Как играть с малышом

20 игр для малышей с первых дней жизни

как играть с малышом

Игры с малышами первых месяцев жизни – очень бережные и осторожные. Их главная задача – показать ребенку, что новый для него мир – добрый и невраждебный, что мама и папа очень любят кроху. Первые игры с грудничком способствуют лучшему развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания. Но они также нужны и родителям, потому что помогают установить с маленьким человечком прочную эмоциональную связь, проявить свою любовь и нежность

Что малыш умеет?

Подбирая игры для самых маленьких, важно понимать, какие навыки и умения малыш приобретает в том или ином возрасте, что он может, что понимает, на что реагирует.

Итак, в возрасте 1 месяца ребенок способен несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается ее приподнимать. В ответ на раздражители малыш начинает двигать ручками и ножками. В течение первого месяца кроха адаптируется к условиям окружающей среды, привыкает к маминым рукам, ее голосу, запаху. В этом возрасте особенно полезны игры, связанные с прикосновениями, поглаживанием, ношением на руках, ласковыми разговорами.

К 2 месяцам ребенок уже может удерживать головку вертикально 1–1,5 минуты, реагирует на речь, поворачивает голову в сторону говорящего, замечает яркие игрушки и другие предметы. Если вложить малышу в руку погремушку, он хватает ее ладонью и крепко удерживает.

На втором месяце у ребенка появляется так называемый комплекс оживления: видя лицо близкого взрослого, кроха сосредоточенно замирает, затем начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, издавать гортанные звуки.

Наибольшую пользу принесут игры с погремушками и другими звучащими игрушками, привлечение внимания к лицу взрослого, разговоры с малышом.

Три месяца – это уже совсем «солидный» возраст. Кроха уверенно держит головку, пытается переворачиваться со спины на бок, а потом и на живот. Ищет взрослого глазами, тянется за игрушкой, любит, когда с ним разговаривают и играют, заливисто смеется, гулит.

Лучше всего кроха реагирует на эмоциональные игры, когда взрослый ему улыбается, произносит разные звуки, поет песенки. Не забывайте и об играх с погремушками, о первых спортивных играх для малыша, укрепляющих мышцы маленького человечка и стимулирующих движение.

1 месяц

Итак, первый месяц – период приспособления малыша к новым условиям жизни. С помощью игр поможем ему побыстрее с этим справиться.

«Посмотри на меня». Мамино лицо – самая лучшая игрушка для малыша. Наклонившись над крохой, начните ласково разговаривать с ним. Когда малыш сосредоточит взгляд на вашем лице, медленно отодвиньтесь сначала вправо, затем влево. Постепенно он научится следить за вами глазами.

«Погремушка, погреми!». Возьмите в руки яркую погремушку и потрясите ею перед крохой на расстоянии 40–45 см от его лица, привлекая внимание. Погремите справа от малыша, слева, медленно подвигайте рукой, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой глазами. Желтый, красный, оранжевый цвета дети начинают различать раньше других. Так что первые погремушки лучше выбирать именно этих цветов.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

«Ай да ножки!». Возьмите в руки ножку малыша и погладьте указательным пальцем наружный край стопы. Он повернет ногу наружу. А затем погладьте внутренний край стопы. Ножка тут же развернется вовнутрь. Дотроньтесь до подушечек на стопах возле пальцев – кроха подожмет пальчики ног. Если потрогать середину стопы, пальчики распрямятся. Можно приговаривать:

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Скоро ножки, скоро ножки
Будут бегать по дорожке.

2 месяца

К двум месяцам расширяются и возможности ребенка, и диапазон игр.

Гримасы. Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Кроху обычно забавляют мамины гримасы. Он наблюдает за ними, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом легонько подуйте на носик: «Вот носик!» Дуйте на разные части тела малыша: коленку, животик, лобик, шейку и называйте их.

Яркие носочки. Малыш уже стал замечать свои ручки и может подолгу их рассматривать? Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Наклонитесь над малышом, поговорите с ним немножко, а затем скажите «ку-ку» и закройте лицо руками, как будто вы спрятались. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз. Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!».

Схватить игрушку – это действие кажется нам таким простым! Но крошечному человечку нужно, во-первых, заметить предмет, во-вторых, оценить, как далеко он находится, затем заставить мышцы двигаться и, наконец, точно подвести неумелую пока ручку к предмету и схватить его. Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала.

«Где звенит?».

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/5651/20-igr-dlya-malyshey-s-pervyh-dney-zhizni

Занятия и игры с ребенком в 5 месяцев: растем весело

как играть с малышом

Такой большой, но все же еще такой маленький! Да, так смело можно сказать про пятимесячных деток.

Они сейчас такие интересные! С большим интересом наблюдают за мамиными делами, радуются приветливой улыбке, с удовольствием гулят и еще много чего интересного! И, конечно же, чтобы постоянно развивать и совершенствовать умственное и физическое развитие вашего чада, с ним нужно заниматься.

Как? В форме игр, ясное дело!

  1. Во что играть с ребенком 5 месяцев? 

 

На 5-ом месяце жизни малыш обретает новые навыки: он уже умеет самостоятельно переворачиваться на животик и на спинку, встает на четвереньки и уже совсем скоро начнет ползать.

 

Чтобы придумать развлечение для крохи, маме нужно быть все более и более изобретательной. Малыш старается в полной мере использовать навыки, приобретенные за 5 месяцев жизни, и теперь все, что попадается в его маленькие ручки, тут же оказывается опробованным на вкус. Занимаясь с ребенком, помните об этом, и мелкие опасные предметы уберите из зоны досягаемости. В противном случае малыш может подавиться. 

Для любого маленького исследователя важно, чтобы объект изучения был новым и интересным, по этой причине лучше не перегружать малыша игрушками. Не стоит выкладывать сразу гору интересных вещей: кроха такого богатства выбора попросту не в состоянии оценить. 

Лучше доставайте несколько игрушек каждый день, периодически меняя их. Разнообразие выбора с постоянным обновлением ассортимента привлечет интерес и поможет сделать игру увлекательной. 

Массаж и гимнастика 

Продолжаем заниматься физическим развитием малыша. Занятия и игры с ребенком 5 месяцев включают в себя упражнения на укрепление вестибулярного аппарата.

  

  • Возьмите малыша на руки лицом вниз. Пусть одна рука поддерживает его под грудь, вторая – под живот, аккуратно «полетайте» по комнате, изображая самолетик. Большинству малышей нравятся такие игры. Следует иметь в виду, что если подобные полеты вы не совершали с ребенком ранее, стоит начинать их плавно и осторожно, иначе противном кроха может испугаться. 
  • Медленно, но верно тело малыша готовится к новому скачку в развитии двигательных навыков – очень скоро ваш крохотный моторчик начнет самостоятельно передвигаться по дому на четвереньках. Помогите малышу быстрее освоить этот навык. В положении лежа на животе подгибайте ножки в коленях под живот и одновременно выставляйте ручки. Ккроху нужно научить стоять на четвереньках. 
  • Следующим этапом в занятиях с ребенком 5 месяцев, когда такое положение будет с успехом освоено, станет раскачивание корпуса вперед-назад. Такие упражнения на координацию движений помогут малышу в скором времени сделать самостоятельные движения.

Не стоит забывать о безопасности дитя: если и в более раннем возрасте оставлять его на кровати или диване без бортов в одиночестве было крайне опасно, то сейчас такие действия могут привести к травмам еще с большей вероятностью. Дети развиваются скачкообразно, и очень часто приобретение новых навыков становится неожиданностью для родителей. Обезопасьте кроху от возможных падений.

Очень может быть, что момент, когда ребенок научится ползти, вы проглядите

Обзор игрушек

Сейчас малыш очень интересуется всем, что шуршит, гремит, блестит. В общем, издает всяческие звуки, забавно двигается и ярко выглядит. При этом в качестве игрушек могут служить не только всевозможные погремушки, сортеры и любая другая продукция детских магазинов, но и вполне себе житейские вещи.

Кусочки ткани, разноцветные баночки с камушками или крупой (только следите, чтобы ребенок не открыл и не наелся), шуршащие фантики, и так далее и тому подобное. Всего лишь немного маминой фантазии! 

В качестве особого интереса среди игрушек стоят волчок, неваляшка и пирамидка. Малыш сейчас воспринимает не только зрительную информацию, но и наощупь.

Ему очень хочется взять интересующий предмет в ручки, ротик, покрутить его, пощупать. Не отказывайте ему в этом удовольствии и обязательно начинайте знакомить его со свойствами предметов (меховой помпон мягкий, пластиковая крышка жесткая, атласная ленточка гладкая и т.д.).

Мелкая моторика и тактильное восприятие сейчас активно развиваются, да и как интересно перебирать маленькими пальчиками такие цветные игрушки! 

Во что играть с ребенком 5 месяцев? 

  • Как и ранее, будет актуальна и интересна для крохи игра в прятки. Спрячьтесь за салфеткой или платком сами и задайте крохе вопрос: «Где мама/папа?», выждав секундную паузу, покажите малышу свое лицо и скажите: «Вот тут!». Можно прятать и самого ребенка – накиньте платочек на его лицо. Желательно использовать небольшие кусочки материи, которые кроха без труда сможет убрать, поскольку при возникновении затруднений с освобождением лица, ребенок может попросту испугаться. 
  • Вторая популярная игра, в которую ребенок со временем начнет играть с большим удовольствием — это «Найди предмет». Под ту же самую салфетку можно спрятать любимую игрушку или книжку, можно обозначать вещи, людей, животных в комнате и просить малыша указать на них. Конечно, сейчас он еще не в состоянии этого сделать, но слушать ваши вопросы и ответы, поверьте, будет очень внимательно. В скором времени во время подобных занятий малыш начнет отличать близких, предметы, игрушки и указывать на них сначала взглядом, а после и пальчиком. 
  • Научите ребенка отдавать и принимать предметы в игре. Например, используя забавные потешки и мягкую игрушку, в игровой форме покажите малышу, как ее брать ручками, помогите поместить ее из одной ладошки в другую, отдать маме и вернуть обратно в ручки. 
  • Уже с первых месяцев жизни уделяйте время чтению книг с малышом. Зачитаться, конечно, не выйдет, помните, что карапуз еще не в состоянии долго концентрироваться на одном действии. Достаточно 5-10 минут, но каких! Сейчас можно найти яркие, красочные книжки с крупными рисунками, толстыми страничками (ребенок может сам их переворачивать), даже со звуковыми эффектами. 
  • В игровой форме можно знакомить малыша с музыкой и звуками. Детки с огромным интересом слушают мелодичные звуки, легкую музыку, классические произведения, звуки природы. Расскажите, что так звучит водичка (можно даже показать), так стучит стаканчик, а вот так чирикает воробушек. Сборники детских песен можно использовать как фоновую музыку для упражнений. Ну и кто запрещает танцевать на руках с малышом?! Плавно раскачиваясь на маминых ручках под веселую мелодию – что может быть лучше! 

Кстати, о музыке. Сейчас существуют специальные сборники современной музыки в детской аранжировке. Некоторые давно всем известные популярные композиции адаптированы под детские колыбельные. Малыши с удовольствием слушают приятные мягкие звуки, ну а родители могут узнать знакомые нотки. 

5 месяц жизни ребенка – время введения первого прикорма. Если Ваш малыш до этого времени питался материнским молоком, то вполне вероятно, что именно сейчас Вы предложите ему первые фруктовые или овощные пюре или соки. 

Крайне не рекомендуется совмещать процесс игры с кормлением. Таким образом, ребенок не сможет воспринимать его серьезно. Не зря известная поговорка гласит: «Делу – время, потехе – час». Для 5-месячного малыша, время еды – большое и серьезное дело. 

Как играть с ребенком 5 месяцев? 

Игры с малышом помогают развивать его во всех направлениях – зрение, слух, речевые навыки и физическое развитие невозможны без внимания и усилий со стороны близких любящих людей. Развивающие игрушки с различными свойствами – шуршащие коврики, пищалки и гремелки, книжки-малышки – все это хорошо для малыша в 5-месячном возрасте, но гораздо более познавательно и интересно, если мама и папа покажут, как нужно играть, и какими свойствами обладает тот или иной предмет.

И очень важный момент: комментируйте свои действия, объясняйте ребенку, что вы делаете и зачем, рассказывайте о свойствах предметов. Очень важно говорит с карапузом, даже если он поймет не все и не сможет вам ответить. Речевые навыки закладываются уже сейчас, ребенок уже старается подражать взрослым, копировать интонацию и манеру общения.

То, как вы общаетесь с домочадцами и, прежде всего,  с самим ребенком, в последующем отразится на его поведении и речевых навыках. Учите доброте и общению уже с этих пор!
Открывайте с малышом новый мир – учитесь радоваться птичке на дереве во время прогулки, яркому летнему солнышку, мыльным пузырям или легкому теплому дождику.

Не только малыши учатся у нас, взрослых людей, — нам тоже есть чему поучиться у них – искренности, неподдельной радости от простых вещей, безмерной любви к окружающему миру. Уделяйте больше внимания своим деткам, а их солнечная улыбка пусть станет вам наградой! 

Советы родителям 

  • Не переусердствуйте с физическим развитием, помните, что все должно быть в меру. Ребенок еще слишком мал для активных и продолжительных игр. Если малыш не хочет играть, капризничает и отказывается, не настаивайте. 
  • Если вы первый раз играете с ребенком, проявите осторожность. Например, любимая всеми детками игра «в самолетики» в первый раз может быть пугающей для пятимесячного младенца. Он может заплакать от резкого движения, подбрасываний, испугаться. Учтите это. 
  • Не желательно играть сразу после кормления, лучше подождать и «переварить» сытный обед, а потом уже приниматься за веселье. 
  • Помните о безопасности. Любые игрушки и интересные вещички, которыми ваше чадо может увлечься, должны быть доступны для него. Например, свисающие игрушки на мобиле должны висеть так, чтобы ребенок смог их потрогать, дотянуться ладошкой. А вот потенциально опасные предметы, мелкие детали и прочее лучше убрать с глаз долой. 
  • Не забывайте про веселые потешки, их очень любят детки всех возрастов! С помощью таких нехитрых и коротких стишков можно превратить обычные повседневные дела в забавные игры. Так и рутинная смена подгузника с веселым стишком и комментариями на каждое действие превращается в повод для смеха и веселья. 

Источник: https://LuckyMummy.ru/523-igry-s-rebenkom-v-5-mesjacev.html

Чем занять маленького ребёнка: 15 интересных развивающих игр

как играть с малышом

Ребёнок развивается с невероятной скоростью, и каждый год ему становится интересно что-то новое.

  • В 3 года он хочет всё делать сам. Это время самостоятельности, которое нужно уважать и лелеять, ведь оно позволяет ребёнку почувствовать себя молодцом. Выбирайте такие игры, в которых малыш может сам что-то делать, решать, придумывать, выбирать. А задача родителей — не мешать, если ребёнок хочет действовать самостоятельно, и помогать, если просит помочь.
  • В 4 года у малыша развивается пространственное мышление, и его речь уже становится взрослой. Это время лабиринтов и головоломок, самых простых настольных игр или игр с карточками. В этом возрасте нужно лепить, строить, фантазировать.
  • В 5 лет уже можно писать книги и строить большие замки. У ребёнка появляются свои собственные увлечения, и взрослым стоит поддерживать их и следовать за ними в игре.
  • В 6 лет происходит знакомство с буквами, цифрами, первое чтение по слогам, первые примеры. Но никакой учёбы — только игра! При этом важно, чтобы ребёнку не было сложно и скучно.

Развиваем мелкую моторику

Мелкая моторика — это ловкость пальчиков, но она напрямую связана с развитием речи малыша. Так что чем больше ребёнок работает руками, тем лучше будет говорить и строить предложения.

1. Добро пожаловать на кухню

Наполните три-четыре миски разными крупами, например мелким рисом, крупной фасолью, мягкой овсянкой. Сначала ребёнок может трогать и перебирать пальчиками каждую крупу с открытыми глазами. Потом завяжите ему глаза и попросите, чтобы он наощупь угадал, какая крупа в миске.

Такую же «угадайку» можно устроить, если сложить в мешочек мелкие игрушки, хорошо знакомые малышу. Сначала пусть посмотрит на них, а потом попробует с закрытыми глазами узнать игрушки из мешочка.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда начинать чистить зубы малышу

2. Книжки с окошками и с клапанами

Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Найди меня» («Животные», «Цвета», «Транспорт», «Первые слова») — это книжки-малышки, в которых ответы на стихи-загадки прячутся под клапаном. Его нужно отогнуть, развивая ловкость, чтобы увидеть картинку-ответ.

Для детей постарше отличными «окошками» будет серия «Маленькие исследователи». Это занимательная энциклопедия, но всё самое интересное написано здесь именно под закрытым окошком-картинкой. Открывая их, можно узнать много нового по темам «О погоде и природе», «Океаны и моря», «На ферме» и «Динозавры». А ещё существуют книжки-задвижки, где на каждой странице картон нужно открывать, как занавес в театре.

Развиваем пространственное мышление

Математика начинается далеко не с цифр и счёта. Сначала ребёнку нужно научиться сравнивать предметы: больше — меньше, длиннее — короче, выше — ниже.

3. Кастрюли, ложки, поварёшки

Дети обожают игры на кухне, так что не спешите уходить оттуда. Доставайте кастрюли и крышки. Задача ребёнка — на глазок определить, какая крышка к какой кастрюле подходит по размеру.

Теперь поставьте перед ребёнком тарелки и ложки разного размера (можно ещё и чашки, если есть). Его задача — подобрать маленькую тарелку к маленькой чашке и маленькой ложке, среднюю тарелку — к средней чашке и средней ложке, большую тарелку соединить с большой чашкой и большой ложкой.

Развиваем чувство ритма

Чтобы петь и танцевать, играть на музыкальных инструментах в будущем, читать и учить стихи, нужно научиться чувствовать ритм.

4. Ударники

Возьмите большую кастрюлю или ведро и переверните вверх дном. Это будет барабан. Приготовьте половник или большую ложку-поварёшку. Предложите своему барабанщику бить половником по дну ведра или кастрюли, но только в ритм. Вы можете хлопать в ладоши, можете поставить музыку. Разные песенки с разным ритмом ребёнок должен сопровождать «ударными». Хотите литавры — берите две крышки.

То же самое можно придумать и с меньшим грохотом, чем издаёт половник при ударе о кастрюлю. Например, предложите ребёнку прыгать в такт или просто хлопать в ладошки под музыку. А можно и не только под музыку, ведь ритм стихов тоже нужно чувствовать. Берите книжку с детскими стихами и хлопайте читая: «НАша ТАня ГРОМко ПЛАчет, УроНИла в РЕЧку МЯчик»

Развиваем зрительную память

Зрительная память помогает быстро фиксировать любую новую информацию. Благодаря ей человек может стать грамотным, если много читает, а также хорошо запоминать лица людей.

5. Мемори

Лучше этой игры для развития памяти ещё не придумали. Вам нужно взять карточки с парными изображениями (подойдёт лото или просто набор карточек). Положите пары рубашками вверх. Пусть ребёнок открывает по две карточки за раз и запоминает, где какие. Его задача — открыть за один ход сразу две одинаковые карточки, то есть пару. Если нашёл пару — оставляет две картинки открытыми и ищет пары дальше.

Эта игра здорово развивает зрительную память и внимание. Кстати, в помощь родителям существуют книги-игры мемори с разными темами (животные, цвета, английские слова). Здесь эти самые пары спрятаны за картонными окошками-шторками. Их не нужно раскладывать или переворачивать — их нужно просто двигать, открывая рисунки. Очень удобно: ни одна деталь игры не потеряется.

Развиваем речь

Правильно произносить слова, строить предложения, пересказывать без труда и всегда быть в центре внимания — всё это обеспечит ребёнку хорошая речь.

6. Дыши глубже

Думаете, чтобы красиво говорить и рассказывать, ребёнку нужно просто выучить побольше слов? Нужно, конечно, но ещё необходимо тренировать дыхание, чтобы договаривать предложения до конца. В этом поможет игра с ватными шариками.

Постройте на столе лабиринт из конструктора или любых предметов. Положите в начале лабиринта ватный шарик. Задача ребёнка — дуть на шарик, перемещая его по лабиринту до самого финиша. Тут и дыхание будет развиваться, и мышление, ведь малышу придётся выстраивать путь.

7. Что я вижу

В эту игру хорошо играть на улице, хотя можно и дома. Ребёнок должен увидеть и загадать какой-то предмет, например синюю машину, которая припаркована во дворе, и описать её. Какая она (форма, цвет, размер), где стоит, что рядом. Можно добавить от себя, кто на ней ездит, что она помогает людям делать. А ваша задача — как можно дольше не угадывать предмет, чтобы дать ребёнку возможность рассказать побольше.

Развиваем самостоятельность

Самый важный этап в развитии ребёнка — это его растущая потребность в самостоятельности. От того, как много родители позволят малышу сделать самому, зависит его успех, уверенность и решительность в будущем.

8. Отведи меня домой

Одеться самому — ясное дело. Выбрать, что хочешь на обед — очень хорошо. Но сможешь ли ты сам найти свой дом? Когда пойдёте на прогулку, предложите ребёнку самому найти дорогу домой. А сами просто идите туда, куда вас ведёт малыш.

Развиваем воображение

Воображение нужно не только художникам и актёрам. Оно позволяет творить в любой области, получать удовольствие от чтения, мечтать, придумывать и изобретать.

9. Ладошка превращается

Обведите на листах бумаги кисти рук и ступни малыша. Теперь пусть эти контуры маленький художник превращает в разные предметы. Например, из ладошки получится прекрасный осьминог, а из пяточки — букет цветов. Фантазируйте вместе!

10. Альбом путешественника

Скорее всего, летом вас ждёт целая куча приключений: вы можете отправиться на море, в деревню или просто будете много гулять на улице. Используйте это время, чтобы сделать альбом на память о самых ярких летних прогулках. Предложите малышу собрать мелочи, которые он захочет сохранить: билеты, ракушки, маленькие сувениры.

11. Поиск от А до Я

Напишите на листе бумаги алфавит. А теперь начинайте искать для каждой буквы соответствующий предмет вокруг себя. Если дома предметов больше не обнаруживается — бегом на улицу! Ведь там Д — дорога, П — песочница и, главное, С — солнце. Игра поможет малышу запомнить буквы и познакомиться с окружающим миром, научит его внимательности.

12. Карта местности

Эту игру мы нашли в книге идей для малышей от 4 до 6 лет «101 идея: дома». Предложите ребёнку нарисовать карту окрестностей своего двора. Отметьте дом, в котором вы живёте, и другие важные для малыша точки: вот любимая детская площадка, а вот автобусная остановка. А ещё можно добавить свои маршруты, например путь в детский сад или к другу в гости. Так в голове у ребёнка сложится полная картинка места, в котором он живёт.

13. Все на выставку!

Наверняка у вашего ребёнка есть дорогие сердцу «экспонаты»: собственные рисунки и поделки или любимые игрушки. А что, если разложить их в комнате и позвать бабушку, дедушку, дядю, тётю? Так мы развиваем речь и ораторские навыки. А еще ребёнку наверняка будет приятно с гордостью рассказать о своих любимых штучках.

14. Создаём робота

Люди делают роботов, чтобы они помогали им выполнять разную работу. А какого робота придумаете вы с малышом? Чем он будет полезен: уберёт все игрушки или поиграет вместе с вами в мяч? А теперь нарисуйте его! Такие задания развивают воображение и учат мыслить нестандартно.

Учим цвета

Научите малыша различать цвета на практике.

15. Всё в порядке!

Мечта родителей — разложенные по коробкам игрушки. Можно превратить такую уборку в полезное развивающее занятие и весёлую игру.

Расставьте коробки и предложите ребёнку складывать игрушки: всё красное — в белую коробку, всё синее — в зелёную. А потом можно давать и другие задания. Всё маленькое — в одну коробку, всё большое — в другую. А можно и на скорость убирать игрушки. Кто быстрее выберет из мягких игрушек всех зайцев?

Знаете ещё какие-нибудь увлекательные детские игры? Делитесь ими в комментариях! 

Источник: https://Lifehacker.ru/razvivayushhie-igry/

Во что играют с малышом до 1 года: развивающие игры и занятия для детей с рождения

Игры с младенцем необходимы для его развития. Жизнь для него полна загадок, неизвестность пугает. В игровой форме малыш знакомится с окружающим миром, новыми предметами, понимает, как с ними взаимодействовать.

Игры с малышами до года

Польза игр для ребенка

Правильные занятия тренируют внимание, улучшают моторику, развивают мышление, память и интеллект. Главное – подбирать игры по возрасту и обращать внимание на предпочтения крохи. Не все дети растут и развиваются одинаково, предпочтения малышей могут отличаться.

Правила безопасности во время игр

Как варить манку на молоке для ребенка 1 года

Как играть с малышами до года:

  • Не оставлять ребенка одного;
  • Нельзя использовать острые и колющие предметы;
  • Следить, чтобы игрушки были целыми, без деталей, способных поцарапать или оторваться.

Важно! Дети до года, познавая мир, все пробуют на вкус. Мелкие детали могут привести к удушью или травме пищевода.

Виды игр по функциям развития

До года для ребенка самое главное – человеческое общение. Внимание родителей, телесный контакт крайне необходимы в этом возрасте. Развивающие игры для малышей до года работают по нескольким направлениям, поэтому занятия должны быть разнообразными. Со временем их нужно усложнять, опираясь на успехи крохи.

Когнитивные

Фруктовое пюре для первого прикорма грудничку до года

Когнитивные или познавательные навыки развиваются, когда малыш взаимодействует с предметами:

  • разные текстуры, отличающиеся на ощупь: шершавые, гладкие, скользкие;
  • шары, имеющие разные диаметр и поверхность: пушистые, колючие;
  • коробочки, наполненные крупами, издающие звуки, если их потрясти.

Обратите внимание! Задача – познакомить малыша с многообразием предметов, научить его различать их. Он должен узнать, что существует мягкое и твердое, холодное и горячее, большое и маленькое.

Интерактивные

Интерактивный тип игр основан на взаимодействии малыша со взрослыми, в процессе ребенок осваивает новую информацию. Например, хорошо себя зарекомендовали пальчиковые игры. Они помогут развить интеллект, речь и мелкую моторику. Простые и веселые стишки сопровождаются сгибанием и разгибание пальцев младенца.

Творческие

Творческие занятия основаны на самостоятельности ребенка. Нужно предоставить ему выбор, чем он хочет заниматься: строить башню или играть в песок. Можно предложить лист фетра и крупные детали из этого же материала, чтобы он пробовал собрать картину. Малышу понравится лепить ткань, ворсинки которой позволяют держаться элементам на основном полотне. Творческие способности развивает музыка, рекомендуют фоном включать классические и детские мелодии.

Социальные

Социальные игры – любые подвижные занятия:

  • Для самых маленьких – «ку-ку», когда мама прячется за ладонями;
  • Хорошо знакома всем игра «по кочкам», когда малыш сидит на коленях, слушает стишок, а в конце проваливается в яму.

Игра «ку-ку»

Сыграть в них можно в любом месте, это поднимет настроение крохе и станет основой коллективных занятий, к которым дети приобщаются позже.

Другие

Простейшие логические игры, позволяющие проследить причинно-следственные связи, появляются уже в младенчестве. Так, тряся погремушку, ребенок понимает, что она издает звук. Когда он нажимает на кнопку игрушки, знает, что услышит лай или кудахтанье.

Обратите внимание! До года малыши учатся соотносить предметы, постоянно помещая один в другой. Они понимают, что большой шар не влезет в маленькую коробку, а в треугольное отверстие не войдет квадрат. Нужно помочь малышам освоить этот навык.

Игры с малышами до года

Таблица набора веса новорожденного по месяцам

Занятия с малышами нужно проводить, когда они в хорошем настроении, сыты и здоровы. Только игры с удовольствием принесут пользу.

Во что играть с малышами до года по месяцам

Возраст, месяцыРазвивающие игры
1 Разговаривать, меняя интонацию и тембр голоса
2 Использовать погремушки или колокольчик, чтобы ребенок поворачивал голову на звук, гладить ручки разными тканями, развивая осязание
3 Катать на фитболе, раскладывать вокруг игрушки, чтобы у крохи возникло желание поползти к ним, слушать музыку
4 Повесить дома мобиль или любые предметы, чтобы малыш концентрировал на них взгляд, вкладывать в руку игрушки и аккуратно забирать
5 Играть с мячами (мягкими, пластмассовыми, пупырчатыми), показывать картинки с животными, отчетливо называя их
6 Предложить игрушки с кнопками, дверцами, позволить малышу стучать и хлопать, выдав кастрюлю и ложки
7 Наполнить мешочки разными крупами, показать кубики и книжки из ткани
8 Разрешить игры с водой, переливая из одной емкости в другую, можно пересыпать крупы, в это время детей интересуют музыкальные и световые игрушки
9 Приобрести сортеры или сделать самостоятельно, можно складывать и доставать предметы из коробки. Научить малыша строить башню из кубиков, собирать пирамидки
10 Поиграть в конструктор, тряпичные куклы, показывая части лица и тела. Освоить музыкальные инструменты, пианино или барабан. В это время можно стимулировать малыша к самостоятельному хождению, выдав ему каталку, игрушку на колесах с палкой для опоры
11 Научить ребенка цветам, выбирать определенный предмет из предложенных или просить принести знакомую ему вещь. Показывать фотографии с членами семьи
12 Предложить пластилин, игры с прищепками, шнуровку. Развивает моторику песок, если не сезон, то можно купить или сделать самим. Соорудить дорожку из ортопедических ковриков, книжек или любых разных поверхностей

Играть с младенцами нужно, когда у них есть желание. Лучше это делать в одно и то же время, дети быстро привыкают к режиму. Для начала достаточно несколько минут в день, постепенно увеличивается продолжительность к году. Если малышу нравится, играть, пока ему ни надоест.

Малыш играет

Полезные занятия до года

Развивающие игры для детей до года важны не только для младенцев, но и их родителей. Малыш быстрее освоится и начнет объяснять свои желания, а общение с ним станет интереснее.

Обратите внимание! Игры для месячного ребенка заключаются в общении с близкими. Нужно много говорить с малышом, менять интонацию, тембр, щекотать и обнимать кроху.

Когда ребенок начинает интересоваться предметами, после 3-4 месяцев, стоит показать ему все многообразие, познакомить с разными звуками. Он должен понимать связь между действиями, например, если нажать на выключатель, свет в комнате погаснет. При общении четко проговаривать слова, особенно, когда малыш начинает лепетать. Мелкая моторика важна в любом возрасте, она стимулирует речь и развивает мышление.

Существует множество развивалок, которые понравятся младенцу и принесут пользу:

  • доставать бусины, пуговицы из песка или теста для лепки;
  • вылавливать сачком предметы из таза с водой;
  • вкладывать шарики в прорези или снимать их с клейкой ленты.

Такие занятия актуальны для детей 6-9 месяцев. Ближе к году важны спортивные игры, например, проползти под палкой или внутри тряпичной трубы, забраться в коробку.

Полезные игрушки для детей

Полезные игрушки для детей – не яркие и кричащие герои мультфильмов, а те, что помогают им развиваться. Педиатры советуют приобрести малышу кубики, сортеры, шнуровки. Пупсики помогут ему узнать части тела, их можно одевать, купать, укладывать спать.

Пирамидки развивают логику и моторику. Они существуют не только с кольцами, бывают квадратными, с различными основаниями, в форме колпачков. Последние можно вкладывать друг в друга, строить башню, если перевернуть, применять в играх с водой и песком. Считается, что, чем больше пирамидок у ребенка, тем лучше. Мячи и шары – также незаменимые игрушки. Сначала малыши их трогают, потом начинают толкать, а после понимают, что их можно кидать в ворота или кольца.

Кроха играет в мячи

Популярны бизиборды, развивайки для детей, где собрано множество интересных элементов:

  • замки;
  • дверцы;
  • лампочки;
  • кнопки;
  • колесики;
  • резинки;
  • шнуровки.

Игры для детей до года – неотъемлемая часть их развития с рождения. Время проходит быстро и весело. Занятия приносят удовольствие не только младенцу, но и родителям, это помогает сблизиться, установить контакт и наладить взаимопонимание.

Источник: https://kpoxa.info/uxod-razvitie/igrat-malyshami-do-goda.html

19 занимательных игр для годовалого ребенка

[artlabel id=»86820″]

Если вы не хотите, чтобы кроха рисовал на обоях, поливал водой диван или отвинчивал ножки у стула, придется постоянно придумывать для него увлекательные задания!

Ура, нам годик! Шустрый годовасик необычайно активен, он всюду сует свой маленький любопытный носик, всем интересуется, но увлечься игрушками так, как это делают детки постарше, еще не сможет. Все занятия, предложенные ему взрослыми, он воспринимает с восторгом, во всем старается принять участие, но концентрации внимания пока не хватает.

  14 развивающих игр для самых маленьких

В мирное русло

Для малыша, который только что научился ходить, будет интересен каждый закуток, каждый шкафчик, дверца или полочка. Однако, несмотря на то что занять себя кроха сможет и самостоятельно, оставлять его одного в комнате нельзя!
Не забывайте о том, что кроха ничего не знает о физических свойствах предметов, у него нет страха смерти, он не боится высоты, удушья, отравления

Карапуз еще не имеет никакого представления о последствиях своих игр! Для того чтобы малыш не пострадал сам и не разнес вашу квартиру, направьте его энергию в мирное русло, предложив ему игры с различной степенью самостоятельности. При этом помните, что контроль за ребенком необходим всегда.

Есть два варианта занятий: совместные игры малыша и мамы и самостоятельная деятельность ребенка, когда маме нужно высвободить немного времени для себя.

Вместе с мамой

  1. Книжки с картинками. Обычно в этом возрасте малыши еще не способны слушать длинные сказки. Ограничьтесь чтением коротких стихов, называя и показывая различные предметы.
  2. Рисование. Под силу даже годовичку, нужно только обзавестись пальчиковыми красками. Они не токсичны, легко смываются с поверхностей и созданы специально для малышей.

    А самое главное — ими могут пользоваться юные художники, которые еще не умеют держать в руках кисточку. Детские художества развивают мелкую моторику, способствуют формированию цветового восприятия и к тому же прекрасно поднимают настроение. Для создания первого шедевра используйте обратную сторону листа старых обоев.

    Рисовать можно и в ванной, на кафельной стенке, это очень удобно, поскольку сразу можно помыть и стену, и самого художника.

  3. Кубики и пирамидки. Покажите ребенку, как складывать кубики (ставить их в ряд или один на другой). Три кубика — это башня, которую так весело ломать. Станете строить из кубиков домик или гараж, малыш обязательно подключится к вам и начнет играть сам.

    Тогда его на несколько минут можно оставить заниматься дальше кубиками самостоятельно. Пирамидки нужны для того, чтобы ребенок научился понимать цвета и размеры. Покажите, где самое большое колесико, где самое маленькое. Пусть попробует надеть колечки самостоятельно.

  4. Активные игры. Догонялки, прятки, игры на фитболе, ритмика и зарядка под бодрую музыку очень нравятся детям.

    Разнообразить догонялки помогут детские тоннели, палатки.

  5. Ролевые игры. Пока они ограничиваются действиями, которые вы ежедневно проводите с ребенком. Потребуются мягкие игрушки и куклы-перчатки. Попробуйте покормить куклу, приготовить ей обед, одеть ее для прогулки, посадить на горшок, покатать на машине, почитать книжку мишке и т.д.
  6. Приобщение к домашней работе.

    Дети любят помогать маме, например, пылесосить, мыть посуду, поливать цветы. Они воспринимают эти действия как игру. Конечно, нечего и рассчитывать на то, что годовичок хорошо справится хотя бы с одним заданием. Вам, несомненно, придется убирать за ним, но такая совместная деятельность прекрасно приучает ребенка к труду.

    Дайте малышу повозить по полу швабру или пылесос, подержать под краном чашку, блюдце — и кроха будет счастлив. Совместная уборка поможет ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, запоминать названия предметов, координировать движения, развивать моторику.

8 развивающих мультфильмов для детей от 0-3 лет

Таким образом, к полутора годам карапуз будет уже способен отнести белье в стиральную машину, положить грязную бутылочку в раковину, собрать свои игрушки.

Burda Media

Я играю сам!

Каждый новый предмет малыш желает не только посмотреть, но и потрогать и попробовать на вкус. Для мамы, выполняющей функцию ангела-хранителя, этот период времени очень непрост, поскольку нужно и следить за безопасностью ребенка, и успеть выполнить массу домашних дел. Выход один — увлечь кроху чем-то на 15–20 минут. Самое важное условие для таких занятий — безопасность.

Спрячьте подальше все, что может причинить вред его здоровью: мелкие и острые предметы, дезодоранты и освежители воздуха, лаки для ногтей, зажигалки, спички и т.д. Даже если ваш малыш играет спокойно и тихо, проверяйте его, чтобы быть уверенными, что ничем опасным он не занят.

Развивающие игры с крупами и макаронами: топ-9

  1. Работаем вместе. Если вы читаете, пусть ребенок сидит рядом и смотрит картинки в своих детских книжках, говорите по телефону — вручите и крохе старую трубку, пишете текст — посадите его рядом и дайте карандаш и листок бумаги. Даже когда вы на кухне готовите обед, дайте карапузу кастрюлю — пусть барабанит по ней или складывает туда неопасные и неострые ложки-поварешки.
  2. Новые старые игрушки. Ребенку обычно быстро надоедают даже самые красивые и интересные игрушки, и каждый раз он будет ждать „чего-нибудь новенького”. Однако, чем больше игрушек у малыша, тем меньше они ему интересны. Заведите специальный сундук, из которого можно будет доставать несколько забытых „новых” вещичек, припрятывая старые.
  3. Матрешка. Сейчас малышу очень интересны игрушки, которые можно вставлять одну в другую (по типу матрешки). Кроме классической игрушки это может быть набор цветных стаканчиков, кухонные кастрюльки.

    Burda Media

  4. Каталка. Ее можно катить, толкая перед собой, или тащить за веревочку. Продаются каталки в виде машинок, колес, зверюшек. Подобную игрушку легко соорудить из обувной коробки.
  5. Пакет с одеждой, из которой малыш уже вырос, а также платки и шали. Дети любят примерять на себя разные вещички и красоваться перед зеркалом.
  6. Кухонная утварь. Подойдут любые кухонные принадлежности: кастрюли, крышки от них, половники, контейнеры, пластиковая посуда. Малышу очень нравится перебирать эти предметы, складывать один в другой. Если вы готовы терпеть шум, покажите крохе, как стучать ложкой по кастрюле, или дайте ему две металлические крышки. Грохот будет ужасный, но эффект настолько нравится детям, что занимает их надолго.
  7. Воздушные шарики. Надуйте их не слишком сильно, чтобы шар не лопнул в процессе игры. Покажите ребенку, как играть ими в футбол или подбрасывать.
  8. Домик. Поставьте рядом два стула, накройте их одеялом, откиньте уголок — залезай, малыш! Можно сделать домик, накрыв длинной скатертью стол. Только уберите с него все вещи, чтобы на ребенка ничего не упало, если он сдернет скатерть во время игры.
  9. Накормить игрушку. Рассадите кукол или плюшевых зверей. Скажите малышу, что игрушкам пора обедать, и дайте ему бумажные „продукты” — например, вырезанные по контуру в виде конфет разных размеров и цветов. Положите перед каждой игрушкой картонные тарелки, пусть кроха раскладывает по ним „угощение”.
  10. Старые цветные журналы, или туалетная бумага. Растерзание бумаги — это весело! Пусть кроха рвет ее, расстилает, сминает в комки, протыкает дырочки.
  11. Волшебный мешок. Сложите в мешок небольшие предметы и время от времени предлагайте их малышу. Совсем мелкие вещи — пуговицы и бусины — связывайте в ожерелья или пришивайте к кусочкам ткани. Не забывайте обновлять содержимое мешка. Если у вас есть дома пустые 5-литровые бутыли, в них можно заталкивать мелкие предметы. А все, что „съест” бутылка, можно потом рассмотреть через прозрачные стенки.
  12. Коробочка-сортировка. Найдите коробку с несколькими делениями, разложите по ним предметы разных сортов: каштаны, крупную фасоль, ракушки. Можно к этой коробочке выдать также пластиковые ложки и несколько мисок. Ребенок под вашим присмотром будет увлеченно перекладывать и сортировать мелочи, заодно научится держать ложку и переносить ею содержимое без потерь.
  13. Пересыпание круп. На кухне можно дать малышу несколько емкостей (чашки, миски) и любую крупу. Предложите крохе пересыпать ее ложкой из одной миски в другую. Игру легко варьировать различными заданиями: насыпь во все чашечки поровну, в одну миску больше, в другую чуть меньше.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/infant/razvitie-infant/19-zanimatelnyih-igr-dlya-godovalogo-rebenka/

Как играть с детьми?

Как организовать игровое пространство в многодетной семье? Какие игры для этого нужно использовать? Какое участие в игре должен принимать взрослый? На эти и другие вопросы отвечает психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

Многодетная семья — это сложное сообщество со многими ярусами жизни. Внизу ползают младенцы, которые не знают, что можно что-то сломать, испортить, бегают дети, которые уже пробуют это делать. Чуть выше располагаются дошкольники. Они любят рисовать, играть в первые настольные игры. И хорошо бы чтобы те, кто ползают и бегают,  им не мешали.

За столами сидят школьники, которые делают домашнее задание, а на досуге занимаются какими-то сложными поделками. А еще выше на кроватях-ярусах живут младшие подростки и подростки, которые не любят, чтобы к ним приставали и взрослые, и дети — у них свои занятия и увлечения.

И маме нужно каким-то образом организовать игровое поле, в котором могли бы участвовать все дети. Как это сделать?

Игры, не требующие родительского участия

Дочки-матери

Существуют всем известные игры, не требующие особого родительского участия. Это подвижные, моторные (прятки, догонялки, колдунчики) и сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Королевство», «Пираты»). Их могут организовать старшие дети для младших.

Почти в любой многодетной семье они идут хорошо. Потому что в многодетной семье, в отличие от малодетной, дети еще играют. Проблема малодетной семьи состоит в том, что родители вынуждены постоянно привлекать ребенка к игре, потому что он не умеет.

Как говорят психологи, детская игра сейчас вымирает.

Развивающие игры. Как играть с детьми?

Что касается игр дидактических, развивающих, настольных игр, среди которых есть и сложные, тут не всегда можно обойтись без помощи родителей. Родители должны вводить в игровое пространство новые типы игр, иначе интеллект детей не будет правильно развиваться. Старшие дети не смогут до конца осознать назначение таких игр.

Особенности многодетных семей таковы, что если в старших детей родители еще вкладываются интеллектуально, иногда даже больше, чем нужно, то все остальные дети могут, к сожалению, интеллектуального развития от родителей недополучать.

Сложно в одну реку войти дважды: если мама учила первого ребенка по кубикам Зайцева, то проходить это для второго и пятого захочется далеко не всем родителям. Родители либо ищут другие варианты, чтобы и им было интересно, либо вообще не занимаются интеллектуальным развитием детей. С этим надо бороться.

В России проблемой особенностей интеллектуального развития детей в многодетных семьях почти не занимаются, так как нет достаточной статистической выборки, но есть ряд зарубежных исследований, результаты которых говорят, что дети с большим порядковым номером имеют худший уровень интеллектуального развития при тех же возможностях и способностях. Этой проблемой занимались известные американские психологи — Адлер и Ричардсон.

И в моей практике были такие случаи. Родители не фокусируют внимания на средних и младших детях. Я считаю, что настольные и дидактические игры — это прекрасный способ обратить внимание родителей на интеллектуальное развитие средних и младших и не терять контакт со старшими, входящими в сложный подростковый возраст. Настольные игры — эта отличная альтернатива компьютерным играм.

Дидактическая игра — это обучающее занятие. Она имеет целью не столько развлечь и увлечь, сколько преподать знания в «нететрадной» форме.

Дидактические игры помогают развитию логики, категоризации, мелкой моторики. Самые известные из таких игр — это разного рода геометрические мозаики, конструкторы, игры-противоположности, — например, животные и детеныши. Они могут быть карточными, деревянными, из пластика.

Замечательные разработки, развивающие мышление, предложены в играх Никитиных: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» . Сюда же входят логические блоки Дьенеша, позволяющие через работу с предметом формировать категории мышления цвета, размера и величины. Логическая мозаика учит ребенка логическому разделению по цвету, форме, высоте.

Родители — профессионалы

В многодетных семьях родители — профессионалы. Поэтому, если финансовые возможности позволяют, набор дидактических игр должен быть большим.

Маме сложно заниматься с 3-4-летним ребенком, учить его формам и цветам. Если существует определенная дидактическая игра, к обучению проще подойти.

Из того, что можно купить в России, могу порекомендовать игры фирмы Равенсбургер. У них есть серия Лого от 1 до 7. Они помогают формировать основные категории мышления, простые логические соответствия, цвет, форму, размер, счет азбуку, время.

Первая Лого подходит детям 2,5-3 лет. А последняя №7 предназначена для школьников. Каждая по своему интересна, Лого 6, например, замечательная игра, позволяющая узнать часы. Поскольку с какими-то играми уже знакомы старшие дети, то они могут в игровой форме научить младших братиков и сестренок.

Интерес к дидактическим играм пропадает довольно быстро. Навык освоен, автоматизирован, интерес пропал, нужно водить игру другого уровня.

Екатерина Бурмистрова: Чем опасна мода на многодетность?

К тому же дети очень любят обучать этим играм своих кукол, но это уже происходит без участия старших. Дидактика (обучение) должна быть в меру творческих способностей матери и характера ребенка. Одна из функций таких игр — обучение вниманию.

После них не истощается желание ребенка сидеть за партой. Если занятия дома будут происходить только по книжкам и тетрадкам — даже рисование будет очень напоминать ребенку занятия в саду или в клубе. Нельзя школьника переутомлять тетрадными занятиями.

Дома должна быть мягкая форма обучения.

Особую сложность представляют собой неусидчивые дети. Они ни во что не играют хорошо. Игра для них форма тренинга. Сегодня на 5 минут сконцентрировались. Завтра пытаемся на 10, через пару месяцев на 20.

Их противоположность — заторможенные дети, они тоже будут учиться работать со своим темпом. Их глобальная школьная проблема — они все осваивают, но медленнее чем остальные. Из-за этого их оценки ниже.

Настольные игры. Как играть с детьми?

У настольных игр огромный диапазон коррекционных возможностей. Среди них есть как самые простые, знакомые всем с детства — ходилки, кубики, так и сложные логические, в которые и взрослым будет сложно играть.

Качественные ходилки тоже могут быть обучающими. В них учат действовать по правилам — не как тебе хочется, а как договорились. Для дошкольника — это задача. У младшего ребенка в многодетной семье иногда возникает тенденция «косить под малышей».

Они ориентированы не на свою возрастную норму, а на поле младших детей. Отчасти это происходит потому, что они не хотят ответственности, а еще потому, что большое количество малышей в семье тормозит развитие. Ребенок психологически оказывается младше своего календарного возраста.

Этот недуг входит в многодетную семью, начиная со второго ребенка.

Но в игре не помалютишься. Надо соблюдать правила, о которых заранее договариваются, а не скандалить и не кричать.

Перед тем, как сесть за игру, правила надо объяснить так, чтобы понял самый маленький.

Настольные игры-ходилки состоят из коробочки с игровым полем, с деревянной или пластиковой основой, игровыми аксессуарами, правилами.

Удобнее всего записать на коробке возраст, количество игроков и время,  на которое рассчитана игра.

Игры зарубежных разработчиков (Habba, Taktika Burger, Elk) дороже, но интереснее и крепче. А в многодетной семье игры должны быть крепкими, неубиваемыми.

Лото и домино — первые настольные игры. Их знают все родители, но не все знают, что нужно играть в них с 2,5 лет, а не с 4-х, как у нас обычно пишут на коробках.

С 4 лет игровые возможности ребенка очень сильно расширяются. Он взрослеет, растет возможность саморегуляции, интеллект, усидчивость, внимание.

Я рекомендую, чтобы начиная с 4,5 лет была игра с кубиками.

Замечательная для разновозрастного коллектива игра — бирюльки. Фигурки собирают миниатюрными крючками, чтобы кучка не рассыпалась. Помимо того, что нужно руководствоваться правилами и концентрировать внимание, сразу видно, сочувствуют проигравшему или радуются. Это лакмусовая бумажка, точный анализ положения в коллективе.

В настольных дидактических играх также хорошо видна реакция ребенка на неудачи. Проигрывать надо уметь, а не воспринимать проигрыш как катастрофу. Один мальчик при мне опрокидывал доску с шашками и кричал: «Я хочу только выигрывать!».

В этой ситуации игра становится тренингом, обучением. Это поле коррекции, педагогической работы родителей. Важен процесс: кого-то можно и утешить, но, ни в коем случае не поддаваться.

Надо дать возможность ребенку избавиться от гневной и панической реакции на поражение.

Психолог Екатерина Бурмистрова: Есть ли детство в многодетных семьях?

Мотивация к игре

Дети способные, целеустремленные очень мотивированы на успех. Эту мотивацию можно немного сдвинуть.

Если игра на умелость, то разновозрастных детей посадить за игровое поле очень сложно. 12 летний и 5 летний никогда не будут равны. Поэтому в большой семье наиболее удачные игры комбинированные. Наиболее известна на российском рынке — Монополия, считается игрой экономической. В нее с огромным удовольствием играют и младшие школьники, и подростки и мамы и папы.

Для подростков хорошо подходит Манджонг — классическая китайская игра. Она была популярна в российских дворянских семьях в начале века. Это китайское домино со сложными правилами.

Дженка — игра на ловкость: деревянная башня на брусочках которые нужно определенным образом выдвигать и складывать в более высокую башню. Это игра на контроль себя, пространственное соотнесение и выдержку, она очень полезна для нервных детей.

В составление кроссвордов можно играть вчетвером и больше. В игре «Эрудит» тренируется речевое мышление, грамотность и пространственное мышление. Из фишек, на которых написаны буквы, нужно составить максимальное количество слов. Она очень полезна и для ребенка который учится читать, и для ребенка, у которого есть проблемы с грамотностью.

Еще хотелось бы поговорить об играх парных. Они дают многодетной маме возможность небольшой кусок времени посвятить конкретному ребенку, показать свою любовь младшим, найти подход к старшим. Сюда относятся крестики-нолики, морской бой В них есть момент логического развития и общения.

Ну и наконец, для многодетных семей важны игры для праздника: шарады, контакт, ассоциации.

Контакт — речевая игра. Команда задумывает слово. Ведущий загадывает первую букву слова. Из другой команды его спрашивают: «Это не такое сладкое в обертке?» — «Нет, не конфета». Когда отгадывают первую, ведущий загадывает вторую букву. В эту игру удобно играть в машине или поезде во время путешествия.

В шарадах надо изобразить движение, фразу, они прекрасно разнообразят игровое наполнение семейного праздника.

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-igrat-s-detmi/

Как играть с ребенком до года?

Общеизвестно, что малыши развиваются в процессе игр, которые должны быть достаточно просты и понятны ребенку. Играя со своим чадом, вы не только развиваете его мышление, моторику, интеллект, но и помогаете ему знакомиться и привыкать к окружающему миру, который сначала может быть даже пугающим для младенца.

В этой статье мы расскажем как о конкретных играх с детками первого года жизни, так и общие вариации на тему развивающих игр для малыша.

Прятки для самых маленьких

Помимо игр с предметами, можно поиграть с ребенком в простые игры, например «КУ-КУ». Такая незамысловатая игра сформирует у ребенка понимание, что даже если вы ушли (спрятались за ладошками), вы обязательно к нему вернетесь и будете всегда рядом. А когда малыш начнет понимать, что вы спрятались, ему будет интересно вас «отыскать».

Ладушки

Деткам очень нравится игра в «ЛАДУШКИ». Сначала ребенок будет хлопать в ладоши с вашей помощью, но очень быстро научится это делать сам. Приговаривайте стишок «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки». Эта игра помогает развивать двигательные и слуховые навыки вашего крохи. Также полезна игра в повторение звуков или мимики.

Рожицы

Когда ребенок произнесет какой-либо звук или слово, например «агу», ПОВТОРИТЕ ЗА НИМ, так вы поможете ребенку развивать уверенность в том, что вы его понимаете и вам с ним интересно. Корчите смешные рожицы ребенку, деткам нравится такая игра, они понимают, что бывает очень весело и смешно.

Изучаем части тела

«ПОИЩИТЕ» НОСИК на лице ребенка, сопровождая игру фразами «А где же носик?», а когда «найдете», не забудьте пояснить «Вот носик». Играйте так с разными частями тела малыша и с предметами, такая игра развивает внимание, координацию и расширяет словарный запас ребенка.

Танцы

ТАНЦУЙТЕ С МАЛЫШОМ. Музыка и танцы помогают ребенку быстрее развиваться и расти гармоничной личностью. Потанцуйте сами вокруг малыша, а затем возьмите его на руки или расположите в слинг и потанцуйте в паре. Следите за состоянием ребенка, когда он устал и уже собирается поспать, просто медленно покружите с ним по комнате, в моменты активности можно подкидывать кроху в воздух, или покружить на вытянутых руках. Это доставит огромное удовольствие вашему малышу.

Погремушка

Конечно, не будем рассказывать, в какую ручку и как дать малышу погремушку, а рассмотрим, какие требования к игре должны быть исходя из возраста ребеночка. Для начала, не забывайте, что нельзя просить у ребенка то, что ему еще не по силам. Также и наоборот, не облегчайте задачу, если видите, что малыш способен на большее. Усложняйте игры постепенно и, конечно, помогая и объясняя ребенку, как правильно.

НОВОРОЖДЕННЫЙ: только родившийся малыш еще совсем слаб и не может играть самостоятельно, но вы можете показывать ему погремушку, демонстрировать как ею можно погреметь, заинтересовать ярким цветом. На этом этапе будет достаточно того, что кроха сможет фиксировать не на долго свой взгляд на игрушке.

Постепенно он научиться следить за ней и прислушиваться к ее звуку. На втором месяце малыш уже сможет держать погремушку в соей ручке непродолжительное время. Ребенок научится со временем удерживать ее более длительное время и понимать причинно-следственную связь между взятием игрушки в руку и издаваемым звуком. Такая игра развивает хватательный рефлекс и тактильные ощущения.

С 2,5 МЕСЯЦЕВ можно уже показать ребенку, что он способен и дотянуться до игрушки Это поможет развитию координации движений и, благодаря разжиманию ладошки, снизить тонус рук.

С 3-4 МЕСЯЦЕВ малыш уже может тянуть свои ручки непосредственно к игрушке и удерживать ее, находясь в различных положениях, а также приближать и отдалять от себя, тянуть в ротик.

РЕБЕНОК 5-6 МЕСЯЦЕВ начинает использовать погремушки по назначению, активно ими гремит, может перекладывать из ручки в ручку или держать разные погремушки в обеих руках, увлекаясь то одной, то другой.

С 7-8 МЕСЯЦЕВ малыш осознанно выбирает ту погремушку, которая ему больше нравится, может постучать ею по столу или кроватке, также одной из забав становится кидание игрушки на пол. Подыграйте малышу, поднимите погремушку, пусть он снова ее бросит. Такая игра очень понравится ребенку и вызовет у него смех.

В этом возрасте крохе будут очень кстати игрушки разной фактуры или с нанизанными бусинами для развития мелкой моторики.
В ВОЗРАСТЕ 8-9 МЕСЯЦЕВ ребенок с удовольствием выполняет несложные задания, например, помахать или постучать погремушкой.
С 11 МЕСЯЦЕВ ребенка начинают интересовать игрушки с движущимися составляющими.

Малышу очень понравится перекатывать по обручу шарик или вращать фигурки на перекладине. Также ему обязательно приглянутся погремушки с фигурками животных, с которыми вы его начнете знакомить.

Игрушки-вкладыши

Это очень полезные игрушки для развития мышления и навыков ребенка. Для начала можно использовать два или три вкладыша. Дайте ребенку возможность самому сложить эти предметы. Затем покажите, как сделать правильно. Расскажите ребенку, что было много предметов, а если сложить детали,  получается один.

Не раздражайтесь, если у ребенка не получается поначалу складывать игрушки в правильном порядке, и не настаивайте на игре, если видите, что малышу она больше не нравится.
Вариантов игр с игрушками-вкладышами много, например, ИГРА В ПРЯТКИ. Накройте вкладышами какие-либо предметы, разные по величин, и обязательно рассказывайте малышу о том, что вы делаете, объясните, что под маленькое ведерко нельзя спрятать большой шарик, например.

Перекладывайте игрушки, меняйте вкладыши местами, предлагайте ребенку самому спрятать предметы, а потом их найти. Такая забавная игра понравится вашему малышу.

Также из игрушек-вкладышей МОЖНО ПОСТРОИТЬ БАШНЮ. Помогайте и направляйте ребенка, если малыш совсем запутался, положите ему под руку тот вкладыш, который нужен.  Ребенку  понравится, что он справился, особенно если вы его похвалите и вместе с ним похлопаете достигнутым успехам.

Полезны для развития ребенка и РАМКИ-ВКЛАДЫШИ. Для начала подойдут просто с геометрическими фигурами, потом можно использовать более сложные, например, с животными или из нескольких частей в одном окошке. Поиграйте с ребенком в «окошки», объясните, что для каждого окошка есть своя крышечка и другая не подойдет, пусть малыш сам попробует подобрать нужную.    

Не менее полезная игрушка для ребенка, но сначала не забудьте показать малышу, как правильно ею играть, и объясните свои действия. Дайте ребенку разобранную пирамидку, чтобы он имел возможность ознакомиться с ней, а затем с вашей помощью предложите крохе ее собрать. Вы и не заметите, как малыш с удовольствием будет делать это самостоятельно.

Игрушки с сюрпризом

Малыша очень заинтересуют игрушки, которые издают звуки, с кнопочками, которые нужно нажать, чтобы что-то произошло, например открылась дверца, из которых можно достать фигурку или наоборот вложить. Пусть ребенок делает это самостоятельно, если же вы видите, что у него не получается, помогите, но порадуйтесь за результат, как за совместный. Деткам очень нравятся волчки, которые можно раскрутить, они яркие и способны очень заинтересовать деток своим танцем.

Игры с сюжетом

Приблизительно до 6 месяцев ребенок может только подержать и рассмотреть игрушку, но ПОСЛЕ 6-7 МЕСЯЦЕВ, когда малыш уже начинает следить за действиями родителей, можно поиграть с ним в сюжетные игры. Они должны состоять из нескольких простых действий, например, кормим зайку, прыгает собачка, скачет лошадка и т. д.

Можно спрятать игрушку под одеялко и предложить малышу НАЙТИ ЗАЙКУ, например. Если ребенок так и не находит, пусть зайка «выпрыгнет» из под одеяла, а вы скажите ребенку, что вот он зайка, покажите где он прятался.
Для восприятия и эмоционального развития ребенка очень полезно включать в игры ПРОСТЫЕ ДЕТСКИЕ СТИШКИ, например А. Барто.

Сопроводите действия коровки всем известным стихотворением «Идет бычок, качается». Также в сюжетных играх включайте эмоциональные составляющие. Ребенок познакомится со всем спектром чувств и эмоций: смех, страх, грусть, слезы.

Ребенок научится понимать причину тех или иных эмоций, объясняйте, что зайка плачет, потому что он упал и ему больно, вместе пожалейте зайку и ему станет весело и радостно,  или куколка смеется, потому что ей нравится ехать на машине. Все зависит от вашей фантазии, а вариантов может быть огромное множество. 

Подвижные игры

РЕБЕНКУ 1-2 МЕСЯЦЕВ достаточно натянуть над ним в кроватке погремушку-подвеску или растяжку с яркими составляющими. Нечаянное прикосновение ручек или ножек вызовет звук, который привлечет внимание малыша. Такая игра заинтересует ребенка и он будет пытаться дотянуться до игрушки. Это поможет развивать координацию движений и будет стимулировать зрительный и слуховой аппарат.

К 3-4 МЕСЯЦАМ можно менять положение игрушки, а ребенок будет следить за ее передвижением и пытаться ее достать. Двигайте игрушку из стороны в сторону, а малыш будет пытаться дотянуться до нее. Но не испытывайте терпение ребенка слишком долго, после нескольких попыток отдайте игрушку в ручки малыша.
В 5-6 МЕСЯЦЕВ ребенка очень заинтересует шарик, наполненный гелием.

Привяжите его к ручке малыша, он сможет двигать ручкой и следить за движением парящего шарика.  
С 9-12 МЕСЯЦЕВ детям становятся интересны игры с мячиками. Перекатывайте мяч от себя к ребенку. Сопровождайте эти действия словами, типа «мячик убежал от Паши и прибежал к маме, а теперь убежал от мамы к Паше». Пусть малыш пытается просто подбрасывать мяч.

Чуть позже для игры с мячиком можно подключить коробку и попробовать бросить в нее мяч.

Как вы успели убедиться, все предлагаемые игры очень просты, но не смотря на это отлично развивают и учат общению вашего ребенка. Проявите фантазию, и вы отлично проведете время с вашим малышом, а его звонкий смех будет вашей наградой.

Источник: http://www.Ellevill.org/kak-igrat-s-rebenkom-do-goda/

Для всестороннего развития малыша: примеры полезных игр с ребенком 7 месяцев

Семимесячный малыш смотрит на мир “новыми глазами” — совсем недавно он научился уверенно сидеть и уже активно осваивает ползание. Каждый день кроха узнает много нового и удивляет родителей своими достижениями.

Игры с ребенком 7 месяцев, значительно ускоряют физические и психические процессы, ведь именно с их помощью малыш развивает внимательность, мыслительные навыки, память и прочее.

В какое время лучше играть с грудничком?

Игры должны способствовать тому, чтобы у ребенка сохранялся оптимальный режим дня. Основное правило: активные занятия должны приходиться на утро и послеобеденное время, а спокойные — на вечер.

Идеальным временем для игры считаются те моменты, когда малыш сыт, выспался, его ничего не беспокоит.

Семимесячные дети могут заниматься одним видом упражнений не более пяти минут, поэтому не стоит долго концентрироваться на чем-то. Если заметно, что малыш устал или капризничает, значит, можно смело переходить к другой игре.

Развиваем интеллект малыша

В 7 месяцев ребенок активно изучает окружающее пространство — малыша интересует буквально все, что попадается на пути, поэтому важно вовремя убрать предметы, которые могут принести вред. Поскольку карапуз уже понимает большую часть того, что говорит ему мама, игры в этом возрасте становятся по-настоящему интересными для обеих сторон.

Доступные развивающие игры для детей 7 месяцев дома:

  1. волшебные шкатулки. Необходимо взять несколько разных по размеру коробочек и проделать в них небольшие отверстия. Внутрь нужно поместить интересные предметы (по одному): маленькое зеркальце, ложку, резиновую игрушку. Ребенок достает из коробок мелочи, если получается — помещает их обратно, а мама в процессе рассказывает о назначении каждого из них;
  2. «угадай, где». Для игры можно использовать сжатые кулаки взрослого, но интереснее будет, если взять два цветных пластиковых стакана. Их нужно перевернуть, спрятав под один интересный небольшой предмет. Быстро двигать емкости по столу в хаотичном порядке. Задача ребенка: угадать, где спрятано «сокровище»;
  3. «выбери игрушку». Это простая, но очень увлекательная игра, направленная на развитие мыслительных функций. В обе руки ребенку дают по игрушке, а затем предлагают третью. Чтобы взять ее, малышу приходится отпустить одну из первых двух;
  4. «потяни и возьми». На салфетку или платок нужно разместить небольшую, но интересную для крохи игрушку, так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Задача: показать ребенку, что желанное можно достать, подтянув край тряпочки на себя;
  5. «разрушение башни». Перед крохой нужно строить конструкции из легких кубиков и давать малышу их разрушать;
  6. «прятки». Можно скрывать яркие предметы под пеленкой или небольшим одеялом, а затем давать крохе возможность их находить. Прятаться может и мама, например, за углом, за манежем или за той же тканью.

Не стоит расстраиваться, если малыш пока не может освоить ту или иную игру — пройдет совсем немного времени, и он это обязательно сделает.

Речь, в полном смысле этого слова, ребенок освоит намного позже, но уже сейчас кроха пытается повторять самые легкие слоги и произносить разнообразные звуки. Малыш может протяжно петь, булькать, а также иным образом привлекать внимание взрослых.

Игры в 7 месяцев:

  1. звукоподражание. Просматривая книги или картинки с изображениями животных, необходимо рассказывать, как они «говорят» (кошечка: «мяу-мяу», уточка: «кря-кря» и т.д.). Озвучивать таким образом, стоит и все предметы в доме, то есть, часики «тик-так», молоточек «тук-тук» и т.д.;
  2. разговоры на детском языке. Нужно установить зрительный контакт с младенцем и повторять звуки, например, «ма-ма», «ба-ба» и т.д. Уже через некоторое время кроха начнет говорить аналогично;
  3. развитие слуха. Отличный слух — залог того, что ребенок будет понимать все звуки родной речи, а значит, хорошо и правильно говорить и писать в будущем. Для развития навыка полезно петь малышу песенки, колыбельные, говорить с разной интонацией и громкостью, включать слушать музыку (особенно полезны произведения классиков);
  4. «кто где?». Развитию речи будет способствовать запоминание названий как можно большего количества предметов в доме. Для начала стоит обращать внимание на большие и яркие, затем — на более мелкие. Желательно, чтобы они всегда находились на одном месте;
  5. игрушечный телефон. Полезно говорить что-то в трубку, а затем предлагать делать то же самое малышу.

Лучшее «упражнение» по развитию речи грудничка — продолжительные разговоры с ним. Слова должны четко произноситься и не коверкаться, а интонацию и громкость можно постоянно менять.

Увлекательные занятия для развития мелкой моторики

Когда двух или трехлетнего малыша приводят к специалисту и мама жалуется на отсутствие речи, первое, что посоветует доктор — развивать мелкую моторику. Чтобы не столкнуться с подобной проблемой в будущем, упражнения можно начинать делать с самого раннего возраста.

Лучшие развивающие игры для малыша 7 месяцев:

  1. сбор мелких предметов. Необходимо рассыпать фасолины, цветные бусинки, макароны или прочее, дать малышу ведерко и попросить собрать разбросанное в емкость;
  2. игра с цветной бумагой. Необходимо давать ребенку листики. Сначала он будет их мять и рассматривать, а затем — отрывать кусочки. Такое занятие очень полезно для моторики. Стоит понимать, что обычная бумага не подойдет — она хуже рвется и мнется;
  3. рисование на муке или манке, перебирание круп. Попутно нужно учить малыша делать захват щепотью (тремя пальчиками);
  4. перебирание бус. Желательно, чтобы они были разноцветными и достаточно крупными. Можно приобрести специальные детские бусы и шнуровки;
  5. другие. Не менее полезно играть с ребенком в «Ладушки» и другие народные потешки.

Поскольку малыши до года еще плохо владеют пальчиками, полезно проводить деткам массаж, стимулирующий мелкую моторику и ловкость рук.

Несколько упражнений:

  • танцы. Необходимо сгибать и разгибать пальчики на каждой ручке по несколько раз. С большим, проводить следующие манипуляции: опускать вниз, поднимать вверх, двигать по кругу;
  • поглаживание. По каждой ручке малыша нужно аккуратно водить по направлению к центру (пять – шесть раз);
  • раскрыть ладошку малыша и совершать движения по спирали от центра до зоны, расположенной чуть выше основания пальчиков. Повторять несколько раз.

В непосредственной близости друг от друга в мозге человека расположены два центра — моторный, отвечающий за речь, а также руководящий пальцевой моторикой. Стимуляция последней помогает улучшить интеллектуальные, творческие, мыслительные и прочие навыки у малыша. Именно поэтому, так важно ежедневно выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.

Игры для стимуляции ползания

Далеко не все крохи в 7 месяцев уже умеют хорошо ползать, а ведь этот навык крайне важен для развития опорно-двигательного аппарата.

Есть несколько интересных игр, которые помогут быстрее освоить ползание:

  1. перегонки. Необходимо разложить любимые игрушки ребенка на одной стороне ковра, а маме и грудничку расположиться на другом. Взрослый должен на своем примере показывать, как правильно ползти. Пройдет совсем немного времени, и веселые гонки гарантированы;
  2. залезь на гору. Возвышенностью может служить подушка или съемная часть дивана. Ее нужно разместить на полу, а на “гору” поставить игрушку, привлекая внимание ребенка. После того как он сможет залезть, нужно еще и аккуратно спуститься. Постепенно на полу можно раскладывать целый лабиринт из таких препятствий;
  3. дети обожают мячи. Можно катать их по полу и просить, чтобы ребенок их догонял. Вместо мяча, подойдут игрушки с заводным механизмом;
  4. из стульев нужно сделать импровизированные ворота, на одной из сторон которых разместить игрушку. Крохе придется проползти через “калитку”, чтобы получить желаемое.

Без достаточного уровня физической активности невозможно обеспечить нормального интеллектуального, мыслительного и других видов развития.

Развивающие игрушки для 7-месячных мальчиков и девочек

Семимесячному ребенку необходимо достаточно много игрушек. Одни из них помогут в развитии логики и внимания, другие полезны для слуха, а третьи — для моторики и улучшения координации движений.

Какие игрушки нужны ребенку в 7 месяцев:

  • кубики разных размеров и цветов;
  • сортеры;
  • барабан, детское пианино и другие музыкальные игрушки;
  • пирамидка;
  • игрушки для ванной;
  • книжки с плотными страничками. Подойдут и пособия со встроенным звуковым модулем (они поют, читают сказки и т.д.);
  • безопасное зеркало;
  • игрушки на колесиках. Это могут быть не только машинки, но и фигурки животных и прочее;
  • специальные сенсорные коврики;
  • мягкие игрушки для малышей с разными поверхностями, например, ушки могут шуршать, хвостик — звенеть и т.д.

Игрушки сами по себе не принесут крохе большой пользы — ее он может получить, если с малышом будет заниматься кто-то из взрослых. Наибольший позитив младенец получает, если совместные исследования окружающего мира с ним проводит мама.

Источник: https://momjournal.ru/semya/igry-s-detmi/7-mesyacev.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой