Как правильно вести себя за столом детям

Правила этикета за столом для детей и подростков: 4 главных рекомендации детского психолога

как правильно вести себя за столом детям

Последнее обновление статьи: 31.03.2018 г.

Привитие основ правильного «застольного» поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными.

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом – задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт «трапезничать» вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Лучший же воспитательный метод – собственный этикет. Если домочадцы сами ведут себя за трапезой достойно, то, скорее всего, и ребёнок со временем станет воспринимать правила поведения за столом как вполне естественный поступок.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

  • кушать, не балуясь с продуктами;
  • не чавкать;
  • не раскачиваться на стуле;
  • не смеяться громко;
  • не толкаться и пр.

Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

Стоит ли торопиться?

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время. А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать.

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Когда начинать уроки этикета?

Этикет и правила поведения за столом – важный пункт взросления ребёнка. Однако нужно определиться, с какого возраста можно приступать к целенаправленному обучению.

Обычно специалисты называют срок в 18 месяцев, когда ребёнок начинает активно подражать взрослым, старательно копируя все их действия. Кроме того, именно в этом возрасте малыши уже знакомы со столовыми приборами и более-менее сноровисто ими орудуют.

Всеми этими возможностями необходимо воспользоваться. Прежде всего, следует начать с себя, избавившись от привычки пить молоко из пакета или минералку из бутылки.

Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. К примеру, глупо требовать от двухлетки умения пользоваться ножом.

Игровая деятельность – важнейший метод обучения ребёнка «застольному» этикету. Придумывая «торжественный раут в королевском дворце» (с участием кукол), можно ненавязчиво познакомить кроху с основными правилами – как в гостях, так и дома.

Этикет для дошкольников

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

  • мытьё ручек перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры;
  • приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером. Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента»;
  • если совсем маленькому ребёнку нужны манишки и слюнявчики, то по мере взросления стоит переходить на тканевые салфетки. Во-первых, это позволит уберечь одежду от грязи. Во-вторых, это станет неплохим заделом к будущему посещению ресторанов;
  • серьёзное отношение к пище. Нельзя разрешать ребёнку играть с продуктами. Спокойно и последовательно объясняйте, почему так нельзя себя вести, насколько маме обидно, что её труд не ценится;
  • обращение со столовыми приборами. Пятилетний ребёнок уже должен уметь орудовать вилками, ножами (естественно, детскими). Задача родителей – объяснить правила владения столовыми принадлежностями и уместность их применения.

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Этот возрастной промежуток – самый важный и плодотворный для привития навыков столового этикета, однако ситуация осложняется тем, что дети уже не столь явно доверяют родительским словам. Ребёнок способен заметить несоответствие между требованиями мамы и её неправильными поступками.

Что же должны уметь ребятишки в этом возрасте? Ниже представлен краткий перечень основных этикетных навыков:

  • ребёнок осознаёт, что нельзя раскачиваться на стуле, расставлять на столе локотки и толкаться. Если локти всё время разъезжаются, можно предложить малышу держать во время трапезы книжки;
  • ребёнок молчит во время приёма пищи, не чавкает. Также он понимает, что откусывать нужно понемногу и тщательнейшим образом пережёвывать продукты;
  • дети воздерживаются от кашля, отрыжки и икания. Если подобных действий избежать невозможно, они понимают, что нужно отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой;
  • 8-летний ребёнок уже должен понимать, что нельзя громко кричать, чтобы привлечь внимание других едоков. Если ему необходимо выйти в уборную, стоит сказать об этом маме или папе тихо, не повышая голос;
  • дети понимают, что некрасиво тянуться к желаемому блюду через весь стол. Школьники уже знают, что в этом случае необходимо просить соседей положить ему на тарелочку нужный кусок;
  • 10-летние дети уже понимают, что присаживаться за стол следует лишь после старших, а подниматься с места – только после того, как встанут взрослые. Если нужно выйти из-за стола, ребёнку нужно попросить разрешения;
  • дети старше пяти лет уже знают, что после трапезы следует поблагодарить хозяев, сказав привычное, но от этого не менее ценное слово «спасибо».

Если ребёнок «оконфузился» в гостях, нельзя устраивать ему выволочку в присутствии чужого человека. Поговорить о нарушении нужно дома, в случае серьёзности проступка можно устроить семейный совет.

Ребёнок старше 10 лет обычно уже хорошо знает все правила красивого поведения для детей за столом. Он понимает, как правильно обращаться с основными столовыми принадлежностями, осознаёт, когда нужно садиться и выходить из-за стола.

Однако это лишь главные принципы, которые должен знать каждый приличный человек. Теперь необходимо перейти к более узким и специфическим знаниям.

К примеру, можно научить ребёнка пользоваться приборами, которые не применяются каждый день: вилки для крабов и омаров, щипцы для фруктов, льда, салатов. Во-первых, так дети расширят свою эрудицию и кулинарные возможности, во-вторых, это просто интересно.

Общие рекомендации

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

  1. Не следует принуждать ребёнка к выполнению правил этикета. Гораздо полезнее и эффективнее – играть с малышом. Как уже было отмечено выше, кроха может позвать пупсов и кукол на званый ужин, накрыв детский столик по всем правилам. Маме останется лишь проследить за ходом трапезы.
  2. Обязательно заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Не секрет, что некоторые взрослые разрешают ребёнку то, что запрещает мама или папа. Кроме того, нужно быть последовательным при обучении навыкам. За каждый успех малыша нужно хвалить.
  3. Не забывайте привлекать детей к подготовке ужина. Даже маленький ребёнок способен сервировать стол: расставлять тарелки, раскладывать столовые приборы, ставить хлеб. Это позволит малышу понять ценность продуктов и важность обеденной церемонии.
  4. Не забывайте о мультиках и литературных произведениях, которые рассказывают о принципах этикета. Обязательно нужно говорить об увиденных сценах, особенно если они демонстрируют нежелательное поведение.

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

Не все родители осознают важность обучения ребёнка правилам поведения за столом. А ведь в нынешнее время эти умения становятся действительно необходимыми ля успешной жизни.

Сегодня всё чаще серьёзные дела обсуждаются за обедом в ресторане, там заключаются сделки. Кроме того, не стоит забывать о посещении заведений общественного питания с симпатичной девушкой или парнем, деловым партнёром. То есть соблюдение этикета может как помочь во взрослой жизни, так и навредить.

Выше изложены только общие принципы. Безусловно, каждый малыш – яркая индивидуальность, а в каждой ячейке общества имеются собственные обеденные традиции и ритуалы.

Однако этикет за столом для детей в любой ситуации преследует общую цель – научить ребёнка правильному поведению в социуме, что должно пригодиться во взрослой жизни. Следовательно, родителям стоит немного потерпеть и приложить чуточку усилий, чтобы затем гордиться безупречными манерами своего чада.

Оценка статьи:

(1 5,00 из 5)

Источник: https://kroha.info/razvitie/psychology/pravila-etiketa-za-stolom-dlya-rebyonka

Базовые правила поведения за столом для детей и взрослых

как правильно вести себя за столом детям

Для родителей очень важно поведение ребенка в обществе. Много шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочеты и ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро иссякает, но не во всем виноваты дети.

Очень важно, чтобы родители проработали вместе с чадами правила поведения за столом, тогда не будет повода к разногласиям в семье.

Чтобы не стыдиться в гостях, надо своего ребенка научить. как вести себя за столом

Некоторые родители уверенны, что ребенок должен априори знать правила поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и наказаниям. Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребенку, что нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот. Как и все нормы поведения в человеческом обществе ребенок должен учиться корректному поведению за обеденным столом.

По мере взросление ребенок совершает «выходы в свет» самостоятельно: детский праздник, день рождения, мероприятия в учебном заведении. В такой ситуации нет родительского контроля, это лучший индикатор, который проявит все умения и оплошности ребенка.

Когда начать обучение?

Средний возраст для усвоения манер поведения за столом – 2 года. В этом возрасте малыш, конечно, не освоит все тонкости этикета и владение столовыми приборами, но родители своим примером и пояснениями должны заложить основу культуры поведения за столом.

Обучение надо начинать с первого года ребенка

Базовые правила обучения этикету

  • Ребенок учится, подражая взрослым, это первая ступень на пути к этикету. Процесс освоения хороших манер длится примерно до пяти лет, за это время важно объяснить базовые принципы поведения.
  • Идеальный вариант познания правил этикета – игра. Через игровую форму ребенок легко запоминает и усваивает правила. Ребенок будет увлечен, если устроить обед для кукол и игрушек. В процессе необходимо сервировать стол, рассадить гостей, подать блюда, вести беседу за столом, убрать все приборы и проводить гостей. В такой непринужденной форме необходимо оговаривать все действия, при необходимости корректировать поведение.
  • Все дети любят смотреть мультфильмы, во время просмотра можно обсудить правила этикета, которых придерживаются или нарушают герои.

Базовые правила поведения за столом в картинках

Азы

  1. Перед трапезой следует воспользоваться салфеткой, которая расположена рядом с приборами. Если вы ее не обнаружили, можно тактично спросить у окружающих, где она находится. Если ребенку меньше пяти лет, то допускается заправить салфетку за воротник, так  ребенок сбережет верхнюю часть одежды от загрязнений.
  2. За столом ребенок должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула, стопы параллельно полу.
  3. Емкости большого диаметра допускается брать обеими руками, это поможет предотвратить опрокидывание.
  4. Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует отвернуть лицо к плечу, прикрыть рот салфеткой или рукой.
  5. Во время еды и питья следует соблюдать тишину, глотание и пережевывание не должны быть очень громкими.
  6. Если ребенку необходимо посетить ванную комнату, то он должен извиниться и аккуратно выйти из-за стола, если ребенок находится у себя дома, то излишние комментарии ни к чему.
  7. Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко от малыша, то не нужно тянуться, необходимо попросить рядом сидящих людей о помощи. После передачи блюда необходимо поблагодарить человека за услугу.
  8. Если кувшин с напитком находится рядом, но он слишком тяжелый, то следует наливать его обеими руками, если даже в таком варианте задача не под силу, то следует обратиться к помощи взрослого человека.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как увлажнить нос ребенку

Уроки этикета в детском саду

Чего делать нельзя?

  • Чавканье и беседа с набитым ртом.
  • Сплетни, перебивание и грубый тон разговора.
  • Начинать употребление пищи, пока не обслужены все гости.
  • Облизывание ножа и других острых столовых приборов.
  • Ставить локти на обеденный стол.
  • Раскачивание на стуле.
  • Поглощение последнего кусочка пищи без предложения другим.
  • Откусывание слишком больших кусков пищи.

Как вытирать рот – веселая картинка

Недопустимо играть с едой, необходимо объяснить ребенку, что нельзя крошить хлеб, размазывать кашу. Отношение к еде должно быть уважительным.

Баловство за столом непозволительно для ребенка 2-3 лет, не говоря о детях старшего возраста.

Полезные привычки

Мытье рук перед употреблением пищи. Необходимо на личном примере показывать ребенку важность гигиенических процедур перед едой. Для начала можно проводить совместное мытье рук, со временем это станет полезной привычкой. Врачи рекомендуют мылить руки в течение нескольких минут, можно разучить веселую считалку и вместе с ребенком ее пропеть в течение мытья.

Прием пищи должен проходить в обеденной зоне, с юных лет важно приучать ребенка к этому правилу.

Обедать надо за обеденным столом, можно вести беседу

В дальнейшее будет проще наводить порядок во всей квартире, выработается культура принятия пищи. Не рекомендуется употреблять еду за просмотром телевизора, за компьютером, чтение газеты, это отвлекает от процесса и минимизирует общение с членами семьи.

Как только малыш научиться сидеть нужно приобрести стульчик для кормления, столешница которого будет находиться вровень с обеденным столом, тогда ребенок будет быстрее обучаться правилам поведения за столом.

Приборы для малыша можно давать уже с 1-го года

Во время еды используйте полотняную салфетку, которая защитит от загрязнений одежду малыша, тогда такой предмет не введет в ступор уже подросшего ребенка. Такое правило поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребенка, ведь не всегда дети аккуратны во время употребления пищи.

Во время обучения ребенка правилам поведения за столом будьте терпеливы и последовательны.

Не давайте ребенку играть с едой

Только эти качества помогут добиться стойкого результата и сохранят дружеские отношения в семье. От родителей требуется последовательность, правила должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней.

Приучайте малыша благодарить за обед хозяйку дома, если вы дома, то это мама. Организаторы обеда всегда стараются, благодарность гостей – это признак воспитанности и уважения.

Объясните ребенку: нельзя отворачиваться от еды

Если малыш нарушил этикет поведения за столом для детей, то не следует в грубой форме делать замечания во время обеда, лучше всего провести работу над ошибками уже дома. Не следует упрекать ребенка, унижать личность. Все недочеты и ошибки следует относить к конкретной ситуации, а не к ребенку.

Другие важные моменты

  • Важна посадка ребенка, спина должна быть ровной, можно слегка опереться на спинку стула, нельзя раскачиваться на стуле.
  • Во время обеда нужно удобно расположиться, не рекомендуется расставлять локти, тем более толкать рядом сидящих людей.
  • Обед это не только принятие еды, но и беседы. В диалог моно вступать только после полного пережевывания пищи. Собеседник будет лучше слышать вас, поведение будет тактичным.

Научите ребенка, как правильно держать приборы

  • Для удобства нужно использовать приборы, при помощи ножа и вилки можно разделать пищу, поглощать ее небольшими кусочками. В процессе еды не стоит торопиться, нужно спокойно и размеренно пережевать еду.
  • За столом может случиться всякое, если хочется чихнуть или покашлять, необходимо отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой. Если ситуация не исправилась, можно извиниться и покинуть застолье, посетить ванную комнату.
  • Во время обеда поведение должно быть сдержанным, не стоит приковывать общего внимания, активно жестикулировать, громко разговаривать. Активные дети часто хотят быть в центре внимания, но следует соблюдать правила, вести себя в рамках приличия.
  • Если ребенку приглянулось блюдо, которое находится слишком далеко от него, то следует попросить окружение передать блюдо. Нельзя тянуться через весь стол, расталкивая окружающих, такое поведение недопустимо.
  • Когда передали блюдо, то нельзя копаться в нем в поисках лучшего куска, это выглядит очень не эстетично. Перед возвращением блюда на место следует предложить порцию своим соседям.

Обучение этикету в игре

Научите ребенка! Дети могут присаживаться за стол после взрослых, считается неприличным покидать стол, если трапеза не окончена всеми участниками.

Если вашему ребенку неинтересно за столом, начались взрослые разговоры, то в полнее допустимо покинуть его, предварительно спросив разрешения. Такое поведение считается уместным.

Для детей, которые освоили базовые правила этикета можно переходить к изучению столовых приборов, тонкостей их использования. Очень интересно использовать новые столовые приборы в повседневной жизни, тогда для ребенка не будет сюрпризов, он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Интересно! Если в вашем окружении есть иностранцы, вы ходите к ним с детьми в гости, то неплохо было бы познакомиться с культурой потребления еды в  других странах. Это расширит кругозор ребенка, будет прививать уважение к другой культуре. Для детей бывает очень интересным изучение пищевых традиций народов Мира.

Для чего?

Не всегда освоение правил поведения в обществе будет даваться вам с ребенком легко, но вы всегда должны помнить, что они – важная часть приспособления.

В человеческой культуре многие важные решения принимаются именно за приемом пищи, положительное впечатление от совместного обеда может обеспечить рабочее место, дружеские отношения, благосклонность партнера. Поэтому так важен этикет за столом для детей уже с самого раннего возраста.

Бесплатные бонусы, которые родители заложили в своем чаде, будут служить ему всю жизнь. Поведение человека за столом многое говорит о статусе и образовании человека.

Вам также может понравиться

Источник: https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/pravila-povedeniya-detej-za-stolom.html

Три простых способа научить ребенка вести себя за столом

как правильно вести себя за столом детям

Когда речь идет о правилах этикета, родителям нужно быть изобретательными, ведь от лекций и нравоучений толку бывает немного. Чтобы добиться от собственного чада примерного поведения за столом, играйте и станьте эталоном хороших манер сами, призывает Кати Шницлер  и делится собственным опытом.  

Поиграйте в воспитанных людей

Если дети постоянно забывают, как себя вести за столом, попробуйте поиграть в игры, которые научат хорошим манерам быстрее, чем бесконечные нотации. Вот, например, игра в «очень воспитанных людей». Постелите белую скатерть и выньте из шкафа праздничный сервиз.

Объясните  правила: кто самый последний испачкает скатерть, а лучше — не сделает этого вовсе, тот будет решать, какой десерт они будут вместе есть завтра. В следующий раз предложите изображать малышей: все, что находится в тарелках, нужно есть исключительно пальцами.

Вполне вероятно, что маленькие свинки наконец поймут, какое это благо — столовые приборы. А вот еще игра «Кошки и мышки». Дети должны представить себе, что у них на коленях разместились кошки, а на спине — мышки. Если навалиться на край стола, то зажмешь кошку, если же, наоборот, падать на спинку стула, то не хватит места мышкам.

Чтобы и кошками, и мышкам было удобно, сидеть за столом нужно ровно, выпрямив спину. Постепенно  дети привыкнут к правильной позе.

Общайтесь и ешьте с удовольствием

Семейная трапеза должна давать возможность членам семьи, и младшим в том числе, провести время с удовольствием, пообщаться. Но, как правило, все разговоры по душам сводятся к родительским окрикам: «Не чавкай! Не ковыряй в еде вилкой! Ешь над тарелкой, и так уже все раскидал!».

Если за столом говорят только о плохом, то совместные обеды и ужины превращаются в источник всеобщего напряжения. Возьмите за правило не только бранить детей, но и хвалить за примерное поведение за столом.

Поощряйте их делиться впечатлениями о том, как прошел день, рассказывать о своих переживаниях и чувствах. 

Во время еды родители должны подавать младшим членам семьи хороший пример. Отец, не расстающийся с ноутбуком даже за столом, или мать, которая с полным ртом кричит на детей, что те должны не отвлекаться и есть аккуратно, вызывают недоумение. Держите себя в руках.

Принимая пищу, не забывайте о хороших манерах, не говорите по телефону, не проверяйте почту, не отправляйте сообщения. К сожалению, ситуация, когда во время семейного обеда папа, жуя, смотрит в планшет, мама — в смартфон, а ребенок предоставлен сам себе, давно уже в наших домах явление вполне обычное.

Обсудите с младшими членами семьи, как следует вести себя, находясь за столом. Если вместе разработать правила игры, то соблюдать их будет легче.

Источник: https://www.jv.ru/news/children/razvitie_rebenka/32603-nauchity-rebenka-etiketu-za-stolom.html

Правила этикета за столом для детей

› Этикет для детей

Каждый ребенок должен знать хотя бы базовые правила поведения за столом. Еще в детстве он должен усвоить, что ему разрешено делать за столом и чего категорически нельзя. Приобретенные в младшем возрасте знания о столовом этикете, помогут воспитать человека, с которым приятно не только кушать, но общаться и проводить время.

Когда и как начинать обучение столовому этикету?

Неаккуратность во время еды, использование вместо салфетки собственной одежды — очень нелицеприятная картина. И, конечно, ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок имел такие привычки. Поэтому обучение правилам этикета за столом, задача к которой надо подходить как можно раньше.Примерно с первого года жизни. В этом возрасте вы можете дать ему ложку в руку. Кормить все равно будут родители, но копируя ваши действия, он быстрее научиться кушать самостоятельно.

Не стоит доверять теориям типа «маленьким детям полезно играть с едой, например, размазывать пастообразную пищу по столу или тарелке руками». Авторы таких теорий утверждают, что это благоприятно сказывается на развитии мелкой моторики ребенка. Во-первых, научных подтверждений этому нет никаких, а во-вторых пользование столовыми приборами действительно положительно влияет на координацию движений и на мелкую моторику, в частности.

Главное в обучении малыша – это личный пример. Он, как губка будет впитывать новые для него знания и быстрее обучаться.

Основные принципы:

  • Регулярно напоминайте о правилах поведения за столом.
  • С помощью книжек и мультфильмов показывайте детям, как мыть руки, как пользоваться приборами и т.д. Картинка перед глазами, и любимые герои помогут быстрее научиться правильным манерам. Также проводите чаепития с куклами и мягкими игрушками. Так дети сами научатся сервировать стол, общаться с гостями, вести себя хорошо, когда кушают.
  • Прививайте все правила личным примером.
  • Никогда не окрикивайте детей и не ругайте за столом, к тому же при гостях или на праздничном обеде. Если кроха что-то сделал не так, то об этом ему нужно сказать дома.
  • Родителям следует проявить терпение и заботу о малыше. После регулярных занятий и объяснений, уже в 5 лет он будет знать все базовые правила столового этикета.
  • Не следует забывать о гигиене. С малых лет нужно учить ребенка быть аккуратным за столом и, в случае чего, пользоваться салфетками.
  • Маленькие дети любят запихивать в рот как можно большие куски. Нужно отучать их от этой некрасивой привычки. И начать, например, с хлеба: ломать хлеб небольшие на кусочки, прежде чем съесть. Это относится и к порциям пищи, лучше потом просто доложить.
  • Умение просить за столом, а не тянуться, также следует развивать с самого раннего возраста. Для этого лакомства или другую пищу надо красиво оформлять и ставить подальше от малыша (в виде розочек или листиков). Увидев понравившуюся «вкусняшку», ребенок, понимая, что не дотягивается, начнет ее просить.

Этикет за столом в детском саду

Когда мама говорит воспитателю, что мы – простая семья, нам не обязательно, чтобы ребенок понимал зачем все эти приборы и салфетки, это неправильно. Но, к сожалению, педагоги часто сталкиваются с такой позицией. Следует знать, что культура питания и правила поведения – не желание «выделиться» перед окружающими. В этом есть простой и понятный смысл.

Например:

  1. Перед едой нужно мыть руки. Так микробы не попадут в организм вместе с пищей.
  2. Использование скатерти защищает продукты от контакта с покрытием стола.
  3. Правила «не шалить» и «не болтать» во время приема пищи позволит ребенку тщательно прожевать еду и обезопасит его от того, что он может подавиться.
  4. Салфетка на коленках сохранит одежду малыша чистой.

Правила этикета за столом для школьников

Никто не любит, когда за столом чавкают. Поэтому, прежде чем ребенок пойдет в школу, надо обязательно отучить его от этой вредной привычки. Для начала, родители и старшие должны подавать собственный пример.

Но частенько, привычка чавкать идет в купе с привычкой разговаривать во время еды — с набитым ртом. А за совместным завтраком/обедом/ужином ребенок просто не может не высказать все свои мысли и переживания.

В этом случае, нужно объяснять, раз за разом, пока ребенок не запомнит — говорить нужно только после того как вся пища прожевана и проглочена.

Незадолго перед школой, можно учить детей пользоваться ножом во время еды. Чаще всего это нововведение проходит на ура, бывает даже, что так дети начинают есть те блюда, которые не ели раньше. Но не надо забывать объяснить им «технику безопасности» при использовании этого столового прибора.

Не лишним будет научить его как действовать в нестандартных ситуациях, например, при попадании косточки или камушка в еде — не надо пальцами вытаскивать их изо рта, а аккуратно выплюнуть ее на ложку или вилку и положить на салфетку или край тарелки.

Если ребенок школьного возраста все еще предпочитает тянуться через стол за понравившимся блюдом, а не просить, следует сменить тактику. Нужно его чаще просить что-либо передать — это либо разовьет привычку просить или застыдит его, но оба варианта приведут к одному результату.

Основные правила поведения за столом для детей

Все правила столового этикета следует разделить на 2 большие группы: что можно делать за столом и что категорически под запретом. Давайте подробнее посмотрим на каждую.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Через сколько можно давать нурофен детям повторно

Что можно и нужно делать?

  • Перед едой мы всегда моем руки, поэтому детей также надо приучить к этому основному правилу. Конечно, сначала мама помогает малышу вымыть руки, но уже с 2-3 лет он справляется сам. Поначалу родителям придется часто напоминать об этом, но потом это скучное правило войдет уже в привычку.
  • Кушать нужно только за столом. Купите специальный стульчик малышу, так он станет полноценным участником каждой семейной трапезы. Более взрослые дети уже полноправные участники трапезы.
  • Перед едой правильно будет пожелать собравшимся приятного аппетита, а после еды поблагодарить маму или хозяйку за вкусную еду.
  • Малыш должен быть аккуратным во время еды. На детей 1-3 лет лучше надевать слюнявчик. В старшем возрасте нужно приучать детей к салфетке.
  • Если ребенок хочет пить, то перед тем, как взять стакан, он должен вытереть губы салфеткой. Так на бокале не останется жирных следов.
  • Кушать нужно спокойно, никуда не спешить.
  • Если захотелось чихнуть, то следует отвернуться от стола и прикрыть рот рукой. Также после этого нужно извиниться.
  • Говорить за столом можно, только после того ребенок прожевал и проглотил еду.
  • Если нужное блюдо находится далеко от ребенка,  он должен попросить передать ему блюдо и поблагодарить.

Что должно быть под запретом?

  • Нельзя баловаться, громко разговаривать, шуметь и размахивать руками.
  • Не допустимо играть с едой, бросать ее или размазывать по тарелке.
  • Не нужно набивать рот едой.
  • Чтобы вытереть рот, нужно использовать салфетку, а не рукав или скатерть.
  • Брать пищу у соседа нельзя.
  • Также не допускается облизывать пальцы.
  • На сегодняшний день локти на столе — это уже не преступление, на это мало обращают внимание. Но научить не задевать ими соседей все-таки нужно.

Идем в кафе

Не стоит забывать и о торжественном «принятии пищи». Чтобы в будущем дети не впадали в ступор при виде накрахмаленных скатертей и салфеток, торжественно украшенных столов и полного комплекта столовых приборов нужно подготовить их к этому. В качестве подготовки могут выступать регулярные семейные обеды (со всеми вышеуказанными атрибутами), походы семьей в ресторан.

Дошкольник может не знать каким ножом резать мясо или рыбу, главное – соблюдение общих правил этикета за столом.

Все понимают, что правила хорошего тона вещь необходимая. Это относится и к правилам поведения за столом.Изучив представленную информацию, вы легко обучите малыша всем тонкостям поведения во время еды. Единственное, помните, главное в процессе обучения — регулярность и личный пример. Тогда ваш ребенок легко усвоит все правила, а игра в чаепитие закрепит его знания. К школьному возрасту дети должны быть ознакомлены со всеми основным правилам поведения за столом.

Правила этикета за столом для детей Ссылка на основную публикацию

Источник: https://goodetiket.ru/etiket-dlya-detej/etiket-za-stolom-dlya-detej

Правила поведения за столом для детей

Какими бы воспитанными, правильными и спокойными ни казались дети, иногда они способны превратить любое обыденное мероприятие в настоящий балаган. Обычный семейный ужин редко становится исключением. Из-за неконтролируемого младенческого азарта, непонимания правил поведения, отсутствия чувства границ и адекватной оценки происходящего и без того уставшим родителям нередко приходится отмывать остатки приготовленных блюд со стен, пола и мебели.

И если подобные шалости годовалого малыша можно посчитать нормой, то по мере взросления справляться с эмоциями, глядя на залитый борщом гарнитур или размазанную по коту кашу, становится сложнее. Разумеется, игры с едой рано или поздно перерастает каждый.

Со временем невинные младенческие шалости трансформируются в тотальное отсутствие культуры поведения за столом.

Ребенок, не наученный правильно вести себя, привыкает жевать с открытым ртом, активно жестикулировать и громко разговаривать во время еды, не говоря уже о банальном несоблюдении этикета.

Но рано или поздно подрастающее чадо сталкивается с жесткими правилами социума. Попадая на общественное мероприятие, не обученный манерам ребенок ставит себя и своих родных в крайне неудобное положение. Наблюдая подобные действа, взрослые, как правило, склонны выходить из себя. Однако мамам важно понимать, что ребенок не может по умолчанию знать правила поведения за столом. Поэтому их задача — вовремя научить его и объяснить, как нужно вести себя во время еды.

Не стоит ждать от маленького непоседы безукоризненного послушания и беспрекословного выполнения всех правил. Родители должны быть готовыми к тому, что научить ребенка этикету не получится за один вечер. На это может уйти несколько лет. Однако при правильном подходе воспитать в чаде этот важный социальный навык довольно просто.

Как правильно учить ребенка дисциплине за столом?

По мнению специалистов, прививать полезные социальные навыки поведения можно уже с 1,5-2 лет, когда ребенок уже может самостоятельно пользоваться ложкой, не оставляя остатки еды на стенах и мебели. Разумеется, годовалый малыш не освоит все тонкости столового этикета, но в его мозгу заложатся элементарные основы культуры поведения в обществе. Поэтому всё, что будет сказано ребенку в этом возрасте, в любом случае, усвоится и отложится в его памяти.

Когда взрослые систематически соблюдают определенные правила во время обеда, дети им подражают. Чтобы научить ребенка корректному поведению за столом, нужно лишь подавать правильный пример:

  1. Ежедневно садиться за стол всей семьей.
  2. При необходимости — научить ждать, пока соберутся все присутствующие.
  3. Потреблять пищу правильно, без спешки и суеты.
  4. Избегать активной жестикуляции и громких разговоров.
  5. Отучить себя от перекусов и спешного употребления еды на ходу.

Базовые принципы правильного поведения

В течение часа до и после еды важно избегать нервного перевозбуждения (активных игр или напряженной умственной деятельности). К приему пищи лучше приступать, когда ребенок не испытывает острого чувства голода — так он сможет сфокусировать внимание на своих действиях и движениях, а не на стремлении поскорее насытиться.

Пытаясь научить ребенка правилам поведения, нельзя забывать о сервировке — все приборы и посуду следует расставлять максимально компактно и аккуратно. Тарелки должны находиться в пределах досягаемости малыша за столом. Если же он хочет попробовать блюдо, до которого не может самостоятельно достать, нужно научить его просить о помощи: лучше кто-то из окружающих подаст нужную тарелку, нежели ужин будет испорчен супом, пролитым на пол в попытках дотянуться через весь стол за кусочком хлеба.

Чтобы научить непоседу правильно и аккуратно кушать, его нужно садить по левую руку о взрослого, способного оказать помощь. Сажать ребенка слева необходимо как в кругу семьи, так и в гостях.

Чтобы научить малыша правильному поведению, нужно стараться сохранять самообладание. Крик и многочисленные порицания приведут к усугублению ситуации. Все замечания следует делать спокойным тоном, желательно наедине.

Кроме того, родителям, решившим научить свое чадо культуре поведения, не стоит сразу оглашать целый список требований. Чтобы не нагружать малыша, нужно начать с обязательных правил, а когда он начнет их выполнять — постепенно добавлять новую информацию.

Приучая правильно вести себя за столом, нужно в первую очередь, научить ребенка основным правилам:

  1. Мыть руки перед каждым приемом пищи, вне зависимости от того, чем был занят малыш до трапезы: гулял на улице или играл дома. Если гигиенические процедуры будут проводиться всей семьей, они быстро войдут в привычку.
  2. Прием пищи должен проходить исключительно в предназначенной для этого зоне.
  3. Чтобы воспитать в ребенке аккуратность, его можно привлечь к сервировке стола и уборке посуды после трапезы.
  4. Приучите всех членов семьи пользоваться обеденной салфеткой — следы салата с нее отстирать легче, чем с праздничной рубашки. Салфетку следует всегда класть рядом со столовыми приборами. Усевшись за стол, ребенок сам будет заправлять её за воротничок.
  5. Чтобы малыш не клал локти на стол, не ерзал и не раскачивался на стуле, следует позаботиться об его удобстве во время трапезы. Он всегда должен сидеть правильно, с ровной спиной.
  6. Желательно, чтобы трапеза проводилась в тишине, без телевизора или использования мобильных гаджетов. Так все участники смогут сосредоточиться на происходящем и спокойно пообщаться.
  7. Ребенку нужно объяснить, что откусывать нужно ровно столько, сколько он сможет прожевать с закрытым ртом.
  8. Еду из тарелки нельзя брать в руки и играть с ней. А вот хлеб, наоборот, нужно брать только руками.
  9. Желательно съедать всю порцию, не оставляя еду в тарелке. Лучше положить ребенку меньше, а потом дать добавку.
  10. В конце нужно поблагодарить за вкусный обед хозяйку дома. Элементарное выражение благодарности — признак вежливости и хорошего воспитания.

Сервировка стола – основа хороших манер

Дети более охотно вникают в правила поведения за столом, если у них есть своя, отличающаяся посуда. При этом детские тарелки должны соответствовать предназначению: глубокие — для жидких блюд, плоские — для второго, блюдца — для десертов. Чашка должна быть объемом не более 150 мл, чтобы малыш не испытывал трудностей, желая самостоятельно попить.

Следует предусмотреть и детские столовые приборы для каждого блюда. В возрасте 1-2 года разрешается кушать любую пищу ложкой. Пользоваться вилкой рекомендуется только по достижении 3 лет. А после 5 — можно давать нож, но при этом обязательно объяснить, зачем, когда и как его правильно использовать за столом. Родителям, желающим обезопасить своё чадо от приборов с острыми краями, можно приобрести специальный детский комплект.

Этикет за столом: тонкости и секреты легкого обучения

Чтобы освоение важных социальных навыков прошло как можно проще и быстрее, родители могут прибегнуть к маленьким хитростям. Ненавязчиво научить ребенка правильному поведению за столом позволит особый подход.

Специалисты выделяют несколько способов, упрощающих усвоение новой информации:

  1. Поощрение. Ребенок будет более охотно соблюдать правила поведения, если это откроет для него какие-либо привилегии. К примеру, аккуратность за столом может быть вознаграждена любимым десертом или долгой прогулкой.
  2. Игра. Деткам легче усвоить информацию, если она преподнесена в игровой форме. Чтобы научить дисциплине за столом, можно поиграть в «Ресторан», имитируя поведение клиентов и официантов, или устроить пир для игрушек.
  3. Визуализация. Познакомиться с правилами этикета за столом помогут мультики. Закрепить эффект от просмотра обучающих видео можно, развесив над обеденным столом тематические картинки или детские рисунки, глядя на которые ребенок не сможет забыть элементарные правила.

Научить малыша дисциплине за столом и выработать в нем стойкие привычки можно, соблюдая четкую линию поведения. Родители и другие взрослые, присматривающие за ребенком, должны всегда выдвигать единые требования, без поблажек и упущений. Только в этом случае удастся добиться рефлекторного соблюдения всех правил и требований.

Похожие посты

Оставить

Источник: https://mamsy.ru/blog/pravila-povedeniya-za-stolom-dlya-detej/

Этикет и правила поведения детей за столом

Даже самый маленький представитель нашего общества знает, что за столом себя «следует вести» в определенной манере. То, что можно, а что нельзя делать во время еды – закладывается родителями в раннем детстве. Правила поведения за столом для детей начинаются с игры «во взрослых», постепенно переносятся в режимные моменты приемы пищи, становятся нормой поведения.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире.

Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных.

Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей.

Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания.

Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих.

Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » – педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими.

Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

  Правила поведения детей на каникулах

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так.

Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего.

Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Запор у 8 месячного ребенка что делать

Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый.

Это понимают и родители, и сами дети.

Возрастная группаЗадачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа (2-3 года) 1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа (3-4 года) 1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа (4-5 лет) 1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа (5-6 лет) 1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа 6-7 лет) 1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

  Правила поведения в лесу для детей

Памятка «Правила поведения за столом для старших дошкольников»

  1. Сиди ровно, не «разваливайся»;
  2. Ноги вместе, не клади ногу на ногу;
  3. Не шаркай ногами;
  4. Не разговаривай во время еды;
  5. Не вертись и не толкайся;
  6. Ешь и не пачкайся, не проливай еду на скатерть;
  7. Не откусывай большие куски – ешь потихоньку;
  8. Ешь с закрытым ртом, не чавкай;
  9. Правильно держи ложку, вилку и нож;
  10. Не кроши хлеб, откусывай его над тарелкой;
  11. Наклоняйся над ложкой, не неси ее до рта;
  12. Когда пьешь – поднимай чашку ко рту;
  13. После еды положи приборы на стол;
  14. Когда встаешь из-за стола – задвинь стул и поблагодари взрослых.

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.

Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами.

    Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;

  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит,  обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме.

Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/povedenie/za-stolom-dlya-detej

Как дети должны вести себя за столом? Хорошие манеры у ребенка! | Блог Comfy

Продолжая тему хороших манер за столом, сегодня мы расскажем о том, какие основные правила столового этикета для детей существуют. Как должен вести себя ребенок во время еды, что он должен говорить и делать, а что как раз запрещено категорически? И что подразумевается под допустимым поведением ребенка за столом?

Рассказываем все, что нужно знать родителям и детям, чтобы и семейные обеды, и совместные походы в гости вместе с ребенком оставили только приятные впечатления и у хозяев мероприятия, и у их гостей. Основы столового этикета для детей!

А тут есть много полезного и для взрослых: Пользуемся столовыми приборами правильно. Шпаргалка по этикету!

Зачем ребенку знания столового этикета

Многих из нас детки просто умиляют невероятной искренностью своих эмоций. И в некоторых ситуациях это действительно очень мило — они так трогательно удивляются и восхищаются всем вокруг, радуются впечатлениям, говорят окружающим такие искренние комплименты Не всегда, конечно, приятные, но зато от всей души, правда?

Источник: https://blog.comfy.ua/kak-deti-dolzhny-vesti-sebya-za-stolom-khoroshie-manery-u-rebenka/

Правила поведения за столом для детей: столовый, этикет, можно, как

Владимир Кузьмич 10 августа, 2019

Приветствую вас, дорогие мои читатели! Многие из вас, вероятно, являются счастливыми родителями деток разного возраста. Как они ведут себя за столом? Учите ли вы их столовому этикету? Разумеется, никто не ждет от малыша, что в 3 года он будет виртуозно орудовать особой вилочкой для рыбы.

Но элементарные правила, он просто обязан соблюдать! Ведь нет ничего ужаснее ребенка, который в уже сознательном возрасте громко чавкает. А еще — не умеет применять по назначению салфетку, и вообще, ведет себя, как настоящий свинтус.

Надеюсь, для вас будет актуальной такая тема, как правила поведения за столом для детей. В этом материале я расскажу, какие нормы столового воспитания ваши детки обязан знать и в целом соблюдать, в разном возрасте. И главное – как их этому научить! Интересно? Тогда вперед!

Зачем малышу все эти правила?

Некоторые папы и мамы считают, что маленьких детей (примерно до школы) не нужно учить никаким правилам столового этикета. Мол, пока все это бесполезно, дети балуются и шалят. А позже – и сами научатся, никто же не ест руками в 15 лет. Но такое мнение в корне не верно.

Правила поведения изучать необходимо, и начинать надо рано – уже с 2-х лет.  Как раз в этом возрасте дошколята прекрасно копируют взрослых, и отлично усваивают полезные привычки.

Правила поведения за столом для детей, даже маленьких, необходим, потому что:

  • проще всего усвоить все основные постулаты этикета;
  • малыши отлично понимают, как можно, и  как нельзя, даже если еще не говорят, и постепенно усваивают все;
  • правила столового этикета – это еще и безопасность крохи, ведь он обязан понимать, что нельзя, к примеру, брызгаться горячим супом или играть с ножом;
  • с небольших правил начинается общая воспитанность детей, они учатся соблюдать правила, узнают о первых «нельзя»;
  • умение орудовать столовыми приборами – это еще и развитие мелкой моторики.

Основные «нельзя» за столом, для детей с 2-3 лет

Итак, ваша задача, как хороших родителей, научить свое чадо не делать такие вещи:

  • говорить, когда ротик набит едой;
  • ставить свои маленькие локотки на стол;
  • класть на стол ножки;
  • играть с приборами, посудой, едой, в любой форме;
  • облизывать нож, играть с ножом и вилкой;
  • убегать вдруг из-за стола без разрешения взрослых;
  • не «сербать» громко из стакана или чашки;
  • громко чавкать, и жевать с открытым ротиком;
  • откусывать слишком большие куски еды, которые сложно прожевать;
  • баловаться на стуле – балансировать на ножках, крутиться.
  • облизывать пальцы
  • заявлять во всеуслышание «брр, не вкусно»

Важные основы

Далее я приведу перечень основных правил, к которым нужно постепенно приучать малыша, уже с двух лет.

Не все получится сразу. Но задача родителей – быть добрыми, терпеливыми и последовательными.

Итак, вот основные детские правила столового этикета:

  • обязательно мыть ручки перед едой;
  • если крошке пока меньше пяти лет, ему позволяется заправлять салфетку из ткани себе за воротничок, дошкольник от 5 лет должен расположить ее у себя на коленках;
  • если за столом вдруг потянуло кашлянуть либо чихнуть, желательно отвернуть лицо от стола, и прикрыться салфеточкой;
  • жевать еду желательно тихо;
  • если во время трапезы вдруг захотелось в санузел, следует тихо выйти из-за стола;
  • если еда либо напиток находится слишком далеко от мальчика или девочки, они не должны тянуться за ней, макая в еду рукава – здесь следует попросить взрослых ее подать;
  • кушать следует только в обеденной зоне;
  • крайне важно, чтобы малыш приучился благодарить маму (либо бабушку, хозяйку дома) за вкусную еду.

А теперь правило для взрослых.

Если чадо вдруг нарушило этикет (из-за желания побаловаться, либо по незнанию), не нужно его ругать. Отчитывать громко, в грубой форме, тоже не стоит.

Беседу, обсуждение ошибок лучше провести уже после трапезы. Все ошибки и недочеты поможет обсудить спокойная беседа.

И самое главное правило для родителей. Оно очень простое.

Не пытайтесь прививать своему крохе те нормы, которые вы не соблюдаете сами. Это просто бесполезно! Дети всегда копируют взрослым и подражают им.

Так что, будьте добры, сами изучите столовый этикет и начинайте его придерживаться. И уже потом рассказывайте о нем деткам.

Что поможет приучить к этикету за столом?

Проще всего познакомить малыша с этикетом с помощью игры. Да, да вы не ослышались!

Правила поведения за столом для детей в виде игры — это так здорово! На самом деле, игровое занятие-обучение – самый действенный и одновременно веселый способ.

Ролевая игра «За столом»

Во-первых, устройте обед для любимых игрушек. Сервируйте стол посудкой, подготовьте салфеточки, рассадите кукол. Пусть у них будут приборы, и все, что необходимо. В процессе игры пусть будут герои, которые делают все верно – кладут салфетку на коленки, верно применяют все приборы, не разговаривают, когда кушают.

И пусть будет один балованный герой, который все делает неправильно. В процессе обеда рассказывайте своему крошке обо всех правилах. Обращайте внимание на важные нюансы. Именно в такой непринужденной форме ребенок и сможет усвоить все правила столового этикета. И вы увидите, как ему понравится самому их соблюдать. Ведь он будет, как взрослый!

Мультфильмы и книжки

Во-вторых, смотрите мультики, либо обучающие видео, в которых показываются неряшливые дети, не умеющие вести себя за столом. Читайте детям книги на подобные темы, можно – в стихах. Важно, чтобы в них были яркие, красочные картинки.

Для того, чтобы посмотреть видео по телефону разверните его горизонтально.

Правила поведения за столом для детей мультфильм:

Столовый этикет для детей мультфильм:

Правила поведения за столом, обучающее видео для детей:

В третьих, для того чтобы приучить малыша правильно вести себя за столом, можно использовать еще один хороший прием – памятка в картинках. Которые будут, наглядно демонстрировать как нужно, и как не нужно вести себя за столом. Создать такую вы можете вместе с сыном или дочерью, просто нарисовав подходящие картинки.

Их же вы можете найти в сети, и распечатать. Если ребенок любит разукрашивать – то и в виде раскраски. Повесьте такую памятку в обеденной зоне, на видном месте. И время от времени обращайте на нее внимание малыша. Все это точно поможет!

История из жизни

Сын моих друзей Даня, единственный для своих мамы и папы, рос крайне избалованным малышом. Ему позволялось буквально все! Потому что мама и папа, бабушки и дедушки малыша обожали, и даже не пытались прививать ему какие-либо правила поведения.

Во время еды чадо творило, что хотело. Причем и в гостях тоже! Но однажды пришла пора идти в сад. Дане тогда уже исполнилось 4 года. И ребенок вдруг начал нормально кушать, и даже говорить «спасибо».

Как оказалось, когда Даня в садике попытался провернуть за столом свои «выкрунтасы», сидящая рядом девочка стала над ним смеяться. При этом заметила, что хорошие мальчики так себя не ведут. И вот  случилось чудо! То ли девочка Дане нравилась, то ли он вдруг повзрослел, но с тех пор за столом он – настоящий пример для подражания. Причем не только для детей

В завершение, полезное видео для детей и взрослых по столовому этикету:

Вот и все, что я хотел рассказать вам про правила поведения за столом для детей! Если у вас есть свои интересные истории на эту тему, или работающие методы – делитесь ими в комментариях. А если у ваших друзей есть дети дошкольники – поделитесь с ними этой статьей в социальных сетях.

Желаете и дальше читать полезные и интересные материалы на актуальные темы? Тогда подписывайтесь на мой блог, и не забудьте лайкнуть эту статью. Удачи вам, до свидания!

Источник: https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/pravila-povedeniya-za-stolom-dlya-detej/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой