Как развлекать ребенка в 4 месяца

Как развивать ребенка в 4 месяца

как развлекать ребенка в 4 месяца

Развитие ребенка в четыре месяца – ответственный процесс, ведь малыш становится все более осознанным. Несмотря на то, что ребенок в 4 месяца спокойнее, от этого забота о малыше не должна быть уменьшена. Занятия с ребенком должны быть регулярными.

Какими навыками должен обладать карапуз

В 4 месяца малыш начинает поражать своими способностями. Данный возраст идеален для начала воспитательных работ.

Развитие грудничка в 4 месяца происходит быстро:

  • различает голоса знакомых людей от незнакомых;
  • узнает человека, который больше всего проводит с ним времени, обычно маму;
  • начинается избирательное поведение при выборе игрушек, деление на любимые и не любимые;
  • пытается произносить первые подобия слов или слоги;
  • внимательно отзывается на свое имя;
  • при положении лежа на спине, пытается приподнять голову и шею;
  • начинает хватать ручками предметы, находящиеся перед ним;
  • переворачивается на бок со спины;
  • при грудном вскармливании поддерживает грудь самостоятельно;
  • при искусственном кормлении пытается удерживать бутылочку;
  • лежа на животике может подниматься на ручках, одновременно уверенно держит голову;
  • осознанно выражает эмоции.

Особенности занятий с ребенком

Если вы занимаетесь с малышом, то должны учитывать важные моменты того, как заниматься с ребенком в 4 месяца:

  1. Малышу как никогда необходим тесный контакт с мамой. Старайтесь показывать ребенку все вокруг, старайтесь носить с собой всюду.
  2. Общайтесь с малышом. Даже если вы не понимаете угуканий ребенка, делайте вид, что вы ведете с ним диалог. Карапузу важно, чтобы его слушали и отвечали ему.

Игрушки для младенца

Четвертый месяц развития ребенка подразумевает выбор правильных игрушек, ведь карапуз более тщательно теперь к ним относится:

  • резиновые игрушки, издающие звуки(пищалки);
  • музыкальные игрушки с кнопочками;
  • игрушки антистресс, мягкие, наполненные мелкими шариками.

Игровые занятия

Вопрос как развивать ребенка в 4 месяца крутится в мыслях у каждых родителей. Чтобы было легче справиться с данной задачей, следует почаще прибегать к играм:

  • Игра «Прятки». Малышовская интерпретация всем знакомой игры. Закрывайте свое лицо ладошками и внезапно раскрывайте руки и корчите смешные рожицы, или говорите: «А я тут!».
  • Игра «Щекотушки». При намерении пощекотать малыша весело произносите «Защекочу, защекочу». Ребенок чувствует при этом сильную психоэмоциональную связь.
  • Мыльные пузыри. Ребенку будет крайне интересно наблюдать за парящими пузырьками.
  • Игра «Поймай игрушку». Следует показать ребенку любимую игрушку, а затем положить ее немного поодаль от малыша. Ребенку, для того, чтобы ее достать необходимо будет немного подползти. Развивает физическую выносливость.
  • Игра «Веселый зоопарк». Следует изображать различных зверей и при этом произносить их характерные звуки: «Гав», «Кар-кар», «Мяу» и другие. Обеспечит ребенку умственное развитие, а также отличное настроение.
  • Мячики с крупами. Сделайте из носочков небольшие шарики с различными по форме наполнителями, например, с различными крупами. Ребенку будет очень любопытно трогать мячики. Развивает мелкую моторику.
  • Качайтесь на фитболе с ребенком на руках. Ребенку очень нравятся такие качания, придают успокоение. В это время можно сделать вид. Что вы покачиваетесь на волнах.

Другие занятия с малышом в 4 месяца

Помимо игровых форм воспитания, для полноценного развития карапузика необходимы также и другие мероприятия. Чем заниматься с ребенком в 4 месяца кроме игр:

  • массаж: укрепляет мышечный и костный скелет малыша, способствует правильному физическому развитию;
  • закаливание: укрепляет иммунитет малыша, но следите за тем, чтобы вода была не ледяной, а слегка прохладной. К закаливанию нужно приучать постепенно, понижаю температуру крайне аккуратно;
  • тренировка переворачивания: является очень важным моментом в развитии. Если малыш еще неуверенно переворачивается со спинки, то следует его тренировать ежедневно. Кладите перед ним его любимую игрушку и помогайте слегка при перевороте;
  • рассказывание стихов и сказок: помогает в дальнейшем ребенку при заучивании информации.

Теперь вы более подробно знаете, как развивать малыша в 4 месяца. Главное условие при воспитании ребенка является родительская забота и ласка. Только эти два качества позволят добиться непревзойденных результатов в развитии карапуза.

Источник: https://ladynumber1.com/children/kak-razvivat-rebenka-v-4-mesyaca.html

Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 4-5 месяцев

как развлекать ребенка в 4 месяца

  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • игры для детей
  • мелкая моторика

Первые месяцы жизни с маленьким нарушителем сна и спокойствия уже позади, и вы готовы к покорению новых высот родительского мастерства? Специально для вас Я – Родитель подготовил 8 развивающих игр с четырех- и пятимесячными малышами.

Развитие мелкой моторики и координации

К четырем-пяти месяцам малыши продолжают активнее всего развиваться физически. В этом возрасте появляются первые хватательные рефлексы, ребенок держит головку и даже делает первые попытки сесть. Он тянется к игрушкам, пробует их «на зуб», получая представление о текстуре и объеме предметов.

Развитие зрительной памяти и внимания

Младенцы четырех-пяти месяцев уже осознанно улыбаются, когда видят маму или папу, радостно лепечут и выражают эмоции. Кроха может сфокусировать взгляд, начинает различать близкие и далекие объекты, находить знакомые.

Развитие речи

В этом же возрасте у детей активно начинают развиваться слуховое восприятие и речь. Малыш поворачивает голову в направлении голоса взрослого или звучащей игрушки. Веселая музыка может вызвать у него радостное возбуждение, а грустная, наоборот, заставить замереть.

Малыш пробует лепетать: в отличие от «агукания» лепет – уже более сложный вид речи, который готовит вашего ребенка к произнесению первых осознанных звуков и слогов.

8 развивающих игр с детьми 4-5 месяцев

Чем старше становится малыш, тем интереснее с ним играть. Я – Родитель выбрал для молодых мам и пап развивающие занятия, которые отвлекут от повседневных обязанностей и вызовут искреннюю радость ребенка.

Игра в предметы разной формы и текстуры

Предлагая малышу схватить и ощупать предметы разной формы и текстуры, вы будете способствовать развитию у него координации движений и мелкой моторики.

— игра в предметы разной формы

Для игры подойдут кубики гранью четыре сантиметра и шарики такого же диаметра. Подберите по три предмета каждого вида. Подкладывая малышу по очереди шарики и кубики, следите за тем, чтобы он распределял пальчики по всей поверхности предмета.

— игра в предметы разной текстуры

Дайте малышу предметы разных форм и с разной поверхностью – гладкие, скользкие, шершавые, мягкие, твердые, пушистые, колючие в разумных пределах, упругие. Можно купить в магазине детских товаров тактильные мешочки: они наполнены крупами, бобами или пластиковыми шариками. Чем больше разнообразие, тем интереснее и полезнее малышу будут игры. Тактильные мешочки можно не только давать ребенку для ощупывания, ими хорошо делать массаж.

Игра «Ручки и ножки»

Четыре месяца – это то время, когда малыш «знакомит» свои ручки и ножки. Игры по захватыванию ног развивают общую координацию и моторику.

Малыш в этом возрасте очень любит что-нибудь пинать. Подвесьте над кроваткой игрушки, мячики, погремушки: ребенок будет их отталкивать, а со временем сможет устроить «ножной тир» и выбирать, какую игрушку он хочет раскачать. Не обязательно предметы подвешивать – мячик или неваляшку можно положить в кроватку.

Игра «Маленький пианист»

Ближе к пяти месяцам жизни ваш маленький «хватайка» начинает надавливать на предметы: ребенок получает представления об объеме и плотности объектов.

Лучше всего для игры подойдут клавишные музыкальные инструменты. Не удивляйтесь – в пять месяцев ребенок уже может получить в подарок свое первое игрушечное пианино! Оно принесет ему не только радостное возбуждение, но и научит связывать звук с движениями пальцев.

Перед началом игры покажите маленькому пианисту, как нажимать клавиши, и привлеките его внимание к инструменту.

3 игры на развитие зрительной памяти и внимания

Игры, направленные на развитие внимания и зрительной памяти, позволят научить малыша запоминать новые предметы и находить уже известные.

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!»

Эта игра – фаворит всех мам. Она учит малыша следить за собственным зеркальным отражением.

Привлеките внимание ребенка к зеркалу так, чтобы он обводил себя глазами. Подносите малыша к зеркалу, потом отдаляйте. Пусть он видит, что отражение меняется, когда вы двигаетесь. Возьмите «игрушку» и укажите на ребенка, потом – на себя. В процессе игры малыш научится различать свое и ваше отражения. Не забывайте сопровождать все действия комментариями.

Вы можете играть так по пять минут в день, постепенно привлекая к игре других членов семьи.

Игра «Старое и новое»

Эта игра учит малыша запоминать новые предметы и находить уже знакомые.

Показывайте ребенку знакомые ему игрушки, изредка добавляя новую. Замечайте реакцию узнавания, удивления, проговаривайте названия предметов, их форму, цвет, комментируйте реакцию ребенка. Если он просит – вложите игрушку ему в ручку. Берите ребенка на руки и ходите, демонстрируя ему комнату, большие яркие предметы за окном, на полу, на стене. Переключайте внимание малыша постепенно.

Игра «Прятки»

Прятки развивают внимание малыша.

Покажите ребенку яркую игрушку, задержите ее на расстоянии тридцати сантиметров, давая малышу спокойно рассмотреть каждую деталь. Потом отведите немного в сторону, отодвиньте, приблизьте, спрячьте за бортик кровати. Возьмите другую игрушку и проделайте то же самое. Важно, чтобы малыш наблюдал за передвижениями предметов, интересовался их исчезновением и появлением.

Сопровождайте все свои действия комментариями, чтобы не пугать ребенка неожиданным появлением игрушек.

2 игры на развитие речи

Конечно, ребенок в четыре-пять месяцев еще не говорит слова. Но задача родителей состоит в том, чтобы подготовить его к произнесению звуков и слогов.

Звуки игрушек

Колокольчики, погремушки, пищалки, свистелки – все это, несомненно, понравится четырех-пятимесячному малышу. Издавайте звуки игрушками, а затем повторяйте сами: так вы учите ребенка произносить первые членораздельные слоги.

Знакомить малыша с предметами, издающими громкие звуки, лучше с дальнего расстояния, приближая по мере привыкания.

Учитывайте, что детям до пяти месяцев не нравятся резкие, грохочущие или хохочущие игрушки.

Игра «Первые слоги»

Цель игры заключается в том, чтобы научить ребенка произносить самые простые слоги – «ма-ма», «ба-ба», «да-да» и другие.

Для этого читайте малышу детские стишки-потешки, делая акцент на слогах. Выделяйте их интонациями, сопровождайте жестами:

Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да.

Обращайте внимание на те слоги, которые получаются у ребенка лучше, проговаривайте их по несколько раз.

Когда закончить игру с младенцем 4-5 месяцев?

Играть с малышом можно все время, пока он бодрствует. Но обращайте внимание на его эмоции: замечайте, когда ребенку нравится игра, а когда он не в настроении или устал. В этом случае игры стоит остановить.

Привлекайте к играм с малышом старших детей, если они уже есть. Пусть ребенок учится взаимодействовать и строить отношения с каждым членом семьи.

Какая вы мама?
Узнайте!

Светлана Балашова

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/razvivayushchie-igry-s-detmi-rekomendatsii-roditelyam-detey-4-5-mesyatsev/

Как развивать ребенка в 4 месяца: полезные игры и занятия

как развлекать ребенка в 4 месяца

После трехмесячного возраста развитие ребенка идет все более интенсивно. Пропадает физиологический тонус, угасают рефлексы, поэтому сейчас малыш начинает осваивать осознанные координированные движения. Его эмоции становятся все ярче, он все активнее интересуется окружающим миром. Как правильно развивать ребенка в 4 месяца? Какие занятия помогут в этом?

Он многое умеет

Малыш 4 месяцев способен удивить своих родителей физическими способностями. Уже сейчас он умеет:

  • твердо держать голову в любом положении;
  • переворачиваться с животика на бок и на спинку;
  • в положении на животе опираться только на ладошки, уверенно удерживая головку;
  • садиться, если его подтянуть за ручки (хотя высаживать, даже с опорой на подушки, ребенка еще рано);
  • отталкиваться ножками от опоры, если его поддерживают под мышки;
  • складывать ладони вместе, хлопать ними друг по другу или по предметам;
  • самостоятельно удерживать игрушку до 30 секунд, трясти ее, чтобы она издавала звуки;
  • целенаправленно изучать свои пальчики, засовывая их в ротик;
  • поддерживать мамину грудь (или бутылочку со смесью) во время кормления.

Психоэмоциональная сфера 4-месячного крохи тоже активно развивается. Это заметно, например, по усилению комплекса оживления.

Как еще проявляется совершенствование психических и эмоциональных процессов?

  • Кроха подолгу и активно гулит. Он уже произносит некоторые согласные (м, б, п), связывая их с гласными. Гуление становится ярким – со множеством интонаций, сменой тембра голоса, разбавляется смехом или деловитым «ворчанием».
  • Он реагирует радостным смехом не только на родных людей, но и на красивые игрушки.
  • Узнает свое имя, когда к нему обращаются.
  • Начинает понимать простейшие причинно-следственные связи: погремушка, если ее потрясти, издаст звук.
  • Ребенок уже может испытывать довольно обширный комплекс чувств: радость, обиду, страх, недовольство, любопытство.
  • Любит ощупывать свое тело, рассматривать ручки и ножки, тянуть их в ротик, смотреть на отражение своего личика в зеркале.
  • Малыш узнает своих родных, особенно привязан к маме, чувствует ее эмоциональное состояние. Ему радостно, если мама весела, и грустно, если у нее плохое настроение. Сейчас для крохи важен постоянный контакт с мамой: эмоциональный и физический.
  • Настораживается (может даже испугаться) при виде незнакомых людей. При этом в разряд незнакомцев может попасть и мама, если в ее облике что-то резко изменилось (она перекрасила волосы, надела темные очки).
  • Кроха свободно следит за перемещаемыми предметами. Но если они исчезают из его поля зрения – тут же забывает о них. Если малышу снова показать исчезнувшие предметы, он их сразу узнает.
  • Различает родные и чужие голоса, даже если не видит людей.
  • Прислушивается к звукам музыки, может покачивать им в такт головкой, особенно если это любимые мелодии или песенки, которые сейчас у него появляются.

Важные моменты

Правильно развивать ребенка в 4 месяца помогут 2 несложных правила: активное общение с мамой и тактильный контакт с ней. Важно обеспечить постоянное пребывание мамы рядом: носить малыша в слинге, катать в коляске, брать на руки. И, конечно, создавать благоприятную психологическую атмосферу: чаще гладить, целовать, щекотать, делать массаж, развлекать.

  • Например, можно играть в известное всем мамочкам «ку-ку». В этом возрасте малыши живо реагируют на эту игру, звонко смеются и радуются. Маме нужно спрятаться или закрыть лицо руками, спрашивая: «А где мама?». А затем появиться: ах, вот она где! Затем можно «прятать» ребенка.
  • Также веселой может оказаться игра в «барашков». Нужно «пободаться» с крохой лбами, приговаривая строки известного стихотворения: «Рано-рано два барана».

В этом возрасте важно постоянно разговаривать с ребенком: рассказывать, что его окружает, что где находится, что для чего нужно, что какого цвета, формы. Все это не только поможет крохе чувствовать себя комфортно, но и поспособствует развитию речи. Кстати, для этого также полезно часто читать малышу книжки, особенно со сказками и детскими стихами, потешками, прибаутками. Ритмически оформленная речь поможет ребенку в будущем правильно организовывать собственную  речь.

Речевые игры в этом возрасте весьма незамысловаты (но от этого не менее полезны). Сейчас важно развивать у ребенка навыки речевого подражания. Для этого мама может постоянно повторять за своим малышом издаваемые им звуки.

При этом важно, чтобы кроха видел мамино лицо, мимику, артикуляцию, а также радость от общения с ним. Постепенно ребенок начнет повторять те звуки, которые произносит мама, будет учиться артикуляции, мимике.

Взрослому при этом нужно менять высоту голоса, интонации: то говорить громко, то шептать, то замолкать на время.

Когда ребенок призывает взрослого к общению, важно не отказывать ему в этом. Наоборот, малышу нужно дать «высказаться», внимательно слушая, реагируя на «сказанное», удивляясь или вопрошая, в зависимости от того, какие интонации кроха воспроизводит. Пока он еще не понимает смысла сказанного взрослыми, но ему важно чувствовать, что его слушают и слышат, что общение – это необходимо, что он сам дорог родителям.

Старайтесь как можно реже использовать в своей речи нежные обращения к малышу (зайка, солнышко, лапуля). Используйте для этого имя ребенка. Так он научится соотносить себя именно с ним, а не с «лапочкой» или «кнопочкой».

Кстати, для развития речи сейчас самое время начать пальчиковые игры (гипертонус ручек уже прошел, и их нужно задействовать в полезных занятиях). Самые простые и известные всем игры этой серии – «коза рогатая», «ладушки», «сорока-ворона». Они способствуют развитию мелкой моторики крохи, а значит, и речи, ведь взаимосвязь двух этих центров в мозге человека давно доказана.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  У новорожденного гноится глазик что делать

Приучайте своего ребенка к простейшим правилам общения. Когда кто-то из родных пришел – пусть поздоровается с крохой за ручку, чмокнет в щечку, когда кто-то уходит – с ребенком прощаются нежным рукопожатием, машут рукой «пока». Постепенно это станет для него привычным делом.

Полезные «обучалки»

Развивать малыша в 4 месяца нужно всесторонне. Помимо эмоций и речи, необходимо уделять внимание тактильному восприятию, физическому развитию, помогать крохе изучать свое тело, которым он начал живо интересоваться.

Мама может делать это, задавая вопросы (а где у нас носик, ротик, глазки?) и показывая нужную часть тела (вон наши глазки, вот ротик). Или воспользоваться игрой в «полетели».

Нужно взять ручки малыша, помахать ними, приговаривая: «Наши ручки полетели, на головку (носик, животик, ушки, глазки) сели!». При этом ладошки прижимают к названной части тела.

Основным способом изучения окружающего мира для ребенка сейчас по-прежнему остается тактильное восприятие. Он трогает, щупает, сосет, облизывает окружающие предметы, учится их хватать, трясти, крутить, дергать.

Поэтому развитию сенсорного восприятия также важно уделять внимание. Прекрасно подходят для тих целей развивающие коврики для детей. Шуршащие и звуковые элементы, игрушки, пришитые к ним, очень полезны для малышей этого возраста.

Можно купить готовый коврик или сшить самостоятельно, используя материалы разных фактур.

В этом возрасте малышу понравятся музыкальные игрушки с клавишами или кнопками, пищалки, «игрушки-мякиши» с шариковыми наполнителями. Пусть тренирует моторику, нажимая, ударяя, надавливая.

Очень полезно сшить небольшие мешочки из различных тканей (атлас, бархат, вельвет, фетр, хлопок) и наполнить их разными крупами. Пусть ребенок хватает их, трогает, щупает.

Кстати, хватать и щупать он может не только игрушки или мешочки. Любые безопасные предметы могут дать крохе тактильный опыт: деревянные, металлические, пластиковые, резиновые. Это может быть даже полиэтиленовый пакет или гусиное перо. Главное, чтобы мама следила за безопасностью крохи.

Чтобы зрение было острым

Сейчас малыш уже довольно точно фокусирует взгляд на ярких предметах, может следить за быстро движущимся объектом.

Чтобы стимулировать развитие зрения, можно проводить несложные игры.

  • Положив малыша на животик, обратите его внимание на небольшой мячик яркого цвета. Катайте его перед глазами крохи в стороны. Он будет следить за ярким предметом взглядом.
  • Повесьте перед глазами малыша яркую гирлянду из игрушек, подвешенных на резинке. Он будет не только рассматривать их, но и толкать. А если ему показать, как весело они подпрыгивают, если за них дергать, кроха начнет повторять дергающие движения, тем самым развивая не только зрение, но и координацию «рука – глаз», что очень важно для правильного общего развития ребенка в этом возрасте.
  • Отлично развивают зрение и координацию игрушки-неваляшки. Покажите ребенку, как можно толкать неваляшку. Пока она будет раскачиваться, кроха не отведет от нее глаз, будет следить за раскачивающимися движениями, переводя зрачки из стороны в сторону, то есть тренируя глазные мышцы.

Яркие, сочные, контрастные цвета малыш воспринимает лучше, чем пастельные, размытые и нечеткие. Но многоцветная пестрота его тоже утомляет. Поэтому покупайте ему игрушки, сочетающие не более 4 цветов. То же самое относится к оформлению детской комнаты: она не должна слишком пестрить, 2–3 основных цветов вполне достаточно.

Крепнем физически

Для гармоничного физического развития важно уделять внимание таким аспектам, как закаливание, массаж, гимнастика (необходимые упражнения обычно рекомендуют педиатры). Также физические занятия с ребенком в 4 месяца должны включать упражнения, стимулирующие переворачивания и ползание.

К этому возрасту у детей обычно нормализуется тонус мышц рук и ног, поэтому им необходимы упражнения, направленные на укрепление мышц сгибателей и разгибателей конечностей. Это поможет правильно и своевременно подготовиться к ползанию, а затем – к освоению навыка самостоятельной ходьбы.

Это упражнение полезно для мышц и суставов рук. Уложите младенца на спинку. Вложите в маленькие ладошки свои большие пальцы, чтобы малыш крепко вцепился в них. На счет «раз» осторожно разведите ручки в стороны. «Два» — плавно поднимите ручки вверх. «Три» — вытяните ручки вперед. «Четыре» — опустите их в исходное положение. Повторять можно до 7 раз.

Упражнение помогает развивать тазобедренные суставы и укреплять мышцы ног ребенка. Положите карапуза на спинку и аккуратно возьмите его за голени. По очереди сгибая и разгибая ножки, плавно совершайте круговые движения, как во время езды на велосипеде. Можно сопроводить упражнение известным стихотворением: «Ехали медведи на велосипеде». Старайтесь при выполнении упражнения держать ножки параллельно друг другу.

Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, а также шеи и спины, стимулирует вестибулярный аппарат. Поднимите ребенка на руки животиком вниз, лицом вперед. Поддерживайте его под мышки, пятками уприте в свою грудь. «Полетайте» в таком положении. Можно имитировать гул самолета, чтобы крохе было еще интереснее. Заряд позитива вы получите в любом случае.

Проводите такие занятия, когда малыш здоров, накормлен, бодр и находится в хорошем расположении духа. Но не сразу после кормления, а через 25–30 минут.

Полезно делать упражнения под ритмичный счет. Это развивает слуховой анализатор ребенка и чувство ритма. А если занятия сопровождать ритмичной музыкой – это, кроме прочего, принесет крохе и немало удовольствия.

Ребенок в любом возрасте развивается правильно, если родители ему в этом помогают. И не только полезными играми, упражнениями или яркими игрушками. Основа своевременного развития – гармоничные отношения и здоровый психологический климат в семье, любовь и забота родителей, ощущение покоя, защищенности и собственной нужности, которые ребенок получает. Не важно, сколько ему месяцев и даже лет.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvivat-rebenka-v-4-mesyatsa

Развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь и какие навыки должны быть

Первые 4 месяца развития ребенка являются самыми значимыми в жизни. В этот период происходит самое активное развитие детского организма – за короткий промежуток времени организм адаптируется к окружающему миру и начинает активно его познавать. Важность четвертого месяца жизни ребенка заключается в том, что многие некомфортные этапы развития, в частности связанные с работой желудка, остались позади, и малыш имеет гораздо больше сил, времени и желания на изучение окружающего мира.

Весо-ростовые показатели в 4 месяца

К четырем месяцам в нормальных условиях вес ребенка может достигнуть от пяти до восьми килограмм, а рост может колебаться в пределах от 55 до 65 сантиметров. Весо-ростовые показатели могут меняться в зависимости от условий развития и наследственных особенностей. Небольшие отклонения со временем могут исчезнуть, однако при значительных различиях показателей от средней нормы в возрасте стоит начать беспокоиться.

Изменения рефлексов

У четырехмесячного ребенка пропадает значительная часть врожденных рефлексов. Эти рефлексы создавались природой как стереотипные реакции беззащитного организма на внешние раздражители и в дальнейшем развитии малыша будут лишь мешать. Среди исчезающих к четырем месяцам рефлексов есть:

  1. Рефлекс Моро. Он заключается в движении рук с целью схватывания. Вызвать его можно несколькими способами, в том числе резко ударив по столу, на котором находится малыш, в части стола, отдаленной от головки ребенка на, примерно, двадцать сантиметров. Вызывать рефлекс стоит только ради диагностических целей.
  2. Рефлекс ползанья Бауэра. Его можно заметить, если положить ребенка на живот. Ребенок некоторое время будет поднимать голову и совершать движения спонтанного ползанья. Если около ног ребенка будут находится препятствия, то в процесс спонтанного ползанья добавятся руки, а все движения будут гораздо активнее. Если постоянно работать с этим рефлексом и развивать его, то ребенок сможет научиться ползать гораздо раньше и порадовать своих родителей новым умением уже к пятому месяцу жизни.
  3. Рефлекс Робинсона. Он представляет собой хватательный рефлекс, проявляющийся в том, что малыш с силой хватает любой объект, попадающий ему в руку. Этот рефлекс хорошо видно в случае, когда ребенок крепко сжимает пальцы взрослого, и даже если приподнять руку, то малыш её не отпустит.
  4. Рефлекс Галанта. Его суть заключается в том, что если притронутся к позвоночнику ребенка, то он согнет спину в форме впалой дуги и разогнет ножку в коленном и тазобедренном суставах. Ни в коем случае не стоит проверять наличие этого рефлекса у вашего ребенка самостоятельно – есть риск нанести непоправимые увечья здоровью малыша.
  5. Рефлекс Переса. Он проявляется при раздражении остистых отростков позвоночника, вызывая крик и движения рук, ног и тела ребенка в целом. Также рефлекс Переса отзывается острой эмоционально-негативной реакцией малыша. Как и в случае с рефлексом Галанта, проверку наличия данного рефлекса следует оставить врачам-педиатрам.

Если один или несколько из вышеперечисленных рефлексов продолжают оказывать значительное влияние на поведение ребенка в 4 месяца, то это признак нарушенного развития нервной системы. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу-невропатологу.

Появление новых навыков в 4 месяца

Рост и развитие ребенка неизменно сопровождаются появлением новых умений. К четырем месяцам ребенок должен успешно освоить следующие навыки:

  • Уметь контролировать горизонтальное положение собственного теле и самостоятельно переворачиваться на живот, бок и спину;
  • Находясь в горизонтальном положении на животе, уметь приподниматься на руках и находится в таком положении продолжительный промежуток времени;
  • При помощи взрослого удерживать сидячее положение. Но необходимо помнить, что к четырем месяцам позвоночник малыша ещё недостаточно сильный, чтобы сохранять такое положение без посторонней помощи;
  • Самостоятельно поддерживать груди мамы во время вскармливания;
  • Обдуманно совершать ряд новых действий, среди которых засовывать свои пальцы свои рук в рот;
  • Научиться дольше взаимодействовать с предметами и игрушками. К четвертому месяцу ребенок, обычно, может держать что-нибудь небольшое в руках в течение тридцати и более секунд. Также он будет легче находить причинно-следственные связи в окружении, например, поймет, что нужно сделать с погремушкой, чтобы та начала издавать звуки;
  • Хлопать по предметам ладошками. Как правило, в четырёхмесячный малыш большую часть времени держит ладошки своих рук в раскрытом положении и с удовольствием складывает их;
  • Сходит на нет излишнее перенапряжение мышц верхних конечностей. Однако оно может сохранятся в нижних конечностях;
  • Если удерживать ребенка за подмышки в горизонтальном положении, он должен будет активно пытаться пальцами ног и ступнями оттолкнуться от пола.

Эмоциональные и психические изменения

Данные изменения могут быть прослежены в следующих особенностях поведения:

  1. В возрасте четырех месяцев у малыша заметен большой скачок в развитии зрительного восприятия окружающего мира. Ребенок начинает следить за предметами, отмечать их движение. Если малыши вдруг перестает видеть предмет, то забывает его, однако если через какое-то время вернуть предмет ребенку, он поймет, что это за предмет и вновь с интересом продолжит следить за ним.
  2. Очень ярко проявляется комплекс оживления. Он представляет собой специальную двигательно-эмоциональную реакцию малыша, обращенную к родителю или другому знакомому взрослому. Комплекс состоит из трех основных частей: внимательно и продолжительного взгляда на взрослого, радостной эмоции, выраженной в улыбке, двигательной активности, проявляемой в движении конечностями и головой, а также негромкого крика. Кроме того, комплекс оживления может начать вызываться не только родителями, но и на интересные ребенку предметы.
  3. Четырёхмесячный малыш способен узнать своё имя и начинает откликаться на него. Более того, он будет пытаться произносить отдельный звуки, напоминающие «о», «п», «а» и «м».
  4. Ребенок начнет ярко проявлять отдельный чувства, в особенности страх, радость, любопытство и заинтересованность.
  5. Построение логических цепочек причины и следствия не станут проблемой для ребенка. Это можно будет отчетливо увидеть во время кормления: замечая определенные действия от взрослого, будь то взаимодействие с бутылочкой для сухих смесей или приготовление матерью груди, ребенок утихнет и будет ждать свое питание.
  6. Изучение особенностей собственного тела становится увлекательным занятием и может отнимать у малыша значительное время. Особенно интересно ему будет рассматривать себя в зеркало.
  7. В 4 месяца у ребенка устанавливается крепка психико-эмоциональная связь с его матерью. Он начинает требовать постоянного контакта. Других близких родственников, проводящих с ним достаточное количество времени, малыш начинает запоминать и вести себя с ними открыто. Однако в присутствии новых и незнакомых людей ребенок будет вести себя очень внимательно и осторожно.

Изменения работы глаз

Глаза малыша в 4 месяца становятся более восприимчивы к свету. Ребенок начинает воспринимать гораздо больше разнообразных цветов. Больше всего ему буду нравятся насыщенные, чистые и простые цветы. Лишняя яркость или сосредоточение нескольких цветов на небольшое площади могут раздражать ребенка. Оптимальными цветами для наполнения окружение малыша, его одежды и игрушек будут красный, синий, желтый и зеленый.

Уши и слух в 4 месяца

В этот период развития ребенок начинает активно использовать уши для изучения окружающего мира. Малыш способен узнавать голоса родных и особенно ярко он будет реагировать на голос матери.  В четыре месяца нужно постоянно общаться ребенком.

Говорить нужно медленно, четко и эмоционально, чтобы ребенок привыкал к речи и пытался самостоятельно повторять отдельные звуки. Можно читать сказки или стихи, особенно актуальны народные произведения, так как они изначально создавались с целью обучения детей и имеют хороший распев.

Хорошим вариантом будет постоянное описание для ребенка окружающего мира. Описывать нужно детально, но не использовать сложных слов.

Музыка для ребенка в 4 месяца не должна быть иметь много тонов и более одного инструмента, так как в этом возрасте малыш просто не сможет её воспринимать. В идеале, ребенок должен подражать музыке издавая звуки самостоятельно или с помощью игрушек.

Грудное вскармливание ребенка

При грудном вскармливании в 4 месяца не стоит переживать об избытке питания, если ребенок продолжает нормально набирать в весе, а у матери нет проблем с лактацией. Малыша необходимо кормить при первом его желании и пока он не наестся.

Вскармливание ребенка с помощью сухих смесей

Как и в случае с грудным вскармливание, при кормлении сухих смесей ребенка нужно кормить при его первом требовании. Это значит, что за день будет примерно около семи кормлений. Стоит помнить, что объем смеси должен равняться 70% от общей массы малыша.

Необходимость в прикорме

Большинство современных педиатров считают, что вплоть до полугода ребенок получает всех необходимые для развития витамины и микроэлементы из молока и сухих смесей и потребности в прикорме нет. Прикорм с помощью соков может привести проявлению аллергий и избыточной кислотности в желудке.

Помощь малышу в развитии

В возрасте четырех месяцев одним из самых лучших способов помочь ребенку в развитии – это постоянно общение. Постоянно говорите с ним и внимательно прислушивайтесь к нему. Комментируйте каждое своё действие, описывайте каждый предмет в доме, говорите об всем происходящем на улице.

Полезно для ребенка будет чтение книг. Читать нужно медленно, четко и экспрессивно. Процесс чтения через определенные промежутки времени следует прерывать просмотром иллюстраций. Необходимо красочно описать изображенные на ней предметы и объекты.

Очень важно проводить основательное знакомство ребенка с окружающим миром. Как можно чаще выводите его на прогулки на улицу, детские площадки и парки. Давайте ребенку поиграться с предметами, которые не представляют для него опасности.

Набор домашних игрушек ребенка можно постепенно обновлять, но будьте внимательны и случайно и выбросьте его любимые. Больше всего четырехмесячному малышу нравятся игрушки, которые можно помять, покидать и побить. Также его могут заинтересовать музыкальные игрушки и любые пищалки-свистелки.

Игры с малышом в 4 месяца

В 4 месяца с малышом можно проводить время за играми «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и другими. Они не только вызывают различные положительные эмоции у малыша, но и сближают его с родителями, что очень важно в этом возрасте.

Рекомендуем обатиться к специалисту!

Источник: https://12mama.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-v-4-mesyatsa.html

Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, потешки

Как развивать ребенка в 4 месяца? Какие игры и упражнения ему нужны? Что главное в развитии малыша? Об этом мы начали говорить в первой части «Ребенок в 4 месяца», а сегодня научимся простым и очень полезным для малыша играм, упражнениям и маминой гимнастике с потешками для четырехмесячного ребенка.

Игра в переклички

Это  очень важная для своевременного развития ребенка игра, играть в которую мы начинаем с ним даже раньше возраста 4 месяцев.  Игра заключается в том, что мама говорит вслед за малышом те звуки, которые он уже произносит, побуждая его прислушиваться к ним и повторять.

Если игра состоит только из речевого общения, то она длится 3 минуты. Если же в нее включается показ разных предметов и игрушек, то тогда игра может длится до 6 минут.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как понять что у грудничка болит горло

Перед началом игры в перекличку уберите всё лишнее, что может отвлекать внимание малыша.

1.Начните разговаривать с ребенком, называя его по имени, поглаживайте при этом малыша.

Малыш начинает вслушиваться в Вашу речь, и это очень важно! Тяните – интонационно выделяйте в своей речи гласные звуки, чтобы ребенок стал слышать их — выделять их из речевого потока. Например: «Потягуууууушеньки, мой Ванююююююююшенька!».

Используйте стишки, песенки потешки, называйте части тела малыша, действия. Такое общение длится примерно 1,5 минуты (конечно, это лишь примерный ориентир, главное – ориентироваться не на часы, а на ребенка).

2. Затем покажите игрушку, дайте ее ребенку в руки или поиграйте на музыкальной игрушке.  Показ игрушки сопровождайте речью – называйте игрушку, ее части, действия. Повторяйте слова. например: «Вот какая лошадка! Иго-го! Иго-го – говорит лошадка.

Поскакала, поскакала, цок-цок-цоооооок. Прыг-скок. Ноооооо! Вот у лошадки голооооовка, а вот хвоооостик. Какой длииинный, красииивый хвоооостик!» и т.д. Говорите, выделяя интонацию: восклицательную, вопросительную, чтобы малыш учился слышать ее в речи.

Делайте паузы между фразами во время своего разговора с малышом, чтобы малыш смог отреагировать ответным звуком. Используйте при демонстрации игрушки потешки и коротенькие стишки.

3. Уберите игрушку из поля зрения ребенка и снова начните общение с ним без игрушки. Попробуйте говорить одну фразу с разной интонацией. Малыш начнет к ней прислушиваться и выделять в потоке речи разные интонации. Говорите то громко, то тихо. Это развивает слуховое сосредоточение у ребенка, он будет вслушиваться в Вашу речь, которая звучит по-разному.

  Можно произносить беззвучно гласные а, о, у), чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции звуков (то есть только губы «говорят», а звука нет). При этом утрированно произносите звуки, тяните их, добиваясь того, чтобы малыш обратил внимание на Ваши губы.

У многих детей при этом возникают подражательные движения губами, что способствует развитию артикуляционного аппарата и облегчает в последующем появление у ребенка речи.

В переклички включаются звуки, которые уже есть у ребенка. Однако понемногу вводите в них и те звуки и слоги, которые малыш еще не освоил, расширяйте «репертуар» перекличек.

О чем говорить с малышом в перекличках? О чем угодно!  О том, что малыш делает или будет делать, о близких взрослых, об игрушках – о том, что его окружает и что составляет его жизнь. Классический «репертуар» таких «разговоров» Вы найдете в любом сборнике потешек для малышей. Некоторые потешки и стишки Вы найдете далее в этой статье.

Такие переклички повторяются ежедневно и создают прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка. Они дают основу для разнообразного развивающего взаимодействия малыша с мамой, создают базу для развития речи и интеллекта в будущем, ребенок  в перекличках ощущает чувство эмоциональной близости и защищенности, радость от общения и обмена репликами.

В перекличках малыш уже не просто пассивно воспринимает мамины слова и действия, но активен – он отвечает маме улыбкой, жестом, тянет ручки, гулит. Это тоже очень важно для развития малыша!

Раньше, когда малыш на пятом месяце жизни гулил, взрослые старались поддержать его первые попытки произнесения звуков и напевали ему протяжно:

Поёёёёт – поёёёёт солоооооовушек!

Поёёёёт – поёёёёт молооооооденький!

Молооооооденький, хорооооошенький!

Хорооооооошенький – пригооооооженький!

Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!

Пооооет-пооооет голубооооочек!

Аааааай-да малееееееесенький!

Аааааай-да радеееееесенький!

Аааааагуууууль, ааааагууууууль,

Аааагулеееесеньки!

Эти пестушки можно использовать и в перекличках с современными детьми. Они  проверены и отточены веками воспитания малышей.

Потешки

Используя потешки в уходе за ребенком или в  играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т.д.).

Используйте разные интонации – говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо – громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.

Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на Вашу речь.

Наблюдайте за реакцией малыша – какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.

Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом – одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.

Учусь себя слушать

Создайте тишину во время гуления ребенка, чтобы он научился себя слышать, узнавать свой голос. Можете записать его гуление на диктофон (когда малыш весел и активно гулил) и потом дать прослушать эту аудиозапись. Малыш, прислушиваясь к своим звуками в аудиозаписи начинает их повторять. Поговорите с малышом с разными интонациями, похвалите его.

Примечание: Ребенок не научится себя слышать и прислушиваться к речи взрослых, если в доме постоянно работает телевизор или радио  и создается шумовой фон, утомляющий малыша.

Играем с предметами. Учимся захватывать и удерживать в руке игрушку или предмет

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/kak-razvivat-rebenka-v-4-mesyatsa-igry-uprazhneniya-poteshki/

Развивающие игры для ребенка в 4 месяца

Игры на развитие координации движений, зрения, слуха ребенка в 4 месяца. Первые книги для ребенка четырех месяцев. Во что играть с ребенком возрастом в 4 месяца?

Предыдущие развивающие занятия с мамой не прошли даром — теперь «хватание» стало целенаправленным действием малыша. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы. Понаблюдайте за ним, давая ему новую игрушку. Он обязательно ее пощупает, покрутит и попробует на вкус. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот.

Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».Более того, четырехмесячного ребенка уже интересуют такие свойства предметов, как температура, особенности поверхности. Удовлетворите его интерес в игре! Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда.

Ничего страшного, если кроха сунет пальчики в теплую кашу или кисель. Это будет еще одной ступенью познания окружающего мира.Ваше чадо учится сознательно разжимать ручку, и выпускать из нее предмет, который держал. Вот он выбрасывает из кроватки игрушки. Радуйтесь первому опыту активного взаимодействия с малышом: он бросает, а Вы подбираете и снова даете ему в ручки. Это повториться много и много раз, возможно, Вам это надоест.

Настройте себя на понимание — что все это нужно для развития ребенка, и смиритесь! Если вы действительно устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой эмоциональной реакции на знакомого взрослого (родителя, близких родственников), которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2-3 метра в вертикальном положении (на руках другого взрослого).

Близкого человека малыш узнает даже по голосу, при том, что последний не попадает в поле его зрения.

Ребенок начинает по-разному реагировать на положительную и отрицательную интонацию голоса взрослого. Так, например, если взрослый его «отчитывает», т.е. им недоволен, это может вызывать плач.

Вместе с тем, при ласковом и достаточном общении со взрослым малютка имеет необыкновенно доброжелательный вид и преимущественно пребывает в хорошем расположении духа, длительно, певуче и громко гулит, слышится устойчивое, яркое «а-а-а», «ау-ау», «у-ва, у-у-ва» и т.п.

Развиваем координацию движений.

Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).

Игра с неваляшкой (развитие умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитие памяти).

Покажите ребенку, лежащему на спине, игрушку. Например, матрешку-неваляшку (1-2 мин.) с расстояния 50 см. Завлеките его внимание покачиванием игрушки. Затем плавно перемещайте игрушку так, что она оказывается сбоку. Опять же раскачайте ее, привлекая внимание малыша.

И вот ребенок уже сам тянет руки к матрешке, расположенной теперь уже перед ним, дотягивается рукой, дотрагивается до нее, отталкивает, раскачивает, т.е. приводит ее в действие.

Вы также можете показать матрешку-неваляшку ребенку, находящемуся на руках у другого взрослого, т.е. из вертикального положения (сажать малыша не следует). Ребенка поддерживают под спинку. Он «узнает» неваляшку с расстояния 50-80 см.

Взрослый подносит малыша к игрушке, давая возможность исследовать ее из вертикального положения.

Игра «Веселый мячик».

Ваша задача научить четырехмесячного малыша перекладывать игрушку или любой предмет из одной руки в другую.

Для игры потребуется небольшой красочный мячик. Исходное положение малыша — лежа на животе. Протяните крохе шарик, и после того, как он возьмет его, начните читать потешку:«Вот такой веселый мяч!» — Слегка сожмите ручку ребенка с шариком, потрясите ею.«Он готов пуститься вскачь!» — Не сильно потяните за мячик, так чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

«Так и просится играть!» — Подергайте игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.«Трудно будет удержать!» — Направьте мячик к другой руке малыша, так, что бы он смог сам, или с Вашей помощью перехватить мячик другой рукой.«Мячик прыгал и скакал, Снова в ручки к нам попал!» — Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

В продолжение игры – меняйте руки малыша, чередуя перекладывание то в левую, то в правую руку.

Зачем у человека две руки?

Учите ребенка «работать» двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку.

Вот отличное занятие для развития координации движений малыша в 4 месяца: малыш держит кольцо одной рукой, а Вы даете ему погремушку в другую руку, затем, о чудо — предлагаете для изучения новую музыкальную (небольшую, чтобы умещалась в одной руке) игрушку.

Что же кроха будет делать? Новая игрушка заинтересовала его, но и другие игрушки не хочется выпускать. И вот он перекладывает погремушку в руку с кольцом и легко берет «новинку». Конечно, это все получится не так легко и быстро, пробуйте экспериментировать с разными вариациями

Дайте крохе большую (для одной руки) игрушку, и покажите, как ее держать двумя руками. Затем предложите ее без предварительного показа «как это держится».

 Первая физика! Понятие причинно-следственных связей.

  • Постройте из подручных средств небольшую горку, так чтобы ребенок хорошо видел происходящее. А теперь скатите с этой горки небольшую машинку на колесиках (или любую другую игрушку). Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Вот как!
  • Приобретите малышу игрушку, где при нажатии кнопки появляется звук или возникает световой эффект. Однако психологи советуют обращать внимание на то, чтобы при повторных манипуляциях с игрушкой была возможность выключить звук, либо чтобы звук был кратковременным. Так Вы избавите себя и ребенка от продолжительного назойливого «пения», раздражающего слух.

Развиваем зрение.

До сих пор ребенок мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же четырехмесячный малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет. Поэтому можете смело изучать из окна события, происходящие во дворе – будучи уверенной, что ребенок все видит.

Расширяем понимание звука и речи.

Малыш уже научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку, произносить гласные звуки. Это важная веха в его развитии.

Гуление ребенка в 4 месяца — «тренировка» достигнутых речевых навыков. Оно говорит взрослому о многом и, прежде всего, о том, что дитя чувствует себя «на высоте». В этом возрасте необходимо чаще разговаривать с младенцем, рассказывать ему о мире и окружающих предметах в доме и на улице, слушать, что он вам отвечает.

Для четырех месячного ребенка важно любые свои и Ваши с ним общие действия сопровождать словами.

Обращайтесь к нему с несложными просьбами, и, если он пока не совсем понимает – выполняйте их за него. Например: «Миша, дай маме собачку» (он этим временем держит ее в руках), затем возьмите игрушку из его рук и поблагодарите – «Спасибо, мой хороший!». Конечно же, надо следить, чтобы на это действие у малыша не было отрицательной реакции.Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица.

С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.

Ребенок уже захвачен многообразием звуков и интонаций. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может специально произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, покашливание, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова.

Так он и забавляется, издавая то очень громкие, то тихие звуки, получая удовольствие от эффекта, который он производит.

Атмосфера для «разговора» малыша.

Вашего малыша не так-то просто «разговорить»? Вы можете активизировать его речевое развитие. Для начала создайте атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя

Источник: https://mamsik.net/igry-do-goda/135-razvivayushchie-igry-dlya-rebenka-v-4-mesyatsa.html

Как развивать ребёнка в 4 месяца: игры, упражнения, игрушки

В 4 месяца малыши уже многое умеют, их всё меньше беспокоят колики и повышенное образование газов. До прорезывания зубов ещё далеко, а значит пришло время для активного роста и развития. Как помочь маленькому человеку пройти этот важный этап жизни, как развивать ребёнка в 4 месяца, расскажем далее.

Что может малыш в 4 месяца

К возрасту 4 месяцев у крохи в норме должны сформироваться первые умения и навыки, подтверждающие его гармоничное физическое и психическое развитие. К ним относят:

  1. Умение удерживать голову в положении лёжа на животике.
  2. Осознанную реакцию на появление других людей, разговоры с ним и игры.
  3. Способность удерживать предметы между большим и указательным пальцами.
  4. Умение самостоятельно переворачиваться с боков, со спины на живот и наоборот.
  5. Способность следить взглядом за предметами неподалёку, за движением своих рук.
  6. Реакцию на звуки, различие интонаций.

Усреднённые физические параметры детей этого возраста представлены в таблице.

Мальчики Девочки
Рост, см 63,9 62,1
Вес, кг 7 6,4
Окружность головы, см 42 41
Объём грудной клетки, см 40 39

Как правильно заниматься с малышом

В перерывах между питанием и сном у родителей есть время, чтобы общаться с малышом, способствуя при этом его правильному психическому и физическому становлению. Развивающие упражнения можно включить как элементы игры во время прогулки, купания, гимнастики, массажа и кормления.

Главное условие занятий – хорошее самочувствие и настроение у крохи и его родителей. Малыш должен быть бодрым, весёлым и сытым. Чёткого времени для занятий педиатры не оговаривают, но лучше всего для игровых элементов подходит утро и время после дневного сна и кормления.

Если родители принимают решение: развиваем ребёнка 4 месяца дома, то занятия с ним могут иметь форму:

  • игр;
  • физических упражнений;
  • разговора с крохой;
  • развивающих картинок;
  • прослушивания аудиозаписей или мелодий.

Физические упражнения для крупной моторики

Развивающие игры для детей 4 месяцев должны способствовать развитию крупной моторики, укреплению мышц конечностей. Свои действия взрослому лучше комментировать спокойным уверенным голосом, чётко считать количество подходов – так у крохи развивается чувство ритма и в целом слуховой анализатор.

Зарекомендовали себя такие упражнения:

  1. Велосипед (для укрепления мышц в ногах и правильного формирования тазобедренного сустава). В положении на спине ноги малыша поочерёдно сгибают в колене, придерживая за голени. Ступнями малыша описывают воображаемые круги как при езде на велосипеде.
  2. Фитбол. Малыша аккуратно, придерживая с обеих сторон, кладут животом на надувной мяч. Плавно перекатывая мяч вперёд, дают ребёнку коснуться ладошками пола, затем возвращают в начальное положение. Важно, чтобы кроха уже хорошо держал голову.
  3. Самолёт (укрепляет мышцы спины и шеи). Малыша животом вниз поддерживают под мышки, его ступни упираются в корпус взрослого. Движения в таком положении вперёд и назад укрепляют вестибулярный аппарат новорождённого.

Развиваем мелкую моторику

Когда у педиатров родители спрашивают, как развивать ребёнка на 4 месяце жизни, одним из первых они получают совет проводить пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики – владение пальцами рук, умение выполнять точные действия – залог нормального речевого развития крохи.

Развивающие игры для детей 4-5 месяцев в этом случае заключаются в мягком поглаживании, сгибании и разгибании пальчиков под считалки или стишки. Совмещение этих двух упражнений способствует развитию слуха, ритмики и памяти у крохи, а также увеличивает эмоциональную привязанность к взрослому.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Неполная прозрачность мочи у ребенка что значит

Важно помнить о хрупкости суставов кистей ребёнка и не давить на ладонь при разгибании пальцев.

Психоэмоциональное развитие

Развивающие занятия для детей 4 месяцев необременительны для родителей, но закладывают в малыше основу будущей социализации и саморазвития. Простые игры с крохой, которые принесут удовольствие всем участникам процесса:

  1. Бодание. Под ритмичный стишок взрослый несколько раз соприкасается лбами с малышом.
  2. Приветствие. При виде других людей взрослый учит маленького делать характерные взмахи рукой со словами приветствия или прощания.
  3. На руки. Перед тем как взять кроху на руки, родители протягивают руки к нему и несколько секунд остаются в таком положении – через время малыш научится копировать этот жест и поймёт его значение.

Игрушки для 4-месячных

Погремушки и предметы разнообразной текстуры – лучшие развивающие игрушки для детей в 4 месяца. Они издают громкие звуки, могут быть яркими цветными или содержать сюжет из мультфильма. Дети в этом возрасте могут осознанно бить по игрушке, чтобы услышать новый звук, и даже удерживать в пальцах.

Понравятся малышу и резиновые пищалки, пупсы с мягким корпусом, тряпичные животные с элементами из тактильно отличающихся материалов, а также кнопочные музыкальные игрушки.

Ещё один достойный внимания вариант – сенсорный коврик. Лёжа на животе малыш может ощущать разные текстуры игрушки и развивает сенсорное восприятие. Яркие цвета коврика тоже помогают развиваться системе зрения.

С этой же целью стоит показывать малышу развивающие картинки для детей в 4 месяца. К этому времени новорождённые уже различают все цвета, могут фокусироваться на предметах вблизи и на дальних расстояниях, воспринимают образы, получаемые с обоих глаз, как одно целое.

В этом возрасте рассматривание сложных картинок с геометрическими узорами разной глубины, повторяющимися орнаментами и асимметричными элементами считается полезной тренировкой для зрительной системы крохи.

Несложные упражнения, выполняемые регулярно, помогают детям расти здоровыми. Единственно верных рекомендаций, как нужно развивать ребёнка в 4 месяца, не даст ни один педиатр, потому что для каждого малыша этот процесс индивидуален. Ориентируясь на показатели нормы физического и психического развития, родители должны сами выбирать методы занятий с маленьким человечком.

Источник: http://wsvet.ru/kak-razvivat-rebjonka-v-4-mesjaca-igry-uprazhnenija-igrushki/

Как развивать ребёнка в 4 месяца? Играем, общаемся и растём правильно

Здравствуйте, наши дорогие читатели. Совсем недавно в вашей семье появился долгожданный наследник, и теперь вы интересуетесь, как развивать ребёнка в 4 месяца? Мы расскажем, как это сделать.

Из этой статьи вы узнаете, почему не стоит усаживать ребёнка в подушки, как вызвать у него желание дотянуться до игрушки, в какие игры играть с таким крохой, как укрепить ручки и ножки и почему так важно петь ему песенки.

Расширяем кругозор правильно

В 4-месячном возрасте малыш уже уверенно держит голову и вертит ею во все стороны. Также он научился пользоваться руками, чтобы приподниматься, лёжа на животике. Такие усилия не напрасны, ведь кроха хочет побольше увидеть.

«Нет» раннему усаживанию

Поэтому некоторые родители усаживают ребёнка, окружая подушками. Конечно, из такого положения ему удается рассмотреть гораздо больше, но имейте в виду, что может пострадать неокрепшая спинка. Стоит ли рисковать? Мы уверены, что нет.

«Да» маминым ручкам

Многим деткам в таком возрасте нравится находиться на руках у взрослого в вертикальном положении. Так они чувствуют ваше тепло, защиту и могут с удовольствием разглядывать всё вокруг.

А как же на улице?

Доктор Комаровский рекомендует во время прогулки на свежем воздухе, когда малыш не спит, достать его из коляски и поносить на руках вертикально спинкой к себе. Так он сможет увидеть цветочки, веточки, движения людей и животных. Расскажите малышу, что его окружает, назовите предметы и явления.

Укрепляем ножки

4-месячный ребёнок активно готовится ползать и ходить. Для этого ему нужно познакомиться со своими ножками и понять, для чего они нужны. Кроха уже резво разгибает и сгибает ножки в коленках, когда лежит на спине? Мы советуем вам надеть на них носочки с ярким рисунком. Малютка обязательно захочет поймать себя за стопу и притянуть к себе. Это очень позабавит его и окружающих.

Поддерживайте ребёнка под мышками и дайте возможность упереться ножками в твёрдую поверхность. В таком положении малыш сможет приседать. Он сразу же почувствует себя уверенно и покажет, как ему хочется стоять. Проделывайте это простое упражнение регулярно.

Развиваем ручки

Мы советуем вам подвесить над кроваткой или коляской яркие и создающие шум игрушки. Сначала малыш будет просто наблюдать за ними, но потом неизбежно захочет дотянуться рукой. Также можно ставить игрушку перед ребёнком, когда он лежит на животике. Любопытство возьмёт своё и в этом случае.

Для начала можно облегчить ребёнку задачу и слегка дотронуться погремушкой до ручек малыша. Поднесите игрушку на близкое расстояние, а затем отведите её подальше. Проделайте так несколько раз в медленном темпе: ребёнку будет полезно понаблюдать за передвижениями предмета.

Хорошо разминает кости и мышцы грудничка следующее простое упражнение. Возьмите ребёнка за ручки, поднимите вверх, затем опустите, скрестите их спереди, а затем разведите в стороны. При этом можно напевать весёлую песенку.

Укрепляем мышцы спины и живота

Возьмите малыша за ручки и подтяните его в сидячее положение, после чего плавно опустите назад. Проделайте так несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы спины и позвоночник ребёнка.

Когда малыш лежит голенький, осторожно проведите по спинке ногтями. Он отреагирует и выгнет спину, а также поднимет голову. Проделайте то же самое в положении лёжа на спине, тогда вы увидите, как напрягутся мышцы живота.

Малыш ещё не освоил технику переворачивания с животика на спинку? Не беда. Можно помочь ребёнку быстрее научиться этому действию.

Полезно выполнять поворачивание грудничка со спины на живот, медленно потянув его за правую ручку. При помощи левой ручки верните малыша в исходное положение.

Положите малыша на край расстеленного одеяльца животом вниз. Затем возьмите одеяльце за кончики и аккуратно приподнимите, чтобы ребёнок перевернулся с животика на спинку. Это ещё одно упражнение, которое поможет грудничку увереннее переворачиваться.

Общение

Малыш в 4 месяца уже отчётливо слышит и реагирует на звук. Поэтому дайте ему возможность как можно чаще слушать ваш ласковый голос, забавные стишки, спокойные и ритмичные песенки, классическую музыку.

Ваш малыш беспокоится перед сном? Рекомендуем в процессе укладывания всё время петь ему одну и ту же колыбельную. В результате у него выработается привычка засыпать под звуки мелодичной песенки.

Наблюдая за вашей манерой общения, малыш захочет ответить и начнёт издавать звуки. Можете порадоваться за него, ведь это первые попытки заговорить.

Эмоции

Мы знаем, какое удовольствие доставляет родителям первый смех малыша. Поэтому развлекайте его как можно чаще: стройте весёлые рожицы, легонько пощекочите, создавайте разные звуковые эффекты.

Детки в возрасте 4 месяцев обожают подобные фокусы в исполнении родителей. Но не переборщите, иначе бурное веселье может окончиться периодом беспокойства. Научитесь вовремя останавливаться.

Игры с 4-месячным ребёнком

Даже такой кроха уже нуждается в простых играх. Так он учится распознавать причинно-следственные связи и развивает логику. Мы подготовили для вас небольшую подборку из простых игр, которые отлично развивают малыша в домашних условиях.

Прятки

Поиграйте с малышом в прятки. Это очень просто, как и всё в его возрасте. Спрячьте лицо руками и снова появитесь, скорчив весёлую рожицу и издавая смешные звуки. Затем снова спрячьтесь и снова появитесь. Малышу будет забавно наблюдать за происходящим.

Как едет машинка

Соорудите небольшую горку при помощи наклонной плоскости и спустите с неё машинку, когда ребёнок наблюдает за процессом. Проделывайте так почаще, и малыш быстро освоит эти действия.

Пищалки

Дайте ребёнку в каждую ручку пищащую игрушку. Покажите ему, что сжатие приводит к появлению звука. Игрушки можно сжимать по очереди и одновременно. Когда малыш поймёт, как управлять воспроизведением звука, вы будете наслаждаться концертом каждый день.

Имитация звуков

Мы рекомендуем вам побольше показывать сыну или дочке в 4 месяца, как пыхтит паровозик, рычит лев, мяукает кошечка, едет машинка. Детки очень любят такие спецэффекты и будут прикладывать усилия, чтобы тоже научиться так делать. Как только появятся первые успехи, усложните задачу и попробуйте «зазвучать» с ним дуэтом, а можно по очереди, когда каждый участник разыгрывает свою партию.

Мыльные пузыри

Ваш кроха будет с удовольствием наблюдать, как вы надуваете пузыри, как плавно они плывут по воздуху и переливаются, а затем вдруг лопаются и опускаются малышу на носик мелкими брызгами. Мы советуем вам доставить себе и ему такое удовольствие.

Удивление

Удивите вашего ребёнка записью его лепетания, доносящегося из планшета или другого электронного устройства. Также можно дать ему послушать голос мамы или папы в записи и понаблюдать за реакцией малыша.

Самое важное в развитии 4-месячного ребёнка

Итак, пришло время подвести итоги. Когда малышу исполнилось 4 месяца, он уже имеет много навыков. Но многому ему ещё предстоит научиться. Как эффективно помочь малютке? Мы кратко перечислим самые важные моменты:

  • Каждый день делайте малышу лёгкий массаж и гимнастику для рук, ног и туловища. В этом вам поможет видео из интернета.
  • Мотивируйте грудничка дотянуться до игрушки.
  • Давайте пощупать предметы разных форм и из разных материалов.
  • Подолгу разговаривайте с ним, повторяйте названия предметов и называйте родственников.
  • Подольше удерживайте ребёнка в вертикальном положении, как дома, так и на улице, чтобы он мог наблюдать за происходящим вокруг.
  • Пойте песенки, включайте классическую музыку.
  • Играйтесь с крохой, смешите и развлекайте его.

Теперь вы знаете, как разнообразить время, когда ваш ребёнок бодрствует? Надеемся, что да. Оставляйте ваши отзывы к статье в комментариях и подписывайтесь на обновления! До скорого свидания.

Источник: http://nii-evrika.ru/kak-razvivat-rebyonka-v-4-mesyaca/

Игры с ребёнком в 4 месяца: развивающие занятия и игрушки для малышей

Сегодня на friendly-life.ru подберем игры с ребенком 4 месяца. Ведь в первый год жизни ребёнок активно развивается эмоционально и физически, впитывает в себя все окружающие его образы. Поэтому с малышом нужно играть и разговаривать, закладывая основные механизмы поведения на примере взрослых. Мозг, как и мышцы тела, необходимо постоянно тренировать. Интеллектуальную сферу у ребёнка, которому 4 месяца, игры помогают развить лучше всего.

Особенности развития

В четыре месяца у ребёнка увеличивается время активности, снижается длительность периода сна. Родителям важно постоянно находиться рядом с грудничком, общаться с ним, обнимать. Игра поможет развить некоторые параметры:

  • тактильные ощущения;
  • хватательные движения; 
  • умение поднимать и держать голову, что укрепит мышечный корсет;
  • мозговые центры органов осязания;
  • эмоциональное восприятие.

Четырёхмесячный ребёнок нуждается в игрушках, ведь он хочет развлекаться во время бодрствования. Малыш уже должен учиться хватать то, что ему предлагают, различать поверхности предметов на ощупь, брать вещи из рук родителей.

Чаще всего нужно задействовать кисти рук и ладони, так быстрее разовьётся мелкая моторика. Ладонная поверхность содержит множество нервных окончаний, которые стимулируют большую часть головного мозга.

Также совершенствуются тактильные возможности и задействуются активные биологические точки, нормализующие функционирование внутренних органов.

Подходящие игрушки

Игрушки должны умещаться в руке малыша. В это время у крохи начинают появляться первые зубы, поэтому все предметы обязательно окажутся во рту. Лучше подбирать игрушки из мягких материалов, которыми он не сможет поранить десны. Оптимальный вариант — погремушки с кольцами, их удобно хватать. На них не должно быть слоя лака или краски, наклеек, а размер выбирают такой, чтобы ребёнок не смог их проглотить.

Хотя в четыре месяца малышу дают прорезыватели, он не всегда грызёт их с охотой. Обычно дети чешут десны пластмассовыми ложками, пластиковыми крышками от банок, резиновыми игрушками. Подходят такие предметы:

  • комфортные для хватания и размещения в детской ладошке;
  • удобные для чесания дёсен;
  • крупные, разных форм;
  • очень яркие, ведь малыш учится различать цвета;
  • с музыкальными эффектами — погремушки, бубенцы, пищалки.

Необходимо давать прямо в руки игрушки для 4-месячного ребёнка, располагать их на таком расстоянии от него, чтобы он сам смог до них дотянуться. Подбирают изделия из мягкой пластмассы, пластика и резины. Полезно приобрести набор резиновых животных или геометрических фигур и проговаривать крохе их названия.

Правила игр

Прежде чем начинать проводить любые развивающие игры для детей 4 месяцев, необходимо убедиться в готовности малыша к занятиям. Ребёнок должен ощущать себя:

  • сытым;
  • комфортно одетым и расположенным;
  • бодрым и активным;
  • здоровым.

Кроха в возрасте 4−5 месяцев не может терпеть голод. Он не станет играть в случае, если чувствует, что не насытился. Поэтому его обязательно предварительно кормят, но так, чтобы малыш не разомлел от переедания. Перед игрой меняют подгузник, одевают ребёнка в удобный костюм или пижаму. Одежда не должна стеснять его движений. Если кроха хочет спать, то от развлечений он начнёт капризничать и плакать. Родителям стоит уложить его в кроватку, а после сна начать игры и упражнения.

Слух и эмоции

Первые игры должны развивать у ребёнка слух и вызывать проявления разных эмоций. Для начала достаточно читать сказки и книги в лицах. Эмоции героев родители передают своей интонацией, что подстёгивает малыша к развитию речи.

Маме желательно уложить кроху в кроватку и прочесть ему сказку с большим содержанием диалогов. Произносить диалоги нужно выразительно, отображая мимикой эмоциональное состояние героев. Ребёнок будет внимательно слушать рассказ и следить за поведением матери.

Со временем он начнёт воспринимать эмоции и издавать звуки в ответ.

Для развития слуха играют с бубенцами и маленькими колокольчиками. Мягкими резинками или тонкими лентами привязывают звенящие изделия к рукам и ногам малыша. Кроха постоянно двигается, бубенцы будут издавать звуки, которые привлекают внимание ребёнка.

Мелкая моторика и движения

Если ребёнку уже исполнилось четыре месяца, то пришло время научить его переворачиваться и держать голову. Для этого используют широкую кровать и любимую игрушку малыша. Кроху укладывают посередине постели и показывают ему яркий предмет. Затем игрушку перемещают в угол кровати. Для того чтобы её увидеть, грудничку необходимо перевернуться на бок.

С первого раза это сделать не получится, родителям стоит помочь малышу и показать, как нужно менять положение тела. Если кроха очень старательно тянулся к игрушке, но устал и начал плакать, стоит дать ему предмет и перенести тренировку на другое время. Нельзя переутомлять и расстраивать его. 

В форме развивающих игр для 4-месячного ребёнка проводят физические упражнения и делают массаж. Такие занятия укрепят мышцы и хрупкие кости, понизят гипертонус. Начинают тренировку с расслабляющего массажа: легко поглаживают и растирают руки, ноги и живот малыша.

Затем по три раза скрещивают конечности попарно. Упражнение повторяют 5−6 раз, снова поглаживают отдельные части тела и приступают к следующему комплексу. По очереди поднимают ноги и сгибают их к животу.

После этого синхронно играют с руками: выбрасывают их вверх вместе, поочерёдно и опускают их.

Повторяют упражнение с верхними конечностями 4−5 раз, затем нужно воспроизвести весь комплекс с начала. Массаж и игры развивают ребёнка физически, улучшают кровообращение и повышают его настроение. Проводить такие занятия лучше два раза в день — перед вечерним сном и утром.

Тактильные ощущения

Тактильные навыки и хватательные рефлексы стимулируют развивающие игры в 4 месяца. Лучше всего использовать для этого узелки. На тонкой тесьме или ленте длиной 0,5 м через каждые 5−10 см завязывают виток. Изделие отдают ребёнку и начинают легко потягивать. По мере продвижения малыш руками начнёт ощущать узлы. Тянуть следует плавно и осторожно, в противном случае можно поранить нежную детскую кожу.

Во время игры следят за крохой. Он должен сосредоточить внимание на предмете в своих руках и проявлять какие-либо эмоции при ощупывании узлов. Польза от упражнения появится не сразу, но эффект будет заметен через 2−3 недели ежедневных тренировок.

Развивающие игры помогают ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире, учат его воспринимать разные образы и предметы. Малыш не только получит новые знания и эмоции, но и весело проведёт время вместе со своими родителями. И, конечно же, игры с ребенком в 4 месяца желательно проводить регулярно, большие перерывы в развитии лучше не допускать.

Источник: https://friendly-life.ru/igry-s-rebenkom-4-mesyatsa/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой