Как защитить ребенка в школе

Права ребенка в школе: обязанности ребенка в школе, защита прав

как защитить ребенка в школе

Как известно, Конституция Российской Федерации регламентирует неотъемлемое право ребенка на получением им дошкольного и среднего образования бесплатно в соответствии с государственными стандартами. Но, это не означает, что в образовательном учреждении не возникнет обратных требований к учащимся и их родителям.

Каждое образовательное учреждение, будь оно государственное или частное, обладает Уставом ОУ, в котором регламентирован порядок функционирования предприятия, права и обязанности его участников, в данном случае — учащихся и сотрудников.

В данной статье мы рассмотрим права и обязанности детей в школе, какие накладываются ограничения на каждого, а также подскажем, как защитить права ребенка в школе, если они нарушаются членами данного ОУ.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

Какие права у ребенка в школе

Как говорилось выше, законодательство РФ устанавливает обязательное получение среднего образования ребенком по стандартам качества ФГОС. Для этого, каждый родитель обязуется обеспечить получение знаний для своего чадо. Это может быть общая образовательная программа, либо подготовленная индивидуально при необходимости (согласно медицинским заключениям).

Учебная нагрузка определяется Уставом ОУ, он же регламентирует порядок и режим занятий в соответствии с регламентом Департамента Здравоохранения населенного пункта.

Вся информация, получаемая детьми, должна соответствовать их возрасту и интеллектуальному развитию.

Конечно, ребята могут превышать своих сверстников в развитии, в таком случае, для одаренных детей существует усложненная программа и различные олимпиады.

В соответствии с Уставом возможно оказание дополнительных платных услуг по образовательным направлениям для желающих.

Напротив, изучение Канта для детей начальных классов не совсем целесообразно.  Для отстающих учеников должны быть созданы специальные условия: с учетом графика работы ОУ учитель обязан помочь ребенку сдать материал по теме.

Главное неотъемлемое право каждого человека — быть выслушанным (еще лучше — услышанным), а также свободное волеизъявление и самовыражение.

Все оценки работ, проделанных обучающимися должны быть объективными и отражать реальный уровень знания и умений ребенка по данному предмету. Исключается субъективное отношение учителя к ученику, которое провоцирует отметку не соответствующую этим показателям.

Также, ученики должны быть осведомлены о своих оценках, их сокрытие недопустимо. Перед проведением контрольных или проверочных работ, обучающиеся должны быть заблаговременно предупреждены, а результаты проведения могут быть как конфиденциальными, так и обозримыми, в зависимости от требований ученика.

В школе ребятам не может быть навязана никакая религия, верование или убеждения. Каждый ученик имеет право на свободу волеизъявления и вероисповедания, поэтому они легко могут отказаться от участия в мероприятиях, носящих религиозный характер и никто не вправе их заставить посещать подобные курсы, также дети не обязаны озвучивать и высказываться по поводу своих религиозных предпочтений.

Как и все люди при занятии интеллектуальной образовательной деятельностью, ребята утомляются и должны иметь возможность отдыхать в каникулярное время, установленное каждой школой индивидуально, либо по государственной инициативе. Между уроками и сменами предполагаются перерывы для отдыха и обеда.

Любой учащийся имеет возможность принимать участие в общественной жизни школы, выступать на олимпиадах и конференциях, других образовательных и развлекательных мероприятиях.

Любое ограничение инициативы ребенка чревато его деградацией и снижением успеваемости.

При соблюдении вышеописанных прав процесс обучения будет приносить радость обучающимся и чувство уважения их человеческого достоинства.

В случае не соблюдения прав ученика, последний в праве обратиться к уполномоченному по правам участников образовательных процессов, либо принять участие в управлении самого ОУ, в соответствии с его Уставом посредством участия в Совете школы.

Обязанности ребенка в школе

Помимо прав, каждый человек имеет определенные обязанности и степень ответственности, согласно его социальным ролям. Так, в школе на ребят действуют правила, отступление от которых чревато наступлением дисциплинарной, уголовной, административной, материальной и гражданской ответственности.

Кратко перечислим основные обязанности детей в школе:

  • появление на занятиях вовремя без опозданий;
  • опрятный внешний вид и деловая форма одежды;
  • сменная обувь;
  • наличие необходимых учебных материалов и канцелярских товаров;
  • нельзя употреблять ругательных слов и непристойные жесты;
  • нельзя без разрешения медицинского работника или классного руководителя покидать заведение в учебное время;
  • если ребенок отсутствует в школе более трех дней, он должен предоставить справку;
  • запрещено курение на территории школы и употребление стимулирующих веществ;
  • каждый обучающийся должен уважать достоинство окружающих его педагогов и детей;
  • запрещено применение любых насильственных действий;
  • запрещается приносить на территорию школы взрывчатые, колющие-режущие, спиртные, огнеопасные, наркотические вещества.

Если обучающимся не соблюдаются права и обязанности сторонних людей, к нему будут применяться меры дисциплинарного характера со стороны руководства.

Каждый ученик должен бережно относиться к имуществу заведения, где он обучается и имуществу других детей.

За это он несет материальную ответственность, в отдельных случаях может применяться уголовное наказание за порчу чужого или казенного имущества.

В обязанности также входит участие в благоустройстве образовательного учреждения и его территории, в пределах разумных физических усилий без принуждения сверстников или учителей.

Любое нарушение дисциплины на уроках, невыполнение домашних заданий или других требований преподавателей в отношении учебного процесса может повлечь наказание.

Часто родителей интересует вопрос о том, обязан ли ребенок питаться в школе
. Ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.

Законодательством Российской Федерации возлагается на образовательное учреждение обязанность организации питания воспитанников. То есть, предусматривается помещение для столовой и выбор продуктов питания в ней.

Но, если вас или вашего ребенка не устраивает качество питания в школьной столовой, вы вправе отказаться от него, написав заявление на имя директора.

Никто из преподавателей или управленческого персонала школы ни в праве понуждать вашего ребенка питаться вместе со сверстниками в столовой.

Защита прав ребенка в школе

Каждый ребенок имеет право развивать свои таланты и умения, физические и интеллектуальные способности в образовательном учреждении и, любое посягательство на прекращение или ограничение этих полномочий со стороны педагогов или других ребят должно быть наказуемо.

При допущении насилия любого характера в отношении воспитанников применяется уголовное наказание в отношении обидчика.

Как защитить права ребенка в школе?

Для этого необходимо сформулировать жалобу на имя директора школы и документально оформить ее. Если ваша просьба будет проигнорирована, вы вправе обратиться в прокуратуру или департамент образования населенного пункта, а также непосредственно с иском в суд.

Заключение

Знание своих прав поможет ученику и его родителям отстоять вое достоинство в лице образовательного учреждения при возникновении разногласий. Для этого, мы советуем досконально изучить вышеизложенные положения.

Нельзя забывать о том, что на каждого ученика возлагается определенный уровень ответственности на момент прибывания в школе.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!  

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/v-shkole.html

Буллинг в школе: как родителям защитить своего ребенка | Телефон доверия 8-800-2000-122

как защитить ребенка в школе

Все эти истории произошли в реальности. Все имена героев изменены.

«Я – нищебродка»

Когда рано утром Нина сказала, что не хочет идти в школу, мама на нее в сердцах накричала.

— Ты понимаешь, как важно, чтобы ты хорошо училась и поступила в хороший вуз?! Ты что, хочешь, как я, всю жизнь домработницей у богатых людей вкалывать?

И только когда дочь, ничего не ответив, стала ронять слезы в кашу, Надежда испугалась: обычно у дочери от матери больших секретов не было. Надя приходила домой после трудной смены няни-многостаночницы, чтобы вечер был с Ниночкой.

— Поговорим вечером? – поцеловала дочь в макушку – а то мне уже бежать. Да и тебе пора собираться. Но вечером поговорить не успели, хозяева попросили посидеть с детьми, а сами пошли в театр. Когда Надежда пришла домой, Нина уже спала.

— Какая она у меня самостоятельная! – то ли с гордостью, то ли с болью подумала Надя. – Весь день одна и со всем справляется.

А когда спустя неделю позвонила классная руководительница и спросила, по какой причине Нина уже неделю не приходит в школу, Надя подумала, не перепутала ли что учительница. Ее Ниночка прогульщица?!

Разговор по душам не получился. Дочь молчала. Они поссорились, обе плакали.

А потом как-то, вытирая пыль в комнате, Надя обнаружила выпавшую из-под спинки дивана тетрадку Нины, с фразой, неоднократно Ниной прописанной: «Я не хочу жить! Я не хочу жить»

Несмотря на поздний час,  Надежда позвонила своей работодательнице, извинилась, что не сможет завтра придти. А утром увидела испуганные глаза дочки, когда та поняла, что мама не уходит.

Оказалось, что девятилетняя девочка месяц не ходит в школу. Когда Нину прорвало, и она стала рассказывать маме, как издеваются над ней одноклассники, Надежда долгое время не могла подобрать слов.

— Я – нищебродка, — рыдала дочь. – и так должна со всеми здороваться, когда прихожу утром в класс. А если отказываюсь, то мальчишки, все по очереди, имеют право в меня плеваться. А девчонки хихикают или отворачиваются.

— А что учительница? – еле выдавила из себя Надежда

— Она их любит, а меня нет, и поэтому делает вид, что ничего не замечает, — как-то по-взрослому вздохнула дочь.

«Я – адвокат московской коллегии адвокатов!»

На следующий день, снова отпросившись у своих хозяев, Надежда пошла в школу вместе с дочерью. У школьных дверей девочка попыталась от матери сбежать. Ей это удалось, потому что охранник устроил Надежде допрос: документы, к кому, по какому делу?

С классной говорили на бегу: та сообщила, что у Нади странная девочка, никогда не улыбается, ничего не рассказывает, и непонятно, по какой причине пропускает школу. А когда Надежда попыталась объяснить, что происходит в классе и как травят ее дочь, учительница раздраженным тоном произнесла:

— Любите вы, мамочки, перекладывать всю ответственность за безалаберность своих детей на школу! – и захлопнула дверь учительской перед Надей.

Вечером Нина не стала узнавать у мамы, о чем та говорила с учительницей, а Надежда страшилась спросить у дочери, плевались ли в нее сегодня в классе. Зато на следующий день спросила совета у своей работодательницы, — юриста, преподавателя престижного столичного вуза. Вместо рекомендаций та уточнила адрес школы и имя-отчество учительницы.

Дальше было похоже на сказку: Нина снова стала улыбаться и сама рассказала матери, что теперь мальчишки в классе с ней первые здороваются и никак не задирают.

— Они боятся мою тетю! – с гордостью сообщила..

— Какую тетю? У нас же с тобой никого нет? – удивилась Надя.

Оказалось, что однажды утром у школы Нину встретила та самая Надина хозяйка, юрист. Зная девочку в лицо, попросила у нее разрешения зайти вместе в ее класс. Без проблем прошла через школьную охрану, предъявив адвокатское удостоверение.

Когда они открыли дверь в класс, учительница при детях принялась отчитывать женщину — по какому праву та здесь находится?

— Я адвокат Московской коллегии адвокатов и тетя Нины, — спокойно  ответила защитница Нины-третьеклассницы, – сейчас у меня должна быть встреча с директором школы. По делу о травле одной девочки, над которой издеваются ее одноклассники. А к вам я случайно заглянула, узнать, как обстоят дела в школе у моей племянницы.

— У нее все замечательно, ее все любят и хотят с ней дружить, правда, дети? – обратилась к классу классная руководительница.

— Да! – хором ответил класс.

«Что с ним делали в туалете, я не знаю. Мне было страаашно»

Яна очень переживала, когда ее самый младший пошел в первый класс. За старших дочек они с мужем не беспокоились. У тех большой школьный стаж, пятый и восьмой класс, хорошие отношения с одноклассниками. Точнее, никаких отношений.

Сразу после уроков одна ехала сначала в музыкалку, потом на бокс, другая — пять дней в неделю занималась в танцевальной студии, плюс еще дополнительный английский. К первой мальчишки в классе относились уважительно, а вторая, как интроверт, не обращала внимания на школьные коалиции. Ее и учителя не трогали: учится хорошо, ну и ладно.

С Сашей все иначе. Слишком шумный, слишком непоседа, на уроках невнимателен. Однажды выбежал к маме со школьного крыльца в смятении. Яна стала спрашивать, что случилось, а Саша заговорщицким тоном сказал:

— Расскажу дома. Не здесь. – И со всех ног побежал домой, Яна еле за ним успевала.

Как сели обедать, мама спросила:

— Почему у тебя был такой испуганный вид, когда мы шли домой?

И Саша, забыв про суп, рассказывал, что в их классе есть теперь самый главный мальчик, которого все остальные должны слушаться.

Потому что ему уже восемь лет, и он дружит с пятиклассниками. А еще есть другой мальчик, который с самого начала не захотел выполнять приказы «главаря».

Услышав тюремный жаргон, Яна пришла в ужас. Но виду не подавала.

А Саша продолжал:

— Сегодня над Данилой была расправа. Пятиклассники завели его в туалет и прямо в шапке макнули в унитаз.

— А ты где в это время был? – как будто невзначай спросила Яна.

— Мы с другом сначала пошли смотреть, что с Даней будут делать, но потом убежали.

— Испугались?

— Неа, нам не понравилось, как они с ним поступили. Но и страшно чуть-чуть было, вдруг и к нам сейчас прицепятся?

Вечером, когда муж пришел с работы, Яна рассказала ему о случившемся.

— Не обращай внимания, — отреагировал тот. – Это ж мальчишки, сами разберутся.

Но Яне эта ситуация совсем не понравилась. И на следующий день, встречая сына у школы, она попросила его показать, кто такой Данила и кто его встречает.

— Он с няней ходит, они уже ушли раньше, — ответил Саша.

Яна не знала, что делать дальше. Ведь это не ее сына травили, и вроде бы разбираться в случившемся у нее не было морального права.

Но сегодня унизили одного мальчика, а завтра придет очередь ее сына?

Она стала осторожно интересоваться: а как бы он поступил на месте Дани. Когда двое более старших ребят ведут тебя на расправу, и ты знаешь, что тебя сейчас будут бить и никто за тебя не заступится?

И тут Саша стал плакать. Громко, со всхлипами. Оказалось, что ему очень жалко Даню, потому что этот подлец (он так и сказал про мальчика, назначившего себя старшим) хвастался, что его дружки ему сегодня покажут.

— И эти негодяи опять повели Даню в туалет, а что с ним там делали, я не знаю. Потому что мне страааашно, — все плакал и плакал сын.

И тогда Яна решила, что должна сделать две вещи. Во-первых, она записала сына на уроки дзюдо в спортивной школе.

Занятия там три раза в неделю и не так чтобы близко от дома, и не так чтобы бесплатно. Зато сын теперь пытается отрабатывать приемы на сестрах, и ни разу с тех пор не плакал.

А во-вторых, она все-таки написала в родительском классном чате о том, как травят Даню при помощи ребят из старших классов.

К чести классной руководительницы, она тут же собрала общее собрание, и детей, и родителей,  на которое пришел и директор школы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно выкладывать новорожденного на животик

Мама маленького, так называемого главаря 1а-класса, была потрясена. И вместе с сыном за руку она подошла к мальчику, которого бил ее сын, и извинилась. Заставила сына извиниться перед классом, а потом и сама извинилась. С тех пор Яна каждый день интересуется у сына, как там дела у ребят?

Саша гордо отвечает, что теперь в их классе «ничего такого не происходит».

— А если кто-то захочет нас обидеть, то я им покажу, — и гордо сгибает правую руку, намекая на наличие бицепсов.

«Научись быть приличной девочкой»

Когда Ольга Сергеевна позвонила Кате домой и вызвала ее родителей в школу, девочка целый вечер про себя твердила:

— Хоть бы пошел папа! Хоть бы он, а не мама

Реакции мамы двенадцатилетняя Катя боялась, потому что знала: мама всегда становится на сторону противоположной стороны.

Мама уверена, что Катя всегда первая начинает ссору по любому поводу и всегда ее во всем упрекает, упрекает. И в том, что Катя ведет себя не как девочка, а как какой-то отчаянный хулиган:

— Даже слушать не хочу! У тебя всегда все виноваты. Но девочки так себя не ведут.

— А как должны себя вести девочки?! – спорит с мамой, но не вслух, а про себя Катя. – Что делать, если тебя матом посылают?

Кате обидно, что мама совсем не хочет ее слушать, тем более что доказывать правоту кулаками ее научил папа. И когда она слышит, как из-за нее мама ругается уже с папой, ей становится совсем тоскливо.

— Это ты ее поощряешь во всех хулиганских выходках, — «воспитывает» мама папу.

Источник: https://telefon-doveria.ru/bulling-v-shkole-kak-roditelyam-zashhitit-svoego-rebenka/

Как защитить права ребенка в школе? — Народная медицина

как защитить ребенка в школе

Когда ребенок поступает в общеобразовательное учреждение, его ждут множество новых обязанностей: учиться, соблюдать нормы и требования школы и участвовать в ее мероприятиях.

Вместе с обязанностями, за ним закреплены права, прописанные на законодательном уровне. Родителям и детям важно знать, в чем заключаются права ребенка в школе, чтобы лучше защитить себя.

Об этом пойдет речь в материале.

Основные права детей в школе

В России права детского населения защищены государственными институтами и законодательством. Каждый ученик имеет право быть услышанным, излагать свою точку зрения, чтобы педагоги учебного заведения уважали его личность.

Дети школьного возраста также пользуются правом:

  • на бесплатное среднее образование на родном языке;
  • быть в безопасности на территории школы;
  • получить во временное пользование на период учебы все необходимые учебные пособия, тетради и художественную литературу из библиотечных фондов;
  • посещать различные мероприятия, устраиваемые образовательным учреждением, добровольно участвовать в уборке территорий школы;
  • пройти консультацию психолога при необходимости;
  • вместе с родителями выбрать школу и образовательную программу для обучения, в любое время года по желанию перевестись в другое общеобразовательное учреждение;
  • учиться по индивидуальному плану в связи с обстоятельствами.

Откуда ребенок узнает о своих правах

Школьники получают информацию о своих правах из СМИ и интернета. Но самым главным источником для несовершеннолетнего в этом вопросе остается, конечно, родитель. Именно в его обязанности входит информирование ребенка о правах и обязанностях в школе и дома.

Права детей инвалидов

Дети – инвалиды пользуются тем же правами, что и школьники без ограничений по здоровью.

Для них есть льготы и привилегии:

  • физическая нагрузка должна быть строго дозирована, с учетом здоровья ребенка — инвалида;
  • бесплатные сеансы школьного психолога;
  • бесплатные завтраки и обеды в общеобразовательном учреждении;
  • формат сдачи экзаменов зависит от учащегося.

В чем может выражаться ущемление прав школьника

Нарушение прав ребенка в школе может происходить по разным причинам. Чаще всего они вызваны конфликтом с учителем или с одноклассниками.

Рассмотрим проблемные ситуации.

Травмы и угрозы здоровью

Действие закона о защите прав ребенка распространяется не только на территорию школы, но и на пришкольные территории. За сохранение здоровья ученика, пока он на территории школы, отвечает ее персонал. Угрозы здоровью малолетних могут возникнуть по разным причинам.

Медсестра несет ответственность за следующие действия в случае необходимости:

  • оказание первой помощи;
  • вызов неотложной медицинской помощи;
  • сопровождение в больницу.

Учитель обязан:

  • отвести пострадавшего до процедурного кабинета;
  • известить родителей;
  • выяснить причины произошедшего.

Директор отвечает за организацию медицинской помощи в целом.

Некорректное поведение учителя

Чаще всего ученики жалуются на несправедливое, предвзятое отношение учителя. Важно помнить, что права ученика заканчиваются там, где начинаются права другого школьника или учителя.

По закону учитель должен известить родителей:

  • о том, как школьник учится, о его поведении;
  • о том, что ученик пропускает занятия.

Педагог не правомочен выгнать ученика с уроков за плохое поведение. Отношение учителя к своему ученику не должно зависеть от того, как ученик себя ведет на уроке, оценка за предмет должна быть полностью объективной.

Столкнувшись с такой ситуацией, родители могут обратиться к директору. Лучше, если у них будут доказательства правдивости их слов. Если реакции от него нет, можно идти в прокуратуру или в суд.

Другие трудные ситуации

В классе ученик может столкнуться с неприятными ситуациями разного рода.

Привлечение к труду

Согласно международным документам по правам ребенка, запрещается привлекать к труду несовершеннолетних в школе в двух случаях:

  • если этот труд вреден для его здоровья;
  • если он ущемляет его права.

По закону, чтобы привлечь учащегося к труду, нужно получить его согласие, и провести инструктаж по технике безопасности.

Драка между учащимися

Ответственность за учеников лежит на персонале, поэтому их задача – обеспечить неприкосновенность детей, в том числе, на пришкольной территории.

Задача учителя – предотвратить драку любой ценой. Если это случилось и повлекло за собой неприятные последствия в плане здоровья, то в суд следует подавать не на родителей драчуна, а на общеобразовательное учреждение.

Кража личных вещей

В случае пропажи вещей у учеников, учитель правомочен вызвать полицию. Досматривать портфели школьников сам он не имеет права.

Травля сверстниками

Если одноклассники оскорбляют и унижают достоинство своего соученика, бдительным родителям нужно все обсудить с классным руководителем или родителями зачинщиков. Если ничего не меняется, нужно идти в полицию.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по правам ребёнка.

Обязанности школьников в общеобразовательном учреждении

Важно понимать, что в школе дети имеют как права, так и обязанности. Если их не исполнять должным образом, это чревато ответственностью перед законом.

Основные обязанности:

  • пунктуальность при посещении уроков;
  • аккуратный внешний вид, наличие сменной обуви, нужной канцелярии и учебных материалов;
  • соблюдать правила этикета;
  • не уходить из школы во время уроков без разрешения;
  • запрещено курение, ношение взрывчатых, спиртных и наркотических веществ;
  • уважать личность и достоинство других учеников и учителей;
  • бережно обращаться с имуществом школы и других детей.

Как защитить права ребенка

Чтобы защитить права, важно обеспечить доступность информации. Школьники должны знать, какие права имеет ребенок в школе. Если эти права нарушаются учителем или одноклассниками, нужно обращаться к директору. Важно правильно сформулировать свою просьбу в виде жалобы. Если директор не принял мер, чтобы исправить ситуацию, следует писать в прокуратуру или в суд.

Ответственные за защиту прав и интересов школьников

Родители или законные опекуны – несут ответственность за принятие всех главных решений и за соблюдение прав несовершеннолетних учеников.

Люди, на которых лежит главная ответственность за защиту прав ребенка в учебном заведении:

  • учителя;
  • медицинский персонал;
  • директор.

Если ученик пострадал в школе

Если ущемление прав не было тяжелым, не несло за собой критических последствий для его здоровья, то нужно решать проблему в пределах школы. Прежде всего, нужно составить заявление на имя директора, попросить его разобраться в ситуации.

Если имела место травма здоровью, то необходимо сделать следующее:

  • провести медицинскую экспертизу, засвидетельствовать повреждения или психологическую травму;
  • собрать прочие доказательства;
  • оформить заявление на имя директора;
  • написать заявление в органы полиции или в прокуратуру.

Права детей школьного возраста должны быть защищены в полной мере на территории школы. Качество обучения и воспитания детей тесно с этим связано. К сожалению, дети часто боятся вслух сказать, что их права были нарушены. В этом случае родителям нужно быть внимательнее к своим детям, чтобы почувствовать момент, когда им нужна помощь.

Источник: https://bedrug.ru/kak-zashhitit-prava-rebenka-v-shkole.html

Как защитить своего ребенка от травли в школе? Удачный опыт московской мамы — СОЗНАТЕЛЬНО.РУ

Наталья Цымбаленко: Самое важное, что я поняла в этой ситуации – во многом это моя вина: я долго не вмешивалась, слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться».
Забегая вперед – на конец января у нас в классе нет проблем с буллингом. Нет, потому что в ситуацию вмешались родители. Ну, то есть я. Это анонс финалочки, а сейчас сам рассказ и своеобразная памятка для тех, чьи дети попадают в аналогичные ситуации.

Мой сын после младшей школы поступил в гимназию (на тот момент). Дети разные, кто-то активный, кто-то стеснительный – обычное дело. Быстро сформировался костяк класса, так называемых «крутых», которые, стали цепляться к «некрутым».

Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин – «фу, некрутой». Это повод для насмешек, обзывательств. Имя сына – Петя, его стали обзывать «Педя», сын тушевался и не знал, что сказать в ответ. Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок – «некрутой».

Но, как я теперь (изучив множество литературы на тему буллинга) знаю, повод может быть абсолютно любой и, даже убрав якобы причину травли, буллинг не прекратится.

Какие есть способы решения конфликтных ситуаций в 11-12 лет? Он и несколько таких же мальчишек стали просить помощи у классного руководителя. Реакция? Классная в разговорах с родителями рассуждает на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам». Родители зачинщиков все как один кричат в родительском чате, что их дите «святое», на них наговаривают, а «ваши сами спровоцировали».

Я верю педагогу, не вмешиваюсь. НО – нанимаю сыну персонального тренера по фехтованию/мечевому и рукопашному бою.

И, знаете ли – сработало в части убрать боязнь конфликтов. Драться Петр теперь не боится и может. От него понемногу отстали. А от остальных «некрутых» нет.
И мало того, осенью прошлого года его лучший друг, с которым он сдружился на теме «некрутости» попадает в ситуацию уже денежного развода со стороны «крутых» одноклассников.

До этого в анамнезе класса у остальных «некрутых» одноклассников уже были истории с отъемом вещей (учебники, портфели прятали – и вроде как это не разбой, а шутка); порчей вещей; подкладыванию бутылки с мочой в портфель; стягиванию штанов в раздевалке, фотографированию и выкладыванию в соцсети. Классная все также не видела проблем. Ну, максимум проводила беседы на тему «давайте жить дружно».

И тут нашего лучшего друга Мишу дважды «разводят на деньги» одноклассники, обещая купить тому вейп и не покупая его. Ведь если хочешь быть крутым – ты должен курить вейп! Маме Миши «святые дети» просто хамят и рассказывают, что ее сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги говорит еще прекраснее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп».

Ну, в общем ситуация великолепна. А тут еще один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра, веселясь на тему того, что сын стал «качаться». И «Остапа понесло».

Действия

1. Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребенка из школы. В итоге нас стало трое – три мамы, которые были готовы писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала все факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит.)) И села писать заявление.

Факта, к которым я могла предъявить конкретные доказательства, осталось два.

– Переписка участников истории с вейпом и эккаунт одноклассника, где было видно, что он состоит в группах, торгующих вейпами, и, более того, сам их продает.

– Фотожабы на Петю и скрины с эккаунта, где эти фотографии были размещены.

2. Попросила классную о встрече с директором школы и родителями учеников, травящих других одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством, отказывается от класса и т. д. Родители «святых детей» стали там же возмущаться уже в мой адрес и требовать линчевать за то, что довела классную.

3. Встречу с директором не назначили. Классная утверждала, что та очень занята. Но позовет психолога и соцработника. Ок. Мы (три мамы и мой муж) пришли. С настроем, что это для проформы.

Был отдельный трэш!)) Родители кричали уже на меня, хватали мои вещи со стола, переходили на личности. Лейтмотивом звучала миллион раз повторяющаяся фраза «Вы не докажете!».

Я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду запускать его официально. Представители школы делали круглые глаза и говорили – какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится. А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!».

Я честно посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придет по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в ее стенах торгуют курительными веществами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.

4. Утром я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте. И тут оказалось самое интересное – она была не в курсе. Ни собрания с родителями, ни ситуации в классе.

Ок, я это предвидела. Поэтому и позвонила.)) Сказала, что принесу заявление. Назначили время – когда.

5. Мое прекрасное произведение – заявление на 20-ти с лишним страницах я отправила по «е-мылу» на адрес школы, на адрес председателя Управляющего совета школы, отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет. Записала номера входящих.

6. Написала пост в соцсетях. Получила много дельных советов. Но и безнадежных историй тоже. Решила, что надо таки идти до конца. Даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдем предварительно «раздав всем сестрам по серьгам», а не с культивированным чувством виктимного отношения к жизни. Еще раз напишу, что это все мы проговорили с сыном. Он не хотел уходить из школы из-за Миши.

7. Написала маме ученика, рисующего фотожабы, что хочу встретиться до того, как подам на них в суд. Была послана со словами «Встретимся в суде!».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое воздушные ванны для новорожденных

8. Восемь – восемь (!) человек встречалось со мной и мужем (ну, ладно, мама Миши тоже была) в кабинете директора. Помимо представителей школы, были еще председатель управляющего совета и представитель департамента образования. Школа включилась. Ну, сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: «А вы не хотите забрать своего сына?!».

Я честно запретила даже предлагать мне такие советы – этот кейс мы разберем с сыном до конца, а со школой еще и памятку напишем на тему буллинга. «Не надо памятку!» – взмолилась школа.)))
9.

 Здесь отдаю должное школе, процесс пошел – в классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении.

Отдельно по двум фактам встречались с родителями, инспектором по делам несовершеннолетних (прекрасная девушка!!) и нами.

Деньги в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учет. Бормотали: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд», – это на фотожабы. На мой вопрос маме – понимает ли мама, что если я говорю, что пойду в суд, то это значит, я туда пойду, а не просто сотрясаю воздух, – кивали и угукали. И надо же – никто не хамил.))
10.

 Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. В таком, знаете ли, нейтралитете. Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться и, может, тогда с ним дружить будут». А что мы пойдем прекрасным бюрократическим путем писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одергивают желающих рисовать фотожабы, не достают окружающих.

Ну, красота же? ))

11. Уже в этом году мне звонили из управы и сказали, что готовят ответ на мое заявление со списком проведенных мероприятий; звонил представитель депробра узнать, довольна ли я ситуацией в классе.

12. Поживем увидим, что будет дальше

И вывод – ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной. Поэтому – подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру.

Мне нравится нейтралитет. А на сколько его хватит – посмотрим. Главный мой меседж всем был таков: «Я не приходила в школу все эти три года – сделайте так, чтобы я и дальше не приходила!» 

Источник: https://soznatelno.ru/kak-zashhitit-svoego-rebenka-ot-travli-v-shkole-udachnyj-opyt-moskovskoj-mamy/

Права ребенка в школе: нарушение прав и как защитить малыша от ущемления, куда обратиться согласно конституции рф

Когда ребенок поступает в общеобразовательное учреждение, его ждут множество новых обязанностей: учиться, соблюдать нормы и требования школы и участвовать в ее мероприятиях. Вместе с обязанностями, за ним закреплены права, прописанные на законодательном уровне. Родителям и детям важно знать, в чем заключаются права ребенка в школе, чтобы лучше защитить себя. Об этом пойдет речь в материале.

Права ученика в школе и его обязанности. Обязанности школы

Права ученика в школе последнее время активно обсуждается в различных СМИ. Любой гражданин России имеет права, которые должны неукоснительно соблюдаться. Дети не исключение, они находятся под защитой законодательства.

Нормы о защите прав ребенка в школе отражены в различных правовых документах.

Какие права есть у ученика в школе

Все дети имеют право на бесплатное образование. После получения начальной базы знаний, которая является обязательной для изучения, юноша или девушка может на конкурсной основе продолжить учебу в вузе.

В перечень прав школьников, касающихся непосредственно процесса обучения, входит:

  • возможность выбора школы и свободный перевод из одного учебного заведения в другое по волеизъявлению ученика и родителей;
  • различные формы получения образования: в учебном заведении или дома (например, семейное обучение или самообразование по индивидуальной программе);
  • безвозмездное пользование школьной библиотекой;
  • помощь педагогов в процессе обучения;
  • проведение уроков в комфортных условиях, обеспечивающих безопасность учащихся и педагогов;
  • добровольное посещение после плановых школьных уроков дополнительных занятий, приобретение полезных навыков и развитие своих способностей в кружках, секциях.

Другие права ребенка для школьников:

  • бесплатная квалифицированная медицинская помощь;
  • свобода выбора вероисповедания, право выражать личные убеждения;
  • материальная и физическая помощь школе исключительно на добровольных началах;
  • свобода посещения или игнорирования мероприятий, организованных школой, не входящих в план занятий;
  • информирование об оценках своих знаний;
  • возможность отказа от работы, вредной для здоровья, препятствующей обучению;
  • особые условия детям с ОВЗ;
  • тайна личной информации, в том числе письменных и телефонных переговоров;
  • гендерное равенство;
  • право пользования распоряжения личной собственностью.

Нарушение прав ребенка в школе

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, способы их решения.

Источник: https://PoKodeksu.ru/grazhdanskoe-pravo/prava-i-obyazannosti-rebenka-v-shkole.html

Права и обязанности школьника: что запрещено ученикам? Защита интересов детей

На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.

Права школьника

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. Ученик имеет право попросить у учителя бесплатной помощи в получении знаний по любой теме, включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

Обязанности школьника

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/prava-uchenika.html

WBkids.ru – Как защитить ребёнка в школе: практическое руководство

15 марта 15 марта

Современная школа порой напоминает настоящее поля боя. Что происходит в стенах учебного заведения, мамы и папы узнают в основном из уст своих детей, иногда — со слов учителей или других родителей. Какую тактику выбрать, чтобы защитить своего ребёнка в разных ситуациях? Разберём подробно.

Ситуация №1: Буллинг

Вашего ребёнка обижают, оскорбляют, дразнят, бойкотируют, ущемляют, бьют? Это все называется словом «буллинг». Буллингу, травле, запугиванию подвергаются не только так называемые слабые дети-интроверты, которые не могут дать отпор обидчикам, но и вообще любые дети. 

Зачинщикам травли (одному человеку, маленькой компании или целому коллективу) не нужны какие-то особые причины, чтобы начать травить ребёнка, поэтому жертвой может стать абсолютно любой.

Как защитить свое чадо от буллинга? Вот несколько рекомендаций:

— Непременно вмешайтесь. Редкий ребёнок сможет решить эту проблему без взрослых. Чем отличается травля от конфликта? Конфликт — столкновение интересов, он позволяет извлечь позитивный опыт. Буллинг же несёт только стресс, панику, тревожность и прочие психологические проблемы;

— Не стоит сразу щипцами вытягивать из ребёнка подробности. Ему может быть больно и неловко говорить о травмирующих переживаниях. Попросите его написать о своих чувствах, посмотрите с ним тематические фильмы, чтобы повысить уровень доверия и открытости. Поддержите его и дайте понять, что вы всегда готовы помочь и обязательно остановите травлю;

— Учите ребёнка фиксировать нарушения. Пусть он делает скриншоты сообщений с угрозами, записывает на диктофон слова обидчиков, делает фото. Соберите факты и предъявите их классному руководителю, завучу, социальному педагогу, директору: их необходимо сразу же поставить в курс дела. Школа обязана обеспечить безопасность вашего ребёнка, эта ответственность полностью на плечах учебного заведения;

— Убеждения не помогают? Вместе с доказательствами обращайтесь в полицию. Если от действий обидчиков страдает не только ваш ребёнок, можно составить коллективное заявление;

— Не говорите чаду давать сдачи. Такое поведение может разозлить обидчиков. Просите ребёнка игнорировать нарушителей, убегать в опасных ситуациях, сохранять спокойствие и глубоко дышать. Также учите ребёнка словам «нет», «нельзя», «мне не нравится», «я не хочу» и всегда сообщать взрослым (педагогам, родителям), если его обижают.

Если же травля зашла слишком далеко, первый способ защитить своего ребёнка — перевести его на домашнее обучение или сменить школу. Безопасность детей должна стоять превыше всего!

Ситуация №2: Конфликты с учителем

Конфликты с учителями, кажется, в современной школе стали прямо-таки неотъемлемой частью учебного процесса. А главное, что причин для них бесчисленное множество: внешний вид ребёнка, его способности, успеваемость, поведение, увлечения Бывает, что педагоги конфликтуют с детьми по каким-то личным причинам.

Родителям очень важно не спускать на тормозах конфликты, которые негативно влияют на ребёнка: развивают в нём фобии, приводят к стрессу и тревоге, бессоннице, паническим атакам, нервозности, снижению успеваемости. 

Как защитить чадо от учительского произвола? Помогут следующие рекомендации:

— Первое, о чем должен знать родитель, — педагог не имеет права оскорблять ребёнка и наказывать его физически. Если вы узнали, что учитель слишком много себе позволяет, назначьте «аудиенцию» директору школы, где обсудите этот вопрос;

— Если ваши увещевания не влияют на директора, отправьте заявление на портале Министерства образования;

— Разузнайте у других родителей, не случалось ли у них похожих конфликтов с данным педагогом. Бывает, что недовольных собирается много. В этом случае можно составить коллективное заявление и попросить сменить учителя;

— Учите ребёнка собирать доказательства. Если он утверждает, что учитель его постоянно оскорбляет и унижает, попросите его воспользоваться видеозаписью или диктофоном. Правда, в суде (если вдруг до него дойдет) подобные записи не будут являться доказательством, так как они требуют экспертизы. Однако подобные подтверждения докажут, что ребёнок не врет и не преувеличивает.

Мамам и папам важно с младшего школьного возраста рассказывать детям об их правах. В частности, о том, что физическое воздействие, оскорбления недопустимы, в том числе со стороны преподавателя. Следует объяснять, что не стоит отвечать на слова или действия учителя тем же. Главное — оставаться корректным и сообщить о случившемся родителям.

Ситуация №3: Травмы

Ребёнок получил травму в школе: что делать, куда бежать и как защитить детские права?

В соответствии со статьёй №1068 Гражданского кодекса РФ, все расходы, связанные с лечением или восстановлением, должна выплатить школа, поскольку именно она ответственна за здоровье и безопасность детей во время занятий. Школа (не конкретный учитель!) несёт ответственность и все финансовые издержки, даже если ребёнок получил травму по своей вине, поскольку учителя (в том числе и дежурные учителя на переменах) должны были суметь пресечь травмоопасные действия.

Если школа отказываться возмещать расходы, родители вправе подать иск ко школьной администрации или обратиться с соответствующим заявлением на портал Министерства образования.

Кстати, если в травме ребёнка виновен другой ученик, учебное учреждение может потребовать возмещения расходов от его родителей. Но только в том случае, если докажет это. 

Так как защитить ребёнка в школе от травм? В первую очередь, следует постараться объяснить чаду, что не стоит решать проблемы кулаками (всегда можно найти компромисс), не нужно проверять свое тело на выносливость изощрёнными способами, а перемена не создана для реактивных пробежек по лестницам. В остальном любые травмы — обычно случайность.

Ситуация №4: Кражи

Случается и такое: в школе произошла кража, а всю вину сваливают на вашего ребёнка. Что делать в этой ситуации? Чаще напоминайте ребёнку, что учителя и другие ученики не имеют права досматривать его вещи, даже если его подозревают. Проводить личный обыск могут только полицейские или родители ученика. 

Ребёнка просят показать содержимое сумки? Он может сделать это добровольно, а может отказаться. Бывает, что украденные предметы подбрасывают невиновным детям, поэтому никаких досмотров педагоги проводить не должны.

А что делать, если вещь украли у самого ребёнка? Помогут следующие советы:

— Сообщите классному руководителю, он обязан провести беседу с учениками и попросить вернуть украденную вещь, рассказав о возможных последствиях;

— Если беседа не возымела должного результата, родителям следует обратиться в местное отделение полиции и вызвать сотрудников в школу для фиксации кражи.

Мамам и папам необходимо понимать, что учебное заведение не несёт ответственности за украденное в классе. Школа может лишь помочь в проведении коллективной беседы, пока дело не передано в органы. Если в дело вступила полиция — виновнику уже не удастся избежать наказания.

А вот если вещь была украдена из раздевалки — это уже другой вопрос. Школа обязана обеспечивать сохранность вещей в гардеробе, и, согласно Гражданскому кодексу РФ, родители имеют право требовать возмещения, написав заявление на имя директора.

Ситуация №5: Порча школьного имущества

От непредвиденных ситуаций не застрахован никто, а уж тем более школьники. Сколько раз мы сами были свидетелями разбитых стекол, поломанных стульев, порванных географических карт Случиться может что угодно! Иногда учителя «спускают всех собак» на детей и заставляют их родителей выплачивать ущерб. Правильно ли это и что делать?

Для начала родителям следует узнать обстоятельства ситуации. Если в спортзале окна не закрыты сетками или решетками, а ребёнок мячом разбил окно, то виновата школа. А вот если ребёнок целенаправленно целился в окно, несмотря на надзор педагога и его просьбу не играть с мячом в школьном коридоре, то виноват уже сам ребёнок. 

Ребёнок же будет нести ответственность, если изрисует парту или вырвет страницу из учебника. При этом не его вина, если в уборной треснет плохо закрепленная раковина.

Так что же делать мамам и папам? В первую очередь, требовать доказательств вины чада (фотографии, видеозаписи, независимые свидетели, видео с камеры). Если у школы их нет, то ни о каком возмещении ущерба нет и речи. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда сбивать температуру у ребенка

Ситуация №6: Гендерное неравенство

«Девочки сегодня моют полы, а мальчики могут идти домой!» Как бороться со школьным гендерным неравенством?

Проблему можно попробовать решить мирной беседой с учителем. Предложите педагогу пересмотреть свои взгляды. Объясните, что неправомерно разделять детей по половому признаку, налагая на одних детей больше ответственности и обязанностей, чем на других. Не помогает? Следует задействовать вышестоящие органы, обратившись в школьную администрацию, а затем в управление образования.

Источник: https://wbkids.ru/article/kak-zashchitit-rebenka-v-shkole-prakticheskoe-rukovodstvo

Как защитить своего ребенка от унижений одноклассников и учителей

Травля в школе – явление, присущее в основном детям от 8 до 12 лет. Это основная проблема педагогов, наблюдающих за классом каждый день, а также родителей, чей ребенок этому подвергается. Психологи называют такое поведение детско-юношеской болезнью.

Травля (буллинг) – групповое насилие детей, как правило, над одним из одноклассников, который чем-то им не нравится. Оно может быть физическим, когда ребенка бьют, удерживают силой, ломают его вещи, или моральным – оскорбления, открытое игнорирование, высмеивание в глаза.

Травлей считается действие, включающее:

  • нападение группой;
  • насилие в любой форме;
  • систематическое воздействие на одного и того же одноклассника.

Буллинг опасен для ребенка, над которым издеваются, так как у него:

  • сильно снижается самооценка;
  • появляется масса комплексов;
  • формируются депрессии и фобии, так как он начинает верить, что заслуживает такое отношение;
  • может возникнуть неконтролируемая агрессия, которая ничем хорошим не закончится для обидчика;
  • появятся проблемы с общением.

Порой моральную травму родителям и учителю заметить сложнее, чем физическую, но она наносит не меньше вреда неокрепшей психике ребенка.

Кто в группе риска

От травли в школе никто из детей не застрахован: ни отличник, ни двоечник. Но из практики известно, что в группу риска входят дети:

  • с внешними физическими или умственными дефектами и особенностями;
  • из бедный или неполных семей;
  • с речевыми отклонениями;
  • в очках, со скобами на зубах, с лишним весом;
  • новенькие из другой школы – самый частый объект буллинга.

Родителям таких детей нужно обращать особое внимание на поведение сына или дочери после школы.

Кто травит и почему

Травлей занимаются обычно:

  1. «Плохиши», с которыми коллектив класса не хочет иметь дела, но они пытаются за счет других детей, имеющих какие-либо отличия от остальных, возвысится и занять позицию главных.
  2. Популярные дети, находящиеся всегда в центре внимания.
  3. Учителя, для которых не чуждо демонстративное унижение ученика в присутствии остальных детей.

Они это делают потому, что могут, в силу своей власти или физического превосходства. Во взрослом возрасте эти дети отвечают, что не понимают, зачем это делали или утверждают, что объект травли получал по заслугам. А учителя продолжают также унижать учеников, пока не получат выговор или увольнение.

Детей в классы набирают разных, учитывая только их год рождения, поэтому и возникают разделения на небольшие группы «по интересам», которые иногда начинают заниматься издевательством над другими. В группе они чувствуют себя увереннее, а чувство ответственности становится приглушенным.

Но основная причина продолжительного буллинга – безразличие со стороны учителя, которое обидчики воспринимаю как одобрение.

Как понять, что ребенка подвергают травле

Дети редко признаются в своих проблемах, а в подростковом возрасте многие в принципе замыкаются в себе и не идут на контакт. Родителям нужно постоянно присматриваться к ребенку, чтобы вовремя обнаружить следующие признаки буллинга, если таковые имеются:

  1. Раньше любил ходить в школу, а в последнее время стал притворяться больным или лгать, что занятия отменили.
  2. Не может внятно ответить, где получил синяки и ссадины, нервно пытается придумать «отмазку».
  3. Резко скатился по оценкам в предметах, которые ему всегда удавались.
  4. Появились бессонница, ночные кошмары.
  5. Изменилось пищевое поведение, особенно должен насторожить полный отказ от еды в школе.
  6. Регулярно поломанные или потерявшиеся вещи, порванная одежда.
  7. Самоистязание путем порезов на руках, уходы из дома.
  8. Постоянная подавленность, одиночество, заниженная самооценка.
  9. Чрезмерное погружение в виртуальный мир игр и соцсетей.
  10. Употребление сигарет, алкоголя, наркотиков, появление новых сомнительных друзей.

Исследователи в Европе определили, что в школе около 50% детей когда либо были в роли жертвы травли, а около 15% являются ею в данный момент. Это значит, что каждый день 1 млн. детей идет в школу в России со страхом и нежеланием.

Как прекратить травлю

Конкретных рекомендаций не существует, ведь все зависит от ситуации и действий обидчиков. Но из практики известно, что работать нужно сразу со всем классом. Проводить коллективные занятия с психологом, привлекать детей к совместным занятиям, объединять их общей внеклассной активностью — в общем, создать здоровую обстановку в коллективе.

А инициаторы травли должны осознать, что их действия замечены и порицаемы, и если они не прекратят, то их могут, к примеру, исключить из школы. Это должны объяснить учителя или директор.

Как поддержать ребенка

Меры поддержки должны включать следующие действия:

  1. Обратиться всей семьей к психологу, если ребенок уже давно находится в подавленном состоянии.
  2. Убедить ребенка, что давать отпор обидчику нужно, даже если это учитель, что он должен ставить родителей в известность, когда его без причины наказывают или унижают.
  3. Войти в доверие к ребенку, доказать ему, что вы его друг и очень хотите помочь.
  4. Отдать ребенка в спортивную секцию, в кружок по рисованию, на любые дополнительные занятия, чтобы он мог где-то самоутвердиться, добиться успехов.

Родители должны сделать все, чтобы повысить самооценку ребенку. Он должен поверить в себя и тогда поводов приставать к нему станет меньше. Если ничего не помогает, учителя бездействуют, а ребенок вымотан издевками, проще будет перевести его в другую школу и, возможно, там он сможет спокойно учиться и обретет друзей.

Источник: https://volna.org/roditelyam/travla-v-skole.html

Моего ребенка травят в школе. Что делать?

Мне было девять лет, когда я впервые поехала в лагерь. Обычный пионерский лагерь, от маминой работы, очень приличный. Никаких ожиданий или опасений по поводу отношений со сверстниками не было, фантазий тоже. Быстро перезнакомилась с соседками по палате, с мальчишками из отряда подружилась, записалась в три кружка Смена была длинной, 49 дней, родителям приезжать почему-то не разрешали. Недели через две я очень затосковала.

Екатерина Дёмина

А тут – вожатая из другого отряда, молодая, очень красивая, просто кинозвезда. Чем-то я ей приглянулась, она стала меня приглашать то чаю попить, то погулять. И через несколько дней я уже от неё не отходила. И попросилась к ней в отряд.

В детстве год разницы – это очень много. Десяти-одиннадцатилетние девочки казались мне совсем взрослыми, они были значительно крупнее и сильнее, знали непонятные слова и держали в тумбочках вату «на всякий случай». И они начали меня травить.

Это просто. Ты входишь в комнату, все замолкают, некоторое время смотрят в упор, потом дружно хохочут и продолжают разговор, как будто тебя здесь нет. Ты идешь в душ, и обнаруживаешь, что весь шампунь и зубная паста выдавлены в один пакетик и старательно перемешаны. Прятались вещи, обувь выбрасывалась в окно под дождь. Под одеяло насыпался песок и крошки.

Почему они это делали? От скуки, потому, что одна (самая старшая, и, как я теперь понимаю, самая неблагополучная) девочка предложила, а другие радостно подхватили. Развлечение.

Я ничего не могла с этим сделать. Пыталась пожаловаться, но красавица-вожатая только отмахнулась и сказала: «Подумай, может, ты сама в этом виновата?». Попробовала спросить у самих обидчиц – они еще больше возбудились и попробовали устроить мне настоящую «темную», как в тюрьме.

Я отбилась и попросилась обратно в свой старый отряд. Вожатые, два молодых парня-медика не придумали ничего лучше, чем устроить мне «показательный суд над предателем»: ты от нас отвернулась, ушла к чужим, теперь стой и слушай, что о тебе товарищи скажут. Товарищи не молчали, нет, не все, конечно, но многие громко выразили свое недовольство.

Восемь-девять лет, малышня. Что им скажут, то и делают. Но мне было очень больно.

Чем отличается травля от «непопулярности»

Есть же просто непопулярные дети, с которыми никто не дружит, но и не травят. Одно дело, когда у ребенка нет близкого друга (ни одного), он не знает, у кого спросить домашку и его не приглашают на дни рождения.

Совсем другое, если одноклассники систематически дразнят, доводят до слез, отбирают, прячут или портят вещи. Демонстративно отказываются садиться за одну парту, перебрасывают портфель. Смотрите фильм «Чучело», там все очень подробно показано.

Кадр из фильма «Чучело»

Если вам кажется, что у вашего сына или дочери не ладятся отношения, можно проявить инициативу (с одобрения самого ребенка): организовать выездное мероприятие на четверых-пятерых, пригласить самого «социально близкого» одноклассника в гости, попросить классного руководителя, чтобы дал коллективное задание.

Иногда бывает достаточно небольшого усилия, чтобы ситуация повернулась в нужном направлении. Например, в самом начале четвертого класса, когда мы перешли из началки в среднюю школу, наш потрясающий молодой классный объявил однодневный поход, с родителями.

Те, кто пошел, до конца школы дружили и вообще – были гораздо ближе друг другу, чем те, кто побоялся и остался дома.

Но что делать, если ваш ребенок оказался в положении действительно изгоя, белой вороны, стал объектом травли?

Ужасающе большое количество взрослых предпочитает не вмешиваться в эту ситуацию. Родители, учителя, воспитатели. «Дети должны сами разобраться. Он должен научиться строить отношения. Ничего, крепче будет».

Иногда говорится напрямую: «Ты сам виноват, что тебя травят, надо быть (гибче, мягче, добрее, веселее)». Или – диссидентский вариант: «Ты должен быть выше этого, не замечать, пусть себе толпа глумится, мы-то знаем, что ты (выше, лучше, умнее, чище)».

По факту, это две стороны одной медали: кто не с нами, тот против нас.

Между тем, чтобы началась травля, совершенно необязательно чем-то сильно выделяться. Групповая агрессия может упасть на голову любого, которому просто не повезло оказаться «в неправильном месте в неправильное время».

Но роль взрослых в процессе невозможно не заметить.

Достаточно, чтобы учительница позволила себе несколько унизительных комментариев, язвительно отозвалась об умственных способностях или внешности ученика, и, если ситуация и так накалена, готово дело: весь класс ополчается против одного.

Людмила Петрановская пишет в статье, посвященной анализу ситуации травли в любом детском коллективе, что очень важно, во-первых, назвать явление своим именем, а, во-вторых, обозначить его как групповую проблему.

Что это значит?

Прийти в школу и сказать классному руководителю: «Моего ребенка травят в классе, что вы собираетесь по этому поводу предпринять?». И не соглашаться на формулировку «Ну, он же такой, мы не можем заставить детей с ним дружить».

Речь идет не о том, кто с кем ходит в кино и чатится в соцсетях, а о серьезной угрозе для психологического здоровья как вашего ребенка, так и всего класса в целом. Потому что травля (как и любое насилие) разрушает не только психику пострадавшего, но и всех, кто в этом участвует и даже просто наблюдает.

(Поэтому не надо показывать детям новости из цикла «Криминальная хроника»).

Если учитель вас не поддерживает и настаивает, что ничего страшного и экстраординарного не происходит, идите дальше и выше: директор, РОНО. Но, как правило, директора уже бывает достаточно. Важно не требовать немедленной расправы над обидчиками, а просить разобраться и желательно – с привлечением специалистов, школьного психолога, например.

Убедиться, что вы с психологом/учителем/директором одинаково представляете себе пути решения проблемы. Что все не превратится в классный час с риторическими взвизгиваниями «Как вы могли, гадкие дети, обижать хорошего и умного Ванечку, у которого такая скандальная мама!». Или того хуже – как в моем детстве – в обсуждение Ванечки и того, какие именно его черты и поступки ПРОВОЦИРУЮТ класс на его избиение.

Должно произойти вот что. Авторитетный взрослый объясняет, что есть травля, почему она разрушает людей, откуда, из какой глубокой и звериной древности взялась эта традиция. Приводит в пример историю Гадкого Утенка, причем обращает внимание не только на страдания самого героя, но и на неприглядное будущее глупых кур и злобных уток.

Обязательно декларируется групповая норма: «В нашем классе никого и никогда травить не будут. Точка». Очень важно не скатиться в обвинение тех, кто нападал, есть опасность, что бывшие «агрессоры» почувствуют для себя угрозу и уйдут в глухую оборону: «А мы чо? А мы ничо! Да он сам первый начал!». Необходимо найти такие слова, чтобы весь класс почувствовал сложившуюся ситуацию именно как общую проблему, от которой плохо всем.

Чувства родителей

Что происходит с родителями, когда они обнаруживают, что ребенок в нешуточной беде? Если сами родители имеют схожий опыт, они, скорее всего, попробуют его применить.

«Меня саму травили в школе, меня никто не защитил, поэтому я сейчас пойду и всех их по камешку разнесу», — один вариант. «Меня самого травили, я дрался до последнего, и победил – и ты иди, дерись, ты же мужик», — другой вариант.

Та реакция, что я описала выше – очень-очень профессиональная, не все педагоги знают, как поступать. Но, чтобы не провалиться в эмоции, хорошо бы их отследить и назвать.

Задать себе вопрос: «Почему эта ситуация представляет для меня проблему?». Я боюсь остаться одной? Мне невыносимо чувство беспомощности? Я чувствую такую разрушительную ярость, что боюсь вмешиваться, ибо кого-нибудь покалечу?

Самый, наверное, трудно выносимый страх – это страх быть отвергнутым, он биологически обусловлен, в условиях первобытной общины изгнанник погибал быстро и неотвратимо.

Вот что бы то ни стало надо было оставаться членом группы, племени. Опять же, младенец, оставленный матерью не имеет шансов выжить. Поэтому мы все так стараемся подстроиться под требования и ожидания сообщества: семьи или коллектива, без разницы. Поэтому испытываем почти эйфорию, когда оказываемся «в своей тарелке», там, где нас понимают и принимают.

Я, например, впервые оказалась среди своих только в университете, на филфаке, все говорили и интересовались тем же, что и я, было очень много евреев, начитанность и интеллигентность не надо было скрывать. До этого я жила в твердой уверенности, что «со мной что-то не так».

Так что, если вы видите, что ситуация вышла из-под контроля, если вы не находите понимания у администрации школы, если ваш ребенок отказывается ходить в школу и начал болеть без видимых причин Возможно, наилучшим выходом будет смена школы. Признаком того, что проблема в классе, а не в ребенке, может быть тот факт, что в других социальных ситуациях у него все хорошо: в лагере, на даче, на секции он прекрасно общается, дружит, ходит с энтузиазмом.

А вот если вы видите, что всюду, куда бы вы ни пришли, складывается одна и та же история про козла отпущения – тогда ой.

Тогда надо идти к психологу (желательно, к семейному) и разбираться, почему ваше чадо притягивает на себя групповую агрессию, какое послание передаете ему вы, как выстроены отношения в вашей семье.

Иногда мы обнаруживаем, что сын или дочь бессознательно переносит на сверстников модель поведения в семье: «Я во всем виноват, бейте меня». И с этим он сам не справится, нужна помощь.

Мне было довольно тяжело писать обо всем этом, даже сейчас, спустя тридцать лет, те воспоминания живы, хотя и не болят. Но стремление защитить детей есть, и очень сильное. Не оставляйте ребенка один на один с групповой травлей, пожалуйста.

Источник: https://www.pravmir.ru/moego-rebenka-travyat-v-shkole-chto-delat/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой