Как научиться играть с ребенком

6 способов научиться играть с ребенком

как научиться играть с ребенком

«Играя, ребенок познает мир». «Игра – лучшая форма обучения». Все так, но мне самой и многим родителям, которых я знаю, игры даются не без труда. Иногда после работы по дому или работы на работе на это нет сил, а иногда – просто скучно. И если в первом случае у уставших родителей есть «уважительная причина», то во втором – мам (а может быть и пап – стоит спросить, кстати) мучает совесть.

Но нет, это нормально. Совершенно нормально, что взрослому человеку скучно пить чай с Пеппой, строить башню из Лего или возить по квартире машинки. С другой стороны, отрицать, что детям нужно играть, невозможно.

Предлагаю взгляд профессионального психотерапевта в качестве теории и пять способов, которые помогли мне найти компромисс между своими возможностями и потребностями ребенка, в качестве практики.

Просто попробовать

Вот что говорит психотерапевт Марина Филоненко: «Детям важно знать, что их любят и ими интересуются. Для маленького ребенка еще недостаточно слов, которые бы это выражали, – важно взаимодействие».

После окончания грудного вскармливания и до начала эпохи серьезных разговоров именно игра – наиболее доступный для ребенка вид взаимодействия.

Специалист продолжает: «Человеку, который хочет полюбить играть, важно осознать, что ребенку нужно знать, что его любят! И кроме как через отношение он это не узнает. Не через гору игрушек, а именно через контакт и игры».

Это, конечно, серьезный стимул, но с чего начать, если то, что есть дома, не вдохновляет, а от выбора в магазине разбегаются глаза? «Вспомните, какие игры и игрушки любили в детстве вы. Что приносило вам истинную радость? Строить железную дорогу? Переодевать Барби?» – предлагает обратиться к себе психотерапевт.

На начальном этапе неважно, что эти занятия могут быть, например, не по возрасту ребенку, главное, чтобы вы сами вспомнили, каково это – играть с удовольствием. Ну и заключительный аргумент от профессионала: «В конце концов, игра – это вклад в ваши отношения с ребенком.

И период, когда ребенок хочет играть с родителями, сравнительно короток. Воспользуйтесь им».

Направить шопоголизм в мирное русло

Кто-то обожает гулять по торговым центрам, кто-то – выискивать необычные штуки на Ali, а кто-то – мастер спорта по дисконтам. Мы придирчиво выбираем себе косметику или гаджеты, разбираемся в их характеристиках и отдаем предпочтение только определенным брендам. Главным образом потому, что это – удовольствие и вид отдыха. Все то же самое касается и выбора игрушек.

Если посмотреть на домашние игрушки свежим взглядом, то вполне может оказаться, что они старые или сломанные, не подходят по возрасту, надоели или просто не нравятся. Ну и играть с ними, конечно, не только не хочется, но и не получается. И если вы старый опытный шопоголик, то искать в магазинах что-то новое и интересное – приятная для вас работа.

Изучая офлайн или онлайн ассортимент, вы скоро найдете любимые бренды и поймете, что вам с ребенком по душе: обычный конструктор или магнитный, пластилин или кинетический песок, домино или мемори и так далее до бесконечности (или лимита по карточке). Пусть новые игрушки будут качественными и красивыми. Правило одно – игрушки должны радовать. Вас тоже. Тогда и играть в них вам будет интересно.

Эксплуатировать детский труд

Мы все знаем, что делать что-то вместе с родителями очень важно для детей. При этом мы также знаем, что дети с радостью превращают в игру любое занятие. Так почему бы не извлечь из этого пользу для себя и ребенка?

Это вполне может быть win-win solution, но при определенном подходе, конечно. Во-первых, не стоит рассчитывать на реальную помощь (наша задача – поиграть). Во-вторых, лучше выбрать такое домашнее дело, которое не закончится травмой, поломками бытовой техники и яростью.

Например, вы можете попросить ребенка помочь разобрать сумки из магазина. Позаботьтесь заранее, чтобы пакеты с бьющимися и тяжелыми вещами достались вам, а вот все остальное вполне можно предоставить ребенку. Прекрасная возможность обсудить, что съедобно, а что – нет, что где хранится, как называется, что для чего нужно, каких оно цветов и как что использовать.

Не стесняться

Развивающие игры и игрушки – это, конечно, хорошо. Но на них свет клином не сошелся. Бесеж и дурачество – это тоже игры. Хохотать, бороться, гоняться, щекотать, кричать, пугать и на что только у вас всех хватит сил – это не только весело, но и полезно. Особенно для взрослых, которые ходят на работу, где им не разрешают бегать, прыгать и орать.

Делегировать

Если все же ресурсов на игры у вас нет, делегируйте. Для этого отлично подойдут старшие и младшие родственники, няни и ситтеры, друзья и их дети, развивашки и даже детские комнаты в кафе! Кстати, можно сходить с ребенком на пару занятий в детский клуб – возможно, удастся перенять у ведущих что-то интересное и вдохновиться.

Самое главное при этом не вернуться к чувству вины. Лучше не играть вовсе, чем делать это стиснув зубы. Найдите альтернативу. Например, когда ребенок попросит поиграть, предложите почитать книжку, это не потребует у вас особой ловкости и больших физических усилий, но зато помогает быть вместе и получать удовольствие.

Ставить таймер

Издание Lifehacker советует: выделите на игру 20 минут. Это не много и не мало. И установите таймер. Только по-честному: отложите гаджеты, домашние дела и посторонние мысли.

Погрузитесь в игру и проведите с ребенком эти 20 минут максимально самозабвенно (кстати, можете разделить игровой период на две части: например, 10 минут утром и 10 минут вечером), чтобы как следует напитать ребенка своим вниманием и «наиграть» его так, чтобы он был доволен.

Срабатывающий по истечение 20 минут будильник обычно действует безотказно, многим детям кажется, что это какая-то магия, и раз пора заканчивать, значит, пора заканчивать.

Научить ребенка играть

Самый главный стратегический ход – приложить максимум усилий к тому, чтобы ребенок научился играть и иногда делал это сам. Нужны инвестиции: необходимо провести достаточно времени за совместным приготовлением игрушечной еды, конструированием домов и строительством гаражей, чтобы в будущем у вас появилась возможность поработать или посмотреть сериал, не отвлекаясь.

Ведь чтобы какое-то дело приносило удовольствие, нужно чтобы оно получалось. Человек примется за пазл, если уже знает принципы складывания, а за ролевую игру в одиночку – если знает «сценарии». Игра приобретет содержание и форму, когда вы будете помнить о конечной цели: немного вашего свободного времени и самостоятельность ребенка.

Источник: https://n-e-n.ru/waystoplay/

Как научить ребенка играть самостоятельно в 2-4 года: полезные советы, примеры игр

как научиться играть с ребенком

Вместе с детьми в дом приходит счастье, а порядок и спокойствие покидают его. Перед многими родителями в первые 4 года особенно остро стоит вопрос: как же научить ребенка играть самостоятельно? Это нужно хотя бы для того, чтобы справляться с выполнением домашних дел. Забегая вперед, отметим, что занять на 15-20 минут можно абсолютно любого малыша. Главное – найти подход и правильно выбрать задание по возрасту.

Значение самостоятельных игр

Любящий родитель всегда чувствует угрызения совести, когда ребенок просит внимания, но поиграть с ним времени нет. Посуда сама не помоется, еда не приготовится, а еще уборка и список других дел. Если малыш не умеет занять себя сам, даже обычная уборка превращается в сущий кошмар. Крики, бесконечная беготня, разбрасывание вещей не только мешают сделать работу, но и расшатывают нервы всем членам семьи.

Выход из ситуации только один – учить ребенка самостоятельности. Начиная с 1 года малыш перестает воспринимать окружающий мир через родителей. Для него естественно исследовать все вокруг одному. Мама и папа – это помощники, которые могут сделать то, что ему пока не по силам, направить, научить.

Самостоятельность является неотъемлемой частью взросления. Она делает личность зрелой, способной на решения и поступки. Самостоятельные дети лучше социализированы. Во взрослой жизни они более успешны, делают головокружительную карьеру, добиваются поставленных целей, не ломаются под гнетом проблем.

Почему ребенок не играет один?

Изначально все дети делятся на интровертов и экстравертов. Первые более усидчивые, им комфортно находится в одиночестве. Они живут своими внутренними переживаниями. Экстравертный ребенок не может без общества. Ему жизненно необходимо контактировать с людьми, быть в движении, получать новую информацию. Именно такие детки чаще всего не умеют занять себя сами, им скучно что-то делать в одиночку.

Помимо этого, на самостоятельность оказывает влияние манера воспитания. Многие родители вмешиваются и поправляют ребенка, когда он чем-то занят или увлечен. У малыша появляется неуверенность в своих силах, он становится наблюдателем, но не участником игр.

Другие факторы, которые негативно влияют на самостоятельность:

  • неразвитое воображение из-за обилия мультфильмов, говорящих игрушек;
  • нехватка качественного внимания со стороны родителя;
  • изменения в семье (прибавление, переезд, развод, скандалы, выход на работу мамы или папы);
  • отсутствие своего уголка, игровой зоны;
  • изобилие игрушек;
  • отсутствие распорядка дня.

Как научить малыша самостоятельным играм?

Принцип обучения достаточно прост: сначала родитель показывает, как делать, потом направляет ребенка, наблюдает, отходит в сторону. Этот метод работает на все 100%. Единственное, одни дети приходят к самостоятельности чуть раньше, другие чуть позже.

Как научить ребенка играться одному – пошаговая инструкция:

  1. Начните играть вместе с ребенком . Если у него что-то не получается, помогайте ему до тех пор, пока он в совершенстве не овладеет навыком.
  2. Наблюдайте за игрой ребенка. Теперь займите позицию наблюдателя. Восхищенно комментируйте действия малыша.
  3. Попросите поиграть самостоятельно. Оставьте малыша за уже знакомой игрой на 5-10 минут, а затем оцените его труды и самостоятельность. Похвалите и обнимите.

Постепенно время самостоятельной игры будет увеличиваться. Главное – действовать мягко, не принуждать ребенка, а поощрять.

Домашние животные и самостоятельность

Всем людям необходимо живое общение, а детям в особенности. Некоторые малыши если и могут что-то делать сами, то только в одном помещении со взрослыми или другими детьми. В таком случае решить проблему можно при помощи домашнего животного. Если завести кошечку, собачку, птичку, ребенок перестанет чувствовать себя одиноким в пустой комнате.

Плюс ко всему, он научиться ответственности, заботе о других. Домашнее животное открывает возможность другого рода игр: в мячик, догонялки за бумажкой на нитке и т. д. Однако взрослые должны быть готовы к тому, что основная часть ухода за животным ляжет на них самих.

Кроме того, на первых порах нужно будет контролировать общение малыша с питомцем, показывать и рассказывать, как обращаться с ним.

Игры с друзьями

Если ребенок не хочет играть один, то можно организовать небольшое сообщество с такими же мамами и по очереди следить за детьми. Пока дежурный родитель будет развлекать малышей, другие смогут выполнить дела по дому. Конечно, для этого нужно хорошо знать человека. Малознакомым людям доверять ребенка не следует.

Делаем вместе

Ребенок ни в 2, ни в 4 года еще не осознает, что такое обязанности, работа, зачем они нужны. Все действия взрослого выглядят для него как игра, скучная и непонятная. Порою он пытается вникнуть в нее, подключиться. Не нужно ему мешать. Моете пол? Выдайте ребенку маленькую тряпочку и выделите угол в комнате. Заняты готовкой? Посадите малыша рядом, пусть сделает игрушечный суп или торт из пластиковых ингредиентов, кинетического песка, муки или того, что не жалко.

Распорядок дня

Ребенок не ощущает времени так, как взрослый. Если его день проходит хаотично, ощущение часов стирается. Малыш 2-4 лет, живущий не по распорядку, не знает, что ждет его через час, два, три. Он не ощущает, что близится обед или прогулка. Время тянется, накатывает скука, он начинает нудить.

Поэтому все педиатры рекомендуют планировать день. Распорядок дня способствует лучшему сну, хорошему аппетиту, так как организм начинает работать как часы. Он в определенное время вырабатывает желудочный сок, повышает или снижает мозговую активность. У ребенка появляется четкое понимание, когда и чем он будет заниматься.

Приучение к самостоятельным играм происходит легче.

Как долго ребенок может быть предоставлен сам себе?

Все дети разные. Одни могут часами играть в одну и ту же игру, другие не сидят на месте и 5 минут. Время на самостоятельную игру индивидуально. Если малыш прекрасно занимает себя сам, вмешиваться не нужно. Лучше уделить ему внимание потом, посвятив 20-30 минут времени совместным играм. Психологи считают, что для 80% детей этого минимума вполне достаточно, чтобы не чувствовать себя обделенным или покинутым.

В ситуации, когда ребенок совершенно не хочет играться сам, начинать нужно с малого. Сначала 5 минут, потом 7, 8 и так далее. Единственное, что нужно учитывать, – способность малыша концентрировать внимание. Дети не могут предаваться одному занятию слишком долго. Согласно нормам, ребенок в 2 года может быть полностью чем-то увлечен 4-10 минут, в 3 года – 6-15 минут, в 4 года – 8-20 минут. Дальше концентрация внимания снижается, и необходим отдых или смена занятия.

Малыш 2-4 лет устает от однообразной игры в среднем через 10 минут. Чтобы он не заскучал, стоит предлагать ему разные занятия, чередовать подвижные игры с обучающими. Можно разбавить игры просмотром мультфильмов.

Примеры самостоятельных игр

Чем больше игр родитель сможет предложить ребенку, тем выше вероятность, что он чем-то заинтересуется и займется самостоятельно. В арсенале нужно иметь хотя бы с десяток разноплановых вариантов.

Приведем несколько примеров игр.

  • Нарисуй. Ребенку выдается задание нарисовать открытку бабушке или маме. Чтобы повысить заинтересованность, можно предложить ему использовать трафареты, фломастеры, гелевые ручки с блестками, печати.
  • Построй домик для кукол или гараж для машин. Практически беспроигрышный вариант – попросить малыша подготовить место для дальнейшей игры со взрослым. Он должен соорудить, к примеру, гараж из блочного конструктора. Когда он доделает все, мама включится в игру.
  • Кто быстрее? Дети 2-4 лет очень любят выигрывать в соревнованиях. Можно предложить малышу сделать что-то на скорость. Например, мама моет посуду, а ребенок складывает игрушки. Или мама готовит суп, ребенок собирает пазл.
  • Заполни пробелы. Взрослый вырезает из цветной бумаги сердечко, домик, собачку, машинку или любую другую фигуру. Затем в серединке делает пробелы. Для первого раза можно вырезать 3 квадратика. Фигура наклеивается на белый лист, квадратики кладутся рядом. Ребенок должен поставить их на место. Позже игра усложняется большим количеством пробелов, их различной формой.

Выбор игрушек

Правильный выбор игрушек – это первый шаг к успеху. Важно, чтобы ребенок мог проявить фантазию, например что-то построить, нарисовать, слепить. Это также позволит насладиться и похвастаться плодами своих трудов.

Игрушки, которые подходят для самостоятельных игр детям 2-4 лет:

  • пазлы;
  • конструкторы;
  • бизиборд;
  • раскраски и аппликации с наклейками;
  • принадлежности для рисования, поделок из пластилина или бумаги;
  • кинетический песок;
  • мозаика;
  • фигурки героев;
  • принадлежности для ролевых игр (в доктора, строителя, парикмахера);
  • дом для кукол, железная дорога, паркинги.

Девочкам нравиться готовить в игрушечной посудке, подражая маме, мальчикам – что-то чинить, как папа. Простые на первый взгляд игрушки увлекают детей гораздо сильнее, чем современные говорящие куклы и роботы.

У ребенка не должно быть слишком много игрушек, по крайней мере на виду. Чем больше ассортимент, тем сложнее малышу определиться, во что хочется поиграть. Оптимально оставлять на полке 5-7 разных предметов, а остальные прятать.

Полезные рекомендации

На развитие самостоятельности влияет множество факторов, в том числе гены и тип личности малыша. Но даже в самых сложных ситуациях помочь ребенку можно и нужно.

  1. Тренируйте воображение. Предложите вместе придумать сказку, играйте в ролевые игры, разговаривайте с героями и фигурками. Просмотр мультфильмов ограничьте 1-1,5 часами в день.
  2. Тренируйте память и концентрацию внимания. Попросите ребенка запомнить предметы на столе. Затем незаметно спрячьте один. Малыш должен вспомнить, какого предмета не хватает. Также полезно учить стишки, пересказывать сказки, читать книжки.
  3. Вселяйте уверенность в собственных силах. Хвалите малыша за любые успехи, подбадривайте, если у него что-то не получается.
  4. Поощряйте интересы и стремления. Не спешите одергивать ребенка, если он ковыряется в грязи, подымает дождевого червя, собирает палочки или рвет цветы. Позвольте ему выбрать занятие по душе.

В попытке научить ребенка играться самостоятельно нельзя забывать о его безопасности. Игровое место должно быть удобным, теплым, без острых углов и проводов. Если малышу еще нет 3 лет, нельзя оставлять его с мелкими предметами, которые можно засунуть в нос или ухо, проглотить.

Рано или поздно усилия родителей будут вознаграждены, малыш станет самостоятельным. А пока он всюду преследует взрослых, стоит вспомнить о том, как скоротечно время. Не пройдет и 10 лет, как капризный мамин сыночек (или дочка) превратится в подростка, имеющего свои секреты и личную жизнь. Любите своего малыша таким, какой он есть, не раздражайтесь, а помогайте адаптироваться к жизни по мере сил.

Источник: https://Razvivashka.online/vospitanie/nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno

Как играть с ребенком с удовольствием?

как научиться играть с ребенком

Когда моей старшей дочке исполнился год, я столкнулась с неожиданной проблемой Я не умела играть со своим ребенком! Более того, все мои попытки развлечь малыша вызывали у меня скуку Мне было совершенно неинтересно бесконечно возиться с детской пирамидкой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как исправить поведение ребенка

Я не знала, что делать с игрушками Я поняла, что у меня совершенно нет фантазии Ребенок мог очень долго смотреть, как я разыгрываю перед ним кукольные сценки Но мне самой этот театр одного актера жутко не нравился, и даже вызывал раздражение.

Мне было совершенно непонятно, как играть с ребенком с удовольствием.

К сожалению (или к счастью?) моя дочка категорически не играла ни во что сама. Этот навык она начала приобретать только к двум годам, и то — по чуть-чуть. А тогда я была вынуждена развлекать своего малыша все время его бодрствования. И это казалось мне сущим адом. С грудничком, которого достаточно просто носить на руках, было значительно проще

Сейчас ситуация изменилась. Я по-прежнему очень много времени провожу с дочкой. Несмотря на наличие ее младшего братика. По-прежнему наши совместные занятия измеряются часами. Но меня это больше не напрягает. Более того, я узнала, как играть с ребенком радостно, в удовольствие И наши будни стали яркими и насыщенными.

Как играть с ребенком, если нет такого желания?

Самое главное правило, которое я для себя вывела: играть в то, что нравится мне самой. Возможно, иногда имеет смысл чуть-чуть поиграть во что-то, что нравится только ребенку Но я пока с такой необходимостью не сталкивалась. Всегда играю только в свои любимые игры. При этом, если мама сама играет с энтузиазмом и удовольствием, малыш тоже увлеченно присоединяется к игре.

Самая первая и самая главная задача мамы — найти для себя интересные занятия. Соглашусь, это очень непросто. Большинство женщин говорят, что им неинтересно возиться с детскими игрушками, неинтересно подолгу рисовать кошек, собачек, лепить «колбаски», строить пирамидки Мне тоже казалось, что я никогда не смогу найти такое занятие, которое будет интересно нам обеим. Однако, если посмотреть на игры с ребенком творчески, можно придумать много интересного

Как играть с детьми в ролевые игры при отсутствии фантазии?

У каждой мамы есть свои слабые и сильные стороны. Ролевые игры и «кукольный театр» — не мое. У меня нет фантазии. Я беру в руки детские игрушки — и теряюсь. Что с ними делать? Ну да, «покормили» всех кашей. Уложили спать. Что дальше?! Предлагаю несколько подсказок для мам, позволяющих сделать игры по интереснее: 1) Не пытайтесь придумать что-то оригинальное.

Просто разыграйте сюжет вашей любимой сказки. Станьте режиссером — это гораздо легче, чем быть сценаристом (в нашем случае). Конечно, не нужно все сделать четко «по книжке». Просто возьмите за основу какой-то простой рассказ или мультфильм Пусть вместо волка будет лиса, вместо поросят — собачки Используйте то, что есть под рукой.

И если ребенок предложит свой вариант развития ситуаций — прекрасно! 2) Изобразите какой-то эпизод из жизни вашего ребенка. Например, драку за игрушки на детской площадке. Здесь есть возможность показать малышу, как надо делиться, порассуждать вместе с ним Или любую ситуацию, где ребенок не слушается. Например, игрушка-мама не разрешает куда-то лезть, а игрушка-сын все равно лезет и падает.

3) Помечтайте сами! Изображайте свою идеальную жизнь, дайте волю своим мечтам, покажите малышу идеальный мир — так, как вы это видите.

Как рисовать с детьми с удовольствием?

Уже после года дети начинают осваивать рисование. Однако мамам часто бывает скучно на таких занятиях. Как играть с ребенком в рисование с максимальным интересом? 1) Попробуйте понять, что вам самим больше нравится? Чем вы любите рисовать? Насколько хорошо умеете это делать? И учитесь рисовать сами. Пока ребенок изображает что-то свое, рисуйте животных по схемам в интернете.

Или учитесь срисовывать предметы. Главное — не обижайтесь, если малыш решит что-то подправить. 2) Если вам больше нравится разукрашивать — чаще используйте раскраски.

3) Изображайте свое настроение, свои эмоции Пока ребенок беспорядочно рисует каляки-маляки, осваивайте арт-терапию. А с детьми постарше можно заниматься этим совместно.

Пусть малыш учится рисовать свою радость или свою обиду.

Как лепить с детьми с удовольствием?

1) Учитесь новому. Интернет с миллионом вариантов детских поделок вам поможет. 2) Если ребенок умеет катать шарики и колбаски, создавайте изображения животных и людей именно из этих элементов. Можно — в плоском виде, прилепляя тесто или пластилин к картонке или детскому столику.

3) Разыгрывайте сюжеты, как в ролевых играх. Лепите для этого все необходимое.

Я попыталась поделиться своим опытом, как играть с ребенком с удовольствием. Разумеется, это только мои наброски. То, что интересно лично мне. Но старайтесь во всем руководствоваться своими интересами.

Пусть книжки будут вызывать у вас приятные чувства, читайте только свои любимые сказки. Пусть танцы будут под ту музыку, которая нравится вам самим.

Приобщайте детей к своим хобби Если вам не нравится играть с малышом — не пытайтесь заниматься нелюбимым делом! Ищите, ищите, придумывайте способы заняться чем-то ярким и интересным!

Еще один момент: я ненавижу примитивные поделки, по типу тех, которые делают в детском саду. Не люблю вырезать из цветной бумаги кружочки и клеить их на картон. Но зато я люблю вырезать из ярких журналов картинки, а дочка с энтузиазмом клеит их на чистый лист бумаги Мы теперь не выбрасываем листовки и рекламу. Там наверняка есть какой-то яркий элемент, который можно вырезать и приклеить. С детьми постарше можно создавать целые композиции Но мы пока просто клеим.

Источник: http://pozdnyakova.org/kak-igrat-s-rebenkom-s-udovol-stviem/

Как играть с детьми?

Как организовать игровое пространство в многодетной семье? Какие игры для этого нужно использовать? Какое участие в игре должен принимать взрослый? На эти и другие вопросы отвечает психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

Многодетная семья — это сложное сообщество со многими ярусами жизни. Внизу ползают младенцы, которые не знают, что можно что-то сломать, испортить, бегают дети, которые уже пробуют это делать. Чуть выше располагаются дошкольники. Они любят рисовать, играть в первые настольные игры. И хорошо бы чтобы те, кто ползают и бегают,  им не мешали.

За столами сидят школьники, которые делают домашнее задание, а на досуге занимаются какими-то сложными поделками. А еще выше на кроватях-ярусах живут младшие подростки и подростки, которые не любят, чтобы к ним приставали и взрослые, и дети — у них свои занятия и увлечения.

И маме нужно каким-то образом организовать игровое поле, в котором могли бы участвовать все дети. Как это сделать?

Игры, не требующие родительского участия

Дочки-матери

Существуют всем известные игры, не требующие особого родительского участия. Это подвижные, моторные (прятки, догонялки, колдунчики) и сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Королевство», «Пираты»). Их могут организовать старшие дети для младших.

Почти в любой многодетной семье они идут хорошо. Потому что в многодетной семье, в отличие от малодетной, дети еще играют. Проблема малодетной семьи состоит в том, что родители вынуждены постоянно привлекать ребенка к игре, потому что он не умеет.

Как говорят психологи, детская игра сейчас вымирает.

Развивающие игры. Как играть с детьми?

Что касается игр дидактических, развивающих, настольных игр, среди которых есть и сложные, тут не всегда можно обойтись без помощи родителей. Родители должны вводить в игровое пространство новые типы игр, иначе интеллект детей не будет правильно развиваться. Старшие дети не смогут до конца осознать назначение таких игр.

Особенности многодетных семей таковы, что если в старших детей родители еще вкладываются интеллектуально, иногда даже больше, чем нужно, то все остальные дети могут, к сожалению, интеллектуального развития от родителей недополучать.

Сложно в одну реку войти дважды: если мама учила первого ребенка по кубикам Зайцева, то проходить это для второго и пятого захочется далеко не всем родителям. Родители либо ищут другие варианты, чтобы и им было интересно, либо вообще не занимаются интеллектуальным развитием детей. С этим надо бороться.

В России проблемой особенностей интеллектуального развития детей в многодетных семьях почти не занимаются, так как нет достаточной статистической выборки, но есть ряд зарубежных исследований, результаты которых говорят, что дети с большим порядковым номером имеют худший уровень интеллектуального развития при тех же возможностях и способностях. Этой проблемой занимались известные американские психологи — Адлер и Ричардсон.

И в моей практике были такие случаи. Родители не фокусируют внимания на средних и младших детях. Я считаю, что настольные и дидактические игры — это прекрасный способ обратить внимание родителей на интеллектуальное развитие средних и младших и не терять контакт со старшими, входящими в сложный подростковый возраст. Настольные игры — эта отличная альтернатива компьютерным играм.

Дидактическая игра — это обучающее занятие. Она имеет целью не столько развлечь и увлечь, сколько преподать знания в «нететрадной» форме.

Дидактические игры помогают развитию логики, категоризации, мелкой моторики. Самые известные из таких игр — это разного рода геометрические мозаики, конструкторы, игры-противоположности, — например, животные и детеныши. Они могут быть карточными, деревянными, из пластика.

Замечательные разработки, развивающие мышление, предложены в играх Никитиных: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» . Сюда же входят логические блоки Дьенеша, позволяющие через работу с предметом формировать категории мышления цвета, размера и величины. Логическая мозаика учит ребенка логическому разделению по цвету, форме, высоте.

Родители — профессионалы

В многодетных семьях родители — профессионалы. Поэтому, если финансовые возможности позволяют, набор дидактических игр должен быть большим.

Маме сложно заниматься с 3-4-летним ребенком, учить его формам и цветам. Если существует определенная дидактическая игра, к обучению проще подойти.

Из того, что можно купить в России, могу порекомендовать игры фирмы Равенсбургер. У них есть серия Лого от 1 до 7. Они помогают формировать основные категории мышления, простые логические соответствия, цвет, форму, размер, счет азбуку, время.

Первая Лого подходит детям 2,5-3 лет. А последняя №7 предназначена для школьников. Каждая по своему интересна, Лого 6, например, замечательная игра, позволяющая узнать часы. Поскольку с какими-то играми уже знакомы старшие дети, то они могут в игровой форме научить младших братиков и сестренок.

Интерес к дидактическим играм пропадает довольно быстро. Навык освоен, автоматизирован, интерес пропал, нужно водить игру другого уровня.

Екатерина Бурмистрова: Чем опасна мода на многодетность?

К тому же дети очень любят обучать этим играм своих кукол, но это уже происходит без участия старших. Дидактика (обучение) должна быть в меру творческих способностей матери и характера ребенка. Одна из функций таких игр — обучение вниманию.

После них не истощается желание ребенка сидеть за партой. Если занятия дома будут происходить только по книжкам и тетрадкам — даже рисование будет очень напоминать ребенку занятия в саду или в клубе. Нельзя школьника переутомлять тетрадными занятиями.

Дома должна быть мягкая форма обучения.

Особую сложность представляют собой неусидчивые дети. Они ни во что не играют хорошо. Игра для них форма тренинга. Сегодня на 5 минут сконцентрировались. Завтра пытаемся на 10, через пару месяцев на 20.

Их противоположность — заторможенные дети, они тоже будут учиться работать со своим темпом. Их глобальная школьная проблема — они все осваивают, но медленнее чем остальные. Из-за этого их оценки ниже.

Настольные игры. Как играть с детьми?

У настольных игр огромный диапазон коррекционных возможностей. Среди них есть как самые простые, знакомые всем с детства — ходилки, кубики, так и сложные логические, в которые и взрослым будет сложно играть.

Качественные ходилки тоже могут быть обучающими. В них учат действовать по правилам — не как тебе хочется, а как договорились. Для дошкольника — это задача. У младшего ребенка в многодетной семье иногда возникает тенденция «косить под малышей».

Они ориентированы не на свою возрастную норму, а на поле младших детей. Отчасти это происходит потому, что они не хотят ответственности, а еще потому, что большое количество малышей в семье тормозит развитие. Ребенок психологически оказывается младше своего календарного возраста.

Этот недуг входит в многодетную семью, начиная со второго ребенка.

Но в игре не помалютишься. Надо соблюдать правила, о которых заранее договариваются, а не скандалить и не кричать.

Перед тем, как сесть за игру, правила надо объяснить так, чтобы понял самый маленький.

Настольные игры-ходилки состоят из коробочки с игровым полем, с деревянной или пластиковой основой, игровыми аксессуарами, правилами.

Удобнее всего записать на коробке возраст, количество игроков и время,  на которое рассчитана игра.

Игры зарубежных разработчиков (Habba, Taktika Burger, Elk) дороже, но интереснее и крепче. А в многодетной семье игры должны быть крепкими, неубиваемыми.

Лото и домино — первые настольные игры. Их знают все родители, но не все знают, что нужно играть в них с 2,5 лет, а не с 4-х, как у нас обычно пишут на коробках.

С 4 лет игровые возможности ребенка очень сильно расширяются. Он взрослеет, растет возможность саморегуляции, интеллект, усидчивость, внимание.

Я рекомендую, чтобы начиная с 4,5 лет была игра с кубиками.

Замечательная для разновозрастного коллектива игра — бирюльки. Фигурки собирают миниатюрными крючками, чтобы кучка не рассыпалась. Помимо того, что нужно руководствоваться правилами и концентрировать внимание, сразу видно, сочувствуют проигравшему или радуются. Это лакмусовая бумажка, точный анализ положения в коллективе.

В настольных дидактических играх также хорошо видна реакция ребенка на неудачи. Проигрывать надо уметь, а не воспринимать проигрыш как катастрофу. Один мальчик при мне опрокидывал доску с шашками и кричал: «Я хочу только выигрывать!».

В этой ситуации игра становится тренингом, обучением. Это поле коррекции, педагогической работы родителей. Важен процесс: кого-то можно и утешить, но, ни в коем случае не поддаваться.

Надо дать возможность ребенку избавиться от гневной и панической реакции на поражение.

Психолог Екатерина Бурмистрова: Есть ли детство в многодетных семьях?

Мотивация к игре

Дети способные, целеустремленные очень мотивированы на успех. Эту мотивацию можно немного сдвинуть.

Если игра на умелость, то разновозрастных детей посадить за игровое поле очень сложно. 12 летний и 5 летний никогда не будут равны. Поэтому в большой семье наиболее удачные игры комбинированные. Наиболее известна на российском рынке — Монополия, считается игрой экономической. В нее с огромным удовольствием играют и младшие школьники, и подростки и мамы и папы.

Для подростков хорошо подходит Манджонг — классическая китайская игра. Она была популярна в российских дворянских семьях в начале века. Это китайское домино со сложными правилами.

Дженка — игра на ловкость: деревянная башня на брусочках которые нужно определенным образом выдвигать и складывать в более высокую башню. Это игра на контроль себя, пространственное соотнесение и выдержку, она очень полезна для нервных детей.

В составление кроссвордов можно играть вчетвером и больше. В игре «Эрудит» тренируется речевое мышление, грамотность и пространственное мышление. Из фишек, на которых написаны буквы, нужно составить максимальное количество слов. Она очень полезна и для ребенка который учится читать, и для ребенка, у которого есть проблемы с грамотностью.

Еще хотелось бы поговорить об играх парных. Они дают многодетной маме возможность небольшой кусок времени посвятить конкретному ребенку, показать свою любовь младшим, найти подход к старшим. Сюда относятся крестики-нолики, морской бой В них есть момент логического развития и общения.

Ну и наконец, для многодетных семей важны игры для праздника: шарады, контакт, ассоциации.

Контакт — речевая игра. Команда задумывает слово. Ведущий загадывает первую букву слова. Из другой команды его спрашивают: «Это не такое сладкое в обертке?» — «Нет, не конфета». Когда отгадывают первую, ведущий загадывает вторую букву. В эту игру удобно играть в машине или поезде во время путешествия.

В шарадах надо изобразить движение, фразу, они прекрасно разнообразят игровое наполнение семейного праздника.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-igrat-s-detmi/

Как играть с ребенком до года?

Общеизвестно, что малыши развиваются в процессе игр, которые должны быть достаточно просты и понятны ребенку. Играя со своим чадом, вы не только развиваете его мышление, моторику, интеллект, но и помогаете ему знакомиться и привыкать к окружающему миру, который сначала может быть даже пугающим для младенца.

В этой статье мы расскажем как о конкретных играх с детками первого года жизни, так и общие вариации на тему развивающих игр для малыша.

Прятки для самых маленьких

Помимо игр с предметами, можно поиграть с ребенком в простые игры, например «КУ-КУ». Такая незамысловатая игра сформирует у ребенка понимание, что даже если вы ушли (спрятались за ладошками), вы обязательно к нему вернетесь и будете всегда рядом. А когда малыш начнет понимать, что вы спрятались, ему будет интересно вас «отыскать».

Ладушки

Деткам очень нравится игра в «ЛАДУШКИ». Сначала ребенок будет хлопать в ладоши с вашей помощью, но очень быстро научится это делать сам. Приговаривайте стишок «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки». Эта игра помогает развивать двигательные и слуховые навыки вашего крохи. Также полезна игра в повторение звуков или мимики.

Рожицы

Когда ребенок произнесет какой-либо звук или слово, например «агу», ПОВТОРИТЕ ЗА НИМ, так вы поможете ребенку развивать уверенность в том, что вы его понимаете и вам с ним интересно. Корчите смешные рожицы ребенку, деткам нравится такая игра, они понимают, что бывает очень весело и смешно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  С какого возраста можно дыню

Изучаем части тела

«ПОИЩИТЕ» НОСИК на лице ребенка, сопровождая игру фразами «А где же носик?», а когда «найдете», не забудьте пояснить «Вот носик». Играйте так с разными частями тела малыша и с предметами, такая игра развивает внимание, координацию и расширяет словарный запас ребенка.

Танцы

ТАНЦУЙТЕ С МАЛЫШОМ. Музыка и танцы помогают ребенку быстрее развиваться и расти гармоничной личностью. Потанцуйте сами вокруг малыша, а затем возьмите его на руки или расположите в слинг и потанцуйте в паре. Следите за состоянием ребенка, когда он устал и уже собирается поспать, просто медленно покружите с ним по комнате, в моменты активности можно подкидывать кроху в воздух, или покружить на вытянутых руках. Это доставит огромное удовольствие вашему малышу.

Погремушка

Конечно, не будем рассказывать, в какую ручку и как дать малышу погремушку, а рассмотрим, какие требования к игре должны быть исходя из возраста ребеночка. Для начала, не забывайте, что нельзя просить у ребенка то, что ему еще не по силам. Также и наоборот, не облегчайте задачу, если видите, что малыш способен на большее. Усложняйте игры постепенно и, конечно, помогая и объясняя ребенку, как правильно.

НОВОРОЖДЕННЫЙ: только родившийся малыш еще совсем слаб и не может играть самостоятельно, но вы можете показывать ему погремушку, демонстрировать как ею можно погреметь, заинтересовать ярким цветом. На этом этапе будет достаточно того, что кроха сможет фиксировать не на долго свой взгляд на игрушке.

Постепенно он научиться следить за ней и прислушиваться к ее звуку. На втором месяце малыш уже сможет держать погремушку в соей ручке непродолжительное время. Ребенок научится со временем удерживать ее более длительное время и понимать причинно-следственную связь между взятием игрушки в руку и издаваемым звуком. Такая игра развивает хватательный рефлекс и тактильные ощущения.

С 2,5 МЕСЯЦЕВ можно уже показать ребенку, что он способен и дотянуться до игрушки Это поможет развитию координации движений и, благодаря разжиманию ладошки, снизить тонус рук.

С 3-4 МЕСЯЦЕВ малыш уже может тянуть свои ручки непосредственно к игрушке и удерживать ее, находясь в различных положениях, а также приближать и отдалять от себя, тянуть в ротик.

РЕБЕНОК 5-6 МЕСЯЦЕВ начинает использовать погремушки по назначению, активно ими гремит, может перекладывать из ручки в ручку или держать разные погремушки в обеих руках, увлекаясь то одной, то другой.

С 7-8 МЕСЯЦЕВ малыш осознанно выбирает ту погремушку, которая ему больше нравится, может постучать ею по столу или кроватке, также одной из забав становится кидание игрушки на пол. Подыграйте малышу, поднимите погремушку, пусть он снова ее бросит. Такая игра очень понравится ребенку и вызовет у него смех.

В этом возрасте крохе будут очень кстати игрушки разной фактуры или с нанизанными бусинами для развития мелкой моторики.
В ВОЗРАСТЕ 8-9 МЕСЯЦЕВ ребенок с удовольствием выполняет несложные задания, например, помахать или постучать погремушкой.
С 11 МЕСЯЦЕВ ребенка начинают интересовать игрушки с движущимися составляющими.

Малышу очень понравится перекатывать по обручу шарик или вращать фигурки на перекладине. Также ему обязательно приглянутся погремушки с фигурками животных, с которыми вы его начнете знакомить.

Игрушки-вкладыши

Это очень полезные игрушки для развития мышления и навыков ребенка. Для начала можно использовать два или три вкладыша. Дайте ребенку возможность самому сложить эти предметы. Затем покажите, как сделать правильно. Расскажите ребенку, что было много предметов, а если сложить детали,  получается один.

Не раздражайтесь, если у ребенка не получается поначалу складывать игрушки в правильном порядке, и не настаивайте на игре, если видите, что малышу она больше не нравится.
Вариантов игр с игрушками-вкладышами много, например, ИГРА В ПРЯТКИ. Накройте вкладышами какие-либо предметы, разные по величин, и обязательно рассказывайте малышу о том, что вы делаете, объясните, что под маленькое ведерко нельзя спрятать большой шарик, например.

Перекладывайте игрушки, меняйте вкладыши местами, предлагайте ребенку самому спрятать предметы, а потом их найти. Такая забавная игра понравится вашему малышу.

Также из игрушек-вкладышей МОЖНО ПОСТРОИТЬ БАШНЮ. Помогайте и направляйте ребенка, если малыш совсем запутался, положите ему под руку тот вкладыш, который нужен.  Ребенку  понравится, что он справился, особенно если вы его похвалите и вместе с ним похлопаете достигнутым успехам.

Полезны для развития ребенка и РАМКИ-ВКЛАДЫШИ. Для начала подойдут просто с геометрическими фигурами, потом можно использовать более сложные, например, с животными или из нескольких частей в одном окошке. Поиграйте с ребенком в «окошки», объясните, что для каждого окошка есть своя крышечка и другая не подойдет, пусть малыш сам попробует подобрать нужную.    

Не менее полезная игрушка для ребенка, но сначала не забудьте показать малышу, как правильно ею играть, и объясните свои действия. Дайте ребенку разобранную пирамидку, чтобы он имел возможность ознакомиться с ней, а затем с вашей помощью предложите крохе ее собрать. Вы и не заметите, как малыш с удовольствием будет делать это самостоятельно.

Игрушки с сюрпризом

Малыша очень заинтересуют игрушки, которые издают звуки, с кнопочками, которые нужно нажать, чтобы что-то произошло, например открылась дверца, из которых можно достать фигурку или наоборот вложить. Пусть ребенок делает это самостоятельно, если же вы видите, что у него не получается, помогите, но порадуйтесь за результат, как за совместный. Деткам очень нравятся волчки, которые можно раскрутить, они яркие и способны очень заинтересовать деток своим танцем.

Игры с сюжетом

Приблизительно до 6 месяцев ребенок может только подержать и рассмотреть игрушку, но ПОСЛЕ 6-7 МЕСЯЦЕВ, когда малыш уже начинает следить за действиями родителей, можно поиграть с ним в сюжетные игры. Они должны состоять из нескольких простых действий, например, кормим зайку, прыгает собачка, скачет лошадка и т. д.

Можно спрятать игрушку под одеялко и предложить малышу НАЙТИ ЗАЙКУ, например. Если ребенок так и не находит, пусть зайка «выпрыгнет» из под одеяла, а вы скажите ребенку, что вот он зайка, покажите где он прятался.
Для восприятия и эмоционального развития ребенка очень полезно включать в игры ПРОСТЫЕ ДЕТСКИЕ СТИШКИ, например А. Барто.

Сопроводите действия коровки всем известным стихотворением «Идет бычок, качается». Также в сюжетных играх включайте эмоциональные составляющие. Ребенок познакомится со всем спектром чувств и эмоций: смех, страх, грусть, слезы.

Ребенок научится понимать причину тех или иных эмоций, объясняйте, что зайка плачет, потому что он упал и ему больно, вместе пожалейте зайку и ему станет весело и радостно,  или куколка смеется, потому что ей нравится ехать на машине. Все зависит от вашей фантазии, а вариантов может быть огромное множество. 

Подвижные игры

РЕБЕНКУ 1-2 МЕСЯЦЕВ достаточно натянуть над ним в кроватке погремушку-подвеску или растяжку с яркими составляющими. Нечаянное прикосновение ручек или ножек вызовет звук, который привлечет внимание малыша. Такая игра заинтересует ребенка и он будет пытаться дотянуться до игрушки. Это поможет развивать координацию движений и будет стимулировать зрительный и слуховой аппарат.

К 3-4 МЕСЯЦАМ можно менять положение игрушки, а ребенок будет следить за ее передвижением и пытаться ее достать. Двигайте игрушку из стороны в сторону, а малыш будет пытаться дотянуться до нее. Но не испытывайте терпение ребенка слишком долго, после нескольких попыток отдайте игрушку в ручки малыша.
В 5-6 МЕСЯЦЕВ ребенка очень заинтересует шарик, наполненный гелием.

Привяжите его к ручке малыша, он сможет двигать ручкой и следить за движением парящего шарика.  
С 9-12 МЕСЯЦЕВ детям становятся интересны игры с мячиками. Перекатывайте мяч от себя к ребенку. Сопровождайте эти действия словами, типа «мячик убежал от Паши и прибежал к маме, а теперь убежал от мамы к Паше». Пусть малыш пытается просто подбрасывать мяч.

Чуть позже для игры с мячиком можно подключить коробку и попробовать бросить в нее мяч.

Как вы успели убедиться, все предлагаемые игры очень просты, но не смотря на это отлично развивают и учат общению вашего ребенка. Проявите фантазию, и вы отлично проведете время с вашим малышом, а его звонкий смех будет вашей наградой.

Источник: http://www.Ellevill.org/kak-igrat-s-rebenkom-do-goda/

Учим ребёнка играть самостоятельно

Все родители знают, что ребенку нужно уделять достаточно времени и внимания. Но когда малыш буквально везде ходит «хвостиком» за мамой или папой, безостановочно требуя это внимания и даже не пытаясь хоть немного позаниматься чем-то самостоятельно, справляться с таким положением вещей становится трудно. В этой статье мы постараемся выяснить, зачем ребенку играть самостоятельно, и как приучить его занимать себя.

Почему ребенок должен уметь играть сам?

Начнем с того, почему в принципе малышу стоит уметь играть самостоятельно (за исключением той причины, что вы просто не можете уделять ему 100% своего времени каждый день). Сразу отметим: речь не идет о том, чтобы ребенок постоянно играл исключительно сам.

Ему однозначно нужно время, проводимое с родителями и другими взрослыми, равно как и совместные занятия со сверстниками. То есть малыш должен быть в принципе способен занимать себя сам, и делать это периодически, а не всегда.

А нужно это по следующим причинам:

  1. Самостоятельность. Это очевидно: если ребенок не привыкнет принимать даже такие простые решения, как игра или другой способ себя развлечь, то становиться самостоятельным в будущем ему окажется крайне сложно. По сути, способы самостоятельного времяпрепровождения – это первые собственные решения малыша, которые он принимает осознанно. Требование дать ему ложку, отказ есть какую-то еду или носить какой-то предмет гардероба не сравнятся с этими решениями по уровню значимости для развития детской личности.
  1. Креативность. В воспитании в принципе важно соблюсти хрупкий баланс между двумя крайностями: насаживанием шаблонов поведения и их полным отсутствием. Ребенку нужны какие-то правила, алгоритмы, которыми он сможет руководствоваться, чтобы гармонично влиться в социум. В то же время, ему нужно и отсутствие страха перед действиями, для которых правил нет, которые можно выполнять по собственному усмотрению. И умение занимать себя самостоятельно отлично помогает в избавлении от этого страха.
  2. «Отделение» от родителей. Весь процесс взросления ребенка, по сути, направлен на сепарацию от мамы и папы, то есть на получение всего того, что позволит нынешнему малышу стать полноценным и самодостаточным взрослым в будущем. У всех этапов сепарации есть свои сроки. Естественно, двухлетнего ребенка не стоит оставлять дома одного, да и потребности в личном пространстве у него существенно ниже, чем у подростков. Но хотя бы иногда играть самостоятельно, без абсолютной зависимости от родителей, такой ребенок уже может (правда, скорее всего, ему будет спокойнее, если мама или папа будут оставаться в поле его зрения).
  1. Ответственность за расходование своего времени. Эта причина актуальна для детей постарше, в активности которых игры еще занимают приличную часть, например, для детей дошкольного или младшего школьного возраста. Им предстоит привыкать ко все более и более интенсивному учебному режиму, и, в идеале – начинать учиться эффективному тайм-менеджменту. Понимание непосредственной связи между тем, как они распорядились своим временем, и тем, сколько его у них осталось, для них очень полезно, равно как и понимание возможности влиять на эти параметры.

Итак, играть самостоятельно – не столь важно, в игрушки, с мячом, с веточкой, в какие-то свои фантазийные вещи – ребенку все же стоит. И если у вашего малыша это пока не получается, самое время его научить.

Как научить ребенка играть самостоятельно?

Важно понимать, что ребенок, у которого нет привычки играть самостоятельно, не может сформировать ее мгновенно. То есть процесс приучения будет постепенным, однако чем раньше вы его начнете – тем быстрее он принесет свои плоды. Так, мы рекомендуем руководствоваться следующими советами.

Предлагайте ребенку реальные варианты

Чаще всего родители, которым мешается под ногами слишком несамостоятельный ребенок, говорят что-нибудь в духе «ну иди уже поиграй во что-нибудь», или «вон же лежат твои игрушки, поиграй с ними». И это, естественно, не работает.

Но если вы предложите малышу поиграть в какую-то конкретную игру с какими-то конкретными предметами, то вероятность того, что он вас послушается, многократно возрастет.

Скорее всего, через некоторое время он снова придет к вам – тогда вы сможете спросить его о том, как он играл, и предложить ему, что бы (что-то конкретное) он мог сделать дальше.

Тщательно растолковывайте инструкции

Сейчас это особенно важно, потому что производители выпускают огромное количество умопомрачительных игрушек с разнообразными механизмами. И далеко не всегда взрослый человек сходу поймет, как в это играть – что уж говорить о ребенке. Поэтому когда вы покупаете малышу новую игрушку (особенно развивающую), четко и, скорее всего, неоднократно объясните ему, что с ней делать. Покажите, поиграйте вместе с ним, убедитесь, что он все понял и действительно сможет играть с ней самостоятельно.

Тренируйте расставание

Сначала на это нужно находить какие-то предлоги, реальные или игровые.

Например, можете сказать ребенку, что вам нужно забросить вещи в стиральную машинку, и что как только вы это сделаете – сразу же вернетесь (иначе он пойдет за вами или будет нервничать).

Или, например, если вы играете во врача – можете отправиться «на вызов к другому пациенту». Играете в магазин – уйдите «принимать товар». Благодаря таким тренировкам со временем вы сможете оставлять малыша одного и без каких-либо объяснений.

Не обрывайте и поощряйте исследовательский интерес

Любопытство, стремление изучить окружающий мир, все попробовать, увидеть и пощупать – это то, что абсолютно естественно для любого ребенка. Но порой родители, сами того не понимая, подавляют это естественное стремление.

Например, злятся из-за многочисленных «почему», которые сыплются на них словно из рога изобилия, или, торопясь куда-то, не дают ребенку рассмотреть очередного жучка, листик или загогулину на кованом заборе.

Если подобное повторяется часто, то в уме у малыша формируется закономерный вывод: интересоваться всяким разным – нехорошо, родителям не нравится, когда он так делает. И он старается укротить свое природное любопытство.

Понятно, что вы не можете ответить на все «почему», и порой действительно важнее, например, успеть на прием к врачу, чем досконально изучить какую-нибудь веточку. Но постарайтесь не примешивать в такие ситуации негатив.

Объясняйте ребенку, что вообще это все действительно очень интересно, но по такой-то причине конкретно сейчас придется отвлечься от этих интересных исследований.

Если ваш ребенок будет любознателен и не будет считать, что это плохо, то играть самостоятельно ему тоже будет намного проще.

Помогите ребенку найти хобби

Этот совет вряд ли подойдет для совсем маленьких детей в возрасте 2-4 лет, но вот ребята постарше уже вполне могут увлекаться очень много чем: рисованием, музыкой, танцами, конструкторами и т.д. Но очевидно, что самому 5-7 летнему ребенку достаточно сложно просто взять и начать заниматься чем-то как своим хобби.

Поэтому сделайте так, чтобы он попробовал разнообразные виды увлечений, и если какое-то из них ему понравится – создайте условия для занятия им. При этом важно именно дать ребенку попробовать и то, и другое, и третье. И рисование, и футбол, и рукоделие, и танцы – все, что ему хоть сколько-нибудь интересно.

Иначе очень высока вероятность, что вы навяжете ему то хобби, которым вы бы хотели, чтобы он занимался. А не то, каким бы он хотел заниматься сам.

Создайте детское пространство

Если у ребенка нет своей комнаты, это может быть просто уголок в общем помещении. Главное – чтобы у малыша была зона, в которой он может творить все, что захочет.

В этой зоне можно разместить игрушки, на стены повесить обучающие комплексы, в идеале – даже пожертвовать обоями. Другими словами, в этом пространстве у ребенка не должно быть абсолютно никаких ограничений.

Поэтому в ней не должно быть острых, колющих и режущих предметов, желательно – окон, и тому подобных теоретически опасных объектов.

Достаточно часто ребенок не хочет играть один, потому что боится нарушить какие-то правила. Наверняка он уже что-то ломал, и его за это ругали, и он опасается повторения ситуации.

Вдруг он в порыве игры снова что-то испортит (а сам этого не поймет), и его наругают? Ведь, поверьте, разрезая папину рубашку, чтобы перевязать «пострадавшему» плюшевому медведю его раны, малыш не имеет цели навредить вам.

Он просто находится в своих фантазиях, в рамках которых его действия абсолютно логичны. А вы видите только испорченную вещь, не зная всей подоплеки.

Поэтому создание специального пространства «вседозволенности» и ваши нервы сбережет, и ребенка избавит от ненужных страхов и опасений. И играть самостоятельно в таком пространстве ему будет гораздо приятнее.

Меняйте обстановку

Как уже было неоднократно отмечено, ребенок любит все изучать. Но что изучать там, где и так все известно и понятно? Поэтому нельзя, чтобы вся обстановка в комнате ребенка или в детской зоне оставалась неизменной.

Периодически (раз в 2-3 недели) меняйте местами все, что только можно. А если ребенок невзначай забыл о какой-то интересной игре или вещи – подкиньте ее на видное место, как затравку для его интереса.

Если он не умеет играть сам, то такая ненавязчивая помощь окажет должный эффект хотя бы из-за стимуляции детского любопытства.

Приучайте к чтению, а не к мультикам

Мультики – это простой способ надолго занять ребенка, но не очень хороший. Даже если речь идет о каких-нибудь «развивающих», якобы полезных мультиках, в которых излагается какой-то материал. Все равно они остаются двигающимися картинками на экране, уставившись в который ребенок может провести не один час. Это не стимулирует его любознательность и креативность, а, наоборот, подавляет их.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Температура 39 4 у ребенка что делать

Чтение – совсем другое дело. Оно не только представляет собой более интеллектуальное занятие в принципе, но и очень здорово развивает воображение. А ребенку с развитым воображением играть самостоятельно гораздо интереснее, чем ребенку с бедной фантазией.

Таким образом, научить ребенка играть самостоятельно вполне реально. Учитывайте приведенные выше советы, и постепенно у вас и вашего малыша обязательно все получится.

Похожие посты

Оставить

Источник: https://mamsy.ru/blog/uchim-rebenka-igrat-samostoyatelno/

Чем занять маленького ребёнка: 15 интересных развивающих игр

Ребёнок развивается с невероятной скоростью, и каждый год ему становится интересно что-то новое.

  • В 3 года он хочет всё делать сам. Это время самостоятельности, которое нужно уважать и лелеять, ведь оно позволяет ребёнку почувствовать себя молодцом. Выбирайте такие игры, в которых малыш может сам что-то делать, решать, придумывать, выбирать. А задача родителей — не мешать, если ребёнок хочет действовать самостоятельно, и помогать, если просит помочь.
  • В 4 года у малыша развивается пространственное мышление, и его речь уже становится взрослой. Это время лабиринтов и головоломок, самых простых настольных игр или игр с карточками. В этом возрасте нужно лепить, строить, фантазировать.
  • В 5 лет уже можно писать книги и строить большие замки. У ребёнка появляются свои собственные увлечения, и взрослым стоит поддерживать их и следовать за ними в игре.
  • В 6 лет происходит знакомство с буквами, цифрами, первое чтение по слогам, первые примеры. Но никакой учёбы — только игра! При этом важно, чтобы ребёнку не было сложно и скучно.

Развиваем мелкую моторику

Мелкая моторика — это ловкость пальчиков, но она напрямую связана с развитием речи малыша. Так что чем больше ребёнок работает руками, тем лучше будет говорить и строить предложения.

1. Добро пожаловать на кухню

Наполните три-четыре миски разными крупами, например мелким рисом, крупной фасолью, мягкой овсянкой. Сначала ребёнок может трогать и перебирать пальчиками каждую крупу с открытыми глазами. Потом завяжите ему глаза и попросите, чтобы он наощупь угадал, какая крупа в миске.

Такую же «угадайку» можно устроить, если сложить в мешочек мелкие игрушки, хорошо знакомые малышу. Сначала пусть посмотрит на них, а потом попробует с закрытыми глазами узнать игрушки из мешочка.

2. Книжки с окошками и с клапанами

Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Найди меня» («Животные», «Цвета», «Транспорт», «Первые слова») — это книжки-малышки, в которых ответы на стихи-загадки прячутся под клапаном. Его нужно отогнуть, развивая ловкость, чтобы увидеть картинку-ответ.

Для детей постарше отличными «окошками» будет серия «Маленькие исследователи». Это занимательная энциклопедия, но всё самое интересное написано здесь именно под закрытым окошком-картинкой. Открывая их, можно узнать много нового по темам «О погоде и природе», «Океаны и моря», «На ферме» и «Динозавры». А ещё существуют книжки-задвижки, где на каждой странице картон нужно открывать, как занавес в театре.

Развиваем пространственное мышление

Математика начинается далеко не с цифр и счёта. Сначала ребёнку нужно научиться сравнивать предметы: больше — меньше, длиннее — короче, выше — ниже.

3. Кастрюли, ложки, поварёшки

Дети обожают игры на кухне, так что не спешите уходить оттуда. Доставайте кастрюли и крышки. Задача ребёнка — на глазок определить, какая крышка к какой кастрюле подходит по размеру.

Теперь поставьте перед ребёнком тарелки и ложки разного размера (можно ещё и чашки, если есть). Его задача — подобрать маленькую тарелку к маленькой чашке и маленькой ложке, среднюю тарелку — к средней чашке и средней ложке, большую тарелку соединить с большой чашкой и большой ложкой.

Развиваем чувство ритма

Чтобы петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах в будущем, читать и учить стихи, нужно научиться чувствовать ритм.

4. Ударники

Возьмите большую кастрюлю или ведро и переверните вверх дном. Это будет барабан. Приготовьте половник или большую ложку-поварёшку. Предложите своему барабанщику бить половником по дну ведра или кастрюли, но только в ритм. Вы можете хлопать в ладоши, можете поставить музыку. Разные песенки с разным ритмом ребёнок должен сопровождать «ударными». Хотите литавры — берите две крышки.

То же самое можно придумать и с меньшим грохотом, чем издаёт половник при ударе о кастрюлю. Например, предложите ребёнку прыгать в такт или просто хлопать в ладошки под музыку. А можно и не только под музыку, ведь ритм стихов тоже нужно чувствовать. Берите книжку с детскими стихами и хлопайте читая: «НАша ТАня ГРОМко ПЛАчет, УроНИла в РЕЧку МЯчик»

Развиваем зрительную память

Зрительная память помогает быстро фиксировать любую новую информацию. Благодаря ей человек может стать грамотным, если много читает, а также хорошо запоминать лица людей.

5. Мемори

Лучше этой игры для развития памяти ещё не придумали. Вам нужно взять карточки с парными изображениями (подойдёт лото или просто набор карточек). Положите пары рубашками вверх. Пусть ребёнок открывает по две карточки за раз и запоминает, где какие. Его задача — открыть за один ход сразу две одинаковые карточки, то есть пару. Если нашёл пару — оставляет две картинки открытыми и ищет пары дальше.

Эта игра здорово развивает зрительную память и внимание. Кстати, в помощь родителям существуют книги-игры мемори с разными темами (животные, цвета, английские слова). Здесь эти самые пары спрятаны за картонными окошками-шторками. Их не нужно раскладывать или переворачивать — их нужно просто двигать, открывая рисунки. Очень удобно: ни одна деталь игры не потеряется.

Развиваем речь

Правильно произносить слова, строить предложения, пересказывать без труда и всегда быть в центре внимания — всё это обеспечит ребёнку хорошая речь.

6. Дыши глубже

Думаете, чтобы красиво говорить и рассказывать, ребёнку нужно просто выучить побольше слов? Нужно, конечно, но ещё необходимо тренировать дыхание, чтобы договаривать предложения до конца. В этом поможет игра с ватными шариками.

Постройте на столе лабиринт из конструктора или любых предметов. Положите в начале лабиринта ватный шарик. Задача ребёнка — дуть на шарик, перемещая его по лабиринту до самого финиша. Тут и дыхание будет развиваться, и мышление, ведь малышу придётся выстраивать путь.

7. Что я вижу

В эту игру хорошо играть на улице, хотя можно и дома. Ребёнок должен увидеть и загадать какой-то предмет, например синюю машину, которая припаркована во дворе, и описать её. Какая она (форма, цвет, размер), где стоит, что рядом. Можно добавить от себя, кто на ней ездит, что она помогает людям делать. А ваша задача — как можно дольше не угадывать предмет, чтобы дать ребёнку возможность рассказать побольше.

Развиваем самостоятельность

Самый важный этап в развитии ребёнка — это его растущая потребность в самостоятельности. От того, как много родители позволят малышу сделать самому, зависит его успех, уверенность и решительность в будущем.

8. Отведи меня домой

Одеться самому — ясное дело. Выбрать, что хочешь на обед — очень хорошо. Но сможешь ли ты сам найти свой дом? Когда пойдёте на прогулку, предложите ребёнку самому найти дорогу домой. А сами просто идите туда, куда вас ведёт малыш.

Развиваем воображение

Воображение нужно не только художникам и актёрам. Оно позволяет творить в любой области, получать удовольствие от чтения, мечтать, придумывать и изобретать.

9. Ладошка превращается

Обведите на листах бумаги кисти рук и ступни малыша. Теперь пусть эти контуры маленький художник превращает в разные предметы. Например, из ладошки получится прекрасный осьминог, а из пяточки — букет цветов. Фантазируйте вместе!

10. Альбом путешественника

Скорее всего, летом вас ждёт целая куча приключений: вы можете отправиться на море, в деревню или просто будете много гулять на улице. Используйте это время, чтобы сделать альбом на память о самых ярких летних прогулках. Предложите малышу собрать мелочи, которые он захочет сохранить: билеты, ракушки, маленькие сувениры.

11. Поиск от А до Я

Напишите на листе бумаги алфавит. А теперь начинайте искать для каждой буквы соответствующий предмет вокруг себя. Если дома предметов больше не обнаруживается — бегом на улицу! Ведь там Д — дорога, П — песочница и, главное, С — солнце. Игра поможет малышу запомнить буквы и познакомиться с окружающим миром, научит его внимательности.

12. Карта местности

Эту игру мы нашли в книге идей для малышей от 4 до 6 лет «101 идея: дома». Предложите ребёнку нарисовать карту окрестностей своего двора. Отметьте дом, в котором вы живёте, и другие важные для малыша точки: вот любимая детская площадка, а вот автобусная остановка. А ещё можно добавить свои маршруты, например путь в детский сад или к другу в гости. Так в голове у ребёнка сложится полная картинка места, в котором он живёт.

13. Все на выставку!

Наверняка у вашего ребёнка есть дорогие сердцу «экспонаты»: собственные рисунки и поделки или любимые игрушки. А что, если разложить их в комнате и позвать бабушку, дедушку, дядю, тётю? Так мы развиваем речь и ораторские навыки. А еще ребёнку наверняка будет приятно с гордостью рассказать о своих любимых штучках.

14. Создаём робота

Люди делают роботов, чтобы они помогали им выполнять разную работу. А какого робота придумаете вы с малышом? Чем он будет полезен: уберёт все игрушки или поиграет вместе с вами в мяч? А теперь нарисуйте его! Такие задания развивают воображение и учат мыслить нестандартно.

Учим цвета

Научите малыша различать цвета на практике.

15. Всё в порядке!

Мечта родителей — разложенные по коробкам игрушки. Можно превратить такую уборку в полезное развивающее занятие и весёлую игру.

Расставьте коробки и предложите ребёнку складывать игрушки: всё красное — в белую коробку, всё синее — в зелёную. А потом можно давать и другие задания. Всё маленькое — в одну коробку, всё большое — в другую. А можно и на скорость убирать игрушки. Кто быстрее выберет из мягких игрушек всех зайцев?

Знаете ещё какие-нибудь увлекательные детские игры? Делитесь ими в комментариях! 

Источник: https://Lifehacker.ru/razvivayushhie-igry/

Как научить ребенка играть самостоятельно? — Телеканал «О!»

Как научить ребенка играть самостоятельно?

Похоже, многочисленные игрушки ребенка совсем не занимают, он хочет все время быть в обществе родителей. Как научить ребенка играть самостоятельно, и почему это полезный навык, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Я сам!

Некоторые дети как будто рождаются со встроенным чувством независимости. Стоит только им научится ползать и ходить, как они уже помчались осваивать мир самостоятельно, отпустили наши руки и стремятся всё сделать без помощи родителей.

Но другим детям трудно разлучиться с родителями даже на несколько минут, и кажется, что они никогда не оставят маму и папу в покое, и ничего не смогут делать самостоятельно даже через много лет.

Родители иногда готовы купить самую новую модную и дорогую игрушку в надежде на то, что ребёнок будет какое-то время занят, лишь бы только у них была возможность сходить в душ или приготовить ужин без участия маленького человека. Но игрушки или не занимают ребёнка вообще, или дают всего несколько минут свободы родителям, которых не хватает даже на то, чтобы сходить умыться.

Похоже, что такие дети получают удовольствие от социального взаимодействия с родителями или друзьями намного больше, чем от чувства, что они могут делать именно то, что хотят сами. В том числе потому, что они и не знают, что можно ещё хотеть, если рядом уже есть мама или папа. Но то, что они уже готовы и умеют общаться с родителями и/или детьми, это тоже немаловажный показатель их развивающийся психической зрелости.

Для некоторых детей самостоятельная игра — это усвоенный навык, для других, чтобы научиться, необходимо дополнительное время и помощь родителей. Но это тот навык, на усвоение которого стоит потратить некоторое количество усилий.

Например для того, чтобы в дальнейшем дети с удовольствием не только самостоятельно играли, но и делали домашнее задание, читали, понимали, что им самим в этой жизни интересно. Если мы или дети создаем что-то без влияния извне, то это помогает нам поддерживать свою самооценку.

Умение наслаждаться уединением не только развивает воображение, но и даёт чувство удовлетворения от успешной работы и своей жизни.

Как его научить?

Если вашему малышу трудно быть одному хотя бы недолго, то можно попробовать это изменить и сделать ее более независимым. Например, так.

1. Прежде чем отправить ребёнка поиграть одному, дайте ему насладиться временем рядом с вами. Играйте с ним, почитайте, проведите совместное время, чтобы он оказался «накормлен» родительским вниманием, тогда он сможет и захочет провести хотя бы несколько минут самостоятельно.

2. Дети подражают взрослым. Сядьте с книгой и, возможно, чашкой кофе или чая, предложив ребёнку тоже сесть недалеко от вас — с его книжкой с картинками.

Пусть ребёнок увидит на вашем примере, что быть одному с книгой — это интересно и вполне увлекательно. Предлагайте на кухне играть с тестом/посудой/фасолью/складывать контейнеры для еды/резать салат, пока вы готовите ужин.

Ребёнок будет рядом с вами, но занят чем-то своим и важным. Обязательно замечайте и отмечайте его самостоятельность.

3. Начните совместную игру. Подготовьте вместе все нужные игрушки и материалы, начните игровой сюжет, через некоторое время предложите ребёнку придумать, что будет дальше, внимательно выслушаете, дайте ребёнку самому это проиграть, а потом займитесь чем-нибудь, не отходя от него далеко. Позже попросите рассказать, что произошло без вашего участия, выразите своё чувство радости от услышанного. Искреннее, конечно!

4. Обеспечьте безопасность. Дети — существа, зависимые от взрослых. Они чувствуют, что взрослые их могут защитить при любых обстоятельствах, и часто искренне ненавидят проводить время отдельно от родителей. Им трудно быть одним, и всё кажется небезопасным.

Если вы отправили ребёнка играть в другую комнату, а сами заглядываете туда каждую минуту, чтобы убедиться, что ничего не случилось, то дети быстро получают подтверждение, что быть одному — точно опасно. И, кстати, это не самостоятельная игра.

Если вы очень волнуетесь за ребёнка, то пусть лучше он находится в одной комнате с вами, но каждый из вас будет занят своим делом.

5. Дайте импульс. Большинству детей нужен небольшой толчок в самом начале, чтобы включить своё творческое самовыражение. Предложите игрушки, которые нравятся ребёнку, и попросите придумать историю с ними.

Скажите, что у них всего десять, а может быть и пять минут для начала, чтобы ее придумать, а потом вы очень хотели бы услышать ее всю. Песочные часы могут тут помочь в регулировании времени. Потом вы можете сесть вместе, чтобы ребенок продиктовал историю, а вы ее записали.

У многих семей это становится любимым занятием, а дети пишут целые книги.

6. Двигаемся медленно и постоянно поддерживаем. Трудно поверить в то, что ребенок научится играть самостоятельно за пару дней, и будет целыми днями сидеть в своей комнате, оставив родителей в покое.

Если до этого он ни на секунду был не готов оставаться без вас, то поздравляйте себя с каждой минутой, когда у него получается заниматься чем-то самостоятельно.

Поддерживайте ребёнка, замечая, что он прекрасно справляется сам, обязательно укажите подробности: «Ты построил сегодня очень высокую башню», «Ты сегодня придумал такую интересную игру про динозавров».

Если ваш ребенок пока сам занимается не более чем несколько минут, это тоже нормально. Начинаем с того, что всем комфортно. Самостоятельная игра и время отдельное от родителей должно быть не наказанием и ужасом, а доставлять удовольствие обеим сторонам.

7. Предупреждайте об уходе. Если вы решили выйти из комнаты, чтобы что-то взять или помыть тарелку, обязательно предупреждайте об этом ребёнка, сообщив, что «помоете тарелку и быстро вернётесь». И обязательно так и делайте. Ребёнку важно знать, что вашим словам можно доверять. Лучше не использовать «бабушкин метод»: уходи, пока он не заметил.

Даже если вы точно знаете, что ребёнок расплачется в тот момент, когда вам надо выйти, лучше так, чем делать это тайно. Тайные уходы часто становятся одним из факторов того, что ребёнок постоянно тревожно контролирует родителей, чтобы они не исчезли.

Постепенно ребёнку легче будет вас отпускать на более длительное время, потому что он будет чувствовать, чтобы никуда не исчезаете и ему легче будет стать более независимым.

8. Обучающие моменты могут быть везде — даже телевизор и планшет вполне могут нам помочь.

Если ребёнок провёл время у телеэкрана или с планшетом в руках, и он был некоторое время один, поинтересуйтесь, чему он там научился, что интересное он может вам рассказать.

Дети любят чувствовать себя важными и компетентными, им важно показать, что они что-то знают и умеют, и могут научить этому даже родителей. Так мы поощряем и самостоятельный навык обучения, узнавания чего-то нового.

Но помните, время ребёнка вместе с гаджетом хотя и дает родителям шанс быстро что-то сделать без участия ребёнка, но не засчитывается как полноценная самостоятельная игра. Детям, особенно дошкольникам, важно для развития буквальное манипулирование предметами, задействование всего тела в процессе игры, а это с гаджетами не происходит.

9. Самостоятельная игра не развивается от игры в одиночку. На самом деле самостоятельность рождается от взаимодействия с другими. Часы, потраченные на игры с динозаврами, игру в мяч и прятки, игру в «дочки-матери» с другими детьми, будут поддерживать воображение ребёнка в то времена, когда он один.

Играя с другими, ребенок учится разговаривать, поддерживая диалоги между персонажами, развивает терпение, когда дожидается своей очереди в игре.

Это навыки, которые ему нужны, чтобы получать удовольствие от времени с самим собой, когда вы не можете (или не хотите) развлекать его и помогут ему прокручивать в своей голове разные удачные и не удачные ролевые модели взаимодействия с другими людьми.

10. Если ребёнок чем-то занят сам, не нужно пытаться вручить ему какую-то другую игрушку или книжку, которая вам кажется более полезной или интересной. Мы тоже не любим, когда нас прерывают, и вполне закономерно злимся на это. Часто, когда дети с виду вроде бы ничего не делают, они развивают какой-то важный для себя навык, возможно и непонятный для нас. Одно из важных и непростых родительских умений — сделать шаг в сторону и наблюдать.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/13787

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой