Педагогический прикорм что это такое

Педагогический прикорм

педагогический прикорм что это такое
Суть педагогического прикорма в следующем: ребенок постепенно привыкает к еде общего стола, минуя стадию пюрешек и утомительного кормления с ложечки, воспринимает еду, как ценность (не надо заставлять есть) и учится вести себя за столом.

Заманчиво?

Одно НО — этот вид прикорма вводится дольше чем принято по схеме Минздрава, т.к. адаптированного пюре не предлагается, а “взрослая” еда сложная и многокомпонентная. Замены кормлений едой со стола не происходит до года или дольше.

И еда в семье должна быть здоровой! Никаких полуфабрикатов и прочего в качестве чего вы не уверены!

Я сразу скажу, что именно педагогический прикорм я выбрала со своей старшей дочкой. Помог решиться на него наш педиатр (!). Опыт понравился и всех детей я прикармливала именно так. Поэтому я пишу и про свой опыт тоже.

Как это происходит:

Малыш изначально сидит на коленях у мамы и наблюдает за процессом. Все члены семьи едят. Берут ребенка за стол не в 6 месяцев, а раньше. Я брала примерно с 5 и смотрела за реакцией.

В это время у ребенка появляется нешуточный пищевой интерес. Ведь все что-то суют в рот, а ему не дают. В определенный момент накал страстей доходит до того, что ребенок тянется в тарелку за едой, пытается выхватить еду по пути к маминому рту. Значит пора кормить.

Мама предлагает попробовать кусочек размером с рисинку (микродозу) из своей тарелки. Не важно что. Что ест, то и предлагает. (Табу на полуфабрикаты типа колбасы, готовые соусы и тому подобное. Семья ест здоровую пищу!)

Пробовать можно до 3 микродоз каждого вида еды за один прием пищи. Предположим, у мамы оладьи со сметаной и джемом. Значит ребёнку достанется 3 микрокусочка оладья и по 3 микрокапельки сметаны и джема.

Микродоза проходит по ЖКТ ребенка, не сильно его нагружая, и выходит в непереваренном или в полупереваренном виде. Но главное — на съеденное даже в таком количестве начинают вырабатываться ферменты. Вот к такой непростой пище.

За 1 день только 1 новое блюдо. Сутки мама смотрит за реакцией ребенка. Если никакой реакции нет, то отлично. Записываем в дневник все, с чем познакомился ребенок. Если реакция есть, то надо попробовать поймать продукт, который вызывает реакцию. Но, как правило, на микродоз реакции нет.

Ребенок участвует в трапезе до тех пор, пока он проявляет интерес к еде. Как только ребенок начинает отворачиваться, перестает тянуть руки к еде, трапеза для него заканчивается и ребенка уносят из-за стола.

Играть с едой нельзя. Как только начинаются игрища, ребенка уносят из-за стола.
Ребенку позволяется вести себя за столом в рамках возрастного поведения, т.е. исследовать пищу, есть самому и пачкаться в том числе.

В первые месяц-полтора-два месяца после начала введения прикорма размер микродоз и их количество остаются неизменными.

После второго месяца со ввода прикорма (примерно в 7-8 месяцев ребенка) количество еды можно плавно увеличивать до 1-2 чайных ложек и только для блюд, которые были неоднократно опробованы в микроколичестве. Новые же блюда также продолжают вводится в количестве микродоз.

К 12-14 месяцам ребенка размер съедаемой порции возрастает до половины чашки одного блюда.

К полутора годам ребенок может стать “полноправным” едоком. Грудное молоко, при желании мамы, можно продолжать давать или завершить грудное вскармливание.

Я знаю, что многие ищут таблицы педприкорма. Но их, как видно из написанного, нет и быть не может. Ребенок ест ту же еду, которую ест семья.

Прикорм зависит от сезона и наличия сезонных продуктов. И в этом также его преимущество. К примеру брокколи, с которой начинают традиционный педиатрический прикорм, бесполезно покупать в апреле. Хоть в банке, хоть замороженную. Это летний и осенний овощ, который к апрелю уже потерял все витамины, которые, как не сохраняй, а теряются при хранении.

К тому же представим себе ситуацию, что вы вводите брокколи, тыкву, кабачек и т.д., а в вашей семье это обычно не едят. Зачем вводили? Чтобы соблюсти схему, которая удобна педиатру, но не семье.

Я немного дополню систему от себя, т.к. не каждый ребенок насытится 1-2 чайными ложками в 9 месяцев. Мои дети активно требовали продолжения уже в 7 месяцев. В методике на этот счет сказано “выгонять, докормить молоком”. Как-то не гибко. Педиатр мне посоветовала давать мягкие фрукты или овощи. Это переваривается проще, чем сложная взрослая еда, и вполне уместно закончить еду таким образом. Из овощей не делалось пюре, максимум нарезалось на куски, которые можно было съесть самостоятельно.

Так мы часто заканчивали еду грушами, бананами, авокадо, сливами, помидорами без шкурки, персиками, абрикосами и т.д.

В чем еще плюсы педприкорма?

  • Ребенок быстро учится жевать и глотать твердую пищуУчится сам себя обслуживать — обращаться с кухонными приборами (ложкой и вилкой)
  • Учится вести себя за столом как все
  • Не имеет проблем с аппетитом. Мама не тратит время на уговоры во время кормления, т.к. у мамы нет цели накормить, а есть цель познакомить с едой). После перехода от адаптированного питания на общий стол ребенок часто не ест с неохотой — вкус у еды другой, не привычный. С педприкормом такой проблемы не возникает.
  • Ребенок адаптируется к семейному рациону. Баночное или адаптированное домашнее детское питание все равно сильно отличается от того, что в реальности будет потом есть ребенок. Еда без соли, масла, специй пресная и не вкусная.

Минусы?

Сложно отследить источник аллергии или проблем со стулом.В силу возраста дети пачкаются, пытаясь справиться с едой самостоятельно. Нет, даже не так. Они ПАЧКАЮТ ВСЁ И ВСЯ! Мыть приходится стул, ребенка, пол я сразу относила ЭТО в душ и мыла.

Изменение привычного рациона в сторону более полезной еды. Но разве это минус?

Частые вопросы

Как вводить педагогический прикорм ребёнку с частыми аллергическими реакциями?
Мой ответ — никак. Этот вопрос надо решать с иммунологом и диетологом. Заметьте, даже не с педиатром. Есть мнение, что прикорм в гомеопатических дозах “приучит” иммунитет ребенка к разной пище, в том числе к вызывающей у него аллергию. Но я не разделяю эту точку зрения.

Всё – всё можно давать? Даже молоко, апельсины, мед и шоколад?Да. Когда я пришла на осмотр к педиатру со старшей своей девочкой в её 7 месяцев, она спрашивала меня об опробованных продуктах и реакциях. Спросила об апельсинах и шоколаде. Вы бы видели мои круглые глаза. Педиатр сказала пробовать обязательно. Шоколад — только хороший, чистый (чтобы какао, какао-масло и сахара немного), а не батончики, в которых шоколада в реальности нет.

Ограничения на химию, красители, трансжиры. Так, например, печенье из магазина (и даже большинство детских!) давать нельзя.Что делать если ребенок мало весит? Можно ли вводить педприкорм с малым весом?

Сразу встречный вопрос: насколько вес мал? Если вес от рождения ребёнок к полугоду удвоил, то вполне можно пробовать вводить такой прикорм. Если не удвоил, то стоит думать о проблемах со здоровьем и решать прежде всего их с педиатром.

Нужно ли допаивать водой или чем-то еще с введением педприкорма?
Да, водой по желанию ребенка. Допустимо дать попробовать ребёнку чай, компот или сок, но его необходимо развести водой.

Пища выходит в непереваренном виде. Это нормально?
Это совершенно нормально. Ферменты, в количестве, достаточном для переваривания пищи, начнут вырабатываться к полутора (иногда к двум годам). При педиатрическом прикорме пища выходит точно также, но это не так заметно (кормим пюре).

Источник: http://HealthMenu.ru/pedagogicheskij-prikorm/

Таблица и схема педагогического прикорма при грудном и искусственном вскармливании

педагогический прикорм что это такое

Педагогическим или естественным прикормом называется метод введения в рацион малыша взрослой пищи. При этом пища очень медленно вводится, чтобы постепенно приучить маленький организм. Сперва родители берут малыша за стол, чтобы тот смотрел, как они кушают, и сам захотел попробовать взрослую пищу. При этом она для ребенка может быть не измельченной. Данный метод не является новшеством, он известен еще с советских времен.

Педиатрический и педагогический прикорм: в чем разница

Педиатрический и педагогический – разные виды прикорма.

Педиатрический:

  • метод разработан в виде таблиц с подробным описанием блюд в граммах, согласно возрасту ребенка;
  • данный способ рассчитан на то, что новый рацион постепенно заменит кормление грудью ближе к 1 году рождения.

Педагогический:

  • введение в рацион малыша пищи, которую едят взрослые;
  • еда дается в минимальном количестве, только для ознакомления;
  • грудное кормление сохраняется;
  • прикорм вводится, когда малыш уже может сидеть, и у него появились зубки.

При педагогическом способе введения в рацион малыш может пробовать новую пищу до, во время или после кормления грудью, и даже запивать грудным молоком.

Педприкорм при грудном вскармливании. Таблица

Педиатрический прикорм разработан врачами в виде таблицы. Данный способ введения блюд направлен на переход с грудного вскармливания на пищу из фруктов, овощей и других видов продуктов.

Разработана специальная таблица с подробным описанием продуктов, которые можно давать малышу, не зависимо, находится он на грудном или искусственном кормлении.

Название блюд Количество в граммах 6 месяцев 7месяцев 8месяцев 9месяцев 10месяцев 11месяцев 12месяцев
Измельченные  овощи От 10 до 120 От 80 до 120 150 170 От 180 до 200 От 180 до 200 От 180 до 200
Перемолотые фрукты От 5 до 60 От 50 до 60 60 70 От 70 до 80 100 От 100 до 110
Сухари, сладости От 3 до 5 5 5 5 10 10
Каши на воде От 10 до 150 От 150 до 180 От 150 до 180 200
 Масло 1 От 3 до 5 5 5 5 5
Хлеб 5 5 5 5 10
Сок на основе фруктов От 10 до 30 50 60 80 От 100 до 110
Пюре из мяса От 10 до 30 От 30 до 70 От 60 до 70 От 60 до 70 80
Масло сливочное 1 От 3 до 5 5 5 5
Каши на молоке От 100 до 200 От 100 до 200 От 100 до 200 От 100 до 200
Кефир От 10 до 30 50 100 От 150 до 200
Творожные продукты От 10 до 30 40 40 40
Желток 0,25 0,25 0,5 0,5
Измельченная рыба 10-30 50 60

Введение прикорма при искусственном вскармливании

Детям, получающим смеси в виде основного питания, необходимо искусственное введение каш и овощей, богатых железом в возрасте, не раньше 5-6 месяцев, а к 8 месяцам – введение в рацион мяса.

Внимание! При кормлении адаптированными смесями, желательно применение схемы педагогического прикорма.

Происходит постепенная подготовка пищеварительной системы ребенка с формированием правильной ферментной активности при минимальных дозах взрослой пищи, знакомит с новой едой и учит пережевывать пищу.

Благодаря достаточному количеству полезных питательных веществ, получаемых из качественной адаптированной смеси, использование прикорма может применяться только как ознакомление с пищей, отличной от смеси. При искусственном вскармливании в виде прикорма рекомендуется введение кисломолочных смесей с 4-6 месяцев.

Плюсы и минусы

Педиатрический, плюсы:

  • мама более спокойна, так как придерживается советов врачей и разработанной врачами схемы;
  • легко узнать, на какую пищу у ребенка аллергическая реакция или срыв стула;
  • грудное молоко можно постепенно заменить пищей, предложенной в таблице прикорма.

Минусы:

  • питание приходиться готовить персонально (по сравнению с педиатрическим);
  • ребенка кормят отдельно (отсюда позднее привитие поведения за столом, снижение аппетита, капризы);
  • ребенок может начать отказываться от приема еды (прикорма) и принимать только грудное молоко;
  • либо может в возрасте раньше положенного срока полностью отказаться от кормления грудью;
  • появляется вероятность позднего развития процессов жевания и глотания.

Педагогический, плюсы:

  • с малого возраста ребенку прививаются пищевые пристрастия семьи, в которой он воспитывается;
  • формируются задатки хорошего аппетита. Ребенка не заставляют кушать, он сам ест, подражая взрослым;
  • малыш быстрее привыкает к еде взрослых (не нужно готовить ему отдельно);
  • укрепляет желудочно-кишечный тракт (в частности, здоровый желудок);
  • правильное поведение за столом;
  • способствует в дальнейшем правильному приему пищи без переедания;
  • учится применять столовые приборы.

Минусы:

  • может возникнуть сложность в определении того, на какую пищу у ребенка аллергия или из-за чего диарея;
  • поначалу малыш может давиться едой, чего боятся родители;
  • в семье все должны питаться правильно, так как малютке запрещена вредная пища;
  • если мама больна ОРВИ или какой-либо другой инфекцией, передающейся через посуду, слюну, есть вероятность инфицировать малыша недугом.

Основные принципы естественного прикорма

Принципы:

  • педиатрический способ введения другой пищи в естественный детский рацион желательно начать в возрасте 6 месяцев, когда пищеварение ребенка становится более устойчивым. Ведь применение раньше 5 месяцев может вызвать расстройства в виде поноса, колик в кишечнике и даже аллергических проявлений;
  • начинать надо с моно продуктов, дозами размером с зернышко (если твердая пища), постепенно увеличивая количество и вводя комбинированные блюда;
  • за неделю можно дать попробовать не более 3 видов продуктов;
  • важно давать пищу из тарелки, чтобы привить правильную культуру поведения за столом, а не просто со стола.

Какой вид прикорма выбрать

У каждого вида прикорма есть плюсы и минусы. Какой из них лучше, можно узнать у педиатра. Но окончательный выбор остается за родителями.

Важно понять, что правильное введение прикорма влияет на здоровье малыша и предотвращает колики в кишечнике, вздутие, боли в животе, аллергических реакции и прочие проявления детских недомоганий.

Нежелательно вводить прикорм, когда у малютки режутся зубки, в период постановки прививки или если он заболел. Он дается только при хорошем самочувствии и веселом настроении малыша.

Источник: https://grudnichky.ru/pitanie/pedagogicheskiy-prikorm.html

Зачем нужен педагогический прикорм?

Педагогический прикорм постепенно приучает ребенка ко взрослой еде. Пищевой интерес возникает в 4-7 месяцев, и его нужно поддерживать и развивать, чтобы у малыша в будущем был хороший аппетит.
Поскольку при педагогическом прикорме для ребенка вовсе не обязательно измельчать (пюрировать) пищу, он начинает знакомиться с твердыми кусочками, делает первые попытки прожевать и проглотить микроскопические порции (микродозы).

Наблюдая за взрослыми, ребенок учится пользоваться посудой и столовыми приборами, самостоятельно есть. При этом организм ребенка постепенно привыкает именно к той еде, которую едят в его семье. Сторонники педагогического прикорма считают, что бессмысленно приучать ребенка к баночкам, потому что впоследствии он не будет этим питаться.

Кроме того, сомнительным является и содержание детского питания, потому что их срок годности – два года, а, значит, они полны консервантов.

В каком возрасте можно начинать педприкорм?

Брать ребенка с собой за стол рекомендуется с трех-четрых месяцев. Так он узнает, что еда – часть ежедневной жизни всех членов семьи. Родителям важно не упустить момент, когда ребенок начнет проявлять интерес к «взрослой» еде.
В пять-семь месяцев исчезает выталкивающий рефлекс языка, когда малыш стремится все выплюнуть. К этому возрасту он уже может сам садиться, а его организм готов к перевариванию твердой пищи. В это время можно начинать педагогический прикорм.

Как организовать педагогический прикорм?

Первые несколько недель ребенок во время еды сидит на коленях у мамы и пробует микродозы из ее тарелки. Поэтому, метод подходит только тем мамам, которые сами правильно и разнообразно питаются. Проще говоря, если у вас сегодня на обед сосиски с кетчупом, то идея педприкорма вам явно не подходит.Важно предлагать ребенку все виды пищи, но если ему не нравится – не настаивать.

Дав малышу попробовать что-то новое, лучше сделать перерыв на несколько дней. Это необходимо для того, чтобы выяснить, нет ли у него аллергии на какие-либо продукты.

За один раз можно пробовать две-три микродозы одного продукта или по микродозе трех-пяти видов продуктов. Постепенно количество микродоз и видов еды увеличивается. Ребенка можно пересадить в стульчик для кормления и дать ему свою тарелку.

Грудное вскармливание продолжается параллельно с прикормом.

Не полезнее ли с целью прикорма давать детское питание?

Цель педприкорма состоит в постепенной адаптации детского желудка к «взрослой» пище. Получая совсем небольшие порции именно «взрослой» пищи, малыш адаптируется ко всем ее компонентам, к новой консистенции и к незнакомым вкусовым ощущениям.
Если ребенка кормят из баночек, эта адаптация происходит гораздо медленнее.

Из-за его равномерной полужидкой консистенции и более нейтрального вкуса. К тому же специальное детское питание содержит консерванты и стабилизаторы, сухие концентраты с добавлением синтетических витаминов и ароматизаторов. Всю эту информацию внимательные родители могут прочесть на этикетках к детским продуктам. Другое дело, что этикеток к зимним овощам и фруктам и вовсе нет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отучить ребенка от мамы

Но от этого не становится спокойнее за их состав, если они не выращены на своем огороде.

Еду для малыша не стоит специально измельчать — достаточно отщипывать маленькие кусочки. Если он пытается проглотить слишком большой кусок пищи, маме стоит вытащить еду пальцем. Получая микродозы «взрослой» еды, грудной малыш учится жевать своими пока еще беззубыми деснами. Если ребенку трудно проглотить микродозу, он может “запить” ее грудным молоком.

В какой момент прикорм начинает заменять кормления молоком?

Переход на пищу с общего стола проходит параллельно с грудным вскармливанием. Резко заменять кормления прикормом нельзя. С 8-9 месяцев объем микродоз можно постепенно увеличивать. И к годовалому возрасту доводить до двух столовых ложек одного продукта. Так что, начиная с года, ребенок ест уже значимую для него порцию пищи, запивая ее грудным молоком.

На что следует обратить внимание при введении педприкорма?

1. Состояние здоровье малыша

Если у малыша аллергия или проблемы с желудком, следует быть предельно внимательными, чтобы эти явления не усилились. Тут подходит принцип «Тише едешь – дальше будешь». Любые новые продукты стоит вводить небольшими порциями, отслеживать любые ухудшения после них.

2. Состояние здоровья мамы и папы

Важно, чтобы и мама, и любой член семьи, с тарелки которого ребенок ест, были здоровы. Кариозные зубы во рту, язвенная болезнь в стадии обострения, некоторые хронические инфекции, текущее ОРВИ создают опасность передачи инфекции ребенку при пользовании общей тарелкой. Если какой-либо из этих неприятных моментов имеет место, ребенку лучше пользоваться отдельной посудой.

3. Здоровое питание

Поскольку ребенок тянет руки абсолютно к любому продукту, который увидит, разумно будет сделать так, чтобы копченая, острая и вся другая «запретная еда» не попадалась ему на глаза. Для этого все взрослые члены семьи должны приобщиться к здоровому питанию.

Источник: https://mama.ru/articles/pedagogicheskii-prikorm/

Вводить или нет педагогический прикорм (7 правил)

педагогический прикорм что это такое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. Каждая мама хочет для своего малыша только лучшего. Когда ребёнок подрастает, и наступает пора знакомить его с взрослой пищей, многие мамы задаются вопросом: так ли безопасен педагогический прикорм, и в чём его преимущество?

Основные виды прикорма

Существует два основных метода, по которым ребёнку предлагают ознакомиться с новыми продуктами и формируют его интерес к взрослой пище – педагогический и педиатрический прикорм.

  1. Педагогический прикорм представляет собой процесс поглощения ребёнком блюд, в микродозах, с одного стола с мамой и другими членами семьи. При этом нет необходимости готовить отдельное меню для малыша, он кушает то, что и взрослые.
  2. Педиатрический прикорм – это общепринятый метод прикорма, рекомендованный педиатрами. Ребёнку предлагается новая пища, на первых порах – однокомпонентная, в виде каш или пюре. Этот вид прикорма подразумевает специальное меню для ребёнка, исключающее аллергенные продукты и «взрослую» пищу.

Оба вида прикорма вводятся параллельно грудному вскармливанию и не заменяют, а дополняют его. Педиатрический прикорм является традиционным методом знакомства ребёнка с новыми продуктами и основывается на безопасности и комфортном усвоении пищи для малыша.

Если говорить о педиатрическом прикорме, то он имеет как своих сторонников, так и противников. Доктор Комаровский, известный детский педиатр, считает, что данный метод прикорма является следствием многолетней работы сторонников грудного вскармливания по первому требованию.

Преимущества и недостатки

Следует отметить, что педагогический прикорм имеет как свои плюсы, так и минусы. Среди преимуществ можно выделить:

  • ребёнок знакомится с пищей только после того, как у него сформируется пищевой интерес;
  • нет необходимости заставлять малыша съедать определённое количество пищи за одно кормление;
  • малыш может сам выбрать блюдо, которое хочет попробовать, опираясь на свои вкусовые предпочтения;
  • ребёнок учится самостоятельно пользоваться столовыми приборами и знакомиться с основами культурного поведения за столом;
  • малыш учится жевать твёрдую пищу;
  • у ребёнка формируется стойкий пищевой интерес и в будущем не наблюдается проблем с аппетитом;
  • нет необходимости готовить отдельные блюда для ребёнка.

Помимо положительной стороны, этот вид прикорма имеет и свои недостатки:

  • такой прикорм не имеет под собой научного обоснования и не рекомендуется педиатрами;
  • при нарушении правил прикорма или невнимательном отношении к действиям ребёнка за столом, со стороны взрослых, малыш может подавиться большим кусочком пищи;
  • при проявлении аллергической реакции нет возможности отследить продукт, выступивший в качестве аллергена;
  • обязательное условие этой методики прикорма – переход всей семьи на полезную пищу. Исключаются из употребления жирные, острые блюда, а также полуфабрикаты.

Когда вводить прикорм

Современные педиатры не рекомендуют мамам вводить прикорм раньше, чем ребёнку исполнится 6 месяцев. К полугоду пищеварительный тракт малыша уже достаточно сформирован и готов к знакомству с пищевым разнообразием. И, если педиатрический приём можно уже начинать, то у педагогического есть несколько моментов, которые могут отодвинуть время начала прикорма.

Существуют критерии, по которым определяется готовность ребёнка к началу педагогического прикорма:

  • педприкорм следует начинать не раньше, чем у ребёнка сформируется пищевой интерес. Обычно он уже развит к 6 месяцам, но бывает, что малыш ещё не проявляет правильного интереса к предлагаемым блюдам.
  • ребёнок умеет уверенно сидеть;
  • вес малыша увеличился в два раза по отношению к весу при рождении;
  • выталкивающий рефлекс угасает.

Самым основным критерием, для ввода прикорма, является пищевой интерес. Его можно отличить от обычного любопытства, если посмотреть на поведение ребёнка. Малыш должен тянуться к пище, которую едят взрослые, и не пытаться с ней играть или выкидывать, а положить себе в рот.

При этом малыш не обращает внимания на столовые приборы, салфетки, лежащие на столе. Его внимание должно быть сконцентрировано на взрослых, принимающих пищу и попытках повторить их действия. Если ребёнку не интересен процесс приёма пищи, прикорм рекомендуется отсрочить на некоторое время.

Также не рекомендуется начинать прикорм, если мама или ребёнок болеют, или у ребёнка активно режутся зубки.

Техника педагогического прикорма

Знакомство ребёнка со всем разнообразием продуктов, в среднем, занимает один год. Блюда, которые малыш пробует за общим столом, могут быть разной консистенции. Родители должны внимательно следить за ребёнком, поощряя его желание к приёму пищи, но не настаивая.

Нельзя пытаться накормить малыша с ложечки, лучше дать ему столовый предмет в руку и, на своём примере, продемонстрировать как им пользоваться. Существует определённая последовательность действий, на которых базируется педагогический прикорм при грудном вскармливании. Таблица правил введения продуктов, как при педиатрическом прикорме, отсутствует. Ребёнка кормят тем же, что едят все взрослые члены семьи.

Последовательность действий следующая:

  1. Для приёма пищи в семье должно быть определённое место и обеденный стол. Все попытки приучить ребёнка кушать за столом будут тщетны, если кто-то из членов семьи позволяет себе принять пищу перед телевизором или за компьютерным столом.
  2. Мама сообщает ребёнку, что вся семья собирается кушать. Насильно усаживать ребёнка за стол не надо, но, если он проявил желание присоединиться к трапезе, мама берет его к себе на колени за общий стол.
  3. Если ребёнок, вместо приёма пищи, решит поиграть с пищей или столовыми приборами, его не ругают, а спокойно уносят в комнату.
  4. Если ребёнок хочет попробовать какое-то блюдо, то мама даёт малышу микродозу, равную одной щепотке. При отсутствии негативной реакции на новый продукт, спустя пять дней порцию увеличивают до одной чайной ложечки.
  5. За один приём пищи малыш может попробовать до трёх блюд.
  6. В начале прикорма мама может приглашать ребёнка за стол один раз в день, например, на завтрак. Постепенно число совместных приёмов пищи увеличивается до 5-6 раз в день.
  7. Ребёнок кушает с мамой из одной тарелки. Попытки покушать из тарелок других членов семьи пресекаются.

Разнообразие блюд

Еду малыш кушает микродозами. Если после того, как малыш съел положенную норму блюда, но просит ещё – переключите его внимание на другой продукт.

Супы предлагаем малышу двумя способами:

  • обмакиваем ложку в бульон и даём ребёнку облизать столовый прибор;
  • даём столовый прибор малышу в руки и помогаем зачерпнуть и донести до рта содержимое тарелки.

Вторые блюда – каши, пюре, макароны – разрешаем ребёнку самостоятельно захватить и донести до рта.

Чай, компот или сок учим пить из кружки. Для этого наливаем в прибор столовую ложку жидкости и даём малышу выпить. Пусть он самостоятельно опрокинет содержимое в ротик.

Фрукты, хлеб, бублики – ребёнок должен употреблять под строгим контролем мамы. Есть вероятность попадания кусочков твёрдой пищи в дыхательные пути.

Если ребёнок хочет выйти из-за стола, не нужно ему препятствовать. Нельзя допускать, чтобы малыш уходил из кухни с печеньем или другой едой. Так в его сознании укрепится мысль, что приём пищи и кухня – неразделимы.

Аллергия

Правила педагогического прикорма таковы, что при появлении симптомов аллергии, его не прекращают. Эта методика позволяет познакомить детей, склонных к аллергии, с продуктами – провокаторами.

Если у малыша аллергия, например, на гречку – дайте ему одно зёрнышко крупы. Если у малыша непереносимость груш – сварите компот, в пропорции: 1 груша на 3 литра воды. Такой способ знакомства с аллергенными продуктами актуален, так как: доза аллергена является минимальной, и не может вызвать серьёзных последствий, но её вполне достаточно, чтобы помочь организму адаптироваться к «неудобным» продуктам.

Если у малыша, после введения педагогического прикорма, проявились симптомы сильной аллергической реакции, из рациона семьи изымаются все возможные аллергенные продукты. При дальнейшем прогрессировании симптомов, маме придётся отменить педагогический прикорм. Отзывы опытных мам подтверждают, что такое развитие ситуации редко, но имеет место быть.

Следует учитывать, что запрещено использовать педагогический прикорм, при искусственном вскармливании малыша. В молоке мамы, при кормлении грудью, содержатся ферменты, помогающие пищеварительной системе ребёнка расщеплять и усваивать новые продукты. При искусственном вскармливании ребёнка лучше начинать прикармливать по педиатрической методике.

Выводы

Педагогический прикорм призван познакомить малыша с культурой приёма пищи и разнообразием блюд, которые он будет кушать на протяжении всей жизни. Следуйте правилам и технике прикорма, и ваш малыш в будущем не будет сталкиваться с проблемой отсутствия аппетита и непринятия отдельных продуктов.

Откажитесь от этой методики, если ребёнок находится на искусственном вскармливании, или при введении прикорма у него прогрессирует развитие аллергической реакции, без тенденции к улучшению.

Уважаемые читатели нашего блога, делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях и оставляйте свои комментарии по поводу своего отношения к педагогическому прикорму малыша.

Источник: https://its-kids.ru/pravilnyj-pedagogicheskij-prikorm.html

Все о педагогическом прикорме при грудном вскармливании: что это такое, таблица

Прикорм – это пища, которая вводится в дополнение к материнскому молоку или молочной смеси. Существует несколько вариантов ее введения в рацион. Родителям будет интересно узнать, что такое педагогический прикорм.

Педагогический прикорм

Виды прикорма новорожденных

Существует 2 разных вида прикорма: педагогический и педиатрический.

Педиатрический

Педиатрический прикорм – это постепенное введение в меню новых продуктов по заранее определенной схеме. Продукты имеют однородную консистенцию и не содержат твердых кусочков. Введение прикорма по этой схеме проводится, начиная с небольших количеств по одной чайной ложке. Постепенно количество еды увеличивается.

Важно! В качестве прикорма могут использоваться баночные продукты для детского питания.

Введение прикорма осуществляется, если ребенок:

  • держит головку;
  • сидит практически без поддержки;
  • открывает рот в то время, если к нему подносят ложечку с едой;
  • закрывает рот с ложкой, удерживает в нем еду, а затем глотает ее.

Педагогический

Педагогический прикорм ­– когда ребенок интересуется едой, которую употребляют родители. Это значит, что малышу дают ту еду, которую он просит. Так он понемногу распробует всю еду и привыкнет к общему столу. Но основой питания остается материнское молоко.

Что такое педагогический прикорм

В отличие от традиционного способа введения продуктов, при педагогическом прикорме нет определенного плана по количеству и разновидностям продуктов питания. Для ребенка специально ничего не готовится.

Важно! Ребенка при этом не заставляют кушать. Важно, чтобы он сам проявлял интерес к еде.

Интерес ребенка к еде

Важность такого способа кормления состоит в том, что он приучает ребенка к еде. Тот знакомится с твердой едой, делает первые попытки пережевывания. Малыш, наблюдая за родителями, учится пользоваться посудой, столовыми приборами. Его организм приучается именно к тем продуктам, которые употребляют в семье.

Преимущества

К преимуществам педагогического прикорма можно отнести:

  • отсутствие проблем с аппетитом;
  • пробуждение активного интереса к еде;
  • обучение крохи правильному пользованию столовыми приборами;
  • малыш усваивает семейные традиции во время семейной трапезы;
  • отсутствие надобности готовить еду отдельно ребенку и, следовательно, значительная экономия времени;
  • даже небольшие количества твердой еды приучают пищеварительную систему малыша вырабатывать нужные ферменты;
  • малыш учится жевать;
  • нет необходимости покупать малышу дорогостоящие пюре и каши в баночках.

Недостатки

К недостаткам педагогического прикорма относят:

  • не существует научных данных по безопасности педагогического прикорма;
  • необходимость пересматривать обычное меню семьи, чтобы младенец получал все необходимые витамины, микроэлементы в сбалансированном питании;
  • молодая мама должна тратить много времени на кухне и во время стирки, потому что малыш из-за подобного кормления пачкает все вокруг;
  • родители не могут обнаружить источник аллергии;
  • при первой пробе малыш может давиться.

Основные правила педагогического прикорма

Прикорм при искусственном вскармливании

Важно! Перед началом педагогического прикорма нужно проконсультироваться с детским врачом. Он должен соотнести состояние ребенка с нормами веса, роста, соответственно развитию.

В каком возрасте начинать

Начинать педприкорм можно уже с трех месяцев. С этого времени малыш постепенно узнает, что еда является частью повседневной жизни членов семьи. Примерно через 2 месяца исчезает так называемый выталкивающий рефлекс. Он заключается в том, что ребенок старается выплевывать все, что попадает ему в рот.

Первый прикорм

Прикорм вводится при наличии таких признаков:

  • малыш держит предметы в руке;
  • он не выплевывает еду;
  • ребенок проявляет пищевой интерес;
  • при введении новой еды у малыша не появляется рвота.

С каких продуктов начинать

Рекомендуется начинать прикорм с овощей, каш. Через несколько месяцев следует вводить в рацион фрукты и ягоды.

Дозировка продуктов

За раз можно дать малышу две-три маленькие дозы нового продукта. С возрастом разнообразие вводимых продуктов расширяется. Параллельно с прикормом нужно продолжать кормить малыша грудью (или осуществлять искусственное вскармливание).

Правила кормления

Первые недели ребенок во время кормления находится на маминых коленях, пробует самые маленькие количества еды с тарелки.

Ребенок пробует новую еду с тарелки

Обратите внимание! Это могут делать только мамы, которые правильно питаются, и в рационе которых находятся только натуральные продукты. Сосиска или кетчуп явно не подойдет младенцу.

Ребенку нужно предлагать все разновидности еды. Если что-либо ему не нравится, не нужно настаивать. После введения нового вида пищи нужно подождать несколько дней, затем дать попробовать новую еду. Такой перерыв нужен для того, чтобы определить, нет ли аллергической реакции на те или иные продукты питания.

Если молодая мама практикует педприкорм схема его основана на постепенном введении в рацион все новых и новых видов еды за небольшой отрезок времени.

Пошаговое введение педагогического прикорма происходит так:

  • мама кладет на тарелку безопасную для ребенка еду;
  • ребенок сидит на маминых коленях и держит в руках ложку;
  • как только малыш потянется к еде, мама дает крохе маленькое количество одного из продуктов;
  • малыш ест блюдо (или выплевывает его);
  • если оно понравилось малышу, то можно дать еще 2 такие же дозы блюда;
  • необходимо продолжать давать малышу микродозы такого же блюда на протяжении нескольких дней;
  • дальше ребенку таким же образом предлагают новую вкусную еду.

Другое

Некоторые родители опасаются давать малышу «взрослую» еду, так как, по их мнению, он может подавиться ею. Этого можно не допустить, если отщипывать самые маленькие кусочки. Если кроха пытается проглотить большой кусок, то матери нужно вытащить его с помощью пальца.

Примерно с 9-месячного возраста объем прикорма можно немного увеличивать. К годовалому возрасту за один раз можно давать ребенку до 2 ст.л. прикорма.

Вводя педагогический прикорм при грудном вскармливании, нужно обращать внимание на следующее:

  1. Следить за состоянием здоровья младенца. Если у него имеется аллергия, есть проблемы с желудком, то надо особенно внимательно отнестись к введению в рацион новой еды.
  2. Важно, чтобы член семьи, с тарелки которого ест малыш, был здоровым. У него не должно быть кариеса, язвенной болезни, некоторых хронических заболеваний или острого респираторного вирусного заболевания.
  3. Нужно сделать так, чтобы любая нездоровая еда не попадалась ребенку на глаза. Для этого сделать так, чтобы все члены семьи потребляли здоровые продукты.
  4. Запрещено развлекать малыша во время еды. Из кормления не стоит делать циркового представления. Необходимо поощрять интерес малыша к той еде, которая вызвала у него интерес. Этим формируется правильное поведение малыша за столом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во сколько недель рожают второго ребенка

Ребенок сидит за столом

Схема введения продуктов в прикорм

Многие молодые мамы дают ребенку в качестве первого прикорма сок.

Это неправильно: современные педиатры считают, что при условии, что мать потребляет достаточное количество витаминов и микроэлементов, поступающих в грудное молоко, ребенку не нужно давать сок до достижения им девятимесячного возраста.

Европейские педиатры считают, что раннее введение сока в рацион вредит детскому здоровью. Поэтому существующие в педиатрии схемы введения прикорма рекомендуют начинать его либо с каш, либо с фруктов.

Таблица по месяцам

ВОЗ рекомендует давать детям продукты в прикорм по такой схеме

Наименование продукта для прикормаВремя введенияОбъем начальной порции
Пюре из овощей 5 мес. Половина чайной ложки
Растительное масло (кукурузное, подсолнечное или оливковое) 6 мес. 3-5 капель с постепенным увеличением до чайной ложки
Каши без молока 6 ½ мес. Половина чайной ложки
Сливочное масло 7 мес. Одна восьмая чайной ложки
Пюре из фруктов 7 мес. Половина чайной ложки
Каши на молоке 8 мес. То же количество
Пюре из мяса 8 мес. ¼ чайной ложки
Куриный желток 8 мес. Одна восьмая часть
Детские печенье 9 мес. Восьмая часть
Кефир, йогурт 9 мес. Половина чайной ложки
Субпродукты 10 мес. Половина чайной ложки, 2 раза в неделю
Рыба 10-11 мес. То же
Разбавленный водой сок 10 мес. Несколько капель
Манная, ячневая, перловая каши 12 мес. 2 ч.л.
Пюре из ягод 12 мес. Половина чайной ложки

Признаки неправильного введения прикорма

Одним из признаков неправильного введения прикорма является то, что малыш после серии успешных проб и наличии прекрасного аппетита отказывается от предложенной еды. Это признак переедания.

Малыш отказывается от еды

Чтобы решить такую проблему, на протяжении нескольких дней не нужно брать младенца за стол. Если за это время он снова проявил интерес к пище, нужно снова возобновить педагогический прием.

Мнение Комаровского про педагогический прикорм

По мнению доктора Комаровского, педагогический прикорм не имеет вреда, равно и пользы. Знакомство малыша со злаковыми, мясом и прочими продуктами следует проводить по традиционной, «педиатрической» схеме. Она поддерживается детскими врачами.

По мнению Комаровского, традиционная схема введения прикорма является более безопасной и удобной для родителей. Педагогический прием, по мнению врача, – это не больше, чем развлечение. В ряде случаев оно может быть опасным.

Введение прикорма в рацион младенца по «педагогическому» принципу имеет свои преимущества и недостатки. Одна из его сильных сторон – возможность приучения малыша к разнообразной еде уже с самого раннего возраста. Один из минусов – отсутствие научно обоснованных фактов о безопасности педприкорма для детей, особенно страдающих аллергическими реакциями. Перед его внедрением следует посоветоваться с педиатром.

Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/pedagogicheskij-prikorm-grudnogo-rebenka.html

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: правила и сроки

Молодые родители нередко путаются в понятиях, касающихся методик прикорма. Много вопросов обычно вызывает педприкорм (педагогический прикорм). Но это легко исправить.

Depositphotos.com monkeybusiness

Различают прикорм двух видов.

  • Педиатрический прикорм привычен для многих мам. В рацион крохи вводят определенные продукты согласно возрасту. Среди них немало коробочек и баночек со специальным детским питанием. Все делается по рекомендации детских врачей, причем схема такого прикорма уже давно стала традиционной. Плюс методики – постепенное знакомство ребенка с новыми продуктами, что позволяет исключить из меню аллергены. Второе преимущество – удобство составления полноценного детского рациона благодаря подробным возрастным таблицам.
  • Педагогический прикорм подразумевает использование тех же продуктов, что ест мама малыша. Основным остается грудное вскармливание, но по мере развития ребенок может брать с маминой тарелки то, что ему хочется. Если кроха на искусственном вскармливании, педприкорм для него не рекомендуется. Методика основана на понимании того факта, что питательные вещества в рационе мамы и в грудном молоке – одни и те же.

Главный плюс, по мнению сторонников педагогического прикорма, что во время завтраков, обедов и ужинов малютка питается вместе с родителями и копирует их поведение. Младший член семьи может сразу кушать неопасные для него (по размеру и консистенции) кусочки продуктов с общего стола, в результате чего в будущем у него не возникнет проблем с пищеварением и нарушения аппетита.

Как только ребенок достигает годичного возраста, он может полностью перейти на взрослый стол. Это позволит молодой маме оставлять малютку с родственниками и не беспокоиться о его питании.

Что думает доктор Комаровский?

По мнению детского врача Евгения Комаровского, педприкорм – результат многолетней работы приверженцев кормления по требованию. Если малыш категорически отказывается от любой еды, кроме маминого молока, родителям приходится «хитрить».

Комаровский обращает внимание на то, что самостоятельно питаться малыш все равно не будет.

«Методика педагогического прикорма безопасна, только если постоянно наблюдать за ребенком, и, пока не стало модным грудное вскармливание, никому не приходило в голову искать альтернативу традиционному способу прикорма», – считает детский врач.

Правила педприкорма

  1. Малыш питается вместе с родителями. Отдельно готовить для ребенка не нужно. На столе находится ограниченное количество еды.
  2. Пища ребенку выдается из тарелочки в ручку. Так с ранних пор малютке прививается культура питания.
  3. Пока ребенок пытается дотянуться до еды, ему подносят микродозы. Если интерес к еде пропал – малыш насытился.
  4. Микродозы – маленькие кусочки еды, не больше горошинки.

    Попадая в ЖКТ, они не причиняют дискомфорта и выходят в слегка переваренном или первичном виде. В детском организме вырабатываются ферменты, а «взрослая» пища хорошо воспринимается пищеварительной системой.

  5. Во время введения педприкорма малыш остается на грудном вскармливании.
  6. Объемы твердой пищи в меню ребенка постепенно увеличивают.
  7. Одного за столом кроху не оставляют.

    Нужно внимательно наблюдать за ним и при необходимости помогать справляться с кусочками пищи.

Положительные моменты

  • Малыш быстро осваивает глотательные и жевательные рефлексы. Легко учится орудовать ложкой и увереннее чувствует себя за столом рядом с родителями.
  • В дальнейшем у ребенка не возникает проблем с аппетитом: не нужно уговаривать покушать или развлекать во время кормления. Малоежки при использовании методики педагогического прикорма – редкое явление.
  • Грудное вскармливание остается главным элементом детского меню.
  • Быстрая адаптация к рациону питания всей семьи (родителям не надо готовить отдельную пищу для малыша). Налицо – экономия времени, которого молодой маме вечно не хватает, и бюджета.
  • По достижении 9-ти месячного возраста малыша уже можно ненадолго оставлять на бабушек или няню, поскольку он уже готов к предлагаемой ему пище – такой, какую едят все члены семьи.

Трудности преодолимы

Педприкорм имеет и минусы (к счастью, временные):

  • Первое время малыш нередко языком выталкивает назад кусочки еды. При этом он может кашлять, что тревожит родителей. Тут важно различать две ситуации: когда ребенок не способен справиться с крупными кусками еды и когда пытается прожевать, но давится. Опыт показывает, что малютка быстро учится разжевывать пищу, если не проявлять по отношению к нему бурных эмоций.
  • Трудно определить, на какой из продуктов у крохи проявилась негативная реакция – диатез или жидкий стул (к теме аллергии мы еще вернемся).
  • За столом ребенок неизбежно пачкается, рассматривая пищу и играя с ней. Это естественно для его возраста, но может нервировать маму.

Родители хотят для своих деток самого лучшего. Поэтому если малютка ест то же, что и мама с папой, это ведет к пересмотру взрослого рациона. В результате вся семья переходит на здоровое питание.

Маме понадобится помощь – сложно готовить и одновременно смотреть за малышом. И времени на кухне придется проводить больше. Ведь со стола исчезнут полуфабрикаты, острые приправы, соусы, жареные и жирные блюда.

Сколько и когда?

Педприкорм рекомендуется вводить с 5,5 месяцев посредством микродоз, которые равняются объему пищи в маминой щепотке. Начинать следует с монопродуктов, в данном случае – с какого-то одного овоща. К концу первой недели малыш сможет пробовать до 3-х продуктов одновременно.

Если родители придерживаются теории педагогического прикорма, они выберут удобное для всех питание с обилием гарниров, необходимых малышу: круп, овощей и т. д.

С новой пищей детей грудного возраста (от 4 недель до 1 года) знакомят с помощью микродоз.

Приучать к общему столу рекомендуется постепенно. Для начала хватит и одного застольного обеда с мамой. Далее количество таких кормлений в сутки увеличивают.

Последовательность ввода продуктов в детское меню не имеет столь большого значения, как в случае с педиатрическим прикормом. Ведь в данном случае основную роль играет знакомство крохи с новыми видами пищи, а не ее обязательное съедение.

  1. Педприкорм начинают с каш или творога, сыра или йогурта. В первый раз достаточно 2-3 микродозы, каждая – размером в 1-2 рисовых зернышка.
  2. К концу первой недели порции постепенно увеличивают до объема 1-2 горошин. Уже допускается предоставлять малышу на самостоятельное съедение сушку, яблоко и морковку.
  3. Спустя месяц порции продолжают расти. Ассортимент продуктов расширяется. В рамках педагогического прикорма не следует давать ребенку много однотипной еды. Регулярно предлагайте крохе попробовать что-то новое.
  4. К возрасту 8-ми месяцев малыш сможет осилить до 50 г конкретного блюда за одно кормление. К этому моменту он уже должен самостоятельно сидеть за столом в своем стульчике для кормления.

Сохранение традиций

Педиатрический прикорм исключает добавление соли, из-за чего дети едят пресные блюда. Ведь у малыша при традиционной схеме питания персональный рацион, отличающийся от рациона других членов семьи. Кроха замечает, что мама с папой кушают что-то другое, возможно вкуснее, чем предложенное ему, начинает протестовать и проявлять повышенный интерес к «взрослой» пище.

Когда ребенка все-таки допускают за общий стол, после детских пюре он пробует новую, незнакомую для него пищу.

Из-за привычки к перетертой еде и плохо развитых жевательных рефлексов многие дети не могут полноценно питаться в детсадах. Возрастает опасность появления пищевой аллергии, сбоев в работе ЖКТ и расстройств питания.

Если ребенок страдает аллергией

В рамках методики педагогического прикорма существуют особые рекомендации для детей, склонных к аллергии.

Организм ребенка крайне чувствителен к пище, и даже без видимых причин у него могут проявиться первые симптомы аллергии.

Если при введении педприкорма у малыша наблюдается незначительное покраснение щечек, внимания на этот симптом не обращают.

Но если ситуация усугубляется, из рациона убирают все продукты с высоким аллергенным потенциалом.

Отказаться от текущей методики прикорма рекомендуется, если симптомы с каждым днем становятся заметнее и не проходят даже после перехода на строгий гипоаллергенный рацион.

Нельзя однозначно сказать, что методика педагогического прикорма лучшая. У каждой техники прикорма имеются положительные и отрицательные стороны. Поэтому каждый родитель вправе выбирать.

Источник: https://PitanieDetok.ru/prikorm/pedagogicheskij.html

Педприкорм: что это такое и как его организовать

Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам supermams.ru подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.

Что такое педприкорм?

Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?

Педиатрический прикорм был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки.

Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью.  Поэтому ребенка активно кормят.

Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.

В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому. Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки. Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.

Чем хорош педприкорм

Педприкорм – прикорм для ленивых мам!

  • Не нужно готовить ребенку еду отдельно от себя
  • Не нужно тратиться на дорогое детское питание
  • Не нужно беспокоиться, что ребенок не поел, и теперь останется голодным, и вообще не вырастет
  • Не нужно трепать себе нервы, что ребенок не съел пюре, на приготовление которого вы угробили полдня и кило продуктов

Кроме того, педприкорм полезен для детей:

  • Ребенок получает микродозы взрослой еды, которые ему гораздо легче переварить с помощью ферментов, которые он получает из материнского молока.
  • Ребенок сразу учится жевать и глотать, и вообще обращаться с кусочками пищи (если кусочек слишком большой, выплюнет)
  • Мусоля кусочки пищи во рту, ребенок пропитывает их слюной, что способствует их дальнейшему перевариванию.
  • У ребенка формируется здоровое отношение к еде и в дальнейшем нет проблем с аппетитом (не переедает, меньше проблем с пищеварительной системой).
  • Ребенок учится самостоятельно есть.

Когда уже можно вводить педприкорм

Вообще, ВОЗ не рекомендует вводить какой бы то ни было прикорм раньше 6 месяцев. Кроме того, критериями введения педприкорма являются:

  • Готовность желудочно-кишечного тракта. У ребенка начинают вырабатываться ферменты для переваривания взрослой пищи. Это проявляется тем, что при попадании в организм ребенка взрослой еды, у него нет отрицательных реакций (учащение или урежение стула, вздутие живота, рвота и аллергические реакции). Кроме того, с выработкой ферментов кал ребенка приобретает неприятный запах, как у взрослых.
  • Готовность головного мозга. Проявляется возникновением пищевого интереса. Ребенок внимательно следит, как кусочки еды исчезают во рту родителей, тянет ручки к еде. Если ребенка можно отвлечь от еды, дав ему ложку или салфетку, это еще не пищевой интерес, а если ребенок четко нацелен именно на еду, и салфетка его не устраивает, можно смело начинать педприкорм.

Как организовать педприкорм?

Организация педприкорма – дело несложное, но, как и организация педиатрического прикорма, отмечает сайт для мам supermams.ru, может потребовать от мамы некоторой самоотверженности и терпения.

  • Каждый раз садясь есть, мама берет с собой за стол ребенка. Поэтому начать лучше с простой еды, с которой она сможет справиться одной рукой (если это кусок мяса, заранее порезать его на кусочки). Кроме того, желательно чтобы на тарелке не было ничего такого, чего мама не могла бы дать ребенку (повод для мамы перейти на здоровую пищу).
  • За столом не должно быть ничего отвлекающего от процесса еды: ни телевизора, ни интернета, ни книг. Ребенок не должен ни на что отвлекаться, тогда снижается риск того, что он подавится, а кроме того, не отвлекаясь, мама сможет внимательнее следить за ребенком и помочь ему, если он откусил слишком большой кусок, или поймать чашку, летящую на пол.
  • Если что-то упало на пол, мама не обращает на это внимания до конца еды. Иначе начнется веселая игра «в собачку»: я кидаю, а мама приносит.
  • Мама-правша сажает ребенка к себе на левую коленку, максимально придвигая его к столу (чтобы если еда будет падать, падала она на стол). Если ребенок еще не сидит, его устраивают на коленях полулежа, придерживая левой рукой. Обе руки ребенка должны быть свободны.
  • Тарелку с едой мама-правша ставит справа от себя так, чтобы ребенок не мог ее достать.
  • Вся еда на тарелке – мамина. Мама ее ест сама, но если ребенок активно просит, она дает маленькие кусочки пищи (микродозы) ребенку. Мама в любой момент может забрать у ребенка еду, в частности, согнув указательный палец крючком, выгрести изо рта ребенка слишком большой кусок, если считает нужным.
  • Чтобы познакомить ребенка с напитками, лучше всего подойдут небольшие пиалообразные чашки (желательно, одинаковые у мамы и ребенка). Если ребенок просит пить, ему дается чашка, в которую налита чайная ложка жидкости, и возможность самостоятельно донести ее до рта. Если вода пролилась, мама вытирает со стола и наливает еще каплю воды, а если ребенок вылил воду целенаправленно, или бросил чашку, больше в этот раз он не получает ни чашки, ни воды.
  • Подозрительные продукты (на которые у мамы аллергия, или на которые ребенок реагировал через грудное молоко) лучше давать в первой половине дня, чтобы проконтролировать реакцию ребенка.
  • По мере освоения ребенком навыков питания, он постепенно переселяется на соседний с мамой стул (можно в детский стульчик), и получает в свое распоряжение отдельную тарелку, на которую мама выкладывает кусочки еды из своей тарелки, а также ложку, а позже и вилку.
  • Если ребенок ест руками, не стоит акцентировать на этом его внимание. Но если он начал есть ложкой или вилкой, обязательно обрадуйтесь и похвалите: «молодец, кушаешь ложкой, как мама!»
  • Если ребенок потерял интерес к еде и начал баловаться – немедленно заберите у него еду и отпустите его на пол.
  • Мама не предлагает ребенку еду, и тем более, не уговаривает его, если он не хочет есть. Ребенок должен быть заинтересован в получении еды больше мамы, прямо-таки добывать себе кусочки.
  • Ребенка также может прикармливать папа, бабушка или другой родственник, но прежде чем дать ребенку кусочек пищи, нужно спросить маму, можно ли. Это нужно, чтобы в дальнейшем ребенок меньше ел без вашего ведома. Это особенно актуально, если у ребенка появится аллергия на какие-либо продукты.

Педприкорм в цифрах

Всем мамам, особенно молодым и неопытным, придают уверенности конкретные цифры. Конечно, введение педприкорма подразумевает отсутствие четко регламентированных сроков, продуктов и доз. Тем не менее, вот основные закономерности.

  • 5,5-6 месяцев – возникает пищевой интерес
  • До 1,5 лет – ребенок и мама едят одну пищу (ребенок ест то же самое, что и мама)
  • Микродоза – объем пищи, умещающийся на кончике ложки, или между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или глоток жидкости
  • До 5 видов продуктов – можно дать ребенку за один прием пищи
  • До 3 микродоз – одного продукта за прием пищи
  • 3-4 недели – даются микропробы нового продукта, мама следит за реакцией ребенка
  • 2 чайные ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком младше 8 месяцев за один прием
  • 2 столовые ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком старше 8 месяцев за один прием
  • После 12-14 месяцев объем съеденного мы не контролируем, ребенок знает свою норму сам
  • С 9 месяцев до 1 года 4 месяцев – усваиваются продукты, богатые белками
  • После 1 года – начинается полноценное усвоение пищи, отличной от грудного молока

И главное, необходимо помнить, что, практикуя педприкорм, мы кормим ребенка грудью, желательно после каждого приема пищи. Все питательные вещества для роста и развития ребенок по-прежнему получает из грудного молока. Мы же создаем ребенку такие условия, в которых он бы научился кормить себя сам взрослой едой.

Источник: https://supermams.ru/pedprikorm.htm

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Столько вопросов в последнее время про особенности  педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?

Чтобы было проще понять для себя этот процесс — объясню все в этой статье.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм — что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.

Подробнее о педиатрическом прикорме>>>

  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

  1. Ощущение и следование сигналам своего организма.  Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому.   Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.

При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).

Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.

Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать — это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок  учится жевать и глотать в  благоприятный для этого период.  Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа — научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.

В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.

Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.

Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы  об этом прочитали.

В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.

Подробнее о курсе смотрите здесь>>>

  1. Приучать к правилам поведения за столом;
  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>
  1. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете  прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.

Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,

как ребенок кушает кусочки,

как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.

Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.

Гораздо проще  вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.

Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!

:

Источник: https://uroki4mam.ru/pedagogicheskij-prikorm

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: что это такое?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня часто спрашивают о том, как вводить прикорм. Когда я сообщаю, что предпочитаю педагогический, встречаю полное непонимание.

Далеко не все мамы знают, что такое педагогический прикорм при грудном вскармливании. В этой статье я постараюсь объяснить, в чем особенность такого питания, почему я предпочитаю именно его, и как это проходит лично у нас.

Принципы педагогического прикорма

На чем основан этот метод знакомства грудничка с едой?

  1. Специалисты, изучающие грудное вскармливание, считают, что грудное молоко обеспечивает ребенка всеми необходимыми веществами примерно до 9-12 месяцев (в некоторых исследованиях я встречала цифру — до 1,5 лет). То есть, мы не должны пытаться накормить малыша, должны лишь начать его знакомить с едой.
  2. Нельзя заставлять малыша есть ни при каких условиях. Прикорм дают лишь при наличии ярковыраженного пищевого интереса.
  3. Не надо делать пюре. Кроха прекрасно может жевать беззубыми деснами. Разумеется, речь идет о мягких кусочках пищи.
  4. Если давать малышу кушать совсем чуть-чуть, это не вызовет никаких негативных реакций в организме. Поэтому не надо вводить один продукт неделями. Но надо заботиться, чтоб на вашей тарелке было здоровое питание — ничего жареного и никаких сомнительных соусов.

Доводы противников

Если вы расскажете об этом методе бабушкам (или другим мамам на детской площадке) — они придут в ужас. Когда моя старшая дочь была маленькой, я слышала примерно следующее:

  • если после полугода не впихивать в ребенка еду, будет нехватка железа, и разовьется анемия!
  • если не приучишь малыша нормально есть в 6-7 месяцев, потом вообще не получится! Привыкнет к груди и будет сосать грудь до пенсии!
  • ребенок похудеет;
  • даже если твоя еда не жареная, она соленая, и вообще не подходящая грудничку!
  • без зубов невозможно жевать! Это издевательство! Малыш подавится!
  • пищевой интерес сам никогда не проявится! Малышу надо узнать, что такое еда!

Сейчас мне смешно это слышать, но тогда я всерьез беспокоилась: а вдруг я никогда не смогу приучить дочку к твердой пище? Но в свои 6, 7, 8, 9 и 10 месяцев ребенок явно не хотел есть кабачковое пюре (как и другие виды пищи). А включать ради еды мультики или использовать другие ухищрения — это дикость.

Главное в педагогическом прикорме — доверие к организму ребенка. Если у вас этого нет — лучше и не пытаться. Важно ориентироваться именно на желание малыша кушать. Если такое желание появилось в полгода — прекрасно! Значит, карапуз и правда в этом нуждается! А если кроха равнодушен к овощам — ничего страшного. Значит, ему хватает грудного молока.

Поймите, в этом возрасте уровень гемоглобина мало связан с питанием. Если организм ребенка не готов — железо все равно не будет усваиваться из «взрослых» продуктов. Уж сколько раз я слышала про анемию у малышей, кушающих прикорм по расписанию!

Лучше заботьтесь о своем питании. Это не гарантирует высокий гемоглобин у ребенка, но его вам ничего не будет гарантировать! К слову, у моих детей никаких проблем со здоровьем не было.

Пищевой интерес обязательно появится. В свое время. А попытки насильно накормить малыша приводят к прямо противоположному — отвращению карапуза к твердой пище. И потом в 2-3 года родители удивляются: почему каждый обед и ужин требует столько нервов и сопровождается сплошными капризами?

Наш опыт

Как это выглядит на практике?

Моя дочка хорошо приняла прикорм в 6 месяцев. Примерно неделю она послушно ела кабачковое пюре. Но затем вдруг стала зажимать рот. Подробнее об этом можете прочитать в статье «Ребенок не ест прикорм». С 9-10 месяцев я смирилась с данной ситуацией, стала давать ей просто играть с кусочками вареных овощей. И к году дочка резко начала кушать. Все и в больших количествах.

У сына все проходило более плавно. Я изначально не пихала ему в рот еду. С 6-7 месяцев давала иногда маленький кусочек какого-то овоща или фрукта. Если видела, что он пришел в восторг — давала еще. Но восторг начал появляться лишь месяцев в 9.

С этого времени карапуз стал стабильно съедать около 6-10 маленьких кусочков груши на завтрак. И столько же овощей на обед и ужин. По объему это вышло бы в 1-2 чайных ложки пюре в каждый прием пищи. Каши также давала по чуть-чуть.

В 11 месяцев порция значительно увеличилась. И здесь я сделала небольшое отступление от классической схемы педагогического прикорма. Стала отдельно варить малышу каши. Просто заметила по ребенку, что каши он ест с самым большим аппетитом, и они лучше всего усваиваются.

На завтрак у нас также остаются фрукты. А на обед и ужин — немного еды из моей тарелки плюс каша. Гречневая, пшенная или овсяная. Варить их не сложно. Я без труда варю раз в 1-2 дня какую-то кашу на воде, и карапуз активно ее ест, однообразие его еще не смущает. Старшая дочка часто тоже начинает налегать на кашу, вдохновляясь примером брата.

Но по-прежнему я ориентируюсь исключительно на аппетит ребенка. Съел две ложки каши — хорошо. Съел восемь — тоже хорошо. Как только малыш перестает набрасываться на еду — прекращаем кормежку. А кашу не выбрасываю: он доест ее через 3-4 часа.

Мое главное правило: перестаем кормить не тогда, когда ребенок категорично закрывает рот и отворачивается. А тогда, когда рот открывается, но уже без большой охоты. И завершение обеда не вызывает никаких отрицательных эмоций.

К слову, оба моих малыша в год весили 10кг. Нормой считается вес от 8,5 до 12кг.

Почему не пюре?

На самом деле, не так важно, кормить грудничка пюре или мягкими кусочками. Главное — не кормить без аппетита. Остальное — мелочи.

Но кусочки имеют несколько преимуществ:

  • они проще выводятся из организма. А большая часть прикорма у малышей именно выводится;
  • они сразу учат ребенка жевать. Поверьте, в год ваш ребенок, неприученный к кусочкам, будет также давиться. Так почему бы не учить жевать с полугода? Это совершенно реально;
  • не нужно лишний раз доставать блендер.

Я знаю, о чем говорю, потому что старшей дочери до года давала пюре и специальные «детские» каши. Сын никогда не пробовал ничего подобного.

Более того, теперь я уверена, что «детские» каши — это просто бизнес. Пользы в них явно меньше, их натуральность вызывает у меня сомнения. И в «12 добавленных витаминах» я не вижу ничего хорошего: это свидетельствует лишь о лишней «химии» в каше.

При этом уже в 7-8 месяцев мой сын прекрасно ел обычную гречку, овсянку, пшенку Если переживаете — можно сварить каши более жидкими. Но зачем покупать перемолотые крупы? Малыш может очень быстро научиться жевать каши, это ведь не сухари и не орехи

Кому подходит педагогический прикорм?

Конечно, такой метод знакомства с пищей подходит не всем. Для этого нужно:

  1. Чтоб ребенок находился на грудном вскармливании.
  2. Чтоб вы питались здоровой пищей, а не котлетами с жареной картошкой в кетчупе. Соль не так уж опасна, а вот острого лучше избегать.
  3. Чтоб вы спокойно относились к тому, что карапуз может вообще ничего не есть до года.
  4. Чтоб вы брали на себя решение о том, как и чем кормить ребенка. Не боясь бабушек, педиатров старой закалки и подруг. Сами изучайте информацию и принимайте решение.

Кроме того, на мой взгляд, этот метод идеален для детей, которые долго не желают есть ничего, кроме грудного молока. Если бы мои дети в 5-6 месяцев набрасывались на еду и кушали ее тоннами, возможно, я бы предпочла общепринятый подход к прикорму.

Надеюсь, мне удалось подробно рассказать о педагогическом прикорме. Остались вопросы? Задавайте! И поделитесь этой статьей в социальных сетях. До встречи!

Источник: http://pozdnyakova.org/pedagogicheskij-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой