Аутизм что это у детей

Детский аутизм: что это, причины развития болезни, симптомы и диагностика, методы лечения аутизма

аутизм что это у детей

Науке неизвестны причины возникновения аутизма и способы его лечения. Единственным лекарством от этого расстройства является любовь и опека родителей особенного ребенка.

Аутизм — это расстройство нервной системы, которое возникает вследствие нетипичного развития мозга. Для этого нарушения характерны проблемы во взаимодействии с окружающими людьми, сниженный интерес к среде, в которой ребенок живет и постоянные стереотипные действия, которые могут проявляться в упорядочивании игрушек в определенной последовательности или совершении однотипных манипуляций с ними.

Если Вашему ребенку был поставлен диагноз аутизм или расстройство аутического спектра — не стоит отчаиваться, ведь Ваш ребенок не хуже других, он просто особенный и больше других нуждается в заботе и любви.

Формы и степени аутизма у детей

В зависимости от степени расстройства определяется комплекс мероприятий, с помощью которых ребенка адаптируют к самостоятельности и жизни в социуме. Выделяют такие группы аутизма:

  • Первая группа — наиболее тяжелая степень расстройства, для которой характерна полная замкнутость ребенка в своем внутреннем мире, отсутствие каких-либо внешних реакций, мимики, жестов. Такие дети не разговаривают и не откликаются на свое имя, абсолютно не реагируют на окружающий мир. Специалисты ставят неутешительный диагноз относительно адаптации ребенка с этой степенью аутизма и приспособления его к жизни

Дети-аутисты закрываются от окружающего мира и боятся его познавать

  • Вторая группа — ребенок проявляет фрагментарную заинтересованность тем, что происходит вокруг, умеет говорить некоторые слова и фразы, но более зациклен на постоянном порядке вещей и действий

Ребенок пытается упорядочить все вокруг, разложив игрушки

  • Третья группа — дети устанавливают определенные контакты с людьми и миром, но не могут воспринимать объективно ситуации, которые возникают. Часто они имеют конфликты, не могут чувствовать состояние другого и не понимают скрытой двусмысленности слов. В целом дети, которых относят к третьей группе аутизма, довольно активные

Дети, страдающие аутизмом, часто не имеют близких доверительных отношений даже с матерью

  • Четвертая группа — наиболее легкая форма аутизма. Ребенок общается с окружающими, проявляет заинтересованность различной деятельностью и предметами, но при малейшей обиде или конфликте он уходит в себя и замыкается. Эта степень расстройства наиболее успешно поддается корректировке и, после ряда мероприятий, ребенок практически полностью адаптируется к социальной среде

При аутизме ребенок агрессивен и часто злится, если что-то не получается

Характерно, что чем более тяжелая степень аутизма у ребенка, тем раньше можно определить у ребенка некоторые отклонения и произвести корректировку.

Признаки и симптомы

Аутизм – заболевание загадочное, так как каждый пациент имеет свои симптомы.

Но все же общие черты, имеющиеся у всех «детей дождя», позволяют обобщить их в одну группу.

Картина меняется с возрастом, поэтому выделяют четыре основные группы:

  1. Ранний аутизм – дети до 2 лет;
  2. Детский аутизм – дети от 2 до 11 лет;
  3. Подростковый аутизм – от 11 до 18 лет;
  4. Взрослый аутизм.

У детей старше двух лет можно заметить характерные черты для раннего аутизма: нет контакта глаза в глаза, играет в одиночестве, не отзывается на имя. Также могут быть следующие признаки:

  • У ребенка нет желания контактировать с другими детьми.
  • Ему интересен только один вид деятельности (математика, музыка).
  • При смене обстановки у ребенка начинается паника.
  • Навыки чтения и письма в школе приобретаются очень сложно.

У детей старше 11 лет есть навыки общения с людьми, но предпочтительнее для них одиночество. В период полового созревания наблюдается агрессия или депрессия.

Как распознать аутизм у ребенка? Поведение ребенка с аутизмом

У детей до года очень трудно выявить такое расстройство, как аутизм. Это связано с самой природой нарушения: мозг ребенка неспособен одновременно сосредотачиваться на нескольких формах восприятия мира и совмещать их воедино, то есть, если ребенок слушает музыку он не может одновременно рассматривать игрушку или воспринимать мультфильм как цельный образ, имеющий и звук, и зрительную картинку.

Так как по поведению младенцев не всегда можно установить слушает ребенок что говорят или в это время просто рассматривает все вокруг, то критерий одновременного восприятия не может помочь в диагностировании аутизма.

Зацикленность на каком-либо действии или предмете — один из признаков аутизма

О болезни

В прошлом веке описываемое заболевание было довольно редким. Однако уже сейчас страдает 1 ребенок среди 88 детей, в то время как 50 лет назад эта статистика была более позитивной – 1 на 10 тыс. детей.

Надо заметить, что этому заболеванию больше подвержены мальчики, чем девочки. Большая часть исследований по поводу аутизма проводится в США. В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется.

Хотя на деле в государстве их не меньше, чем в той же Америке, где болезнью занимаются и ищут способы ее ликвидации.

Почему аутизмом страдает все больше детей, неизвестно. Врачи могут сказать лишь то, что, вероятно, болезнь вызывается не одним фактором, а совокупностью. Среди возможных причин возникновения разных форм аутизма – мутации в генах, поражения центральной нервной системы, проблемы с развитием мозга, гормональные сбои, вирусные инфекции, ртутные отравления, большое количество антибиотиков, химическая интоксикация.

Однако врачи не до конца выяснили, какие из перечисленных причин действительно приводят к болезни. Но ясен на 100 % тот факт, что к аутизму ведет наследственная предрасположенность. При этом во время беременности на развитие мозга ребенка может повлиять инфекция или сильный стресс, что в итоге приводит к формированию описываемого заболевания.

Признаки аутизма

Несмотря на особенности раннего возраста, бдительная мама сможет заметить некоторые особенности поведения малыша, которые в совокупности говорят о наличии аутизма:

  • малыш не смотрит на лица, не пытается рассматривать черты, а большую заинтересованность проявляет к игрушкам
  • при наличии слабого стороннего звука ребенок вздрагивает и пугается, тогда как при более значительном резком шуме он остается невозмутим
  • ребенок не просится к родителям на руки, ведет себя скованно даже на руках у матери или же, наоборот, слишком привязан к маме

Порой мама становится единственным человеком, которого ребенок подпускает к себе

  • не реагирует на движения людей и не воспринимает мимику, не отвечает улыбкой на улыбку или проявляет обратную реакцию (например, когда мама улыбается или смеется он может заплакать в ответ)
  • кроха поздно начинает издавать какие-либо звуки, а когда все же начинает произносить определенные слоги, то делает это без интонации

Диагностировать аутизм у ребенка до года очень сложно

Если Вы заметили в ребенке до года подобные проявления — не спешите с выводами. Поделитесь своими наблюдениями с участковым педиатром или неврологом. Возможно, симптомы, которые Вы определили, являются всего лишь индивидуальной особенностью ребенка.

Гомеопатия и народные средства

Многие предпочитают пользоваться растительными препаратами

Таким людям стоит обратить внимание на гомеопатические и народные средства. Они способны оказать дополнительный эффект, усилив действие основной терапии

Гомеопатия

Эффективность гомеопатических средств ставят под сомнение многие врачи. Однако после их применения у некоторых детей, страдающих от аутизма, состояние начинает улучшаться. Не стоит забывать, что любые таблетки должны быть прописаны лечащим врачом. Гомеопатия не является исключением. Если сделать неправильный выбор, то есть риск столкнуться с неприятными и даже опасными последствиями. Поэтому перед их приемом следует обратиться к гомеопату.

Существует большое количество гомеопатических препаратов, которые могут ускорить избавление от симптомов аутизма. Наиболее популярными являются:

  • «Тарентула»;
  • «Силицея»;
  • «Сульфур»;
  • «Страмониум»;
  • «Цина»;
  • «Алюмина»;
  • «Медорринум».

Если врач все же посоветует принимать те или иные таблетки из категории гомеопатии, то следует проявлять особое внимание к самочувствию ребенка. У некоторых могут проявляться побочные эффекты даже от безобидных препаратов

Народные средства

Растения помогают избавиться от многих болезней. Но лечится ли аутизм у детей таким методом? Если травы использовать против этой болезни, то вскоре симптомы начнут пропадать, а ребенок перестанет испытывать проблемы с социализацией. Лечение таким методом может потребовать большого количества времени, но эффекта достичь удастся практически каждому. Однако это не означает, что можно отказаться от основного лечения, отдав предпочтение народным средствам.

Лучшего эффекта можно достичь с помощью мелиссы, душицы, валерианы, багульника и родиолы. Какие рецепты можно использовать против аутизма:

  1. Мелисса. Порезать сушеную мелиссу на маленькие кусочки, залить их (15 г) кипятком (500 мл), дать настояться примерно 2 часа. Принимать по одному стакану утром натощак, а также вечером перед сном. Курс лечения – один месяц.
  2. Валериана. Измельчить корневище валерианы, залить их (1/2 ч. л.) кипятком (500 мл), оставить на полчаса. Принимать по одному стакану утром, днем и вечером. Перед приемом смесь следует процеживать.
  3. Душица. Измельчить душицу, взять немного от общего количества (30 г), залить кипятком (300 мл), дать настояться 2 часа. Принимать утром, днем и вечером по 50 мл. Желательно пить после приема пищи.

Допустимо использовать другие рецепты, которые основаны на растениях, помогающих при аутизме. Перед приемом следует консультироваться с доктором, чтобы исключить появление осложнений или побочных эффектов.

Симптомы аутизма у детей до 3-х лет

В более старшем возрасте появляются другие показатели, которые являются характерными для детей-аутистов:

Источник: https://gpk1.ru/rebenok/autizm-vikipediya.html

Исключение аутизма у детей в раннем возрасте

аутизм что это у детей
ВОРОНИН Николай

Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.  

Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.

Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра.

Не стоит бояться обращаться к психиатру! Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.

На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей

1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими

  • Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.
  • Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.
  • Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.
  • Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
  • Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).
  • При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.
  • Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.
  • По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.
  • Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.
  • Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.

2. Ограниченные интересы и особенности игры

  • Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки,  тряпочки.
  • Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.
  • Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные — не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.
  • Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.
  • Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).

3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия

  • Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.
  • Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова,  штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.
  • Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия. 
  • Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.
  • Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.
  • Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.

4. Расстройства интеллектуальной сферы

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.

5. Нарушение инстинкта самосохранения

  • Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).
  • Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.
  • Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.
  • Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.
  • Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.

6. СДВГ

Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).

7. Нарушения вербального общения

  • Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.  
  • Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».
  • Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Истерика у ребенка 7 лет что делать

С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у  детей после 1 года)

  • Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.
  • Ребенок играет в стороне от остальных.
  • Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.
  • Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.

Современные методы диагностики аутизма у детей

  1. Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол.

    Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери.

    Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.

  2. Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.

  3. Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.

  4. Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):

  • Тест интеллекта Д. Векслера

Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.

  • Тест интеллекта Кауфманов

Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.

  • Прогрессивные матрицы Равена

Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.

Опросники для родителей:

  • Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)

Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.

  • Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ

Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.

  • овая шкала аутизма CARS

Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.

Тесты, проводимые дефектологом и психологом:

«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.

Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений. 

Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Помощь при аутизме в ЕМС

Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:

  • Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).
  • Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и  регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.

Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

Источник: https://www.emcmos.ru/articles/isklyuchenie-autizma-u-detey-v-rannem-vozraste

Аутизм у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика аутизма | Здоровье детей

аутизм что это у детей

Аутизм у детей — это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году.

Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение.

Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.

Виды детского аутизма

Известны несколько детских расстройств, которые могут классифицироваться как разновидности аутизма:

  • Ранний инфантильный аутизм (синдром Каннера);
  • Атипичный аутизм;
  • Синдром Аспергера;
  • Кататонический синдром.

Ранний детский аутизм (РДА) обычно наблюдается в первые три года жизни ребёнка. Иногда такую форму аутизма путают с дезинтегративным расстройством, «детской деменцией», которое проявляется у малышей до 2-х лет.  Дети резко утрачивают все усвоенные до этого навыки: от социальных вместе с речью и желанием общаться до контроля мочевого пузыря и кишечника. В США это заболевание относится к расстройствам аутеистичного спектра.

Атипичный аутизм характеризуется ослаблением связи ребёнка с окружающим миром, отсутствием интереса к окружающему, нежеланием устанавливать эмоциональный и речевой контакт с людьми. Атипичная разновидность аутизма дает о себе знать у малышей старше 3-х лет; ей могут сопутствовать одни из основных симптомов — коммуникативное расстройство и эхолалия.

Синдром Аспергера проявляется в маниакальном стремлении к повторяющимся действиям, монотонности и трудности в общении с окружающими. У подростков его проявления отягощаются депрессией и постоянной тревожностью.

Психопатологический синдром, называемый кататонией, проявляется у ребёнка в виде двигательных расстройств, резкой смены различных типов поведения и обычно сопутствует аутизму.

Симптомы аутизма у ребенка

Многолетние наблюдения врачей и психологов позволяют составить практически полную картину признаков детского аутизма. Сюда относят весь комплекс нарушений в поведении, которые проявляются в патологических изменениях психомоторных качеств и речевых навыков.

  1. Отсутствие социализации. У ребёнка имеются трудности в выражении эмоций, общении с другими людьми. Он может противиться поцелуям и объятиям, другим формам демонстрации привязанности.
  2. Задержка развития речи. Малыш не умеет говорить и не проявляет желания к выражению своих мыслей с помощью слов.
  3. Отсутствие навыков коммуникации — речь для общения с людьми не применяется.
  4. Эхолалия. Бездумное повторение слов и выражений за другими людьми. При этом у ребёнка наблюдается хорошая механическая память.
  5. Ребёнок не применяет местоимение «я» к самому себе, вместо него использует «ты». Это связано с трудностями самоидентификации. При обращении к крохе с просьбой «Подними руку!», аутист выполняет поручение не со своей рукой, а с рукой человека, который к нему обратился.
  6. Синдром Аспергера. Стремление к однообразию, повторяющимся играм, поглощение и увлечение внимания какой-либо одной деталью игрушки. Появление болезненного беспокойства при нарушении распорядка дня, игры.
  7. Отсутствие инстинкта самосохранения — ребёнок может не бояться высоты и не понимать, что представляет для его жизни опасность.
  8. Тяга к самоповреждению. Такая аутоагрессия проявляется в причинении своему телу физических увечий и травм.
  9. Сенсорные нарушения — непереносимость музыки, прикосновений к телу во время мытья или стрижки.

При постановке диагноза могут наблюдаться все перечисленные симптомы или только некоторые из них.

Причины возникновения аутизма у ребенка

Генетический сбой, который повлиял на работу головного мозга, вероятность наследственной отягощённости у ребёнка — первые из причин происхождения болезни.

Япония является страной с самым высоким показателем аутизма в мире: в ней на каждые 10 000 здоровых жителей приходится 181 больной с этим синдромом.

Учёные страны восходящего солнца ещё в 70-е годы ХХ века отказались от прививки АКДС: после введения вакцины наблюдалась высокая смертность; у детей в разы увеличивался риск развития аутизма.

Некоторые мировые исследователи связывают появление болезни с влиянием на головной мозг ртути, содержащейся в большинстве прививок, которая поражает детскую ЦНС.

Часть учёных считают, что высокое содержание химикатов в окружающей среде и их проникновение в организм влияет на состояние серого вещества в мозге. Одна из причин появления аутизма — влияние как на будущую маму, так и на уже родившегося малыша генномодифицированной продукции.

Главным врагом признан гербицид глифосат, который вместе с пищей поступает в организм и вмешивается в процессы пищеварительного тракта.

Химикат приводит к сокращению количества очень важных аминокислот (тирозина, триптофана и фенилаланина) в желудке, что приводит к ожирению, болезни Альцгеймера, депрессии и аутизму.

Генная инженерия изменила сою и кукурузу так, чтобы они выдерживали большие дозы этого гербицида. Лидером последних десятилетий по использованию технологии ГМО является США. Страна-чемпион по употреблению генномодифицированных продуктов, в 2016 году насчитывала по одному больному аутизмом ребёнку на каждые 68 здоровых детей. США входит в пятёрку стран, где зарегистрировано наибольшее количество детей с аутизмом, что, вполне возможно, напрямую связано с ГМО.

Лечение аутизма у детей

Наиболее результативно производится коррекция раннего детского аутизма. Только 30% больных с тяжёлыми формами заболевания, с синдромом Каннера и атипичным аутизмом, имеют не самые благоприятные прогнозы лечения. В 60% у детей наблюдается стабильное улучшение состояния после курсов психокоррекции и приёма медицинских препаратов.

Настольной для родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, стала «Книга Я» клинического психолога Ивора Ловааса. Учёный призывает маму и папу вместе со специалистами принимать активное участие в терапии и акцентирует внимание на трёх китах методики — обучении языку, игре и привязанности. Лаваас относит агрессию и несогласие некоторых ребятишек с требованиями родителя или психолога к позитивным моментам терапии, считая это ответной реакцией.

В традиционные программы по лечению аутизма входят: посещение детьми курсов нейрокоррекции поведения и тренировки силы воли; работа с психологом для развития способностей коммуникации; занятия с логопедом и дефектологом.

Самым популярным на сегодня является метод АВА-терапии. Он состоит в пошаговом изменении у ребенка привычной для него модели поведения.

Работа начинается с имитирования — повторения жестов малышом-аутистом за специалистом, после чего наступает постепенный переход к выполнению простых действий: закрыть дверь, подать книгу или включить свет.

Так развивается эмоциональный отклик — детям становится приятно совершать какие-то действия и получать за это поощрение, происходит их социологизация.

Двигательные и когнитивные навыки малыш может приобрести во время игры. Для этого используют компьютерные технологии — коррекционные комплексы с видеоуправлением для развития типа «Timocco». Во время их использования у детей развивается двусторонняя координация, увеличивается скорость реакции, тренируется внимание и координация движений, развивается абстрактное мышление.

Медикаментозное лечение аутизма осуществляется с помощью, прежде всего, препаратов ноотропной группы. Они призваны стимулировать деятельность детского мозга, активизировать в нём процессы мышления и запоминания информации. Некоторые виды лекарств могут оказывать на психику как тормозящее воздействие, к ним относят «Панограм» и «Фенибут», так и возбуждающее с антидепрессивным эффектом: «Когитум», «Энцефабол», «Пикамилон».

В терапии аутизма для повышения концентрации внимания, интеллектуального и речевого развития хорошо себя зарекомендовали «Церебрализин» и «Кортексин».

При наличии у страдающего аутизмом страха и тревожных состояний врачи выписывают транквилизаторы. С помощью нейролептиков у детей корректируются такие симптомы, как аутоагрессия, двигательная расторможенность и стереотипное поведение. На базе приёма антидепрессантов создаются условия для увеличения контакта с больным ребёнком специалистов-психологов, а у самого малыша начинает появляться интерес к окружающему миру.

Аутизм — тяжёлое и не до конца изученное наукой заболевание. Печальные статистические прогнозы предрекают: этот диагноз к 2025 году будет поставлен каждому второму ребёнку на Земле. Современные методы коррекции и правильно подобранные медикаментозные препараты способны помочь и родителям, и детям в борьбе с этим заболеванием.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/zdorove_detey/autizm-u-detey-prichinyi-simptomyi-lechenie-i-profilaktika-autizma

Симптомы аутизма у детей до 3 лет: какие симптомы подскажут родителям, что пора обратиться за помощью?

Несмотря на то, что диагноз «аутизм» официально существует, детей (как и взрослых людей) с таким диагнозом в цивилизованном мире не принято считать больными в традиционном смысле слова.

Правильнее и этичнее считать аутистов — людьми с нарушениями восприятия и коммуникации с внешним миром. Причем, степень этого нарушения имеет с десяток градаций. И у каждой есть свои специфические симптомы.

Точных причин возникновения аутизма у детей до сих пор не знает никто. Хотя в случае с некоторыми конкретными расстройствами аутистического спектра имеет место доказанная наукой генетическая связь.

Что же представляет из себя аутизм как таковой? Все довольно просто: практически круглосуточно человеческий мозг (в том числе и детский) получает и обрабатывает информацию.

Мы воспринимаем окружающий мир посредством обработки данных, получаемых нашим мозгом от анализаторов — зрительных, слуховых, осязательных и т.п. А затем, обработав эти данные, мы реагируем на них.

Таким образом осуществляется наше восприятие окружающего мира, а также наша коммуникация с ним (реакция на всевозможные раздражители, а также общение с другими людьми).

У аутистов в той или иной степени восприятие окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, аутисты воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот – другие, важные для нас посылы извне, они могут вообще не воспринимать как таковые). Соответственно — они иначе, нежели «обычные» люди, реагируют на проявления окружающего мира, а также иначе общаются в рамках социума.

К сожалению, аутизм относится к числу тех заболеваний, которые прогрессирует с каждым годом, о чем красноречиво говорит мировая статистика. Увы, статистических данных отдельно по России не существует, но по оценками практикующих врачей, она мало отличается от общемировой.

10 лет назад на 1 000 здоровых детей приходился 1 малыш с диагнозом аутизм. Три года назад – статистика выросла до 1 на 150. В наше время один ребенок-аутист приходится на 50 здоровых мальчиков и на 80 здоровых девочек (то есть среди малышей-парней аутизм встречается чаще, чем у маленьких барышень). Тревожная динамика, не так ли?

Косвенные симптомы аутизма у малышей

Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.

Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Бактерии в моче у ребенка что это

Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы:

  • Социальные симптомы;
  • Проблемы коммуникации;
  • Монотонность (стереотипность) поведения.

1: Социальные симптомы аутизма у детей

  • Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
  • Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
  • Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
  • Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
  • Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
  • Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
  • В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

2: Дети аутисты и трудности коммуникации

  • Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
  • Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
  • Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
  • Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
  • Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
  • Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
  • Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

3: Симптомы аутизма у детей: монотонность поведения

  • Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
  • Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
  • Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
  • Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
  • Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

Первые симптомы аутизма родители могут обнаружить у детей уже с возраста примерно 1,5-2 лет. Однако опытные и квалифицированные специалисты способны заметить начальные признаки аутизма уже с 3 месяцев. Для разного возраста существуют специальные диагностические тесты, которые помогают медикам более точно определить потенциальную вероятность развития аутизма у ребенка.

Лечение детей аутистов: где взять «волшебную» таблетку?

Увы, но на сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм как таковой не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор.

Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе.

Чем раньше начать коррекционную работу с ребенком аутистом – тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во «взрослом» мире.

Повторимся, что коррекционная работа напрямую и очень тесно зависит от специфики диагноза. Ведь за словом аутизм скрыто множество разновидностей отклонения поведения.

Диапазон «отклонений» от нормы (говоря научным языком – диапазон расстройств аутистического спектра) – огромный: один аутист может быть умственно-отсталым инвалидом, не способным обслуживать себя, тогда как другой — может быть полноценным членом общества, но немного «странным» по оценке других людей: замкнутым, необщительным и т.п. В основном успешный результат коррекции аутизма зависит от точной и ранней диагностики, а также от глубины и качества коррекционной работы.

Это значит, что никакого универсального метода лечения (а именно – коррекции поведенческих реакций) аутизма у детей не существует в принципе. Каждая методика – практически индивидуальна и представляет собой своего рода паззл, состоящий из точно подобранных упражнений и методик, соответствующих проблематике данного конкретного малыша.

Родителям ребятишек с тем или иным расстройством аутистического спектра необходимы в равной степени – и адекватная квалифицированная медицинская помощь, и недюжинная душевная стойкость. А именно: терпение, настойчивость (скорее даже – родительское упрямство) и твердая решимость. Решимость вместе со своей крохой по крупице, по мелочи, по узнать окружающий мир и «подружиться» с ним. Мир, в котором этому ребенку так или иначе предстоит жить.

Источник: http://www.woman.ru/kids/healthy/article/144409/

Причины аутизма

Причины аутизма – это совокупность факторов, влияющих на возникновение данного заболевания, или создающих благоприятную среду для его развития.

В настоящее время до сих пор до конца не выяснено что конкретно его вызывает доподлинно известно, что основные причины появления тесно связаны с генетикой и наследственностью. Об этом свидетельствую многочисленные современные научные исследования, проводимые в этой области.

Общая характеристика болезни, ее природа и этиология постоянно порождает новые теории возникновения аутизма. Откуда же берется такое заболевание? Что является причиной его формирования и развития?

В данной статье рассмотрим все возможные концепции, влияющие на развитие аутизма, а также расскажем о факторах, которые до сих пор ошибочно считаются причинами, провоцирующими его возникновение.

Наследственная предрасположенность

Генетически измененные гены являются одной из основных причин по которой возникает и развивается данное заболевание.

Аутизм передается по наследству, это значит, что дети-аутисты, которые страдают от такой болезни, изначально были подвержены ей на генетическом уровне.

Именно наследственность является причиной, по которой в одной семье от такого заболевания страдают несколько детей. А научные исследования утверждают, что риск развития раннего детского аутизма среди сестер и братьев увеличивается в три-восемь раз.

Генетических проблем при аутизме существует достаточно много. Они напрямую связаны с белками, протеинами, нейронами и митохондриями. Следует отметить, что дефект митохондрий – это генетический сбой, который встречается у аутистов чаще всего.

При этом четко прослеживается генетическая предрасположенность к белковым нарушениям и отклонениям в нейронном взаимодействии, протекающая на клеточном уровне.

Такие изменения часто ведут к разрушению мембран клеток и провоцируют образование энергии в митохондриях.

Ген аутизма

Хотя происхождение заболевания тесно связано с генетикой, в настоящее время научных подтверждений о существовании определенного гена, вызывающего болезнь нет.

Однако международная группа ученых сравнительно недавно опубликовала результаты своих исследований в журнале Science Translational Medicine. В процессе своей работы они выявили, что мутации гена PTCHD1, расположенного в единичной мужской хромосоме, в значительной степени связаны с аутизмом.

По мнению ученых, таким образом, объясняется и тот факт, что мальчики рождаются аутистами в четыре раза чаще, чем девочки.

Однако сами же ученые говорят о том, что малое число лиц, в генетических структурах которых была выявлена данная связь при проведении такого эксперимента, не является основополагающим доказательством, а лишь одним из дополнительных подтверждений возможной причины возникновения аутистического расстройства.

Вирусы

Научные исследования проводились и в области вирусологии. Таким образом было высказано предположение, что на развитие аутизма могут повлиять токсическая и инфекционная причины.

Вирус простого герпеса, краснухи, мононуклеоза, ветряной оспы, розеолы и цитомегаловируса очень опасны для развивающегося мозга ребенка. Они могут вызвать нестандартный ответ иммунной системы организма на инфицирование, что может повлечь за собой развитие аутизма и других аутоиммунных болезней.

При сниженном иммунитете у новорожденных, проникновение вируса в их организм в значительной степени влияет на нервную систему и головной мозг, вследствие чего возникает аутоиммунная реакция. Говоря простым языком, организм младенца борется сам с собой, поражая при этом собственные здоровые клетки, благодаря чему появляются ранний детский аутизм и умственная отсталость.

Чаще всего вирус проникает в организм ребенка при внутриутробном развитии, при инфицировании беременной женщины. Также возможно заражение грудничка через материнское молоко при грудном вскармливании или слюну. Бывает так, что ребенок подхватывает инфекционное заболевание в яслях.

Более слабые области головного мозга подвергаются удару в первую очередь, а это именно те, которые отвечают за эмоциональное настроение и коммуникативные навыки. К примеру, мозжечковая миндалина способствует регулированию эмоционального фона и несет ответственность за манеру общения, интонацию, а также за зрительный контакт. А как известно основными симптомами аутизма являются отсутствие зрительного контакта, эмоциональная бедность, замкнутость и снижение коммуникативных функций.

Вакцина

Одна из теории повествует о том, что аутизм вызывают прививки, сделанные детям в младенческом возрасте в процессе обязательной вакцинации.

Однако на сегодняшний момент было проведено множество различных научных исследований, но ни одно из них так и не доказало связь между вакцинами, или их сочетанием с данным заболеванием.

Также не было найдено абсолютно никаких доказательств того, что вещества, использующиеся при производстве вакцин способствуют возникновению расстройств аутистического спектра. Теория о том, что Тимеросал, добавляемый в вакцины увеличивает в несколько раз риск развития такого заболевания, осталась только голословной теорией.

Глютен как провокатор отклонения в развитии

В последнее время заговорили о том, что одним из факторов вызывающих аутизм у детей и взрослых может быть пищевая непереносимость глютена. Как известно, клиническим проявлением такого отклонения является болезнь целиакия. И ведь действительно, при соблюдении безглютеновой диеты при расстройствах аутистического спектра наблюдался положительный эффект.

Впоследствии ученые опровергли имеющуюся связь между целиакией и возникновением аутизма у детей, однако подтвердили, что повышенный риск развития данной болезни имеется у тех людей, которые обладают нормальной слизистой оболочкой кишечника, но при этом с положительным тестом на антитела к компонентам глютена.

Выходит, что патологические состояния при аутизме развиваются не при клинических проявлениях глютеновой непереносимости, то есть целиакии, а непосредственно под влиянием глютена. Теория о том, что иммунологическая непереносимость компонентов глютена может лежать в основах механизма развития расстройств аутистического спектра, получила подтверждение.

Именно поэтому при лечении аутизма диетологом в обязательном порядке назначается безглютеновая диета, которая значительно улучшает когнитивные функции у заболевших детей.

Духовные причины

Психология имеет свои взгляды на причины возникновения такой болезни. Духовные и психологические факторы играют в развитии аутизма далеко не малую роль. Психосоматика заболевания свидетельствует о том, что физиологические проявления при такой болезни тесно связаны именно с психологическими. Например, ребенок теряет речевые навыки при нежелании общаться с окружающими.

Психологическими причинами, повлиявшими на приобретение болезни, в таком случае становятся:

  • проблемы во взаимоотношениях с матерью в раннем детском возрасте;
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей;
  • перенесенный сильный эмоциональный стресс;
  • полное игнорирование ребенка матерью, раннее отлучение от груди;
  • психологическая травма у ребенка;
  • искаженное восприятие окружающего мира из-за его недостаточного познания.

У таких детей часто возникает не врожденный, а приобретенный аутизм.

Психологическое состояние и образ жизни матери

Образ жизни матери ребенка и ее психологическое состояние при беременности также может повлиять на развитие такой болезни.

Перенесенные заболевания

Одной из причин возникновения аутизма принято считать перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания во время вынашивания плода. К таким инфекциям относятся корь, герпес и ветряная оспа. Даже обычный грипп и острые вирусные инфекции в такой период увеличивают риски рождения ребенка аутиста практически в два раза.

Пренатальный стресс

Эмоциональное состояние женщины во время беременности тоже может быть причиной появления у ребенка расстройств аутистического цикла. Частые стрессы, перенесенные женщиной в такой период увеличивают в крови концентрацию глюкокортикоидов, которые при избыточном количестве не нейтрализуются, а поступают в организм плода.

Гормоны способны проникать в головной мозг ребенка, вызывая в нем различные нарушения, которые проявляются сразу после рождения малыша или по мере его развития. Обычно это период первого года жизни, или семи-девяти лет.

Глюкокортикоиды, циркулируя по организму ребенка, становятся причиной повышенной тревожности, выраженных страхов, способствуют развитию расстройств нервной системы, а также психосоматических заболеваний, в том числе и раннего детского аутизма.

Вредные привычки

Не последнюю роль в развитии детского аутизма играют вредные привычки, которые имеются у матери во время беременности. Особенно вредно курение. Хотя ученые пока и не заявили открыто о связи аутизма у детей и курения будущей матери, но результаты исследований, проводимых в этой области свидетельствуют о том, что она существует. Таким образом, курение беременной женщины может спровоцировать развитие специфических форм аутизма у ребенка.

Алкоголь, кофеин, лекарственные препараты и наркотические вещества, употребляемые будущей матерью, также не несут ничего хорошего для здоровья малыша. Хотя прямой связи между их употреблением и развитием у детей аутизма не установлено, такие вредные привычки в целом плохо воздействуют на здоровье плода и вызывают патологические процессы в его организме.

Возраст родителей

В таком вопросе большую значимость имеет именно возраст отца. Мужчины старше пятидесяти лет на шестьдесят шесть процентов увеличивают риск возникновения аутизма. Если на момент зачатия возраст будущего отца от сорока до пятидесяти лет, то цифра снижалась до двадцати восьми процентов.

Поздний возраст матери также накладывает свой отпечаток. Женщины, ставшие матерями после сорока лет на пятнадцать процентов больше подвержены риску родить ребенка аутиста, чем тридцатилетние. А если оба родителя перешагнули рубеж сорокалетнего возраста то риски возрастали еще больше.

При этом следует отметить, что большая разница в возрасте между родителями играет свою роль. Наиболее подвержены аутизму дети, чьи отцы находятся в возрасте тридцати пяти-сорока лет, а мамы на десять лет старше. И наоборот, если мужчина младше женщины на десять лет, а она, в свою очередь, находится в возрасте от тридцати до сорока лет, риск возникновения заболевания также достаточно высок.

Совокупность факторов

Говорить о какой-либо одной причине возникновения патологии нужно с осторожностью. В последнее время, ученые все чаще отмечают тот факт, что на возникновение и развитие расстройств аутистического спектра влияет совокупность различных факторов, среди которых и наследственная предрасположенность, и экология, и возраст родителей и различные психологические причины.

Подводя итоги

Причин возникновения аутизма существует достаточно много, и на сегодняшний момент они еще не до конца изучены. Поэтому с достоверностью нельзя сказать, какая именно причина является основополагающей при возникновении данного заболевания.

Современные положения, научные труды и исследования, проводимые в этой области, все больше заставляют склоняться к мысли о том, что единой причины вызывающей болезнь не существует.

Заболевание формируется под влиянием нескольких факторов, которые в совокупности и приводят к появлению расстройств аутистического спектра.

Источник: https://FoodandHealth.ru/bolezni/prichiny-autizma/

Как распознать аутизм у ребенка: признаки и симптомы патологии в период с рождения до 4-5 лет

Аутизм – это патология, при которой у человека нарушается социальная адаптация, психическое развитие, речевая функция. К сожалению, от заболевания полностью избавиться невозможно.

Целью врачей считается коррекция имеющихся нарушений, помощь для адаптации в обществе. Развиваться патология начинает с самого детства.

Задача родителей состоит в выявлении заболевания на первой стадии и своевременном обращении к педиатру. Поэтому важно знать, какие имеет аутизм у детей признаки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда ребенок начинает говорить мама

Основные причины возникновения и факторы риска

Под причинами развития аутизма понимают ряд факторов, которые провоцируют возникновение подобного нарушения. До сих пор точно неизвестно, почему развивается данная болезнь. Существует множество теорий, объясняющих появление патологии.

Большинство медиков связывают аутизм с плохой генетикой. Часто у родителей-аутистов появляются на свет малыши с такими же отклонениями.

Генетических сбоев при данной болезни существует немало. Они напрямую связаны с нейронами, белками, митохондриями. Дефект последних – это сбой генетического типа, который чаще всего обнаруживается у детей-аутистов. Нередко наблюдаются белковые и нейронные нарушения. Они становятся причиной разрушения клеточных мембран, провоцируют выработку энергии в митохондриях.

Относительно недавно международная группа ученых провела исследование, результаты которого опубликованы в журнале Science Translational Medicine. Было обнаружено, что мутация гена PTCHD1 в единичной мужской хромосоме связана с аутизмом. Это объясняет тот факт, что мальчики в несколько раз чаще девочек рождаются аутистами.

Также причинами возникновения патологии могут быть:

  • перенесенная вирусная болезнь. Ученые в области вирусологии выявили, что на развитие аутизма могут определенным образом влиять инфекционные и токсические факторы. Например, ветряная оспа, краснуха, герпес, мононуклеоз способны негативно отразиться на развитии головного мозга, нервной системы малыша. Такие патологии могут дать атипичный ответ иммунной системы, повлечь возникновение аутизма. Чаще всего вирус проникает в организм малыша еще на стадии внутриутробного развития при заражении матери;
  • непереносимость глютена. Клиническим проявлением такого нарушения является патология целиакия. При соблюдении безглютеновой диеты у многих детей-аутистов наблюдается улучшение;
  • вакцинация. Есть теория, согласно которой аутизм вызывают прививки, в частности АКДС. В таком препарате содержатся твин-80, мертиолят, соли алюминия, которые могут негативно отразиться на состоянии головного мозга и нервной системы. Но данное предположение не доказано. Большинство привитых АКДС малышей является абсолютно здоровыми. Многие дети становятся аутистами и без вакцинации;
  • психологические проблемы. К ним относятся плохие отношения с родителями, сильный стресс, раннее отлучение младенца от груди, недостаточность познания окружающего мира. Плохое психоэмоциональное состояние создает преграду для налаживания отношений с окружающими, тормозит развитие малыша в психическом и умственном планах;
  • несоблюдение будущей матерью основ здорового образа жизни, питания. Курение, употребление алкоголя, несбалансированный рацион, частые стрессы – все это негативно отражается на состоянии плода;
  • возраст родителей. Как показывает статистика, у мужчин, которые становятся отцами в возрасте 50 лет и более, на 60% увеличивается вероятность появления у ребенка аутизма. Женщины старше 40 лет на 15% чаще рожают малышей с умственными и психическими отклонениями, чем более молодые представительницы слабого пола. Если муж младше супруги на 10 лет, жене при этом от 30 до 40 лет, то риск появления у них ребенка с аутизмом значительно повышается.

Как правило, к развитию отклонений у малыша приводят сразу несколько факторов. Чаще всего причинами становятся наследственная предрасположенность, возраст родителей, психоэмоциональные расстройства.

Как распознать ребенка-аутиста?

У детей-аутистов сильно снижается качество жизни. Как правило, у них не получается создать семью, устроится на хорошую работу. Важно не пускать болезнь на самотек.

Своевременная помощь может существенно облегчить состояние малыша. Важно знать ранние признаки аутизма. Они отличаются у детей разных возрастов. Обычно первые симптомы появляются в период с рождения до 4-5 лет.

Первые проявления заболевания у малыша до 1 года

Заподозрить развитие у грудничка аутизма можно по наличию проблем в двигательной сфере. Нарушение моторики не является явным признаком патологии. Доктора отмечают, что некоторые малыши с диагнозом аутизм хорошо владеют телом.

Родителям следует обратить внимание на походку малыша. При передвижении многие аутисты балансируют руками, ходят на цыпочках. Есть дети, которые перемещаются вприпрыжку. Все движения у больных выходят неловкими и угловатыми.Определить аутизм можно и по внешности. Если у ребенка не развита мимика, на его лице не проявляется радость или грусть, то это может говорить о наличии у него патологии.

К девятимесячному возрасту здоровый малыш начинает активно имитировать звуки, откликаться на внешние раздражители, произносить отдельные слова, узнавать родных. Аутисты отличаются равнодушием ко всему. У аутичных детей снижено сенсорное восприятие. Малыш погружен в себя, не идет на контакт с окружающими.

Если позвать ребенка к себе, он проигнорирует это. Также у таких грудничков имеются проблемы с чувством самосохранения. Они отличаются повышенной агрессивностью. Аутисты негативную энергию высвобождают на себя. Например, ребенок может бить себя по голове, кусать руки. Плохой опыт не закрепляется в памяти. Поэтому малыши наносят себе ущерб неоднократно.

У аутистов часто наблюдаются проблемы с желудочно-кишечным трактом. Например, у таких малышей возникают запоры, длительностью по 2-3 недели, или хронический понос. Признаками расстройства работы ЖКТ у ребенка является постоянное надавливание пальцами на живот и скрежет зубами.

У каждого второго годовалого малыша-аутиста наблюдаются проблемы со сном. Причиной плохого отдыха является неправильная работа отдела головного мозга, отвечающего за процесс засыпание. Фаза быстрого сна у детей отсутствует либо очень короткая. Примерно у 40% аутистов периодически возникают эпилептические приступы.

Признаки в 1-2 года

Здоровый малыш 1-2 лет становится уже достаточно крепким и активным, готовым изучать мир. Он узнает родных и близких, встречает отца и мать с улыбкой, пытается разговаривать с окружающими.

Аутиста характеризуют молчаливость. Такой ребенок не способен внятно выговаривать даже короткие слова. Здоровый младенец на прикосновения отвечает выраженной мимикой.

Малыш-аутист же остается спокойным. Он не улыбается, не любит бывать на руках у мамы, не смотрит в глаза. Возраст 1-2 лет является самым благоприятным для вмешательства в развитие проблемного ребенка. Если найти правильный подход к малышу, то он может вырасти человеком, способным существовать в обществе.

Матери необходимо постоянно разговаривать с младенцем. Ребенок должен привыкнуть к голосу родительницы, ее запаху, телесным контактам с ней. К двум годам здоровый малыш осознает свою индивидуальность. Если грудничок думает, что связан с матерью, то более старший ребенок начинает становиться самостоятельным.

Именно в этом возрасте обычно родители замечают признаки аутизма. Здоровый малыш начинает ходить в садик, общаться со сверстниками, радоваться подаркам, осознанно встречать и провожать времена года.

Если присмотреться к поведению ребенка-аутиста, то можно заметить следующее:

  • он не стремится подружиться с детьми из детского сада, постоянно сидит в стороне от них. Тут нужно отметить, что асоциализация может быть причиной чрезмерной робости и застенчивости;
  • когда у младенца забирают игрушку, он никак на это не реагирует;
  • когда мать приходит забирать малыша из детского сада, тот не проявляет никаких эмоций.

Проявления в 3 года

В трехлетнем возрасте симптоматика аутизма является более выраженной. Малыш уже вошел в категорию дошкольников. Сильно отличается от своих сверстников.

Признаками аутизма у ребенка трех лет являются такие:

  • речь несвязная, состоит из придуманных фраз;
  • в игре малыша не прослеживается сюжета;
  • ребенок играет непредназначенными для этого предметами, отказывается от кукол, машин, мячиков;
  • наблюдается эгоцентричность. Никого из окружающих младенец не воспринимает;
  • о себе ребенок говорит в третьем лице;
  • при посещении незнакомых мест у малыша случаются истерики;
  • наглядно-образное мышление не сформировано;
  • ребенок чересчур привязан к маме;
  • малыш не может подойти к родителям и что-то у них попросить. Он проявляет эмоциональную холодность и не идет первым на контакт, несмотря на то, что сильно привязан к маме. Необходимость нахождения рядом родителей обусловлена бытовыми потребностями ребенка.

Как проявляется болезнь у детей 4 лет и старше?

В четыре года здоровые дети уже знают, как можно, а как нельзя вести себя в обществе. У них формируются определенные моральные принципы. У малышей с аутизмом, в четыре года признаки болезни проявляются более отчетливо.

Они не усваивают морально-этические нормы, не понимают, для чего их разрабатывают. Мыслят такие дети прагматично и совершают все действия лишь с выгодой для себя.

Они не воспринимают чужие потребности, эмоции, не нуждаются в контактировании со сверстниками. Многие аутисты сильно привязываются к одной вещи.

Иногда тягу к определенному человеку они проявляют через негативные эмоции. Например, могут злиться на мать и портить ее одежду. У больных детей наблюдаются дефекты речи.

Среди прочих признаков аутизма стоит назвать:

  • стереотипные движения;
  • молчаливость;
  • дети не задают вопросов;
  • появление паники в ответ на яркие вспышки, громкие звуки;
  • ребенок не откликается на свое имя, о себе говорит в третьем лице;
  • проблемы с координацией;
  • появление ритуальных действий;
  • малыши относятся к людям как к неодушевленным предметам.

По мере взросления, без лечения симптомы аутизма у ребенка будут становиться более выраженными.

Дифференциальная диагностика

Сегодня существуют разные методики, которые направлены на коррекцию нарушений у детей-аутистов. Результативность зависит от тяжести патологии и правильного подхода к терапии.

Успех лечения обусловлен верно поставленным диагнозом и выявленными нарушениями. Надо понимать, что симптомы аутизма свойственны и ряду других заболеваний. Поэтому рекомендуется проводить дифференциальную диагностику.

Аутизм можно перепутать с такими патологическими состояниями:

  • шизофрения;
  • синдром Ретта;
  • нарушение привязанности;
  • умственная отсталость;
  • глухота;
  • синдром Ландау-Клеффнера;
  • нарушение речевой функции;
  • гиперкинетическое расстройство со стереотипиями;
  • дезинтеграционное нарушение;
  • синдром Туретта.

При постановке диагноза аутизм, учитывается триада признаков данной патологии:

  1. нестандартные формы установления контактов с окружающими, отсутствие или слабая реакция на людей;
  2. появление первых симптомов патологии не позже 30-месячного возраста;
  3. задержка или отсутствие речевого развития.

Доктор собирает анамнез пациента. Выявить аутизм ему помогают специальные тесты. Трудности диагностирования болезни связаны с тем, что ребенок плохо идет на контакт, не может сосредоточиться на выполнении задания.

Поэтому появляется риск недооценки либо переоценки малыша. Для дифференциальной диагностики аутизма важно обращаться к грамотным специалистам.

Малоопытный врач может сделать неверное заключение, подобрать неподходящее лечение. Это способно привести лишь к усугублению состояния малыша. Существуют специальные центры по выявлению и лечению аутизма.

Источник: https://momjournal.ru/zdorove-rebenka/detskie-bolezni/autizm-priznaki.html

Как распознать аутизм у детей: первые признаки, симптомы у ребенка до 1 года, 2-3 лет и старше

Аутизм у детей – это расстройство психического развития, наследственное нарушение мозговых функций. Расстройство возникает на нейробиологической основе. Результат – отсутствие понимания увиденного, услышанного, пережитого. Психическое развитие нарушается, проявляется дефицитом в области общения, социального взаимодействия, воображения (т.н. базовая диагностическая триада проблемных областей развития при расстройствах аутистического спектра).

Детский аутизм сопровождают определенные симптомы и поведенческие модели.

Теории и современные познания об аутистах

Время, когда детей-аутистов и их родителей обвиняли в тяжелом расстройстве психики, – это мрачный период в истории психологии и психиатрии. Сегодня причины возникновения и симптомы аутизма у детей рассматриваются с другой точки зрения.

В 1980-1990-х годах существовали 2 мощные теории, пытающиеся объяснить причины возникновения аутизма у детей.

Согласно первой теории детский аутизм – результат расстройства мозга.

Вторая теория, объясняющая причины аутизма, основана на эмоциональном факторе происхождения нарушения. Согласно ей, основное проявление – неспособность общаться с другими людьми.

На рубеже веков внимание ученых сосредоточилось на нейробиологической модели. Эта теория гласит, что ранний детский аутизм (РДА) обусловлен нарушением развития мозга у плода после закрытия нервной трубки.

Ни одна теория не была доказана, причины аутизма достоверно неизвестны и сейчас.

Почему рождаются дети аутисты:

Как распознать аутизм у ребенка, как проявляется у подростка

Большинство родителей замечают особенности развития малыша на 1-2-м году жизни. Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка следует обращать внимание на позднее развитием речи. Он в течение первого года жизни не выдает звуков, а в 16 месяцев не использует отдельные слова.

Новорожденные

Основные признаки аутизма у детей до 1 года – избегание зрительного контакта, отсутствие интереса к человеческим голосам, лицам, реакции на обращение по имени.

Дети 2-3 лет

К признакам аутизма у детей 2 лет относятся постепенно появляющиеся стереотипные закономерности в поведении. Частые короткие трясущиеся или круговые движения рук, пальцев, особенно в моменты радости, разочаровании.

У детей 3 лет наблюдается отсутствие интереса к игрушкам, способности играть, интереса к окружающим.

Старший возраст

Для детей-аутистов старшего возраста характерно ненормальное поведение, кажущееся странным для окружающих. Они думают, играют, говорят иначе. Это проявляется стереотипностью в игре, еде, общении. Присутствует дефицит творчества, воображения. Нет интереса к окружающим, активному сотрудничеству. Прерывание моментальной деятельности сопровождается взрывной, аффективной реакцией (пинками, укусами).

Отрешенность – еще один признак аутизма у детей (фото, присутствующие в онлайн-изданиях, посвященных теме расстройства, подтверждают это; типичное проявление – «сквозной» взгляд).

И пусть весь мир подождет:

Отрешенность это то, что характерно для многих аутистов в возрасте 3-7 лет

Картина, демонстрирующая, как проявляется аутизм у подростков в пубертатный период, исходит из буквального понимания вещей, дефицита смысла общения. Они не заинтересованы в окружающих людях. Причина – отсутствие способности читать по выражениям лица, жестам, речи тела. Встречается проявление преувеличенного интереса к конкретному человеку, теме.

В дискуссии их речь может иметь эгоистичный характер с недостатком мысли, чувств, идей. Одни любят обниматься, другим физический контакт неприятен.

Как распознать детей-аутистов родителям

Расстройство аутичного спектра характерно рядом общих черт.

Отсутствуют следующие реакции:

  • ответ на свое имя;
  • ответ или реакция на стимулы;
  • указание пальцем на интересные предметы;
  • махание на прощание;
  • подключение к детским играм (напр., в ладошки);
  • подражание;
  • замечание отдаленных предметов;
  • поддержка зрительного контакта.

Присутствуют следующие черты:

Следующие признаки – причина для проведения обследования и тестирования:

  • до 12 месяцев не «агукает»;
  • до 12 месяцев не жестикулирует;
  • до 16 месяцев не использует слова;
  • до 24 месяцев не использует предложения;
  • в любом возрасте теряет речевые или социальные навыки.

Один день из жизни:

Расстройства аутического спектра

В соответствии с симптомами РАС делят на несколько типов:

  1. Детский. Проблемы с пониманием услышанного, увиденного, испытанного. Трудности в общении, воображении. Речь идет о врожденном нарушении мозговых функций, ассоциирующихся с расстройством психического развития.
  2. Атипичный. Признаки могут частично соответствовать критериям детского аутизма, сочетаться с проявлениями других форм РАС.
  3. Синдром Аспергера. Характеризуется проблемами в общении, воображении, социальном поведении. Интеллект бывает выше среднего. Речь полностью развита, пассивный словарный запас богат.
  4. Другое дезинтегративное расстройство (синдром Геллера). Расстройство типично нормальным развитием, длящимся около 2 лет. Затем происходит постепенная потеря обретенных навыков, способностей.
  5. Другое первазивное расстройство. Нарушены все области, но нарушение не соответствует другим диагнозам.
  6. Синдром Ретта. Встречается у девочек. Сопровождается тяжелыми психическими отклонениями.

Континуум расстройств аутистического спектра

Как ставится диагноз

Диагностический процесс основан на психологических, психиатрических обследованиях, выявлении симптомов аутизма у детей. Диагноз устанавливается на основе поведенческих проявлений, независимо от возможной причины.

На следующей стадии диагностики определяется наличие связи психических признаков у ребенка-аутиста с соматическим заболеванием, генетической аномалией.

Оценивается уровень не специфического поражения ЦНС.

Современная диагностика РАС носит междисциплинарный характер. Комплексное обследование позволяет оценить расстройство с разных точек зрения.

Проблемы в жизни: общество, социализация, обучение, образование

Дети с РАС часто неспособны соответствующим образом налаживать контакты с одноклассниками, присоединиться к совместной игре. Проблемы вызывают также трудности в установлении зрительного контакта (они избегают его, не используют с целью коммуникации; некоторые, пытаясь «сделать все правильно», используют неестественно интенсивный зрительный контакт).

При пассивной форме РАС отсутствуют попытки установить дружеские отношения в классе (часто после предыдущего негативного опыта). Противоположность – чрезмерная активность. Вместо приветствия ребенок может забрать игрушку, ударить. Он просто не знает, как нужно делать.

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/autism/u-rebenka.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Буду мамой