Нарушение фонематического слуха у детей что пропить

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать — Сайт о заболеваниях глаз и их лечении

нарушение фонематического слуха у детей что пропить

Дети с нарушением слуха являются особой группой социума, поскольку у них нет возможности полноценного общения с окружающей средой.

Ведь слух является средством восприятия мира, который наполняют разные звуки: смех и голоса людей, шорох листвы и пение птиц.

Полная или частичная потеря слуха у ребенка – единственный физический дефект, который приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития маленького человека.

Согласно статистике, 15 из 1000 новорожденных имеют проблемы со слухом. Сейчас в мире более 500 миллионов людей, которые страдают частичной или полной потерей слуха. Глухота порождает расстройства речи. Слабослышащие дети плохо воспринимают как собственные слова, так и разговоры других людей. Из-за этого им сложно научиться говорить.

Причины глухоты у детей

Нарушение слуха у детей – это полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Причин такого явления несколько:

  1. Наследственность (врожденное нарушение, которое передается детям от их глухих родственников).
  2. Отклонения, связанные с беременностью и родами (инфекционное заболевание будущей мамы, родовые травмы, прием беременной женщиной запрещенных медицинских препаратов, появление на свет недоношенного ребенка).
  3. Детские инфекционные заболевания (менингит, скарлатина, энцефалит, осложнение гриппа, паротит, свинка).
  4. Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.
  5. Хроническое воспаление уха.
  6. Неправильное медикаментозное лечение.

Как определить нарушение у ребенка

Родители могут самостоятельно с помощью несложных приемов проверить слух ребенка на первом году его жизни. Для этого нужно повнимательнее присмотреться к младенцу и выяснить, выполняет ли он следующие действия:

  1. Малыш реагирует криком или широко открытыми глазами на громкие звуки.
  2. Ребенок обращает внимание на голос мамы.
  3. В возрасте 4 месяцев поворачивает голову на голоса людей и звуки, издаваемые игрушками.
  4. В возрасте 1,5-4 месяцев начинает произносить разные звуки, которые в следующие месяцы жизни переходят в более или менее понятную речь.

Кроме того, диагностировать слуховые нарушения у младенца с первых месяцев жизни помогут специалисты. В некоторых странах Европы для этого используют универсальный скрининг – современную технологию, которая помогает безболезненно проверить слух у новорожденного путем исследования работы улитки внутреннего уха. Кроме того, всегда можно обратиться за помощью к детскому врачу.

Классификация детей с нарушением слуха

Р.М. Боскис выделяет две группы ребят с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. К первой группе относят детей, которые не могут естественно воспринимать речь и самостоятельно ей овладеть.

Глухих малышей и подростков делят еще на два типа: рано оглохших и поздно оглохших.

К первому виду относят тех, кто потерял слух в раннем возрасте, до того, как начал говорить. В большинстве случаев такие дети воспринимают только очень громкие и резкие звуки.

Поздно оглохшими являются те, кто потерял слух вследствие травмы или болезни уже после того, как немного овладел речью. В таком случае родители могут сохранить речевые навыки своего ребенка, занимаясь с ним закреплением выученных слов и обучая чтению по губам.

Слабослышащие (или тугоухие) – это ребята с частичной потерей возможности слышать. У них наблюдают затрудненное речевое развитие, но в то же время самостоятельное освоение речевого запаса слов.

Б.С. Преображенский исследовал детей с проблемами слуха и выделил 4 группы слабослышащих:

  1. Легкая тугоухость (ребенок различает разговорную речь на расстоянии 6-8 м).
  2. Умеренная степень тугоухости (может хорошо слышать на расстоянии 4-6 м).
  3. Значительная степень тугоухости (воспринимает слова и целые предложения на расстоянии 2-4 м).
  4. Тяжелая степень тугоухости (разговорная речь улавливается на расстоянии до 2 м).

Французский врач Института глухонемых в Париже Итар сделал такую классификацию слабослышащих:

  1. Малыши, которые слышат громкую речь возле самого уха.
  2. Ребята, различающие гласные и согласные буквы.
  3. Дети, которые воспринимают только некоторые гласные и согласные.
  4. Не различающие слов, но слышащие разные звуки (звонок в двери, гром и т.д.).
  5. Полностью глухие.

Западные ученые различают 3 степени тугоухости – легкую, среднюю и тяжелую – и 3 группы глухоты: полную, почти полную, частичную.

Речь слабослышащих детей

Обучение речи ребенка сильно зависит от степени снижения слуха. Чем меньше малыш слышит, тем хуже он говорит. В особо тяжелых случаях, когда ребенок почти ничего не слышит, он может быть глухонемым. Неслышащие дети нуждаются в специальном обучении сурдопедагога.

  • Врачи утверждают, что дети, которые потеряли слух в возрасте до 2 лет, когда речь еще была несформированной, без ранней помощи не могут общаться с людьми всю оставшуюся жизнь.
  • Если же малыш перестал слышать в 3-3,5 года, его речь еще можно сохранить с помощью специального обучения.
  • В 4-5 лет слабослышащий ребенок также забывает все выученные слова и фразы, если с ним сразу же не начнет заниматься специалист.
  • Потеря слуха в 6-7 лет может сильно испортить речь маленького человека без немедленной помощи специалиста.

Для того чтобы ребенок не смог нормально овладеть своей речью, достаточно даже частичной глухоты. Частичная потеря слуха в возрасте до 3 лет способствует значительной задержке и недоразвитию речи, а после 3 лет может полностью сохраниться благодаря обучению специалиста.

Поздно оглохшие дети отличаются от тех, кто потерял слух в раннем возрасте. Такие ребята уже владеют речью и поступают в специальные школы, где их учат читать по губам.

Речевое развитие маленького ребенка полностью зависит от взрослых. При своевременном обнаружении потери слуха у малыша и специальной помощи слух можно сохранить.

Лечение детей с плохим слухом

Современная медицина может упростить жизнь детям с такими проблемами. Не потерять речевых навыков с ухудшением слуха дошкольникам поможет слуховой аппарат. Хороший специалист сможет подобрать ребенку правильное устройство, которое будет усиливать звуки и поспособствует эффективному речевому развитию ребенка. Есть несколько видов слуховых аппаратов:

  • заушные, которые располагаются за ухом;
  • внутриушные, находящиеся в ушном проходе;
  • внутриканальные, которые позволяют аппарату проникнуть глубоко в ухо;
  • Open-Fit (“открытое ухо”) – современные слуховые аппараты, почти незаметные невооруженным глазом.

Кроме слуховых аппаратов есть много медикаментозных и хирургических способов лечения глухоты, которые каждому маленькому пациенту индивидуально подбирает врач. Ведь сильная потеря слуха может отобразиться на эмоциональном и психическом состоянии ребенка. Если он чувствует себя не таким, как все, проявляет постоянную раздраженность и агрессию, его следует показать психологу.

В наше время детская глухота не является приговором. Дети с нарушениями слуха могут стать полноценными членами общества, если ими займутся родители и специалисты. Глухие или слабослышащие малыши будут чувствовать себя счастливыми в позитивной эмоциональной среде и стабильной семейной атмосфере. Их будущее в руках любящих людей.

Источник: https://cliniceye.ru/ushnye-zabolevaniya/narushenie-sluha-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-vazhno-znat.html

К чему приводит нарушение фонематического слуха у детей?

нарушение фонематического слуха у детей что пропить

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня расскажу вам об одной речевой проблеме, которая не особо заметна на первый взгляд. И ей многие родители не придают много значения, мол, само рассосется. Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, это бросается в глаза. Если он не может построить фразу или правильно сочетать слова в роде-числе-падеже, то это тоже трудно не заметить. Но если нарушен фонематический слух, то это остается за кадром .

Как это выглядит со стороны?

Тем более это проявляется не сразу, вначале родители умиляются, как смешно малыш коверкает звуки. В стихах переставляет местами слова, не слышит рифму, говорит “конпот”, “небель”, “поп-корм” и “шаньпунь”. Но когда начинается подготовка к школе, а то и первый класс, то это перестает доставлять положительные эмоции. Потому что возникают большие проблемы с чтением и письмом. Безусловно,  некорригированные проблемы из устной речи начинают плавно перетекать в письменную.

Проблема еще в том, что фонематический слух и фонематическое восприятие хорошо формируются у детей в периоды сензитивного развития. В это время психика особо восприимчива к сенсорным воздействиям, ребенок впитывает в себя все как губка без особых усилий. Вместо этого малыша начинают пичкать интеллектуальным развитием, которое совершенно нефизиологично для него в этом возрасте, поскольку нервная система еще не созрела.

Сензитивные периоды для речи

Пока еще не завершился  процесс миелинизации нервных волокон, дети не могут воспринять и сохранить полученную информацию в полном объеме, она теряется по пути. А вот сенсорика идет хорошо.

Поэтому не надо усиленно заставлять ребенка учить буквы, читать, считать бог знает до скольки и решать примеры, писать целыми страницами.

Заниматься нужно совсем другим делом: развивать органы чувств, уметь слышать звуки: речевые и музыкальные, их темп и ритм, различать цвета, формы, размеры, чувствовать запахи, учиться наблюдать за природой, окружающим миром.

Всему свое время, не надо бежать впереди велосипеда. И пытаться раскрыть бутон цветка раньше, нежели он сам развернет свои лепестки. В таком случае дети теряют интерес к процессу обучения.

Процесс познания нового у них превращается в неприятную повинность. И вроде смотрят родители, столько было вложено в ребенка, столько потрачено времени и средств, а он никак не оправдывает ожидания.

Отлынивает от учебы, просиживает время на уроках, выходя с оттуда с головой, чистой от вложенных в нее знаний.

Речевой слух

Что подразумевается под понятием “фонематический слух”? Он является частью общего слуха. Это умение отличать звуки человеческой речи, своего родного языка, от других звуков. Умение отличать друг от друга слова, которые очень похоже звучат, например “мишка” и “мышка”.

 Соотносить слово с предметом, его признаками и действиями, вне зависимости, сказаны они тихо или громко, тонким, писклявым голосом или грубым, низким. А также понимать разницу между словами, которые звучат одинаково, но обозначают разное.

Например, “мой” — “мой руки” и “мой мяч”.

Фонематическое восприятие — это умение воспринимать звуковой ряд в целом и каждый звук, каждую фонему по отдельности. Это очень важно для обучения грамоте, когда приходится постоянно делать звуко-буквенный анализ и синтез. При письме мы как бы кодируем язык. Переводим его из одной системы, звуков, воспринимаемых человеком через уши в систему печатных знаков, букв, которые мы воспринимаем зрительно. При чтении мы наоборот занимаемся расшифровкой, переводя печатные знаки в звучащую речь.

Проблемы в будущем

Взрослые люди, пройдя процесс обучения, делают все это автоматически и неосознанно, на подкорке. И им кажется, что это легко. Однако это не совсем так.

Особенно сложно дается процесс шифровки и кодировки детям с различными речевыми патологиями, при которых нарушается фонематический слух. А это практически во всех случаях речевых нарушений, кроме простой и физиологической дислалии.

При ФФН, ОНР, дизартрии — наиболее часто встречающихся ТНР фонематический слух всегда страдает особенно сильно.

Если фонематический слух не сформировался в полном объеме до 1 класса, то ребенку будет сложно учиться. Его будет преследовать постоянный неуспех при чтении и письме. Он не будет успевать за одноклассниками:

  • ошибки,
  • зачеркивание и грязь в тетрадях,
  • медленное чтение,
  • неполное понимание смысла прочитанного,
  • плохо понятое задание учителя неправильно выполняется.

Все эти проблемы накапливаются как снежный ком, растут из класса в класс и не проходят сами по себе.

Нужна квалифицированная помощь логопеда, чтоб понять что и как нарушено у ребенка. Где он допускает ошибки, какие пробелы в знаниях и как преодолеть проблемы в письменной речи. И чем раньше придет помощь, тем больше шансов у ребенка преодолеть нарушения фонематического свойства. И меньше получить вторичных и третичных наслоений, таких как не успеваемость по русскому языку, психологический дискомфорт, неврозы и психосоматику.

На этом заканчиваю писать эту статью, в последующих расскажу об этапах развития фонематического слуха, о фонетико-фонематическом недоразвитии речи и о звуко-буквенном анализе и синетезе. Следите за новостями, подписывайтесь на обновления блога. Дделитесь своими впечатлениями и опытом в комментариях, рекомендуйте в соцсетях друзьям и знакомым. Всего хорошего, успехов!

Источник: https://marilina.ru/narushenie-fonematicheskogo-sluxa-u-detej/

Нарушение фонематического слуха у детей: причины, лечение

нарушение фонематического слуха у детей что пропить

Нарушение фонематического слуха — патология при которой ребёнок не может полноценно выговаривать и воспринимать мозгом отдельные слоги. Так, например, вместо слова «коза» он слышит «коса», вместо «птица» — «пицца».

Эта особенность сильно мешает общаться малышу, в дальнейшем провоцируя развитие множества комплексов. Чтобы избавиться от легастении, необходимо как можно раньше начинать лечение крохи в кабинете логопеда.

Общие сведения

Особенностью заболевания являются отклонения в головном мозге на тех участках, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Все слова состоят из фонемов (слогов). Когда у ребёнка наблюдается нарушение фонематического слуха, он неправильно понимает услышанные слова. Более того, наблюдаются трудности с их произнесением.

Основное развитие закладывается до 3 лет, после этого возраста исправить речевые дефекты гораздо сложнее. Определить наличие патологии может только логопед после беседы с маленьким пациентом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во сколько садятся мальчики самостоятельно

В России не более 2-3% легастенников, а заболевание у таких малышей выражено не сильно.

Как проявляется нарушение

Несмотря на то, что заболевание идёт из мозга, дети с проявлениями легастении не отличаются по интеллектуальным способностям от сверстников. Проблема кроется именно в неправильном распознавании слов, которые начинаются с одних и тех же букв, при этом имеют похожие слоги.

Такая проблема существенно мешает ребёнку учиться, воспринимать информацию, общаться. Во время разговора малыш может путать буквы и слоги, то же самое происходит при чтении, письме.

Если ребёнок с раннего возраста неправильно произносит фонемы слова, проглатывает окончания или путается во время чтения, можно заподозрить наличие легастении. Однако диагноз должен ставить детский логопед.

Причины

Нарушение фонематического слуха у детей развивается по различным причинам. Они могут крыться ещё в перинатальном периоде или в генетическом коде, также среди предрасполагающих факторов специалисты отмечают другие психологические отклонения.

Когда риск развития легастении повышается:

  • тяжёлые внутриутробные инфекции;
  • родовая гипоксия;
  • генетическое нарушение, при котором преобладает только одно полушарие мозга;
  • инфекционные болезни в детском возрасте (например, менингит, энцефалит).

Существует также вторичные нарушения, которые диагностируются у 80-90% всех маленьких пациентов с признаками легастении.

К таким можно отнести:

  • тяжёлые психологические потрясения — невроз, депрессия, длительный страх, утрата близкого человека (особенно, до полного формирования речи);
  • гиперактивность — проявляется неспособностью мозга улавливать большое количество информации, из-за чего ребёнок быстро переключается с одного дела на другое;
  • психосоматические проявления — к ним относятся физиологические расстройства (например, рвота, головная боль, слабость желудка) на фоне психологических стрессов, особенно, у дошкольников перед первыми занятиями;
  • неправильная социальная оценка себя — из-за избыточной критики ребёнок практически начинает верить в свою неспособность что-либо делать.

Чем больше предрасполагающих факторов в жизни малыша, тем выше риск возникновения подобных нарушений слуха.

Симптомы и диагностика

Полноценно определить заболевание может только соответствующий специалист. Для проведения полной диагностики ребёнок пройдёт несколько тестов у логопеда, среди которых написание, зачитывание текстов или повторение информации на слух.

Как проявляется легастения:

  • нарушена мелкая моторика, концентрация внимания;
  • неспособность запоминать большое количество информации;
  • неправильные буквы при письме, их зеркальное отражение, а также изменение последовательности слогов;
  • неумение правильно определить себя в пространстве;
  • отсутствие крепких социальных контактов;
  • сильные сложности во время учебы (особенно литература, русский язык, математика).

Комплекс полученных данных во время диагностики даёт врачу основания поставить диагноз нарушение фонематического слуха. После этого назначается преимущественно коррекционная терапия, помогающая добиться положительной динамики в исправлении патологии.

Лечение

Исправить нарушение можно только комплексным подходом. Изначально необходимо определить степень заболевания, после чего выстраивать программу дальнейшей терапии. Для этого применяются медикаментозные средства и различные коррекционные уроки.

Медикаментозное лечение

Препараты назначаются только в тяжёлых клинических ситуациях, когда на использование серьёзных лекарственных средств имеются особые основания. Преимущественно назначаются таблетки для терапии сопутствующего психического или психологического отклонения.

При затяжных неврозах и депрессиях показан приём седативных средств, антидепрессантов, лекарств, улучшающих кровоснабжение в голове. Также следует обеспечивать организм ежедневной нормой комплекса витаминов, отвечающих за деятельность головного мозга.

Лекарственные средства должен назначать психолог или психиатр, самостоятельный приём строго запрещается.

Коррекционная работа

Занятия с малышом можно проводить в кабинете логопеда или самостоятельно дома. Они заключаются в восстановлении утраченных навыков разговора, чтения, письма.

Одна из популярных методик

Необходимо написать на листке 5 несложных слов. Несколько раз чётко их проговорить, попросить ребёнка повторять. Затем малыш должен переписывать с бумажки всё те же слова. При каждом правильном написании рядом со словом нужно ставить плюс. Автор методики утверждает, что после 5 плюсов, кроха уже всегда будет писать данное слово правильно.

Максимальное достижение положительной динамики возможно только при комплексном подходе к лечению. Рекомендуется совмещать коррекционную логопедическую работу с медикаментозным лечением, если на то имеется необходимость.

В занятиях с малышом, имеющим фонематическое нарушение слуха, рекомендуется проявлять выносливость и терпение. Не допускается давление на ребёнка, ругань или отчитывание. Следует концентрироваться именно на достижениях, а не на ошибках. Только длительными регулярными упражнениями можно добиться положительного терапевтического результата.

Особое внимание необходимо уделить питанию. Пища должна быть полезной, сбалансированной, содержать большое количество микроэлементов и витаминов. В квартире нужно осуществлять регулярные проветривания, также стоит ежедневно гулять с малышом на свежем воздухе. На улице тоже можно заниматься в форме игры.

Ребёнок должен находиться в состоянии покоя, поэтому изначально необходимо избавиться от психологических проблем, если они имеются. Следует наладить режим дня и отдыха, в доме должен быть положительный эмоциональный фон. Чем легче степень нарушения фонематического слуха, тем выше шансы на полное избавление от патологии.

Прогноз и профилактика

При появлении первых признаков нарушения восприятия и воспроизведения слов, в обязательном порядке следует заниматься с ребёнком. Делать это нужно регулярно, каждый день и каждый час.

Какие методики можно использовать для профилактики:

  • изучать названия и звуки различных музыкальных инструментов, потом угадывать их;
  • акцентировать внимание на разнообразных домашних звуках (например, от стиральной машины, телевизора и других приборов);
  • таким же образом можно слушать улицу (машины, поезда, шум листьев, прибой моря);
  • учиться определять, откуда идёт звук, при этом глаза должны быть закрыты;
  • читать малышу в слух книжки, ритмичные стихотворения;
  • проговаривать различные слоги и слова, при этом показывая карточки с ними;
  • учить маленькие детские песенки, подпевать в такт музыке;
  • запоминать голоса животных.

Конечно, подобные методы профилактики не всегда бывают эффективными. Если у крохи наблюдаются какие-либо отклонения слуха или речи, нужно сразу же обращаться к логопеду, неврологу, психологу. Только комплексный подход, совмещающий в себе лекарственную и методическую терапию, позволит остановить прогрессирование болезни.

В лечении подобных заболеваний важно именно раннее выявление недомогания на первых стадиях, тогда корректировать проблему будет гораздо проще. Немало зависит и от настроя родителей. Тот ребёнок, в которого верят, порой показывает абсолютно немыслимые результаты, неподвластные объяснению ни одной научной литературой.

Источник: https://pulmono.ru/uho/drugie2/narushenie-fonematicheskogo-sluha-u-detej

Фонематический слух. Развитие фонематического слуха. Нарушение

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха (ФС) — это не ЛОР-нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка», вместо «ложка» – «лоска» и т.д.

При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Особенно тяжело дается правописание и изучение новых языков.

Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно — способность правильно писать и говорить пригодится везде. Неуспешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка, он привыкает чувствовать себя аутсайдером, это закрепляется в его подсознании.

Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток до школы или, если этого не произошло, в начальной школе.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:

  • Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
  • Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  • Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
  • Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
  • В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
  • При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
  • В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.

В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи.

Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария.

Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  1. Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
  2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова «машина» — «маниша», «мшина»; «поровот» вместо «поворот»;
  3. Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня».
  4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Нарушение фонематического слуха может привести к дислалии.

У школьников наблюдаются такие признаки ФФНР:

  1. Фонологическое письмо (пишет так, как слышит);
  2. Подстановка мягких знаков или их пропуск. «Медведь» — «медвед», «ранка» — «ранька» и др;
  3. Пропуски слов в предложениях, слогов в словах. Обычно пропускаются предлоги и частицы: «Я еду машине», «Пойдем магазин»;
  4. Грамматические ошибки на письме – пропущены безударные гласные, удвоены согласные, неверная постановка разделительного мягкого знака, что при диагностике определяется как акустическая дисграфия.
  5. Невозможность определить правильное ударение в слове, потому что ребенок не слышит ударный звук, он для него схож с безударным.

Причины нарушения фонематического слуха

Поскольку за фонематический слух отвечает левое полушарие мозга, очень важно состояние именно этой зоны. При обследовании детей, имеющих нарушение ФС, часто выявляются:

  1. Проблемы кровоснабжения мозга (например, повышенное внутричерепное давление, венозный застой, расширение мозговых желудочков, особенно слева);
  2. Нарушение проведения слухового импульса на уровне «до коры», особенно от правого уха в левое полушарие (выявляется с помощью обследования методом вызванных потенциалов). Это не является грубым нарушением слуха (как правило, врач-ЛОР пишет в таком случае: «норма»), но проявляется именно при восприятии звуков речи на определенных частотах.
  3. На ЭЭГ у детей с ФФНР также бывает нарушение электрогенеза именно в области левого виска (но не обязательно).

Таким образом, можно сказать, что нарушение ФС – это неврологическое, нейрофизиологическое нарушение, которое чаще всего обусловлено проблемами беременности и родов. Помимо нарушения фонематического слуха у таких детей часто есть сопутствующие проблемы: гиперактивность, проблемы поведения, питания, эмоционально-волевой сферы.

Диагностика

При подозрении на ФФНР у своего ребенка важно обратиться за помощью к логопеду. На первом приеме специалист должен провести обязательное обследование фонематического слуха. Для этого проводятся следующие процедуры: определение ребенком источника звука, различение схожих слов, дифференциация слогов и фонем, звуковой анализ.

В нашем центре мы также рекомендуем пройти консультацию нейропсихолога и принести необходимые заключения по результатам ЭЭГ, обследования методом вызванных потенциалов (АСВП, КВП), допплерографию и заключение невролога для понимания полной картины развития ребенка.

По результатам всех диагностических процедур педагог составляет индивидуальную программу для коррекции дефектов.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом. Также в нашем центре успешно применяется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис для улучшения слухоречевого и фонематического восприятия. В процессе прослушивания специальной программы в наушниках с костной проводимостью расширяется диапазон воспринимаемых мозгом частот, в том числе тех, на которых височная кора распознает звуки речи. Также улучшается слухоречевое внимание.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что лучше от коликов для новорожденных

На логопедических занятиях специалисты нашего центра используют гарнитуру Forbrain, которая также имеет костную проводимость и специальные динамические фильтры. С помощью данного аппарата ребенок с нарушением фонематического слуха начинает слышать свои ошибки и может скорректировать их. При регулярных занятиях с Forbrain улучшается речь, ее плавность, произношение, ритм и музыкальность, различение на слух и память.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова.

Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук.

Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Источник: https://emberint.ru/articles/fonema_slukh/

Нарушение фонематического слуха у детей: причины, лечение — Ваш онлайн доктор

Известно, что слух играет важную роль в развитии ребёнка. От него зависят познавательная активность, усвоение знаний и умений, становление речи и абстрактно-логического мышления. Нарушение слуха у детей появляется вследствие повреждения или недоразвития слуховых органов или головного мозга. Выделяют:

  • тугоухость;
  • глухоту;
  • разрушение фонематического слуха.

Тугоухость

Тугоухость — неполная утрата слуха, когда человек воспринимает звуки приглушёнными, неразборчивыми. Выделяют 4 степени снижения слуха. Чем выше степень, тем менее разборчивой кажется человеку речь. Последняя граничит с глухотой — полной потерей слуха. Симптомы болезни зависят от причин возникновения и возраста ребёнка.

Классификация

По длительности болезни выделяют:

  1. Внезапно возникшее снижение слуха. Развивается за несколько часов.
  2. Острое. От момента ухудшения слуха прошло не более 28 дней. Развивается из-за инфекционных болезней, нарушений кровообращения или травм.
  3. Подострое. Человек болен 1–3 месяца.
  4. Хроническое. Заболевание возникло более трёх месяцев назад. Как правило, хуже остальных поддаётся лечению.

В зависимости от места повреждения слухового анализатора (ухо, нерв и слуховые центры головного мозга) выделена классификация тугоухости, включающая:

  • кондуктивную;
  • сенсорную;
  • невральную;
  • сенсоневральную (нейросенсорную);
  • смешанную.

Аномалия затрагивает одно или оба уха. Развивается односторонняя или двусторонняя патология соответственно.

Периферические нарушения (первые два вида) распространяются на ухо или слуховой нерв, центральные обусловлены поражением или недоразвитием центров слуха головного мозга. В последнем случае снижения слуха нет. Трудности возникают с обработкой звуковой информации: её обнаружением, различением, узнаванием, запоминанием. Человек не понимает, что он услышал.

Кондуктивная

Кондуктивный вид характеризуется нарушением структуры внешнего уха, барабанной перепонки или косточек среднего уха (молоточка, наковальни, стремечка). Слух снижается до 1 или 2 степени. Первоисточниками часто становятся серная пробка, отиты, повреждения барабанной перепонки, отосклероз (разрастание кости среднего уха), воздействие шума.

Сенсорная

При сенсорной тугоухости изменяется анатомия улитки внутреннего уха. Она представляет собой костный канал в виде спирали, сужающийся к концу. Он заполнен жидкостью, а внутри расположены волоски, которые передают слуховой сигнал к нерву и далее в мозг. Тугоухость возникает из-за приобретённого или врождённого нарушения волосков улитки. Появляется 1 степень снижения слуха или глухота.

Невральная

При невральной тугоухости поражается слуховой нерв или слуховой отдел мозга, и импульсы, поступающие от уха, не передаются или не обрабатываются. Сюда относят и слуховую нейропатию, когда не синхронизированы возбуждения в волокнах слухового нерва, повреждены улитка или слуховой нерв. В некоторых случаях поражение возникает в нескольких отделах.

Сенсоневральная (нейросенсорная)

Сенсоневральное снижение слуха — комбинация сенсорного и неврального видов. Поражается один или несколько отделов слухового анализатора: внутреннее ухо (встречается чаще всего), слуховой нерв или мозговой центр слуха. Нейросенсорная тугоухость у детей чаще возникает из-за родовых травм, воздействия токсинов (алкоголя), аллергенов, вирусов.

Врачи проводят специальное исследование, чтобы отличить сенсоневральное поражение от кондуктивного. Затем выясняют, какой отдел слухового анализатора нарушен. Нейросенсорная тугоухость у детей лечится только с помощью слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов.

Смешанная

Смешанный вид возникает при сочетании кондуктивной и сенсоневральной тугоухости. При данной форме снижения слуха лечение комплексное, включающее медикаментозную терапию и использование слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.

Степени

Классификация по степени ухудшения слуха:

  1. При первой степени тугоухости больной различает звуки громкостью 26–40 дБ (децибел). Сохраняется восприятие разговорной речи на расстоянии 6–3 метров, шёпотной – 2 метра — у уха.
  2. Вторая степень характеризуется различением звуков на уровне 41–55 дБ. Больной слышит на расстоянии 3 метров – у уха. Шёпот не различает или распознаёт у уха.
  3. При третьей степени человек слышит речь в диапазоне 56–70 дБ, произнесённую громко у уха. Шёпот не распознаёт.
  4. При четвёртой степени тугоухости больной различает крики у уха громкостью 71–90 дБ.

Ухудшение слуха и глухота не повод опускать руки. Современные технологии позволяют частично или полностью вернуть слух. Независимо от степени разрушения слухового восприятия ребёнка учат общаться, используя голос и чтение по губам.

Симптомы

Первая диагностика нарушений слуха выполняется родителями в домашних условиях. Обратите внимание на такие симптомы:

  • отсутствие реакции ребёнка на внезапные громкие звуки, малыш не находит источник шума;
  • говорит громче, чем требуется для того, чтобы его услышали;
  • подходит близко к источнику звука, чтобы расслышать;
  • отсутствие лепета в 6 месяцев и речи после года.

[orange]Помните, чем раньше выявлено поражение слуха, тем благоприятнее исход.[/orange]

У новорождённых

У новорождённых детей (в возрасте от рождения до 28 дней) тугоухость развивается из-за неправильного внутриутробного развития, родовых травм или болезней раннего периода. Обязательно проверьте слух малыша, если были:

  • патология беременности (мама перенесла инфекционные заболевания, принимала медикаменты или употребляла алкоголь во время беременности);
  • недоношенность или малый веса малыша;
  • тяжёлые роды;
  • снижение слуха у родственников ребёнка.

Родители замечают снижение слуха у новорождённых в возрасте 2–3 недель. Обратите внимание, реагирует ли малыш на громкие внезапные звуки вздрагиванием и замирает ли, когда слышит голос мамы или других близких.

Диагностика слуха у младенца.

Глухота

Для глухих доступны звуки громкостью от 91 дБ и выше. Такие люди не распознают разговорную и шёпотную речь. Полная потеря слуха может быть врождённой, приобретённой до того, как ребёнок научился говорить (от 1 до 5 лет), или после овладения речью.

Нарушения фонематического слуха

Фонематический слух — возможность человека распознавать речевые звуки (так называемые фонемы). Это основа понимания речи. Поражение фонематического слуха, как следствие нарушения в головном мозге, проявляется двумя путями:

  • несформированностью образов звуков, из-за чего ребёнок не отличает одни фонемы от других;
  • заменой схожих звуков при разговоре.

В результате ребёнок частично понимает речь и говорит, или не распознаёт речевые звуки полностью. Ухудшение фонематического слуха не связано с тугоухостью или глухотой.

Слуховые нарушения проявляются определённым уровнем снижения слуха — от незначительного до абсолютного (глухоты). Причины тугоухости у ребёнка — недоразвитость или повреждение уха, слухового нерва, головного мозга.

Своевременная диагностика и лечение могут частично или полностью вернуть слух малышу. Важно обратить внимание на тревожные симптомы и обратиться к врачу.

Помнит: острое течение болезни легче поддаётся терапии, и вероятность вернуть слух больше.

Нарушения слуха (тугоухость) у детей: причины и лечение Ссылка на основную публикацию

Источник: https://cgb-vuf74.ru/vrachi/narushenie-fonematicheskogo-sluha-u-detej-prichiny-lechenie.html

Нарушение фонематического слуха у детей: причины, обследование, лечение и коррекция

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка.

Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха.

Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Фонематический слух: причины нарушения, коррекция

Здоровый человек от природы обладает слухом — способностью воспринимать окружающие звуки.

Слух бывает физическим (неречевым) и фонематическим (речевым). Фонематический слух необходим для формирования нормального звукопроизношения у ребенка, поэтому важно понимать, что это такое, как формируется и как его можно развивать.

Что такое фонематический слух

Неречевой слух позволяет людям различать звуки, не связанные с речью: шумы, природные звуки, музыку.

Фонематический слух («фонема» в переводе с древне-греческого означает «звук») — это способность слышать и распознавать звуки речи, понимать обращенную речь.

Он тоже дается человеку с рождения и позволяет определять конкретный звук в слове, различать слова с похожими звуками в составе (мышка — мишка, роса — роза), слова с одинаковым набором звуков (урок — укор, шина — ниша).

Развитие фонематического слуха начинается практически с рождения и полностью формируется к 4-5 годам.

Если этого не произошло, ребенок будет произносить слова так, как слышит, а не так, как ему говорят. И если окружающие взрослые постараются разобрать его речь или хотя бы не заострять внимание на проблеме, среди ровесников он может стать объектом насмешек.

В школьном возрасте будут неизбежны проблемы с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия).

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие — это умение определять звуковой состав слова, то есть анализировать его.

Например, сколько звуков, слогов в каком-либо слове, какой звук стоит в начале, в конце, в середине. Фонематическое восприятие формируется в процессе обучения в школе и является фундаментом для последующего обучения грамотному письму.

Разница между фонематическим слухом и восприятием заключается в том, что фонематический слух является частью физического слуха, дается человеку от рождения, ему не нужно специально обучать, но необходимо развивать.

Хороший фонематический слух позволяет воспринимать чужую речь, грамотно строить свою, четко произнося звуки. Фонематическое восприятие само по себе не разовьется, ему специально обучают. Очевидно, что, имея проблемы с фонематическим слухом, ребенок не сможет развить фонематическое восприятие.

Формирование фонематического слуха в процессе развития ребенка

Речевой слух формируется у малыша практически с рождения: уже в возрасте до одного месяца кроха начинает различать первые речевые звуки.

В 2 — 3 месяца младенец реагирует на слова мамы, в первую очередь, обращая внимание на интонацию и мимику. Уже сейчас можно развивать фонематический слух, повышая и понижая тембр голоса, громкость, комментируя свои действия, называя окружающие предметы.

Важно, чтобы малыш при этом видел лицо мамы: для того, чтобы научиться произносить звуки, ему нужно видеть артикуляцию – движение губ, языка в разговоре.

От 3 до 6 месяцев малыш начинает узнавать голоса близких, слушает музыку, пытается различать звуки внешнего мира. Происходит важный этап развития — гуление, когда кроха отчетливо произносит гласные нараспев (ааа — ууу — ыыы).

В 6 — 9 месяцев малыш узнает свое имя, начинает понимать осмысленные звуки. Новым этапом развития становится лепет — гуление переходит в звуки, напоминающие слоги. Сейчас самое время познакомиться с песенками, где есть повторяющиеся слоги («Гуси, гуси, га-га-га», «Буль-буль-буль карасики»).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что можно кушать при кормлении грудью

В 9 — 12 месяцев у малыша уже есть любимые песенки, лепет становится все более разнообразным, начинает приближаться к родной речи. Появляются первые слова, способность подражать речевым звукам. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, комментировать происходящее: «Это прудик. Он большой, а вон те лужи маленькие. А вот лягушки квакают: ква-ква-ква. Это ворона – кар-кар. Ой, дождик пошел: кап-кап-кап по лужам».

В возрасте от 1 до 3 лет фонематический слух активно развивается.
Сейчас ребенок во всем подражает взрослым: копирует их поведение, речь, интонации. Происходит знаменательное событие — малыш начинает разговаривать.

Сейчас важно четко проговаривать сами слова, их окончания, следить за правильным построением речи. Нужно ограничить употребление «малышковых» слов (не «бибика», а «машинка»), исключить намеренное коверканье слов, подражая крохе (не «неть», а «нет»).

От 3 до 5 лет становится ясно, есть ли проблемы с речевым слухом. Речь становится связной, появляются сложные предложения. Дошкольник должен различать свистящие и шипящие согласные, мягкие и твердые, глухие и звонкие.

Если на картинке он не отличает, где коса, а где коза или путает мышку с мишкой — это достаточный повод обратиться к логопеду. К 5 годам заканчивается формирование звукопроизношения, поэтому если ребенок выговаривает не все звуки, это тоже является поводом для беспокойства и требует консультации логопеда.

Зачем развивать фонематический слух

Плохо развитый речевой слух может привести к нарушению звукопроизношения. Если ребенок не различает фонемы, то произнести правильно он их не сможет. Возникает путаница между близкими звуками.

Это замедлит развитие связной речи, приведет к ошибкам при чтении и письме, к сложностям при изучении иностранных языков.

Бывает так, что ребенок говорит чисто, но не может разделить слоги на звуки. Например, на просьбу назвать первый звук в слове «рука», говорит «ру». Это тоже указывает на недоразвитие фонематического слуха, которое нужно исправлять. В противном случае неизбежны проблемы с грамотным письмом.

Также страдает словарный запас, ребенку будет трудно произносить сложные слова, связно излагать мысли, поддерживать нужную интонацию в разговоре, управлять громкостью голоса.

Чтобы этих проблем не было, нужно развивать фонематический слух. И чем раньше начать это делать, тем лучше.

 Как развить фонематический слух

Для начала занятий подойдут игры на распознавание неречевых звуков.

«Угадай звук»

Можно положить перед малышом лист бумаги, ложку с тарелкой, свисток, затем попросить отвернуться или закрыть глаза. В это время пошуршать бумажкой, потопать ногами, свистнуть, постучать ложкой о тарелку, а ребенок будет говорить, что происходит.

«Что внутри?»

В непрозрачные одинаковые коробочки, например, из-под киндер-сюрпризов положить пуговицы, горох, пшено, сахарный песок. Трясти коробочки по очереди и угадывать, что внутри.

«Хлопушка»

Нужно повторить за взрослым хлопки в ладоши различной громкости. Можно не только похлопать, но и постучать ложкой по столу с разной громкостью, потопать ногами.

«Жмурки»

Знакомая с детства игра, когда нужно идти на звук колокольчика или хлопки.

Затем можно добавить игры на определение качества речи.

«Кто это?»

Нужно записать на камеру телефона или диктофон голоса нескольких родственников или знакомых малышу людей. Дать послушать и попросить угадать, кто говорит.

«Зверюшки»

Рассказать небольшую историю про животных: «Жили-были папа-кот (гусь, лягушка, утка, собака), мама-кошка и их котенок. Папа говорил «мяу-мяу» (низким голосом), мама говорила «мяу-мяу» (средним по высоте голосом), а котенок пищал «мяу-мяу» (высоким голосом)». Затем попросить ребенка угадать, кто сейчас говорит, произнося «мяу» разными голосами в произвольном порядке. Потом можно поменяться ролями.

«Поезда»

Объяснить ребенку, что когда поезд едет далеко, его плохо слышно, поэтому он сигналит тихо «ту-туу». А когда поезд совсем рядом, он сигналит громко «ту-туу». Потом нужно изображать сигнал поочередно тихим и громким голосом, а ребенок будет угадывать, далеко поезд или близко. Можно усложнить задачу, добавив поезд, который едет не далеко и не близко, и угадывать сигналы уже трех поездов. Затем поменяться ролями.

После того как малыш начнет справляться с этими играми, можно переходить к заданиям на узнавание слов.

«Игрушки»

Подобрать разные игрушки, выстроить в ряд и называть ребенку. Одну часть игрушек нужно называть правильно, а другую — намеренно меняя первую букву, например, тошка — кошка, фобака — собака. Малыш должен угадывать, когда правильно, а когда нет.

«Картинки»

Наклеить или нарисовать на листе бумаги похожие по названию картинки, например, мишку и мышку, кошку и ложку. Взрослый называет слова, а ребенок показывает соответствующую картинку.

Следующее упражнение помогает научиться различать слоги.

Прежде чем приступить к их выполнению, нужно объяснить ребенку, что такое слоги. Начать с простых примеров, например, несколько раз четко произнести слово «ко-за», разделяя его на слоги.

Можно при произнесении каждого слога хлопнуть в ладоши или стукнуть карандашом по столу, посчитать вместе с ребенком количество хлопков. Объяснить, что слово «коза» состоит из двух частей, которые называются слоги.

Когда ребенок это поймет, можно перейти к изучению односложных, а потом многосложных слов.

«Лишний слог»

Взрослый произносит ряд слогов, например, «жу-жу-жу-зу-жу-жу». Услышав лишний слог, ребенок говорит «стоп» или хлопает в ладоши.

После задания на распознавание слогов, можно вводить упражнения на распознавание звуков.

«Свой звук»

Ребенок выбирает звук, который ему предстоит «опознать», а взрослый произносит цепочку произвольных звуков. Как только ребенок услышит «свой звук», он должен хлопнуть в ладоши.

«Имитация»

Ребенку нужно воспроизвести какой-нибудь природный звук. Например, змея — ш-ш-ш-ш, волк — у-у-у-у, жук — ж-ж-ж-ж.

Когда все предыдущие задания будут усвоены, можно переходить к упражнениям, объединяющим полученные навыки.

«Сколько звуков?»

Взрослый произносит различные звукосочетания, а ребенок называет количество звуков. Например, о-о-о — один, ро-о — два и так далее.

«Пропущенные буквы»

Взрослый называет слова, пропуская один звук, задача ребенка определить, что пропущено (сне_инка, ка_тошка).

Домашние занятия просты, не занимают много времени. Их можно проводить как целенаправленно, так и между делом: по дороге в детский сад, ожидая своей очереди к врачу, в поездке. Они помогут ребенку легко пройти все этапы формирования фонематического развития.

Проводить их лучше всего в игровой форме, непринужденно, чтобы малыш не успел заскучать. Результатом занятий станет правильная речь и отличные оценки в школе.

Источник: https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/fonematicheskij-sluh

Нарушен фонематический слух?

 Вопрос родителям будущих первоклассников. Вы уверены, что у вашего почти школьника фонематический слух в порядке?

Одна мамочка рассказала мне историю двадцатилетней давности про этот самый фонематический слух. Пусть вас возраст истории не смущает, потому что сейчас проблема актуальна во много раз больше.

История про ФФН

Итак Её второклассник, умненький по математике, писал безграмотно. Ошибки на письме естественно отравляли мальчику жизнь. Учительница не могла сказать откуда они берутся и как от них избавиться. Она посоветовала обратиться к школьному логопеду.

Логопед – специалист редкий по тем временам, один на три школы. Чем он там занимается? Вдруг скажет, что с головой непорядок. Мамочка пошла с большой опаской. Оказалось, что у школьника нарушен фонематический слух. Логопед пригласила на занятия.

Но у него же нормальный слух. Лор проверил. И все звуки произносит чисто. Оказалось не всё так просто.

Фонематический слух – это что

Способность человека анализировать звуки родной речи – это и есть фонематический слух. В норме к пяти годам он развит в достаточной мере. При наличии проблем со здоровьем во внутриутробном периоде и/или младенчестве его формирование может задержаться.

При этом обычный слух хороший и «все буквы», как обычно говорят родители, ребёнок воспроизводит правильно. Так что не только родители, но даже поверхностно осмотревший ребёнка логопед (что часто бывает) нарушения не видят. «Выползает» проблема фонематического слуха только в школе в форме безграмотного письма. Это сравнительно лёгкий вариант.

Для современных школьников характерно сочетание нарушения (недоразвития) фонематического слуха и звукопроизношения. Ребёнок заменяет звуки: ШАПКА – САПХА, ЧАШКА –ТЯСКА.

Как это происходит в детском мозге? Звуковой сигнал попадает в слуховую кору (зона Вернике). Там он (в норме) бывает распознан и преобразован в нейронный код. Тот в свою очередь попадает далее в речедвигательный центр (зона Брока), а из него на органы артикуляции.

Воспринятый неправильно в самом начале цепочки и переданный по ней дальше звуковой сигнал в речи проявится как неправильное произношение слова или неправильное его написание под диктовку.

Ошибки на письме

  1. Замена букв фонетически близких звуков, например, парных согласных: ВЕРПЛЮД
  2. Пропуск букв и слогов (в том числе ударных гласных) СВУШКА вместо СОВУШКА
  3. Перестановки СВЁ вместо ВСЁ
  4. Недописывание слов: ИДЁ вместо ИДЁТ, СИНИ вместо СИНИЙ.

    Часто в тетрадках видим слова с недописанной буквой Й.

Если вы видите это в тетрадках, знайте – нарушен звуковой анализ и синтез. Сам собой дефект не исправится. Учитель тоже не поможет при всём нашем к нему уважении. Обращайтесь к логопеду и побыстрее.

2-3 занятия в неделю с логопедом в течение 3-12 месяцев устранят ФФНР. Срок определяется тяжестью дефекта и добросовестностью и систематичностью работы. Будет ученик без пропусков посещать уроки логопеда, проблема решится раньше.

Какие упражнения в помощь родителям?

Если ученик смешивает парные согласные, работаем строго так: УСЛЫШАЛ – ПРОИЗНЁС – ОТЛИЧИЛ – ЗАПИСАЛ.  При этом активно жестикулируем, двигаемся, включаем тактильные ощущения.

Упражнение Почувствуем разницу

Формируем понимание разницы звонких (произносимых голосом) и глухих (без голоса) звуков. Обычно ладошка на гортани, чтобы почувствовать: звонкий звук – гортань вибрирует, нет – глухой.

Упражнение плюс/минус

Понадобятся 2 картонные карточки. Нарисуем на одной «+» — звонкий, на другой «-» — глухой. Произносим слова, начинающиеся на согласный звук. Ученику надо повторить слово, определить звонкий/глухой и поднять соответствующую карточку

Звуковой анализ с фишками

Упражнение из детского сада, где начинается подготовка к обучению грамоте. Каждое слово выкладывается цветными квадратиками: красные – гласные, синие – твердые согласные, зелёные – мягкие. Обратите внимание на ударение. Для ударного гласного заготовьте большие красные квадраты. Ещё понадобятся фишки с жёлтым колокольчиком. Колокольчик проставляется над звонким звуком.

Разбор с фишками ограничивается первым классом. Но для школьников с фонематическим недоразвитием этого недостаточно. Видимо у них образное восприятие преобладает. Ничего страшного, если вы будете разбирать слова с помощью фишек, когда ваш ребёнок будет учиться и во втором, и в третьем классе. Сколько нужно, столько и применяйте их. Разумеется параллельно с записью транскрипцией. Это хорошая помощь ученикам с ФФНР.

Бухгалтер

Эта игра со странным названием сложна для многих школьников. Она выполняется в уме и требует концентрации внимания, на что многие современные дети не способны.

Но если вы будете играть в неё ежедневно, то результат будет впечатляющим.

Сперва выполняйте задание на листе бумаги. Научите детей прописывать слова в столбик. Возьмите 2 слова из трёх букв. Задайте определить, скажем, третью букву в одном и другом слове. Проведите эту игру на наглядном уровне раза три.

Когда ребёнок усвоит задачу, переходите на умственный план. Задавайте слово, а он в уме пишет его в столбик. Вопросы: какая буква первая, вторая

Если удерживать образ слова в уме получается легко, переходите к двум словам, записанным в уме столбиком. Получится 2 столбика. Вы спрашиваете определённую по порядку букву, а он называет её в каждом слове.

Слов может быть 2-4, букв в них 3-7.

Звуковая и буквенная структура слова многими школьниками не удерживается в памяти достаточно долго. Это упражнение беде поможет.

Арабское письмо

Применяется при перестановках и недописывании. Взрослый диктует слова, а ребёнку надо записать их наоборот, начиная не с левой стороны, как мы обычно пишем, а с правой. Например: СТОЛ – ЛОТС, ШАРФ – ФРАШ. Сперва берём короткие слова. Усложнение: от слов к предложениям. Например: Пришла весна – Ансев алширп.

Учителя началки имеют много подобных упражнений в арсенале. Но детям с фонематическим недоразвитием времени на уроке недостаточно. Им надо много раз повторять такие упражнения. Родители окажут своему ребёнку очень хорошую помощь просто часто выполняя эти задания.

Источник: https://mama-pomogi.ru/sposobnosti/rech/narushen-fonematicheskij-slukh

Нарушение фонематического слуха у детей

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой