Как разговаривать с новорожденным ребенком

Учимся правильно разговаривать с грудным ребенком

как разговаривать с новорожденным ребенком

Маленький новорожденный малыш – это уже человек, общение с крохой очень важный аспект, начинать беседы можно и даже необходимо еще во время пребывания в утробе матери. Малыш в это время узнает маму по голосу, чувствует ее психоэмоциональное состояние.

У многих молодых мам возникает вопрос, как правильно разговаривать с новорожденным малышом во время первого года жизни.

Главное, что необходимо понимать, это то, что грудной ребенок очень нуждается в общении, ему важны не только мамин взгляд, прикосновения, но и разговоры.

Что рассказать, о чем беседовать с грудничком? Да обо всем что угодно. Когда вы совершаете определенное действие, а малыш вас видит и понимает, расскажите ему, что вы делаете. Возможно, он не все поймет, однако сразу нельзя объяснить всего.
Много противоречий нередко возникает по поводу сюсюкания с младенцем. Особенно не могут себя сдержать новоиспеченные бабулички, они хотят подарить ему море нежности и счастливых моментов.

Необходимость в беседах

Проводить беседы с малышом можно бесконечно. Ему непременно будет интересно послушать сказки или песенки, которые поют мама или бабушка, папа, дедушка, тетя, дядя и так далее. Вам ведь не сложно, а ему слушать взрослых очень интересно. Существуют даже определенные исследования, доказывающие, что ребенок, с которым родители постоянно разговаривают, развиваются очень правильно, беседы такого рода могут даже вылечить младенца.

Какие плюсы регулярного общения с грудным ребенком?

  1. Новорожденный малыш будет слышать голос родного человека и это позволит сохранять его спокойствие.
  2. Малыши пополняют свой словарный запас, узнают новое.
  3. У ребенка начинает работать память, если регулярно петь или рассказывать некоторые известные нам всем песенки, потешки или стихотворения.
  4. Вероятность возникновения логопедических проблем уменьшается в несколько раз.
  5. Психологи утверждают, что это поможет маленькому человечку сохранять спокойствие, он будет чувствовать эмоциональное состояние мамы, и сам непроизвольно будет успокаиваться.

Если малыш начал в определенное время отсутствия мамы стал переживать и звать ее, то непременно стоит откликнуться, он успокоится, когда услышит, что мама его слышит. Общаться с ребенком важно постоянно.

Как разговаривать с грудным ребенком?

Ребенок с момента рождения этом мире ничего пока еще не знает, но все это рассказать и показать должны ему его родители. Как разговаривать с ребенком? Ребенок нуждается в постоянном общении на протяжении периода своего бодрствования.

Делитесь с ним своими рассуждениями и наблюдениями, жалуйтесь ему или радуйтесь с ним. Сохраняйте спокойствие, даже если ребенок начал капризничать, это поможет и ему сохранять спокойствие.

В противном случае вы можете его напугать, и он начнет плакать еще больше.

Разговаривать с новорожденным малышом нужно спокойно, но в то же время и строго, если этого требует ситуация. Ребенок до года должен понимать интонацию мамы и других близких людей. Это позволит ему различать происходящую ситуацию, он быстрее правильно поймет, что означает «нет» или «нельзя».

Если вы находитесь в состоянии сильного эмоционального напряжения, то в это время не стоит разговаривать с новорожденным малышом, лучше переждите немного, успокойтесь, выпейте успокоительного чая.

Совет! Не стоит ссориться и браниться с близкими людьми в присутствии ребенка, это может навредить его психике, ведь ваша модель поведения откладывается в его сознании уже с грудного возраста.

Ребенок – это ваше отражение, в его общении вы сможете узнать себя. Если малыш нашкодничал, то ему необходимо объяснить, что так делать нельзя. Ни в коем случае не кричите на него, общение должно быть уравновешенным.

Регулярно перед отходом ко сну выделите время, это всего несколько минут, чтобы почитать ребенку сказки, стихотворения или спеть колыбельную песню. Проводите с новорожденным малышом больше времени в общении. Это позволит ему постепенно настроиться на сон и спокойно уснуть. Здоровый сон ребенка – это не только здоровье и нормальное эмоциональное состояние малыша, но и родителей, которые также смогут выспаться и забыть про нервные напряжения.

Малыш должен понимать те только строгие высказывания, общение с новорожденным лучше проводить на равных. Станьте для него другом, с которым он сможет поделиться всеми своими секретами.

В грудном возрасте дружественные, веселые беседы смогут стать залогом того, что в более взрослом возрасте связь ребенка с родителями также будет тесной, необходимой.

Взаимопонимание между близкими людьми формируется с грудного возраста. Постоянно говорите ребенку о том, как вы в нем нуждаетесь, что он самый дорогой для вас человек. Обязательно ежедневно напоминайте ему, как вы его любите, говорите, какой он молодец, поощряйте его маленькие победы.

Что не нужно говорить ребенку? Никогда не говорите, что он плохой или неумеха. Это будет способствовать развитию у ребенка комплексов и обид, которые в жизни только мешают, а иногда, так и не дают осуществить мечту.

Источник: https://newbabe.ru/uhod/govorim-s-grudnym-rebenkom.html

Общение с грудничком

как разговаривать с новорожденным ребенком

В семье появилось маленькое Чудо. Лежит молча, кряхтит, в лучшем случае улыбается, в худшем – плачет навзрыд. «Ну когда же он заговорит?», – проявляет нетерпение папа. «Сказал бы уже что-нибудь, стало бы понятно, чего он хочет», – волнуются бабушки. Действительно, если разговаривать с грудничком было бы можно уже с рождения, родителям стало бы намного легче. Но так распорядилась природа, и ничего не поделаешь. И всё же, как наладить общение с грудничком?

«Привет, милый!»

«Дети – это загадочные существа с другой планеты. Им приходится учить наш язык, чтобы мы их понимали, потому что их язык нам не выучить никогда», – сказал один мудрый человек. Но внимательная мама справится со сложностью в общении с новорождённым ребёнком без особого труда.

Более того, с грудничком надо разговаривать с рождения, каким бы странным это утверждение ни казалось. Уже в самом раннем возрасте грудной ребёнок нуждается в полноценном общении.

Разговоры с грудничком способствуют раннему развитию эмоциональной и речевой сферы малыша следующим образом:

  • ребёнок учится распознавать голоса с низкими и высокими тонами;
  • малыш учится распознавать интонацию речи и улавливать общий смысл разговора интуитивно;
  • ребёнок учится правильной артикуляции и, наблюдая за говорящим взрослым, понемногу упражняет органы речи;
  • благодаря направленному к нему общению, грудничок ощущает близость с родителями, интерес к себе, что для него означает принятие со стороны окружающего мира.

Словарик языка самых маленьких

Приблизительно с 2–3 месяцев жизни большинство грудничков начинает гулить. Ребёнок произносит звуки и слоги, будто понемногу пробуя речь. С точки зрения информативности гуление не слишком нагружено смыслом. Скорее оно показывает, что ребёнок спокоен и расслаблен. В таком состоянии разговаривать с грудным ребёнком необходимо как можно больше. Возможно, малыш не сразу начнет повторять все звуки, но его попытки повторить за взрослым станут прекрасным упражнением для артикуляции.

Грудничков отличает целый комплекс невербальных сигналов, по которым мама может понять, что нужно любимому крохе, даже несмотря на то, что мысли он пока формулировать вслух не в состоянии:

  • слегка напряженная поза, широко открытые глаза: «говори ещё, я слушаю»;
  • смущённая улыбка, ребёнок прячет лицо: «меня заметили, ура!»;
  • широкая открытая улыбка, активные шевеления ручками и ножками: «я рад тебя видеть»;
  • пристальный взгляд, шевеление губами и языком: «я тоже пробую говорить»;
  • негромкое хныканье: «мне неудобно (холодно, жарко, что-то давит, трёт или царапает»);
  • ровный плач на самых низких нотах: «я хочу есть!»;
  • отчаянный плач, похожий на визг: «мне страшно, плохо или больно, мама, ты нужна мне».

Каждый ребёнок неповторим и у отдельно взятого грудничка могу быть свои способы донести до мамы и окружающих свои чувства, желания и потребности. Вовремя разгадывая все сигналы малыша, чуткие родители смогут сформировать атмосферу любви и понимания, которая так важна для благоприятного развития ребёнка.

«Давай поговорим!»

Разговор с грудным ребёнком – занятие более серьезное, чем это может показаться вначале. Для полноценного общения с крохой следует соблюдать несколько простых правил.

  1. Самого удобного момента для разговора нет, и ждать его не надо. Разговаривать с грудничком надо постоянно, комментируя свои действия, описывая окружающую обстановку и объясняя некоторые явления. Уже с рождения дети могут усваивать определенный объём информации.
  2. Глазной контакт при общении с ребёнком очень важен. Малыш должен видеть выражение лица говорящего, его мимику и жесты.
  3. Произносить слова следует чётко, с несколько преувеличенной артикуляцией. Груднички очень любознательны, и ребёнок непременно попробует повторить движения губ и языка.
  4. Категорически не рекомендуется коверкать слова и сюсюкать. Искаженная таким образом речь превращается в бессмысленный мусор и не несет для ребёнка никакой ценности.
  5. Любое обращение к малышу должно иметь яркую интонационную окраску: ласковая, певучая речь – для утешения, чуть более громкая и высокая – для похвалы, низкая и строгая – для лёгкого укора. Дети уже с рождения могут распознавать чужую интонацию, и у них постепенно формируется представление о том, как надо или не надо поступать.
  6. В общении с грудничком после каждой фразы необходимо делать паузы, чтобы дать ребенку возможность реагировать. Пусть малыш ответит не сразу, пусть всего лишь произнесет тихий звук, улыбнется, сморщится или взмахнет ручками – любая реакция станет признаком конструктивного разговора.

Общение с грудничком является неотъемлемой частью его воспитания. Слушая речь любимых родителей, обращенную к нему, малыш осознает свою важность в этом мире, ощущает себя пусть маленькой, но личностью, внимание которой важно для окружающих.

Источник: https://bestkroha.ru/razvivayushchie-igry/109-obshchenie-s-grudnichkom

Как общаться с новорождённым ребенком, о чем говорить с детьми 1–2 и 3 лет

как разговаривать с новорожденным ребенком

Маленький новорожденный малыш – это уже человек, общение с крохой очень важный аспект, начинать беседы можно и даже необходимо еще во время пребывания в утробе матери. Малыш в это время узнает маму по голосу, чувствует ее психоэмоциональное состояние. У многих молодых мам возникает вопрос, как правильно разговаривать с новорожденным малышом во время первого года жизни.

Главное, что необходимо понимать, это то, что грудной ребенок очень нуждается в общении, ему важны не только мамин взгляд, прикосновения, но и разговоры.

Что рассказать, о чем беседовать с грудничком? Да обо всем что угодно. Когда вы совершаете определенное действие, а малыш вас видит и понимает, расскажите ему, что вы делаете. Возможно, он не все поймет, однако сразу нельзя объяснить всего. Много противоречий нередко возникает по поводу сюсюкания с младенцем.

Особенно не могут себя сдержать новоиспеченные бабулички, они хотят подарить ему море нежности и счастливых моментов.

Общение с грудничками

Как было сказано выше, общение с ребенком начинается с первого дня жизни. На первых этапах, пока младенец не может выражать свои эмоции и говорить, плач является для него основным средством общения в течение многих месяцев.

Так дети дают родителям знать о том, что им что-то нужно, что у них что-то болит. Также дети могут плакать, когда устают, напуганы или им что-то мешает, например резкий звук. Иногда дети могут плакать без видимой причины.

Пока ваш ребенок еще не слишком расстроен, попробуйте утешить его, такой подход не даст расшататься нервной системе.

Очень быстро ребенок будет реагировать на звук вашего голоса, тихо улыбаясь или, наоборот, азартно шевеля ручками и ножками. Дети этого возраста сначала улыбаются только родителям, но уже через некоторое время они начнут реагировать и на менее знакомых людей.

Новорожденные очень быстро раскрывают свои способности к общению, начиная агукать. Некоторые дети начинают произносить гласные звуки (например, «А-а» или «ох-ох») около 2-х месяцев отроду. Учитесь понимать своего ребенка — он будет «говорить» с вами разными звуками, будет улыбаться, хмуриться или плакать. Все эти действия будут направлены лишь в одну цель — получить ваш ответ. А некоторые детки настолько восприимчивы, что могут копировать выражение лица собеседника.

Занятия в 1–1,5 года: осваиваем слоги

Занимаясь с малышом после года, мама может использовать те же самые методы, только усложняя их. В этом возрасте ребёнок уже обычно словесно реагирует на диалог: пусть сначала это будут просто отдельные слоги, нужно стимулировать повторять их, пока не возникнут целые слова.

Однако здесь важно не переусердствовать, чтобы ребёнок не начал упрямиться.

Всё большее значение приобретает чтение книг, обсуждение иллюстраций. Мама активно задаёт ребёнку вопросы по содержанию картинок, причём строит их так, чтобы ответами были не только существительные («кто это?»), но и прилагательные, глаголы («какого цвета банан?», «что делает машина?»). В речь малыша вводятся противопоставления: «этот цветок маленький, а этот большой».

Чтобы стимулировать речь ребёнка, не нужно реагировать на его язык жестов или мимики (например, малыш просит пить и при этом складывает губки трубочкой). Маме нужно сделать вид, что она не понимает, что хочет её чадо. При этом не нужно доводить кроху до слёз, а помогать ему наводящими вопросами.

Нужно побуждать малыша словесно обозначить то, чего он хочет, при этом специально не понимая его жестов

При этом не нужно поощрять в детской речи упрощений, например, «бибика» вместо «машина» или «каклета» вместо «котлета».

Можно привести конкретные примеры игр и упражнений для данного возраста:

  1. Массаж пальчиков заменяется на увлекательную пальчиковую гимнастику (в интернете можно найти огромное число вариантов на любую тематику).
  2. К играм с манкой, мукой добавляются манипуляции с мелкими предметами (обязательно под присмотром взрослого), катание по столу карандашей, клубочков, маленьких мячиков и пр. В полтора года уже можно предлагать малышу пластилин, пластическое тесто и пр.

    В полтора года уже можно предложить малышу пластилин — лепка прекрасно развивает мелкую моторику

  3. Словесная игра «Исправь ошибку». Мама говорит предложение или фразу из известной ребёнку сказки и намеренно путает слова (например, «снесла курочка яичко, но не простое, а голубое» или уточка говорит «мяу-мяу»).
  4. «Волшебный мешочек». Взрослый предлагает крохе доставать из непрозрачного мешочка игрушечных зверюшек и называть их.
  5. «Что как звучит». Малышу предлагается озвучивать самые разные предметы окружающего мира, например, «как капает дождик?» или «как топают ножки?». Вначале пусть он отвечает просто слогами («ка»), затем звукоподражательными словами («кап»). Впоследствии появятся и более сложные слова («что делает дождик — капает»).
  6. С годовалым крохой уже можно практиковать артикуляционную гимнастику, причём не нужно изнурять его ежедневно одинаковыми упражнениями, а менять их. Например, подойдут такие варианты: задуть свечку (настоящую или воображаемую), дуть в игрушку-дудочку, на кусочек ваты на ладони, облизать воображаемое варенье на губах, показать язычок хобот слоника (вытянуть губки трубочкой).

    Артикуляционная гимнастика для маленького ребёнка должна быть весёлой и увлекательной

  7. Тренировка в игровой форме гласных звуков: показать, как плачет малыш («а-а-а»), как мы удивляемся («о-о-о»), как летит самолёт («у-у-у»).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во сколько ребенок начинает говорить

В данном возрасте важно ограждать кроху от телевизора, по сравнению с которым живая человеческая речь превращается в фон. Специальные мультики, развивающие речь, малышу можно будет демонстрировать в более старшем возрасте (3 года).

Что нужно делать, при общении с ребенком 1 — 2 — 3 месяца, чтобы он развивался

Любой ребенок любит слушать голос своей мамочки, поэтому нужно постоянно говорить, петь и ворковать с ним как можно чаще все первые несколько месяцев. Отвечайте с энтузиазмом на все звуки и улыбки. Рассказывайте о том, что вы делаете, что вы приносите и чего касаетесь.

Дайте возможность вашему ребенку общаться, и помогайте ему. Если вы слышите как он произносит звук, повторите и ждите новой реакции. Сами того не подозревая, разговаривая, вы учите малыша менять тон, усиливая или снижая его с определенной целью. Отвечая, вы дает понять крохе, что вы его слышите, и он для вас важен. Не прерывайте разговор и не отводите взгляд, когда младенец «говорит» — покажите, что вам это интересно.

Дети этого возраста лучше всего реагируют на женский голос, так как он генетически связан с комфортом и пищей. Однако здесь не все так просто, понимая, что на самом деле здесь присутствует и разумный фактор, вы закладываете почву для первых слов.

Иногда младенцы не в настроении говорить или напевать, ведь они также устают, нуждаются в покое и не длительном одиночестве. Определить это состояние можно по поведению — ребеночек отворачивается, закрывает глаза, или становится суетливым либо раздражительным. В таких случаях помолчите и просто обнимите его, взяв на руки.

«Когда вы собираетесь привезти ребёнка к нам в гости?»

Источник: https://MedLazaret.ru/zdorove/kak-obshchatsya-s-novorozhdennym.html

Общение с новорождённым ребёнком

Наблюдая за взаимодействием мамы с младенцем, можно заметить, как меняется её манера говорить: тембр, скорость, интонация. Учёные употребляют термин «родительский/материнский язык» (parentese/motherese language). Его отличительные черты:

  • голос звучит чуть громче;
  • интонация чуть выше обычной, медленнее и мелодичнее;
  • гласные растянуты;
  • слова повторяются;
  • речь направлена на ребёнка и стимулирует его слух.

При этом не нужно путать такую манеру говорить с сюсюканьем, которое не развивает речь, потому что в реальности мы не общаемся так ни со взрослыми, ни с подросшими детьми.

Так о чём же говорить с новорождённым? И будет ли разговор с младенцем отличаться в зависимости от того, кто к нему обращается: мама, папа, бабушка?

Для грудничка не имеет значения, о чём вы говорите. Важнее ваш голос, интонации, улыбки, ласковые прикосновения и то, что всё внимание в этот момент обращено к нему. При этом он в буквальном смысле смотрит вам в рот, проделывая колоссальную работу — имитируя ваши движения, овладевает речевым аппаратом.

Первый год взрослым придётся превратиться в «интерактивное радио»: радио потому, что чем больше говорят с малышом, тем больше способствуют его развитию и установлению доверительных отношений с ним, а интерактивное потому, что младенец не просто пассивный слушатель. С самого начала он активный участник общения: в ответ на любое обращение он замирает или, наоборот, начинает активно сучить ручками-ножками, улыбается или хмурится, издаёт звуки или пускает пузыри. Так что не забывайте делать паузы и включать кроху в разговор!

Как общаться с младенцем

  1. Вспомните про песню акына: что вижу, то и говорю. Описывайте всё, что делаете вы, что делает малыш, что происходит вокруг:
  • «Сейчас надену Катюше штанишки: на правую ножку, на левую ножку».
  • «Чьи это такие красивые глазки?»
  • «За окошком солнышко и зелёные листочки на деревьях».

Называя части тела и одновременно дотрагиваясь до них, вы формируете у ребёнка схему тела, что является важнейшим условием развития его внутреннего «я».

Это универсальный способ, который могут использовать все члены семьи.

  1. Если память вас не подводит, пойте по-настоящему.

Не только колыбельные или детские песенки, но и любое произведение, которое нравится. Голосовые данные при этом не важны, для малыша голос любимого человека — лучший на свете!

  1. Если вы описали уже всё в пределах видимости, действуйте как Винни-Пух: говорите о том, что приходит на ум, или просто издавайте звуки или звукосочетания на какую-нибудь мелодию.

Этот способ отлично подойдёт мужчинам, если они с трудом подбирают слова и фразы, которые нужно говорить ребёнку. Зато у них отлично получается издавать басовые звуки и имитировать духовой оркестр (и сочинять те самые «шумелки, пыхтелки, сопелки»).

  1. Первые полгода взрослому особенно важно быть «зеркалом» для малыша.

Поэтому не бойтесь выглядеть смешно и повторяйте звуки, издаваемые грудничком («а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» постепенно перерастут в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы»). Главное, чтобы он видел при этом ваше лицо. Так кроха с поддержкой взрослого будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. А ещё у ребёнка будет чувство, что его понимают и ему отвечают. Это тоже необходимый навык общения.

  1. Здорово, если в вашем арсенале будет поэзия.

От ритма, слога, интонации малыш не только получает удовольствие. С их помощью он учится различать в речи отдельные элементы, которые потом будет соединять. Начинайте с потешек, стишков, побасенок.

В народной традиции можно найти присказку для любой ситуации:

  • «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю» — перед сном.
  • «Водичка, водичка, умой наше личико» — при купании.
  • «Сорока-ворона кашку варила» — во время еды.
  • «Потягунюшки-порастунюшки! А в ручки — хватунюшки» — делая массаж.

Наверняка первыми на ум придут те, что когда-то пели и рассказывали вам в детстве. Большинство из нас сразу вспомнит «Ладушки-ладушки» и «Идёт коза рогатая». Но не стоит ограничиваться только потешками и прибаутками: подойдёт любое стихотворение, будь то Пушкин, Маяковский или Барто.

Исчерпав свой запас, подойдите к вопросу творчески. Вспомните Незнайку и начинайте рифмовать слова. Так, поглаживая ножки малыша, можно напевать-приговаривать: «Наши нож-ки бежали по дорож-ке». Или подбирать рифму к разным формам имени: «Катерина-балерина, Катюшка-девчушка». Главное, чтобы рифмы были необидными!

Кстати, об имени и обращении. Это ещё одна неисчерпаемая тема для разговора. Называйте кроху по имени, используя как можно больше ласкательно-уменьшительных имён и прозвищ, и вы услышите, сколько нежности появится в вашем голосе, и увидите, как расслабляюще это подействует на малыша.

  1. Читайте вслух любые книги, которые вам в данный момент по душе: прозу, научно-популярные издания, энциклопедии.

Делайте это во время кормления или, если получается, когда укладываете ребёночка спать — для каждого родителя подходящий момент будет свой.

  1. Если понимаете, что впереди долгий процесс укладывания и пытаетесь придумать, что говорить при укачивании ребёнка, попробуйте роль сказителя историй: Гомера или Арины Родионовны.

Необязательно это должны быть сказки! Рассказывайте малышу, как познакомились мама с папой, как он появился на свет, о его братьях-сёстрах, о том, что случилось за сегодняшний день или случится завтра. Главное, делать это монотонно, убаюкивающим голосом.

По большому счёту, перечисленные идеи подходят для разговора не только с новорождёнными. Большинство детей любит, когда им читают наизусть стихи, поют песенки и рассказывают истории (особенно о них самих), так что это всё можно и нужно продолжать делать всем взрослым в присутствии малыша. Но, безусловно, репертуар тем будет расти по мере взросления.

О чём говорить с ребёнком от 1 до 2 лет

Около года ребёнок осваивает первые слова — начинается лавинообразный рост лексикона. Зачастую это сложный период для родителей и детей: малыши очень хотят выразить свои мысли и чувства, но пока не в полной мере владеют речью. Поэтому взрослому важно быть внимательным и тактичным:

  • не смеяться и не передразнивать,
  • следить за своей речью: кроха будет активно копировать всё, что тот говорит.

В полтора года в норме появляются предложения из двух слов: «Мама, дай», а в два происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори. Главный вопрос здесь: «Что?». Даже если маленький человек ещё не заговорил, он будет активно показывать пальчиком на предметы и демонстрировать свою заинтересованность. Задача родителей — удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха. Для этого взрослый может:

  • Продолжать называть предметы и события вокруг. Только теперь необходимо давать ребёнку возможность отреагировать «речью»: звуком, словом, предложением.
  • Задавать вопросы и дожидаться реакции малыша, даже если это будет простой кивок головой.
  • Как можно больше читать, рассматривать картинки (например, в виммельбухах) и обсуждать увиденное и прочитанное.
  • Петь песенки и выбирать те, которые особенно нравятся.

О чём говорить с ребёнком 2–3 лет

В 2–3 года дети осознают себя как отдельную личность — ярко проявляется позиция «Я сам!».

Эту особенность и нужно использовать: говорите о самом ребёнке! Рассматривайте фотографии, делайте из них небольшие книжечки: «Мой день», «На прогулке», «Моя семья». Такая книжечка поможет папе или бабушке начать разговор и найти контакт с малышом.

Это также прекрасный ответ на вопрос: «О чём говорить с ребёнком на ночь?» Вспомните прошедший день или сочините историю, где он будет главным героем.

В этом возрасте дети делают первые попытки обозначать свои чувства. Важно показывать им пример и давать возможность для этого. Делитесь с ними своими переживаниями, обозначайте их чувства и спрашивайте об эмоциях. Если двухлетка ещё плохо говорит, можно формулировать общий вопрос, чтобы он мог ответить «да» или «нет», либо вопрос, который предполагает конкретный ответ:

  • «Я радуюсь / печалюсь / сержусь, потому что»
  • «Я вижу, ты расстроился, так?»
  • «Смотри, выглянуло солнце и у меня сразу же поднялось настроение! А у тебя хорошее настроение? Отчего тебе становится весело / грустно».

К трём годам круг общения ребёнка становится шире и выходит за рамки семьи, растёт количество тем, о которых можно говорить в разных ситуациях: на прогулке, по дороге в детский сад или домой. С трёхлетками можно играть в языковые игры. Но об этом мы поговорим в нашей следующей статье.

Какие этапы развития речи или трудности вам хотелось бы обсудить подробнее? Напишите нам!

Читать по теме:

Как общаться с маленькими детьми

Источник: https://mchildren.ru/o-chyom-govorit-s-malenkimi-detmi/

Общение с ребёнком в первый месяц жизни

»Статьи »Общение с ребёнком в первый месяц жизни

Первый месяц жизни — это время адаптации малыша к внешнему миру. Для родителей — это сложный период адаптации к новым ролям, когда они учатся понимать малыша и ухаживать за ним.

Рождение обусловливает резкий переход ребенка к условиям существования, отдельным от организма мамы, когда они были слиты в единое целое. Рождаясь, малыш попадает в новый мир — контрастов и противоречий. Чтобы этот переход не был для малыша травмирующим, очень важно присутствие и внимание мамы с первых минут его жизни. Ощущение её тепла, запаха, звук её голоса, биение её сердца — всё это связывает ребёнка с прежней жизнью и делает его приход в этот мир не таким болезненным.

С самых первых дней жизни ребёнок воспринимает окружающее: видит, слышит, чувствует запахи и прикосновения. На первый взгляд, кажется, что основные потребности ребёнка в первый месяц — еда, сон, физический комфорт. Однако малышу для развития также не обходимо общение с любящим взрослым, его голос, взгляд, улыбка, тепло.

Зачем же общаться с новорождённым ребёнком, если он ещё не умеет говорить и не понимает слов?

Малыш с самого начала активно реагирует на мир и на окружающих людей. Именно близкий взрослый представляет для ребёнка самый интересный источник новых впечатлений. А общение со взрослым — мощный стимул для развития малыша.

Как общаться с малышом в первый месяц, чтобы помочь его развитию?

Разговаривайте с малышом

Известно, что новорождённые дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам. Конечно, ребёнок ещё не понимает значений слов, но для него очень важно просто слышать их.

Окружая ребёнка заботой и нежностью, чаще общайтесь с ним, сопровождайте все процедуры ухаживания за малышом ласковой речью, комментируйте все ваши действия.

Не задумывайтесь, понимает ли вас ребёнок, просто обращайтесь к нему так, будто он осознаёт всё, что вы ему говорите — ласково шепните ему о вашей любви и спросите, как ему спалось.

Таким образом, вы вступаете в общении с малышом, пока авансом наделяя его функциями партнера. Но очень скоро вы заметите, что при звуках вашего голоса малыш замирает, как бы прислушивается, и начинает искать глазками источник звука.

Речь взрослого, обращённая к ребёнку, вызывает максимальное внимание и радость малыша по сравнению с другими воздействиями. При этом особенно чувствителен малыш к так называемой «детской речи» — когда с ним говорят «сюсюкающим» голосом.

А это самый простой способ дать ребёнку то, что ему нужно именно в этом возрасте: нежность, любовь, ласку.

Для мамы также важно прислушиваться к звукам, которые издаёт малыш, и отвечать на них. Так между мамой и малышом быстрее возникает тесная связь.

Устанавливайте визуальный контакт с ребёнком

Контакт взглядов — очень важный компонент человеческого общения. Новорождённый малыш в первые дни ещё не может продолжительное время фокусировать взгляд на каких-то объектах. Вы можете ему помочь в «тренировках»: попробуйте приближать и слегка отдалять своё лицо, определяя наилучшее расстояние для его восприятия ребёнком. Добавив ласковые слова и улыбку, вы поможете малышу скорее обнаружить вас и продлить контакт взглядов.

Не расстраивайтесь, если поначалу вам не удастся поймать взгляд ребёнка. Повторяйте свои попытки всякий раз, когда малыш бодрствует, и старайтесь задержать его взгляд на себе. Когда вам это удастся, обязательно улыбнитесь малышу, похвалите его.

Со временем вам будет всё легче привлечь к себе взгляд ребёнка, а его сосредоточение на вас будет становиться всё сильнее. Оптимальное расстояние для восприятия ребёнка — от 25 до 50 см от его глаз.

Но главное, конечно, ваше настойчивое стремление привлечь к себе внимание малыша и постоянная готовность перестроить свои действия так, чтобы ему было приятнее и удобнее воспринимать вас.

Учёные выяснили, что лицо человека (или его изображение) является наиболее предпочтительным для малыша среди всего, что он видит вокруг. Поэтому не забывайте среди игрушек, которые подвешиваете в кроватке, помещать куколок, клоунов, матрёшек. Можно также нарисовать яркими красками на круглой картонке улыбающееся личико и подвесить его так, чтобы малышу было удобно его разглядывать, особенно в те моменты, когда вы занимаетесь домашними делами.

Отвечайте на улыбку малыша

Среди многочисленных гримасок новорождённого есть напоминающие улыбку. Однако поначалу они ещё не обращены к взрослому, а лишь отражают внутреннее состояние ребёнка, то есть являются «физиологическими». Но если вы замечаете эту улыбку и улыбаетесь в ответ, обращаясь к малышу ласковым голосом, она очень скоро превращается в «социальную» улыбку, когда малыш смотрит вам в глаза и получает удовольствие от общения с вами.

Первая «настоящая» улыбка появляется примерно на третьей неделе жизни малыша. Обычно такая улыбка появляется в момент, когда малыш только что проснулся, ещё не устал, не хочет есть и хорошо себя чувствует. И главное — когда на него смотрят любящие глаза мамы.

Сначала она мимолетная и мгновенная, но очень скоро можно заметить, что малыш всё чаще начинает улыбаться сразу при появлении мамы, он радуется, когда к нему обращаются. Эта улыбка не просто выражает удовольствие ребёнка, а является способом сообщить другому человеку о своём удовлетворении.

Она служит для налаживания отношений с окружающими людьми, первым средством общения.

Итак, если мама часто и подолгу разговаривает с малышом, окружает его любовью и заботой, ловит его взгляд, быстро откликается на любые проявления недовольства, всеми возможными способами выражает своё отношение, уже к концу первого месяца он одарит ее своей улыбкой. Именно улыбка малыша приносит самую большую радость маме и знаменует собой переход новорождённого к новой ступеньке развития.

К.А. Громова, детский психолог
Школа пап и мам, подготовка к родам — www.mamapapa.ru

Источник: https://www.mamapapa.ru/obshhenie-s-rebyonkom-v-pervyj-mesyats-zhizni/

Общение детей до года — возможности общения с ребенком до года

Как научиться понимать малыша и помочь ему понимать родителей, секреты правильного общения с малышом?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда ребенка отучать от соски

От рождения до полугода: как понять друг друга без слов?

Впервые взяв на руки новорожденного сына или дочку, молодые родители испытывают восторг, нежность и замешательство. Ясно, что малыша нужно купать, переодевать, укладывать спать, — но как с ним разговаривать? И способен ли он хоть что-то понять? Часто мама и папа решают отложить общение на несколько месяцев и дождаться, пока поведение ребенка станет чуть более осознанным.

На самом деле даже совсем маленький ребенок может взаимодействовать с родными — более того, это необходимо для его гармоничного развития. Но средств для выражения своих чувств у малыша пока немного: он может только плакать, слушать и смотреть на собеседника. 

Вот как можно помочь крохе наладить контакт с вами:

  • Улыбайтесь ребенку, особенно когда он агукает или гулит;
  • Смотрите в глаза малышу, когда держите его на руках, не отворачивайтесь от него;
  • Старайтесь освоить «детский язык» — меняя выражение лица и издавая различные звуки, даже месячный ребенок может выражать радость, раздражение, страх, усталость;
  • Выделяйте время, чтобы «поболтать» с малышом. Особенно это важно для вечно занятых молодых отцов. Не важно, о чем вы говорите, для ребенка главное — звук вашей речи и внимание к нему;
  • Помните, что плач — основной способ для новорожденного сообщить что-то окружающим. Никогда не оставляйте ребенка плакать в одиночестве, обязательно реагируйте на его сигналы;
  • Пытайтесь вести диалог с малышом, не оставляйте без внимания ни одно его «слово»;
  • Повторяйте звуки, которые издает ребенок, отвечайте на его лепет и агуканье;
  • Обращайте внимание на то, что привлекает малыша. Называйте предметы, на которые он смотрит или реагирует разными звуками;подкрепляйте свои слова улыбкой, приветливым выражением лица;повторяйте жесты ребенка.

Как общаться с малышом до года

Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается. Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге. Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.

Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком.

В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела.

Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:

Умывание

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купание

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Укладывание спать

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Если «родительский фольклор» дается вам нелегко, попробуйте просто общаться с крохой в течение дня, комментировать свои действия и делиться мыслями. Придумайте собственные ритуалы и сочините авторские потешки — малышу они точно понравятся!

Что важно в общении с младенцем

– Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;

– Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;

– Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.

После полугода: новый этап

С каждым месяцем общаться с ребенком все интереснее: его социальные навыки стремительно совершенствуются и усложняются. Как правило, к 6 месяцам дети могут:

  • Поворачиваться на звук;
  • Узнавать папин или мамин голос;
  • Смотреть в глаза, когда с ними разговаривают;
  • Смеяться и улыбаться вместе с взрослыми;
  • Издавать множество разных звуков.

К годику уже можно ожидать от ребенка, что он:

  • Внимательно слушает;
  • Поворачивается на голос говорящего;
  • Отзывается на свое имя;
  • Произносит разные слоги;
  • Показывает пальцем на интересующие его предметы;
  • Улыбается в ответ на улыбку взрослых;
  • Понимает простые фразы, особенно в сочетании с жестами;
  • Знает названия нескольких предметов;
  • Очень любит песенки и потешки;
  • Отвечает что-то, когда к нему обращаются.

Союз педиатров России определяет такие нормы речевого развития у детей:

1,5 – 3 месяца — агуканье, гуление;

4 – 6 месяцев — псевдоречевые звуки, попытки подражать интонациям;

6 – 9 месяцев — лепет, произношение однотипных слогов;

10 – 11 месяцев — лепетные слова, лепетные цепи с чередующимися слогами;

12 месяцев — появление первых слов, в норме может происходить в диапазоне 9 – 18 месяцев.

В возрасте 8 – 11 месяцев можно опробовать популярную на Западе жестовую систему общения с малышом. Ваша задача — придумать жесты для обозначения простых действий и предметов («есть», «пить», «больно», «подгузник», «молоко») и постоянно показывать их ребенку, сопровождая устным комментарием.

Конечно, обучение должно происходить в игровой форме и быть интересным и вам, и ребенку. Чтобы не запутать малыша, всегда используйте один и тот же жест для обозначения конкретного слова. Многим детям нравится самим разучивать жесты — помогите малышу в этом, складывая его пальчики нужным образом.

Даже если вы не собираетесь учить малыша модной жестовой системе, вам наверняка пригодятся советы, как правильно общаться с ним.

Как правильно общаться с малышом:

  • Самое главное — как можно больше разговаривать с малышом. Не заботьтесь о том, что именно вы говорите, главное — интонации, искренность, выражение лица;
  • Пойте песенки. Это не только развивает музыкальный слух малыша, но и облегчает запоминание различных слов. Колыбельные, детские песенки, любимые рок-арии — подойдет все!
  • С малышами не зря принято говорить «специальным» высоким голосом. Исследования показывают, что маленькие дети лучше реагируют на высокочастотные звуки, поэтому можете сюсюкать без смущения. Это не помешает ребенку освоить нормальную манеру речи;
  • Комментируйте все, что делаете. Например: «А сейчас мы пойдем в ванную, наберем теплой воды и будем купаться!»;
  • Называйте предметы, на которые смотрит ребенок. Например: «А вот это носочки! Их надевают на ножки!»;
  • Когда ребенок уже начал произносить первые слова, не поправляйте его;
  • Читайте книги, даже если малыш пока не очень ими интересуется. Наблюдая за вашей артикуляцией, он будет учиться правильному произношению.

Помните, что общение с рождения — лучший вклад в теплые, дружеские отношения с подросшим ребенком. Человеческий мозг (и особенно детский!) способен на чудеса, и в один прекрасный день школьник может сказать вам: «А помнишь, когда я был совсем маленьким и лежал в люльке, ты пела мне песенку про бычка?»

Источник: https://AguLife.ru/calendopedia/kak-obshatsya-s-malyshom-do-goda

Как и зачем разговаривать с новорожденным ребенком?

Формирование речи малыша начинается задолго до появления первых осознанных слов. И крик, и гуление, и лепет – это начальные ее проявления, своего рода тренировка всего речевого аппарата. И задача мамы – активизировать этот важный процесс. Разговаривать с малышом можно самыми разными способами. Каждый из них хорош сам по себе. Но лучше сочетать их все вместе.

Например, когда вы переодеваете ребенка, когда играете или просто хотите пообщаться, старайтесь наладить контакт с крохой. Для этого поймайте взгляд малыша и удерживайте его внимание, глядя в глаза. Ласково назовите ребенка по имени и делайте это как можно чаще. Конечно, малыш не сразу поймет, что так вы обращаетесь именно к нему.

Но скоро он запомнит особое сочетание звуков и станет, как взрослый, поворачивать голову в вашу сторону, едва услышав свое имя. Разговаривая с малышом, старайтесь не произносить длинных слов и предложений. Растягивайте слова, делая акцент на гласных: «Ва-а-а-нечка хоро-о-о-о-ший! Мальчик ма-а-а-а-ленький, ми-и-и-и-и-ленький» Вместо местоимения «ты» называйте имя малыша.

О себе говорите не «я», а «мама», рассказывайте крохе о том, что вы сейчас будете делать: «Сейчас мама Ванечку переоденет, животик Ванечке погладит» Очень важна и ваша мимика. Старайтесь делать особенно выразительные движения губами, чтобы малыш постепенно запоминал, а позже начал копировать вашу артикуляцию. Лишь от одного хочется предостеречь – от чрезмерного «сюсюканья».

Конечно, в разговоре с малышом вполне уместно использовать уменьшительные слова и эпитеты. Но вот коверкать слова не нужно! Пусть с рождения малыш слышит только правильное произношение слов. Ведь он во всем нас копирует.

А теперь подумаем, о чем же можно разговаривать с малышом?

Устраивайте для крохи ежедневные «экскурсии» по дому. Возьмите его на руки и, удерживая вертикально, переносите из комнаты в кухню, из кухни в прихожую, из прихожей в ванную При этом называйте все, что видите вокруг: «Смотри, Ванечка, вот часики! Как часики делают: тик-так, тик-так! А вот выключатель. Оп, включили! Лампочка загорелась. Оп, выключили! Лампочка потухла! А здесь из крана водичка капает. Кап-кап! Мокрая водичка! Вот холодильник, сейчас мы достанем Ванечке яблочко » Одним словом, рассказывайте все и обо всем, называйте побольше звукоподражаний, старайтесь вызвать у крохи эмоциональный отклик на свои слова. Точно так же можно говорить с малышом и на прогулке. Только здесь объекты будут уже другие: дома, скамейки, кошечки-собачки, птички, деревья, цветы, облака, солнышко, ветер, детки, машины Так вы делаете большое дело, помогая малышу накапливать пассивный словарный запас. Обращаясь к малышу, задавайте ему вопросы и сами же на них отвечайте: «Ванечка хочет спать? Конечно, хочет! Сейчас мы пойдем в кроватку» Или: «Ванечка хочет на ручки? Конечно, хочет! Сейчас мамочка возьмет сыночка на ручки» «Ой, кто это там пришел? Это папа пришел!» Задавая вопрос крохе, делайте небольшие паузы, прежде чем ответить. Давайте ребенку возможность отреагировать на ваши слова: оживиться, покряхтеть, погулить, улыбнуться. Это будет своеобразный диалог.

Учим детские потешки

Бывает, что говорить «просто так» маме довольно сложно. Ну, плохо получается у нее разговаривать с грудничком, который пока еще мало понимает смысл слов. Если подобные разговоры даются вам нелегко, вас выручат всевозможные детские потешки. Они четкие, ритмичные, а малышам ритм очень нравится. Детки с удовольствием прислушиваются к таким стишкам и бурно на них реагируют.

К тому же в потешках много всевозможных звукоподражаний, а слова – простые и понятные даже самым маленьким слушателям:

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у! Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А наш Петя-петушок Рано-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Выучите несколько потешек и рассказывайте их малышу в течение дня. Есть множество стишков, которыми можно сопровождать одевание, массаж, кормление, купание и т.п. Рассказывайте потешки весело, эмоционально – с выражением. Так вы не только заинтересуете малыша, но и поможете ему услышать все многообразие родной речи.
Конечно, рассказывать крохе можно не только потешки. Замечательно подойдут ритмичные стихи детских поэтов-классиков. Это и «Игрушки» А. Барто, и «Детки в клетке» С. Маршака, и многие другие. Умывая малыша или совершая ежедневный утренний туалет, можно приговаривать:

Лапки? Мыли. Ушки? Мыли. Хвостик? Мыли. Все помыли. И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.

И просыпалочка-потягушечка найдется:

Вот проснулись. Потянулись! С боку на бок Повернулись. Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки? Погремушечки? Ты, игрушка, погреми!

Нашу дочку подними! (И сыночка подними!)

А теперь кушаем:

Куклу? Кормили. Зайку? Кормили. Мишку? Кормили. А Машу? (Ваню, Сашу, Дашу)

Забыли.

И конечно, не забываем о самых первых сказках: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» Когда малыш немного подрастет, можно будет сопровождать рассказ жестами, показывая, как «яичко били», как «мышка хвостиком махнула», как «дед плачет» и т.п. Тогда к возрасту 9–10 месяцев ребенок запомнит эти жесты и станет «показывать» сказку руками, едва услышав знакомые фразы. А чуть позже – и словечки будет подсказывать. Такие игры замечательно развивают речь и мышление малыша.

Как петь ребенку

Если любите петь – пойте малышу! Любые песни, которые вам нравятся. И, конечно, многочисленные детские песенки из мультфильмов и фильмов. Если не помните слова, то включайте песенки на дисках в то время, когда малыш не спит и находится в хорошем расположении духа, и подпевайте паровозику из Ромашкова, Ежику из Тилимилитрямдии или Крокодилу Гене и Чебурашке. И слова очень быстро запомнятся.

Петь малышу можно когда угодно: если просто носите кроху на руках, если купаете его, если делаете ему массаж и занимаетесь зарядкой, если готовите обед, а малыш лежит рядом в люльке

Отдельный разговор о колыбельных. К сожалению, их поют своим малышам далеко не все мамы. Одни считают это ненужным, другие стесняются своего голоса. Но для малыша ваш голос – лучший на свете! Петь можно и народные колыбельные, и авторские.

Например, «Колыбельную медведицы» из мультика про Умку или песенку «Спят усталые игрушки».

Всевозможные речевые игры будут не только развлекать и развивать малыша. Они дадут вам замечательную возможность пообщаться. Самые простые игры – это игры со звукоподражаниями, которые можно придумывать прямо на ходу. Например, сложите пальцы в щепоть и превратите их в жужжащую «пчелку». Пчелка может просто летать над малышом, привлекая его внимание. А может садиться то на ручку, то на щечку, то на животик. При этом мама приговаривает:

«Я пчелка, жу-жу-жу, я лечу к малышу! Жу-жу-жу, села на ручку малышу.

Жу-жу-жу, села на ножку малышу»

Можно «топать» пальцами по ручке, ножке, животику малыша, приговаривая:

«Я коровка, му-му-му,
вот я к Машеньке иду!»

Пальчики могут быть и кошечкой, и собачкой, и любым другим животным.

А еще можно вспомнить народную потешку про комариков:

Дарики-дарики, Летели комарики, Вились, вились, Маше в ушко вцепились.

Цап!

Дотрагиваемся малышу до ушка и повторяем потешку сначала. Теперь вспоминаем о щечке, носике, ножке, пятке и т.п. А еще вам пригодятся куклы-перчатки. Надевайте на руку зайку или лисичку и разговаривайте с малышом с их помощью. Веселые зверушки могут «рассказывать» сказки и стишки, «петь» песенки и просто беседовать с малышом. При этом они могут двигать лапками, хлопать в ладоши, пританцовывать, гладить и трогать малыша и т.п. Подобные игры ребятишек просто завораживают

Никогда не стесняйтесь выказывать свою нежность к малышу, играть, разговаривать с ним, петь ему. Вы получите от такого общения ни с чем не сравнимое удовольствие. К тому же результатом ваших усилий станет не только чистая и грамотная речь малыша, но и его искренняя и безграничная любовь

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что подарить нянечке в детском саду

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/4988/kak-razgovarivat-s-mladencem

Как маме разговаривать с грудничком: особенности общения в зависимости от возраста

Находясь в материнской утробе в статусе плода ребенок ощущает стук материнского сердца, слышит ее голос. Уже в это время зарождается начало будущего тесного контакта между близкими людьми. При рождении младенец, конечно, не может говорить. Но отсутствие речевых навыков не мешает общаться со взрослыми.

Невербальное общение протекает несколькими путями между новорожденным и матерью, причем оба участника: ребенок и родитель взаимодействую без использования слов или речь исходит со стороны мамы или папы. Узнавая о способах такого общения, ребенок и мама укрепят связь, которая необходима для развития речи крохи, полноценного психоэмоционального развития.

Поэтому так важно знать родителям как правильно разговаривать с грудничком.

Почему так важно общение с малышом и как выражается готовность к контакту

В период 4–6 недель ребенок способен выделять взрослого и быстро овладевает эффективными методами общения и готовность и желание взаимодействовать со взрослыми выражают активно. Младенец расширяет глаза, приподнимает брови и сосредотачивается на лице матери.

Если женщина беседует с крохой, малыш способен установить зрительный контакт, «поговорить без слов» концентрируясь на маме. На лице появляется улыбка, выражающая эмоции ребенка, усиливается двигательная активность. Ярко выражается вокализация. Развитие этих особенностей свидетельствуют о формировании «комплекса оживления» — совокупности признаков, которые указывают на проявление удовольствия в ответ на воздействия взрослых и средством общения с ними.

Единственная цель такого контактирования со стороны ребенка — выражение отношения к взрослому. Однако, разговор несёт и другое более глобальное значение для психического и речевого развития малыша:

  • Формирование стойкой привязанности между мамой и малышом.
  • Становление самоощущения ребенка, зарождение осознанности уникальности личности, которое выражается отношением к нему взрослого человека.
  • Начало формирования уверенности в себе.

Невербальное общение

Нежные прикосновения и массаж станут эффективным средством коммуникации по данным детского массажиста Элейн Фогель Шнайдер. С помощью длительного и медленного поглаживания кожи новорожденного возможно усилить связь между младенцем и мамой. Кроме того, при проведении процедуры стимулируется кровообращение, ребенок расслабляется.

Возникшая крепкая связь между мамой и младенцем позволяет женщине лучше понимать новорожденного, с готовностью откликаться на невербальные сигналы. Грудничок также заинтересован в налаживании такого взаимодействия: связь дарит малышу чувство защищённости, уверенности и доверия к маме.

Внимательно наблюдая за сигналами, мама может взаимодействовать с грудничком. Изначально кроха узнает её по запаху, звуку голоса. Когда же новорожденный распознает маму и положительно реагирует, можно спокойно установить зрительный контакт с ребенком улыбаясь.

При грудном вскармливании ребенок получает дополнительную связь с мамой посредством телесного контакта. Даже кормление в ответ на плачь при чувстве голода, обращает отношения к стабильности и доверительности.

Последовательный и регулярный ответ на призыв заверяет малыша, что мама будет рядом, чтобы заботиться о нём, защищать.

Нервная система новорожденного незрела и ранима. Младенец легко перевозбуждается и утомляется даже при непродолжительном контакта. Поэтому общение с новорожденным должно быть дозировано, чтобы не допустить эмоциональной перегрузки. Когда такое явление происходит возможна негативная реакция: ребенок включает сигналы разъединения: плачет, отвлекается, не захочет общаться в будущем.

Как правильно разговаривать с новорожденным

Общение с новорожденным – нестандартное общение, которым владеют не все взрослые. Серьёзному взрослому так тяжело говорить о незначительных событиях. Но малышу необходим словесный контакт, поэтому мамочке так важно овладеть такому искусству.

Традиционное «сюсюканье» имеет недооцененное значение. Растягивание гласных звуков, повторение ласковых и нежных слов, сопровождающееся поглаживаниями, выразительной мимикой, улыбкой крайне необходимы малышу первого полугодия жизни. Это важно для оценки малышом материнского отношения к его персоне.

Искусство говорить с малышом получило название «бэби-ток»

В минуты общения мама сосредоточена на личности крохи и не видит себя со стороны. При этом жесты рождаются сами и выражают искреннюю любовь к малышу. Поэтому «сюсюканье» имеет одну из самых значительных ролей – проявление любви, ощущение которой так необходимо малышу.

Мама разговаривает во время любых бытовых моментов: при кормлении, одевании, купании, на прогулке. Женщина комментирует любые действия: «открываем кран и капает водичка», «чайник свистит». При этом обращаем внимание на незначительные для детали: кроху может заинтересовать рисунок на чашке или обоях, пробегающий котенок, птица и т.д.

Важно реагировать на движения малыша, звуки или взгляды. Чувствительность матери к таким жестам и звукам дает возможность почувствовать самого себя, убедиться что его видят, слышат, замечают.

Профессор Степанов в книге «Общение с новорожденным как с миром» подчеркивает, что ребенок благодаря своей иррациональности, интуитивности, доверяя чувствам острее воспринимает мир и познаёт его. Именно поэтому с младенцем разговаривают не головой, а сердцем – подчеркивает автор.

При этом изобретательность мамы безгранична. Используются как традиционные «народные» стишки и прибаутки, так и изобретенные на ходу словосочетания.

После 6 месяцев роль взрослого изменяется в глазах малыша. Это период возникновения «деловых» отношений между мамой и малышом. Конечно, кроха все так же нуждается в общении, ласке. Однако, кроха в большей степени проявляет интерес к игровой деятельности: предметному и подвижному взаимодействию. Это период совместной деятельности взрослого и малыша, который не менее важен для полноценного развития и социализации.

Источник: https://laktacia.ru/poleznoe/kak-razgovarivat-s-grudnichkom.html

Общение с новорожденным — Супермама

Оправдание, которое слышишь от мам и пап: «Я не знаю, о чём говорить с маленькими детьми», «Понятия не имею, как общаться с малышом. Вот когда он подрастёт».

Давайте посмотрим, действительно ли сложно придумать, о чём говорить с ребёнком до трёх лет, и как взрослым общаться с новорождённым.

Ребенок 1-3 месяца: правила общения с грудничками — Детское здоровье

Дети до 3-х месяцев умеют общаться!

Первые месяцы развития ребенка — это захватывающее время для родителей, так как малыши этого возраста достигают значительного прогресса в общении.

Только представьте себе, что вы принесли домой домой несмышленыша, и уже через несколько недель сможете наслаждаться сразу двумя способами  «беседы» — обменом улыбками и “охи-ахи-у-гу-гу”.

Вы увидите, как ярко проявляется личность вашего ребенка, как ваш малыш становится более активным и самым требовательным членом семьи.

В этой статье мы расскажем обо всем, что касается общения с детьми в возрасте от 1 до 3 месяцев. Научим Вас понимать новорожденных и разговаривать с ними на «детском» языке. Также вы узнаете как развить навыки общения у грудничка.

Если новорожденный ребенок капризничает

Кстати крик ребенка — это тоже не всегда плохо, доказано, что тужась он помогает выйти лишним газам, развивает легкие. А еще крик — это способ отдать лишнюю энергию.

Для младенцев характерно выделять определенный период “для крика”, обычно это происходит в  одно и то же время каждый день, как правило, между началом вечера и полуночью.

Хотя все дети плачут, и проявляют некоторые суетливость, нужно обратиться к невропатологу, если ребенок беспочвенно кричит  более 3 часов в сутки (в сумме), больше, чем 3 дня в неделю. Все, что менее этого порога — нормально, так как малыша могут беспокоить колики.

Прекращается такое состояние примерно  в 3 или 4-месячном возрасте. Также вы можете помочь ребенку справиться с болями в животе.

При начавшемся крике попробуйте успокоить вашего малыша. Некоторые младенцы успокаиваются  при раскачивании или ходьбе взад и вперед по комнате, в то время как другие хорошо реагируют на такие звуки, как легкая музыка, колокольчик или гул пылесоса. Выясните, что больше всего нравится вашей крохе, и применяйте метод во время периодов плача.

Какие игрушки потребуются для развития малыша

В таком возрасте вовсе не требуется заваливать свое чадо дорогостоящими подарками и игрушками — они ему ни к чему. Достаточно приобрести несколько ярких предметов, обладающих следующими функциями.

  • игрушки для малышейЯркий и безопасный браслетик для грудничков на липучке. Игрушка звенит, шуршит, приятная на ощупь и очень яркая. С таким браслетом малыш будет рассматривать ручки, развивая зрение, слух, а со временем и тактильные навыки. Цена вопроса 210 руб, включая доставку.
  • Музыкальный массажер — прорезыватель для зубов «Слоненок». Он негромко «поет», его можно «погрызть», потрогать за ушки — они шуршат. Яркая и веселая игрушка может подвешиваться. Стоит слоненок вместе с доставкой — 320 руб.
  • Цветные марионетки на пальцы «Веселый зоопарк». Цена за 10 штук — 390 руб.

Познакомиться с лучшими развивающими игрушками для грудничков вы можете в разделе «Развивающие игрушки для малышей до 6 месяцев«.

Когда нужно показать новорожденного доктору

Поговорите с врачом, если ваш ребенок кричит в течение необычно длительного времени или если его крики кажутся вам странными. Скорее всего врач не обнаружит ничего плохого, но уверенность в том, что ваш любимчик здоров, поможет расслабиться и сохранять спокойствие, если он расстроен.

С момента рождения до 3-х месяцев, дети, как правило, достигают следующих успехов:

  • обращают внимание на лица и окружающие предметы;

Источник: https://detskoe-zdorove.ru/rebenok-1-3-mesyatsa-obshhenie/

Как общаются младенцы?

Могут ли новорождённые общаться с нами? Как ранее утверждали учёные, общение младенцев с окружающим миром начинается в возрасте полутора лет. Однако, последние исследования показывают, что общение новорождённых происходит гораздо раньше: только появившись на свет, дети начинают усваивать поступающую информацию, хотя мозг ещё недостаточно развит.

В статье «Развитие ребёнка в утробе матери» я отмечала, что слуховая система малыша хорошо сформирована уже к 9 месяцу беременности матери, т.е. ещё в утробе он слышит большое количество звуков: воспринимает голос мамы и интонационный рисунок родного языка.

Родившись, ребёнок не может общаться с нами в обычном представлении, т.к. не способен пока управлять речевым аппаратом, чтобы с нами заговорить.

Однако, общение происходит с помощью разнообразных способов задолго до того, как появится умение произносить первые слова.

Как новорождённые общаются с нами?

С момента рождения малыш обучается понимать слова и вступать в диалог с родителями при помощи плача, улыбки и смеха, указывания и зрительного контакта.

Улыбка и смех

У ребёнка еще в утробе матери появляется некое подобие улыбки, когда начинает формироваться нервная система. А в возрасте 1-2 недель, обычно во сне, малыш улыбается, и родители считают, что ему снятся красивые сны. Это не так.

Такая улыбка является рефлекторной реакцией мышц на звуковой сигнал. К концу 4 недели он будет улыбаться уже по своей воле, как реакция на знакомый голос или прикосновение, но не как ответ на улыбку взрослого.

Только в 4-5 месяцев он ответит на вашу улыбку своей.

Смех и улыбка выполняют важную социальную роль: способствуют общению малыша с окружающим миром. Если родитель, например, поглаживает или легонько щекочет ребёнка и это действие ему нравится, он засмеётся, и вы захотите повторить эти действия вновь.

Путём подобных повторений ребёнок приобретает навыки общения и начинает понимать, что с помощью своего смеха может добиться того, что хочет. А если вы покажете малышу что-то непонятное, например, незнакомый ему предмет, улыбки в ответ на это действие не последует.

Следовательно, с помощью улыбки и смеха, он отделяет известные ему развлечения от неизвестных. Таким образом он приспосабливает свою программу взаимоотношений с окружающими к своим возможностям.

Указывание

Этим приёмом малыши пользуются часто, если видят предмет. Если предмета нет, то и указывания не будет. Это ещё одна возможность поделиться со взрослыми информацией. Он как бы «говорит» родителям, какой предмет ему нужен, и эта манипуляция имеет чётко обозначенную цель: «дай то, что хочу». Требование выполнения его желания сопровождается эмоциями: дали то, что просил – улыбка, дали не то – плач. Так что не вы, уважаемые родители, являетесь лидером общения, а ваш малыш.

Плач

Самый эффективный способ общения со взрослыми. Маленькие «хитрецы» всегда добиваются им желаемого. На плач сбегаются все от мала до велика.

И вот тут начинают выдвигаться требования: надоело одиночество – возьмите на руки; испытываю дискомфорт – смените подгузник; заболел животик – примите меры, проголодался – накормите и т.д. Имейте в виду, что у каждого ребёнка свой уникальный плач, как отпечатки пальцев.

У плача свой индивидуальный ритм, тембр, интенсивность и интонация.
Учёные проводили эксперимент с аудиозаписью плача малыша и отметили, что он может варьироваться в диапазоне пяти октав (удивительно?!).

Плач новорождённого вызывает у родителей тревогу и огорчение. Но не только это. Он может вызвать и определённые физиологические реакции у матери: поднимется давление и усилится сердцебиение.

То есть плач несёт определённую смысловую нагрузку и заставляет больше тревожиться (если это слёзы от голода или боли, нежели от скуки), потому что более ритмичен и обычно сопровождается брыканьем.

Постепенно родители, особенно мама, начинают распознавать характер слёз и весь репертуар требований своего маленького чада.

Плачем ребёнок привлекает ваше внимание и посредством этого приёма общается с вами. Сразу скажу, какими бы знатоками слёзного репертуара вы не были, реагировать надо сразу, дабы выяснить причину, ведь у ребёнка нет других способов сообщить вам о своих нуждах или о своём физическом и эмоциональном состоянии. Ваше внимание даст уверенность и спокойствие: он под защитой.

Зрительный контакт

Как вы уже успели заметить, младенцы начинают общаться с окружающим миром задолго до того, как начинают понимать и произносить слова. Когда вы подходите к ребёнку, между вами устанавливается зрительный контакт, после ваших слов возникает диалог.

На словесные фразы малыш реагирует по-своему: улыбается, дрыгает ножками, гукает, корчит рожицы – это и есть диалог. Он воспринимает интонацию и ритм вашей речи, а также взгляд и жесты.

Со временем он привыкнет к звучанию наиболее часто произносимых слов, и, скорее всего, в будущем начнёт их произносить в первую очередь.

С 4 недель он уже будет имитировать гуканьем речь взрослого. Кроме того, во время зрительного контакта младенцы следят за синхронностью возникновения звуков и движением губ взрослого.

Когда вы начинаете общение с малышом, учтите, что важно соблюдать очередность: вы говорите, потом ждите гуканья в ответ, только потом начинаете продолжать реплику, опять ждёте обратной реакции и т.д. Если вы нарушите очерёдность в диалоге, малыш собьётся и не поймёт, чего от него ждут взрослые.

Видите, сколько тонкостей вы должны учитывать. «Доречевые» диалоги между родителями и младенцем очень важны для его речевого развития в будущем.

В заключение

Так новорождённые общаются без слов с окружающим миром. Гуканье, смех, улыбки, плач, дрыганье, указывание – это всё средства общения с вами малыша, посредством их он пробует выражать свои чувства, желания и привлекать ваше внимание.

Больше общайтесь, именно «родительский напевный язык» способствует лучшему пониманию звуков, слов и фраз взрослых.

Конечно, новорождённые требуют особой заботы и особого внимания, но это самая важная родительская работа, которая в будущем обернётся той же заботой и вниманием к вам со стороны взрослых детей.

Источник: https://sherbakova.com/kak-obshchayutsya-mladency/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой