Как воспитать ответственность у ребенка

7 правил, которые помогут вам воспитать ребенка ответственным человеком — Телеканал «О!»

как воспитать ответственность у ребенка

Осознание ответственности за свои действия, умение видеть связь между поступками и их последствиями — важный признак зрелости и необходимое для любого человека качество. И его основы закладываются еще в раннем детстве. Как воспитать в ребенке ответственность и какие ошибки совершают родители, объясняет детский психолог Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, или, иными словами, прогнозировать результаты своих действий. И ребенок может приобрести это качество при помощи родителей и ближайшего окружения.

Способность прогнозировать результаты поступков тесно связана со словесно-логическим мышлением, которое формируется только к первому классу или даже позже.

Ребенку физиологически сложно анализировать свои действия, тут нужна помощь родителей, причем с самого раннего детства.

Если мы планомерно, естественно формируем эти навыки, то к школьному возрасту ребенок подходит уже с высокой степенью самостоятельности и ответственности. Нельзя начинать работу над этими навыками в шесть лет и рассчитывать на быстрые результаты.

Говорите о причине и следствии

Когда ребенок начинает исследовать мир, ползать, ходить, трогать разные предметы, мамы, боясь, что ребенок травмируется, стремятся его защитить — и иногда слишком усердствуют в этом.

В итоге у ребенка не формируется связь между действием и последствиями этого: если уколоть пальчиком иголку, будет больно, если слишом быстро побежать, можно упасть.

Взрослым очень важно уметь объективно оценивать, опасна ли среда, в которой находится малыш одного двух-лет, и не ограничивать его физическую активность на всякий случай.

Что делать, если малыш упал, ударился, поцарапался? Мы проявляем сочувствие, но в то же время четко проговариваем, почему так случилось: «Ты наткнулся на острый угол стола, поэтому тебе больно», «Ты бежал по мокрому полу, поскользнулся, поэтому упал».

Это нужно делать, даже если ребенок пока не общается с вами вербально. Не будьте многословны, говорите четко: «Ты сделал одно, поэтому случилось другое».

Эти речевые формулы ребенок хорошо усваивает, они занимают свое место в его пассивном словарном запасе и актуализируются в нужной ситуации.

Важно вести такие разговоры и позже, когда ребенок уже старше. И уделять внимание нужно не только тому, как поступки малыша скажутся на нем самом, но и последствиям для других: «Не обижай кошку, ей больно», «Не кидай камнями в птиц, ты можешь их поранить», «Не ломай ветки у дерева, оно тоже живое». Четко устанавливайте правила общения с другими людьми: «Если ты будешь драться, другие малыши не станут с тобой дружить».

Читайте книги и смотрите мультфильмы

Эти разговоры — не самое главное. Чтобы четко осознавать ответственность за свои поступки, ребенок должен ее видеть в реальности. Все дети смотрят мультфильмы, и практически в каждом есть хороший и плохой герой, хитрый и честный, жадный и щедрый, подлый и порядочный. Обращайте на это внимание ребенка, учите его следить за сюжетными линиями и понимать, почему плохой герой в итоге всегда наказан, а хороший побеждает.

Можно начать с более простого — со сказок. «Теремок» читают в раннем детстве, и уже в три года малыш способен понять, почему домик зверей развалился, когда в него залез медведь, почему другие лесные жители его простили и стали строить новый дом все вместе. Для взрослого человека это кажется простым и очевидным, ребенку же нужно проделать работу, чтобы самостоятельно сделать выводы.

Постепенно, при помощи других сказок, ребенок будет приходить к более сложным для него умозаключениям. Почему у Золушки платье во время бала стало превращаться в лохмотья? Потому что она не следила за временем, хотя фея ее предупреждала.

Если во время чтения мы будем говорить с ребенком об этом, то и в более старшем возрасте он станет применять эту технику вопросов и ответов, искать взаимосвязи между поступками и последствиями.

Когда маленький человек знает, что следует за его действием, он уже может понимать, стоит ли ему так поступать или лучше воздержаться. Так формируется ответственность.

Будьте примером

Еще один важный способ воспитания ответственности ребенка — собственный пример родителя. Не имеет значения, сколько и о чем мы говорим ребенку, если в своей семье он видит совсем другое, и старшие нарушают те правила, которые стремятся ему привить.

Например, бесполезно много говорить о том, как важно быть вежливым и приветливым, смотреть мультфильмы на эту тему, но при этом, приходя домой после работы, вступать в перепалки с супругом или нелестно отзываться о своих коллегах прямо при ребенке.

У него рушатся представления о том, как надо поступать.

Воплощайте в жизнь то, чему учите ребенка. И говорите не только о позитивном (как хорошо будет, если поступать определенным образом), но и негативном (что случится, если чего-то не делать). Например: «Я хотела вырастить розы на даче в этом году, но плохо за ними ухаживала, поэтому они погибли».

Поручайте ребенку обязанности по дому

У каждого ребенка с раннего возраста должны быть обязанности по дому. Необязательно поручать ему что-то серьезное, важно, чтобы ребенок даже при помощи мелких поручений понимал, что такое обязанности и как их выполнять. Это может быть совсем простое дело, например положить после обеда свою тарелку и ложку в раковину, но он должен каждый день его выполнять.

Когда он пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности. Сейчас с этим проблемы: родители стремятся оградить ребенка от всего, тем самым замедляя его взросление.

А между тем эти навыки самообслуживания —  основа умения организовать свою жизнь, упорядочить пространство вокруг себя.

Как поручить ребенку какое-то дело, которое будет его обязанностью по дому? Когда он спокоен, не возбужден, не огорчен, проведите с ним беседу: «У каждого есть домашние обязаности. Я готовлю, а папа ходит за продуктами в магазин и пылесосит.

Теперь и у тебя будут обязанности: помогать мне накрывать на стол и убирать за собой после обеда». Не забудьте пояснить, почему это важно: «Ты мне очень этим поможешь, ведь я сильно устаю». Затем поговорите о том, как это нужно делать и что будет, если ребенок станет пренебрегать обязанностями.

Если мы хотим, чтобы ребенок был самостоятельным, нужно придерживаться четкой системы поощрений и наказаний.

Этот вопрос должен обсуждаться всей семьей и в присутствии ребенка, если ему больше трех лет. Еще раз нужно сказать о том, что у всех есть права и обязанности, а также ответственность за невыполнение порученного.

Можно привести пример с работой: «Если я не буду ходить на работу, мне сделают выговор, а потом уволят». Спросите у ребенка, какие бы он сам придумал себе наказания за нарушение правил, обсудите это всей семьей.

Будьте последовательны в принятом решении, не меняйте его каждую неделю.

Будьте последовательными

Во многих семьях остро стоит вопрос уборки игрушек. Обычно эту обязанность поручают детям, а те нередко ею пренебрегают. Пока ребенок маленький, можно приучать его к этому в форме игры, устраивая соревнования: кто быстрее соберет игрушки, он или мама. Когда он уже сознательно не хочет убирать за собой, некоторые мамы переходят к угрозам: «Не буду убирать вместо тебя, играй в бардаке», при этом все равно наводят порядок сами. Ребенка это ничему не учит.

Как показывает моя практика, если действительно не помогать ребенку прибираться, на третий день он уже не может сам найти свои игрушки. Тогда он пытается как-то организовать это пространство и самостоятельно навести порядок. Немногие мамы согласятся терпеть в своем доме трехдневный бардак, но это правда работает и учит ребенка ответственности.

Обращайтесь к творчеству

Есть более творческие способы формирования ответственности, которые опосредованно учат ребенка видеть, что и как меняется при определенных условиях.

Играйте с детьми, изучая цепочки последовательностей. Например, можно изучать развитие некоторых животных: икринка — головастик — лягушка. Делайте это в музеях, а дома при помощи мультфильмов и энциклопедий. Устройте на окне домашний огород, поручите ребенку поливать пророщенное зернышко или всходы салата: детям это интересно и учит ответственности, потому что они видят, что происходит в результате их действий. Обсуждайте, как каждый день меняется росток.

Используйте разрезанные картинки: ребенок будет восстанавливать из кусочков цельный сюжет и придумывать рассказ по нему. Это прекрасно развивает словесно-логическое мышление, а если на картинке было изображено какое-либо действие, это помогает осознать причинно-следственные связи.

Доверяйте ребенку

Не делайте за ребенка то, что он способен сделать сам. Часто мы недооцениваем его возожности и хотим побыстрее закончить какое-то дело, которое он в состоянии выполнить самостоятельно. Некоторые родители школьников сами пишут за них рефераты, если дети забыли это сделать, ведь ребенку нужно дать выспаться, а двойки допустить нельзя. И это сильно мешает ребенку осознать ответственность за свои поступки или бездействие.

Уже в детском саду малыш получает задания на дом: поделки или упражнения в прописях. Очень важно объяснить ребенку, что надо делать, убедиться, что он понял последовательность действий. Проверьте, что получилось в итоге, но не вмешивайтесь в процесс без запроса.

Всегда давайте малышу понять, что вы не сомневаетесь в его умениях, что он со всем справится. И никогда не делайте работу вместо него, даже если вам кажется, что сам он ничего не выполнит.

Дети, которые пытались выполнить задания сами, уже к первому классу были довольно самостоятельными.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/10716

Как воспитывать самостоятельность у ребенка? — Девушка

как воспитать ответственность у ребенка

Из-за социального давления и устойчивых трендов в сфере воспитания детей, современные родители стремятся уделять развитию ребенка как можно больше времени.

В ход идут курсы и обучающая литература для мам и пап, кружки и секции для малыша, а также престижные школы и дошкольные учреждения.

Осознавая повышенный уровень нагрузки ребенка, домочадцы стараются оградить его от всех забот и хлопот, на корню пресекая стремление юного члена семьи к самостоятельности и ответственности.

Как лечить невроз у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что значит: самостоятельный и ответственный?

Самостоятельность и ответственность — это не врожденные, а приобретенные черты характера.

В зрелом возрасте они помогут ребенку добиваться своих целей, принимать решения осознанно и взвешенно, не боятся сложных решений.

Но как эти качества проявляются в маленьком человечке?

Самостоятельность

В классическом варианте самостоятельность — это навык принимать решения и распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению.

Но так как дети целиком и полностью зависимы от родителей, к ним справедливо будет применять другое определение самостоятельности: способность без посторонней помощи выполнять простые и доступные для своего возраста действия, а также занимать себя без посторонней помощи на продолжительный период времени.

Признаки самостоятельности:

  • способность действовать по личной инициативе и распознавать моменты, когда необходимо принять участие в той или иной ситуации;
  • способность выполнять простые (уже привычные крохе) дела без контроля и помощи со стороны взрослых;
  • способность совершать действия осознанно, исходя из сложившихся условий и ситуации;
  • умение ставить цели и задачи, а также осознанно выполнять их в новых/непривычных условиях;
  • способность оценивать свою собственную деятельность и контролировать ее в процессе;
  • способность переносить усвоенные модели поведения на новые ситуации и условия.

Ответственность

Ответственность — это умение принимать решение, осознавать необходимость действия и отвечать за последствия принятых решений.

Ответственный ребенок осознает себя как причину совершенных поступков.

К компонентам ответственности относятся:

  • понимание поставленной задачи;
  • согласие с данной задачей (без попыток убежать от реальности или замаскировать ее под желаемое);
  • способность самостоятельно мотивировать свои действия.

Как узнать о готовности?

Как определить, может ли ребенок быть самостоятельным и ответственным?

Ответственность и самостоятельность не заложены на генетическом уровне.

А базовый темперамент ребенка влияет на проявление этих качеств лишь в незначительной степени.

Главным фактором, играющим роль в вопросе наличия или отсутствия ответственности и самостоятельности, является воспитание. Поэтому потенциально каждый ребенок может стать ответственной и самостоятельной личностью.

Но надо учитывать, что дети младшего дошкольного возраста не обладают развитым самосознанием и не могут прогнозировать последствия своих поступков.

Не стоит мучить кроху, пытаясь превратить его в «маленького взрослого».

Есть четыре вида ответственности, которые подвластны малышу:

  • заботливое отношение к своему телу и здоровью (не обжечься, не пораниться и т.д.);
  • уважение к членам общества (не кричать, когда другие спят и т.д.);
  • аккуратное отношение к своим и чужим вещам (не рвать книги, не рисовать на обоях, не ломать игрушки и т.д.);
  • ответственность за данные обещания.

Самостоятельность же проявляется ежесекундно. Это попытки ребенка самостоятельно одеться, раскрасить рисунок на свое усмотрение, выбрать посуду для приема пищи и проч.

Как справиться с раздражением на ребенка? Читайте об этом здесь.

В каком возрасте можно развивать эти качества?

Самостоятельность важно поощрять с самого рождения малыша.

Вот кроха пытается встать на ноги и сделать первый шаг, опираясь на стул.

Но заботливая мамочка сразу бежит на помощь, чтобы придержать свое чадо за ручки. В следующий раз ребенок будет осознанно ждать помощи и откажется от попытки встать самостоятельно.

Ориентироваться на конкретный возраст нельзя, ведь все дети растут и развиваются с разной скоростью. Но можно опираться на пошаговую схему:

Первый этап

Малыш становится помощником. Он еще не выполнял поставленную вами задачу самостоятельно. Но с помощью родителей юный помощник берет на себя инициативу и выполняет часть работы.

Вместе со старшими членами семьи ребенок может мыть полы, кормить домашних питомцев, готовить бутерброды и проч. Объясните задачу и отстранитесь.

Очень важно поощрить малыша за выполненную работу и не вмешиваться, даже если что-то идет не так.

Ведь если родитель перехватит инициативу, в детской душе зародится страх перед самостоятельными действиями: «А вдруг в следующий раз что-то снова пойдет не так? Легче передать бразды правления опытным «игрокам».

Второй

Ребенок уже обладает определенными навыками и при необходимости может воспроизвести «пройденный материал».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во сколько можно сажать мальчиков

Теперь родитель просто напоминает и контролирует. Делать это нужно мягко и без давления.

Как вариант, можно сказать ребенку о расстроенных и грязных ложках, которые ждут, когда их помоют. Или напомнить ему об одиноком пальто, которое забыто в коридоре и хочет встретиться со своими друзьями-куртками в шкафу.

А после того, как ребенок самостоятельно выполнит действие, ему полагается поощрение.

Третий

На этом этапе ребенок уже принял модель ответственного поведения и выполняет все без напоминаний и контроля.

Родители должны служить примером ответственного поведения. В противном случае на третьем этапе дети станут подрожать старшим и уклоняться от своих обязанностей.

Как это поможет ребенку в жизни?

Самостоятельность — это фундамент успешной жизни.

Если родители не поспособствовали развитию самостоятельности и ответственности, вступив во взрослую жизнь, ребенок будет плыть по течению или «цепляться» за сильных людей в поисках поддержки и опоры.

Преимущества самостоятельного принятия решений:

  • ощущения контроля над происходящим (человек сам моделирует свою реальность путем действий, а не попадает в созданную окружающими реальность);
  • высокий уровень самооценки (человек не пассивная жертва, а творец);
  • мотивация (человек выполняет те действия, которые выбрал самостоятельно, а значит, верит в их рациональность и хочет достичь положительного результата);
  • развитие мышления (необходимость принятия собственного решения заставляет анализировать ситуацию, просчитывать результаты и находить оптимальные варианты действий);
  • здоровые отношения с окружающими (человек ценит свой выбор и выбор окружающих).

Ребенок, не развивший навыков принятия решений, нуждается в чужом одобрении и легко попадает под влияние со стороны.

Он сомневается в собственных силах и умениях, старается держаться в рамках привычного и боится пробовать что-то новое.

Советы психологов и практические рекомендации

Как воспитать в ребенке самостоятельность:

  1. Не вмешивайтесь, если ребенок не просит об этом. Однако всегда реагируйте на просьбы о помощи.
  2. Не критикуйте выбор ребенка и не чините препятствий, если этот выбор не несет потенциальной опасности. Малыш хочет надеть синие носки вместо предложенных мамой зеленых носков? Пусть проявит самостоятельность в принятии решений. Ребенок хочет перейти дорогу в неположенном месте? Вот здесь уже можно вмешиваться. При этом нельзя быть строгим надзирателем, который устанавливает запреты без объяснения причин. Расскажите крохе о том, какие последствия может повлечь нарушение правил дорожного движения.
  3. Постепенно снимайте с себя обязанности, которые ребенок может выполнять самостоятельно. Не делайте этого даже если вам комфортнее сделать какие-либо действия самостоятельно (одеть малыша, когда он копошиться, убрать игрушки, когда он ленится или покормить с ложки, если поджимает время).
  4. Предлагайте малышу несколько вариантов выбора, с возрастом увеличивая количество «ходов».

    Так подрастающий человечек научится не просто слепо выполнять распоряжения матери, а самостоятельно анализировать и выбирать.

Как воспитать в ребенке ответственность:

  1. Определите зоны ответственности ребенка (уборка комнаты, уход за домашними растениями или питомцами и т.д.).
  2. Позволяйте малышу встречаться с негативными последствиями своих действий (или их отсутствия). Так ребенок научится понимать и принимать тот факт, что нет никаких сторонних сил, которые позволят избежать ответственности. Упреки и пресловутые «словесные пинки» будут лишь раздражать ребенка. А вот когда он пропустит ошибку через себя, этот урок будет усвоен (пример: не просушил пальто — не смог выйти на прогулку).
  3. Не бойтесь вводить ограничения, которые обезопасят, обеспечат сохранность жизни и здоровья.
  4. Не переделывайте работу ребенка у него на глазах. Такие действия со стороны взрослого служат подтверждением ошибочной установки о том, что ответственность всегда можно на кого-то переложить.

Как воспитывать капризного ребенка? Советы психологов помогут вам!

Ошибки родителей

Пытаясь приучить детей к самостоятельности и ответственности, родители часто допускают типичные ошибки:

Повелительный тон

Ребенок следит за чистотой в комнате, кормит кошку и собирает портфель в школу.

Источник: https://getlady.ru/kak-vospityvat-samostoyatelnost-u-rebenka.html

Как воспитать трудолюбивого ребенка

как воспитать ответственность у ребенка

Трудолюбие – это одно из ключевых качеств здоровой и счастливой личности. Любовь к труду помогает легче и быстрее справиться с жизненными трудностями. И привить её с малых лет в процессе воспитания в силах семья. Именно взрослые, в частности родители, способны дать ребенку пример. И хорошо, если он будет положительный.

Зачем воспитывать в ребенке любовь к труду

Трудолюбие всегда считалось основой культуры и жизнедеятельности. Способность и отношение к труду – это не врождённые качества. Их можно и нужно приобретать.

Детский труд – это основа воспитания. Поэтому важно организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы ребёнок понял, что труд необходим.

Ребёнку недостаточно знать, что трудолюбие – это хорошо. Он должен понимать, почему. Важно объяснить малышу, что труд позволяет ему проявить свои способности и таланты. В этом вопросе невозможно переоценить роль семьи.

Только в труде воспитываются в ребёнке такие качества как дисциплинированность, инициатива, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, доброжелательность, успешность, отзывчивость.

Приучаем к труду, чем раньше, тем лучше

Практика – это основа воспитания ответственности и формирования правильных привычек, таких как трудолюбие. И чем раньше родители начнут заниматься этим вопросом, тем лучше.

То, что основные навыки и привычки закладываются в детстве, знает каждый. Но есть ещё несколько причин, по которым следует приучать ребенка к труду с ранних лет.

  • В каждой семье есть свои правила и устои. И чем раньше малыш начнёт принимать участие в домашнем труде, тем скорее он научится заботиться о братьях, сёстрах, родителях и других членах семьи.
  • Труд повышает выносливость, укрепляет детский организм, требует физического и умственного напряжения. Он также способствует всестороннему развитию.
  • Только начиная трудиться самостоятельно, ребёнок учится ценить то, что делали и делают для него родители. Чем скорее он станет трудолюбивым, тем раньше начнёт проявлять уважение к окружающим.
  • Если у ребёнка появляются свои трудовые обязанности – заправить постель, помыть посуду, убрать игрушки, сделать уроки – он становится инициативнее, настойчивее и ответственнее. Такой малыш никогда не бросит начатое дело.
  • Труд – это также воображение и работа мысли. Поэтому прежде чем что-то сделать, ребёнок размышляет, как и с помощью чего он в состоянии справиться с поставленной задачей.

Большую роль в формировании детского трудолюбия играют родители и их оценочные суждения. Взрослым стоит замечать и отмечать то, что сделал ребёнок. При этом не нужно ругать, а тем более применять физическое наказание, если он старался, но все же не получилось. Главное в этом вопросе – желание и стремление, которые легко уничтожить.

Личность, приученная к труду с малых лет, вырастит выносливой, ответственной, самостоятельной, трудолюбивой, заботливой.

Средства для правильного воспитания трудолюбия

Трудовое воспитание ребенка в семье помогает в моральном и физическом развитии. Только выработав трудовые навыки, дети становятся дисциплинированными и уверенными в своих силах. И здесь всё зависит от формы воспитания.

Трудовая деятельность зависит от полезных задач, имеющихся средств и поставленных целей. Определённым особенностям и девочки, и мальчики учатся тогда, когда наблюдают за взрослыми.

Один из самых главных навыков – самообслуживание развивают у детей раннего возраста. Однако малыши ещё много не знают и не умеют, даже если и стараются.

Поэтому родителям желательно быть благосклонными, спокойными и терпеливыми. Только таким образом они добьются от ребёнка хорошего результата.

Для того чтобы ребенок скорее понял, что такое самообслуживание, важно постоянно заставлять его совершать одни и те же действия, внимательно следить за исполнением и учить его аккуратности, опрятности и чистоте.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется обязанностей по самообслуживанию: убирать постель, одеваться, самостоятельно чистить зубы.

Дошкольникам также в процессе воспитания полезно приобретать способности, помогающие справиться с хозяйством. Это такие задания как уборка со стола и протирание пыли, уборка игрушек.

Даже если результат не был положительным, обязательно хвалите и поощряйте. Однако нужно показать, в чём была ошибка, и как правильно сделать в следующий раз.

Не забывайте и о развитии трудовых способностей и навыков в природе. Такого рода деятельность (экологичное воспитание) отлично воспитывает в ребёнке волю, выносливость и наблюдательность.

У детей обязательно должны быть свои обязанности: кормление рыб и птиц, уход за цветами и животными, выращивание зелени на подоконнике.

Немаловажен и ручной труд. Он формирует такие качества как эстетический вкус, терпение и усидчивость. Отличное решение – поделки из подручных средств.

Психологи выделяют несколько основных форм трудового воспитания:

  • дежурства – так вырабатывается ответственность не только перед собой, но и перед членами семьи. Например, малыш может каждый день накрывать на стол;
  • коллективный труд – такая форма подходит для детей старшего возраста. Особенно хорошо, когда в семье есть двое и больше воспитанников. Так они учатся трудиться в команде;
  • поручения – этот метод помогает развить чувство ответственности. Это индивидуальные задания, которые ребёнок должен выполнить самостоятельно.

Пусть малыш помогает по своим возможностям

Не забывайте о том, что у трёхлетнего и семилетнего ребенка разные способности и возможности. Поэтому в каждом возрасте у малыша свои обязанности.

Не ругайте двухлетку за то, что он не убирает постель – ему это просто недоступно. Лучше похвалить его, что он самостоятельно надел на себя майку, что-то подал или помог донести легкий пакет.

«Скучная» работа в форме игры

Больше всего на свете дети любят играть и не любят когда их «воспитывают». Не лишайте их такой возможности, поскольку труд легко превратить в игру. Так и интереснее, и продуктивнее.

Если кроха отказывается собирать игрушки, придумайте соревнование: кто быстрее – я или ты? Предложите спасти посуду от нашествия пыли или грязи.

Подавайте ребенку пример

Дети подражают родителям, поэтому следите за своим поведением и поступками. Глупо говорить о том, что нужно мыть за собой посуду, если родители сами этого не делают.

Вместо голословного воспитания лучше показать радость от труда на собственном примере. Если родитель ненавидит свою работу, с ворчанием исполняет домашние обязанности, то такое отношение перенимают дети. Подробнее узнать об этой закономерности можно в статье «Счастливая женщина – хорошая мама».

Поэкспериментируйте и подайте ребенку не свой пример, а пример его любимого мультипликационного персонажа. Скажите малышу, что Человек-паук или Белоснежка всегда убирают за собой игрушки и не забывают чистить зубы.

Ставьте лёгкие и чёткие задачи

Маленькие с трудом понимают, что от них хотят. Именно поэтому все просьбы и задания им желательно доносить в корректной и простой форме, иначе не будет никакого результата.

Распределяйте обязанности и планируйте

Ребенку важно знать и понимать, что в семье у каждого есть свои обязанности. Поэтому в целях воспитания заранее объясните, что от него требуется.

Например, поручили каждый день убирать постель, раз в неделю вытирать пыль, каждый вечер собирать портфель. Если не будет системности, не получится ничего добиться.

Для привития навыка трудиться систематически подойдет составление письменного плана простых задач на каждый день. Он сработает лучше, если малыш напишет его своей рукой и по мере выполнения каждого пункта будет его вычеркивать.

Приучаем к осознанному и регулярному труду с помощью сказки

Дети любят мультики, но в современных интерпретациях не так много морали. Поэтому родителям полезно наблюдать за тем, что смотрят их дети.

Сказка – это отличный способ приучить ребёнка к труду. Расскажите придуманную историю, в которой все герои трудятся и получают от этого только радость.

Если в прочитанной сказке окажется, что кто-то получил неожиданное вознаграждение, не приложив к этому усилий, объясните, что чудеса, конечно, случаются, но у тех, кто планомерно и систематически совершает определенные действия намного больше шансов прийти к намеченному результату, чем у того, кому просто повезло.

Как в воспитании учесть индивидуальные особенности ребенка

Каждый ребенок уникален и со своими особенностями. Их обязательно учитывать при воспитании и прививании любви к труду.

Некоторые дети в силу своего возраста застенчивы. Они болезненно воспринимают критику, поэтому с ними стоит быть осторожными и не делать много замечаний.

Есть также дети, которые по своей природе медлительны, хотя многие думают, что это лень. Также внимательно отнеситесь к такому тревожному сигналу, как длительное отсутствие настроения, плаксивость, низкая самооценка и неверие в свои способности. Такое поведение может указывать на наличие депрессии, которая проявляется в подростковом возрасте.

Отдельного внимания заслуживают слишком активные и возбуждённые дети, которые способны делать не больше 1-2 дел в день. Если ребенок не может концентрироваться на выполнении задачи более 2-3 минут и быстро отвлекается необходимо исключить у него такое заболевание как синдром дефицита внимания и гиперактивность.

При воспитании учитывайте пол. Девочки берут пример со своих матерей, а мальчики стараются подражать поведению отца.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Геморрагический васкулит у детей что это

Трудовая деятельность девочки должна быть правильно организованной и ненавязчивой. Она делает то же, что и мама: готовит и накрывает на стол. Особенности воспитания девочек, мы уже рассматривали в другой статье.

Мальчик же, наоборот, в процессе трудовой деятельности в большей степени взаимодействуют с отцом. Поэтому ему интересно работать в гараже или в мастерской. О том, как из мальчика воспитать настоящего мужчину читайте здесь.

Консультация психолога в воспитании трудолюбия: как не отбить охоту помогать

Родители не так часто обращаются к клиническим психологам. И это опрометчиво. Ведь специалист окажет помощь в налаживании семейных отношений.

На консультациях каждый психолог даёт свои советы. Но есть ряд общих рекомендаций, которыми руководствуются практически все специалисты.

  • Если с ранних лет не приучать к труду, вырастет обыкновенный потребитель, неприспособленный к взрослой жизни. Только совместная трудовая деятельность исправит ситуацию.
  • Не переусердствовать в процессе воспитания – вот главное правило. Поэтому не слишком нагружайте маленького ребёнка. Иначе вы добьетесь обратного эффекта.
  • Не забывайте: трудовая деятельность – это не наказание. Воспитанник должен это понимать, а иначе труд у него будет ассоциироваться с обидой и гневом.
  • Объясняйте детям с ранних лет – труд не бывает зазорным, даже если речь идет об уборке кошачьего туалета или мытье унитаза. Также не разделяйте строго женские и мужские обязанности, иначе это воспитает в ребёнке неверные приоритеты.
  • Ребенок должен с детства понимать, что можно, а что нельзя. В противном случае в доме не будет приятной семейной обстановки и порядка.

Только родители на личном примере способны привить трудолюбие. При этом важно не упустить нужный момент и отказаться от криков, наказания, угроз и скандалов. Как это сделать, читайте в одноименной статье. Ведь чем старше малыш, тем сложнее воспитывать в нём какие бы то ни было качества.

Источник: http://kreativlife.ru/kak-vospitat-trudolyubivogo-rebyonka/

Воспитание ответственности у детей

Что касается детей, то, как бы ни странно это не звучало, детская ответственность начинает развиваться с

Что такое настоящая ответственность?

Ответственность — это состояние сознания человека, в котором он даёт полный отчёт своим действиям и принимает на себя вину за все последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств.

Что касается детей, то, как бы ни странно это не звучало, детская ответственность начинает развиваться с проявлением безусловной любви родителей. Проявляя заботу о ребёнке и делая это именно так, как нужно ребёнку (без переборов и недоборов), мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность и самоценность. Только испытав эту безусловнную искреннюю любовь, ребёнок со временем сможет по-настоящему, т.е. с искренней заботой, относиться так и к другим людям.

Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя. А без этого не может быть ответственности, поскольку настоящая ответственность — это осознанное понимание важности в своей жизни каждым своим поступком заботиться не столько о себе, сколько о других.

Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

Поэтому обращайте внимание в первую очередь на мотивы, т.е. на те побуждения, которые заставляют ребёнка поступать тем или иным образом. А эти мотивы с самого детства в сознании своих детей взращивают именно родители. Например,:

 Ребёнок, усевшись на сидении в автобусе, размахивает ногами. Реакция родителей:

  • «Не болтай ногами, это некрасиво».
  • «Смотри ты болтаешь ногами и можешь испачкать пассажиров. Как ты думаешь им будет приятно?..».

Ребёнок, хочет сломать ветку. Реакция родителей:

  • «Не ломай ветку, поцарапаешься».
  • «Почему ты ломаешь ветку? Дерево такое же живое, как и ты!».

Думаю, что заметить разницу можно: в первом варианте родитель, в большинстве случае даже неосознанно, по привычке, больше печётся о своём сиюминутном комфорте, правильности и безопасности, а вот во втором —  родитель старается  раскрыть поведение ребёнка через осознание последствий его поступков.

Ответственность — это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Именно из этого и начинается искренная забота и милосердие, чувство долга и желание помогать другим, сотрудничать и брать на себя обязательства. Казалось бы мелочи, но из них и состоит воспитание ребёнка, в том числе и воспитание ответственности.

Как воспитывать самостоятельность у ребёнка?

Позвольте детям принимать решения. Это необычно слышать, но даже самые маленькие дети могут принимать решения! Просто нужно давать им выбор. Ты хочешь надеть красную рубашку или синюю? Хочешь салат с помидорами или огурцами? Так с детства можно приучать ребёнка к самостоятельности, а когда он станет старше, то можно позволить ему принимать некоторые решения и без участия родителей.

Будьте учителем, а не руководителем — при каждой возможности развивайте его мышление и сознание. Если Ваш ребенок спрашивает Вас, как сделать что-то или то-то, важно не давать сразу же жесткое руководство к действию. Задавайте наводящие вопросы, подталкивая его к проявлению самостоятельности, чтобы Ваш малыш сам пришел к правильному ответу.

Так же настоящий учитель постоянно в диалоговом режиме общается с подопечным о его успехах и ошибках, поэтому он каждый раз поручает такое задание, которое не очень простое, а как раз под силу ему, а значит — интересны. Очень простые задания могут быть скучны ребёнку, поскольку не позволяют ему  полностью проявить свои творческие задатки и таланты, более того, простые задания будут наталкивать его на мысль, что вы ему недоверяете.

Показывайте пример. Важно чтобы ребёнок слышал и видел то, что у и вас есть обязательства и вы их выполняете. Ведь дети всегда склонны подражать и копировать то, что они видят. А чтобы они что-то увидели, иногда нужно сделать на этом особый акцент.

Поэтому при малейшем возможности обязательно проговоривайте вслух перед ребёнком о своих обязанностях: «Папа скоро придёт с работы, поэтому я должна приготовить ему ужин. Может поможешь мне?» или «Смотри, дверь стала плохо закрываться, я должен её отремонтировать. Дверь большая — мне сложно будет это сделать самому. Давай вместе это сделаем?».

Поступая таким образом, ребёнок будет чувствовать себя равноправным членом семьи и осознавать то, что его помощь очень важна и необходмиа его родителям, и не только это.

Родители в ответе за то, чтобы научить ребенка самостоятельно жить в этом мире: у него своя жизнь, свои взлёты и падения, этот путь ему предстоит пройти самому Поэтому, самое главное — дать азы и правила жизни, а не постоянно печься о нём.

Распределите обязаннсоти по дому. На семейном собрании вы можете обсудить все вместе всё то, что нужно выполнять по дому — ребёнок ещё раз увидит и поймет, что родители очень много выполняют обязанностей и подому.

Все дети очень горячо желают стать взрослыми, аж пищат от градущей этой возможности, а на семейном собрании оказалось что за взрослыми закреплены определённые обязаности по дому.

Поэтому для ребёнка, если правильно подойти, разрешить выполнять некоторые обязанности будет настоящим счастьем и гордостью.

Поощряйте за самостоятельность. Если ребёнок выразил желание сделать что-либо сам, очень важно позволить ему это сделать предприняв перед этим все меры безопасности.

Даже если у него в первый раз ничего вообще не получилось, а так скорее всего и будет, — похвалите его за намерение и предложите свою помощь или вдохновите его в следующий раз снова попытаться сделать задуманное.

Помните, мастерство оттачивается опытом — с каждым разом у него будет получаться всё лучше и лучше!

 Если ребёнок не справился с работой — важно разобрать в чём истинная причина и понять ребёнка, а затем помочь или подсказать ему, чтобы у него открылось видение того, как надо это делать и почему именно так. Покажите, что вы то же заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.

 Ответственность — это залог успеха в этом мире, поскольку она стимулирует действовать целенаправленно. Поэтому хоязином своей жизни может стать только ответственный человек.

 Показывать результат безответственности — очень важно для воспитания ответственности у детей показывать им результат безответственного поведения. Об этом мы немного говорили в статье «Воспитание самостоятельности». Хороший вариант — нужно ребёнку поручить посильное ему задание, что бы он понимал, что это не просто задание, а очень ответственное задание и, если он не выполнит своё очень важное и ответственное задание, — он подведёт не только себя, но и других.

https://www.youtube.com/watch?v=tFmBEqrUb7A

В случае провала задания важно не ругать или наказывать, а просто показать как его безответственность скажет на других. Не купил хлеба — значит всем нам придётся ужинают без хлеба; вчера не поставил у батареи сапожки, чтобы они высохли — они остались мокрые, значит сегодня мы не сможем пойдём гулять, пока они не высохнут.

При воспитании ответствености у детей очень важно помнить —  особенность детей — они могут легко забывают о своих поручениях, особенно поначалу, поэтому очень важно придумать какие-либо сигналы-«напоминалки». Это может быть звонок будильника или картинка (в тему) на двери, которая будет ему намекать о том, что ему было дано какое-то важное поручение от выполнение которого зависит счастье его родителей и семьи в целом.

 Kris.h.Nive
LifeSecrets.in.ua

Источник: https://lifesecrets.in.ua/ru/family/parenting-children-in-the-family/267-education-of-responsibilities-in-children.html

Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.  

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.  

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели  

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как не приучить ребенка к рукам

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если, то». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если, то», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.   

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/responsibility

Как можно воспитать в своем ребенке самостоятельность?

Из-за социального давления и устойчивых трендов в сфере воспитания детей, современные родители стремятся уделять развитию ребенка как можно больше времени.

В ход идут курсы и обучающая литература для мам и пап, кружки и секции для малыша, а также престижные школы и дошкольные учреждения.

Осознавая повышенный уровень нагрузки ребенка, домочадцы стараются оградить его от всех забот и хлопот, на корню пресекая стремление юного члена семьи к самостоятельности и ответственности.

Как лечить невроз у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Подмена понятий

Поведение ребенка отрицают и пытаются выгородить малыша перед самим собой :

  • «Разве ты такой плохой? Нет, это в тебя домовой вселился.»
  • «Неужели ты не хочешь делать уборку? Да ты просто устал!»

Такая подмена понятий препятствует формированию осознанности. А без осознанности не может быть ответственности и самостоятельности.

Помощь из сострадания

Ребенок тянет с выполнением домашнего задания? Некоторые родители поспешат помочь и облегчить «ношу» ребенка. Ведь он такой маленький, хочет поиграть и побегать.

https://www.youtube.com/watch?v=XO9c9R5atMA

Школьник не хочет вставать после сигнала будильника? Ну как же его не растолкать! Ведь в школе будут неприятности. Такой подход приведет к тому, что ребенку станет комфортно не брать на себя ответственность.

Что делать, если ребенок не слушается? Ответ узнайте прямо сейчас.

Насмешка

Ребенок зачастую не может выполнить поставленную задачу также хорошо, как родитель.

У него не хватает опыта, ловкости, сноровки и т.д.

Нельзя осуждать малыша за это или насмехаться над плодами его деятельности (даже по-доброму).

Он потеряет веру в собственные силы и откажется от проявления самостоятельности и ответственности.

Самое главное — стать примером правильного поведения для наследника, а не отчитывать и заставлять его.

Родители должны проявить терпение и понимание, чтобы в будущем гордиться ответственным, осознанным и самостоятельным человеком.

О том, как развить в ребенке самостоятельность, узнайте из видео:

Источник: https://psyholic.ru/deti/kak-vospitat-v-rebenke-samostoyatelnost.html

Что такое воспитание и что родители формируют в ребенке

Из статьи вы узнаете, что такое воспитание детей, познакомитесь с его видами. Статья расскажет, почему важен личный пример родителей, как воспитать в ребенке доброту, склонность к лидерству и уверенность в себе.

:

Что такое воспитание ребенка

Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.

Задачи семейного воспитания:

  1. Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
  2. Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
  3. Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
  4. Передать личный и общественный опыт.
  5. Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.

Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.

Виды воспитания ребенка

Родители – педагоги, работающие без выходных. Каждое действие – элемент воспитания, хотят того мама с папой или нет.

Виды семейного воспитания:

  • физическое,
  • нравственное,
  • экологическое,
  • интеллектуальное,
  • патриотическое,
  • гендерное.

Подробнее о видах воспитания.

Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.

По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:

  1. Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем.
  2. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.
  3. Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка.

Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:

Название стиля Описание
Кумир семьи Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм.
Золушка Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии.
Гиперопека Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам.

Важно! Родители и прародители должны придерживаться одного стиля воспитания. Рассогласованность мнений вызывает внутренние противоречия ребенка, формирует двуличность характера.

Формирование личности ребенка в семье

В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.

Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:

  • нестабильность эмоций, противоречивость характера;
  • неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
  • эгоцентризм, эгоизм;
  • психологическая ригидность;
  • эмоциональная холодность;
  • требовательность.

До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем. Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями.

Лучший пример – личный пример

Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.

Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.

Развитие доброты в малыше

Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.

Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу. Поэтому так важно правильно критиковать малыша.

Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится. Но важно не забывать про мотивацию.

Ребенок – лидер

Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.

Не рекомендуется делать из ребенка лидера, если это не соответствует его темпераменту. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, развивать те способности, к которым есть задатки. Выявить задатки можно в процессе наблюдения за различной активностью ребенка.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.

Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:

Низкий уровень Личные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Средний уровень Ребенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы.
Высокий уровень Ребенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам.

Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.

Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник: https://kukuriku.ru/vospitanie/kak-pravilno/cho-eto-cho-formiryem/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой