Как помочь ребенку стать уверенным в себе

8 советов психолога, как вырастить уверенного в себе ребенка — Телеканал «О!»

как помочь ребенку стать уверенным в себе

«Мама, мне кажется, у меня не получится», — слышите вы от ребенка. Стараетесь убедить его в обратном, но в ответ малыш замыкается в себе.

Как реагировать? В чем причина? Отсутствие веры в себя и нежелание проявлять инициативу, ведь единственно ожидаемый исход — неудача, а последствия — чувство вины за свои ошибки. Неуверенность в себе — бич современных детей, с которым можно и нужно работать.

О том, как это сделать, рассказывает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков» Виктория Шиманская.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Уверьтесь в неуверенности

Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как внезапная агрессия, плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное.

Родители относят такие «закидоны» к проявлениям очередного кризиса и оставляют попытки докопаться до причин.

Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.

Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!

Как воспитать уверенную в себе личность

Дети — наше отражение, поэтому начните с себя

Учитесь нести ответственность за свои решения. Самостоятельный выбор десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей и т. д. Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.

Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства модели поведения, шаблоны которых никогда не поздно начать разрушать.

Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.

Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком

Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.

Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!

Позвольте ребенку, в рамках безопасности, конечно, принимать решения самостоятельно, видеть последствия своих поступков и делать выводы. Избегайте принимайте его неудачи без критики — разбитый стакан, сломанный мелок, падение с велосипеда. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации, безусловно.

Устраните вредные привычки воспитания

Задача — осознать их, принять и устранить. В течение дня записывайте в специальный блокнот: критику, недоверие, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к малышу.

По привычке брошенные фразы могут на корню убить стремление ребенка к инициативе: «Ну что за каракули, нарисовал бы лучше машинку!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а ты все научиться не можешь», «Сама построю эту башню, а то ты грохотом соседей перебудишь» — и т. д. Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет.

Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать классическую технику «резинка на руке». Поймали себя на критике малыша — оттянули резинку. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычки формируются не меньше месяца, запаситесь терпением.

Проанализируйте игры и пособия ребенка

Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой ненужных игрушек растет и неуверенность в своих силах: «Не умею собирать кубики», «Не могу рисовать красками» — и т. д.

Оставьте лишь несколько игрушек — те, с которыми не возникает проблем, — и 1−2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь наблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, набор «Лего» неинтересен ребенку не потому, что он не из последней коллекции, а потому, что он не понял, КАК соединять кубики друг с другом.

Наберитесь терпения, объясните и покажите малышу, как одна деталь вставляется в другую. Нам задача кажется до смешного простой, а маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни. Впоследствии усложняйте процесс — стройте небольшие дома, потом башни и т. д.

Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах даст возможность поверить в свои силы и уверенно приступить к более трудным.

Практические шаги

Дерево достижений

Нарисуйте дерево. Пусть оно будет большим, с широкой кроной и длинными ветвями. Расположите его на стене в самой посещаемой части квартиры — отныне это предмет большой гордости! Расскажите, что дерево — плодоносящее, а плоды — это достижения малыша. Фрукты подготовьте заранее из картона, подписывайте по мере появления успехов и торжественно приклеивайте на дерево. Важно: отмечайте любые ситуации, в которых преуспел ребенок, будь то приготовленный салат или победа на олимпиаде.

Мяч умений

Сядьте друг напротив друга. Задача — закончить предложение, которое начинает родитель, одновременно перекатывая мяч малышу: «Я могу», «Я научился», «Я знаю, как» и т. д. На первый взгляд игра совсем простая, но задача у нее важная — помочь ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения.

Коробочка Эмоций: «Уверенность в себе»

В ней будут храниться вещи, связанные со значимыми событиями жизни ребенка, его успехами и свершениями. Важно, чтобы эти предметы одновременно выполняли функцию развития эмоционального интеллекта ребенка — тренировали органы чувств малыша. Звук колокольчика поможет вспомнить о первых школьных успехах, запах и вкус шоколадного печенья — о первом испеченном блюде, разглядывание фотоальбома напомнит о первом путешествии, а перебирание пальчиками поделок и аппликаций — о творческих успехах!

Дневник чувств и эмоций

Уверенный в себе человек принимает себя со всеми своими проявлениями и эмоциями — как позитивными, так и негативными. Помочь узнать себя настоящего, узнать свои истинные желания сможет Дневник эмоций, который вы презентуете ребенку в юношестве. Записывайте туда все события жизни малыша, его чувства, достижения — все то, что каждый день формирует его уникальную личность.

Учите ребенка жить в ладу со своими эмоциями. Осознание своих чувств, умение делиться ими с близкими, доверять их попыткам помочь — это уже 50% успеха на пути к уверенности в себе.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9395

Помочь ребенку стать уверенным в себе нужно своевременно

как помочь ребенку стать уверенным в себе

Вопрос, как помочь ребенку стать уверенным в себе, не беспокоит родителей, пока малыш общается только в кругу семьи или находится под бдительной опекой бабушек и нянь. Но рано или поздно всем детям необходимо вливаться в социальную среду. Одних ожидает детский сад. Обычный, с большим количеством детей в группах. Другие в активное общение погружаются с поступлением в школу. И тут оказывается, что не каждому ребенку легко адаптироваться в новых условиях. 

В какой форме проявляется детская неуверенность

Наблюдая, как дети дошкольного возраста играют на детской площадке, родители невольно отмечают, насколько по-разному все себя ведут. Бросаются в глаза те, кто чувствует себя, как рыба в воде. Также обращают на себя внимание детишки, стоящие в сторонке.

Первые успевают общаться со всеми, меняться игрушками, предлагать свою игру и тут же выполнять в ней главную роль. Другим почему-то и роли не достаются, и партнеры по игре не находятся. Взрослые видят повторяющуюся ситуацию и тревожатся, если в сторонке оказывается их ребенок. А тревожиться есть основания. Это не тот случай, чтобы отмахнуться: «Само пройдет!».

Детям нужно помогать с малых лет приобретать уверенность в своих действиях, в поступках, в общении. Начиная с пяти лет, дошкольник осознает свою успешность или неудачливость и соответствующе переживает.

Далеко не всем даны от природы коммуникативные способности. Оказываясь среди посторонних людей, сталкиваясь с новым заданием, такие дети теряются, чувствуют себя неуверенно, испытывают отрицательные эмоции. Родители обязаны чутко отреагировать и уделить особое внимание социализации ребенка, ели наблюдают следующее:

  • На детской площадке малыш, в основном, играет один.
  • Ребенок отказывается подходить к группе сверстников, играющих во дворе.
  • Дошкольник боится остаться подождать близкого человека (в коридоре поликлиники, в фойе театра и пр.).
  • Ребенок не решается на обычное публичное выступление (рассказать стишок у елки, дать ответ в конкурсе).
  • Старший дошкольник не соглашается выйти из дома без сопровождения близких.

Это краткий перечень возможных вариантов проявления неуверенности в себе в дошкольном возрасте. В действительности данный список гораздо длиннее, и для каждого дошкольника он может быть нестандартным.

Решать обнаруженную проблему необходимо не сиюминутно, а глобально. Имеется в виду, приложить усилия по формированию у ребенка базового доверия к окружающему миру и осознания ценности своей личности.

Подход к формированию уверенного в себе дошкольника

Психику дошкольника важно укреплять. Развивать эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать отрицательные переживания от неудач, разбираться с причинами страхов и избавляться от них. Взрослым важно разобраться в себе, не перекладывают ли они свои страхи на ребенка.

«Туда не ходи», «Одному нельзя», «Ты еще маленький», — обоснованы ли такие ограничения в каждом случае, когда они звучат? Мамы и бабушки часто употребляют подобные фразы и как будто заражают детей страхом. А потом удивляются, что ребенок не может даже 5 минут подождать их у двери врачебного кабинета. Дети должны знать, что естественно испытывать страх, но это чувство не должно стать преградой в их социализации.

Принципы подхода к воспитанию

Близкие взрослые поддерживают малыша одобрением, похвалой. Но при этом важно исходить из уважения к его личности и веры в его умения справиться, а не просто захваливать или «лепить» образ идеального ребенка.

Несколько важнейших принципов воспитания детей:

Иметь веру по отношению к детям не означает надежду, что они всегда будут поступать лучшим образом и со всем справятся без вашей помощи. Это означает принимать ребенка таким, какой он есть. Не мелькают ли у вас в глубине сознания мысли о неполноценности ребенка, если ваш малыш в 4 года еще плохо разговаривает? Не испытываете ли вы чувство стыда, если 5-летняя дочь делает что-то не то в присутствии ваших знакомых?

Если вы верите в своего малыша, то такие мысли и чувства вас посещать не будут. Вы будете уверены, что с вашей помощью за годы дошкольного детства ребенок научится всему, что для него необходимо.

Некоторым родителям непременно хочется, чтобы их ребенок был умнее, привлекательнее, способнее, талантливее других детей. В случае, когда они видят большее продвижение других детишек, они пытаются подстегнуть развитие своего малыша. «Миша как красиво рисует. Давай и ты нарисуешь», «Аня уже научилась шнурки завязывать, учись и ты», — так намерены мотивировать родители. Им невдомек, что подобные фразы только тормозят детей в освоении и без того непростого для них дела.

Сравнивайте только то, как продвинулся ваш ребенок. Что он сегодня умеет делать лучше, чем вчера. И обязательно отмечайте эти достижения.

  • Ободряйте и поддерживайте

Легко хвалить ребенка, который ведет себя хорошо. Приятно отметить, какой он молодец, если что-то нарисовал, построил, сконструировал. В этих случаях взрослые щедры на похвалу. Гораздо сложнее поддержать дошкольника, делающего промахи в поступках, не особо интересующегося творческой деятельностью или познавательной активностью. А ведь именно в этих случаях маленький человечек нуждается в поддержке.

Крайне важно находить хотя бы маленькие пошаговые достижения (принес тарелки, положил игрушку на место, откликнулся на зов с первого раза) и ободрять ребенка.

У многих пап и мам есть свой идеал, что и как должен уметь дошкольник в определенном возрасте. Тем более что по многим показателям существуют усредненные нормы. Такие родители признают достижения ребенка, если они достигают и превышают эту условную норму.

В итоге вместо поддержки может прозвучать: «Такие каракули рисуют в 3 года, а ты уже должен картинку нарисовать». Или: «Да разве так складывают одежду? Это же ворох!». Подобная критическая оценка нисколько не поможет малышу, чтобы справиться лучше. А вот вреда принесет много.

Это и занижение самооценки, и нежелание упражняться в подобном деле.

Существует более действенный и при этом полезный подход, побуждающий ребенка улучшить результаты. «Давай посмотрим, что у тебя получилось лучше всего. Солнышко как здорово нарисовано. Кофточку ты аккуратно сложила» — такая поддержка действеннее всякой критики.

Если вредно критиковать детей, вовсе не значит, что их нужно хвалить за все подряд. Во-первых, дети в этом случае не смогут выработать внутренние критерии, что соответствует определенному уровню качества. Во-вторых, они будут бояться сделать что-то хуже, чем им удалось раньше. Это может привести к отказу ребенка выполнить сложное для него задание. Может также подтолкнуть к обману, чтобы скрыть неудачи.

Похвала и поощрение очень важны в воспитании детей, но они должны применяться объективно. Всегда можно найти, за что похвалить. Такой подход подскажет дошкольнику, где нужно приложить усилия, чтобы его старания привели к заслуженной оценке.

Перечисленные базовые принципы способствуют формированию у ребенка адекватной самооценки и чувства защищенности. Ему верят, его поддерживают. Ему позволительно ошибаться и методом проб и ошибок продвигаться в своем развитии.

Как помочь ребенку стать общительным            

Придерживаясь методов воспитания, укрепляющих самооценку, помогите ребенку стать смелее в общении.

Детское общество отличается тем, что там некому поощрять и оказывать поддержку. Зато конкуренция и соревновательность присутствуют в большой мере.

Общение детей отличается нерегламентированностью и нестандартностью. Дошкольнику важно говорить самому, а не слушать сверстника. Ребенок норовит управлять действиями партнеров по игре, пристрастно относится к соблюдению правил с их стороны и лоялен к себе, навязывает собственный образец поведения.

Контакты со сверстниками требуют освоения норм взаимоотношений между людьми. Парадоксально, что дети, общаясь, такие нормы выдерживают условно и часто нарушают. В подобных ситуациях проявляются нравственные качества. Ребенок, у которого развито чувство справедливости, уважения к другим, старается обратить внимание на нарушения и призывает их не допускать.

Вхождение в сообщество сверстников подчинено определенным правилам. Так, девочкам важно, чтобы возникла симпатия, расположение к новичку. После этой искорки между девочками завязывается общение. Еще девочкам важно познакомиться, узнать имена. Поэтому приобщаться к детскому сообществу помогает хотя бы минимальная информация о себе.

Мальчикам важно партнерство. «Будешь вратарем?», «Умеешь играть в?» — если ответ положительный, новичок принимается в игру. Поэтому мальчикам так важно идти играть с соответствующим средством: машинкой, мячиком и пр.

Барьером может выступать первый шаг к общению. Особо чувствительные дети с меланхолическим темпераментом испытывают тревожность и чувство незащищенности, если им необходимо первым сделать шаг. Родители помогут ребенку, если потренируют это момент, посоветуют, как начать общение.

Полезно заблаговременное проигрывание подобных диалогов, используя сказочные сюжеты, ситуации с героями мультиков.

В то время как дошкольник проигрывает роль, он оказывается внутри ситуации и идентифицирует себя с успешным героем. Ребенок приобретает опыт общения, который частично переносится в реальную среду.

Также дошкольник постепенно преодолевает скованность, его эмоции становятся разнообразнее и естественнее, повышается уверенность в себе. С этим растворяется проблема, ранее мешающая поучаствовать в детском конкурсе, рассказать стихи.

Если родители воспринимают ребенка как развивающую личность, как умеющего справиться со многими соответствующими возрасту задачами, то дошкольник окажется на одной волне и будет ощущать собственную уверенность.

Источник: https://alldoshkol.ru/vospitanie/pomoch-rebenku-stat-uverennym

Как помочь ребенку стать уверенным в себе: советы для родителей

как помочь ребенку стать уверенным в себе

Вера в себя – это не дар небес, а качество характера, которое воспитывается и оттачивается на протяжении всей жизни. Но фундамент закладывается в детстве.

Один ребенок в компании выступает заводилой, командует и устанавливает правила. Он даже не думает усомниться, что кто-то не исполнит его распоряжений! Это яркое проявление уверенной в себе личности.

Но встречается другая картина: малыш скромно сидит, стараясь никого не задеть, и даже контакт глаз для него – настоящая пытка. Крохе страшно завести друзей, хотя бы одного, а в похвале он видит скрытый упрек.

Как помочь такому ребенку стать уверенным в себе, раскрепостить его, чтобы каждый день сиял яркими красками – об этом наша статья.

С чего все начинается

Очень часто поверить в свои силы ребенку мешает чувство собственной уязвимости, вызванное беспокойством о безопасности. Причина кроется в родителях, точнее, в тех методах, которые они применяют для воспитания малыша.

Метод кнута

Чтобы была понятна суть часто допускаемой ошибки родителей, вот вам пример.

За одни только сутки ребенок выслушивает более, чем 2 000 (!) требований, высказанных в ультимативной форме:

  • Иди завтракать!
  • Почисти зубы!
  • Заправь кровать!
  • Одевайся! Не копайся! Быстрее!
  • Собери игрушки!
  • Ложись спать!
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как распознать ребенка индиго

Вот только некоторые из них, самые узнаваемые. А ведь их можно высказать и по-другому, если у родителя иссякло терпение:

  • Говори все начистоту, а не то хуже будет!
  • Убери игрушки с пола, иначе они окажутся в мусорном ведре!

Ребенок оказывается под сильным давлением в течение всего дня, каждый день.

Теперь включите фантазию и вообразите, что так на работе раздает вам указания начальник: у него такой стиль общения. Ваши действия? Скорее всего, займетесь поиском нового места работы. Но ваш малыш никуда не может уйти. Семья – это его мир.

Чтобы развить в ребенке уверенность в себе, сделайте этот мир доброжелательным. Замените требования вопросами, к примеру, так: «А ты уже почистил зубы, или еще не успел?».

Формулируя фразу таким образом, вы сохраняете личное достоинство ребенка и даете ему возможность самому предпринять шаги, чтобы исправить оплошность.

Метод пряника

«Дети еще слишком малы, чтобы принимать решения о чем-либо», – так думает большинство родителей. Куда проще решить за несмышленыша, что для него лучше, самим, чем наблюдать, как он набивает себе шишки из-за неверного выбора.

Еще пример: утром чадо собирается в школу или садик, опаздывает. Вы тоже спешите, поэтому считаете благом натянуть на полусонного малыша одежду или заправить за школьником постель: ведь так можно сэкономить время.

Вырастить уверенного в себе ребенка, постоянно принимая за него решения, не выйдет.

Чтобы поверить в свои силы, он должен их применять на практике. Позвольте ему сделать выбор, пусть ошибочный, и полностью прочувствовать последствия. Ведь самый ценный опыт – тот, который пережил, а не услышал.

Спотыкаясь и набивая шишки, ребенок научится делать выводы, а это ценный навык. Вам же нужно не ругать его (ничего не можешь сделать; ты совсем бестолковый и др.), а оказывать поддержку:

  • ничего страшного, можно попробовать еще раз позже;
  • у тебя все получится, я верю в тебя.

Если делать за ребенка ту работу, которую он может выполнить сам, вы вырастите инфантильную личность, получив в итоге великовозрастного увальня.

Ведь очень часто взрослая лень – это всего лишь маскировка неуверенного в себе человека, который просто-напросто боится что-либо сделать самостоятельно, потому что не умеет.

  • Малыш не станет убирать игрушки, если за него это делает мама.
  • Девочка не научится готовить (шить, гладить), если ей не дать возможность научиться этому.

Здесь для родителя важно не уничтожить настрой на самообучение неловким комментарием или деструктивной критикой. Ребенок только учится. Поговорка про первый блин, который выходит комом, как раз об этом. Ребенку важна поддержка, а не замена: скажите добрые слова, но не беритесь выполнять за него неудавшееся дело.

Признаки неуверенного в себе ребенка

С возрастом простая неуверенность усиливается, если не предпринимать мер для ее преодоления, и перерастает в полноценные комплексы. Для родителей важно вовремя заметить, что ребенок зажат, и постараться помочь ему.

По некоторым признакам можно разглядеть неуверенное поведение:

  • тихая речь;
  • избегание контакта глаз (отводит взгляд);
  • зацикленные действия: грызет ногти, облизывает губы, стучит по поверхности, скручивает край одежды, облизывает губы;
  • молчание или уход от ответа;
  • злость на других людей;
  • наличие фобий;
  • отказ от ответственности.

Внешне робкий ребенок выглядит сутулым. Он стремится занять в помещении самый удаленный от скопления людей уголок.

Рисунки и буквы написаны со слабым нажимом, мелкие.

С возрастом у личности вырабатывается защитный механизм поведения, маскирующий неуверенность в себе:

  • в неудачах обвиняются посторонние;
  • применяется сила по отношению к более слабым: мелким животным, любящим людям;
  • демонстративная легкомысленность;
  • замкнутость;
  • копирование поведения другого ребенка.

Как справиться с робостью ребенка

О том, как воспитать ребенка уверенным в себе, написано множество книг. Но вам не  обязательно штудировать тонны фолиантов, чтобы помочь своему чаду побороть нерешительность.

Критика должна быть только конструктивной. Если малыш разбил вазу, не обзывайте его безруким, косоглазым или еще похуже. Узнайте, как такое могло случиться, попросите убрать осколки, выразите сожаление, что такая красивая вещь больше не будет вас радовать.

Не допускайте оскорблений со стороны других людей, пресекайте любые попытки этого. Вы должны быть опорой вашему отпрыску, чтобы он чувствовал поддержку в любой ситуации.

Навешанные ярлыки порой приклеиваются на всю жизнь, становясь ориентиром неуверенному в себе человеку. Фразы типа: она отстает в развитии; отец не смог с ними жить; он трус; она красавица заставляют ребенка действовать соответственно его пониманию присвоенного ему стереотипа.

Если вы убедили ребенка, что думаете о нем, что он дурак, не ждите высокой успеваемости в школе. Он использует ярлык как отговорку, чтобы не стараться.

Совет 2: хвалите детей

Ничто так не воодушевляет на свершения, как искренняя похвала.

Воспитать ребенка уверенным в себе поможет ваше внимание к тому, что у него получается делать хорошо.

Старайтесь каждый день находить повод похвалить отпрыска.

Когда ребенок слышит только упреки, у него пропадает желание вообще что-то делать (все равно отругают!), и он замыкается.

Совет 3: позвольте ребенку быть самостоятельным

Чем больше вы делаете за своего любимого отпрыска, тем хуже для вас и для него.

Ребенок должен стать полноценным членом общества, тогда как ваша задача – заставить его поверить в себя:

  • доверьте малютке передать денежку кассиру в магазине;
  • предложите дочке выбрать рецепт пирога, чтобы испечь его вместе;
  • вместо того, чтобы запретить что-либо, перечислите возможные последствия спокойным голосом и предложите подростку самому принять решение.

Последний пункт самый сложный. Гораздо проще сказать: «Нет, потому что я так решила!», чем успокоиться и потратить время и терпение на принуждение чада к ответственности.

Может быть обратный вариант, когда ребенок прибегает к слабости, чтобы вынудить вас что-то делать. Здесь важно не поддаться: да, время потратится больше, но польза воспитания перевешивает потерянные минуты. Скажите капризничающему чаду: «Верь в себя – и все получится!». Пусть он увидит, что вы в нем не сомневаетесь.

Совет 4: научите сочувствовать

Родители очень желают, чтобы их ребенок мог отстаивать собственные интересы, побеждать в конкурентной борьбе. Хотя больше возможностей для выживания у тех, кто умеет помогать людям.

Ребенок не следует установке всегда и во всем превосходить других, а учится искренне контактировать с окружающими.

К тому же, он реально оценивает свои способности, меньше боится неудач, потому что знает, что они случаются у любого.

Совет 5: не откупайтесь

Когда ребенку плохо, его можно:

  • выслушать, понять;
  • проигнорировать, ссылаясь на занятость;
  • купить/подарить что-то, что отвлечет от проблемы.

Самый энергозатратный – первый путь. Второй – путь наименьшего сопротивления, разрушающий семейные связи.

Третий кажется приемлемым, но только в краткосрочной перспективе. Как только пропадет ощущение новизны, проблема проявится с новой силой.

Заключение

Исследования маркетологов подтверждают, что брендовые новинки покупают большей частью неуверенные в себе люди, пытаясь самоутвердиться. Они так делают, потому что их научили этому родители: не тратить силы на развитие, а прикрываться дорогим фасадом.

Дорогой подарок дарит уверенность, это факт. Но откупаться от ребенка не нужно: лучше подарите ему несколько лишних минут своего внимания. Окруженный любовью, ребенок чувствует внутреннюю свободу, забыв, что такое неуверенность в себе.

Источник: https://its-kids.ru/kak-pomoch-rebenku-stat-uverennym-v-sebe.html

Как помочь ребенку стать уверенным в себе: упражнения, укрепление уверенности подростка

Нормальная, адекватная уверенность в себе характеризует гармонично развитую личность, является основой для успешной карьеры, интересной, насыщенной жизни. Это качество не врождённое, оно воспитывается в детские годы и развивается на протяжении жизни.

Любящие родители, желающие помочь сыну или дочери стать полноценной личностью, занять достойное место в обществе, должны иметь представление, как помочь ребёнку стать уверенным в себе, всячески способствовать этому.

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Черты уверенного человека:

  • проявление положительных эмоций при новых знакомствах;
  • долговременные дружеские связи;
  • спокойная манера поведения;
  • адекватная реакция на критические замечания со стороны взрослых, сверстников;
  • спокойное признание успеха другого человека, принятие собственных неудач;
  • самоуважение, понимание своих прав, способность отстоять их перед ровесниками и взрослыми;
  • настойчивость, целеустремлённость;
  • наличие собственного мнения, отсутствие «стадного» инстинкта.

Анализируя, детально разбирая поведение человека в разных ситуациях, можно понять слабые и сильные стороны характера.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе

Умные родители целенаправленно развивают у дочери или сына чувство уверенности, при этом они должны:

  • похвалить ребёнка, если он благодаря труду и упорству добился цели;
  • ставить посильные задачи, учить терпению, умению приближаться к цели постепенно;
  • настраивать на благоприятный исход дел, ситуаций;
  • подбадривать, поддерживать, чаще говорить: «У тебя получится!»;
  • общаться, как с равным, прислушиваться к его мнению;
  • не обвинять в стеснительности, робости;
  • поощрять общение с ребятами младшего возраста;
  • избегать сравнения с другими.

Соблюдение перечисленных правил поможет зародить в детском сознании ростки самоуважения, укрепить это качество, ведь процесс становления личности непростой и небыстрый. В дальнейшем ребенок приятно удивит «стальным» характером.

Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку: 10 советов

Умные родители обращают внимание на психологическое развитие ребёнка с одного года жизни.

Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:

  1. Повысить собственный авторитет, проявлять силу воли. Малыш берёт пример со своих родителей, повторяет манеру поведения, аналогично воспринимает разные ситуации. У родителей с низкой самооценкой вырастают такие же дети, и наоборот.
  2. Адекватно оценивать успехи и таланты ребенка. Плохо недооценивать малыша. Однако завышенная планка, которую он преодолеть не в состоянии, может навсегда подорвать уверенность в себе. Не стоит перехваливать за обычные дела. Выделять следует только новые достижения.
  3. Давать правильные установки. Запрещены фразы: «У тебя не получится», «Горе ты моё луковое», «Хорошего от тебя не дождёшься». Наоборот, надо настраивать на позитив, успех, чаще говорить: «Не бойся, ты справишься», «Всё будет хорошо!».
  4. Разговаривать по душам. Необходимо наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, спокойно обсуждать проблемы, находить выход. Понять, что тревожит, пугает маленького человека, помочь разобраться в самом себе. Он должен принять себя таким, какой есть, со всеми недостатками и достоинствами.
  5. Играть поучая. Подходящий вариант для любого возраста. Главное, создать в процессе игры сложную ситуацию, решить которую надо самостоятельно.
  6. Водить на различные секции, кружки. Полученные дополнительные навыки, успехи позволят маленькому человеку гордиться собой, повысят самооценку.
  7. Развивать коммуникативные навыки. Если имеются проблемы в общении со сверстниками, надо помочь решить их. В случае с маленькими детьми – организовать домашний детский праздник. В знакомой обстановке они чувствуют себя более уверенно, между ними устанавливается прочный контакт.
  8. Адекватно реагировать на промахи. Ошибиться может каждый. Нельзя выражать недовольство ребенком, критиковать можно только само действие.
  9. Воспитывать чувство ответственности. Периодически давать несложные поручения, требовать их своевременного выполнения. Должны быть ежедневные обязанности по дому, посильные для возраста.
  10. Развивать в ребенке целеустремлённость. Обязательно внушать мысль, что любое начатое дело надо настойчиво доводить до конца. Добившись желаемого, мальчик или девочка поверит, что справиться с более сложными задачами.

Внимание! Если самостоятельно не получается справиться с психологическими проблемами, обратитесь за решением к квалифицированным психологам.

Как научить ребенка быть уверенным в себе: примеры тренинговых упражнений

Практические упражнения воспитывают волевые качества, повышают стремление самосовершенствоваться, развивать способности.

Специфика тренинговых упражнений зависит от возраста:

  1. Тренинг для дошкольного возраста. Заключается в проговаривании навыков, которые малыш пока не освоил. Он должен понять, что он постепенно, но постоянно приобретает новые умения, знания. То, что вчера не получалось, сегодня даётся без труда. Тренинг повышает мотивацию, конкретизирует стремления.
  2. Начальная школа. Перечисление положительных качеств школьника, начинающихся с букв его имени. Листок с набором идеальных качеств размещают на видном месте, чтобы он постоянно видел, какими возможностями наделило его имя.
  3. Средний школьный возраст. Групповой тренинг. Дети становятся в круг и высказывают друг другу искренние комплименты. Признание окружающих вдохновляет, побуждает к самосовершенствованию.
  4. Подростки. Предлагается самостоятельно обрисовать свой идеальный образ сегодня, в будущем. Это позволит чётче понимать, к чему стремиться.

Поиск причины поступков

Методика позволяет лучше понять себя, помогает разобраться с мотивами совершённых поступков, учит контролировать эмоции. Осмысление полученных данных позволяет изменить собственное восприятие, стать уверенным.

Ребёнок может заниматься самостоятельно или в присутствии взрослого. Тренинг проводится по завершению дня. В письменной форме перечисляются все события, включая обычные каждодневные дела, типа завтрака. Напротив каждого пункта пишется причина.

Затем приступают к главному – оценке, осмыслению мотивации каждого поступка.

Часто действия объясняются следующим:

  • потребность;
  • случайность;
  • привычка.

Если не получается чётко сформулировать причину поступка, пишут фразу «Я так сделал, и несу ответственность за результат». Частота подобных объяснений определяет степень уверенности ребенка.

Самовнушение

Цель методики сводится к выработке положительных эмоций, развитию стимулов, волевых действий благодаря многократному проговариванию (желательно вслух) специально подобранных фраз.

На занятия настраиваются, принимают удобную позу, расслабляются.

Постоянно повторяя определённые слова, мы вторгаемся в подсознание, даём установку на укрепление самоуверенности.

Фразы начинают со слов: «Я имею право» и далее продолжают:

  • победить;
  • радоваться;
  • на независимость;
  • на индивидуальность;
  • быть понятым;
  • достигнуть желаемого;
  • принять неверное решение, отвечать за него.

В завершении проговаривают «Я уверен в себе».

Можно придумать слова самостоятельно, в зависимости от целей, проблем.

Спор с собой

Метод под названием «Спор с самим собой» помогает повысить уверенность, заключается в следующем:

  1. Письменно зафиксировать недостатки характера.
  2. В каждом пункте написать веские аргументы, переводящие недостаток в достоинство.

Например, ребенок воспринимает медлительность как недостаток. Однако эта черта указывает на спокойствие, продуманность в действиях, принятии решений.

Метод подходит при работе с детьми младшего школьного возраста. Ребенка, считающего себя скучным, следует убедить в обратном: «Ты просто рассудительный, это замечательное качество поможет избежать многих ошибок в жизни».

Визуализация успехов

Цель методики – укрепить веру в себя, зарядить положительными эмоциями. Нужно разместить на видном месте вещи, указывающие на достижения, напоминающие о приятных моментах: различные грамоты, кубки, фотографии с отдыха, в кругу семьи. В комнате малыша развешивают рисунки, поделки.

Визуализация успехов считается сильнейшим инструментом в достижении любой поставленной цели.

Воспитываем уверенного в себе ребенка

Сложно сдержать восхищение, когда ребёнок уверенно держится, обстоятельно отвечает взрослым и не теряется, парируя каверзные вопросы остроумными высказываниями. К своим детям отношение строже: требования подчинения чередуются с просьбами стать самостоятельнее, а инициатива приводит к испорченной бытовой технике, обоям и другим неприятностям.

Из уверенных детей вырастают лидеры школьных компаний, а потом и успешные личности, не боящиеся чужого мнения и считающие нормальным ошибаться, пробуя новое. В силах родителей внушить ребёнку уверенность в себе и сделать так, чтобы он поверил в себя. Это непросто: придётся нарушать общепринятые стереотипы, идти по сложному, а не простому пути, но будущий успех малыша того стоит.

Почему уверенным в себе детям легче

Быть уверенным в себе – это здорово. Решительное отношение к жизни расширяет возможности и позволяет не стесняться задавать вопросы педагогам, знакомым, не бояться узнавать жизнь и быстрее осваивать её правила. Есть и другие причины того, чтобы стать увереннее:

  1. Успех в школе. Ребёнок не побоится переспросить, если не услышал с первого раза вопрос или новое слово на английском. Для урока литературы уверенность поможет свободно высказывать мнение и интерпретацию произведения. Учителям нравятся дети-лидеры, поэтому они охотнее идут на компромиссы в учёбе.
  2. Достижения в спорте, танцевальных школах и кружках. Уверенность в себе и целеустремлённость – это основа всех успехов ребёнка. Робость мешает получать удовольствие от творчества, заставляет бояться выделяться.
  3. Полноценное общение. Межличностные отношения со знакомыми и сверстниками важны ещё в дошкольном возрасте. Уверенность помогает быстро находить общее с новыми друзьями. Робкие дети стесняются отстаивать свои интересы, могут попробовать наркотики или алкоголь, потому что им не хватило духу сказать «нет».
  4. Будущие перспективы. Ребёнок сможет отстоять право на выбор профессии. Если он решит быть актёром или хореографом, то станет им, а робкий подросток поступит в вуз, указанный родителями или учителями, а потом будет несчастлив из-за того, что не смог реализовать свои способности.

А ваш ребёнок уверен в себе?

В маленьком возрасте уверенность может граничить с наглостью, но важно не путать эти качества. Уверенность сопровождается уравновешенностью и принятием адекватных решений, а наглость – вспышками ярости, истериками, неумением сдерживать себя. Перечень качеств ниже поможет понять, насколько ваш ребёнок уверен в себе, а в каких направлениях стоит поработать:

  • общительность, умение налаживать отношения с новыми людьми и поддерживать связи со старыми знакомыми;
  • способность свободно говорить вежливые слова: «здравствуйте», «спасибо», а также комплименты и поздравления, не испытывая стеснения;
  • естественность поведения, проявление чувств без опасения в том, что слова и поступки могут быть приняты окружающими негативно;
  • настойчивость даже в мелочах, желание завершить дело, рисунок, сборку пазла;
  • умение сказать «нет»;
  • способность признавать поражение, не испытывая зависти.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как выводится билирубин у новорожденных из организма

Лидерами рождаются или становятся?

Приверженцы поведенческой теории уверены, что генетикой определено лишь 30% успеха в становлении личности в качестве сильного лидера. Остальные 70% – это детство детей, влияние на них ближайшего окружения и внешних факторов. Воспитание лидера – это не однодневный процесс, а ежедневная работа и коррекция поведения.

Часто ребёнок проявляет лидерские качества в детстве, но в подростковом возрасте влияние сверстников берёт верх и меняются жизненные приоритеты. В других случаях сдержанный, скромный и усердный ребёнок, которого в школе считали посредственным, после обучения выстраивает головокружительную карьеру и имеет в подчинении коллектив в десятки тысяч человек.

Сегодня мнение педагогов и психологов однозначно: ребёнка можно и нужно научить быть уверенным.

7 советов воспитания, которые помогут стать ребёнку уверенным

Воспитать сильную личность – задача непростая, ведь приходится выходить из своей зоны комфорта и прикладывать больше сил. Проще сказать «Не трогай!», «Я сама» и «Прекрати, испортишь!», чем потратить время и спокойно объяснить, помочь или сделать вместе. 7 этих советов воспитания помогут заложить в ребёнка основы, «зёрнышки», которые во взрослом возрасте помогут ему реализоваться и проявить лидерские качества.

№1: Используем помощь извне (секции, кружки и дополнительные уроки)

Спортивные, художественные и другие достижения помогают почувствовать себя лучше других, обрести уверенность в том, что способен делать больше, чем большинство. Физически подготовленному школьнику не придётся терпеть насмешки от сверстников, если он будет не в состоянии подтянуться или залезть на канат. Воспитание эффективно не только со стороны мамы и папы, но и с помощью талантливых педагогов, учителей, тренеров, которые видят в ребёнке потенциал.

№2: Ругаем любя и любим не ругая

Промахи и ошибки случаются и у взрослых, и у детей, но отношение к детским проблемам часто более поверхностное. Высказывая критику и недовольство, важно не оскорблять и не позволять ребёнку думать, что его плохое поведение и неудачи приводят к потере родительской любви.

Не всем родителям легко показывать свою любовь. Особенно часто папы испытывают неловкость, когда поддаются чувствам и нежности. Не стоит «дозировать» внимание, разбавлять комплименты и восхищение фразами «Ты мог лучше», «В следующий раз старайся больше».

№3: Пробуем новое вместе

Не катались на роликах – запишитесь на совместное занятия с тренером. Можете отдать ребёнка в секцию, а сами учиться у него. Ребёнок с детства прикладывает много сил, старается, но всё равно остаётся в тени опыта и талантов родителей. Сложно не почувствовать себя неудачником, когда близкие люди во всём лучше.

Позвольте ребёнку не только услышать, но и увидеть, что родители умеют не всё, но не оставляют попыток научиться новому. Личный пример настойчивости, а также имитация успеха ребёнка придадут уверенности, укрепив отношения.

№4: Учим планированию и контролю

Самодисциплина – это то, что с трудом даётся даже взрослым. Заставить себя читать книги по программе, когда на улице солнце – испытание, требующее действий. Ребёнок должен сам выполнить обязанность в обусловленный срок, воспитать в себе личность. Лучше начинать с небольших промежутков в несколько минут, а потом уже позволять ребёнку планировать свою жизнь.

№5: Ребёнок – полноправная часть семьи

Дети начинают отстаивать свою независимость, настойчиво требуя подаренные бабушкой деньги, выражая недовольство новой купленной машиной или планами на совместный отдых. Нельзя во всём идти на поводу: ребёнок копит деньги на велосипед, а потом раздаёт их одноклассникам с формулировкой: «Для друзей мне ничего не жалко!». Даже малыш должен осознавать последствия своих поступков и силу усилий, прикладываемых родителями, чтобы обеспечить семью.

Важно, чтобы ребёнок понимал, что права и обязанности неразрывно связаны между собой. Позволяя участвовать в принятии семейных решениях, нельзя забывать напоминать об обязательствах, предусмотренных для каждого в семье.

№6: Устанавливаем обязанности

Насыпать корм и налить воды коту или загрузить посудомоечную машину – выбрать можно любую ежедневную задачу, сделав обязанностью ребёнка. Важно начать доверять поручения в малом возрасте, уже в 3-4 года. Задания обязательно должны касаться близких людей, а не только заботы о своём комфорте (уборка в своей комнате не подойдёт).

№7: Инициатива не наказуема!

Инициативу нельзя подавлять и критиковать, даже если это привело к разгромленной кухне, пригоревшей яичнице и залитому водой ламинату. Всё перечисленное можно починить и отмыть, а вот восстановление самооценки ребёнка займёт больше сил и времени. Сложно сдержаться, когда испорчена вещь, но сначала нужно узнать причину и определить ущерб, а потом спокойно обсудить участие ребёнка в исправлении последствий.

4 ошибки в воспитании, которые негативно влияют на самооценку

На детей влияют все сказанные слова, взгляды и даже прикосновения. Одно помогает обрести им веру в себя, а другое заставляет всё больше закрываться от внешнего мира:

  1. Чрезмерная опека, запугивание, излишний контроль. Страшно отпускать малыша одного погулять во двор в большом городе, но это понадобится сделать уже в дошкольном возрасте. Да, придётся сидеть на балконе и смотреть за ребёнком, приобрести телефон или умные часы, чтобы в любой момент связаться, но это проявление доверия со стороны родителей.
  2. Сравнение достижений и характера со сверстниками, себя в детстве. Детей можно сравнивать только с ними самими в более маленьком возрасте, всё остальное негативно влияет на самооценку и подрывает веру в себя.
  3. Регулярное напоминание о промахах, ошибках приводит к тому, что ребёнок начинает думать, что не способен на успех. Появляется страх действовать, что мешает учиться новому.
  4. Манипуляции, условность успеха. Нельзя ставить условия, превращая каждое достижение в спасение от неудачи. «Не будешь хорошо учиться – станешь грузчиком», «Будешь плохо заниматься – выгонят из секции». Если проблема с учёбой или занятиями есть, то лучше конструктивно её обсудить, а если нет, то угрозы приведут к страху.

В силах родителей воспитать своего ребёнка успешным и уверенным, но это возможно только при условии благоприятной обстановки в семье и доверительных отношений. Мамы и папы желают счастья своим детям, вместе с тем понимая, что лидер не будет принадлежать всю жизнь только им: у него впереди много планов и реализация амбиций. Поэтому главное в воспитании – это научиться доверять ребёнку и не бояться отпустить его, когда он будет к этому готов.

Похожие посты

Оставить

Источник: https://mamsy.ru/blog/vospityvaem-uverennogo-v-sebe-rebenka/

Как воспитать уверенного в себе ребенка

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок был здоровым, счастливым и уверенным в себе. И если первые два пункта не всегда зависят от родителей, то вот с последним они точно могут помочь.

Признаки неуверенности можно заметить в любом возрасте. Обычно это не врождённое качество, а приобретённое. И иногда оно появляется вследствие неправильного отношения со стороны взрослых. Как воспитать уверенного в себе ребенка, нюансы правильного общения с девочками и мальчиками и практические советы для родителей далее.

Психологические причины неуверенности малыша в своих силах

Причины детской неуверенности могут быть разными – каждый случай индивидуален. Однако стоит выделить самые распространённые. И в центре этих причин всегда родители.

  • Нелестные высказывания в адрес ребёнка. Такие выражения как «у тебя всё равно ничего не получится» и «ты всё делаешь не так» – одна из причин низкой самооценки.Что еще нельзя говорить своему ребенку, чтобы не запрограммировать его на неудачу, читайте в этой статье.
  • Обесценивание потребностей и желаний воспитанника. Это не значит, что нужно по первому же зову исполнять все детские прихоти. Однако чем чаще родители оставляют без внимания просьбы, тем менее значимым ребенок себя чувствует. Подробнее об авторитете взрослых и как его правильно завоевать у воспитанника читайте здесь.
  • Акцент на неудачах. Многие родители забывают о том, что и сына, и дочку можно и нужно хвалить. Взрослые привыкли ругаться за провинности, но это не единственный путь общения со своим малышом.
  • Родительская бестактность. Иногда взрослые не думают о том, что ребёнок – это личность. Поэтому он не заслуживает унижений и оскорблений.

О детской неуверенности в себе говорят несколько признаков: замкнутость и скрытность, необщительность, робость, подражание другому, заторможенность, упрямство, низкая самооценка и одиночество.

Самое главное – это разглядеть зарождение таких качеств на ранних стадиях. Чем взрослее станет ребёнок, тем сложнее будет бороться с его неуверенностью.

Советы психолога по воспитанию уверенного в себе ребенка

Формирование уверенности – это один из самых важных и сложных этапов в воспитании. Но без этого качества родители не смогут вырастить полноценную и счастливую личность.

Уверенность в себе позволяет детям выполнять сложные задачи и браться за что-то новое и неизведанное, не бояться рисковать и начинать всё с нуля.

Ребёнок, который не верит в себя, боится, что его будут считать неудачником и главным разочарованием всей семьи. Такому малышу сложнее добиться в жизни успеха.

Не каждый родитель решится обратиться к психологу. Некоторые считают, что это дорого. Кто-то думает, что справится сам. А есть и такие родители, которые совсем не замечают проблемы.

Для всех этих типов взрослых психологи и дают советы. Но одно дело – получить информацию. Её ещё нужно правильно трактовать, а потом применить.

Поощрение практики

Для подрастающего человечка не так важен результат, как сам процесс обучения. Чтобы воспитать уверенность следует чётко понимать: малыш не преследует никаких целей, он просто наслаждается процессом.

Уже с первых лет можно заметить в ребёнке индивидуальные особенности. Одни дети любят рисовать, другие – лепить из пластилина, а третьим просто нравится играть в мяч.

Родители могут убедить воспитанника заниматься тем, что ему больше всего нравится. Самое главное – это действовать непринуждённо и ненавязчиво.

Нужно понимать, что любое занятие хорошо в меру. Кружки по интересам – это отлично, однако многочасовые занятия на фортепиано быстро отобьют у юного таланта всякий интерес к музыке.

Воспитание самостоятельности

В жизни каждого человека бывают трудности. Поэтому чем раньше ребёнок научится самостоятельно с ними справляться, тем легче ему будет в будущем.

Не вмешивайтесь постоянно в жизнь воспитанника, и он научится самостоятельно находить выход из ситуации. Это позволит ему получить навык общения с посторонними людьми.

Это не значит, не участвовать в жизни сына или дочери вовсе. Нет, взрослым стоит выслушать, дать, совет, подбодрить, но решение остаётся за ним. Толька так воспитывается уверенность в себе.

Мать, которая бежит с криками к соседке, сын которой слегка толкнул её малыша, поставит в глупое положение и себя, и своего сына. Такое поведение недопустимо.

Родители, которые постоянно вмешиваются в жизнь своего малыша и уберегают его от любых невзгод, в конечном итоге получают неуверенную в себе личность. Такие дети и в 40 лет не в состоянии самостоятельно принять решение. Они вырастают инфантильными и беспомощными. Как выученная беспомощность портит жизнь, мы уже рассказывали.

Бросать вызов

Кроха, становясь старше, начинает понимать, что жизнь не стоит на месте. Люди куда-то спешат и постоянно боятся не успеть. Малыши не сразу понимают, почему.

Родителям следует объяснить ребёнку, что такое цель и пути её достижение. Он должен понять, что не эффективно топтаться на одном месте – станет скучно.

Если юный талант начинает рисовать карандашами, купите ему акварельные краски и гуашь – это сложнее, но интереснее. Начинающий художник поймет, что всегда есть к чему стремиться.

Как и в любом другом вопросе, взрослым ни в коем случае не стоит в процессе воспитания заставлять ребёнка перепрыгивать через голову. Достаточно объяснить и дать понять, что в случае чего, они подстрахуют. Окончательный выбор снова за малышом. Такая тактика эффективно развивает уверенность.

Без ошибок – никуда

Взрослые знают, что ничему нельзя научиться, не совершив при этом сотни ошибок. Вот то же самое они должны объяснить и подрастающему поколению – идеально не бывает.

Но прежде родителям и самим стоит осознать то, что их воспитанник не всегда будет оправдывать их ожидания. И это нормально. А всё потому, что он не робот, а живой человек.

Нет ничего страшного в том, что ребёнок совершил ошибку. Главное, чтобы он её заметил и понял, почему так произошло. Тогда в следующий раз он точно сделает так, как надо.

Любопытство – это хорошо

Многих родителей раздражают постоянные вопросы. Каждый, у кого есть ребёнок, знает, как утомительно и порой раздражительно отвечать на все эти «почему».

Поймите, что вопросы детей и ваши ответы позволяют пополнять словарный запас, расширять кругозор, развиваться, спрашивать, узнавать и становиться увереннее.

Только когда в процессе воспитания ребёнок получает ответы на свои вопросы, он понимает, что в мире есть много всего интересного, о чём он ещё просто не знает. Любопытство мотивирует расти и учиться.

Никакой критики

Никто не говорит, что ребёнка нельзя ругать. Но важно понимать, что дети очень ранимы. А, следовательно, лучше знать, как правильно делать замечания.

Нельзя критиковать своего отпрыска и говорить при этом, что он всё сделал неправильно и не так, как надо. Ни в коем случае не сравнивайте своего сына или дочь с другими детьми – это очень сильно ударит по их самооценке и уверенности в своих силах.

Ругая ребёнка, критикуйте не его личность, а поступки. Поэтому правильнее будет сказать «мне не нравится, как ты поступил», а не «ты глупый».

Если мальчик или девочка будут знать, что их поругают, они и не захотят ничего пробовать. Так что нужно быть внимательным, а иначе, отобьёте всякое желание. Ни в коем случае не переходите к физическому наказанию. Его последствия обязательно скажутся во взрослом возрасте, обернуться скрытой агрессией к старшим и потерей уверенности в себе.

Познавать мир

В мире много всего интересного, и ребёнок с возрастом проникается этим ощущением. Увлекательные поездки, детские лагери, семейные путешествия благотворно влияют на развитие в любом возрасте.

Не у всех родителей есть возможность каждый год ездить заграницу или туры на море. Если нет, то и не надо. В юном возрасте не так важно место, как эмоции.

Парк аттракционов, детский бассейн, зоопарк, поход с семьёй в кафе – подойдёт любая смена привычной обстановки. Чаду важно чувствовать, что его любят.

Расширению кругозора и формированию уверенности в себе способствуют познавательные книги, детские энциклопедии, настольные игры.

Масса готовых идей как увлекательно и с пользой провести выходные всей семьей здесь.

Быть примером

Что бы ни говорили родители, чему бы они не учили своего ребёнка, он не станет прислушиваться к словам и не обретет уверенности, если не будет видеть живого примера в лице мамы и папы.

Прежде, чем что-то требовать от воспитанника, начните сами вести себя достойно и уверенно. Нет смысла говорить малышу, что врать плохо, а самому ежедневно прибегать ко лжи.

Родителям под силу научить ребёнка всему, что они сами умеют. Если мама скажет, что она любит мыть посуду, с вероятностью в 100% малыш тоже захочет попробовать. Как воспитать трудолюбие читайте здесь.

Много говорить

И дочери и сыну важно чувствовать, что их любят и с ними считаются. А узнать это они могут только двумя способами: с помощью действий и слов. И иногда последние имеют даже большее значение.

Ребёнок хочет слышать, что его любят. И не за что-то, а просто так. Ему важно понимать, что даже тогда, когда его ругают — не перестают любить. Узнайте, как можно воспитывать без криков, истерик, скандалов и угроз.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему не приходит компенсация за детский сад

Индивидуальные особенности воспитания

Все дети разные, а значит, они требуют разных подходов к воспитанию. Факторов, отличающих малышей друг от друга много, но один из основных – это гендерная принадлежность.

Для гармоничного развития и уверенности в своих силах ребёнку нужен родительский пример. И здесь есть особенности. Для дочери должен быть добрый отец и строгая мать, для сына – мягкая мать и строгий отец. Подробнее о воспитании девочек и мальчиков мы рассказывали в этих статьях.

Как воспитать уверенную в себе девочку

Девочки по своей природе очень чувствительны. Для них важен сам процесс обучения и воспитания. Именно поэтому с раннего детства девочки играют в соответствующие игры – приготовление еды, переодевание кукол, лечение мягких игрушек.

Девочку не нужно хвалить за достижения и результат. Её нужно любить просто так, без причин. В противном случае, уже будучи взрослой женщиной, она постоянно будет искать одобрения своим поступкам и рискует стать в отношениях с мужчиной удобной, а не любимой.

Как воспитать мальчика уверенным в своих силах

Мальчики же, наоборот, по натуре очень самостоятельны. Для них не имеет значение процесс, если он не приведёт к конечному результату – достижению цели. По этой причине мальчики и собирают конструкторы.

Сыновей стоит хвалить именно за достижения. Так они становятся самостоятельнее, ответственнее и увереннее в себе. Мальчикам важно чувствовать, что родители им доверяют. Им не нужна чрезмерная забота, однако они всё равно хотят знать, что их любят и ценят.

В воспитании все средства хороши, поэтому не стоит бояться экспериментировать. Каждый родитель и сам знает, что лучше для его сына или дочери. Также вы можете узнать 27 советов психологов по воспитанию гармоничной и уверенной личности.

Самое главное – это не перестараться. А для тех мам и пап, у которых ещё мало опыта, есть рекомендации психологов. К ним обязательно стоит прислушиваться.

Источник: http://kreativlife.ru/kak-vospitat-uverennogo-v-sebe-rebenka/

Как развить в ребенке уверенность в себе и лидерские качества

Уверенность и адекватное оценивание себя очень важны для успешной адаптации к жизненным реалиям. Однако такая характерная черта встречается редко, необходимо прививать ее ребенку и делать это правильно.

Признаки неуверенного поведения

Их распознать довольно легко:

  • не стремится выразить свое мнение;
  • не хочет рассказывать о своих чувствах, эмоциях и впечатлениях;
  • молчалив и замкнут;
  • очень тяжело вступает в контакт с незнакомыми людьми;
  • не креативен, повторяет чужие действия;
  • обладает высоким уровнем тревожности;
  • болезненно ориентирован на других детей.

Развивать в малыше лидера нужно

Что влияет на детскую самооценку и как развить в ребенке уверенность в себе и лидерские качества

Изначально малыш появляется на свет, не имея никакой самооценки. Однако с течением времени и под воздействием внешних факторов происходит ее формирование.

К сведению. Дети ориентируются на мнение окружающих о себе, своем поведении, о том, как они реагируют на тот или иной поступок. Очень зависит детская самооценка от того, какие у крохи отношения с родителями и другими взрослыми родственниками.

Важным фактором формирования самооценки малыша является и оценивание его умственных способностей и учебных достижений взрослыми.

К сведению. На самооценку влияет и собственное восприятие крохой его внешности.

Действия родителей

Родителям полезно узнать, как научить ребенка быть уверенным в себе. Родительская вера это основа уверенности маленького человека в себе. Когда родители излишне беспокоятся о малыше и прямо запрещают ему что-то попробовать, происходит программирование его на неудачу, он начинает автоматически считать, что не справится с чем-либо, дальнейшая учеба или тренинг бесполезны.

Развитие лидерства и самодостаточности важно с малых лет

Исключение унижения

Следует знать, как сделать ребенка уверенным в себе. Категорически нельзя унижать малыша. Какая-либо шутка и насмешка в адрес малыша (даже неумышленная в садике) может вызвать в нем злость и отторжение. Дети воспринимают слова буквально, и воспринятая как унижение фраза будет становиться камнем преткновения в детских глазах.

Ценность

Не все знают, как в ребенка вселить уверенность в себе. Важно ценить именно усилие, а не конечный результат. В силу возрастных особенностей и ограниченных способностей, кроха может не справиться с тем или иным заданием. Важно показать, что учить надо, его намерения были правильны, попытка действий достойна похвалы.

Поддержка

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе, стоит знать родителям. Поддержка в трудной ситуации также принципиально важна для детей. Быть уверенным ни в коем случае не значит не просить о помощи. Если малыш будет рассчитывать только на себя, это приведет к сильному стрессу, ошибкам и потере уверенности.

К сведению. Наоборот, ему надо дать понять, что в случае трудной ситуации он может рассчитывать на помощь и поддержку.

Поддержка взрослого важна

Принятие

Дитё следует воспринимать таким, какой он есть. Крохе жизненно важно знать, что его любят и ценят, несмотря ни на что. Чадо превратится в уверенного в себе человека, только если знает, что его близкие его любят и ждут дома.

Проблемы в окружении ребенка

Чаще всего проблемы с уверенностью в себе связаны именно с наличием существенных трудностей в окружении.

К сведению. Одним из самых сильных ударов по самооценке является тот случай, когда постоянно ставятся в пример либо братья и сестры, либо соседские дети. Это будет приучать к тому, что другие лучше малыша, и он начинает болезненно воспринимать не только собственную личность, но и негативно относиться к окружающим.

Значительные проблемы с самооценкой испытывают несамодостаточные дети из проблемных семей и детских домов. Им кажется, что родители их не любят, не будут помогать, оставили из-за того, что они плохие и не смогут научиться и развиться.

Дети, которыми не занимаются и которые с ранних лет вынуждены решать свои проблемы самостоятельно, тоже часто не уверены в себе.

Это связано с тем, что в силу возраста они регулярно не справляются с теми проблемами и вызовами, которые перед ними ставит жизнь.

Как помочь ребенку быть уверенным в себе

Очень важно развить в малыше чувство уверенности в себе, это поможет ему в будущем.

  Особенности оформления уголка изодеятельности в детском саду

Аффирмации для детей для уверенности в себе

Аффирмация представляет собой упражнение по убеждению. Аффирмация всегда должна проговариваться в настоящем времени и в утвердительной форме. Например, аффирмация «я не глупый» не поможет чаду, так как она несет в себе негативный оттенок отрицания.

Примеры

К сведению. Для детей аффирмацию лучше облечь в игровую форму. Это могут быть карточки с утверждениями, которые малыш будет запоминать в процессе игры. Для большей эффективности можно составить из них стихотворения или песенки. Еще одним вариантом является использование аффирмации в качестве доброй магии (как будто это игра в Гарри Поттера). 

Положительные аффирмации должны комбинироваться с интересами крохи, например, с его любовью читать или рисовать. Помочь с аффирмациями могут и детские книги с положительными примерами героев. Их надо читать крохе на ночь.

Также важно научить чадо самостоятельно справляться со стрессом и неприятностями при помощи убеждений.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/kak-pomoc-rebenku-stat-uverennym-v-sebe

Как повысить самооценку ребенку и развить в нем уверенность в себе

Для здорового, полноценного развития личности важно, чтобы ребенок имел нормальную самооценку. От уровня самооценки зависит уверенность человека в своих силах и способность достигать поставленных целей. Поэтому формировать здоровое отношение к себе нужно с раннего детства. Давайте узнаем, как родители могут повысить самооценку неуверенному, нерешительному ребенку.

Важность самооценки для человека

Самооценка – это субъективная оценка личности, которая отражает отношение человека к самому себе. Адекватная самооценка имеет большое значение для учебы, общения со сверстниками и взрослыми, увлечений ребенка. Заниженная самооценка приводит к тому, что малыш чувствует себя неуверенным, часто попадает в затруднительные ситуации, упускает благоприятные возможности.

Высокая самооценка помогает человеку достигать поставленных целей, не бояться трудностей и не опускать руки даже тогда, когда что-то не получается. Она дает силы пробовать новое и не пасовать перед ошибками, а пытаться исправлять их и двигаться дальше.

Девочка или мальчик со здоровым отношением к самому себе не будут слепо следовать за толпой, поскольку они умеют принимать самостоятельные решения. Такие дети меньше подвержены негативному влиянию сверстников, поскольку ценят себя, свое здоровье и свои чувства.

Из низкой самооценки формируется позиция жертвы. Человек, который ценит себя недостаточно высоко, всю жизнь будет искать поддержки и опоры у других людей и избегать ответственности, перекладывая ее на кого-то другого. Он чувствует себя неудачником и со временем настолько привыкает к этой позиции, что даже не пытается ничего изменить.

Как формируется самооценка ребенка

Маленькие дети не думают о себе ни хорошо, ни плохо. Восприятие своей личности формируется в процессе взросления и зависит от воспитания. Родители и другие люди, окружающие малыша, оказывают огромное влияние на его самооценку и могут вселить в ребенка уверенность или, наоборот, неуверенность. Вот почему любовь, поддержка и принятие так важны для детей.

В возрасте от 4 до 6 лет дети начинают пристальнее присматриваться к себе и своему месту в обществе. К 7–8 годам у них уже складывается определенное отношение к своей личности. Члены семьи, воспитатели, учителя, друзья влияют на восприятие ребенком самого себя. Если они верят в него, поддерживают его стремления, хвалят за успехи, то тем самым укрепляют его позитивное отношение к себе.

Негативное отношение, неконструктивная критика, игнорирование и обесценивание достижений, наоборот, приводят к тому, что ребенок теряет веру в себя, начинает считать себя никчемным. Заниженная самооценка заставляет человека постоянно сомневаться в своих силах и чувствовать себя недостаточно значимым.

Чем помогает высокая самооценка в жизни

Адекватное отношение к самому себе очень помогает не только в детстве, но и во взрослой жизни. Когда человек любит себя, ему нет необходимости постоянно доказывать окружающим свою значимость, бороться за их внимание и любовь.

Люди с достаточно высокой самооценкой прислушиваются к своим истинным желаниям и меньше зависят от мнения других. Они ощущают себя достойными лучшего, и это дает им силы и мотивацию стремиться к достижению поставленных целей.

С такими людьми приятно общаться. Они располагают к себе, поскольку умеют выстраивать отношения с окружающими – деловые, семейные, дружеские. Общение с уверенным человеком идет на пользу тем, кто находится рядом с ним.

Высокая самооценка помогает лучше переносить невзгоды и жизненные трудности, проще относиться к проблемам и неприятностям. Однако формировать ее нужно с детства. Если ребенок вырастает с негативным восприятием самого себя, то исправить это во взрослом возрасте довольно сложно. Поэтому очень важно воспитать уверенного в себе индивида с адекватным отношением к своим способностям и возможностям.

Причины низкой самооценки у ребенка

Существует несколько основных причин, по которым у малыша формируется недостаточно высокое мнение о себе.

  1. Неконструктивная критика. Родители обращают внимание только на промахи и ошибки ребенка, совершенно не замечая его успехов и достижений. При этом они критикуют малыша, но не пытаются разобраться, почему он допустил ошибку и как можно ее исправить.
  2. Сравнение с другими детьми. Родители часто приводят в пример более успешных детей, говоря своему отпрыску, что он не дотягивает до их уровня. Со временем он начинает считать себя неудачником.
  3. Чрезмерная опека. Родители постоянно опекают малыша, не давая ему и шагу ступить самостоятельно. От этого он начинает чувствовать себя беспомощным и ни на что не способным.
  4. Публичные замечания. Любые замечания нужно делать ребенку наедине, а не в присутствии других людей. Публичная критика, ругань и обвинения, даже справедливые, больно бьют по самооценке.
  5. Навешивание ярлыков. Нельзя навешивать на малыша словесные ярлыки, например «плакса», «неряха», «лодырь». Они тоже сильно снижают самооценку.

Как понять, что у ребенка заниженная самооценка

Понять, что ребенок недостаточно ценит себя, можно, если понаблюдать за его поведением и прислушаться к фразам, которые он произносит в ситуациях, требующих от него каких-то действий.

Неуверенный ребенок ведет себя следующим образом:

  • не умеет проигрывать, очень переживает, злится и расстраивается, когда побеждают другие;
  • бросает начатое дело при столкновении с трудностями;
  • боится пробовать свои силы в чем-то новом;
  • сильно переживает из-за своих промахов, ругает себя;
  • проявляет робость и стеснительность в общении со сверстниками и взрослыми;
  • не проявляет лидерских качеств, даже если они у него имеются.

Также малыш часто произносит такие фразы:

  • «Я не буду этого делать, потому что у меня все равно не получится»;
  • «Я боюсь что-нибудь сделать не так»;
  • «Пусть другие решают эту проблему вместо меня»;
  • «Я некрасивый/глупый/плохой»;
  • «Я хуже, чем другие».

Как повысить самооценку ребенку

Формирование самооценки начинается задолго до подросткового возраста, однако с 10–11 лет происходит активное становление личности: у ребенка появляется интерес к самому себе, своим возможностям, способностям, умениям. В этом возрасте очень полезно начинать работу над самооценкой.

Поднять самооценку и помочь ребенку стать уверенным в себе помогут практические советы родителям.

  1. Любите малыша и принимайте его таким, какой он есть. Выражайте свою любовь вербально и невербально: говорите теплые слова, обнимайте, целуйте. Делайте это просто так, без всяких причин.
  2. Хвалите его за конкретные действия, например за то, что убрал в комнате, самостоятельно собрал портфель и пр. Не бойтесь перехвалить.
  3. Когда вы ругаете малыша, ругайте его за конкретные поступки, а не просто так. Он должен понимать, что ваше недовольство направлено на его действия, а не на личность.
  4. Любая критика должна быть конструктивной. Никогда не унижайте малыша, не называйте его глупым, тупым, никчемным. Этим вы только внушите ему, что он ни на что не способен. Лучше подумайте вместе над совершенной им ошибкой и помогите найти способ исправить ее.
  5. Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за успехи, подбадривайте, если он чего-то боится. Это добавит ему уверенности.
  6. Акцентируйте внимание на сильных сторонах личности сына или дочери, а не на недостатках. Помогайте раскрывать таланты, не ругайте за ошибки и промахи. Важно научить ребенка адекватно оценивать свои силы и возможности в той или иной сфере жизни. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе и придаст сил двигаться вперед.
  7. Поощряйте малыша в достижении успеха, мотивируйте его на новые достижения, поддерживайте его уверенность в своих силах. Научите его достойно проигрывать и не воспринимать проигрыш как трагедию.
  8. Развивайте у ребенка новые способности и навыки, которые помогут ему достичь новых высот. Это могут быть даже мелочи, например научиться выращивать цветы в горшках или ухаживать за домашним животным. Чем большего он сможет достичь, тем выше начнет сам себя оценивать.
  9. Прививайте сыну или дочери ответственность. Для этого давайте возможность выбирать, как поступать в тех или иных ситуациях и самостоятельно отвечать за свой выбор. Начать можно с малого, например предложить малышу самому выбирать одежду для прогулки или игрушки, которые он хочет взять с собой в детский сад. Научившись самостоятельно принимать решения в мелочах, он сможет делать более сложный выбор.
  10. Не решайте за ребенка проблемы, которые он может решить сам. Найдя выход самостоятельно, он почувствует гордость за себя и обретет уверенность в своих силах.
  11. Учите сына или дочь заботится о себе, ценить свое физическое и психическое здоровье, выстраивать личные границы, преодолевать застенчивость в отношениях с другими людьми.
  12. Поощряйте любознательность малыша, пусть он пробует себя в разных видах деятельности – спорте, искусстве. Это поможет ему получить разнообразные знания и умения и понять, чего он хочет на самом деле.
  13. Время от времени просите у ребенка совета, как у равного или старшего. Дайте ему почувствовать себя значимым и нужным.

Работа над самооценкой ребенка может оказаться непростым делом, однако она стоит того, чтобы ей заниматься. Адекватное восприятие самого себя, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности и не давать себя в обиду – важные качества, которые помогут человеку лучше устроиться в жизни.

Источник: https://NewGoal.ru/kak-pomoch-rebenku-stat-uverennym-v-sebe-i-podnyat-ego-samoocenku/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой