Как приучить ребенка к труду

Как приучить ребёнка к труду: советы педагога-психолога — Телеканал «О!»

как приучить ребенка к труду

Все родители хотят, чтобы дети выросли трудолюбивыми и ответственными людьми. Но, к сожалению, не все ребята стремятся помогать своим мамам по дому, некоторые откровенно ленятся, бывает, дело даже доходит до слёз. Своим опытом по воспитанию трудолюбивых детей поделилась педагог-психолог, мама троих детей Елена Дейнего.

Елена Дейнего, педагог-психолог, мама троих детей, ведущая группы поддержки для мам «Точка опоры», основатель психологического центра «Запасной рай»

Воспитание ребёнка включает в себя в том числе развитие ответственности и трудолюбия. Это, кстати, отражено даже в педагогических методиках. Например, если вы ходите с ребёнком на занятия Монтессори, то наверняка обратили внимание, что в конце занятия все ребята убирают за собой. По Вальдорфской системе воспитатель сам трудится в процессе обучения, и через это тоже происходит приучение к труду.

Главное — системность

Самый главный секрет в воспитании трудолюбивого ребёнка заключается в постепенном приобщении к домашней работе. Важно, чтобы он начал получать радость от выполнения какого-то одного дела. В раннем возрасте можно начать с чего-то очень простого, но значимого.

Выполнение дела должно не только приносить положительные эмоции, а ещё и давать понимание того, что малыш делает полезный вклад в семейный быт. Тогда он быстро почувствует себя нужным и осознает свою важность в жизни семьи.

Так, выстраивая процесс приобщения к труду поэтапно, родители могут помочь ребёнку стать самодостаточным.

Часто родители используют какую-нибудь награду в качестве дополнительной стимуляции за труд. Если без вознаграждения малыш помогать вам не хочет, то стоит задуматься, почему так происходит. Может быть, у него перед глазами нет хорошего примера, которому можно подражать? Или в семье все задачи уже распределены, и малыш просто никуда не вписывается?

Учтите, что наградой или поощрением ребёнка за выполненный труд может быть не обязательно что-то материальное. Иногда достаточно признания родителей: «Ты — мой помощник», «Моя хозяюшка». К тому же наградой может стать приятный семейный вечер после совместного дела.

Не все работы по дому можно доверить маленькому ребёнку, поэтому домашние обязанности лучше распределить по возрастам. Эта подборка основана на моём родительском опыте.

С 1 года до 3 лет

Малыша от года можно хвалить за то, что он возвращает вещи на свои места, это может превратиться в очень весёлую игру. Ещё ребёнок может вытирать запачканный стол своей тряпочкой. У него может быть маленькая щёточка и совочек, чтобы подметать. Не стоит сразу рассчитывать на хороший результат работы, пока для него это просто развлечение.

Ближе к трём годам ребёнок может уже собирать свои игрушки в коробку, книжки и журналы класть на полку. На кухне он способен помочь отнести салфетки и тарелки на стол. Ещё малышу можно доверить положить крупу или банки с консервами из сумки с продуктами в нужное место.

4 года

В этом возрасте ребёнка можно не только привлекать к разбору сумок с продуктами, но и брать его с собой в магазин. Там ему можно доверить выбирать крупы, макароны, овощи. По расписанию и под наблюдением родителей малыш может кормить домашних животных.

Ещё в доме ему лучше всего выделить какое-нибудь конкретное место для уборки, например, в прихожей. В 4 года он способен помогать родителям застилать постель, развешивать после стирки носочки, платочки и складывать небольшие сухие вещи. На кухне его можно приобщить к готовке сухих завтраков на всю семью, например, хлопьев.

Специальным ножом он может намазывать масло на хлеб, накладывать еду в тарелки и помогать раскладывать украшения на десерты.

5 лет

В 5 лет с разрешения мамы ребенок может приготовить какие-то ингредиенты для блюда, например, измельчить сыр на тёрке, а без присмотра родителей он может кормить животных и убирать за ними.

Также его можно попросить наводить порядок в своей комнате, самостоятельно одеваться и класть свою одежду на место, сортировать белье для стирки, помогать выносить мусор, мыть машину.

А ещё в пять лет он сам уже вправе решать, куда потратить часть своих накопленных денег. Если есть какие-то ограничения, то он должен о них знать.

6 лет

В 6 лет ребёнок может пылесосить, поливать растения, чистить овощи, варить яйца, вместе с мамой готовить кашу, собирать для себя перекус на занятия или в длительную прогулку. Он может начать вместе с родителями выгуливать домашних животных.

Если семья живёт за городом, то зимой ребёнку можно доверить убирать своей маленькой лопаткой снег, а осенью и весной — листья. Детям такое занятие очень нравится.

В этом возрасте детям можно поручить самостоятельно сервировать стол, а если такой привычки в семье нет, то им можно доверить наведение порядка на полочках в ванной. Главное, чтобы это было системным занятием.

7 лет

В 7 лет уже появляется ответственность за собственное имущество. Например, разрешите ребёнку ухаживать своим за велосипедом: следить за его сохранностью, разбирать, смазывать. Ему можно позволить не только кормить и выгуливать животное, но и мыть его, дрессировать. Семилетний ребёнок способен помогать маме нести из магазина какие-нибудь нетяжёлые продукты, а ещё пользоваться утюгом, вставать по будильнику и самостоятельно передавать деньги в школу.

8 лет

Восьмилетний школьник уже может продумывать дизайн своей комнаты, переставлять мебель так, как ему нравится. Вместе с родителями в магазинах он имеет право выбирать для себя одежду и обувь. Без напоминания он должен относить в стирку грязную одежду, наводить порядок в своих шкафах, помогать другим в каком-то деле, например, в полировке мебели. Девочки в этом возрасте могут учиться пришивать пуговицы, зашивать свои колготки, помогать маме в приготовлении пирога.

Если дети с раннего возраста не были приучены к труду, то вы непременно столкнётесь с сопротивлением, которое нужно пережить. Важно выделить время для разговора с детьми. В беседе перечислите все возможные дела, предоставьте ребятам возможность выбрать то, что им хочется. Необходимо определиться, с какой периодичностью дети будут выполнять работу, и вы должны приготовиться напоминать о ней время от времени.

Говорите своим детям, что любая работа — это счастье, потому что она даёт людям удовольствие и результат. Если они смогут испытать этот опыт, то захотят повторять его снова и снова, становясь трудолюбивыми и энергичными.

Анастасия Куратова

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/11841

Как приучить ребенка к труду?

как приучить ребенка к труду

Ну какой родитель не желает, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым и аккуратным? Чтобы малыш стал не просто помощником в семье, но и обрел те качества, которые послужат ему на протяжении всей жизни? Ответ на такие вопросы очевиден. Но несмотря на это, некоторые мамы и папы умудряются в процессе воспитания отбить у ребенка стремление к самостоятельности и всякое желание выполнять даже простые обязанности.

От обратного

Пример подобного поведения родителей очевиден. В возрасте трех лет малыш начинает осознавать себя как личность, со своими желаниями и потребностями. Именно в этот период он активно познает мир и старается взаимодействовать с ним.

Одним из проявлений такого взаимодействия является подражание поведению окружающих людей. Так, помимо прочего, ребенок может проявлять стремление сделать какую-либо работу по дому, подражая действиям родителей.

Это может быть желание вымыть пол или помочь на кухне в приготовлении обеда.

К сожалению, многие взрослые, понимая, что такая помощь малыша (пусть ребенок и будет делать лишь что-то несложное) доставит больше хлопот, чем подмоги, совершают самую распространенную ошибку.

Фраза «ты еще слишком мал, подрасти немного», повторяемая на протяжении нескольких лет, способна напрочь лишить малыша мотивации к действию.

Стоит ли в таком случае родителям удивляться, когда, подрастая, на все просьбы о помощи по дому ребенок, вероятнее всего, ответит «не могу» или «не хочу»!? Конечно, даже в четыре-пять лет малыш будет выполнять самую простую работу далеко не идеально.

Ее необходимо будет переделать, и на это потребуется время. Однако прежде всего следует задуматься, что для вас важнее: сам факт выполненной работы или же очередное вложение в развитие у ребенка привычки к труду? Если честно ответить себе на этот вопрос, то появятся и терпение, и снисходительность к неумелым инициативам вашего сына или дочери. Не пропустите эти первые зачатки трудолюбия, а уж уделить внимание качеству выполняемой работы можно будет и попозже.

Немного науки

По словам психолога Ларисы Сидоровой, корневая идея приучения детей к труду лежит в понимании того, что основным видом деятельности взрослого человека является именно труд.

Системы образования и воспитания нацелены на обслуживание общей системы устройства общества, которое в последнее время предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Труд при этом подразумевает обязательную ответственность за него.

А благодаря разным заданиям, которые ребенок получает от взрослых, растет и крепнет его личное чувство ответственности за исполнение порученного.

Родителям важно  понимать, для чего они прививают  ребенку тот или иной навык. И  чего именно они ждут от ребенка: хотят, чтобы он подчинялся и слушался их, или все же стремятся развить в нем инициативность и самостоятельность. От ответа на этот вопрос напрямую зависит будущее ребенка и то, каким он станет: послушным исполнителем чужой воли или лидером, не прячущимся от ответственности за спины других людей.

Ответственность ребенка – это его путь к свободе выбора. При этом ведущей деятельностью, на которой основывается развитие навыков трудолюбия, является сначала игра, затем учеба и общение со сверстниками. По сути, все это в определенной степени тоже труд. Ну а мера ответственности за порученное дело должна расти вместе с ребенком – давать самые первые поручения, то есть начинать постепенно приучать малыша к труду можно уже с трех лет.

Простой пример

Конечно, для  начала эти поручения должны быть элементарными, например, собрать свои личные вещи, что-то принести, поставить на стол тарелки, полить цветы. Еще проще начинать с самого понятного для ребенка вида деятельности – игры. Хорошими помощниками в этом деле будут игрушки и ваша фантазия.

Например, чтобы ребенок захотел убрать игрушки, можно сказать ему, что вот-вот начнется дождь, солдатики или куклы могут промокнуть, и лучше уж скорее спрятать их на свои места и уберечь от такой напасти. С этой же целью  можно использовать и игрушечные бытовые приборы.

Поверьте, малыш охотно согласится поиграть в уборку или приготовление «игрушечного» обеда.

Подобные игровые техники легко разнообразить, стоит только приложить творческое усилие и фантазию. Впрочем, эти  качества родителей еще больше будут  востребованы, когда дело коснется серьезных поручений. Главное – помнить одно непреложное правило – любая поставленная вами задача должна радовать ребенка, приносить ему удовольствие.

 Сыну  Светланы, Игорю, семь лет. Он вполне самостоятелен. Игорь знает, что  порядок в его  комнате и периодическая уборка в квартире является его сферой ответственности. С радостью помогает родителям и в других делах.

При этом Светлана и ее муж всегда не только поощряли инициативу сына, но и старались найти такое занятие, которое было бы ему интересно.

«Когда Игорю было всего три с половиной года, – рассказывает Светлана, – лето мы проводили в нашем загородном доме. Муж всегда брал его с собой мыть машину. Это занятие сыну нравилось невероятно.

Надо было видеть его личико, когда он старательно тер своей маленькой тряпочкой дверцу или фары. Потом вместе с мужем они обходили автомобиль, придирчиво осматривали – все ли сделано хорошо. Если где-то оставалась грязь, супруг указывал на это Игорю. Он тут же еще раз протирал это место.

В результате мы обязательно хвалили его, а Игорь, не скрывая, гордился проделанной работой».

Хвалить или не хвалить?

Кстати, о поощрении. Психологи не советуют задаривать ребенка подарками за хорошо выполненную работу.

Конечно, трудно порой удержаться от этого, если речь идет о любимом ребенке, однако правильнее просто похвалить малыша, давая ему тем самым почувствовать значимость своих действий.

Ребенок со временем должен начать понимать, что достигнутый результат уже сам по себе является «наградой». Например, порядок в доме – это нормальное положение вещей, и он должен поддерживаться регулярно, а не по причине выгоды для ребенка таких действий.

Хвалить ребенка  нужно даже тогда, когда работа выполнена  не так, как того хотелось бы родителям. Само собой, на строгий взгляд взрослого  человека чашка, может быть, помыта и не очень тщательно, да вещи сложены кое-как.

Но не забывайте, что и сами мы в свое время всему этому учились постепенно.И еще о чашке! Когда вы будете перемывать ее самостоятельно, ни в коем случае не делайте это  при ребенке.

Так вы легко убедите его в том, что нет нужды стараться делать работу хорошо, ведь после тебя ее все равно переделают!

Если вы знаете, что малыш может справиться с каким-либо делом лучше, чем он это продемонстрировал, поговорите с ним. Объясните, как следует поступать в следующий раз. Ребенок должен самостоятельно понять, как исправить свою ошибку, без эмоционального давления или негативного отношения со стороны родителей.

Будьте  прощеСледует помнить  и о том, что чрезмерная требовательность и постоянное стремление заставлять ребенка во всем добиваться идеального результата, может вызвать у него стойкое отвращение к труду. Поэтому даже в случае, когда родителям необходима помощь малыша, не следует навязывать ему те или иные действия, лучше дать возможность выбора ему самому – чем именно он может помочь. Так ребенок не только разберется в своих предпочтениях, но и почувствует самостоятельность.

Категорически не рекомендуется заставлять ребенка  делать что-то силой, давить на него. Таким  образом родители добьются лишь стойкого обратного результата – негативные эмоции, испытываемые малышом, будут спроецированы на выполняемое им дело. Конечно, в определенных ситуациях строгость необходима. Однако следует понимать, что нежелание ребенка что-либо делать, может быть банальным результатом неумения родителей увлечь малыша. Значит, нужно учиться!

Родом из детства

Конечно, эти  и подобные им советы – лишь малая  толика тех знаний, которые необходимы родителям в непростом деле воспитания ребенка. Главное помнить, что в этом процессе не бывает мелочей, а само приучение ребенка к труду не просто необходимость, а один из важнейших этапов становления его личности. И если задача психологов докопаться до сути проблем, корни большинства из которых лежат в детстве, то цель любящих родителей – сделать так, чтобы этих проблем было как можно меньше!

Источник: https://zoj.kz/populiarnie/rebenok/1184-kak-priuchit-rebenka-k-trudu.html

Главный помощник или как приучить ребенка к труду

как приучить ребенка к труду

В каждой семье свои правила, требования к жизни. Но поскольку любящие родители хотят успешного будущего для детей, поэтому и к воспитанию отпрыска подходят с умом, тщательно взвешивая поступки, сказанные слова, требования. Иногда мы слишком много на себя берем, стремимся избежать дополнительной уборки после маленького «помощника», считаем, что все впереди, и он еще успеет проявиться в этой роли.

Существуют уникумы, предлагающие оплату собственным детям. Для меня это в корне неправильное решение — помощь только ради материальных благ провоцирует укоренение в человеке неискренних, нечистоплотных, алчных намерений. Но вы ведь хотите вырастить успешную личность, которая пойдет высоко по карьерной лестнице, будет уверена в собственных силах и не бросит в беде близких людей? Тогда эта статья для вас.

В каком возрасте следует приучать ребенка к труду

Прошлое поколение не представляло свою жизнь без работы, потому что ежедневную рутину не облегчали бытовые гаджеты. Сегодня же мы видим картину, как мама закидывает белье в машинку, продукты в мультиварку, робот пылесосит, посудомоечный агрегат моет, а скучающий ребенок не ведает, чем себя занять. И вот оно! Поколение избалованных детей, не знающих, в какое русло направить бурлящую энергию, не уважающих родительский труд, требующих дорогие подарки. Как же быть?

Начиная с 2-3 лет, малыши стремятся помогать. Они просят разрешения вымыть посуду, хватают швабру в руки, тянутся к утюгу, пылесосу, куску теста на столе. Рассыпанная мука, игра с кастрюлями, детская посудка и бытовая техника на прилавках магазинов — неотъемлемые атрибуты правильного, счастливого детства. Привлекайте кроху к семейным обязанностям как можно раньше. Я бы сказала, уже с полугодовалого возраста. Родительские действия выстраивайте по следующей схеме.

1. Лучше всего — собственный пример. Не убирайте дома, когда ребенок спит, на улице или в гостях у бабушки. Пусть карапуз видит, как взрослые хлопочут по дому, суетятся, наводят чистоту.

2. Обязательная теория. Озвучивайте происходящее вокруг. Рассказывайте крохе, зачем вы вытираете пыль, как приятно жить в чистой комнате, какой из него вырастет замечательный помощник. С 3-4-летнего возраста поощряйте желание учиться, узнавать новое. Ведь грядущие школьные уроки — обязательный труд для растущего человека.

3. Доверие без страха. Распространенная ошибка родителей — нежелание осложнять себе жизнь. Намного быстрее вымыть собственноручно две тарелки, чем после «помощи» детей вытирать мокрый пол, перемывать посуду и переодевать в сухую одежду «виновника».

Отказывая двухлетним карапузам, вы допускаете самую большую ошибку — взращиваете семя сомнений в маленькой головке. Постепенно нерастраченный энтузиазм крохи угасает. И, уже повзрослевший, он не желает возлагать на себя домашние обязанности. Он запомнил, что ему раньше не доверяли!

4. Поощряйте. Хвалите за любые попытки взяться за что-то новое. Расскажите, как тяжело справляться с хлопотами по дому в одиночку. Объясните, что сын (дочь) — главные помощники, и вы цените их усилия.

Как уговорить ребенка собрать игрушки

Поиграйте с ним. Поставьте посреди комнаты корзину и забивайте игрушками «голы». Во избежание порчи дорогих экземпляров подавайте ему только мягкие, резиновые изделия, пластиковые кубики и другие небьющиеся предметы. Каждое попадание встречайте бурными овациями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Ротавирус когда можно в садик

Устройте соревнование наперегонки. Кто первый очистит часть территории, тому разрешат смотреть мультики, дополнительную прогулку на улице, визит к любимой бабушке и т.д. Заинтересуйте строптивца увлекательным сюжетом.

Предложите ему роль крана, большого медведя, быстрого Супермена, другого любимого мультипликационного героя.

Важно, чтобы дети старше 5 лет имели постоянные обязанности. Это повышает степень самоуважения, вырабатывает ответственность, ощущение нужности, взрослости во внутрисемейной ячейке. Самоуважение, в свою очередь, — неотъемлемая составляющая формирования гармоничной личности. Правильное поведение взрослых — залог своевременного развития потребности в самостоятельном труде.

Как поощрять инициативу ребенка

  1. Кроха рассыпал муку? Покажите, как из нее приготовить тесто. Дайте ребенку свой маленький кусочек, чтобы он его месил, рвал, катал. Это занятие развивает мелкую моторику.
  2. Схватил грязную тряпку и протирает зеркало? Объясните, что для этих целей имеются другие салфетки. Замените малышу орудие труда на правильное.
  3. Требует отдать в его руки пылесос, швабру? Предоставьте ему такую возможность.

    Пусть уборка затянется. Но даже полчаса потраченного на это времени принесут неоценимую пользу для правильного воспитания.

  4. Хочет готовить вместе с вами еду? Это не проблема! Детки отлично чистят лук и яйца от шелухи, нарезают игрушечным ножичком отварные овощи, закладывают продукты в электромясорубку под бдительным контролем мамы, выдавливают интересные фигурки из теста с помощью кулинарных формочек.

    Доверьте крохе сложить в тарелку нашинкованную для борща капусту. Разрешите посыпать пудрой сладкое печенье. Попросите выложить чистые яблоки в вазу для фруктов. Похвалите! И увидите переполненные гордостью, искрящиеся глазки.

Если в квартире (доме) выделена детская комната, то подскажите ее хозяину, как правильно поддерживать чистоту. Малыш с интересом выслушает придуманную историю о том, как игрушки обиделись и ушли из неубранного жилья.

С ребенком 5-7 лет разговаривайте как с равным. Объясните, что вредно дышать пыльным воздухом и почему совершать мини-рейды гораздо легче, чем разбирать завалы.

У меня не возникало проблем с уборкой игрушек в квартире. Если даже сынок был не в духе, с протестом относился к просьбе, то я предлагала ему помощь. При этом, делая акцент, что это Я ему помогаю, а не наоборот. По мере взросления у него появлялись дополнительные обязанности.

Молоть продукты мясорубкой было любимым занятием. Я же стояла рядом и следила за безопасностью процесса. Иногда я смешивала горсть круп. Потом просила перебрать полученную смесь в разные посудины (это распространенное упражнение для стимуляции речи, поскольку развивается мелкая моторика). Бабушка доверяла внуку пылесос, поливать цветы. Папа купил игрушечные инструменты и ремонтировал текущие поломки в квартире с участием сына.

Дедушка разрешал сажать растения на даче, и, конечно же, не ругал за нечаянно затоптанные грядки.

Источник: https://medbooking.com/blog/post/glavnyj-pomoshhnik-ili-kak-priuchity-rebenka-k-trudu

Что делать, если ребенок ленивый? Как приучить ребенка к труду?

«Он у меня способный, но ленивый ребенок, что делать» — достаточно часто мы слышим от мам такие слова, когда речь заходит об успеваемости ребенка в школе или на развивающих занятиях.

Лень присуща каждому человеку, и если взрослые еще в состоянии побороть ее, просто потому что в их лексиконе уже достаточно прочно прижилось слово «надо», то дети еще не понимают, почему они, собственно, должны делать то, чего им совершенно не хочется. Конечно, и среди взрослых homo sapiens встречаются патологические ленивцы, но все же большинство из нас способны выполнять какие-то дела «через не могу».

Если вы видите задатки лентяя в своем любимом чаде, то сможете приобщить ребенка к труду и учебе, используя некоторые не сложные приемы и правила, о которых мы сегодня с вами поговорим. И начнем мы, как обычно с главного

Как приучить ребенка к труду: знакомство детей с трудом взрослых

Личный пример или как приучить ребенка к труду Не удивляйтесь, именно ваш личный пример является главной мотивацией для ребенка трудиться, что называется, с «огоньком». Ведь именно знакомство детей с трудом взрослых закладывает в ребенке задатки трудолюбия или лени.

Если ваш кроха, с самых ранних лет видит, что родители не в восторге от своей работы и обязанностей по дому, то он будет копировать вашу модель поведения в дальнейшем.

Нельзя показывать вашему чаду недовольство своей работой или обязанностями, иначе у вас не получится приучить ребенка к труду и избавить от лени.

Приобщение детей к труду

Не переусердствуйте с опекой. Опыт многих родителей показывает, что чрезмерная опека над крохой также не самым лучшим образом влияет на формирование в нем задатков самостоятельности и инициативности, что однозначно мешает воспитать в ребенке трудолюбие и перебороть лень. Приобщение детей к труду должно проходить в рамках следующих правил.

Не надо стремиться делать все за своего малыша, позвольте ему выполнять кое-что и самому. Маленькие детки испытывают огромное удовольствие, когда у них что-то получается впервые и это отлично мотивирует их в дальнейшем.

Если вы работаете над тем, как приучить ребенка к труду, вам надо поощрять любую инициативу вашего малыша, связанную с желанием вам помочь. Очень часто родители отмахиваются от ребенка, когда он предлагает свою помощь, поскольку знают, что сами они справятся со своей задачей гораздо быстрее. Такое поведение вполне оправдано, но более чем ошибочно, поскольку, сами того не замечая, вы демонстрируете ребенку собственную лень.

Ленивый ребенок: что делать?

У вас ленивый ребенок, что делать с этим пороком? Не переусердствуйте с критикой. Если вы постоянно критикуете малыша, твердите ему о том, что у него ничего не получается, вы не только не приобщите ребенка к труду, а попросту отобьете у него всяческое желание делать ту или иную работу. Ваше чадо заранее будет думать о том, что любое поручение ему не по плечу и ему просто не захочется лишний раз напрягаться. Беседа о труде с детьми просто необходима, а критика должна быть разумной.

Лучше поинтересуйтесь у малыша, почему он не может справиться, дайте ему совет, что сделать для того, чтобы у него все получилось. Не навешивайте на вашего кроху ярлыки «лентяй» и «неуч», такие вещи не способствуют мотивации ребенка к труду, а напротив, негативным образом сказываются на его жизни.

Беседа о труде с детьми

Ленивый ребенок – это незаинтересованный ребенок. Прежде чем задумываться о том, как приучить ребенка к труду, необходимо вспомнить о том, а как вы сами выполняете ту работу, которая вам совершенно не интересна и кажется вам скучным набором действий.

Наверняка, не каждая мама в восторге от ежедневного мытья посуды, стирки и уборки, однако она выполняет эту работу, поскольку знает, что результат в любом случае оправдает средства. Тоже самое происходит и с детьми. Ленивый ребенок – это малыш, лишенный какой либо мотивации.

Для детей очень важен результат, и его можно использовать, как побуждение к действию.

Безусловно, важен и сам ход выполнения тех или иных поручений, не нужно, чтобы тот или иной труд превращался в рутину для ребенка. Здесь как никогда необходима беседа о труде с детьми. Ко всему, что вы предлагаете малышу, надо подходить творчески и с фантазией. Превратите такое скучное занятие, как уборка в комнате в забавную игру или перемойте вместе с ребенком посуду «на скорость», вот увидите, ваш кроха подойдет к этому вопросу с энтузиазмом и результат не заставить себя долго ждать.

Не забывайте хвалить ребенка, когда он впервые правильно выведет букву в тетради, получит хорошую отметку, или когда проявит инициативу и сам поможет вам в каком-либо деле. Ведь родительская похвала является одним из главных стимулов для приобщения детей к труду.

Источник: http://love-mother.ru/chto-delat-esli-rebenok-lenivyiy-kak-priuchit-rebenka-k-trudu.html

Как приучить детей к труду: лучшие способы

«Как же я устала от этого бардака» — жалуется уставшая мама, глядя на рассыпанный по всему ковру конструктор. «Почему ты до сих пор не заправила постель?» Подобные сценарии проигрываются ежедневно во многих семьях. А объединяет их все неверно выбранная родителями тактика воспитания. Любому малышу присуще неуёмное желание играть, резвиться и шалить, а вот задача родителей — перенаправлять энергию ребёнка в нужное русло, привить желание помогать взрослым и приучить убирать за собой.

Собственный пример

Родителям важно помнить народную мудрость о том, что яблоко от яблони далеко не падает. Отношение детей к домашним обязанностям напрямую зависит от личного примера мамы с папой.

Когда взрослые негативно относятся к работе по дому, воспринимают её как тяжкую повинность и при любой возможности пытаются отлынивать от домашних дел (в том числе за счёт сверхзанятости на работе), то очень трудно будет добиться от чада желания трудиться.

Ведь дети всегда стремятся подражать родителям, причём именно тому, что они делают, а не о чём говорят.

Когда папа с мамой учат одному, а сами поступают по-другому, не стоит мечтать, что дитя в будущем станет трудолюбивым и самостоятельным.

Не убирайте дома, когда ребёнок спит, на улице или в гостях у бабушки: пусть карапуз видит, как взрослые хлопочут по дому, суетятся, наводят чистоту

Сопровождайте комментариями все свои действия. Объясняйте малышу, для чего вы вытираете пыль, как становится уютно в чистом доме, каким чудесным помощником ребёнок станет, когда подрастёт. Если у вас есть отдельная детская комната, расскажите детям, как можно легко и эффективно поддерживать порядок.

С детьми 5–7 лет важно общаться на равных. Объясняйте им, что пыль в воздухе вредит здоровью, а убирать регулярно намного проще и легче, чем потом разгребать завалы.

Приучайте ребёнка складывать уже ненужные игрушки на место, прежде чем брать другие

Объясняя, как мыть посуду, застилать постель, поливать цветы, накрывать на стол, родителям следует всё время употреблять слова «вместе», «помогу», «подскажу»

Многие мамы (и папы) не желая дополнительных бытовых сложностей пресекают самые первые порывы малышей помочь им. Ведь кроха ещё не способен качественно вымыть чашки или пропылесосить ковёр, и родителям придётся потом это всё переделывать самим. А попутно ребёнок ещё и перепачкается или что-то испортит случайно.

Но в душе ребёнка при таких отказах возникают сомнения в своих возможностях и постепенно начинает крепнуть чувство неуверенности в себе. Он понимает, что ему не доверяют. Да и энтузиазма помогать родителям у крохи с каждым разом будет всё меньше и меньше.

Если хотите вырастить помощника — доверяйте ребёнку.

Родителям важно быть терпеливыми и хвалить любое желание ребёнка трудиться

Терпение

Никогда не ругайте ребёнка за оплошности, будь то испачканная одежда и бардак на кухне после первых кулинарных опытов или размазанная грязь на полу в прихожей, получившаяся при попытке малыша вымыть пол.

Попробуйте отнестись к ситуации с юмором и оценить по достоинству старания подрастающего помощника.

Очень важно в такие моменты мягко и спокойно указать сыну или дочке на ошибки и объяснить, как избежать их в дальнейшем, как лучше было бы действовать в подобной ситуации.

Проявляя терпение, когда малыш совершил оплошность, вы помогаете ему воспитать отличное качество характера — замечать свои ошибки и относиться к ним адекватно

Важно хвалить детей за любое проявленное желание помочь родителям. Обязательно расскажите крохе, насколько ценна его помощь с домашними делами.

В качестве поощрения хороши не только ласковые слова и обнимашки, но и любые совместные занятия. Объясните ребёнку, что благодаря его помощи у вас теперь появилось больше свободного времени, которое вы можете провести вместе.

А вот от денежных поощрений лучше воздержаться, иначе вы рискуете вырастить корыстного человека, который даже во взаимоотношениях с самыми близкими людьми будет искать в первую очередь собственную выгоду.

Ребёнок должен понимать, что домашний труд не оплачивается материально, но он нужен, чтобы быть полезным своим близким

Приучайте детей к делам по дому, придумывая игровые ситуации и соревнования. Предложите сыну представить себя сверхскоростным Суперменом, а дочке на время стать Весёлой Феей, которая наводит порядок на своей Волшебной Полянке. Игрушки, разбросанную одежду и детские книжки можно раскладывать по местам наперегонки, а победителю вручить почётную грамоту или медаль.

Очень хорошо, если у маленькой хозяйки будет детская бытовая техника (плита, утюг, стиральная машина, пылесос), а у подрастающего хозяина — собственный набор игрушечных инструментов.

Психологи советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру: например, собирайте машинки и куклы наперегонки

Если ребёнок не хочет убирать в своей комнате или отказывается выполнять любые другие свои постоянные обязанности, можете предложить ему помощь (например, если малыш сильно устал или вы вместе собираетесь куда-то идти и нужно всё сделать побыстрее). Но обязательно объясните, что это вы ему сейчас помогаете, а не наоборот.

Чтобы не отбить у ребёнка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики, спокойно напомните о его обязанностях и предложите свою помощь при необходимости

Как взрослый

Малышам так хочется во всём походить на взрослых. Домашние обязанности помогают ребёнку стать самостоятельнее, почувствовать себя полноправным и важным членом семьи, который вносит свою посильную лепту в выполнение общесемейных дел. А также вырасти ответственным, трудолюбивым и отзывчивым человеком.

Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были маленькими, они за всё хватались, а теперь их ничего не заставишь делать. Это означает, что сенситивный (чувствительный) период был упущен. Малыши имеют самую настоящую потребность делать всё так, как делают взрослые. И если в семье детям предоставляется возможность для удовлетворения этой потребности, то первый шаг к преодолению будущей лени сделан.

Ткалич Ирина Викторовна, психолог, гештальт-терапевт

Источник: https://babyzzz.ru/parents/kids/27852.html

Наблюдать и подсказывать. Как приучить ребёнка к труду

Домашний труд – это первый вид деятельности, доступный ребёнку. Помогая родителям по дому, в саду, на огороде, малыш ощущает себя взрослым и полезным. Он чувствует, что труд приносит радость, удовлетворение. Труд разнообразит досуг малыша, отвлечёт его от экрана компьютера, телевизора и телефона.

Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют, как только начинают ходить и говорить. Они заявляют: «Я сам». Малыши подражают взрослым, моют посуду, как мама, стучат молотком, как папа. Их труд в этом возрасте похож на игру. Удовлетворяйте потребность малыша в работе, ведь это воспитывает самостоятельность, ответственность, трудолюбие.

Ошибки

Поскольку ребёнок повторяет за родителями, важно подать правильный пример. Если вы в семье постоянно спорите из‑за того, кто сегодня вымоет посуду или вынесет мусор, то не удивляйтесь, когда малыш откажется помогать. Он копирует ваше поведение. Ещё одна ошибка, когда родители учат одному, а сами поступают иначе. Тогда не надейтесь, что ваше чадо вырастет трудолюбивым и самостоятельным.

Многие дети в пятилетнем возрасте отказываются убирать в комнате, застилать постель или мыть за собой посуду. Не злитесь и не угрожайте: «Немедленно убери в своей комнате, иначе сегодня никаких мультиков».

Хуже, когда у родителей не хватает терпения ждать, пока малыш медленно сделает то, что они сами выполнят за несколько минут. Вот типичная ситуация. Мама пятилетнего ребёнка моет посуду. «Мама, я тоже хочу мыть посуду!» – просит малыш. В этом случае мама может, ссылаясь на недостаток времени, сказать ребёнку, что он ещё маленький, и отправить играть, а может дать помощнику чашку и ложку, поставить удобный стульчик и вместе работать.

Приучайте

«Приучать к труду можно уже с полутора лет, когда ребёнок видит, что делает мама или папа, и повторяет. Превратите работу в игру и привлекайте малыша», – советует детский психолог Нина Шкилёва.

В 2–2,5 года у детей появляется внутренняя потребность в порядке. В игре они выстраивают игрушки по цветам, складывают всё на место. На основе этого удобно приучать малыша к труду. Главное – поддерживать его увлечение, не ругать за плохо выполненную работу, не говорить: «Я лучше сама всё сделаю, не мешай». Покажите ребёнку простые бытовые навыки: как перебирать крупу, наливать воду в стакан, мешать кашу в кастрюле, чистить фрукты.

Фото shutterstock.com

Позвольте малышу включиться в работу: мама варит суп, нарезает овощи – ребёнок их перекладывает в тарелку. Моете полы – дайте швабру чаду, пусть повторяет движения за вами. Папа достал инструменты – расскажите и покажите, что и для чего нужно. Важно этим заинтересовать в детстве. Со временем это не будет для малыша так интересно, когда станет обязательным, но он с уважением будет относиться к труду и овладеет какими‑то навыками.

«В семь лет снова возвращается эта потребность в порядке. Поэтому у вас есть второй шанс приучить к труду, когда он собирает портфель в школу, готовит одежду, – считает Нина Юрьевна. – Но если он делает неправильно или недостаточно хорошо с вашей точки зрения, остановитесь, ничего не говорите. Например, если дочь гладит себе юбку, пусть выполняет это плохо, но главное, что делает это сама».

Не переделывайте работу на глазах у ребёнка, сделайте это, когда он уснёт. Лучше подскажите: «Смотри, здесь у тебя складочка. Давай я тебе покажу, как её разгладить». Наблюдайте и подсказывайте, не больше. Если вы исправляете работу ребёнка, делаете сами и не разрешаете помочь, то не приучите малыша к труду.

«С подростком не будет сложностей, если в раннем возрасте вы разрешали что‑то делать самостоятельно, ребёнок утверждался за счёт труда, то и подростком он этого не забудет», – отмечает психолог.

Разрешайте

Если четырёхлетнему ребёнку дать тряпку и попросить вытереть пыль, он это сделает по‑своему, но не ругайте его, позвольте выполнить поручение, как хочется малышу. Давайте школьнику что‑то делать самому. Он имеет право на свои способы.

Даже если это со стороны кажется неудобно и долго. Если ребёнок хочет выполнить работу, важно, что он делает, а не как.

Если помидоры на салат нужно резать одной формы, а малыш нарезал по‑другому и вы ему об этом сказали, то желание готовить у него пропадёт и никакими способами вы этого не измените.

«Здесь важно состояние и настрой родителей. Не говорите: «Мы не идём гулять, остаёмся дома, чтобы убирать». Нужен позитив, чтобы показать ребёнку, что труд – весёлое и интересное занятие: «А давай мы вместе уберёмся под музыку и пойдём играть на улицу». Важно, чтобы он не ощущал, что это тягость и повинность», – говорит Шкилёва.

Не наказывайте уборкой или другим видом домашнего труда. Иначе ребёнок никогда не полюбит это. Зачем ему делать то, что является наказанием. Не приказывайте ему выполнить какую‑то работу с позиции авторитета: «Я сяду, а ты иди мой посуду». Соизмеряйте нагрузки с возможностями малыша. Не требуйте каких‑то результатов, правильного выполнения.

Фото shutterstock.com

Поощряйте

В приучении к труду поощрение – это ключевой момент.

«Но не платите ребёнку за работу. Потом он не захочет ничего делать бесплатно и отношения испортятся, – предупреждает психолог. – Одно дело, когда подросток находит подработку, ему платят чужие люди, но взаимоотношения в семье не должны регулироваться деньгами. Хватит устной благодарности.

Покажите, что от проделанной ребёнком работы всем стало хорошо».
Будьте терпеливыми и хвалите малыша за желание трудиться. Даже если грязи после его уборки стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья.

Поддержите его на первых этапах, он почувствует свою значимость и в будущем сам вызовется вам помогать.

Какой труд могут выполнять дети в разном возрасте:

В 1,5–2 года: собрать игрушки, принести, унести, подать, убрать свою тарелку со стола, помочь накрыть на стол к обеду, ухаживать за домашним питомцем, вытирать со стола, ополаскивать, вытирать, относить посуду, вытирать пыль, выкладывать покупки.

В 3–4 года: (добавляется) мыть пол, посуду, составить или протереть обувь, месить, раскатывать тесто, одеться, раздеться, почистить зубы, ухаживать за домашним любимцем, готовить несложные блюда.

В 5–6 лет: убирать в своей комнате, сложить одежду на место, постелить, заправить постель, стирать некрупные вещи, пришивать пуговицы, присмотреть за младшим братом/сестрой.

В 7–9 лет: погулять с собакой, сварить кашу или ещё что‑то несложное, помогать с посадками на даче, выносить мусор, ходить в магазин, мыть окно, зеркало (не на высоте), пылесосить.

Анастасия Писаревская

Источник: https://www.belpressa.ru/society/obrazovanie/22817.html

Как приучить ребёнка к труду

Проблема помощи детей своим родителям часто встаёт на различных форумах и собраниях взрослых. И мнения по этому вопросу разделились. Часть родителей считает что у детей есть право на детство, на игры, труд они успеют ещё познать. Их оппоненты утверждают обратное, что только приученные с малых лет дети потом становятся добросовестными тружениками и честными гражданами общества.

Зачем приобщать малыша к труду?

Если родители захотели приобщить ребёнка к совместному труду – они прежде всего должны задать себе вопрос: «Зачем это надо»? Они должны для себя уяснить какую цель они при этом ставят в конечном итоге. Или они хотят чтобы ребёнок привык к труду и не боялся трудностей. Чтобы он был готов к нелёгкой порой жизни во взрослом возрасте. Или может они хотят иметь помощников по семейному труду, дети их освободят от части нагрузок.

Если ребёнок почувствует что нет никакой цели у родителей, что приучают к труду только ради приучения – у такого замысла нет перспектив. Ребёнок рано или поздно почувствует неискренность в их словах и будет только создавать вид прилежного труженика, смотреть на труд как неизбежную повинность. В таком случае у ребёнка не воспитается любви к труду и он не сможет ценить правильно труд.

А если малышу скажут что он член семьи, что у него как и у других есть обязанности – малыш поймёт что предложенное ему дело реально, оно полезно для всех. Достаточно вспомнить с какой прилежностью дети выполняют часть домашней работы когда кто – то из взрослых заболеет – они себя чувствуют членами маленького коллектива и рады приносить пользу близким.

Надо напоминать о работе. А платить за труд надо?

Естественно что раз сказанное родителями малыш может легко забыть. В таком случае родителям надо тактично, вежливо и без крика напомнить о задании, о планах всей семьи после выполнения работы. Нет ничего плохого в том что малыш забудет выполнить работу, с возрастом это пройдёт.

Иногда родители стимулируют своих детей на выполнение работ по дому деньгами. При этом гордо хвастаются как умеют их дети «зарабатывать». Психологи и педагоги критически рассматривают такой подход к воспитанию трудолюбия – в конечном итоге человек воспитанный таким образом вырастет корыстным и не в состоянии совершать благородные дела. Это искажение в воспитании, такое недопустимо.

Лучше делать ребенку подарки, которые ему интересны, например, черепашки ниндзя и больше уделять ему внимания.

Какую работу и как поручить ребёнку

В отношении с ребёнком который выполнил часть работ неправильно родители должны вести себя тактично. Малыш выполняет работу первый или второй раз в жизни. У него нет опыта, для него в новинку движения которые он ещё усвоит в будущем. Нельзя переделывать работу сделанную с ошибками или недоделанную.

В любом случае ребёнок должен услышать слова благодарности. А переделать работу можно в его отсутствие. Главное не качество сделанной им работы а его отношение к самому процессу труда.

И если ребёнка ещё и мотивировать – например, пообещать после работы поход в зоопарк, совместные игры – ребёнок с большим желанием выполнит работу.

Работа на первых порах не должна быть сложной для малыша. Он в три или четыре года уже в состоянии сделать элементарную работу Например, собрать игрушки, расставить помытую посуду. Навести порядок с обувью в прихожей – это тоже под силу малышу. С возрастом задания усложняются.

Девочки привыкают к утюгу, мытью посуды. Сначала можно поиграть с игрушечными, потом перейти к настоящим. Мальчик учится держать в руке молоток, простые инструменты. В возрасте 6 – 7 лет не уметь мальчику вбить гвоздь – значит, родители многое пропустили в его воспитании.

Порученная работа должна соответствовать возрасту ребёнка.

Светлана, www.vitamarg.com

Изображения взяты на shutterstock.com

Источник: https://www.vitamarg.com/deti/article/6048-kak-priuchit-rebjonka-k-trudu

Приучаем ребенка к труду: зачем и для чего?

Здравствуйте, мамы и папы!

Как часто можно встретить недовольство родителей по поводу того, что их дети не помогают им даже в самым простых домашних делах, не говоря уже, чтобы попросить сделать что-то более серьезное.

Почему так происходит, в чем и где произошло недопонимание, почему мы встречаем детское нежелание в помощи взрослым?

Как привлечь ребенка к труду? Пытаемся разобраться и найти ответы.

Зачем и для чего?

Да, собственно для чего нужно привлекать ребенка к трудовой деятельности? Если вы хотите, чтобы ребенок познал что такое труд, необходимо самим родителям определиться зачем и для чего они ходят это сделать.

Пользы от этого на самом деле больше, чем может показаться на первый взгляд.

  1. Ребенок привыкает к помощи взрослым и с возрастом будет понимать, что это составляющая часть его жизни;
  2. Не бояться любой работы в будущем, преодоление жизненных трудностей;
  3. Ценить и уважать свой труд и окружающих.

Советы для родителей

Небольшие рекомендации для родителей, приучающих маленьких детей к помощи:

  1. Работа для ребенка должна быть посильной. Не перегружайте его и не переоценивайте его силы. Сначала давайте легкие и простые задания, далее понемногу усложняйте и добавляйте.
  2. Не заставляйте делать насильно, ее приказывайте, не кричите. Все должно быть в спокойном ключе. Стремитесь договариваться. Тогда у ребенка будут формироваться положительные эмоции от работы, он не будет ее бояться.
  3. Имейте терпение. Особенно маленькие дети выполняя поручения взрослого, могут его понимать по-своему. Сделают не так как вам хотелось бы. Или как чаще всего бывает напакостят больше, чем помогут. Сдерживайте свои эмоции. Он старался, как мог!Оценивайте старания ребенка.
  4. Не переделывайте результат. Доверяйте и цените труд своего ребенка, никогда не исправляйте его. Если уж что-то вас категорически не устраивает, то аккуратно попросите и согласуйте с ним доработку.
  5. Не наказывайте трудом, так вы только вырабатываете у ребенка нежелание и отвращение вам помогать. В последствии он будет воспринимать труд и помощь вам, как наказание и каторгу. А еще и того хуже, будет стремиться всячески избегать трудового воспитания.
  6. Объясняйте ребенку, что важен не только процесс работы, а доведение этого процесса до конечной точки и получение желанного результата. Научите ребенка с малых лет радоваться поставленной задаче даже повседневного характера.
  7. Правильно формулируйте свои просьбы и задания. Не думайте, что ребенок прочитает ваши мысли и сам обо всем догадается. Говорите то, о чем хотите сказать.

 Разделение труда

Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.

Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.

Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой —  шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.

Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит гендерное воспитание.

Какая награда и мотивация за труд?

Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал —  вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.

Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.

Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.

Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.

Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.

Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.

С какого возраста?

Мнения родителей разделяются по этому поводу. Некоторые считают, что детям нужно прививать ранний труд, другие напротив стараются от этого оградить как можно дольше, якобы не отнимать у ребенка беззаботное детство, что поработать он всегда успеет.

Уж не в этом ли кроется порочный ключ от нежелания ребенка помогать своим родителям в последствии?

Чем раньше, тем лучше. Как только ваш ребенок научился сидеть можно уже начинать.

В моем случае, когда мой сын начал хорошо сидеть, он любил такое занятие: ему давали коробку с игрушками и он доставал игрушки из нее и раскладывал перед собой, затем обратно складывал. Очень ему это нравилось. Как ребенок поиграл, я ему показывала, что нужно в итоге, чтобы все игрушки оказались в коробке, тогда и можно закончить игру. Такая была его первая помощь.

Ну вот и все, спасибо, что прочитали до конца.

Ответственных вам помощников, дорогие родители!

Источник: https://polonskaya-blog.ru/kak-priuchit-rebenka-k-trudu/

Как приучить ребёнка к труду?

Ребёнок ленится? Отказывается помогать и выполнять простую работу по дому? С этими трудностями родители сталкиваются почти каждый день. Как приучить ребёнка к труду — об этом данная статья.

Приучаем к труду – когда?

Пожалуй, многие родители чаще всего ругают ребёнка именно за лень, но при этом большинство мам и пап не понимают, что трудолюбие надо взращивать в малыше как можно раньше. Порой взрослые сами препятствуют формированию у чада такого качества. И логично предположить, что если родители не любят трудиться, не уважают свой и чужой труд, то и ребёнок пойдёт по их стопам.

Специалисты рекомендуют вовлекать малыша в трудовой процесс уже в двухлетнем возрасте. В этот период дети начинают активно копировать поведение взрослых. Самое главное здесь – слышать и поддерживать ребёнка. Не запрещайте отпрыску помогать вам.

Ведь иногда дети сами просятся помочь, но родители отказываются от такой помощи, считая, что уж они-то сделают всё быстрее и лучше ребёнка. Первое время можно просить малыша выполнять какие-то простые и привычные действия, например, убирать игрушки. Поначалу желательно это делать сообща.

Ребёнок должен привыкать к порядку и знать, что всему – своё место.

Как именно воспитывать у ребёнка трудолюбие?

Наберитесь терпения и не ждите, что ребёнок будет сразу делать всё быстро и качественно. Не забывайте хвалить его даже за незначительные усилия. И если результат оказался совсем не таким, каким вы его ожидали, старайтесь не наказывать ребёнка и вообще не заставлять его криком что-либо делать или переделывать. Спокойно объясните чаду, в чём плюсы и минусы его труда. И в следующий раз ребёнок порадует вас уже больше.

Труд как игра

Если трудовой процесс представить в виде игры, то малышу будет значительно проще и интереснее выполнять какую-либо работу. И к более старшему возрасту уже будет сформирована полезная привычка трудиться.

Составляйте список дел, и объясняйте ребёнку, какие конкретно у него обязанности. Так он научится принимать на себя ответственность и отвечать за результат своего труда. Обязанности должны быть под силу ребёнку, чтобы он мог совмещать их с учёбой, дополнительными занятиями, отдыхом и увлечениями.

Очень важно выработать у ребёнка положительное восприятие труда. Малыш должен понимать, что труд – пусть и нелёгкое, и не всегда интересное занятие, но, тем не менее, это благое и нужное дело.

Похвала и поддержка – наше всё

Всегда хвалите своё чадо даже за маленькие успехи и крошечные усилия. Если часто говорить ребёнку, что он «неловкий и неумелый», то он потеряет веру в свои силы и желание вообще что-либо делать.

Не стоит поощрять ребёнка деньгами и подарками за проделанный труд, иначе впоследствии он научится делать всё ради выгоды.

Приучая малыша к труду, родители не только формируют у него такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, ответственность, но и способствуют развитию у него положительной самооценки.

Источник: https://kindbi.com/article/kak-priuchit-rebyonka-k-trudu/

Как приучить ребенка помогать по дому: 5 способов от детского психолога и 5 критических ошибок

«Дочь совсем не хочет заниматься домашней работой», «Сына не заставишь вынести мусор» и много-много подобного можно услышать в разговорах мам. Источник жалоб не пересыхает. Обиды и непонимание с одной стороны, сопротивление явное или скрытое – с другой.

Как приучить ребенка помогать по дому, как объяснить, уговорить или заставить убирать у себя в комнате, выносить мусор, мыть посуду, пылесосить или хотя бы что-то из списка? Существует ли способ, который наверняка срабатывает, или некоторые дети в этом смысле абсолютно безнадежны?

  • Зачем приучать детей к домашней работе? Кому это нужно нам или все-таки им?
  • Делать ли разницу между мальчиками и девочками? То есть, соблюдать ли гендерное разделение на мужскую и женскую домашнюю работу?
  • Какими способами  можно добиться от ребенка помощи по дому?

   Зачем?

  1. Во-первых, затем чтобы облегчить бытовые заботы родителям. Я считаю эту причину разумной и правильной.

    Принцип таков «мы все живем в нашем доме и все вместе (в силу своих способностей, сил и времени) заботимся о том, чтобы нам тут было хорошо» Если это желает кто-то один (обычно мама), она рискует превратиться в домашнюю прислугу. Ее труд ценится мало и отношение к ней соответствующее.

    Ребенок в такой семье оставляет где попало свои игрушки, разбрасывает одежду и обувь, фантики и обертки. И даже грязные тарелки не считает нужным сложить в раковину. При этом он считает само собой разумеющимся, что за ним все убирается как по волшебству.

    Если же он сам делает в доме хоть что-то (моет, например, посуду хоть раз в два дня), у него есть шанс зауважать домашний труд и тех, кто им занимается больше него. А так же с большей бережностью относиться к его результатам..

  2. Во-вторых, затем чтобы научить! То есть, подготовить свое чадо к будущей жизни. 

    Это тоже вполне здравый мотив. Ребенок, который в 15 лет не знает, где лежат его футболки  и не в состоянии разогреть обед, может столкнуться с серьезными трудностями, когда ему придется уехать от родителей (поступив в институт или выйдя замуж/женившись).Конечно, он их преодолеет, куда денется? Но это создаст дополнительный стресс, которого вполне можно избежать, научив азам ведения хозяйства заранее.

К тому же, неприспособленность молодого человека к быту создает предпосылки для  его длительной  инфантильности и поиску партнера, который не для любви, а для заботы. Не жену/мужа, а психологического  заместителя мамы/папы.

Мужская и женская  домашняя работа

Да, в патриархальных семьях домашняя работа до сих пор делится на мужскую и женскую. Наверное, это было разумно еще 100 лет назад, когда место женщины было дома, а мужчина своими действиями во внешнем мире обеспечивал жизнь этого дома.

Но в современном мире и женщины и мужчины зарабатывать могут одинаковые деньги.  Поэтому, почему бы мужчинам и женщинам не объединить свои усилия и не считаться, кто положит вещи в стиралку или пропылесосит палас? Это явно не убавит гармонии в семье, а только прибавит ее.

Поэтому приучать ребенка помогать по дому нужно, не взирая на то, кто он у вас – мальчик или девочка.

Если у вас сын, было бы неплохо чтобы он умел справляться с домашними обязанностями и впоследствии, когда будет жениться, делал это не только ради гарантированной кормежки и постирушки. А девушка выходила замуж не ради того, чтобы ей чинили кран или машину. А ориентировались они на более глубокие чувства. А для этого желательно ориентироваться в супах и кранах.

Конечно, если в вашей семье нет таких традиций, когда вы с мужем все делаете вместе, то приучить к этому мальчишек будет сложнее. Но можно!

И, наконец, главный вопрос:

  • Если ваше дитя еще совсем крошечное, всё предельно просто: не запрещайте ему копировать ваши действия, когда вы хлопочете по хозяйству.  Не обращайте внимания на то, что малыш путается под ногами и мешает. Зато это золотое время, когда можно приучить ребенка к работе по дому легко и играючи. Именно играючи!

 Пусть мальчик совершает героический подвиг спайдермена, спасая комнату от наступления игрушек, а девочка посадит своих барби в ряд и учит их навыкам уборки  на своем примере.

Вариантов масса, ребенок сам будет их выдумывать, стоит пару раз включиться с ним в игру и показать пример.

Вы – рядом, и, конечно, поначалу делаете большую часть работы, но постепенно сокращаете ее, оставляя лишь наблюдение, «приём результатов» с обязательной похвалой, а позже, как только чуть повзрослеет, начинаете подключать его к общим делам семьи.

А вот если он подрос, и момент упущен, и здрасьте, подростковый возраст? Протест на протесте, или полное игнорирование, или «мам, я щас, вот только доиграю» Иногда хочется плюнуть и делать все самой, так ведь?

Да, кстати, можно и так, если уж совсем не получается. Я всегда считала и считаю, что мир в семье важнее порядка. Да и к тому же, постоянно ссорясь с ребенком из-за его помощи по дому, вы рискуете навсегда отбить у него охоту этим заниматься. Потом, когда повзрослеет. В этом смысле это работа не для его будущего, а против.

Да и дети такие бывают, загруженные по самые уши дополнительными занятиями и репетиторами это тоже причина серьезная. Одним словом, в этом деле, как и в прочих – без фанатизма.

А теперь – конкретные советы!

Конкретные советы

  •  Ребенок часто не делает чего-то, потому что не умеет делать! Для того, чтобы научиться нужны:

   Дать знания – ваша задача

Например, расписать план, как убрать в комнате, или как приготовить какое-то блюдо. Согласитесь, любую задачу легче решить, разбив ее на несколько этапов. Например, план уборки в комнате может быть таков:

  • — убрать разбросанные вещи в шкаф, грязные – в стирку.
  • убрать со стола, сложить книги и тетради по местам, всю остальную мелочь – тоже;
  • — перестелить постель (или застелить);
  • — пропылесосить;
  • — вытереть пыль;— позвать маму.

Хорошо еще ограничить время. От степени запущенности – от получаса до час. Это мобилизует. И пообещать сюрприз, если уложится во время и сделает уборку качественно. Окончание должно быть радостным и неожиданным, дабы закрепить полезный условный рефлекс на уборку.

 Навык может приобрести только сам ребенок!

Если, конечно, будет достаточно настойчив.

Нам  сейчас кажется – что сложного — почистить картошку или пропылесосить? Чепуха, 10 минут! Но для того, чтобы понять (вспомнить), с какими сложностями сталкивается ребенок, попробуйте-ка, например, приготовить обед, пользуясь как основной не правой (если вы правша) а левой рукой.

То есть, резать, чистить, солить – все левой! Уверена, на приготовление самого простого супа у вас уйдет в 3 раза больше времени, чем обычно. (Это, кстати, пример из моего личного опыта – я пробовала). Именно с таким чувством беспомощности ребенок делает непривычные для него дела. Это нужно отмечать и хвалить.

  •  Похвала обязательна! К тому, что сделал ребенок (пусть и не идеально!) – внимание и похвала. А придирок допускать нельзя.

Нет ничего хуже, чем когда мама вновь и вновь возвращается к уже сделанному делу и каждый раз находит недостатки. Ясно, что они есть! Но идеала не достичь, а ребенок сделал все так, как сумел на данный момент. В следующий раз сделает лучше, если вы не отобьете охоту. И, конечно, по этому же поводу:

  •  Домашняя работа не должна использоваться как наказание! Никогда, ни в коем случае! Это тоже очень плохой задел на будущее. Представьте, например, жена просит мужа: «Помоги с уборкой!». А он слышит: «Ты плохо, ты провинился и будешь наказан!!!» И вместо того, чтобы спокойно помочь, или спокойно отказаться, начинает яростно сопротивляться и ссориться. На ровном месте. Зачем нам это?

Ребенок- ваше зеркало!

И напоследок о причинах, почему дети все-таки в большинстве своем не любят хлопоты по быту и о том, как приучить ребенка помогать по дому, лишьслегка изменив свое собственное  поведение.

Источник: https://rdbkomi.ru/simptomy/kak-priuchit-rebenka-pomogat-po-domu-5-sposobov-ot-detskogo-psihologa-i-5-kriticheskih-oshibok.html

Как воспитать трудолюбивого ребенка

Трудолюбие – это одно из ключевых качеств здоровой и счастливой личности. Любовь к труду помогает легче и быстрее справиться с жизненными трудностями. И привить её с малых лет в процессе воспитания в силах семья. Именно взрослые, в частности родители, способны дать ребенку пример. И хорошо, если он будет положительный.

Зачем воспитывать в ребенке любовь к труду

Трудолюбие всегда считалось основой культуры и жизнедеятельности. Способность и отношение к труду – это не врождённые качества. Их можно и нужно приобретать.

Детский труд – это основа воспитания. Поэтому важно организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы ребёнок понял, что труд необходим.

Ребёнку недостаточно знать, что трудолюбие – это хорошо. Он должен понимать, почему. Важно объяснить малышу, что труд позволяет ему проявить свои способности и таланты. В этом вопросе невозможно переоценить роль семьи.

Только в труде воспитываются в ребёнке такие качества как дисциплинированность, инициатива, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, доброжелательность, успешность, отзывчивость.

Приучаем к труду, чем раньше, тем лучше

Практика – это основа воспитания ответственности и формирования правильных привычек, таких как трудолюбие. И чем раньше родители начнут заниматься этим вопросом, тем лучше.

То, что основные навыки и привычки закладываются в детстве, знает каждый. Но есть ещё несколько причин, по которым следует приучать ребенка к труду с ранних лет.

  • В каждой семье есть свои правила и устои. И чем раньше малыш начнёт принимать участие в домашнем труде, тем скорее он научится заботиться о братьях, сёстрах, родителях и других членах семьи.
  • Труд повышает выносливость, укрепляет детский организм, требует физического и умственного напряжения. Он также способствует всестороннему развитию.
  • Только начиная трудиться самостоятельно, ребёнок учится ценить то, что делали и делают для него родители. Чем скорее он станет трудолюбивым, тем раньше начнёт проявлять уважение к окружающим.
  • Если у ребёнка появляются свои трудовые обязанности – заправить постель, помыть посуду, убрать игрушки, сделать уроки – он становится инициативнее, настойчивее и ответственнее. Такой малыш никогда не бросит начатое дело.
  • Труд – это также воображение и работа мысли. Поэтому прежде чем что-то сделать, ребёнок размышляет, как и с помощью чего он в состоянии справиться с поставленной задачей.

Большую роль в формировании детского трудолюбия играют родители и их оценочные суждения. Взрослым стоит замечать и отмечать то, что сделал ребёнок. При этом не нужно ругать, а тем более применять физическое наказание, если он старался, но все же не получилось. Главное в этом вопросе – желание и стремление, которые легко уничтожить.

Личность, приученная к труду с малых лет, вырастит выносливой, ответственной, самостоятельной, трудолюбивой, заботливой.

Средства для правильного воспитания трудолюбия

Трудовое воспитание ребенка в семье помогает в моральном и физическом развитии. Только выработав трудовые навыки, дети становятся дисциплинированными и уверенными в своих силах. И здесь всё зависит от формы воспитания.

Трудовая деятельность зависит от полезных задач, имеющихся средств и поставленных целей. Определённым особенностям и девочки, и мальчики учатся тогда, когда наблюдают за взрослыми.

Один из самых главных навыков – самообслуживание развивают у детей раннего возраста. Однако малыши ещё много не знают и не умеют, даже если и стараются.

Поэтому родителям желательно быть благосклонными, спокойными и терпеливыми. Только таким образом они добьются от ребёнка хорошего результата.

Для того чтобы ребенок скорее понял, что такое самообслуживание, важно постоянно заставлять его совершать одни и те же действия, внимательно следить за исполнением и учить его аккуратности, опрятности и чистоте.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется обязанностей по самообслуживанию: убирать постель, одеваться, самостоятельно чистить зубы.

Дошкольникам также в процессе воспитания полезно приобретать способности, помогающие справиться с хозяйством. Это такие задания как уборка со стола и протирание пыли, уборка игрушек.

Даже если результат не был положительным, обязательно хвалите и поощряйте. Однако нужно показать, в чём была ошибка, и как правильно сделать в следующий раз.

Не забывайте и о развитии трудовых способностей и навыков в природе. Такого рода деятельность (экологичное воспитание) отлично воспитывает в ребёнке волю, выносливость и наблюдательность.

У детей обязательно должны быть свои обязанности: кормление рыб и птиц, уход за цветами и животными, выращивание зелени на подоконнике.

Немаловажен и ручной труд. Он формирует такие качества как эстетический вкус, терпение и усидчивость. Отличное решение – поделки из подручных средств.

Психологи выделяют несколько основных форм трудового воспитания:

  • дежурства – так вырабатывается ответственность не только перед собой, но и перед членами семьи. Например, малыш может каждый день накрывать на стол;
  • коллективный труд – такая форма подходит для детей старшего возраста. Особенно хорошо, когда в семье есть двое и больше воспитанников. Так они учатся трудиться в команде;
  • поручения – этот метод помогает развить чувство ответственности. Это индивидуальные задания, которые ребёнок должен выполнить самостоятельно.

Пусть малыш помогает по своим возможностям

Не забывайте о том, что у трёхлетнего и семилетнего ребенка разные способности и возможности. Поэтому в каждом возрасте у малыша свои обязанности.

Не ругайте двухлетку за то, что он не убирает постель – ему это просто недоступно. Лучше похвалить его, что он самостоятельно надел на себя майку, что-то подал или помог донести легкий пакет.

«Скучная» работа в форме игры

Больше всего на свете дети любят играть и не любят когда их «воспитывают». Не лишайте их такой возможности, поскольку труд легко превратить в игру. Так и интереснее, и продуктивнее.

Если кроха отказывается собирать игрушки, придумайте соревнование: кто быстрее – я или ты? Предложите спасти посуду от нашествия пыли или грязи.

Подавайте ребенку пример

Дети подражают родителям, поэтому следите за своим поведением и поступками. Глупо говорить о том, что нужно мыть за собой посуду, если родители сами этого не делают.

Вместо голословного воспитания лучше показать радость от труда на собственном примере. Если родитель ненавидит свою работу, с ворчанием исполняет домашние обязанности, то такое отношение перенимают дети. Подробнее узнать об этой закономерности можно в статье «Счастливая женщина – хорошая мама».

Поэкспериментируйте и подайте ребенку не свой пример, а пример его любимого мультипликационного персонажа. Скажите малышу, что Человек-паук или Белоснежка всегда убирают за собой игрушки и не забывают чистить зубы.

Ставьте лёгкие и чёткие задачи

Маленькие с трудом понимают, что от них хотят. Именно поэтому все просьбы и задания им желательно доносить в корректной и простой форме, иначе не будет никакого результата.

Распределяйте обязанности и планируйте

Ребенку важно знать и понимать, что в семье у каждого есть свои обязанности. Поэтому в целях воспитания заранее объясните, что от него требуется.

Например, поручили каждый день убирать постель, раз в неделю вытирать пыль, каждый вечер собирать портфель. Если не будет системности, не получится ничего добиться.

Для привития навыка трудиться систематически подойдет составление письменного плана простых задач на каждый день. Он сработает лучше, если малыш напишет его своей рукой и по мере выполнения каждого пункта будет его вычеркивать.

Приучаем к осознанному и регулярному труду с помощью сказки

Дети любят мультики, но в современных интерпретациях не так много морали. Поэтому родителям полезно наблюдать за тем, что смотрят их дети.

Сказка – это отличный способ приучить ребёнка к труду. Расскажите придуманную историю, в которой все герои трудятся и получают от этого только радость.

Если в прочитанной сказке окажется, что кто-то получил неожиданное вознаграждение, не приложив к этому усилий, объясните, что чудеса, конечно, случаются, но у тех, кто планомерно и систематически совершает определенные действия намного больше шансов прийти к намеченному результату, чем у того, кому просто повезло.

Как в воспитании учесть индивидуальные особенности ребенка

Каждый ребенок уникален и со своими особенностями. Их обязательно учитывать при воспитании и прививании любви к труду.

Некоторые дети в силу своего возраста застенчивы. Они болезненно воспринимают критику, поэтому с ними стоит быть осторожными и не делать много замечаний.

Есть также дети, которые по своей природе медлительны, хотя многие думают, что это лень. Также внимательно отнеситесь к такому тревожному сигналу, как длительное отсутствие настроения, плаксивость, низкая самооценка и неверие в свои способности. Такое поведение может указывать на наличие депрессии, которая проявляется в подростковом возрасте.

Отдельного внимания заслуживают слишком активные и возбуждённые дети, которые способны делать не больше 1-2 дел в день. Если ребенок не может концентрироваться на выполнении задачи более 2-3 минут и быстро отвлекается необходимо исключить у него такое заболевание как синдром дефицита внимания и гиперактивность.

При воспитании учитывайте пол. Девочки берут пример со своих матерей, а мальчики стараются подражать поведению отца.

Трудовая деятельность девочки должна быть правильно организованной и ненавязчивой. Она делает то же, что и мама: готовит и накрывает на стол. Особенности воспитания девочек, мы уже рассматривали в другой статье.

Мальчик же, наоборот, в процессе трудовой деятельности в большей степени взаимодействуют с отцом. Поэтому ему интересно работать в гараже или в мастерской. О том, как из мальчика воспитать настоящего мужчину читайте здесь.

Консультация психолога в воспитании трудолюбия: как не отбить охоту помогать

Родители не так часто обращаются к клиническим психологам. И это опрометчиво. Ведь специалист окажет помощь в налаживании семейных отношений.

На консультациях каждый психолог даёт свои советы. Но есть ряд общих рекомендаций, которыми руководствуются практически все специалисты.

  • Если с ранних лет не приучать к труду, вырастет обыкновенный потребитель, неприспособленный к взрослой жизни. Только совместная трудовая деятельность исправит ситуацию.
  • Не переусердствовать в процессе воспитания – вот главное правило. Поэтому не слишком нагружайте маленького ребёнка. Иначе вы добьетесь обратного эффекта.
  • Не забывайте: трудовая деятельность – это не наказание. Воспитанник должен это понимать, а иначе труд у него будет ассоциироваться с обидой и гневом.
  • Объясняйте детям с ранних лет – труд не бывает зазорным, даже если речь идет об уборке кошачьего туалета или мытье унитаза. Также не разделяйте строго женские и мужские обязанности, иначе это воспитает в ребёнке неверные приоритеты.
  • Ребенок должен с детства понимать, что можно, а что нельзя. В противном случае в доме не будет приятной семейной обстановки и порядка.

Только родители на личном примере способны привить трудолюбие. При этом важно не упустить нужный момент и отказаться от криков, наказания, угроз и скандалов. Как это сделать, читайте в одноименной статье. Ведь чем старше малыш, тем сложнее воспитывать в нём какие бы то ни было качества.

Источник: http://kreativlife.ru/kak-vospitat-trudolyubivogo-rebyonka/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой