответственность. Справиться с тревожностью в младшем школьном возрасте возможно при активном участии учителей и родителей в жизни ребёнка.

Их задача — дать ему понять, что они с ним, готовы его поддержать при любой неудаче. Нельзя говорить младшему школьнику: «ты уже большой, все игры и развлечения нужно оставить». Следует помочь ребёнку грамотно распределять время.

Тревожность у подростков

Тревожность у ребенка может проявиться и в возрасте 12-13 лет. Они продолжают учиться в школе, но часто их беспокойства носят недетский характер: первая любовь, уличные компании, получение дальнейшего образования.

На ситуацию оказывают влияние и гормональная перестройка организма. Родители отмечают, что подростки часто становятся неуправляемыми, поговорить с ними становится затруднительно. В этом случае приходится обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет научить:

  • преодолевать школьную тревожность из-за экзаменов и повышенных нагрузок;
  • управлять собственными эмоциями;
  • переключать внимание с одного предмета на другой;
  • взаимодействовать с разными типами людей.

Но сначала потребуется детальная диагностика, позволяющая определить уровень тревожности. В качестве диагностики часто применяются тесты.

Источник: https://urazuma.ru/trevoga/u-detej.html

5 полезных советов психолога, которые спасут ребёнка от тревожности

Кадр из мультсериала «Южный Парк»

Тревога и беспокойство способны полностью уничтожить детскую уверенность в себе. Особенно когда дело касается первого похода в школу после длинных каникул или адаптации в новом коллективе. Психолог Эллен Хендриксен составила список из пяти простых, но важных советов, которые помогут справиться с детской тревожностью.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Детство — это сплошные переживания: с кем сидеть за партой, как написать контрольную, как пройти мимо лающей собаки. Видеть, как твой ребёнок мучительно тревожится из-за чего-то, очень больно. Тяжело видеть, как он отстраняется от сверстников, не отпуская вас из детского сада, рыдает на днях рождения и отказывается участвовать в школьных мероприятиях. Порой детское беспокойство, вызванное абсолютно иррациональными вещами, только раздражает. Но в этой ситуации ребёнку можно и нужно помочь.

1. Составьте план игры

Иногда дети забывают, что у них есть возможность справиться с любой задачей. Помогите ребёнку осознать, что он способен самостоятельно (или с небольшой поддержкой со стороны) решить любую соответствующую его возрасту задачу.

Если ребёнок выражает своё беспокойство и обращается с этой тревогой к вам, ответьте: «Похоже, ты очень волнуешься из-за А» или «Я вижу, а что тебя очень беспокоит Б».

Это даёт возможность дать имя испытываемым эмоциям и избежать тупиковой ситуации, возникающей после фраз «здесь нечего бояться» или «просто расслабься».

Помогите ребёнку составить план.

«Если тебя что-то пугает, что можно сделать, чтобы справиться с ситуацией? Если тебе нужна помощь, к кому ты можешь обратиться? Если Аня перестанет с тобой дружить, что ты сделаешь? Если потеряешься в торговом центре, к кому ты обратишься? Что произойдёт, если ты почувствуешь тошноту во время урока? Что ты будешь делать?».

Помощь в составлении плана достигает сразу двух целей: во-первых, это помогает ребёнку продвинуться от проблемы к её решению, что снижает неопределённость, а именно она — источник тревоги. Во-вторых, это говорит ребёнку о том, что вы в него верите. Вы верите в то, что он способен справиться с любой задачей, соответствующей его возрасту.

2. Научите ребёнка отвечать своей тревожности

Иногда дети не осознают, что тревожность — это лишь одна сторона диалога. Они могут ответить своему беспокойству, чтобы почувствовать себя более уверенно. Для этого предложите ребёнку выбрать имя для своей тревожности. Например, «беспокойная Лиза_Аня_Миша» или даже нарисуйте персонажа, который сидит на плече ребёнка.

Это помогает персонализировать тревожность, тем самым как бы отделяет её от ребёнка. Постоянно поощряйте диалог с этим персонажем. Достаточно взрослые дети могут вписать готовые реплики в свой ежедневник: «Я могу справиться с любой тревогой», «Ошибаться или делать глупости — это нормально».

Дети помладше, которые уже умеют читать, могут носить в своём кармане напоминалку или визитку с теми же самыми полезными сообщениями: «Я сильнее, чем моя тревога. Быть не идеальным — это нормально». Если ребёнок стесняется носить с собой записку, можно завести себе талисман, который будет напоминать об определённом фиксированном ответе.

К примеру, пусть стикер-сова означает «Я могу справиться с любым препятствием». Этот стикер ребёнок может положить в пенал, папку и рюкзак.

3. Объясните, что любая буря рано или поздно стихнет

Волнение влечёт за собой неприятные физические ощущения — повышенное сердцебиение, пустота в голове, урчание в желудке. Такие ощущения могут усугубить изначально стрессовую ситуацию (например, решение задач по математике около доски, обед в столовой, или просто неожиданный опрос во время урока). Неприятные ощущения могут заставить ребёнка подумать «меня сейчас вырвет» или «со мной что-то не так».

Если физические ощущения заставляют ребёнка думать, что с ним что-то не так, проведите небольшую тренировку. Специально вызовите специфичные симптомы, чтобы ребёнок к ним привык. Вы можете вместе бегать по ступенькам, чтобы сердце стучало сильнее, крутиться на качелях, чтобы вызвать лёгкое головокружение. Попросите ребёнка сфокусироваться на этих ощущениях. 30 секунд или минуты вполне хватит.

Затем обратите его внимание на то, как быстро он пришёл в норму: как правило, на это уходит не больше двух минут. Ребёнок может прийти в себя даже раньше вас. Он/она может ответить: «Да это не было страшно — это же просто качели!». Но на это есть ответ — «Да, но ты испытываешь то же самое, когда тебя вызывают к доске, и это вызвано твоей тревогой. Ты заметил, как быстро пришёл/пришла в себя после качелей? Точно так же ты быстро придёшь в себя после того, как тебя вызовут к доске.

В общем, научите ребёнка не бояться этих физических ощущений. Да, они приносят дискомфорт, но это просто тревожность (и ничего больше.) Она должна отступить достаточно быстро.

4. Избавьте ребёнка от бесполезных ритуалов

Если у вашего ребёнка есть ряд странных традиций, скажем, он может почистить зубы, только включив/выключив воду ровно четыре раза, значит, пришло время эксперимента. Предложите ребёнку узнать, что случится без соблюдения «ритуала». Безусловно, он воспримет этот предложение так, будто вы предложили ему надеть кофту наизнанку. Но продолжайте мягко настаивать, призывайте проявить любопытство.

Вы должны признать, что отказ от «ритуала» может быть болезненным. Но если ребёнок настаивает, что постучать карандашом по столу ровно семь раз — это единственный способ привести мир в порядок, предложите проверить эту теорию. Если вы сами являетесь частью странного «ритуала», например, ребёнок просит вас складывать одеяло строго симметрично, то соберитесь с силами и твёрдо откажите.

Почему? Принимая участие в ритуале, вы отправляете сигнал, что в ином случае неизбежно произойдёт что-то плохое. Тем самым вы каждый день как бы говорите о том, что ребёнок не справится без поддержки со стороны. Приготовьтесь к слезам. Будьте строги, но в тоже время поддержите ребёнка, ведь «ритуал» для него крайне важен и ценен.

Но всё же в долгосрочной перспективе намного важнее донести до ребёнка, что безопасность никак не зависит от пожелания «спокойной ночи» нужным тоном или ровно в трёх объятьях перед дверями школы.

5. Дайте ребёнку выговориться

Хотя бы несколько минут в день давайте как можно меньше указаний, как можно меньше советов. Порой родители спрашивают, как это может помочь ребёнку. Вы определённо не виноваты в тревожности своего ребёнка, но изменение определённых сценариев поведения может реально помочь.

Обратите внимание на то, как вы говорите с ребёнком. Огромный процент наших коммуникаций с ребёнком — это указания и советы. Для склонного к тревожности ребёнка всё это похоже на критику. И эта «критика» возникает в достаточно неожиданных местах.

Иногда вопросы «ты не хочешь начать делать домашнее задание?», «почему бы не добавить красные кубики к твоей башне?» воспринимаются именно как критика. Даже какие-то бытовые образовательные моменты выглядят как экзамен: «Ты можешь прочесть эту надпись? Какой это цвет?» Иногда даже комплимент похож на критику: «Хорошая работа, ты движешься вперёд, хотя впереди ещё много работы».

Решение не в том, чтобы дать ребёнку полную свободу. Вам всё ещё нужна уверенность, что дома всё в порядке, а домашнее задание сделано. Но хотя бы на несколько минут в день прикусите язык и позвольте ребёнку быть главным в разговоре. Как можно меньше давления, как можно меньше указаний, как можно меньше интенсивности во фразах. Просто покажите, что вы действительно его слушаете. Помните, что сейчас ребёнок — главный в разговоре.

«Я рад, что ты рассказал о своём дне» отличается от «Что ты сегодня выучил в школе?». Хотя бы несколько минут в день не устраивайте из разговора контрольную работу

Вместо того, чтобы давать советы или решать задачу за ребёнка, обдумайте всё, что он вам рассказал. «Кажется, ты очень нервничаешь перед школой завтра» окажется гораздо лучше фразы в стиле «Здесь не о чем беспокоиться».

Так вы показываете, что прекрасно понимаете чувства ребёнка. Как правило, тревожность сопровождается чувством беспомощности.

Когда вы перестаёте давать советы или указания, дети начнут ощущать себя в позиции силы, они поймут, что сейчас у них больше возможностей контролировать ситуацию.

Тревожность — это всегда знак неуверенности, неспособности ответить на вопрос «смогу ли это сделать?». Проработка ситуаций и подготовка к тому, чтобы справляться со своими страхами, — лучший способ подарить ребёнку чувство уверенности в своих силах. Результат? Уверенный в себе ребёнок и, как следствие, уверенный в себе взрослый.

Источник: https://mel.fm/blog/inna-gentle/26943-5-poleznykh-sovetov-psikhologa-kotoryye-spasut-rebenka-ot-trevozhnosti

Тревожность у детей: причины, симптомы и лечение

В статье пойдет речь о тревожности у детей, от младенцев до старшеклассников. Симптомы тревожности у детей, причины, лечение и последствия детской тревоги.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что дать ребенку на завтрак в школу

Чувство тревоги знакомо и детям, и взрослым, но у детей, только познающих окружающий мир, оно встречается гораздо чаще. Тревога возникает как естественная реакция организма на возможную опасность, неопределенную ситуацию или какие-либо конкретные обстоятельства.

Носит она эпизодический характер и после устранения причины, вызвавшей тревожное состояние, проходит. Но в ряде случаев ощущение тревоги у детей становится постоянным, фоновым, что дает основание говорить о повышенной тревожности, как клинически устойчивом состоянии.

Причины тревожности у детей

Развитие у детей тревожности может быть спровоцировано различными факторами:

  • реальными событиями, оставившими в душе ребенка тяжелый след (развод родителей, смерть близких, потеря любимого питомца);
  • тревожностью родителей, вызванной потерей ими работы или сложной ситуацией на рабочем месте;
  • финансовыми и имущественными проблемами, бытовыми неурядицами;
  • конфликтной атмосферой в семье, сопровождающейся «перетягиванием» детей на сторону того или иного родителя;
  • разным, порой противоречивым подходом к воспитанию со стороны родителей, бабушек и дедушек;
  • завышенными требованиями к ребенку, постоянным его сравнением с более успешными детьми;
  • чрезмерной опекой, лишающей детей самостоятельности и порождающей страх остаться или решать вопросы самим;
  • унижением детей, подчеркиванием их бесправности и зависимости от взрослых;
  • сменой окружающей среды (переезд на новое место жительства, перевод в другой детский сад или школу);
  • влиянием телепередач, порождающих чувство страха, опасности, возможности повторения экранных событий в жизни.

Особо возрастает риск развития повышенной тревожности в случае, если некоторые из этих причин накладываются друг на друга, многократно усиливая эффект воздействия.

Симптомы тревожности у детей

Признаки повышенной тревожности у детей в каждом возрасте проявляются по-разному.

До года

Тревожность у младенцев до года связана, в основном, с состоянием здоровья (родовые травмы, воспалительные заболевания, болезни нервной системы). Проявляется оно беспокойством, плачем, снижением аппетита, плохим сном. В случае устранения первопричины состояние ребенка стабилизируется.

Фото Irina Murza on Unsplash

Младший дошкольный возраст

Тревожность в младшем дошкольном возрасте определяется первым опытом встраивания в общество. Если у малыша не складываются отношения с другими детьми, он становится капризным, слезливым, вечером долго не засыпает, боится темноты, грызет ногти, крутит волосы.

Старший дошкольный возраст

Дети старшего дошкольного возраста боятся быть забытыми родителями в детском саду, отвергнутыми другими детьми. Внешне проявления тревожного состояния у таких детей могут быть не очень заметными: они ведут себя примерно, не шумят.

Но воспитателей и родителей должно насторожить то, что ребенок замкнут, при разговоре с ним старается не смотреть в глаза, часто плачет, ожидая маму. У таких детей занижена самооценка, они считают себя некрасивыми и глупыми, нередко они страдают недержанием мочи и кала.

Школьники

Серьезным стрессом для детей является поступление в школу, где все ново, непривычно. Появляются новые обязанности и возрастают требования: необходимо готовить уроки, выходить отвечать к доске, показывать свое знание или незнание перед всем классом. Более строгими становятся родителями, ужесточается режим дня, нет прежней возможности свободно гулять, играть и ни о чем не заботиться.

Фото Scott Webb on Unsplash

Если адаптация к новым условиям проходит не очень успешно, спустя некоторое время у школьника начинают проявляться признаки растущей тревожности: повышенная утомляемость, плохая концентрация, неуверенность в своих силах, робость, беспокойное поведение, плохой сон. Он начинает обманывать, не хочет идти в школу, встречаться с одноклассниками.

У него могут возникнуть проявления физиологического характера: головные боли, плохой аппетит, тошнота, боли в животе и желудочные расстройства, повышение температуры, потливость, тремор конечностей. Часто такое случается перед контрольными работами, после каких-либо инцидентов в школе, перед родительскими собраниями.

Фото Sammie Vasquez on Unsplash

Старшеклассники

У старшеклассников ощущение тревожности проявляется чрезмерно эмоциональной реакцией на отношение к себе окружающих, болезненным стремлением к самоутверждению среди сверстников, страхом перед трудностями, неспособностью сконцентрироваться при выполнении заданий. Усилению симптомов способствуют возрастные гормональные изменения, происходящие в организме подростков.

Лечение и профилактика детской тревожности

Справиться с повышенной тревожностью у детей можно только на основе комплексного подхода к лечению. Причем комплексность здесь предполагает не столько многообразие лекарственных препаратов и физиотерапевтических процедур, сколько различные методики психологического воздействия, являющегося основой лечения.

По мнению врачей-психотерапевтов, определяющую роль в устранении тревожности у детей играют родители. Проанализировав и откорректировав используемые методы воспитания и собственное поведение, они могут помочь сыну или дочери справиться с состоянием повышенной тревожности. Что для этого нужно:

1. Вернуть ребенку уверенность в себе

Чаще отмечать его успехи, делать это искренне, в присутствии других членов семьи или друзей. Стараться излишне не критиковать, особенно публично и на повышенных тонах. Замечания делать спокойно, без крика, не оскорбляя и не унижая его достоинства. Не повторять бесконечно одни и те же замечания, потому что они быстро превращаются в назойливый фон и перестают восприниматься.

Фото Kelli McClintock on Unsplash

Не сравнивать детей, склонных к тревожности, с более способными и успешными в тех или иных областях сверстниками, так как это может полностью лишить их веры в свои силы и возможности. Не менее вредно, говоря о поведении или учебе, причислять их к неудачникам или злостным нарушителям.

Ни в коем случае не наказывать ребенка за страхи. Нужно вместе с ним разобраться в причинах, попытаться разъяснить ребенку необоснованность страхов, в шутливой и игровой форме научиться побеждать их.

2. Откорректировать внутрисемейные отношения

Избегать конфликтов, тем более, втягивать в эти конфликты детей. Не делать их заложниками «взрослых» проблем, не формировать у них чувство вины за неудавшуюся личную жизнь, несостоявшиеся профессиональные достижения, утраченную молодость и истрепанные нервы родителей.

Фото Xavier Mouton Photographie on Unsplash

Как можно чаще проводить с детьми свободное время, выезжать на природу, заниматься совместным творчеством. Важно постоянно интересоваться их успехами, поддерживать в неудачах, доверительно говорить о беспокоящих их проблемах.

3. Снять напряжение

Использовать методики для расслабления, снятия психоэмоционального и физического напряжения. В младшем возрасте это может быть телесный контакт (объятия, прикосновения, поглаживания), в более старшем — релаксация, дыхательные упражнения, уход за животными. Чтобы не провоцировать страхи и рост напряжения, ограничить просмотр фильмов и телепередач, содержащих сцены жестокости, насилия, убийств.

Медицинская и психотерапевтическая помощь

В тех случаях, когда тревожность принимает затяжной и тяжелый характер, врачом-психиатром назначаются различные медицинские препараты: антидепрессанты, транквилизаторы, успокоительные средства. По показаниям могут использоваться внушение, гипноз, другие методы психотерапевтического воздействия.

Последствия тревожности у детей

Эмоциональная нестабильность, беспокойство и неуверенность в своих силах негативно влияют на интеллектуальное развитие детей, тормозят их познавательную активность, нарушают способность к принятию самостоятельных решений.

Фото Annie Spratt on Unsplash

Длительное пребывание в состоянии повышенной тревожности может привести к снижению иммунитета, нарушению гормонального баланса и развитию серьезных патологических процессов в организме: гипертонии, вегето-сосудистой дистонии, неврозам, психозам, заболеваниям сердца, почек, желудочно-кишечного тракта.

При отсутствии лечения детская тревожность может со временем закрепиться и привести к формированию тревожно-невротического типа личности, не способной адаптироваться в обществе, склонной к одиночеству и депрессиям. Не допустить этого – общая задача родителей, педагогов, профильных специалистов.

Источник: https://psyocentr.ru/blog/trevozhnost-u-detej-prichiny-simptomy-i-lechenie/

Тревожный ребенок: как помочь

24.01.2020

4

В первые годы жизни дети находятся в постоянном потоке неизвестной информации. Ежедневно малыши встречают непонятные слова, сталкиваются с новыми явлениями и людьми. И не все легко переживают этот этап, у некоторых детей появляется повышенная тревожность. Давайте разберемся, как родители способны помочь ребенку преодолеть страхи и беспокойство.

Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем. 

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов. Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание.

Сепарационная тревога

Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.

Социальная тревожность у детей

Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша. 

Тревожно-фобическое расстройство

Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств. 
 

Причины возникновения тревожности у ребенка

На развитие повышенной тревожности у детей влияет два фактора: генетика и воспитание. 

Воспитание может либо усилить врожденную предрасположенность к тревожности, либо скомпенсировать ее. 

При этом есть дети с повышенной чувствительностью и эмоциональностью, что является средой для развития тревожности. 

Если мама сама чересчур волнительная, слишком оберегает малыша, то он будет подвержен большим переживаниям. Такая мама подсознательно не может передать ребенку инструменты для того, чтобы справиться с этим миром, принять его в несовершенстве, с определенной опасностью. Потому что сама не может справиться со своей тревожностью. 

Поэтому маме нужно сперва найти способы уравновесить себя, и тогда ребенок начнет их копировать.

Вы не сможете просто так научить ребенка успокаиваться, если в вас этого нет.

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

  • Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша —  покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией. При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
  • Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол. Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
  • Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным. 
  • Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение. 
  • С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
  • Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми». Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее.  Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж.  Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него. Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
  • Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты. 

1. Если у ребенка есть экстремальные сложности с коммуникацией — он ни с кем не может общаться.  

2. У малыша трудности с выполнением бытовых задач. Например, он боится подходить к окну и никогда не зайдет в комнату с открытыми окнами. При этом ситуация повторяется в любых местах. 

3. У ребенка бывают панические атаки или есть какие-то фобии. В этом случае специалист сделает точную диагностику и назначит лечение. 

Не «раздувайте» эмоции

Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним. 

Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо

 Спросите:

«Что случилось?»

«Как ты себя чувствуешь?»

«Какие звуки ты услышал?»

«Что ты увидел?»

Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.

Избегайте долгого ожидания «ужаса»

Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня. 

Не прибегайте ко лжи

Ребенок легко поймет, что вы говорите неправду, будет думать, что вы не знаете, как справиться со страхом. 

Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить

Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его  справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно». 

В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?

Источник: https://www.sleep-expert.ru/blog/vospitanie/trevojnyiy_rebenok_kak_pomoch/

Школьная тревожность у детей

По каким признакам педагог может заподозрить высокую тревогу у ребенка? Ребенок становится беспокойным, растерянным, нервным, может взрываться из-за пустяков или начинать плакать, вызывает у взрослого желание позаботиться о нем и успокоить.

Что можно противопоставить тревожности, каков ее антипод? Безопасность, уверенность, жизнестойкость, вера в себя, спокойствие. Какие переживания несет с собой тревога? Чувство беспомощности, дезориентация, переживание одиночества, отчужденности, страха и отчаяния.

Как появляется школьная тревожность, что с ней можно делать, когда стоит начинать беспокоиться взрослым? Давайте разбираться.

У этого переживания есть польза — ее задача сделать человека более восприимчивым, осторожным и внимательным в период опасности. Но иногда это чувство приклеивается к нам, как тень: когда все хорошо, а на душе скребут кошки, и нам некомфортно и беспокойно. От постоянного напряжения психика истощается из-за чрезмерной мобилизации. Тогда тревожность из полезной и функциональной становится патологичной, дезадаптирующей, мешающей ориентироваться.

Поведенческие проявления тревоги: рассеянность, плаксивость, замкнутость, вспышки агрессивности, дезориентация, возбуждение. Внешними признаками являются суетливость, двигательное беспокойство, напряженная мимика.

Какие процессы в жизни ребенка вызывают тревогу?

1) Адаптация к школе: ребенок тратит много сил, чтобы ориентироваться в новой для него среде, все новое пугает и усиливает беспокойство.

2) Отсутствие поддержки в школе. Можно вспомнить известное выражение из мультфильма: «давай бояться вместе», бояться с кем-то вместе — легче, чем в одиночку. Если же ребенку не удалось в школе найти себе товарища, и не на кого опереться — напряжение у ребенка растет.

3) Хаос, непоследовательность взрослых, неясные правила в школьной жизни, внезапные перемены увеличивают беспокойство у детей. Когда есть порядок, когда жизнь предсказуема — мы можем расслабиться. Когда все на своих местах, когда понятны границы дозволенного — ребенку спокойно. В хаосе и внезапных переменах у любого человека обостряется страх и растет потребность в безопасности.

4) Чрезмерные требования к ребенку от взрослых рождают страхи и неуверенность, так же ребенок может сам от себя ожидать больше, чем он реально может. Страх оценки, страх быть пристыженным, страх опозориться, страх не справиться — вся это спутники тревоги.

5) Конфликты в школе, буллинг, агрессия со стороны окружающих сильно влияют на качество жизни школьника. Будем ли мы чувствовать себя в безопасности, когда нас окружают недоброжелательные или агрессивные люди? Нет. Так и дети, они очень чувствительны к атмосфере в школе, и если в классе есть конфликты, если кто-то ведет себя агрессивно, если происходит травля — все это усиливает беспокойство.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Педагогический прикорм что это такое

6) Потери близких людей, внезапные перемены в жизни ребенка, переезды, конфликты дома — все это без сомнения сильно влияет на детей. Мир ребенка в кризисных событиях теряет стабильность.

Тревожный невроз

В результате высокого беспокойства происходит закрепление страха, застревание в стрессе, закрепление мыслей о том, что мир опасен, и я с этим не справлюсь. Невроз вызывает искажения мышления и сниженную самооценку. Мысли ребенка в этом состоянии цикличны: он много думает о катастрофах, которые ждут его впереди.

Это могут быть плохие оценки, заваленные экзамены, разрушенные отношения с классом, вызов родителей к директору и прочие неприятности. Если у ребенка тревожный невроз — это становится проблемой для родителей и педагога: ребенок чрезмерно беспокоится, сжимается, растерян. Это происходит тогда, когда уровень тревоги перестал быть рабочим, а стал чрезмерным и способствовать дезадаптации ребенка в школе.

Это состояние вызывает эмоциональное неблагополучие ребенка и необходима психологическая помощь.

Влияние тревожности на успеваемость ребенка в школе

Как тревожное напряжение влияет на успеваемость ребенка в школе? Рабочий уровень тревоги помогает ребенку собраться, заставить себя заниматься, готовиться к занятиям, и способствует увеличению успеваемости. Если же уровень беспокойства чрезмерный — то ребенку наоборот трудно собраться с мыслями.

Он рассеян, испуган, действия его хаотичны и малоэффективны, мышление спутанное. Тревожное напряжение есть у всех людей — это нормальное функциональное состояние, невозможно и бессмысленно пытаться совсем избавиться от тревожности.

Но некоторые люди хорошо переносят напряжение, а другие, наоборот, тяжело переносят, сильно пугаются, трудно успокаиваются. Почему так?

Факторы, способствующие высокой тревожности:

1) Возбудимость, подвижность нервной системы, незрелость коры головного мозга (низкая произвольность, вспышки аффектов).

2) Высокочувствительная нервная система: дети трудно переносят новое, медленно приспосабливаются к людям, острее чувствуют беспокойство.

3) Конфликтные отношения с родителями или в семье в целом.

4) Слишком высокие ожидания от успеваемости ребенка.

5) Неудачный предшествующий опыт адаптации к школе или коллективу (обижали в детском саду, психологические травмы и т.д.).

Факторы, помогающие хорошо переносить тревожные состояния:

Жизнестойкость, устойчивость нервной системы, адекватная самооценка, вера в себя, поддерживающие отношения со значимыми взрослыми, стабильность жизни.

Что может вызывать тревожное беспокойство у детей?

Тревогу вызывают нестабильность окружающей среды и непоследовательность взрослых, когда непонятно на кого и на что можно опереться, когда нет ясности, когда от ребенка большие ожидания, и мало поддержки. Высокое тревожное напряжение означает, что нет баланса поддержки и нагрузки в жизни ребенка.

Сильный ветер не может сломать крепкие ветки, а вот нежные и хрупкие деревья — сломает. Так и с психикой ребенка, если ребенок впечатлительный, чувствительный, возбудимый — от взрослых требуется большой запас поддержки и терпения, а так же последовательность.

А если такой ребенок лишен поддержки близких, или мало поддержан — то он становится особенно уязвим для беспокойства.

Тревожное напряжение связано с границами ребенка: насколько ясно он понимает правила школы, дома, насколько ясно он понимает свои возможности и свои ограничения. Если вокруг ребенка — хаос, непоследовательность, если окружающие его люди непоследовательны: то предоставляют ребенку полную свободу, то накидываются с требованиями — ответом на эту неразбериху будет усиление тревоги.

Помимо границ и отсутствия ясности, ребенок в школе может тревожиться просто в виду того, что ему никак не удается разобраться в школьной жизни, адаптироваться. Ориентировка — важная задача, ситуации в школе могут оказываться сложными и новыми для ребенка. Тревожное напряжение появляется для того, чтобы ребенок был настороже, был включен, был внимателен.

Этап адаптации к школе напрямую провоцирует повышенное нервное напряжение у детей. Но со временем тревожное беспокойство должно снижаться в процессе адаптации к школе. Чем лучше ребенок ориентируется, чем выше его жизнестойкость и устойчивость — тем ниже будет уровень школьной тревожности.

Если уровень беспокойства зашкаливает — это сильно затрудняет адаптацию, ребенок плохо ориентируется, чувствует себя потерянным.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/shkolnaya-trevozhnost-u-detey/

Тревожный ребёнок: что это за состояние, что делать родителям

Детская тревожность – одна из распространённых психических проблем, которая встречается у 8% детей. Тревожный ребёнок испытывает дискомфортные эмоциональные ощущения в различных ситуациях: как в безопасных, так и нет.

Они боятся привлекать к себе внимание, знакомиться с новыми людьми, оставаться в одиночестве – им страшно жить в нашем мире. Подобное беспричинное беспокойство способно стать качеством характера малыша, что будет мешать ему наслаждаться жизнью.

Как же помочь ребёнку избавиться от навязчивых страхов и беспочвенных подозрений – тема статьи.

Характеристика понятия

Тревожность у детей – характерная черта детской личности, которая проявляется выраженным волнением в ситуациях, не располагающих к этому.

Нужно различать понятия «тревожности» и «тревоги». Последнее означает беспокойство, возникающее изредка.

Тревожность же является постоянным явлением, не связанным с конкретной ситуацией. Отдельно выделяют и понятие страха, когда кроха боится определённых вещей. Так как же понять, что уровень тревожности у дитя перешёл границы нормы и стал психическим расстройством?

Здоровая тревога – эпизодическая вариация чувства страха, она всегда спровоцирована определёнными обстоятельствами.

Повышенное беспокойство – клинически устойчивое явление, присутствующее постоянно.

Иными словами, все дети начнут волноваться при просьбе выступить на сцене, в других же ситуациях они жизнерадостны и спокойны. А тревожные ребята не способны расслабиться, даже оставаясь в одиночестве.

Беспокойство возникает у детей различных возрастных групп. У младенцев это состояние проявляется проблемами со сном, постоянным плачем, снижением аппетита.

Дети младшего дошкольного возраста сталкиваются с тревожностью, когда начинают ходить в детский сад. Им тяжело адаптироваться к новым условиям и разлучаться с мамой.

Школьники и подростки ощущают душевный дискомфорт при некорректном семейном воспитании и неблагоприятной домашней атмосфере.

Дети с заниженной самооценкой чаще других страдают от тревожности. Это может вызвать комплексы, неврозы, фобии.

Что вызывает тревожность?

Причины повышенной тревожности обычно связаны с некорректным поведением родителей.

Почему развивается тревожность у детей:

  1. Несправедливостью взрослых. Если наказывать малыша беспочвенно, он будет переживать сильнейшие отрицательные эмоции, которые впоследствии перерастают в тревожность и страх перед родителями.
  2. Чувством стыда. Когда ребёнка публично порицают и отчитывают на глазах у других детей и взрослых.
  3. Эмоциональной травмой. К подобным переживаниям относится развод родителей, непростые отношения с братом или сестрой, потеря близкого человека.
  4. Завышенными требованиями. Когда взрослые воспитывают своё чадо в условиях строгости, не позволяя крохе ошибаться, расстраиваться, злиться. Ребёнок становится беспокойным, постоянно контролирует себя, чтобы не совершить ошибку.
  5. Отсутствием уважения. Если вы будете критиковать и насмехаться над ребёнком, он перестанет верить в себя, будет бояться всего нового, станет неуверенным, снизится самооценка.
  6. Запугиванием. Метод воспитания, при котором родители угрожают малышу, пытаясь оградить его от ошибок.

Детское беспокойство может быть обусловлено предрасположенностью к этому состоянию, особыми характеристиками нервной системы, тревожностью самих родителей.

У маленьких деток до 6 лет повышенное беспокойство возникает на фоне проблематичных отношений с родителями, при чём мальчики обладают большей тревожностью.

Существенно повышает детскую напряжённость применение авторитарного стиля воспитания, сравнение малыша с братом или сестрой. Примечательно, что у мальчиков беспокойство отмечается до 12 лет, а у девочек после – самооценочная тревожность.

Признаки повышенного беспокойства

Дискомфортное душевное состояние проявляется:

  • тихим голосом;
  • неуверенностью в себе;
  • заниженной самооценкой;
  • болезненной реакцией на критические замечания;
  • тягой к самообвинениям;
  • нежеланием контактировать с новыми людьми.

Повышенная тревожность у ребёнка может сопровождаться соматическими расстройствами: болями в голове, животе, жаждой, проблемами с дыханием и даже повышением температуры тела.

Если уровень беспокойства критически повышен малыш не способен концентрировать внимание, он постоянно раздражён, плохо спит, имеется повышенный тонус лицевых и шейных мышц.

Последствия тревожности

Излишнее переживание препятствует развитию креативности, самобытности, уверенности в своей неповторимости и уникальности. Ребёнок не сможет самореализоваться и раскрыть свой творческий потенциал, он будет плыть по течению.

Это приведёт к ощущению нереализованности, пустоты. Помимо этого, беспокойство у ребёнка провоцирует появление невротических качеств характера, страхов, комплексов.

Диагностика психической проблемы

Существует множество методик, определяющих тревожность: рисуночные тесты, тесты-опросники, метод наблюдения, беседы.

Для диагностики тревожности у дошкольников целесообразно применять рисуночные тесты. Они позволяют выявить личностные переживания маленького человечка на основе проекции – ребёнок изображает на бумаге свои стремления и переживания, визуализирует своё отношение к миру. Интерпретировать результаты тестов могут психологи.

Диагностика тревожности у подростков осуществляется с помощью тестов-опросников.

Вы можете воспользоваться одним из тестов на тревожность, за каждый положительный ответ присваивается один балл:

  1. Ребёнок быстро устаёт.
  2. Сложность в концентрации внимания.
  3. Сильные переживания при выполнении заданий.
  4. Выраженное смущение.
  5. Напряжённость в любой ситуации.
  6. Постоянные упоминания о ранее произошедших неприятных ситуациях.
  7. Малыш краснеет, находясь в новой обстановке.
  8. Кошмары.
  9. Влажные и холодные конечности.
  10. Частые расстройства стула.
  11. Чрезмерное потоотделение при выполнении поручений.
  12. Плохой аппетит.
  13. Беспокойный сон.
  14. Пугливость.
  15. Обидчивость.
  16. Плаксивость.
  17. Нетерпеливость.
  18. Трудности с новыми начинаниями.
  19. Неуверенность в себе.
  20. Страх перед сложностями.

Подсчитайте количество баллов: если у вас до 6 баллов, то уровень тревожности очень низкий, если от 7 до 14 – средний уровень, от 15 до 20 – повышенная тревожность.

Как избавиться от тревожного состояния – рекомендации психолога

Успокоение ребёнка зависит от вашего поведения, поэтому вам необходимо скорректировать привычные для вас взаимоотношения.

Вам помогут следующие советы психолога для родителей:

  1. Обращайтесь к крохе по имени (желательно в уменьшительно-ласкательной форме), во время диалога необходим визуальный контакт.
  2. Почаще прикасайтесь к ребёнку. Объятия и ласковые прикосновения помогают установить доверительные отношения.
  3. Всегда отмечайте детские успехи и достижения. А если их нет, хвалите малыша за любую мелочь.
  4. Приглашайте на детские праздники одноклассников вашего ребёнка, ваше присутствие при этом обязательно. Дитя будет чувствовать себя увереннее.
  5. Соблюдайте последовательность в поощрениях и наказаниях.
  6. Если что-то запрещаете, то объясните почему.
  7. Демонстрируйте свою уверенность и позитивность.
  8. Обсуждайте с ребёнком всё, что его тревожит – неуспеваемость, проблемы с общением.

Пытайтесь соблюдать описанные правила. Если вы не можете им следовать, обратитесь к психологу, ведь именно от вас зависит душевное равновесие малыша.

Действия для «выздоровления»

Чтобы вернуть ребёнку положительный настрой и смелые надежды на будущее нужно повышать его самооценку.

Почаще говорите комплименты, хвалите, положительно высказывайтесь о действия чада.

Самостоятельно сделайте импровизированный стенд, на который вы будете вывешивать медали и достижения малыша (ему будет очень приятно).

Научите кроху управлять собой в тревожных ситуациях. Пускай малыш говорит вслух обо всём, что его волнует.

Также можно воспользоваться корректирующими играми: рисованием (пусть нарисует свой страх, а затем порвёт рисунок), ролевыми играми, где он будет побеждать фобии.

Эффективно действуют и сказки, рассказы – объясните, что нет человека, который ничего не боится. Ведь даже в литературных произведениях герои борются со своими страхами и в итоге побеждают.

Если есть мышечное напряжение, используйте тактильные игры, релаксационные упражнения, техники глубокого дыхания, запишите ребёнка на йогу, массаж.

Заключение

Тревожный ребёнок не ощущает радости, он не счастлив, и в большинстве случаев этому виной родители. Вы должны изменить своё поведение, скорректировать отношения с крохой.

Вернуть малышу уверенность в себе и в своих действиях поможет ваша любовь и поддержка. Чаще обнимайте кроху, говорите о своих чувствах, интересуйтесь его жизнью, и вскоре вы заметите искреннюю улыбку на лице вашего чада.

Источник: https://its-kids.ru/trevozhnyj-rebyonok.html

5 способов справиться с детской тревожностью — Телеканал «О!»

5 способов справиться с детской тревожностью

Дети с повышенной тревожностью часто бывают подавленными, им трудно общаться с окружающими, потому что они воспринимают мир как пугающий и враждебный. Такие дети нерешительные, они не могут отличить важное от неважного, постоянные волнения их изматывают и лишают жизненных сил. Что делать, если ваш ребёнок часто беспокоится без повода, рассказывает детский психолог Анжелика Объедкова.

Анжелика Объедкова, детский психолог

Тревогу нельзя назвать разрушительным чувством, потому что она в каких-то ситуациях помогает избежать опасности и решить проблемы. Но если это чувство проявляется в благополучных ситуациях и становится устойчивой чертой личности ребёнка, то это повод задуматься.

Найти причину

В детском возрасте она не обязательно может быть вызвана внешними факторами. Тревога может возникнуть из-за некоторых проблем при родах, во время беременности мамы. Это состояние может не покидать ребёнка уже после рождения.

При этом тревога не всегда находит своё выражение в страхе и может не осознаваться ребёнком. Отличие страха от тревоги в том, что страх может быть ситуативным или вызванным конкретным воздействием со стороны.

С ним бороться проще, особенно в младшем возрасте, с тревогой же дело обстоит намного серьёзнее.

Если мы говорим о периоде первых лет жизни малыша, то здесь причинами появления тревожности могут быть: чрезмерная опека, отсутствие свободы действий, постоянный контроль и слишком эмоциональная реакция родителей. К ним же относится отсутствие внимания.

В этом случае ребёнок переживает по поводу своей безопасности и не понимает, почему он никому не нужен.

В некоторых случаях у ребёнка такие чувства могут появиться после рождения брата или сестры, редко источником беспокойства могут быть неправильные приёмы воспитания в детском саду или школе.

Но если родители обеспечивают чувство безопасности своему ребёнку, то со всем этим он легко справится. Отсутствие контакта с другими детьми тоже может повлиять на возникновение тревоги. Поэтому родители должны социализировать малыша до отправления его в детский сад.

Как справиться?

Нужно отчётливо понимать, что причины появления постоянной повышенной тревожности у ребёнка связаны, в первую очередь, с ситуацией в семье. Чтобы разобраться в происходящем:

  1. Обратитесь к детскому психологу и вместе с ребёнком посетите пару занятий.

  2. Если такой возможности нет, поговорите с ребёнком о его состоянии. Это должна быть непринужденная душевная беседа с заинтересованным слушателем. Желательно, чтобы это был не один разговор.

  3. Организуйте совместную деятельность с ребёнком, чтоб он мог почувствовать себя частью семьи. Здесь можно создавать ситуацию успеха, другими словами, хвалить для поднятия самооценки.

  4. Постарайтесь снять напряжение. Это может быть рисование, прослушивание перед сном спокойной музыки, телесный контакт, в том числе массаж лица, плеч, спины — он очень хорошо помогает снять напряжение.

  5. И самое главное — не тревожьтесь сами. Дети это очень хорошо чувствуют и впитывают как губки. Поэтому если вы тревожитесь, то логично, что ребёнок будет испытывать те же эмоции.

Если тревога ситуативная, то здесь другая схема действий. Нужно аккуратно создавать ситуацию столкновения с ней, тогда постепенно ребёнок будет понимать, что волноваться повода нет.

Разберём на примере: у ребёнка тревожность появилась из-за того, что он начал ходить в детский сад. Она может проявляться плаксивостью, плохим сном и аппетитом, нарушением стула, поднятием температуры, нежеланием говорить о детском саду, нежеланием отпускать маму даже в магазин. Здесь важно действовать последовательно.

Не нужно расхваливать детский сад и убеждать, что там всё будет прекрасно, так как после таких убеждений ребёнок ещё больше разочаруется, справиться ему с тревожностью будет ещё сложнее. Лучше начать посещать с ним детские площадки и создавать ситуации, в которых он сам захочет пообщаться с другими ребятами.

Можно вместе посмотреть фотографии других малышей из детских садов, а затем провести небольшой экскурс по детсаду, посмотреть, что там происходит. Каждый день объясняйте ребёнку, почему он должен оставаться с другими взрослыми на некоторое время. В течение недели посещайте детский сад вместе, обсуждая каждый прошедший день. После этого можно предложить малышу остаться там на один день без мамы или папы.

Когда ребёнок согласится, родители могут начать его оставлять с педагогами на половину дня. При хорошем исходе он успокоится и начнёт с радостью посещать детский сад.

Для того, чтобы чувство повышенной тревожности у ребенка не возникало, нужно создать и поддерживать комфортную гармоничную обстановку в семье. Разговоры по душам в конце дня, обсуждение всего произошедшего помогают предотвратить многие психологические проблемы у детей, в том числе и тревожность. Не нужно забывать и про объятия, совместные игры с детьми, про добрые слова. Главное то, что родители должны вовремя понять, что их ребёнок переживает.

Анастасия Куратова

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/11781

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой