Что подарить ребенку аутисту

Игрушки для аутистов — развивающие игрушки для детей аутистов: советы по выбору от ABA

что подарить ребенку аутисту

Дети-аутисты, как и их нейротипичные сверстники, очень любят играть – это свойство можно и нужно использовать для развития физических, сенсорных, социальных и языковых навыков, а также познавательного мышления. Поэтому выбирать игрушки для аутичных детей необходимо с учетом их индивидуальных особенностей и предпочтений. Об основных правилах выбора и распространенных ошибках, которых нужно избегать при выборе игрушек, мы и поговорим в этой статье.

Особенности выбора игрушек для детей с аутизмом

Перед тем, как выбрать игрушку для ребенка с аутизмом, необходимо решить, будет ли она полезной для развития ребенка и не нанесет ли она ему вреда? Чтобы малыш получал удовольствие от своих игр и одновременно обучался новым навыкам, игрушки для аутистов должны соответствовать следующим требованиям:

  • прочность и безопасность. Иногда аутята с силой бросают игрушки на пол или в стену, наступают на них, пытаются порвать или согнуть просто потому, что пока еще не умеют играть по-другому. Важно, чтобы игровой предмет выдержал все эти испытания и не стал опасным для ребенка – например, не поранил его острыми краями;
  • удовлетворение особых сенсорных потребностей. Хотя аутизм проявляется очень разнообразно, дети с РАС имеют и общую черту – сенсорная информация, поступающая извне и от собственного тела, интерпретируется мозгом не так, как у нейротипичного ребенка. Поэтому маленький аутист ищет каких-то особых ощущений, и оптимальным вариантом будет сделать так, чтобы он получал их при помощи игрушек – это снизит тревожность, а также даст новые возможности для общения. С этой точки зрения могут пригодиться различные музыкальные игрушки, книжки, выполненные из шершавого картона или текстиля, жевательные трубки, разноцветные кубики с буквами, цифрами, животными, разнообразные рельефные фигурки, которые интересно рассматривать и ощупывать и т. д.;
  • соответствие интересам ребенка. Зачастую аутенок больше всего интересуется какой-то конкретной темой – динозаврами, машинками, цифрами, поездами и т. д. Нужно использовать это стойкое увлечение для развития – например, учиться читать, подбирая картинки с изображениями машинок к картинкам с их названиями. Этот метод обучения называется «глобальным чтением» (чтение не по буквам, а целыми словами) и широко используется с 70-х годов прошлого века.

Кроме того, развивающие игрушки для детей аутистов должны «работать» на создание повода для общения с другими людьми. Так как большинство детей с РАС имеют сложности с общением, развитие коммуникативной способности существенно расширяет их возможности социальной адаптации. Поэтому идеальным выбором станут игрушки, играть с которыми можно вдвоем или в группе.

Как выбрать игрушку для аутичных детей разных возрастов

Специалисты не рекомендуют слишком «привязываться» к возрасту, выбирая игрушки для аутят. Ребенок с РАС в 6 лет может играть с погремушкой или мягким медведем с тем же удовольствием, с которым он играл с ними в 3 года – просто потому, что ему нравится звук именно этой погремушки или приятно прикасаться руками к меху именно этого медведя.

Поэтому, вне зависимости от возраста ребенка, нужно стараться подбирать для него игрушки, которые соответствовали бы его специфическим интересам. Например, если его интересуют различные механизмы – купите ему заводную игрушку, если он любит складывать «узоры» из предметов – подарите мозаику, мозаичную головоломку, набор для аппликаций и т. д.

Среди «беспроигрышных» подарков для разных возрастов родители аутичных детей называют следующие:

  • детям 3–4 лет и старше – игрушки в виде героев любимых мультфильмов. Знакомые малышу персонажи будут восприняты им спокойно и с радостью – ведь он уже знает «кто они такие». Эти игрушки можно использовать в развивающих социально-ролевых играх (больные звери у Айболита, гости на дне рождения, покупатели в магазине и т. д.);
  • 4–8 лет – железная дорога, конструктор. Такие игрушки заинтересуют не только мальчика, но и девочку, а играть с ними можно как в одиночестве, так и в паре или группе, развивая навык совместного внимания.

Очень полезными покупками станут наборы для рисования с альбомом для малышей и настоящим мольбертом для старших детей.

Ребенку с РАС дошкольного или подросткового возраста можно купить планшет со специальными развивающими и обучающими программами. Планшет или телефон – очень «комфортная» игрушка для аутиста, поэтому нужно следить за тем, чтобы она не стала конкурентом живым игрокам. Старайтесь принимать максимальное участие в играх ребенка с планшетом.

В большинстве своем аутята неравнодушны к «сенсорным» материалам, вызывающим приятные осязательные или зрительные ощущения. Обычно у родителей легко получается заинтересовать ребенка любого возраста кинетическим песком, специальным мягким «тестом» для лепки, светящимися шарами, фонариками, которые умеют менять цвет, мыльными пузырями, лампами-проекторами и т. д.

Гиперчувствительных детей с обостренным слухом и/или зрением могут напугать слишком громкие и/или яркие игрушки – вплоть до истерик и судорожных припадков. А вот для гипочувствительных малышей такие подарки будут очень кстати – благодаря им дети получают недостающие сенсорные ощущения.

Интересно, что предложив ребенку выбрать для себя игрушку самостоятельно, можно открыть для себя совершенно неожиданные предпочтения малыша.

По рассказам родителей, среди игрушек, выбранных самими детьми, были наборы контурных карт, туалетный ершик (обязательно зеленого цвета), десяток одинаковых крупных пуговиц, воланчик для бадминтона, пустая бутылка с пробкой и даже медицинская клизма – на ней ребенок нарисовал глазки и играл с ней целый год, попросив еще одну клизму меньшего размера ей «в подружки».

Как играют дети с аутизмом

Аутичным детям в процессе игры обычно свойственны некоторые отличия от нейротипичных детей, например:

  • стремление выстраивать игрушки в ряды по какому-либо признаку (цвет, размер, тип игрушки);
  • игра в одиночестве и отсутствие желания поиграть с другим человеком, вплоть до бурного протеста;
  • монотонность движений, цикличность действий.

Такие особенности игры связаны с недостатком ряда навыков:

  • имитации;
  • сюжетно-ролевой символической игры;
  • социальной коммуникации;
  • совместного внимания.

Для преодоления этой проблемы необходимо деликатно и ненавязчиво прививать малышу интерес к совместным играм, обучать его наблюдению за игровыми действиями и их повторению. Расширить навыки, которые ребенок применяет в собственных играх – значит расширить границы его мира и помочь ему заинтересоваться происходящим вокруг.

Как разнообразить игры с аутичными детьми

Чтобы сделать игровой процесс более привлекательным и полезным для малыша, можно использовать:

  • батут. Домашние мини-батуты – отличный способ не только доставить ребенку удовольствие, но и развить крупную моторику, снять тревожность, простимулировать сенсоры, научить управлять своим телом. Благодаря регулярным прыжкам на батуте у детей с РАС снижается частота эпизодов и интенсивность стереотипного поведения;
  • пазлы. Отличный вариант для развития терпения и концентрации. Для начала предложите малышу небольшой набор пазлов, а когда он освоится с ними – переходите к более сложным вариантам;
  • нравящиеся ребенку персонажи из мультфильмов. Маленькие аутисты часто сильно привязываются к героям любимых мультиков, поэтому заинтересовать их игрой с участием этих героев будет проще, чем игрой с «незнакомыми» игрушками. Главное – выбирать игрушечных мультяшных персонажей высокого качества, чтобы они долго не ломались (потеря любимого героя огорчает аутичного ребенка гораздо сильнее, чем нейротипичного);
  • головоломки, конструкторы, игрушечные железные дороги. Эти игрушки не только развивают фантазию, но и могут использоваться для игры вдвоем, что прекрасно улучшает способность взаимодействия малыша с другими людьми. Играйте с ребенком, не оставляйте его в одиночестве – от этого он только глубже погрузится в себя;
  • «Сделай сам». Несмотря на распространенность проблемы аутизма, в ассортименте магазинов до сих пор имеется довольно мало сенсорных развивающих игрушек – но это не беда, ведь их можно сделать самостоятельно. Отличной многофункциональной сенсорной игрушкой станет настенный коврик или стенд с большим количеством элементов с самыми разнообразными свойствами (шуршание, яркие цвета, пушистость/колючесть, звон, мелодия, круглые и угловатые формы, замочки с ключиками, липучки, карманы, шнуровка, различные застежки и т. д.). Такие игрушки становятся буквально незаменимыми для развития у малыша крупной и мелкой моторики, визуального восприятия, слуха, тактильных ощущений, а также мышления и коммуникативных навыков.

Кроме того, чтобы обратить заинтересованное внимание малыша на игру, очень полезно включать в нее надувные горки и детские домики, вибрирующие массажные подушки, анимированные видео и интерактивные развивающие программы.

Помните, что отсутствие игровых навыков – это не приговор, а просто одна из обычных особенностей аутизма, с которой можно успешно бороться. Практически во всех терапевтических методиках предусмотрены те или иные способы развития игровых навыков. Особенно эффективен в этом плане прикладной поведенческий анализ, обучиться которому могут родители и специалисты, посетив очные курсы АВА-терапии.

Распространенные ошибки при выборе игрушек для аутичных детей

Довольно часто родители, выбирая новую игрушку для ребенка-аутиста, руководствуются принципом подобия – то есть покупают игрушку, похожую на уже имеющиеся по цвету, форме, типу (мягкая, музыкальная и т. д.).

Такой подход обусловлен тем, что аутичные дети обычно испытывают трудности с восприятием всего нового, в том числе и настороженно воспринимая новые игрушки.

Однако такое постоянство можно назвать главной ошибкой при выборе, поскольку в итоге ребенок вообще может отказаться от восприятия всего нового, что негативно скажется на его развитии. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют придерживаться принципа максимального разнообразия, а не подобия.

ВАЖНО! Не пытайтесь заинтересовать ребенка популярной игрушкой «спиннером». Существует распространенное заблуждение, что спиннер придуман специально для аутичных людей, так как может развивать и успокаивать их. Однако на самом деле эта игрушка способна погружать аутистов глубоко в себя, как бы «гипнотизируя» их – а этого необходимо избегать всеми силами, чтобы не ухудшить и без того проблемную социализацию ребенка.

Еще одной распространенной ошибкой является избыточное количество игрушек. Помните, что ребенок с РАС испытывает чувство тревоги, находясь в комнате, загроможденной множеством предметов – даже если они красивые и интересные. Старайтесь не «засыпать» малыша игрушками, покупайте их в разумных количествах.

Ни в коем случае нельзя навязчиво заставлять ребенка играть с тем или иным игровым предметом.

Даже если вы прочитали, что аутичные дети любят мыльные пузыри – это совсем не означает, что ваш ребенок их тоже полюбит: пузыри, наоборот, могут напугать его или вызвать ассоциации с чем-то неприятным ему.

Каждый маленький аутист всегда остается уникальной личностью с собственными предпочтениями и особенностями, поэтому не стоит пытаться подвести его под какой-то иллюзорный «аутистический стандарт».

Источник: https://aba-kurs.com/igrushki-dlya-autistov/

​Правила общения с ребёнком-аутистом

что подарить ребенку аутисту

Аутизм — расстройство психики, которое появляется из-за генетических нарушений развития мозга. Для него характерны ограниченность интересов, повторяющиеся действия, а также дефицит социального взаимодействия. Проявлять себя аутизм начинает с 3-х лет, хотя некоторые симптомы возникают раньше.

В России аутизм практически не исследуется, а потому и толковой статистики у нас нет. Но это расстройство распространено повсеместно — и предпочитает оно, к слову, именно мальчиков.

Ребёнок-аутист по-особенному смотрит на мир, поэтому и к ребёнку-аутисту нужен свой особенный подход. Это не психические больные дети, они неопасны, нередко им приятно находиться в компании сверстников. При грамотном подходе из малыша-аутиста может вырасти социализированный взрослый.

Ниже мы расскажем, каких правил следует придерживаться при общении с аутистом.

Как быть, если ребёнок — аутист

Для аутизма не всегда свойственны отклонения в интеллектуальном или физическом плане, более того, многие аутисты добиваются значительных успехов в каком-либо виде деятельности. Особенность аутистов — в невозможности наладить контакт с другими людьми так же быстро и легко, как это получается у «здоровых» людей.

Симптомами детского аутизма можно назвать:

– снижение или полное отсутствие потребности общаться с другими людьми;

– нелюбовь к переменам, даже если это касается простой перестановки мебели;

– тяга к сортировке и складыванию вещей — то есть, к «стереотипным» играм и занятиям;

– агрессия по отношению к «чужакам» или даже к членам семьи;

– расстройства речи;

– могут быть проблемы с концентрацией внимания при обучении.

Аутизм начинает диагностироваться с 3-х лет, но некоторые особенности поведения ребёнка проявляются раньше. Например, малыш может стремиться к уединению, выказывать равнодушие в ответ на родительскую ласку, резко и внезапно реагировать на любые перемены в окружающей действительности.

Многие дети демонстрируют непонимание концепции самообслуживания — они поздно учатся умываться, пользоваться туалетной бумагой, держать вилку и чистить зубы. При этом аутист — далеко не всегда умственно отсталый. Многие известные гении, среди которых Ван Гог, Моцарт, Мария Кюри и Перельман, страдали от расстройств аутистического спектра.

Как построить общение с ребёнком-аутистом

Главное отличие аутиста от других — в его уникальном восприятии мира. И ваша задача — подстроиться под его восприятие, а не пытаться навязать своё.

Например:

1. Общайтесь с ребёнком на те темы, которые ему интересны : так вы раскроете малыша для дальнейших взаимоотношений. К примеру, ребёнок обожает собак. Заведите с ним разговор про собак, и малыш проявит к вам интерес.

2. Общайтесь короткими фразами. Это правило подходит для детей, у которых есть сложности с восприятием устной речи. Стоит отметить, что далеко не все аутисты не способны воспринимать длинные предложения, так что смотрите по обстоятельствам! В редких случаях вам может потребоваться даже перейти на письмо.

3. Рисуйте схемы! Большинство аутистов имеют отличное визуальное мышление, им гораздо проще воспринимать мысль, нарисованную на бумаге. Составив своеобразный «язык рисунков», вы со временем научитесь эффективно коммуницировать со своим малышом. А ещё специалисты рекомендуют составлять дневной график при помощи цвета — ребёнок быстрее его воспримет и выучит.

4. Дайте ребёнку время. Задав вопрос, подождите, пока малыш осмыслит его и даст вам ответ. Не торопите, не злитесь, не задавайте следующий вопрос — не вгоняйте ребёнка в неловкое и паническое состояние.

5. Пользуйтесь простым языком. Аутист может не улавливать метафоры, сравнения, эвфемизмы и жаргон, поэтому изо дня в день пользуйтесь одними и теми же словами. Например, садясь за стол, называйте блюда и предметы одинаково, чтобы ребёнок не терялся.

6. Будьте внимательны. Проявляйте чуткость и участие. Не думайте, что если ребёнок молчит или не реагирует на вашу ласку, то он намеренно пытается вас задеть. Относитесь к этому с пониманием.

7. Говорите конкретно и без иронии. Аутисты плохо воспринимают шутки и иронию, способность к абстрактному мышлению появляется у них позже, а у многих может не появиться вовсе. Ребёнок воспринимает любую вашу фразу с предельной серьёзностью — и отвечает так же.

Важно, чтобы разговор с аутистом начинался конкретно, например, с вопроса: «Что ты сейчас делаешь?» или: «Что это у тебя за игрушка?». Аутисты плохо воспринимают расплывчатые и лишённые конкретики фразы в духе «Как дела?». И задавая ему вопрос, будьте готовы услышать конкретный ответ.

Как общаться с ребёнком-аутистом: практические советы

Эти советы разработали специалисты-психологи из французского центра Hospital Research Center of Brest. Надеемся, они помогут вам наладить лёгкие и комфортные для обеих сторон отношения.

  • Заведите дневник. Записывайте туда свои действия, связанные с ребёнком. Впоследствии это поможет вам провести корреляции между вашими поступками и реакцией малыша.
  • Начинайте свой день с разработки чёткого плана, которому следуйте неукоснительно. Исключая, конечно, форс-мажорные ситуации.
  • Сделайте всё возможное для того, чтобы установить контакт с ребёнком.
  • Заведите домашнее животное. Известно, что с животными ребёнок-аутист контактирует куда охотнее, чем с людьми. Щенок или котёнок помогут малышу развить сопереживание, участие, способность заботиться о других. К тому же, зверушка его займёт, привнесёт в ваш дом немного позитива и положительных эмоций.
  • Общайтесь с родителями детей-аутистов! Было доказано, что участие в коммуне людей со схожей проблемой повышает «боевой дух», позволяет делиться наработанным опытом и эффективнее справляться с неурядицами. Помните, что вы — не единственный человек, столкнувшийся с проблемой. У вас есть соратники, которые в будущем могут стать вашими друзьями.

Аутизм — это не болезнь, дети-аутисты — не инвалиды. Это просто особенные люди, к которым нужно найти подход. Они тоже умеют любить и хотят быть любимыми, и в ваших силах — дать им это.

Источник: https://gnk-shop.ru/blog/statiy/pravila-obshcheniya-s-rebyonkom-autistom

Белый воронёнок

что подарить ребенку аутисту

Аутичный ребенок – это в первую очередь ребенок. Поэтому, как и другим детям, дарить на Новый год нужно то, что понравится и будет долго радовать. То есть, выбирая подарок, важно учесть интересы ребенка. Конечно, если вы мама или папа, вы хорошо их знаете.

К сожалению или к счастью аутичные дети бывают очень консервативны и, возможно, любимая тема ребенка вам уже порядком надоела. Что делать? Пойти на компромисс: подобрать игрушку, которая и ребенку понравится, и пригодится для занятий.

Новая грань любимой темы – это как раз то, что нужно для мягкого отхода от стереотипов.

А если вы не родители, а друзья семьи или родственники, прежде чем покупать подарок ребенку с РАС стоит поинтересоваться у родителей его интересами. Тут не сработает вариант, прийти в магазин игрушек и спросить: «Что у вас есть для мальчика 5 лет?»

Конечно, все аутичные дети очень разные, но у нас опытным путем сложился список тем, которые чаще всего их привлекают. На сайте магазина «Белый вороненок» мы собрали их в разделе «интересы» — вот три самые популярные.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда ребенок начинает держать голову

1. Поезда и метро

Если ребенку нравятся поезда, то скорее всего дома есть уже целое депо. Но многим аутичным детям нравятся не сами поезда, а все, что связано с организацией их движения: расписания и схемы. Поэтому мы разработали магнитную игру, посвященную схеме метрополитена Санкт-Петербурга. Она называется «Путешествие по подземному городу».

Названия станций и цветные фрагменты линий метро можно раскладывать на магнитном поле или играть по правилам — описания 20 игр прилагаются.

Такой подарок подойдет для ребенка 6 – 12 лет.

2. Конструкторы

Хит на занятиях и процедурах в клинике «Прогноз» —

Бывают еще и специальные столики для игр с этим конструктором.

Такой подарок подойдет для ребенка 2 – 6 лет

3. Необычные интересы – стиминг

Есть дети, которые используют предметы необычным путем: облизывают, грызут, вертят в руках. Создается впечатление, что игрушки им совершенно не нужны. Возможно, пока это так. Но совершенно точно ребенку нужны определенные сенсорные ощущения, которые он пытается получить, когда бесконечно крутит перед глазами колеса игрушечной машинки или все тянет в рот.

Острая потребность в получении таких ощущений называется стиминг – от слова самостимуляция. Если у ребенка, которому вы выбираете подарок, пока все интересы сосредоточены на стиминге, отнеситесь к этому с пониманием, подарите те игрушки или предметы, которые позволят ему получать необходимые ощущения, не нарываясь на критику со стороны взрослых. Многие даже не знают, что такие игрушки существуют:

  • Жевательные бусы и браслеты – безопасный и прочный силикон, который можно жевать.
  • Фиджет-кубики — можно крутить в руках, нажимая на кнопки.
  • Чудики – игрушки из мягкого полимерного материала, которые можно сжимать, растягивать и надувать.

Возможно такой подарок будет выглядеть не так эффектно, как очередная большая игрушка, но он с большей вероятностью принесет ребенку пользу, снижая уровень тревожности и агрессии, помогая успокоиться и сосредоточиться. Коллекция таких игрушек может пополняться и со временем ребенок сам научится использовать их, чтобы регулировать свое эмоциональное состояние.

Это подарок подойдет для ребенка старше 3-х лет. Часто такие предметы необходимы подросткам, не обязательно аутичным.

Источник: http://voronenok.shop/blog/chto_podarit_na_novyy_god_rebenku_s_autizmom/

Игрушки для спокойных детей, которые не любят шумные компании. Аутизм

Очень многие дети сегодня — не совсем такие, как другие. Они тихие, спокойные, предпочитают быть в одиночестве, не любят шумных компаний, иногда даже не желают заводить друзей. Существует такое слово, как аутизм. Статья именно о детях-аутистах и о том, какие игрушки следует для них выбирать. То, что сегодня называется аутизмом, несколько десятков лет назад было просто обычной особенностью. Как есть дети шумные, так есть дети тихие, вот и всё. И таких много.

Дети с аутизмом любят игрушки не меньше, чем все остальные малыши — но может быть трудно угадать, что купить такому малышу на Новый год, день рождения, 8 марта (или 23 февраля), и на другие праздники, ведь тихие дети любят не все игрушки. Первое — это, конечно, попробовать узнать у самого ребёнка что бы он хотел получить. Но если вы не можете получить интересующую вас информацию о пожеланиях малыша, просто задав вопрос, вы можете воспользоваться рекомендациями данной статьи.

Паровозик Томас

Дети с аутизмом — это всегда очень увлечённые и сосредоточенные люди, они часто увлечены очень конкретные персонажи, муультфильмами, игрушками, или видами деятельности. Если вы подарите не любимого персонажа, а что-то другое, ребёнок расстроится, и ваш подарок окажется в шкафу, никому не нужный.

Многие дети будут рады получить любую игрушку, связанную с темой Thomas & Friends — паровозика Томаса, игрушки из мира Дисней, или конструктор Лего, а также хорошую плюшевую игрушку, настоящего друга. Паровозик Томас часто является фаворитом среди детей с аутизмом.

Посмотрите или спросите, что ваш ребёнок любит больше всего, и найти игрушку, которая соответствует вашему бюджету.

И будьте внимательны: такие дети очень сильно привязываются к своим игрушкам, так что они должны быть качественными, крепкими и надёжными — способными выдержать годы игр.

Совместная игра

Отлично подойдут любые игры и игрушки, которые способствуют совместной деятельности ребёнка с родителями или другими людьми, с которыми он любит общаться и быть вместе.

Для родственников и друзей может быть непросто понять, как играть с аутичным ребёнком. Вот почему подарить игрушку, которая способствует общей игре — хороший выбор. Такие игрушки могут варьироваться: от головоломки (в том числе красивых кристальных пазлов), комнатного батута, набора кубиков, до макета железной дороги или конструктора.

Ключевым моментом в дарении таких игрушек является то, что вы играете вместе с ребёнком, а не просто дарите и идёте заниматься своими делами или усаживаетесь за праздничный стол.

Лего и другие строительные игрушки

Лего — это мир, который объединяет людей всех возрастов. Детей с аутизмом часто привлекает строительство интересных зданий из конструктора, так как они легко манипулируют маленькими деталями и могут фантазировать при строительстве.

Здесь подойдёт не только Лего, но и любые другие конструкторы, вариантов сегодня очень и очень много.

Лего, наборы кубиков для строительства, бревенчатые домики-конструкторы и другие подобные игрушки станут отличным вариантом, который помогает развивать воображение и навыки.

Такие игрушки могут использоваться в игре ребёнком самостоятельно или в сотрудничестве с другими людьми.

Специальные игрушки для детей с аутизмом

Некоторые компании создают специальные линейки игрушек для детей-инвалидов, детей с аутизмом, игрушки для детей с различного рода отклонениями. Такие игрушки создаются на основе задач, которые они решают: слуховые, творческие способности, тонкая моторика, крупная моторика, развитие языковых навыков, самооценка, навыки общения, тактильные ощущения, мышление и визуальное восприятие.

Вы можете подобрать правильные игрушки для своего малыша самостоятельно: просто определите, в чём именно заключается проблема, а далее обратите внимание на игрушки, которые развивают именно те навыки, которых не хватает вашему ребёнку.

Поскольку дети с аутизмом имеют дефициты (но при этом и таланты!) практически во всех перечисленных выше областях, вы обязательно найдёте игрушку, которая подходит ребёнку.

Как играют аутичные дети

Дети с аутизмом играют иначе, чем другие дети. Даже в очень младшем возрасте можно увидеть разницу: аутичные дети чаще, чем их сверстники, выстраивают в линию предметы, играют сами по себе, повторяют одни и те же действия снова и снова. Они также менее склонны вступать в игры, которые требуют сотрудничества или социального общения.

Конечно, многие дети и без аутизма выстраивают предметы, умеют играть в одиночку или выбирают настольные игры или спорт.

Но обычные дети также с не меньшей охотой подражают своим сверстникам, учатся новым навыкам игры, сотрудничают с другими людьми, задают вопросы, шумят и балуются.

Если ваш ребёнок избегает других детей, или оказывается неспособным освоить новые игровые навыки путём наблюдения, социального взаимодействия, или вербальной коммуникации, вы можете быть почти уверены, что ребёнок в той или иной степени страдает аутизмом.

Проблемы детей с аутизмом

Почему дети с аутизмом по-другому играют? Большинство сталкиваются с некоторыми серьёзными проблемами:

Недостаток имитационных навыков.

Дети с аутизмом могут легко освоить иностранный язык — не упустите момент, выберите магнитную азбуку не только с русскими буквами, но и с английскими.

Типично развивающиеся дети смотрят, как другие играют с игрушками, и подражают им. Сначала малыш может научиться строить кубики рядом, но потом заметит, как можно строить иначе, и начнёт подражать. Ребёнок с аутизмом может даже не заметить, что другие играют с блоками иначе, и очень маловероятно, чтобы такой ребёнок наблюдал за поведением других людей и затем интуитивно начинал подражать этому поведению.

Отсутствие символических игровых навыков.

Символическая игра — это ещё один термин для сюжетно-ролевой игры, и к трём годам большинство детей могут играть в достаточно сложные ролевые игры как в одиночку, так и с другими. Они могут использовать игрушки именно так, как они разработаны, — готовить на игрушечной кухне, кормить кукол пластмассовой едой, и т.п. Также они могут придумать свои творческие сюжетно-ролевые игры, превращая обычную коробку в крепость или плюшевую игрушку — в «реальное» существо, с которым можно поговорить.

Мягкие игрушки всегда нравятся детям, аутичным — особенно.

Дети с аутизмом редко развивают символические игровые навыки без посторонней помощи: они могут наслаждаться, часами катая машинки на треке, но они вряд ли разыгрывают сценки, придумывают звуковые эффекты, или притворяются, что игрушки живут своей жизнью.

Отсутствие социальных навыков общения.

Для того, чтобы быть успешным в сюжетно-ролевой игре и подражании, обычные дети активно ищут взаимодействия и общения, и быстро учатся считывать намерения других людей. Дети с аутизмом склонны быть эгоцентричными, у них нет большого желания общаться или взаимодействовать с товарищами.

Отсутствие навыков совместного внимания.

Навыки совместного внимания — это навыки, которые мы используем, когда общаемся с другим человеком, играем в общую игру, вместе решаем головоломку, или как-то иначе думаем и работаем в паре или группе. Люди с аутизмом часто страдают нарушением навыков совместного внимания. Они сосредоточены на себе и не очень обращают внимания на то, что делают или предлагают другие, так что совместной игры не получается.

Как быть?

Если отсутствие игровых навыков является одним из симптомов аутизма, можно ли научить ребёнка с аутизмом играть вместе с другими? Ответ, во многих случаях, вполне оптимистичное «да».

Фактически, многие терапевтические подходы направлены преимущественно на получение и восстановление игровых навыков, а родители (и братья-сёстры) могут принимать активное участие в процессе.

Используйте совестные игры, поведенческую терапию (учите малыша наблюдать и повторять), расширяйтее навыки, которые ребёнок использует в своих личных играх и, возможно, ребёнок со временем сильно расширит свой мир и заинтересуется тем, что происходит вокруг и как живут другие.

Toybytoy.com, март 2016.

Источник: https://www.toybytoy.com/toy/Toys-for-kids-who-don-t-like-company

Приучение к горшку детей с аутизмом: взгляд ДАН-врача

Отметим, что аутизм создает трудности в социальном взаимодействии и в навыках коммуникации, а также часто приводит к нарушениям крупной моторики. Такие командные игры как футбол, баскетбол и хоккей, которые без затруднений осваиваются обычными детьми, для детей с РАС будут особенно сложны. Устремите свои поиски в сторону индивидуальных видов спорта: это именно то, что надо.

Аутизм и плавание

Плавание – это один из лучших видов спорта для всех без исключения людей, включая особенных детей. Такие дети, которым сложно понять, зачем в футболе нужно отдавать пас, отлично осваивают игры на воде и основные стили плавания. Ребенок с РАС может даже стать членом команды по плаванию, особенно, если соревнования предусматривают индивидуальные выступления ее участников.

Аутизм и верховая езда

Верховая езда – недешевый вид спорта. Однако именно она очень подходящее занятие для детей с РАС. Многие малыши с аутизмом ездят верхом в рамках терапевтического курса (называемого «иппотерапия»). Некоторые дети с РАС обнаруживают, что им проще поддерживать общение с животными, а не с людьми. Именно поэтому среди людей с РАС есть непревзойденные наездники.

Аутизм и легкая атлетика

Легкая атлетика подходит прежде всего потому, что большая часть ее программ предусматривают одиночные выступления. Если у ребенка с РАС нет проблем с крупной моторикой, регулярные занятия бегом, прыжки и ходьба помогут ему стать сильнее и выносливее – и, возможно, достичь успехов на уровне профессионалов.

Аутизм и боулинг

Это довольно шумная игра, но многим детям с РАС она очень нравится. Возможно, всё дело в повторениях и рутинности – катишь пару шаров и садишься на скамейку. Может быть, зрелище сбитых кегель выглядит особенно притягательно и завораживающе. Какими бы ни были причины, боулинг отлично подходит для многих детей с РАС – и что особенно хорошо, они могут играть в него с нейротипичными сверстниками.

Аутизм и пеший туризм

Зачастую люди с аутизмом наслаждаются тишиной природы, которая дает им отдых от шума и стрессов, вызываемых повседневный жизнью в городе. Пешие проулки по разнообразным ландшафтам позволяют освободиться от постоянного гнета социального окружения и необходимости вступать в контакт с другими. Им также может подойти рыбалка – она требует тишины и умения отрешиться от окружающего мира.

Аутизм и велоспорт

Умение держать равновесие – обычно не самый развитый навык у детей с РАС. Но если он успешно освоен, то велосипед может стать великолепным средством в деле приобщения ребенка к большому и разному внешнему миру. Как и боулинг, велосипед может стать серьезным развивающим увлечением, ведь им можно наслаждаться как одному, так и в группе.

Аутизм и боевые искусства

Хотя боевые искусства – это не вполне обычный спорт, они дают выход эмоциям и физической энергии. В них сочетаются приятные для людей с РАС элементы предсказуемости и алгоритмизации и коммуникационные задачи, связанными с физическим взаимодействием с другими людьми. Для многих детей с аутизмом боевые искусства – отличный способ стать крепче физически и одновременно повысить самооценку.

Аутизм и удовольствие от командной игры

Если вы хотите приобщить своего ребенка с РАС к командным видам спорта, лучше всего ориентироваться на то, нравится ли ему быть вместе с другими и получает ли он удовольствие от игры.

Вне зависимости от того, бросает ли он мяч в корзину, учится скользить по льду или перекатывает мяч туда-сюда, ДЕЛАЯ ЭТО ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ, ваш ребенок развивает и физические навыки, и умение успешно общаться с окружающими его людьми. Не давите на ребенка и не ждите от него астрономических успехов. Уже само участие в столь сложных социальных мероприятиях является достижением достойным похвалы!

Источник: http://www.corhelp.ru/razvitie-i-obuchenie/luchshie-vidy-sporta-dlya-detej-s-autizmom/

ᐉ Игрушки для детей с аутизмом — подробное описание

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенные и требуют своеобразного подхода. По внешним признакам их развитие соответствует нормам, но в то же время они существенно отличаются от сверстников.

Дети-аутисты плохо контактируют с внешним миром (при наличии тяжелого аутизма наблюдается полная отчужденность). Малыши часто проявляют пассивность ко всему происходящему: не демонстрируют никакой реакции на голод, холод и даже боль. Чаще всего они молчаливы, но могут ни с того ни с сего процитировать фразу, услышанную ранее.
К подбору игрушек для таких детей нужно подходить с особой тщательностью, так как их большая часть попросту будет игнорироваться.

Критерии выбора игрушек

Все детки, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории.

Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.
На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь при выборе? Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания.

Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.

Игрушками могут быть:

  • изделия с музыкальными элементами;
  • тканевые и картонные книги;
  • кубики разных размеров с нанесенным изображением цифр, букв, фигур, животных;
  • рельефные фигурки.

Игрушки должны выполнять связующую роль между ребенком и его сверстниками, взрослыми. С данной задачей помогут справиться настольные игры (викторины, «бродилки», лото). При выборе необходимо учитывать степень заболевания, возраст, увлечения и реакцию на проигрыш или выигрыш.

Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.

Больше разнообразия

Дети сложно воспринимают новое, и каждая игрушка встречается с настороженностью. Поэтому все развивалки часто покупаются по принципу подобия: когда ребенок предпочитает игрушки одной формы, определенного цвета, музыкального или мягкого типа — эти критерии учитываются при покупке в первую очередь.

Но за таким постоянством кроется опасность. Ребенок может отказаться воспринимать все новое, и это напрямую повлияет на его развитие. По этой причине необходимо постараться подбирать разнообразные развивающие материалы.

Не стоит засыпать кроху различными предметами, ведь загроможденная комната для аутиста провоцирует появление чувства тревоги.

Правильно подобранные игрушки предоставят возможность удовлетворить весь спектр актуальных потребностей.

Статья в тему: Наборы игр для детей с аутизмом

Совет: хотите сделать правильный выбор – возьмите малыша с собой в магазин и прислушайтесь к его мнению.

Батуты и пазлы

Если дети хотят стать обладателями яркой надувной горки или небольшого домика, не стоит этому препятствовать. У аутистов нарушен не только контакт с окружающим миром, но и со своим телом. Батут поможет в форме увлекательной игры научить контролировать свое тело и правильно реагировать на движения.
Пазлы же развивают терпение и чувство концентрации. Начинать знакомить детей с игрой нужно с простых вариантов, постепенно их усложняя.

Мультипликационные герои

Часто аутичные дети (АД) увлекаются мультипликационными фильмами, и это можно использовать с пользой. Они привязываются к образам. На современном игрушечном рынке можно найти музыкальных и плюшевых мультипликационных героев, из дерева или иных материалов. Постарайтесь отдать предпочтение качественным изделиям повышенной крепости, так как аутичные дети к ним привязываются сильнее, чем здоровые.

Игры-головоломки

Одной из проблем АД является нарушенная способность взаимодействовать с окружающими. По этой причине рекомендуется выбирать игры, которые позволяют наладить контакт между детьми и родителями. К ним относятся:

  • конструкторы;
  • строительные блоки;
  • детские железные дороги;
  • головоломки.

Конструктор «Лего», например, развивает фантазию, и способен увлечь одновременно людей разной возрастной категории.
Важно играть с ребенком, а не оставлять его наедине.

Сделай сам

В магазинах данная разновидность развивалок встречается редко, но их можно сделать и самому. Это так называемые сенсорные игрушки, основной задачей которых является развить:

  • крупную и мелкую моторику;
  • зрительное восприятие;
  • тактильные ощущения;
  • слух;
  • мышление;
  • навыки общения.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему ребенок плачет и не берет грудь

Например, небольшой коврик с яркими элементами, шуршащими отделениями, разноцветными карточками, фетровыми игрушками на липучках, шершавыми цифрами и буквами, бубенцами, шариками и т.д.

Часто родители изготавливают целые стенды, на которых располагают молнии, шнуровки, крючки, замочки с ключами, разнообразные липучки и кармашки, шьют мягкие книги, и многое другое.

Важно, чтобы на одном коврике или стенде сочетались разные стимульные материалы: холодные, гладкие, теплые, шершавые, мягкие, колючие или твердые предметы.

Специальные игрушки для детей с РАС

В начале 2018 года стала популярной игрушка под названием «спиннер». Большинство людей считает, что она специально разработана для аутистов: одновременно и развивает, и успокаивает.

Но практикующие коррекционные психологи опровергают данную информацию и утверждают, что спиннер наоборот погружает в себя по принципу гипноза. Основная цель занятий с АД – это социализация.

Именно по этой причине подбирать необходимо предметы, по типу фотоальбомов или говорящих плакатов, которые будут выступать в роли коммуникатора.
Также к этой категории можно отнести массажеры, подушки с вибрацией, настенное планирование дня.

Как играют аутичные дети

Малыши с расстройством аутистического спектра играют по-особенному. Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:

  • чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;
  • предпочитают играть в одиночестве;
  • преобладают монотонные и цикличные движения;
  • не допускают к процессу посторонних.

Обычные дети в период игры балуются, шумят, подражают взрослым и сверстникам, задают десятки вопросов в минуту.Совет: если вы стали замечать, что ребенок отказывается от вербальной или социальной коммуникации, не может или не хочет познавать новое, обратитесь к психиатру, возможно, у ребенка присутствует та или иная степень РАС.

Отзывы относительно правильного подбора игрушек для детей с РАС

Статьи в тему: 1. Арт-терапия при РАС; 2. Игры и упражнения для развития детей аутистов

Положительные Отрицательные
У нашей малышки с 2 лет есть обожаемый друг – ушастый зайка, и она себя чувствует с ним более защищенной и спокойной. Стирать и сушить его приходится оперативно ночью, так как она его просто не выпускает из рук никогда. Психолог наша сказала, что это даже хорошо. (Света) Нам недавно поставили диагноз, и я даже не догадывалась, что полная комната игрушек – это плохо. Будем исправляться! (Нина)
Спасибо игрушечной индустрии, сегодня настолько большой выбор, что порой сам теряешься. Мы взяли себе за правило раз в неделю покупать новую и кардинально отличающуюся развивалку. И знаете, это реально работает. (Ксения) Что только не пробовали, а дочь одного медведя за собой носит, ни на одну другую игрушку не реагирует, и психиатры не помогают. Руки опускаются, не все так просто и безоблачно. (Ира)
Фетровые фигурки на липучках – это нечто. Сама освоила технику кройки и шитья, теперь я разрабатываю, шью, мы играем недельку-две, а потом относим в свой детский сад. И все счастливы, и квартира не “загромождается”, и ребенок развивается, да и бюджетно, что немаловажно. (Дина) Дома мы рисуем, лепим, делаем поделки, игрушкам современным не доверяю, и стараюсь от телевизора держать подальше (Надежда)
В игровой у дочери есть большой аквариум (с пузырями, разными рыбками, замками, водорослями и улитками), надувной бассейн с разными шариками (пластиковыми, надувными, гладкими, пупырчатыми, разноцветными), стенд для рисования ладошками и многое другое. У нас из трех комнат в квартире пришлось выделить одну комнату для игровой. Всем родителям рекомендую. (Екатерина)
Никогда не задумывалась, что игрушки нужно выбирать правильно. Теперь буду данному вопросу уделять больше внимания. (София)
Спасибо за информацию, особенно относительно советов «Сделай сам». (Яна)
Сенсорные игры для меня открыли в одном детском центре. Это просто нечто из категории «невероятное». Малышка просто в восторге была, и моментально увлеклась новой игрушкой. (Тамара)

ВыводВыбирая очередную игрушку своему малышу, помните, она должна быть не только нужной и полезной, но и желанной. Ведь то, что его не заинтересует, будет пылиться в комоде.Даже самая интересная вещь станет абсолютно бесполезной, если с ней не научить взаимодействовать. Своеобразная игра детей-аутистов часто сложна и скучна для взрослых, но без посторонней помощи они не справятся.

Важно наладить с ребенком контакт, и все получится.

Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

Источник: https://autizmy-net.ru/kak-vyibrat-igrushki-dlya-autichnyih-detey/

Инструкция: Как выбрать подарки для детей и подарить их

Советы и лайфхаки родителей и много вариантов сюрпризов для детей.

В новой рубрике «Инструкция» на downtown.ru редакция на личном опыте и вместе с родителями рассказывает, как сделать что-то хорошо и правильно для детей в самых разных областях — от здорового образа жизни до игр и развлечений. Сегодня выясняем, как грамотно выбрать подарок для детей разного возраста и подарить его на день рождения или Новый год.

Возрастные категории

Алгоритм выбора подарка начинается с определения возраста ребёнка. Это важно не только для безопасности малыша (например, если предмет состоит из мелких деталей, на нём обычно указан возраст 3+, потому что ребёнок помладше может подавиться), но и с точки зрения психологии и физиологии. В каждый период у детей разные возможности, интересы и потребности.

Малыши до года только начинают знакомиться с окружающим миром, поэтому им нужно что-то простое, но интересное. Дети от года до трёх уже очень подвижные и любознательные, много играют в ролевые игры и подражают взрослым. Кроме того, они очень быстро учатся.

Ребята от трёх до шести уже больше интересуются не просто игрушками, а различным инвентарём, гаджетами и приспособлениями, которые помогают им выразить своё «Я». А ещё дошкольники схватывают всё на лету и ловко обучаются всему на свете. В возрасте от шести и старше большинство детей конкретно знают, какие подарки они хотят, и могут даже написать или нарисовать список.

И нет ничего плохого в том, что вы купили игрушку из виш-листа ребёнка, — это всё равно сюрприз, причем гарантированно приятный.

Софья Ярцева

Главный редактор журнала «Слова»

Мы учили Вику формулировать свои желания и отличать вещи, которые хочется «вот прямо сейчас», от вещей, которые будут радовать долго. Когда она немножко подросла, стала составлять свои списки подарков. Сначала рисовала, потом записывала печатными буквами. А мы долго искали, что за кукла-русалка и что такое «часы спайнет». Сейчас списки уже совсем чёткие — Вика расписывает, какая именно кукла из какой серии нужна. Она долго гуглит игрушки в разных интернет-магазинах и смотрит обзоры детских блогеров.

Главное правило — подарок вы выбираете не себе, а ребёнку. Поэтому изучите его интересы и вкусы, обратите внимание, с какими игрушками он проводит больше времени, что любит делать, а что нет. Если предстоит выбрать подарок племяннику или детям друзей, спросите у родителей, чем интересуется малыш и о каких игрушках мечтает. И помните о возрасте ребёнка.

Для детей до года хорошо подойдут яркие погремушки, музыкальные мобили, развивающие коврики, деревянные бусы, силиконовые фигурки и мягкие игрушки, которые пищат и шуршат, специальные книжки для малышей с контрастными иллюстрациями и удобные гамаки-качалки.

После года и до трёх можно переходить к более серьёзным игрушкам, которые помогают разностороннему развитию ребёнка.

Это может быть набор мини инструментов для ремонта или игрушечная кухня, различные крутящиеся и вертящиеся игрушки, детские планшеты и смартфоны, как у мамы с папой, набор доктора или посуды для чаепития.

Кроме того, дети начинают осваивать творчество, поэтому подойдут краски, мольберты, восковые мелки, пластилин или глина для лепки. И, конечно, книги — большие, яркие, с красивыми крупными иллюстрациями, интерактивом и минимумом текста.

После трёх лет и до шести можно смело покупать велосипеды, лыжи, коньки и самокаты, различные конструкторы, пазлы, первые наборы для экспериментов, более взрослые книги и тетради с развивающими занятиями, интерактивные игрушки-роботы, наборы для ролевых игр с большим количеством предметов, игрушечные микроскопы и первые энциклопедии.

А для школьников приятными станут технологичные подарки, вроде планшетов или умных часов, спортивный инвентарь, книги, развивающие настольные игры и сложные игрушки, конструкторы и различные наборы для занятия наукой, медициной, ремёслами и творчеством.

Максим Зюзиков

Сооснователь кондитерской «Мешок конфет»

Я думаю, что дарить детям на праздники утилитарные вещи вроде одежды, обуви и тому подобного, не очень правильно. Да, у всех разные жизненные ситуации, но у любого малыша есть желания. И важная часть воспитания — это поощрение, а поощрить можно только тем, чего человек желает на самом деле.

Валерия Робустова

SMM специалист

Мы с мужем заметили, что стоимость подарков для наших детей абсолютно не важна, главное в этом деле — это идея. В прошлом году на Новый год мы подарили им недорогие снежколепы, и они произвели не меньший фурор, чем сноуборд и дорогая кукла, которые немного раньше принес Дед Мороз.

Если это день рождения — всё просто. Вы вручаете ребёнку подарок и поздравляете. Не забудьте о красивой интересной упаковке — это сделает сюрприз ещё приятнее, а праздник торжественнее. Хорошим вариантом будет сразу объяснить ребёнку, как работает подарок и что с ним можно делать. Но не перестарайтесь: просто подсказывайте и помогайте имениннику, пусть он осваивает новую игру сам.

Если это Новый год, всё зависит от ваших традиций и мировоззрения. Кто-то кладет подарки под ёлку в ночь на 31 или 1 января и говорит, что это принёс Дед Мороз. Кто-то примеряет этот образ сам или вызывает аниматора с искусственной седой бородой.

А в некоторых семьях даже маленькие дети знают, что Дед Мороз — это вымышленный персонаж, и подарки им дарят родные. Но можно разнообразить любой из этих вариантов, чтобы сделать праздник ещё радостнее. Например, не просто положить их под ёлку или отдать в руки, а устроить квест в поисках сокровищ.

Или собрать подарок по частям (если его можно разделить на такие), спрятанным по всей квартире, написать письмо от Деда Мороза или даже заказать видеопоздравление.

Какое животное приобрести ребенку аутисту?

Задумываться о том, какое животное приобрести своему сыну, я начала, когда ему было года три. В тот момент ему уже был поставлен диагноз аутизм. Его взгляд был устремлен в никуда. Он находился в своем мире, и его внимание ничего не привлекало.

А мне хотелось, чтобы его глазки были такими же живыми, как у других деток, у которых нет таких страшных диагнозов. Но дружить с Сережей они не хотели, так как он не умел разговаривать, и деткам непонятно было, как с ним общаться.

Тогда я решила купить сыну маленького друга, с которым не потребуется разговаривать.

Попугай

Первым маленьким другом Сережи стал волнистый попугай. Он был ярко-зеленого цвета, очень подвижный и крикливый. Мы назвали попугая Кузя, и Сережа часто произносил «зя». Он не обращался к попугаю. Просто ходил и периодически произносил этот слог. Попугая мы часто выпускали из клетки, и он летал, ходил по полу пешком. Но особого общения между ним и ребенком не получилось

Потом наступило лето и мы стали открывать входную дверь, занавешенную тонкой шторой, для проветривания. Мы живем в частном доме, и Сережа часто стоял в проеме входной двери и смотрел на растущее напротив дерево в течение всего дня. В какой-то момент он нечаянно выпустил попугая, и тот улетел.

Кошка

Я увидела маленького грязного котенка, гуляющего по улице, и принесла его домой. Сережа в тот момент был в садике. Когда папа привез сына домой, котенок сидел прямо напротив входной двери на спинке кресла. Сережа вошел в дом и, не замечая котенка, прошел мимо. Я сказала: «Сережа, глянь, какой красивый котенок», и указала на животное пальцем. У Сережи был шок.

Он истошно закричал и убежал в другую комнату. Через минуту с опаской вышел обратно, увидел котенка, опять закричал и убежал. И так повторялось раз пять. Потом я убрала котенка с глаз долой, чтобы Сережа не видел чудовище и спокойно покушал. Какое животное приобрести ребенку аутисту, решать не вам, а вашему ребенку, отнеситесь к этому делу со всей серьезностью.

Вечером я взяла котенка на руки, села в кресло и гладила его. Минут двадцать сыночек с ужасом на это смотрел, потом все-таки решился подойти. Прикасаться к чудовищу он отказывался наотрез. Потом мы легли спать. Сережа спит вместе со мной.

Котенок тоже захотел спать вместе со мной, и попытался лечь между мной и сыном. Сережа стал с ужасом отодвигаться и кричать. Я положила кота с другой стороны. А как ребенку спать, если рядом такое? Но со временем он успокоился и заснул. Видимо забыл про кота.

У аутистов очень короткая память.

Утром Сережа уже был более благосклонен к котенку. Даже оборачивал свою руку одеялом и обернутой рукой прикасался к животному. Так Кошмарик стал жить у нас. Со временем Сережа стал трогать его голыми руками, но не скажу, что они прямо подружились. Сыночку просто нравилось наблюдать за своим питомцем. Если раньше во время прогулки невозможно было привлечь его внимание к кошечкам и собачкам, то теперь он начал их замечать.

Весной Кошмарик отправился гулять и больше не вернулся. Тогда я решила завести сыну настоящего друга – собаку.

Покупаем щенка

Собаку я решила купить сыночку породистую. Не слишком маленькую, чтобы Сережа ее не убил ненароком, но и не слишком большую, чтобы она его не травмировала. Выбор пал на йоркширского терьера. Лорику было всего два месяца. Это был маленький черненький жизнерадостный песик

Когда Сережа пришел вместе с папой из садика, Лорик сразу же кинулся к нему. Пытался его облизать, прыгал вокруг сыночка. Сережа испугался, пытался спрятаться, кричал. Лорику было совершенно непонятно такое поведение. Он, маленькая собачка, увидел маленького человека. Нашел, так сказать, родственную душу. А эта родственная душа с ним общаться не желает. Как же так?

Пришлось держать щенка на руках, пока Сережа разденется и спрячется на кресле. Так продолжалось весь день. Я уже испугалась, что собаку придется продать. Но на следующий день я увидела такую картину: сын лежит на полу, обхватив голову руками, и молча терпит, как собака его облизывает. Видимо он все-таки понял, что со стороны Лорика это проявление любви, а не агрессия.

Но мальчик-аутист есть мальчик-аутист. Он многого не понимает, и ему бесполезно что-то запрещать. Поэтому мои слова, что собачку обижать нельзя, для него пустой звук. Первое время Лорик не мог самостоятельно ни подняться на второй этаж, ни спуститься с него.

Он скулил под лестницей и ждал, когда его поднимут. Когда Сережа несколько раз скинул его с лестницы, Лорик понял, как преодолевать ступеньки, но обиду затаил. Любимой его местью стало навалять какашек на Сережину постель (к тому моменту он уже спал отдельно от меня).

Но собаку воспитывать легче, чем аутиста, поэтому Лорика быстро от таких дел отучили.

Со временем обиды забылись. Отношения у Лорика и Сережи стали налаживаться. Мы часто втроем гуляли, и щенок понял, что мы одна стая и нам нужно дружить. А то, что Сережа таскает его за длинные волосы, так это просто обычай нашей стаи. Он видимо главнее. Лорик часто облизывал сыночка, и тот тоже его признал, как члена семьи и близкое существо

Сережа никогда не гладил Лорика, но зато стал с ним играть. Наш йорк очень любит игры с мячиком. Постоянно всем этот мячик сует, чтобы кинули, но соглашается кидать только Сережа. Причем он просто выкидывает мяч за ненадобностью, не понимая, что это игра. А Лорик радуется, что с ним хоть кто-то играет, и опять приносит свой любимый мячик. Сын опять кидает, пес опять приносит. И так до бесконечности. И так получается настоящее взаимодействие, настоящая игра.

Какая польза от общения с животными?

Я считаю, что пользу мы получили от общения со всеми животными. Сережа стал более контактным. С детьми он не общается, но со взрослыми людьми стал менее настороженным. Быстрее идет на контакт, а следовательно быстрее понимает то, что ему хотят объяснить. Его взгляд стал более живым.

Я бы сказала, что животные вывели его из того маленького мирка, в котором он был замкнут.

Если у вас стоит выбор какое животное приобрести ребенку аутисту, не покупайте сразу питомца, а возьмите у друзей или родственников, или сходите с ребенком в зоомагазин, может он выберет друга который ему ближе.

Источник: http://autizm.net/kakoe-zhivotnoe-priobresti-rebenku-autistu.html

Пятнадцать нужных подарков на рождение малыша

Существует миф, что радио/видеоняня нужна только обладателям больших квартир и частных домов. На самом деле это незаменимая вещь для каждой мамы! Установив радионяню на кухне или в ванной комнате, можно спокойно готовить, мыть посуду, принимать душ, и при этом не бояться, что шум воды заглушит плач ребенка. В конце концов, у мамы появится возможность отдохнуть в соседней комнате, не проверяя каждые пять минут сон малыша.

«Я Покупаю» рекомендует видеоняню Beurer JBY100 от SunnyToy. няня абсолютно безопасна в использовании, так как работает в режиме ECO, который убирает вредные излучения.

Обзор камеры и громкость меняется на удаленном пульте, который уведомляет о возникновении шума. Волноваться насчет разрядки аккумулятора не нужно, в комплекте будет второй аккумулятор, чтобы после разрядки первого, вы могли быстро произвести замену.

Один аккумулятор выдерживает 8 часов бесперебойной работы.

няня Beurer JBY100, цена: от 9 768 руб.

Интернет-магазин Sunny Toy
Тел.:  (800) 500-31-62
Instagram: @sunnytoy.ru
ИП Яковлева Мария Владимировна
ОГРНИП 317774600271343

Фоторамка «Мой первый год»

Дети растут очень быстро, особенно в первый год жизни! Подарите молодым родителям рамку на 12 фотографий. С каждым месяцем они смогут добавлять новые снимки и наблюдать, как ребенок меняется на протяжении года.

Прибор для приготовления молочной смеси

Прибор для приготовления молочной смеси оценят мамы, чьи дети находятся на смешанном или искусственном вскармливании. С ним не нужно нагревать и охлаждать воду, соблюдать пропорции, взбалтывать бутылочку, чтобы перемешать смесь — аппарат всё делает сам.

Конверт для пеленания

Сколько раз в день маме приходится пеленать ребенка? Прибавьте к этому ночные дежурства у кроватки, и вы поймете, что лучший подарок молодой маме — тот, который облегчает уход за малышом. Конверты для пеленания на молнии и липучках настолько просты в применении, что с ними справится даже папа!

Гнездо для сна

Гнездо, кокон, позиционер — это спальное место для новорожденного, имеющее невысокие мягкие бортики. Они «обнимают» ребенка и создают чувство защищенности, практически, как в животе у мамы! А если поставить такое гнездышко в родительскую кровать, то можно обезопасить ребенка во время совместного сна.

Игрушка с успокаивающим белым шумом

Что самое сложное в уходе за малышом? Большинство мам подтвердят, что это бессонные ночи и бесконечные укачивания на руках. Игрушки с белым шумом помогают справиться с плохим сном за счёт успокаивающих звуков: сердцебиения матери, урчания в утробе, морского прибоя и других. Они снимают напряжение младенца и убаюкивают его. Модели со встроенным датчиком реагируют на движения малыша и включаются, когда тот начинает просыпаться.

Слинг

Слинг — тканое полотно, которое определённым образом надевается на маму, чтобы переносить в нём ребёнка и иметь при этом свободные руки. Приспособление делает менее ощутимым вес малыша, позволяет незаметно кормить его грудью на прогулке и способствует гармоничному психологическому развитию. В отличие от рюкзака-кенгуру, слинг можно применять с первых месяцев жизни и до достижения ребенком 2-3 лет.

Набор для отпечатка ладошек и ступней малыша

Подарите молодым родителям возможность запечатлеть то, какими крохотными были ручки и ножки ребёнка в первые дни жизни. Набор для отпечатка обычно содержит форму, гипсовую смесь, рамку для оформления слепка и подробную инструкцию. Будьте уверены — этот подарок займет почётное место в доме и будет бережно храниться долгие годы!

Конверт для автокресла

Перевозка ребенка в машине должна быть не только безопасной, но и комфортной. Конверт для автокресла отличается от обычного наличием прорезей для ремней, что позволяет пристегивать малыша. Выбирайте конверт в зависимости от сезона: легкий или утеплённый. Если у модели предусмотрены липучки, закрывающие прорези, то ее можно будет использовать как обычное одеяло в коляску.

Надежные автокресла и теплые, комфортные конверты для них вы можете приобрести в интернет-магазине KRESLASHOP.RU. Для удобства пользования в конвертах имеются застежки-молнии. Специалисты интернет-магазина помогут правильно определить подходящую ребенку модель автокресла и предложат на выбор несколько оптимальных для вашего малыша моделей.

Утепленный конверт для автокресла Concord Hug Walnut Brown (0+), цена: от 5 100 руб.

Источник: http://www.yapokupayu.ru/blogs/post/15-idey-chto-podarit-na-rozhdenie-malysha

Он — не человек дождя: интервью с отцом аутичного ребенка

— Расскажите, когда впервые вы узнали, что у вашего сына аутизм? Как диагностировали расстройство?

— Проблемы в развитии появились, когда Артему исполнилось 10 месяцев. Заметили, что ребенок перестал идти на контакт, избегал смотреть в глаза. Пропали те первые слова, которые он к тому моменту уже умел говорить, а им на смену пришли истерики и бессмысленный лепет. Выработанные за первые месяцы жизни навыки утратились. Артем стал «залипать» на длинные мультфильмы, прекратил как-то общаться с нами, кроме визгов и криков.

Нетипичное поведение ребенка врачи списали на особенности характера и успокаивали нас, что «раз нет душевнобольных родственников, то вам нечего беспокоиться».

Через полгода мы отправились на консультацию к неврологу, где нам ставили ЗПРР (задержка психоречевого развития), прописывали ноотропы, но слова «аутизм» мы не слышали. Это дало нам время на год успокоиться — вдруг рассосется. Не рассосалось.

В итоге через год, когда мы снова пошли в больницу, уже в выписках были слова, указывающие на аутизм («аутичное поведение», «аутистическое расстройство»). Но к этому моменту нам было уже понятно про аутизм у сына. В сети есть хороший скрининговый тест, его результаты явно указывали на проблемы.

При диагностике аутизма невролог сразу отправляет проверять слух. Также мы сделали МРТ, и там были видны органические изменения, которые мешали проводить сигналы по нейронным связям. И уже с этими выписками мы пошли вставать на учет в психоневрологический диспансер.

— То есть симптомы появились почти в год, а диагноз поставили, только когда ребенку было 2,5?

— Эта история не уникальна, и мы совершили ровно ту же ошибку, что и родители большинства других детей с аутизмом: мы упустили время, когда можно было уже формировать поведение ребенка.

Наше общество попросту не готово принимать детей с психическими расстройствами. В итоге многие родители готовы скрывать своих детей ото всех, включая официальную медицину, чтобы не прослыть родителями ненормального ребенка.

— А как вы и жена отреагировали на диагноз ребенка?

— Ушло много времени на принятие, были надежды, что перерастет. Сначала с моей стороны были попытки игнорировать проблемы. Но когда мы шли на обследование, мы уже знали, что у сына аутизм, и хотели помощи. Нельзя сказать, что это разом произошло: было всё нормально, а потом бах, у тебя ребенок с особенностями. Поэтому вся реакция, весь процесс принятия сильно растянут во времени.

Про воспитание

— Как вы взаимодействуете с сыном?

— Если сказать одним словом, то наше взаимодействие — это сотрудничество. Я бы назвал сына ограниченно вербальным, речь только фразовая. Диалога полноценного нет. Но я могу ему спокойно дать бытовую инструкцию, например «Отнеси на кухню тарелку» или «Убери за собой одежду».

На мой «Привет» он ответит: «Привет, папа». Может попросить включить свет или достать что-либо. Попросить еду. Мы его часто провоцируем на активность, например, что-то сами едим у него на глазах. Он подходит, и, пока не скажет фразу «Я хочу что-то», не даем. По сути, это процесс его обучения.

— Что вызывает наибольшие сложности при взаимодействии с Артемом?

— Самое сложное для меня — что он не может выразить свои переживания и желания. А нам сложно объяснить ему, почему что-то пошло не так. Но мы каждый раз методично, не спеша всё проговариваем. Раньше огромной сложностью был его язык общения — истерики. Без понимания, что это за поведение и как с ним работать, справиться было бы невозможно.

Интуитивное стремление дать желаемое на крик ребенка только усугубляет ситуацию, контринтуитивное — перетерпеть истерику — требует много усилий.

Это уже после мы научились работать с поведением. Сейчас практически нет истерик. И, пожалев его, мы не подкрепляем нежелательное поведение.

— Ходит ли ваш ребенок в садик? Если да, это специализированная или общая группа? И нужно ли детям с таким диагнозом ходить в специальную группу, на ваш взгляд?

— Сын ходит в общую группу в обычный садик на полдня, другого нет. Может, ходил бы и на весь день, но дневной сон у него отсутствует с двух лет.

Я считаю, все дети без агрессивного поведения должны ходить в общую группу, сами или с поддержкой тьютора. Если у ребенка есть агрессивное поведение, то с ним нужно работать и потом вводить в общую группу постепенно.

Основные дефициты при аутизме — это социальные и коммуникативные навыки, а естественная среда лучше всего помогает их развить. Даже если ребенок придет в группу, будет просто сидеть в углу и смотреть на других детей, это гораздо лучше, чем если он будет сидеть дома.

А помимо общей группы нужны дополнительные занятия. У нас сейчас это логопед, музыкальные занятия и занятия супруги по программе логопеда, также есть курсы два раза в год от государственного центра реабилитации. Они бесплатные и неплохие как дополнение к общему развитию ребенка.

Про лечение

— Взаимодействует ли ваш ребенок с психотерапевтом (арт-терапевтом, психиатром, другим специалистом) в области ментального здоровья?

— Можно сказать, нет, в начале работы с сыном мы брали консультации поведенческого специалиста и психолога. Единственное, при посещении центра реабилитации нас ведет психиатр, но он скорее фиксирует состояние и дает общее направление работы.

— Есть мнение, что если аутизм диагностирован рано и ребенком активно занимаются, то к школьному возрасту симптомы могут нивелироваться. Это так?

— Отчасти. Если с ребенком работать, дефициты частично компенсируются, вплоть до того, что он сможет ходить в школу со сверстниками. Это малая часть.

Но это не значит, что у него не будет проблем с социализацией и коммуникацией. Да и вообще, задача вмешательства в первую очередь — это сократить разрыв от нормы, а стопроцентное компенсирование — это тот идеал, который недостижим, но является ориентиром.

— Насколько важны лекарства при лечении аутичного ребенка?

— Я придерживаюсь мнения, что медикаментозная поддержка вообще не нужна, если для этого нет оснований, связанных с безопасностью (например, при агрессии и аутоагрессии).

Ну и часто при аутизме бывают сопутствующие проблемы, такие как проблемы сна или судороги, которые требуют медикаментозного вмешательства. Возможно, когда ребенок будет старше, могут потребоваться антидепрессанты или транквилизаторы, но как это всё диагностировать, если у ребенка дефицит вербальных навыков, непонятно.

— Какие еще существуют методы?

— Популярна безглютеновая и бесказеиновая диета, но мне кажется, что, если нет непереносимости этих белков, смысл ее сомнителен.

Если есть ресурсы, нет ничего плохого в анимал-терапии: канис (взаимодействие с собаками), иппотерапия (с лошадьми). Это позитивно влияет на улучшение сенсорной интеграции. Хотя вот поездка к дельфинам — весьма сомнительное мероприятие: при большой стоимости это, по сути, потеря времени и денег.

Про аутизм в целом

— Что вы знали про аутизм до того, как Артему поставили диагноз?

— Да ничего не знали толком. Был стереотип, что это замкнутые люди, не идущие ни с кем на контакт.

— Часто читала, что аутизм — это не расстройство, а способ мышления и восприятия мира. Что думаете об этой формулировке? Как называть корректнее?

— Аутизм, а точнее детский аутизм по МКБ-10, — это конкретный медицинский диагноз, основанный на дефицитах в навыках. Эта формулировка никак не мешает считать это особым способом мышления и восприятия мира. Я говорю «ребенок с аутизмом», ну или «ребенок в спектре» в контексте общения.

— К слову, про спектр. Что это и почему говорят «расстройство аутистического спектра»?

— Понятие «расстройство аутистического спектра» включает и детей низкофункциональных [с умственной отсталостью. — Прим. А. П.], и высокофункциональных (без нее), и детей с синдромом Аспергера, у которых изначально не было проблем с речью.

То есть заболевание нельзя рассматривать как отрезок, на одном конце которого низкий функционал, а на другом высокий. Это сложная совокупность навыков, таких как речь, моторика, интеллект, социальные навыки, дефицит внимания.

Именно поэтому разные дети с одним диагнозом будут вести себя по-разному. Просто их дефициты навыков будут в разных точках спектра.

— А каковы неочевидные проявления аутизма?

— Неадекватность реакции — например, ребенок смеется, когда кто-то рядом плачет. Порывы бурной радости из-за незначительных событий. Узкие интересы, без них никуда, сейчас у Артема это фигурки из супермаркета, которые давали на кассе. Определенные маршруты.

Про стигму

— Знает ли ваше близкое окружение о диагнозе Артема?

— Да, все знают. Кроме коллег, не хочется от них жалости. Нам очень повезло с садиком: реакция администрации и воспитателя была адекватной. Наши родители и некоторые друзья вообще сначала убеждали, что мы наговариваем и всё будет хорошо. А когда разговор зашел про оформление инвалидности, смотрели с непониманием: зачем нам это клеймо? В итоге сочувствуют, есть друзья, которые помогали в те или иные моменты.

— Вокруг аутизма есть много стигм. Например, что это априори замкнутые дети, что это одаренные дети, что это дети с умственным развитием. На самом же деле всё индивидуально. С какими стереотипами вы столкнулись, в какие сами верили еще до того, как узнали больше об этом расстройстве?

— История про савантов [гениальных людей. — Прим. А. П.] самая неприятная, что вот были ученые и музыканты с аутизмом. Потому что «вот чего вы расстраиваетесь, ребенок одаренный, вот сколько одаренных с аутизмом». А правда в том, что на одного гения сто детей с проблемами, и никто не видит, чего стоит жизнь здесь и сейчас с особенным ребенком.

— Некоторые мамы и папы не хотят признавать, что у их ребенка аутизм, объясняя его поведение особенностями характера. Связано ли это с внутренней стигмой?

— Я считаю, что тут два источника проблемы. Первое — это, конечно, общественное осуждение. «Ребенок не нормален», часто такие родители прячут своих детей в чулан, это очень печально. Второе — это родительский опыт, и мир, разрушенный по факту, еще цел в голове.

На эту тему есть очень хорошая книга шведского психолога Гурли Фюр «Запрещенное горе. Об ожиданиях и горе, связанных с ребенком, родившимся с особенностями развития». В ней хорошо расписан процесс принятия.

Основное, что я оттуда взял, — это то, что нужно «похоронить» ребенка мечты, отгоревать и начать заниматься тем ребенком, который есть.

Про помощь родителям

— Чтобы компенсировать дефицит навыков, аутичному ребенку нужна опора, которую он видит в родителях. Именно поэтому многие специалисты настаивают на том, чтобы оказывать психологическую помощь взрослым. Как, по-вашему, это можно реализовать?

— Я считаю, как минимум нужны регулярные консультации для скрининга состояния родителей отдельно от ребенка. Психиатрам следует просвещать родителей (что очень важно, без цинизма), что будет происходить с ними и какие есть варианты медикаментозной помощи.

Психотерапия также эффективна. Можно, например, попробовать групповую терапию, в каждом ПНД есть кабинет психолога. Лично мне в свое время помог тренинг по АСТ [Acceptance & Commitment Therapy, терапии принятия и ответственности. — Прим. А. П.]. Я перестал заниматься самоедством по любому поводу, в итоге больше сил оставалось на общение с семьей.

— Какую полезную информацию (литературу, видео) вы могли бы посоветовать другим родителям для детального изучения аутизма и понимания основ?

— Самое главное, с чего стоит начать родителям, это с поиска родительских сообществ у себя в регионе. Фонд «Обнаженные сердца» привез и адаптировал эффективную программу Early Bird («Ранняя пташка»). Она направлена на помощь родителям. Кроме того:

Источник: https://knife.media/autistic-child/

Ребенок аутист: ритуалы и процедуры аутиста, раздражители, коррекция аутизма

Личное пространство, в котором обитает ребенок аутист, он организовывает по своему вкусу — все раскладывается и размещается определенным образом; в расположении предметов иногда нет привычной нам логики, зато присутствует выбранный ребенком аутистом порядок, и всякое нарушение этого порядка для него болезненно.

ребенок аутист

Ритуалы и процедуры аутиста

Вся жизнь аутиста подчинена ритуалам и стандартным процедурам; у него обостренное чувство «внутреннего времени» и ощущение прочной связи конкретных действий с указанным временем, причем характер этих действий может не меняться годами.

Он ритуально ест, пьет, гуляет, читает, часто — одну и ту же книгу, которую знает едва ли не наизусть, смотрит телевизор и слушает радио, спит в одной позе, ходит по одному маршруту; привычное у него доминирует, непривычное отторгается. Мимика, мышечная моторика и характер движений аутиста тоже типичны.

Они стереотипны, сведены к необходимому минимуму:  ребенок аутист никогда не улыбается и не смеется, в состоянии покоя выражение его лица бесстрастное, походка неуверенная. Ребеноу аутист не озабочен впечатлением, которое производит на окружающих, ведет себя так, как ему удобно и нужно.

Раздражители для аутиста

Любое превышение порога мощности внешних раздражителей расстраивает и пугает аутиста.

Он боится громких звуков, не выносит громкой музыки, яркого или мигающего света, темноты, резких движений, бытовых шумов, например, шума сливного бачка в туалете, жужжания электробритвы, звука электрической дрели.

Часто у аутистов отмечаются «комплекс домашней кошки», то есть боязнь закрытых дверей, проявления клаустрофобии и агорафобии (боязни закрытых и открытых пространств), бронтофобии (боязни грозы), айхмофобии (боязни режущих инструментов).

Аутистам вообще очень свойствен, но обостренное чувство опасности, исходящей от изменений во внешнем мире, не случайно аутизм иногда называют неофобией — боязнью новизны. Вторая сигнальная система аутиста — речь — отличается характерными особенностями. Ребенок аутист понимает обращенную к нему речь, но его высказывания и общая манера разговора не всегда адекватны.

Речь аутиста негибкая, несвободная. Ответ на вопрос часто звучит в форме отрывочной реплики, назывного предложения, констатации. Сложные развернутые высказывания аутисту не под силу, он не может поддерживать диалог; не поняв вопроса, молчит и не переспрашивает, поэтому инициатива в беседе с аутистом всегда принадлежит другому.

Часто встречается эхолалия — механическое повторение услышанной фразы. И лишь проявив мягкую настойчивость, удается получить от аутиста ответ на заданный вопрос в форме «ответ словами вопроса».

Иногда эхолалия бывает бессвязной, «попугайской», аутист повторяет запомнившуюся фразу вне связи с конкретной ситуацией, иногда отсроченной, ребенок аутист реагирует на узнаваемые ситуации повторением связанных с ними фраз.

Источник: https://old-lekar.com/rebenok-autist/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой